25 июня православный календарь. Церковный Православный праздник июня


Об участии верных в Евхаристии

Евхаристия - главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время - будь то время человеческой жизни или история всего человечества - есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни - ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.

Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности - и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16-17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.

Вместе с тем, количественный рост Церкви в III и особенно IV веках привел к переменам, в том числе в литургической жизни. С увеличением числа дней памяти мучеников и праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого христианина стало считаться многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой - хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную. <...> Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 ). Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие - в том числе монашествующие - стали причащаться один-два раза в году: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные - несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, - потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко - и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте - полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более - нравственное. <…> [Всего] сорок - а часто и не сорок - дней ты посвящаешь здоровью души - и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4).

В Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению - в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)» .

На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении... Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви» .

В XIX - начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых - святитель , праведный Иоанн Кронштадтский и другие - призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная» , хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче - со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» .

Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым» .

В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4).

Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.

Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.

Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.

Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.

Подготовка монашествующих к участию в Таинстве Евхаристии осуществляется в соответствии с Положением о монастырях и монашестве и внутренними уставами монастырей.

1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащениюсоставляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» .

На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила .

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах - в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) - является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.

Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния . В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни,в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин.

В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства.

В некоторых приходах имеет место длительное ожидание начала причащения мирян. Это происходит из-за долгого причащения духовенства при совершении соборных богослужений или совершения исповеди после запричастного стиха. Такое положение дел следует признать нежелательным. Таинство покаяния должно совершаться по возможности вне Божественной литургии, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. Недопустимо совершение исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона. Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии. Кроме того, важным является установление на приходах фиксированных дней и часов, когда священник в обязательном порядке присутствует для встречи с желающими общения с пастырем.

Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30).

При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака , все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» - например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, - с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей - напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.

Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.

Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям - поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.

Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.

Евхаристия - центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).

Регламент или Устав духовной коллегии издан императором Петром I в 1721 году.

Затворник. Письма. V, 757.

Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 5 мая 2015 года. Журнал № 1.
https://mospat.ru/ru/2015/05/05/news118755/

Святая благоверная княгиня Анна перенесла в жизни много испытаний: в год ее свадьбы с князем Михаилом Тверским умер ее отец, через два года дотла сгорел княжеский терем со всем имуществом, потом заболел муж, в младенчестве умерла дочь, а в 1318 году муж уехал в Орду и был там замучен. Там же, в Орде, потом погибли оба ее сына и внук.

Сама Анна еще после гибели мужа приняла постриг с именем Евфросиния, а потом, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу.

"В женском естестве мужескую крепость имела еси" — прославляет ее церковь за душевную стойкость. Перенесение мощей святой из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года, и в этот день было установлено ее церковное почитание.

Однако, поскольку во время раскола святая Анна Кашинская неожиданно стала символом приверженцев "старой веры", патриарх Иоаким в 1677 году "аннулировал" ее канонизацию — единственный случай в истории Русской православной церкви.

Но и "развенчанную""на 230 лет, народ продолжал чтить святую Анну. А общецерковное почитание ее было восстановлено только в 1908 году. И уже в 1909 году в городе Грозном, в области Терского казачества, возникла женская община в честь святой Анны Кашинской, а в 1910 году в Петербурге был освящен храм во имя этой святой.

Но особенно близкой православному русскому сознанию она стала во время революции и войн XX века, когда общей женской судьбой стало провожать мужей и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, а самим бежать и скрываться от врагов.

День Аугсбургского вероисповедания

День Аугсбургского вероисповедания, отмечаемый ежегодно 25 июня, установлен в память важного исторического события: в этот день лютеранство получило в Германии статус официальной религии.

Аугсбургское исповедание — Confessio Augustana — самый ранний из официальных протестантских символов веры, до сих пор являющийся вероучительной нормой для лютеран. В 1530 году его составил и представил Аугсбургскому рейхстагу лютеранский богослов Филипп Меланхтон, ближайший соратник Мартина Лютера.

Заседание рейхстага было созвано императором Священной Римской империи Карлом V для примирения католиков и протестантов перед лицом турецкой угрозы. Однако князья-католики отказались принять новое исповедание, написали в ответ опровержение — Confutatio Pontificio, а Карл V своей властью приостановил работу рейхстага и объявил новому движению войну. В ответ протестанты образовали Шмалькальденскую лигу — своего рода оборонительный союз, и после нескольких попыток найти компромисс в 1546 году между ними и католиками вспыхнула трагическая и кровопролитная Шмалькальденская война.

Потеряв надежду на примирение с католиками, Меланхтон попытался сблизиться с православными. Греческий перевод Аугсбургского исповедания был доставлен в Константинополь патриарху Иосафу II, вошедшему в русскую историю как учредитель патриаршества на Руси. Однако патриарх указал на то, что некоторые доктрины лютеранства абсолютно неприемлемы для православной церкви.

Только в 1552 году удалось заключить Аугсбургский религиозный мир, давший возможность протестантам узаконить свое положение. И в 1555 году решением папы был подтвержден договор о присвоении лютеранству статуса государственной религии.

Реклама

25 июня (12 июня по старому стилю) православная церковь отмечает память преподобного Петра Афонского. В народе его называли Петр Солнцеворот или Петр Поворот, так как считали, что с этого дня солнце поворачивало на зиму.

На Руси Петра прозвали Солнцеворотом: с его дня солнце укорачивает свой ход, дни становятся короче, а ночи - длиннее. «Солнцеворот вершит поворот», - говорили в народе и добавляли, что солнце поворачивается на зиму, а лето - на жару. И действительно, приближалась середина лета - самая жаркая пора.

Какой церковный праздник сегодня 25 июня: история православного праздника

Петр родился в Греции. Служил начальником императорского войска в Константинополе. Во время войны с сирийцами его схватили и удерживали в кандалах в крепости Аравийского города Самары, где он пробыл долгое время. В плену Петр переосмыслил свою жизнь и решил, что это Бог наказал его. Ведь долгое время он помышлял оставить мирскую жизнь и стать монахом, но все никак не решался на это. Когда он пришел к такому выводу, то стал поститься. Молился святому Николаю Чудотворцу и Симеону Богоприимцу, просил у них покровительства. Святые помогли ему покинуть темницу и дойти до границы Греции. По приходу в Рим сам Папа постриг его в монахи.

Петр жил при нем до той поры, пока не познал все учение иноческой жизни. Однажды ему во сне явилась Богородица и указала Святую Гору Афон как место, где он должен провести всю оставшуюся жизнь. В 682 году Петр приплыл туда. Первое время он боролся с нападками бесов. 7 лет они осаждали его, оборачиваясь то воинами, то зверями. Однажды даже не побоялись предстать в облике ангелов. Но Петр знал, что только по велению Той, которая направила его сюда, он сможет двинуться с места. Однажды он встретил охотника, которому поведал историю своей жизни. Когда через год тот пришел к пещере отшельника с братом, одержимым демонами и другими людьми, оказалось, что Петр уже умер. Тогда опечаленный мужчина рассказал своим спутникам о жизни преподобного, а его брат исцелился в ту же секунду, как только коснулся тела святого. Произошло это в 734 году.

Какой церковный праздник сегодня 25 июня: традиции этого дня

В этот день обязательно полагалось ходить на рыбалку и готовить блюда из рыбы, прежде всего уху. В старые времена так называли любой наваристый суп, и куриный, и рыбный, и мясной. Но с течением времени так стали называть только наваристый рыбный бульон. Но и тут были различия: белой называли уху из ершей, окуней, судаков, сигов, из которых варили с луком бульон, и лишь в ре готовый отвар добавляли ломтики отварного линя, сома, язя или налима.

Черную уху варили из головля, жереха, леща, карпа, красноперки, которых варили с корицей, гвоздикой и перцем. Красную — самую знатную, янтарную — готовили из ценных пород рыбы, осетра, белуги, севрюги и лосося, которых варили с шафраном. В эту уху часто добавляли курицу — для навара.

Неделя 5-я по Пятидесятнице, продолжается Апостольский пост (Петров пост), постный день. Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобного Онуфрия Великого;

День памяти преподобного Петра Афонского;

День памяти преподобного Арсения Коневского;

День памяти преподобного Онуфрия Мальского, Псковского;

День памяти преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких;

День памяти преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских;

День памяти преподобного Стефана Озерского, Комельского;

День памяти преподобных Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила;

Обретение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны (в иночестве Евфросинии) Кашинской.

Какой церковный праздник сегодня 25 июня: приметы этого дня

В день Петра Афонского солнце укорачивает свой ход, а месяц на прибыль идет. Это, по мнению народа, будто происходит оттого, что солнце поворачивается на зиму, а лето — на жару. Огородники знают: этот день — заключительный срок посадки огурцов, высаживают последнюю рассаду.

Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.

Коли в Петров день красное лето — зеленый покос, а коли дождь — покос мокрый.

На Петра выпадают большие росы.

К ночи появляются обильные роса и туман — к устойчивой хорошей погоде.

Если человек родился 25 июня, то ему покровительствует яблоня – дерево очень щедрое и сердечное, которое также может заставлять людей быть безотчетными. Таким образом, человек может долго искать смысл своего существования. Вообще же, такие люди очень практичны, обязательны, точны. В них присутствует достаточное количество обаяния, но, в то же время, человек, рожденный 25 июня, является замкнутым и не всегда способен проявить свои способности. Является болезненным и живет только сегодняшним днем, не задумываясь о своем будущем. Отличается любознательностью, приветствуют разнообразие в жизни. Всегда пытаются во всем самоутвердиться, находят удовлетворение в браке и сохраняют верность своим вторым половинкам.

Именины 25 июня празднуют : Андрей. Анна, Арсений, Иван, Мария, Петр, Степан, Тимофей, Юлиан.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

25 июня отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 25 июня

Петров пост (Апостольский) 22 день

Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

Петров пост (Петровский пост, Апостольский пост) - пост в Православных церквях, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в День Петра и Павла - 29 июня (12 июля), когда в православии воспевается «Петрова твёрдость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от восьми до 42 дней.

Петров пост не является таким строгим, как Великий пост, церковный устав предписывает воздерживаться только от мясной и молочной пищи, а по средам и пятницам - также от рыбы. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается употребление вина.

Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста. Однако праздничный день, выпавший на среду или пятницу, также является постным, пишет портал Therussiantimes. В этом случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла и рыбы.

Православный праздник 25 июня: Обретение мощей и второе прославление благоверной княгини Анны (в иночестве Евфросиньи) Кашинской

Святая благоверная княгиня Анна перенесла в жизни много испытаний: в год ее свадьбы с князем Михаилом Тверским умер ее отец, через два года дотла сгорел княжеский терем со всем имуществом, потом заболел муж, в младенчестве умерла дочь, а в 1318 году муж уехал в Орду и был там замучен. Там же, в Орде, потом погибли оба ее сына и внук.

Сама Анна еще после гибели мужа приняла постриг с именем Евфросиния, а потом, переселившись в Кашинский Успенский монастырь, постриглась в схиму с именем Анна. 2 октября 1368 года она мирно отошла ко Господу.

"В женском естестве мужескую крепость имела еси" - прославляет ее церковь за душевную стойкость.

Перенесение мощей святой из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года, и в этот день было установлено ее церковное почитание.

Однако, поскольку во время раскола святая Анна Кашинская неожиданно стала символом приверженцев "старой веры", патриарх Иоаким в 1677 году "аннулировал" ее канонизацию - единственный случай в истории Русской православной церкви.

Но и "развенчанную""на 230 лет, народ продолжал чтить святую Анну. А общецерковное почитание ее было восстановлено только в 1908 году. И уже в 1909 году в городе Грозном, в области Терского казачества, возникла женская община в честь святой Анны Кашинской, а в 1910 году в Петербурге был освящен храм во имя этой святой.

Но особенно близкой православному русскому сознанию она стала во время революции и войн XX века, когда общей женской судьбой стало провожать мужей и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, а самим бежать и скрываться от врагов.

Церковный праздник Преподобного Арсения Коневского

В честь чудотворца Арсения. Почитается как покровитель моряков. Жил до 1447 года.

Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. Он был ремесленником, ковцом по меди. В 1373 году поступил в Новгородский Лисицкий монастырь, где принял монашество с именем Арсений.

Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Стремясь к еще более высоким духовным подвигам, преподобный Арсений ушел на святую Гору Афон. В одном из афонских монастырей он был 3 года, занимаясь изготовлением посуды из меди афонских монахов; много времени преподобный Арсений посвящал молитве.

Когда настало время возвращения на Русь, игумен Иоанн благословил его иконой Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской, и передал подвижнику общежительный устав. Дальнейший подвиг преподобный Арсений проходил на Валааме. Часто взывал инок ко Господу, молитвенно просил он указать место для устроения новой обители. И однажды, когда он находился в море, случившаяся буря принесла его к острову Коневец, что на Ладожском озере. Здесь по промыслу Божию преподобный Арсении поставил Крест и, оставшись для подвигов, построил часовню в 1393 году. После пятилетнего подвига в скиту преподобный Арсений преобразовал его в 1398 году по благословению Новгородского архиепископа Иоанна (1389-1415) в общежительный монастырь, где построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Впоследствии, при архиепископе Симеоне (1416-1421), угодник Божий вновь посетил Святую Гору Афон, где испросил молитв и благословения для своей обители.

Оставшиеся без игумена братия монастыря стали претерпевать различные лишения и хотели разойтись. Но живший неподалеку старец Иоанн постоянно молился о них на вершине острова. Матерь Божия явилась ему в сонном видении и утешила: «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие».

Действительно, преподобный Арсений скоро возвратился и привез все необходимое. В 1421 году после разлива Ладожского озера братия вынуждены были перейти на новое место на том же острове. Под мудрым руководством преподобного Арсения обитель вновь духовно процвела. Новгородские архиереи не оставляли иноков обители без своей помощи.

Особое усердие проявил святитель Евфимий II (1434-1458). В 1446 году он посетил обитель и кроме щедрых пожертвований подарил преподобному Арсению свой клобук. Так, «евангельски подвизаясь», святой Арсений 12 июня 1447 года «возшел к горнему торжеству» на руках любящей братии и был погребен в монастырском храме.

Праздник по церковному календарю 25.06.2018: День памяти Преподобных Онуфрия и Авксентия Вологодских

Посвящен основателям Троицкой Перцовой пустыни. Жили в XV-XVI веках.

В 1499 году сии преподобные отцы пришли в совершенно безлюдное место в Грязовец, находившееся в 35 верстах от Вологды. Основанная ими пустынь с храмом во имя Святой Троицы назывался Перцевой, или, по другим источникам, Персовой. До самой своей блаженной кончины подвизались в ней иноки, терпеливо перенося всевозможные невзгоды среди сурового, непроходимого леса. Время преставления преподобных Онуфрия и Авксентия неизвестно. Уже ближайшие потомки почитали Перцевских подвижников как святых угодников Божиих. Их имена были внесены во все старинные святцы. По древним рукописным святцам, память их - 12 июня. Описание Российских святых, составленное в XVIII веке, содержит упоминание: «Преподобные отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцевой пустыни, быша в лето 7007». В 1588 году эта пустыня была приписана к монастырю, основанному преподобным Корнилием Комельским († 1538; память 19 мая/1 июня), а в 1764 году упразднена. Мощи преподобных Онуфрия и Авксентия погребены под спудом в Троицкой церкви, ставшей приходской. Позднее это место перешло к Вологодскому Горнему женскому монастырю и там был устроен скит для инокинь.

Кого чтит церковь 25 июня: Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких

Является днем памяти иноков Соловецкого Преображенского монастыря - Вассиана и Ионы.

Преподобные Вассиан и Иона погибли во время той же самой бури на Белом море, когда утонули Иоанн с Лонгином Яренгские. Тела их были выброшены морем на восточном берегу Унской губы в 118 верстах от Архангельска. Их обнаружили местные рыбаки, которые были удивлены их нетленностью: птицы, кружившиеся над телами святых Вассиана и Ионы «были отгоняемы невидимою силою». Рыбаки решили похоронить погибших около своего приходского храма. Но когда они направились к своему селу, то внезапно сделалось так темно, что они не могли добраться домой и были вынуждены остаться. Ночью «в видении явились им преподобные Вассиан и Иона и сказали: «положите нас на пустом месте, в бору, под большою сосною, а в свое селение не возите… Когда Богу угодно будет, Он и на этом месте устроит храм». Рыбаки похоронили найденных в могиле под сосной, поставив деревянный крест.

Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские. Икона неизвестного происхождения. Источник фотографии неизвестен В 1599 г. монах Троицкой Сергиевой обители Мамант добирался в село Луды, где находились монастырские солеварни. Четыре дня сильный встречный ветер препятствовал дальнейшиму пути. На пятый день ему явились преподобные Вассиан и Иона, рассказавшие о своей гибели во время бури. Святые указали ему место погребения и попросили поставить над их могилой часовню. Когда монах Мамант исполнил повеление, ветер утих, и он мог продолжить путь.

Чудеса и явления преподобных прославили место погребения их во сей северной стороне. Путешествующие и рыбаки, пристававшие к берегу, считали своим долгом помолиться в часовне и пожертвовать храму деньги и свечи. Позже рядом с могилой преподобных Вассиана и Ионы возник Пертоминский мужской монастырь. Основал его старец из российских монастырей по имени Иоасаф, инок Александро-Свирского монастыря. К старцу присоединились другие монахи. Имена их известны - Савватий, Дионисий, иеромонах Ефрем, мирянин Козьма со своим сыном.

25 июня (12 июня по календарю Русской Православной Церкви , который соответствует древнему юлианскому календарю , принятому в Римской Империи и отмененному в России революционными властями в 1918 году).

Неделя 3-я по Пятидесятнице (в православной богослужебной традиции недели отсчитываются от праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, при этом само слово "неделя" означает воскресный день). Петров пост . По церковному Уставу, на трапезе благословляются рыбные блюда (при ограничении скоромной пищи, то есть продуктов животного происхождения).

25 июня в Русской Православной Церкви отдельно празднуется память 14 святых, а также память всех преподобных отцов Вологодских, Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых и Собор Санкт-Петербургских святых. Коротко расскажем обо всех этих церковных празднованиях и святых, в честь которых они совершаются.

Преподобный Онуфрий Великий . Египетский монах-отшельник, совершавший свои духовные подвиги в Фиваидской пустыне в IV веке от Рождества Христова. Происхождение этого святого имеет несколько версий, одна из самых распространенных гласит, что старец был сыном персидского царя, который по внушению ангелов отдал будущего отца Онуфрия в монастырь еще младенцем.

С юных лет будущий святой искал молитвенного уединения, которого ему не хватало в обители, и в итоге ушел в египетскую пустыню. О чудесах, которые сопровождали преподобного Онуфрия, достаточно подробно рассказано в его житии, составленном современником старца преподобным Пафнутием. Пространную версию этого жития рекомендуем к прочтению всем православным христианам.

Интересный факт: в Православии существует древняя традиция освящать кладбищенские церкви в честь именно преподобного Онуфрия Великого.

Преподобный Петр Афонский . Святой второй половины VII - первой половины VIII столетий . В молодости был константинопольским воеводой, в 667 году попал в плен к сирийцам, в заключении вспомнил юношеский обет посвятить жизнь Богу, после чего сподобился явления святителя Николая Чудотворца и святого праведного Симеона Богоприимца .

После освобождения из заключения будущий святой прибыл в Рим, где принял монашеский постриг от самого Папы Римского (в то время Западная и Восточная Церкви еще находились в единстве). После этого преподобный Петр отправился на Афон, где в молитвах провел много лет, сподобившись дара чудотворений и исцелений. Святой отошел ко Господу в глубокой старости в 734 году .

Преподобные Иоанн, Андрей, Ираклемон и Феофил Фиваидские . Эти святые отшельники совершали духовные подвиги в Фиваидской пустыне в одно время с преподобным Онуфрием Великим в IV веке от Рождества Христова.

Преподобный Арсений, Коневский чудотворец . Русский святой конца XIV - первой половины XV столетий . В юности - ремесленник из Великого Новгорода, близ которого и принял монашеский постриг в Лисичьем монастыре. Позднее молодой отец Арсений провел несколько лет на Святой горе Афон. В 1393 году , вернувшись на родину, он привез на Русь афонскую чудотворную икону Божией Матери, позднее получившую название Коневской. С этим образом будущий старец удалился на остров Коневец на Ладожском озере, где пять лет провел в молитвенном уединении.

Позднее преподобный Арсений основал на острове обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также вновь посетил Афон, где получил благословение для своего монастыря. В 1447 году от Рождества Христова старец мирно отошел ко Господу и был погребен в основанной им обители.

Преподобный Онуфрий Мальский . Псковский (Изборский) святой XVI века . Основатель монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Малах близ Изборска. Почил в 1592 году от Рождества Христова.

Преподобные Онуфрий и Авксентий Вологодские . Святые XV - XVI веков . Создатели Троицкой Перцовой пустыни близ Вологды, основание которой датируется 1499 годом от Рождества Христова.

Преподобные Вассиан и Иона Соловецкие . Соловецкие подвижники XVI века . Ученики и духовные чада святителя Филиппа, Митрополита Московского . На месте их погребения впоследствии был основан Пертоминский монастырь.

Преподобный Стефан Озерский . Русский святой конца XV - первой половины XVI столетий . Уроженец Вологодской земли. Пребывая в молитвенном уединении у истока реки Комели, сподобился видения Божией Матери и святителя Николая Чудотворца, по благословению которых основал Никольский монастырь. Упокоился преподобный Стефан в 1542 году от Рождества Христова.

Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) благоверной великой княгини-инокини Анны Кашинской . Вдова тверского князя Михаила, трагически погибшего в Золотой Орде в 1318 году. Позднее в Орде погибли и сыновья княгини Анны Дмитрий и Александр и внук Феодор. Благоверная княгиня Анна приняла страдания со смирением и посвятила жизнь Господу, приняв монашество. Последние дни святая Анна провела в иноческом уединении в городе Кашине, где отошла ко Господу в 1368 году.

В XVII веке в годы церковного Раскола святая была ошибочно "деканонизирована" исключительно по причине того, что ее святая десница (правая рука) была сложена в древнем двуперстии. В 1909 году эта ошибка была исправлена, и святая Анна вновь торжественно прославлена в лике святых.

Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (Собор Вологодских святых) . Православный праздник, установленный в честь многочисленных святых, связанных с Вологдой.

Собор Новгородских святых . Празднование в честь более сотни православных подвижников, связанных с Великим Новгородом и сопредельными землями.

Собор Белорусских святых . Праздник, установленный в честь всех святых Белой Руси в 1984 году по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).

Собор Псковских святых . День всех христианских подвижников Псковской земли, установленный в 1987 году по инициативе митрополита Псковского Иоанна (Разумова) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

Собор Санкт-Петербургских святых . Этот православный праздник, соответственно, прославляющий всех святых нашей Имперской столицы, был установлен Священным Синодом Русской Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 2000 году. Решением Синода от 22 октября 2015 года утверждена служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим.

Поздравляем всех православных христиан с памятью сегодняшних многочисленных святых, а особенно - тех, кто носит имена в честь этих угодников Божиих!