20 января православный календарь. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Рождество в Грузии - как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств. Мы расскажем нашим читателям о праздновании Рождества по-грузински.

Алило

В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но один обычай, забытый в советское время и возрожденный в 90-е годы Святейшим Католикосом-Патриархом Илией II, – общий для всей страны.

Праздник отмечается напоминающим русское и украинское колядование шествием с песнопениями - Алило (от слова «аллилуия»). Этой традиции много веков - группа мужчин обходила дома с песнопением «Алило» и поздравляла всех с Рождеством. Процессию возглавлял «Махаробели» («вестник радости» - груз.) – хозяйка дома встречала его на пороге и одаривала фруктами, сладостями, хлебом, яйцами.

Впоследствии мужчин заменили дети - они и сегодня идут впереди процессии, нарядно одетые, с венками на головах, символизируя ангелов. С ними, молясь, идут представители духовенства с иконами, крестами и хоругвями.

В соответствии с дохристианскими еще традициями, в шествии участвуют ряженые, но изображают они евангельских персонажей - пастухов и волхвов.

Алило начинается сразу после рождественского богослужения, и в нем участвует весь город. В Тбилиси он начинается в конце проспекта Руставели, на площади Роз, и движется до собора Цминда Самеба (собор Пресвятой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви), где участников встречает Патриарх и передает подарки и сладости.

Пожертвования собирают в огромные корзины, которые заполняются по мере движения процессии - их везут на повозках волы.

Дохристианская традиция сбора угощений во время колядования переосмыслена в евангельском духе: к конфетам и булочкам добавляются деньги, игрушки и одежда, и все собранное передается детям-сиротам и другим нуждающимся.

Чичилаки, пхочаоба и первый гость

Есть и другие широко распространенные обычаи. Так, например, задолго до рождественской елки в Грузии ставили чичилаки - ореховый прут, с которого не до конца снимают тоненькие полоски древесины. Таким образом, на верхушке оставался сноп курчавых «волос». В эту копну (кстати, в народе ее именуют «борода святого Василия» – в честь святого, память которого отмечается в Новый год по старому стилю) вставляется деревянный крестик, а на него вешают гранаты, яблоки и яйца. Вокруг выкладываются красные ягоды.

Дополняет украшение чичилаки вечнозеленый вьюнок.

Чичилаки более всего распространена в западной части Грузии.

Пхочаоба - грузинская рождественская игра - распространена в Картли. Дети собирают разбросанные по полу мелкие орешки и грецкие орехи - у кого в руках окажется больше, тот и победил.

На Рождество и Новый год в Грузии приглашают специального гостя - меквле. До его прихода никто не может ни выходить, ни входить в дом.

Переступая порог, меквле должен оповестить хозяев: «Приношу вам радость, счастье, здоровье, доброту и благополучие!» – в подарок он приносит фрукты и сладости. Только после этого начинается праздничная трапеза.

Обычай приглашать меквле широко распространен до сих пор. «Первого гостя» выбирают тщательно и внимательно, иногда его роль берет на себя глава семьи.

Рождественское угощение

К Рождеству в разных районах Грузии готовят разные блюда.

В Имеретии, Гурии, Самегрело - хорошо известное блюда из курицы с орехами - сациви. Здесь же, в Самегрело, варят кукурузную кашу (мамалыгу) с сулугуни - это кушанье называется еларджи, делают козинаки с орехами, а главный атрибут рождественского стола - поросенок с аджикой.

В западной Грузии особое внимание уделяется сладостям: мед, орехи, сухофрукты. Рождественский стол здесь не обходится без тыквы в сладком сиропе (такое же блюдо готовят ко дню памяти святой Варвары).

В горах Восточной Грузии пекут сладкие пироги - каду. Приготовление теста - целый ритуал, которому посвящен весь день.

Рецепт кады:

400 граммов муки высыпать на доску, сверху - нарубленное пластами сливочное масло (250-300 г). Тщательно перемешать до однородного состояния. Сделать небольшое углубление в тесте, туда влить одно яйцо, полстакана мацони, размешанного с половиной чайной ложки соды, несколько капель уксуса и всыпать половину чайной ложки соли.

Тесто еще раз тщательно замешать, разделить на части.

Для начинки берутся примерно поровну сахара, муки и (можно чуть меньше) сливочного масла. Масло следует смешать с сахаром, затем добавить муку. В муку можно всыпать ванилин или корицу по вкусу.

Каждый кусок теста не очень тонко раскатать. Можно выложить внутрь начинку и свернуть в рулет, который затем нарезать на порционные куски, а можно сделать небольшие круглые пирожки с начинкой.

Выпекать на 180-200 градусах примерно полчаса на смазанном маслом противне (лучше застелить пергаментом).

Рождество Христово – великий праздник всего христианского мира, и в каждой стране он имеет свои особенные традиции празднования. Грузия не является исключением. День 7 января называется по-грузински «Шоба – Ахали цели», то есть «Рождество и Новый год» (причем, именно в такой последовательности). В этот день горожане стремятся выехать из городов в монастыри. Повсеместно осуществляется сбор средств для помощи нуждающимся. Даже в советское время, когда в большинстве городов и сел было очень мало действующих храмов, народ не забывал этот великий праздник, и традиция его празднования никогда не прерывалась. Празднование Рождества Христова по-грузински называется «алило» («ალილო»), что, очевидно, восходит к еврейскому словосочетанию «аллилуйя», т.е. восхвалению Бога. Грузины так глубоко переживают то, что произошло 2000 лет назад в Иерусалиме, что не могут выразить свою радость никакими другими словами, кроме как словами восхваления. По традиции, которую утвердил Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в ночь Рождества Христова каждый православный христианин Грузии зажигает у окна свечи, которые являются символом «света Христова, который просвещает всех».

В разных регионах Грузии день рождественского сочельника называется по-разному: в Самегрело он назывался «Христов вечер», в Гурии – «Многолетье», в Имеретии – «Коркотоба» (Сочельник), в Раче и Нижней Сванетии – «Чантлоба», в Верхней Сванетии – «Шоби» (Рождество), в Картли – «Христов Сочельник», в Мтиулети – «Тхилоба» (Время орехов).

В Кутаисском регионе на Рождество особенно любят приглашать и принимать гостей. На праздничный стол, за которым обычно собираются несколько десятков человек, помимо множества разных блюд ставится запеченная свиная голова. Но даже и тогда, когда празднование Рождества Христова не поощрялось, жители кутаисского региона хранили память об этом дне. Мой друг рассказывал, что и при безбожной советской власти его дед в рождественскую ночь закрывался один в комнате, по четырем сторонам зажигал свечи и молился о своей семье, стране и о всем мире. Гурийцы («გურულები») называют праздник Рождества Христова «Каланда» («კალანადა»). Рождественский стол украшается «чичилаки» – традиционным новогодне-рождественским деревом, которое представляет из себя ореховую палку, у которой соструганные острым ножом длинные стружки образуют кудрявую крону. В этот день принято дарить друг другу небольшие елки – «чичилаки». Тушинцы, проживающие в горах на северо-востоке Грузии, дарят всякому хору, исполнившему для них Рождественские песнопения, большой пирог под названием «аллилойский катори» («ალილოს კოტორი»). В эту ночь принято собираться вместе, пировать и смотреть на звезды. Трапеза часто устраивается на улице. В Кахетии («კახეთი») большинство семей оставляют до дня Рождества Христова особый кувшин с вином – «зедаше» («ზედაშე»). Часть красного вина из этого кувшина жертвуется для совершения Литургии, часть раздается нуждающимся, а остальное потребляется на праздничной трапезе. Украшением трапезного стола является «чурчхела» («ჩურჩხელა»). Это национальное лакомство готовят из нанизанных на нитку орехов в загущённом мукой виноградном соке. Рождественское застолье в Кахетии продолжается, как правило, долго. 20 лет назад по благословению Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II была восстановлена древняя традиция «алилооба» – крестных ходов, совершаемых в день Рождества Христова. В Тбилиси праздничные крестные ходы начинаются в разных концах города и затем стекаются к кафедральному собору Живоначальной Троицы, где их обычно встречает духовенство и служится молебен. Главные действующие лица праздничного шествия несут особые посохи, хоругви и фонари. Будучи одетыми в белые одежды (часто сделанные из овечьих шкур), они символизируют собою пастухов, которые песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 2:00 мин. Размер 2 Mb)

Во время крестного хода поется особое трехголосное песнопение «алило», которое исполняется лишь в праздник Рождества Христова. В саму праздничную ночь, как и 2000 лет назад, во всех семьях Грузии звучит ангельское славословие «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:14).

Новый год

Череду праздничных дат открывает Новый год. Любимый во всем мире праздник обрел в Грузии свои национальные черты и замечательные традиции. Ну вот, например, такой главный новогодний атрибут, как елка.

В Грузии помимо зеленой хвойной красавицы в каждой семье украшают чичилаки.

Перед праздником на улицах начинают торговать деревянными палочками, увитыми белоснежными стружками. Эти палочки называются «чичилаки». Это, так называемая борода святого Василия, покровителя животных. Палочки делают из полена, нарубленного в тонкую стружку, как - будто седая борода. Их украшают сушеными фруктами. А потом, после новогодних праздников, сжигают. Считается, что вместе с пеплом уходит все плохое, что было в минувшем году.

Новогодний стол в Грузии должен быть не просто красиво и обильно накрыт, а буквально ломиться от всевозможных яств. Здесь и сациви, и сочная буженина, и пряные маринады, и тающие во рту хачапури, и несколько видов домашнего сыра, и сладкая чурчхелла.

Есть в Грузии блюда, без которых не обходится ни одни новогодний стол. Это жареный поросенок, символически сулящий благополучие, медовое гозинаки (жареные орехи), чтобы жизнь была сладкой как мед. И вообще, чем больше сладкого на новогоднем столе - тем слаще будет год.

Во главе стола, конечно же, чудесное вино, которое в эту ночь просто льется рекой под звон бокалов и красноречивые тосты. Ну и конечно же какое застолье без песен и танцев. Грузинское многоголосье - самый кульминационный момент праздника. И неизвестно еще кто получает от этого большее удовольствие: слушатели или сами исполнители, самозабвенно выводящие каждый свою партию вокала.

Ровно в полночь в небе вспыхивают разноцветные фейерверки и салюты. Кто-то скажет, что обычай этот вполне современный, но у грузин он имеет старинное происхождение. Считалось, что каждым выстрелом стреляющий попадает в злого духа, и в Новом году добро победит зло.

Есть еще один любопытный новогодний обычай. Называется он «Меквле» и до сих пор популярен в грузинских селах. «Меквле» - это человек, который первым переступает порог дома в новом году. Он может принести, как счастье, так и несчастье. О людях со «счастливой ногой» сельчане уже знают и заранее приглашают их в дом, а они дарят хозяевам корзину с вином, сладостями и вареной свининой, пожелав при этом счастья в новом году.

Пасха, Рождество

Эти два самых больших христианских праздника отмечаются в Грузии испокон веков. Их наступления всегда ждут с огромным желанием и трепетом. Каждый верующий связывает их с новыми надеждами и событиями. На Пасху в Грузии, как и в России, пекут куличи, красят яйца, освящают их в церкви. А вот Рождество в Грузии празднуют с некоторыми особенностями. Накануне ночью во всех храмах страны начинается торжественное богослужение. В Тбилиси оно проходит в Соборе Святой Троицы во главе с Католикосом-Патриархом. А после службы начинается самое интересное и зрелищное: праздничное шествие «Алило».

Алило - это рождественское песнопение, которое завершается в ночь перед рождеством. Именно название песнопения легло в основу традиции, возникшей в Грузии несколько веков назад. Данная традиция всегда носила благотворительных характер - в рождество народ ходил по домам и собирал пожертвования, которые впоследствии передавались неимущим людям. Из года в год, на протяжении веков традиция Алило строго соблюдалась в Грузии.

После молебна в рождественскую ночь праздник перемещается из церквей на улицы. В Тбилиси Алило носит зрелищный характер. Праздничное шествие Алило в Тбилиси начинается с Площади роз. Ежегодно в нем принимают участие духовные лица, прихожане различных церквей и простые горожане и прохожие. Корзины, предназначенные для сбора пожертвований, везут волы на специальных повозках. Повозки медленно следуют по дороге, а народ постепенно наполняет корзины.
Впереди шествия идут дети, олицетворяя ангелов. Их головы украшены венками из красивых цветов. За ними следуют пастухи, которые символически указывают на тех пастухов, которые возвестили о рождении Иисуса Христа. Студенты, одетые в белые плащаницы с песнопением несут икону Спасителя, кресты и флаги. Процессию завершает караван волхвов и люди, поющие рождественские песни. По дороге к ним присоединяются простые прохожие. И взрослые и дети становятся участниками общей радости.

Все, что собирается во время шествия - сладости, игрушки и одежда - передаются детям, лишенным родительской опеки и неимущим гражданам. Праздничное шествие Алило проходит через подъем Бараташвили и Авлабарскую площадь и завершается около Кафедрального Собора Святой Троицы. С улицы процессия перемещается в собор. До начала праздничного молебна Католикос Патриарх Всея Грузии Илья Второй выступает с обращением к пастве и поздравляет всех верующих с праздником рождества Христова.

А еще в Рождественскую ночь в каждом грузинском доме зажигаются свечи. Их специально ставят у окна, чтобы свет был виден прохожим. Эта традиция соблюдается в память о далеких библейских событиях, когда Иосиф и Мария искали приют для рождения сына. Есть у грузинского Рождества и свои кулинарные традиции. К этому празднику хозяйки пекут кверци - вкусные рождественские лепешки.

У счастливых грузинских женщин в марте сразу два прекрасных женских праздника: День матери и Международный женский день. Первый праздник стали отмечать в стране недавно, с 1991 года. Но за свою небольшую историю он сумел прочно вписаться в календарь праздничных дат.

В этот весенний день улицы городов буквально утопают в цветах. Их продают на каждом шагу, и спрос все равно превышает предложение, потому что нет в этот день тех, кто не поздравил бы любимых, дорогих, родных матерей, бабушек, жен. Культ матери священен для грузина. В Тбилиси даже сооружена огромная статуя символизирующая Мать, Родину, Грузию… В День матери праздничное настроение приходит не только в каждый дом, но и в каждый город. В Тбилиси, например, проходит множество интересных праздничных мероприятий: концерты, шоу, благотворительные акции, народные гуляния…

Отметить праздник 8 марта в Грузии мечтает любая женщина! О том, какие грузины галантные кавалеры и дамские угодники хорошо известно. А уж в этот день они стараются особенно, одаривая своих дам комплиментами, цветами, подарками и, что самое главное, таким трепетным вниманием, что впору растаять даже сердцу Снежной королевы. Кстати, о королевах. Сей почетный титул в этот день принадлежит всем женщинам, собравшимся за праздничным столом. В бокалах искрится изумительное грузинское вино, звучат прекрасные тосты во славу женской красоты, очарования, мудрости… Речи становятся все длиннее, и вот уже превращаются в целые песни… Словом, праздник, который дарят грузинские мужчины своим женщинам настоящая сказка!

Этот праздник можно смело назвать предвестником грузинской независимости. Именно с событий 9 апреля идея о суверенитете страны стала крепнуть и обретать новые формы политической борьбы. В тот трагический день 9 апреля 1989 года в Грузию были введены советские войска с целью подавить народные митинги, требующие восстановить независимость Грузии. В результате погибли 30 человек, более 200 получили ранения.
В этот день в стране вспоминают всех, кто пал в борьбе за счастье и свободу родного края. В храмах служат гражданские панихиды. В Тбилиси к мемориалу памяти погибших 9 апреля несут цветы и зажженные свечи.

Немудрено, что любвеобильные грузины имеют в своем календаре два праздника любви.
Свою собственную альтернативу всемирно признанному Дню святого Валентина грузины придумали несколько лет назад. Молодежь эту идею поддержала, и теперь 15 апреля - любимый праздник всех юных влюбленных счастливых пар. Они в этот день дарят друг другу цветы и подарки, устраивают сюрпризы и романтические вечера. В Тбилиси к этому прекрасному дню приурочены концерты (только песни о любви), романтические шоу и конкурсы…

Пасха

Праздник Воскресения Христова всегда отмечали в Грузии с особой торжественностью. Подготовка к Пасхе начиналась, как и везде, после праздника Входа Господня в Иерусалим.

Страстную пятницу христиане Грузии проводят в посте и молитвах, семьями посещая все уставные богослужения. В некоторых регионах страны до сих пор сохранилась традиция «очищения огнем». В Великую среду вечером зажигают большой костер и прыгают через него, воспринимая это как символ очищения. В этот день все стараются исповедаться, чтобы причаститься в Великий четверг. Великий четверг особо осознается народом как день установления Евхаристии.

Великую пятницу православные Грузии глубоко переживают как самый скорбный и важный день года. В этот день не только не принимают пищу, но и не работают, весь день проводят в церкви. По окончании чина погребения Святой Плащаницы, вернувшись вечером домой, начинают готовиться к празднику.

В Великую субботу рано утром, вокруг церкви обносят Плащаницу, после чего помещают ее в центре храма. В Великую субботу верующие обязательно соблюдают строгий пост; те, кто готовится к причастию на Пасхальной службе, не должны принимать пищу после 6 часов вечера.

В ночь Великой субботы, после 12 часов, совершается литания. Прихожане поздравляют друг друга фразой «Христеагдга!», начтоотвечают«Чешмаритадагдга!»

Каждый год 9 мая Грузия отмечает очередную дату победы над фашизмом. В Тбилиси торжества проходят в парке Ваке у могилы неизвестного солдата. В этот день с самого утра в парке играет духовой оркестр, по летней сцене кружатся пары, все вокруг в цветах… Будто ничего не изменилось с той памятной весны 1945 года… Только ветераны уже не молодые сильные мужчины, а убеленные сединами старики. С раннего утра не иссякает поток желающих возложить цветы к подножию мемориалов и Вечному огню, лично поздравить ветеранов букетом цветов. Этот праздник посвящен им, героям войны, для них сегодня звучат самые теплые слова, поздравления и пожелания, проходят концерты, торжественные банкеты.

Заглянем в летопись грузинской истории, во времена, когда правила Грузией справедливая и мудрая царица Тамар. Царствование Тамар пришлось на рубеж XII-XIII веков. Это время стало «золотым веком» Грузии, расцветом просвещения, мира, духовности.

Царица смогла объединить под своим началом горцев-иноверцев, примирить церковь с государством, построила сотни храмов и монастырей, библиотек, покровительствовала поэтам, ученым и простому народу. Грузинский народ, как и много столетий назад, боготворит и прославляет царицу Тамар.

Сегодня этот день является большим национальным праздником. Главные торжества проходят в Тбилиси и в Ахалцихе, где установлен памятник венценосной особе.

Грузия стала независимым государством 31 марта 1991 года. Именно в этот день было объявлено о суверенитете страны в ходе Всенародного референдума. Тем не менее годовщину Независимости Грузия отмечает 26 мая, в день, когда Грузия впервые стала свободным государством. Случилось это в 1918 году. К тому времени Грузия уже почти столетие находилась под властью Российской империи. Новая республика просуществовала всего 3 года, после чего вошла в состав СССР. Таким образом, 31 марта была лишь подтверждена историческая справедливость, и главной датой освобождения осталось 26 мая.

Главный государственный праздник в Грузии отмечается с огромным размахом. По традиции в этот день проходит торжественный военный парад и грандиозный праздничный концерт. Военный парад проходит по главной улице Тбилиси - проспекту Руставели. Стройным шагом проходят по главной артерии древнего города колонны военных: тысячи военнослужащих всех видов войск. За ними следует более 100 единиц военной техники. А в небе чертят замысловатые узоры десятки самолетов.

Не менее зрелищным является другое мероприятие, по традиции, проходящее в этот день. Это знаменитый фестиваль цветов «Вардобистве». В эти дни знаменитый Мост мира превращается в разноцветную радугу из цветов.

Также торжества проходят в столичном парке Ваке, где собираются ветераны. Здесь проходит акция памяти тех, кто положил жизнь во имя Независимости страны.

В парках проходят детские мероприятии и праздники, а на стадионах - спортивные матчи и соревнования.

Венцом всех праздничных мероприятий является грандиозный концерт в исторической части города - Рике.

Фестиваль цветов

У него существует и второе, не менее красивое название - «Розовый месяц в Тбилиси». Празднование фестиваля приходится на День Независимости страны. Сионский сквер и улица Шардани столицы превращаются в оранжерею под открытым небом. Здесь вы можете полюбоваться на огромное количество цветов, причем среди этого великолепия встречаются и очень редкие виды. Садоводы выставляют на всеобщее обозрение розовые, желтые, красные, синие фуксии, петунии, розы и т.д. Кроме цветов на празднике можно оценить красоту декоративных сосен и елочек.

Нинооба - так по-грузински называется большой церковный праздник, посвященный дню (1 июня) прибытия в Грузию Святой Нино, обратившей грузин в христианскую веру.

Случилось это в начале IV века. Святая Нино была родом из римской провинции Каппадокии. Рано приняв христианство, она отправилась с родителями в Иерусалим для служения господу. Там она узнала легенду о хитоне Господнем и стала молиться о его обретении. По преданию, Богородица, вняв молитвам девочки, указала ей путь в Иберийскую долину, чтобы несла она учение Христа в новые языческие земли и дала ей крест из виноградной лозы.

Мощи Святой Нино находятся в монастыре Бодбе в Кахетии. В день ее пришествия сюда съезжаются толпы паломников, а в Тбилиси торжественно проходит праздничное богослужение в Сионском кафедральном соборе. Здесь же хранится величайшая святыня - крест из виноградной лозы, которым Нино крестила Грузию. Также каждый год в это время верующие устраивают паломничество по следам Святой Нино, проходя по маршруту Мцхета - Бодбе.

Если День любви в Грузии празднуют только влюбленные пары, то День духовной любви праздник всеобщий, потому как Бог любит нас всех! И чтобы люди вспоминали об этом хотя бы раз в году (а в идеале как можно чаще), был учрежден этот светлый праздник. Его отмечали в Грузии испокон веков, но в годы тотального атеизма позабыли. И возродился он только в годы независимости, благодаря Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. По-грузински праздник еще величают Гергетоба. С особым размахом его отмечают в местечке Гергети.

Ртвели

Любой путешественник, в какой бы стране они ни был, стремится увидеть ее изнутри: национальные особенности, самобытность этноса, быт и обычаи простого народа. Только тогда его путешествие будет законченным, а впечатления полными и яркими.

Для того, чтобы понять и увидеть Грузию, достаточно побывать только на одном празднике - Ртвели. Это время сбора виноградного урожая, праздник, на который собирается вся семья. И неважно, что дети уже выросли и упорхнули из отчего дома. На ртвели приезжают все. Таков закон семьи, а семья для грузин - это святое. Действительно невозможно представить себе, как происходит сбор винограда маленькой кучкой из трех человек.

Ртвели - это шум, смех, песни, танцы, шутки. Вот мужчины большой толпой возвращаются с виноградников. В руках у них огромные плетеные корзины полные спелых янтарных гроздьев. Сейчас начнется священнодействие - виноград будут давить в больших чанах. Женщины в это время колдуют над очагом: на огне стоит чан с традиционным угощением - татарой. Это виноградный сок, уваренный с мукой. Из этого сладкого массы женщины делают знаменитую чурчхелу - излюбленное лакомство грузинской детворы - ореховые ядра в виноградной карамели. Невероятно вкусно! Стол, который грузинские хозяйки накрывают на ртвели, не под силу накрыть даже сказочной скатерти самобранке. Здесь собраны все грузинские деликатесы разом: ароматный шашлык, сочные хинкали, пряное сациви, нежное лобио и хачапури, а уж какое изобилие зелени, свежих овощей и фруктов! Рекой льется молодое вино. Первый тост поднимает глава семьи: «За родную землю»!

До самого вечера не смолкают красивые речи и звучные песни. И так хорошо на душе от того, что еще завтра, и послезавтра будет кипеть работа, а потом снова соберутся за праздничным столом домочадцы и многочисленные гости, которым здесь всегда рады!

Большой - если не великий - духовный праздник празднуют грузины 14 октября. В его основе лежит настоящее чудо: обретение Грузией величайшей святыни, хитона Господня, благодаря которому был построен главный храм Грузии, собор Светицховели.

Легенду о том, как еще в I веке два еврейских священника привезли в Грузию хитон Иисуса, в котором он был казнен, знает любой грузин. Каждый также знает, что на месте захоронения хитона вырос священный кедр, ставший впоследствии мироточить и приносить людям исцеление от всех недугов. Люди прозвали кедр Животворящим Столпом (Светицховели).

В начале IV века первый царь Грузии - Мириан - решил построить на его месте церковь. Но ствол не могли сдвинуть с места. Только Святая Нино смогла вымолить благословение Господа. Невидимая сила подняла ствол в воздух и опустила в месте, где вскоре выросла деревянная церковь. Столпы для первой церкви были вырезаны из того самого кедра.

В XI веке обветшалую церковь сменил величественный собор Светицховели, который сегодня находится в историческом городе Мцхета - древней столице Грузии. И главные торжества праздника Светицховлоба, конечно же, проходят здесь на древней земле Иберии. В соборе Светицховели с раннего утра начинается торжественная служба во главе с Патриархом всея Грузии. Величественный и ослепительный антураж собора, одетые в золоченое одеяние священнослужители, таинство обрядов - зрелище это столь же прекрасное, сколь и священное, на него съезжаются верующие не только со всей Грузии, но и со всего мира.

После праздничной службы проводится массовое крещение людей у слияния рек Арагви и Куры, ставшее традиционной частью праздника Светицховлоба. В этот день верующие также посещают святые места Мцхеты: древний монастырь Джвари и старинные храмы.

Святой Георгий Победоносец, восседающий на коне и поражающий копьем змия, - самый любимый и почитаемый христианский святой в Грузии. По древнему преданию, чтить память своего горячо любимого брата завещала грузинам сама Святая Нино, обратившая Грузию в христианскую веру.

История Святого Георгия восходит к началу нашей эры, к заре становления христианства. Георгий служил полководцем при римском императоре Диоклетиане и стал заступником за всех христиан, подвергшихся насилию и гонениям. За это сам он подвергся страшным пыткам: несчастного предали колесованию, когда, вращаясь, колесо приводит в движение множество ножей и пик, впивающихся в тело жертвы. Христианская церковь канонизировала Георгия как великомученика и святого. А для Грузии он стал покровителем и защитником и день его колесования - 23 ноября - большой церковный праздник в Грузии.

В этот день во всех храмах звонят колокола. Верующие молятся святому Георгию о благополучии, мире и здоровье. В Тбилиси в кафедральном соборе Святой Троицы совершается торжественная литургия. 23 ноября в Грузии - выходной день. Грузины отдыхают, посвящая досуг себе, своей семье, друзьям и близким. В этот день накрывают прекрасный праздничный стол, рекой льются тосты, звучит традиционное грузинское многоголосье.

7 января Грузия вместе с рядом православных стран отметила Рождество Христово. В социальных сетях вновь развернулась дискуссия о необходимости перехода Грузинской православной церкви с юлианского на григорианский календарь - ведь большинство христианских стран, в том числе многие государства с преимущественно православным населением, отмечают рождество 25 декабря.

Но в Грузии эта проблема, приобретающая всё более значимый характер, рассматривается в политическом дискурсе, а её решение сталкивается с непоколебимой позицией Грузинской православной церкви и её предводителя - Патриарха Ильи, пользующегося огромным авторитетом в обществе.

Согласно традиции, в день святого праздника Рождества в грузинской столице устраивается церковное шествие «Алило» - красочное мероприятие с участием нескольких тысяч верующих. Шествие начинается на «Площади роз». Оттуда тысячи людей с хоругвями, иконами и государственным флагом Грузии (который, кстати, очень похож на флаг крестоносцев) направляются через центр города к собору Святой троицы - в пяти километрах от «Площади роз». Впереди огромной колонны идут сотни детей, от пяти до десяти лет, в церковных одеяниях. По той же традиции горожане, приветствующие по дороге участников «Алило», приносят подарки и кладут их на повозки с буйволами. На рогах буйволов часто зажигают свечки.

«Дорога Алило» через проспект Руставели, площадь Свободы, Метехский мост и площадь Ста тысяч мучеников, проходит мимо здания парламента, Дома правительства и президентского дворца. Детей встречают высшие руководители страны вместе с семьями и тоже дарят им подарки. Замечательной традицией является также участие в шествии многих мусульман вместе с детьми.

Торжественное шествие завершается во дворе собора Святой троицы, построенной в наше время. Подарки (а это, в основном, сладости, иные новогодние блюда и игрушки) распределяются по детским домам.

«Алило» стало неотьемлимой частью новогодних и рождественских праздников. К ним готовятся в течение целого года. Но в последнее время праздник не обходится без дискуссий о том, когда же всё-таки отмечать Рождество Христово - 25 декабря или 7 января.

Примечательно, что этот вопрос почти никогда не обсуждается в ходе ток-шоу на грузинских телеканалах. Такова редакционная политика большинства грузинских телекомпаний - они не желают подвергать сомнению (даже в форме равноправной полемики) непоколебимую позицию Грузинской православной церкви.

Грузинская церковь, наряду с церквями России, Украины и Сербии, в отличие от абсолютного большинства христианских стран, уже многие десятилетия живёт по юлианскому, а не григорианскому календарю. Это обстоятельство создаёт дополнительные трудности многим верующим. Дело в том, что согласно «мирской традиции», считающейся в Грузии не менее священной, Новый год принято отмечать обильным застольем. Какой же новый год без гостей - родственников и любимых друзей? Их обязательно надо угостить щедро - самыми изысканными блюдами. Вот и получается, что прихожане Грузинской православной церкви, совершающие подвиг предрождественского поста, вынуждены часами сидеть вместе с гостями и членами семьи за торжественным столом, полным самых вкусных мясных блюд. Благо грузинская кухня достаточно богата и знает множество блюд из овощей, но обойтись без мяса в такие дни всё же нелегко. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия второй иногда благословляет верующих на потребление рыбы в новогоднюю ночь. Но это бывает не всегда.

Многим может показаться, что это не самая серьезная проблема, но в Грузии она приобретает всё более острый характер, поскольку мирские традиции объективно входят в противоречие с церковными. Кроме того, общественные деятели и представители влиятельных неправительственных организаций называют «календарной аномалией» церковную жизнь по «устаревшему» юлианскому календарю, тогда как не только почти весь христианский мир, но и само грузинское государство живёт по григорианскому.

Не обходится, конечно, и без политических вопросов: бывший ректор Университета Ильи, Гиги Тевзадзе, считающийся единомышленником экс-президента Саакашвили и одним из интеллектуальных лидеров грузинских либералов, написал на своей страничке в Facebook, что праздновать рождество 7 января означает отмечать этот праздник «вместе с оккупантами». Господин Тевзадзе, конечно, имел в виду Россию. Его заявление вызвало бурную дискуссию в социальных сетях, но опять-таки, не получило отражения в медиапространстве по той же причине - боязни обидеть глубоко верующих прихожан Грузинской православной церкви и самих священнослужителей.

Большинство экспертов с либеральными взглядами убеждены, что церковная жизнь по юлианскому календарю - традиция, которая объясняется влиянием Русской православной церкви. Так считает специалист по средневековой истории Европы, теолог, публицист Нодар Ладария.

Нодар Ладария: История этого вопроса достаточно длинная. Грузинская церковь в течение веков была вообще оторвана от цивилизационного процесса. Поэтому, как и был юлианский календарь с самого начала, так он и оставался. Затем после упразднения в начале XIX века автокефалии Грузинской православной церкви всё стало так, как в Российской империи, то есть, опять-таки, юлианский календарь. Но после провозглашения независимости Грузии в 1918 году и «самовольного» восстановления автокефалии Грузинской церкви Рождество стали отмечать по новому стилю. Но потом, в 1924 году, судя по всему, по настоянию русской православной церкви и под воздействием её авторитета вновь перешли на Юлианский календарь».

RFI: Можно ли сказать, что этот вопрос стал «камнем преткновения» в нашем обществе?

На самом деле, гораздо интереснее нынешняя ситуация. Действительно, наблюдается некоторое напряжение в обществе. Главным образом, за переход на григорианский календарь ратуют люди, которые находятся в оппозиции к Грузинской патриархии. Их отношение продиктовано не религиозными, а политическими основаниями: например, внешняя политика грузинской Патриархии, её слишком большая зависимость от России. А также содержание рождественских и пасхальных посланий Патриарха, которые не очень то доброжелательны по отношению к меньшинствам. К любым меньшинствам - национальным, сексуальным и так далее. Всё это вызывает раздражение у продвинутой части грузинского общества. Оно выливается в новогодние дни в то, что все говорят о необходимости возвращения Церкви к григорианскому календарю».

Вы тоже выступаете за переход Церкви на григорианский календарь. Каковы ваши аргументы и мотивы?

Действительно, я тоже за григорианский календарь, но у меня не политические, а церковные аргументы. Дело в том, что я против шизофрении. Даже календарной. Такое «раздвоение сознания» мешает церкви быть чувствительной к запросам времени. Если Грузинская православная церковь перейдёт на григорианский календарь, она тем самым провозгласит две вещи: независимость в выборе устава своего богослужения и, во-вторых, продемонстрирует чувствительность к нуждам тех людей, которые её окружают и из которых она состоит.

Нодар, а насколько реальна такая реформа, и если она нереальна, что мешает её проведению?

Эта реформа нереальна в обозримом будущем. Потому что те люди, которые всё решают в церкви, придают календарю излишне сакральное значение. Это как бы часть их самоидентификации. А с такими вещами люди расстаются с огромным трудом. Это главная причина.

Но есть, конечно, и иное мнение. Причём не только среди священнослужителей. Руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани сказала, что для неё категорически неприемлема политизация вопроса и, тем более, её увязка с российско-грузинскими отношениями

Нана Девдариани: Некоторые дошли до полного абсурда и начали утверждать, что якобы отмечать рождество 7 января означает потворствовать Путину и его режиму. И, кстати, к Сталину это тоже не имеет отношения. Некоторые утверждают, якобы Сталин ввёл эту дату. Как говорится, с их знанием теологии и подобных вопросов далеко не уедешь. Это не решается в общественной дискуссии. А решает православная церковь. У нас часто упрекают церковь за вмешательство в мирские дела, но гражданское общество тоже не имеет право решать подобные вопросы.

RFI: На ваш взгляд это чисто политический вопрос?

Как и всё остальное, это чистая политика и больше ничего.

А какова ваша личная позиция?

Я поддерживаю позицию православной церкви. И, кстати, даже церковь не может подобную проблему решить единолично. Что касается православных стран, то да, есть некоторые православные страны, где Рождество отмечают 25 декабря, но это ровным счётом ничего не значит.

Как противники, так и сторонники перехода Грузинской церкви на григорианский календарь сходятся во мнении, что в ближайшее время это невозможно, но сама дискуссия с каждым годом приобретает всё более острый характер. Многие сторонники реформы напоминают, что страна подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом, стремится стать частью Европы и европейской цивилизации. А все православные церкви государств-членов ЕС отмечают Рождество вместе с остальным христианским миром. То есть юлианский церковный календарь - это частица старой цивилизационной идентичности, от которой Грузия хотела бы уйти.

Но с другой стороны, подобная реформа грозит расколом церкви, а значит и общества, а по сравнению с этим риском небольшой дискомфорт за праздничным новогодним столом уже не кажется серьезной проблемой.

20 января (7 января по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня празднуется день величайшего из святых – Иоанна Крестителя, а также совершается память еще одного угодника Божия.

Собор Крестителя Господня Иоанна. Величайшему из пророков – Иоанну Крестителю, предсказавшему пришествие Христа, а затем крестившему Спасителя в водах Иордана, посвящено множество православных храмов и монастырей. В их числе – знаменитая московская Иоанно-Предтеченская обитель, недавно отметившая свой 600-летний юбилей. Здесь с особым благоговением совершают дни памяти этого святого, в том числе и следующий после праздника Крещения Господня Собор Иоанна Крестителя.

Иоанн Креститель был сыном ветхозаветного священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии он был родственником Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. По милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и окрестностях. С юных лет он готовил себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой, жил в пустыне, носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами, родом саранчи.

Тридцатилетним Иоанн Креститель был призван Господом на проповедь. Еще до явления Христа народу, этот святой подготовил своих многочисленных учеников к принятию евангельской вести. Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям. Он говорил людям, чтобы они веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Спасителя.

Миссия Иоанна Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек неспособен открыть свое сердце пред Богом. Покаяние есть непременный и первый шаг к спасению. И каждый раз, совершая память этого величайшего святого, мы должны помнить: только способные к покаянию могут принять в своем сердце Христа, стать настоящими христианами.

Преподобный Пахомий Кенский. Русский святой второй половины XV – начала XV веков. Старец Пахомий был учеником преподобного Александра Ошевенского, постриженика Успенского Александро-Ошевенского монастыря. В конце XV столетия отец Пахомий основал на реке Кена на территории нынешней Архангельской области небольшую мужскую монашескую обитель – Спасо-Преображенскую Кенскую пустынь, став ее первым настоятелем.

Несколько позднее в этой северной обители святой Пахомий обустроил больницу для немощных монахов. Также в период его игуменства, в 1508 году от Рождества Христова, в Спасо-Преображенской Кенской обители был пострижен в монахи великий русский святой XVI столетия преподобный Антоний Сийский. Сам старец Пахомий мирно отошел ко Господу около 1515 года от Рождества Христова.

Поздравляем православных христиан с Собором Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и памятью преподобного отца нашего Пахомия!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"