Античный философ рассматривающий культуру как философию души. Становление, место и роль античной философии в культуре человечества

- Вы довольно пошлый человек,- возражал Бендер,- вы любите деньги больше, чем надо.
- А вы не любите денег? - взвыл Ипполит Матвеевич голосом флейты.
- Не люблю.
- Зачем же вам шестьдесят тысяч?
- Из принципа!
(из к/ф «12 стульев»)

Не только в Налоговый кодекс РФ вносятся десятки изменений за год. Гражданский кодекс также не остается без внимания. Мы часто обращаем внимание на новинки корпоративного законодательства, сегодня речь пойдет о более обыденных вещах - процентах за просрочку исполнения денежного обязательства. Статья 395 ГК РФ известна не только юристам, но и предпринимателям, ведь правило о необходимости уплачивать пени исходя из ставки рефинансирования долгое время было само собой разумеющимся. Изменения в порядок начисления процентов по ст.395 ГК РФ вносились дважды, с разницей менее года.

Дабы упростить Вам жизнь и уберечь от ошибок в таких мелочах, влияющих на выстраивание отношений с контрагентами при формулировании условий договоров, проясним некоторые моменты в части начисления так называемых «законных процентов».

Проценты за неисполнение денежного обязательства ст. 395 ГК РФ.

Начиная с 01.06.2015г. и, рискнем ограничить срок, по 24.03.2016г. в применении данной статьи существовала путаница, усугублявшаяся еще и появлением статьи 317.1 ГК РФ. Федеральным законом от 08.03.2015г. № 42-ФЗ был введен новый порядок - проценты по ст. 395 стали рассчитываться не на основе ставки рефинансирования, а в соответствии со «средними ставками» банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения кредитора. Изменения порядка расчетов касались правоотношений, возникших уже после после 1 июня 2015 г. Банк России ежемесячно обновлял показатели банковских процентов для расчета по ст. 395 ГК РФ , и за каждый период просрочки проценты, в случае необходимости, нужно было рассчитывать по своему показателю.

Очевидно, что данный порядок был неудобным, поэтому уже с 01.08.2016г. проценты по ст. 395 ГК РФ предписано рассчитывать по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Поясним, что фактически ключевая ставка заменила собой ставку рефинансирования, поэтому смело можно утверждать, что произошел возврат к старому порядку начисления процентов за пользование чужими денежными средствам, который действовал до 01.06.2015 г.

Обозначим периоды, в которые действовали разные правила расчета процентов за неисполнение денежного обязательства по ст. 395 ГК:

    за периоды, возникшие до 31.05.2015 , - считаем по действовавшей ставке рефинансирования;

    с 01.06.2015г. по 31.07.2016г. - по средним ставкам банковского процента для физических лиц, в т.ч. и за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 01.06.2015г. договора, в отношении периодов просрочки, имевших место с 01.06.2015г., а

    с 01.08.2016г . по настоящее время - по ключевой ставке Банка России.

Однако иной размер процентов можно установить в самом договоре, что и рекомендуем сделать для упрощения себе жизни на случай необходимости воспользоваться ст. 395 ГК. При установлении иной ставки в договоре необходимо указать, что речь идет именно о процентах по ст. 395 ГК РФ, в противном случае речь может идти о неустойке, которая исключает применение ст. 395, если иное не закреплено сторонами в договоре (п. 4 ст. 395 ГК РФ). Раньше такого указания в ГК не было, а значит начисление процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) и неустойки (ст.330 ГК РФ) не противоречило друг другу.

Имейте ввиду, что в судебном процессе размер взыскиваемой неустойки и процентов за неисполнение денежного обязательства могут быть уменьшены судом в случае несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям неисполнения обязательства в соответствии со ст. 333 ГК РФ . Пределы уменьшения размера взыскиваемых процентов за пользование чужими денежными средствам установлены п. 6 ст. 395 ГК РФ: суд не может уменьшить проценты по ст. 395 ГК РФ, если кредитором применен их расчет, установленный в самом кодексе (то есть исходя из ключевой ставки). Если же договором предусмотрен иной порядок расчета процентов, суд может уменьшить размер взыскиваемой суммы по заявлению должника, но при этом возможность уменьшения ограничена размером процентов, который получился бы при применении расчета, указанного в п. 1 ст. 395 ГК РФ. Аналогичное ограничение в части уменьшения размера неустойки по ст. 333 ГК РФ давало бы еще больше гарантий дисциплинированности в части исполнения обязательств и понимания, есть ли смысл взыскивать штрафные санкции в суде.

Теперь перейдем к статье 317.1 ГК РФ

Данная статья «дебютировала» как новая норма Гражданского кодекса РФ с 01.06.2015 г. и вплоть до 01.08.2016г. воспринималась как «кривое зеркало» 395-й статьи. С 01 августа 2016 года действует ее новая редакция:

В случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты, размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (законные проценты), если иной размер процентов не установлен законом или договором.

п.1 ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ

Проценты по ст. 317.1 ГК РФ применяются к отношениям, участниками которых являются как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, так и физические лица (с 01.08.2016г.) и начисляются только на денежные обязательства в следующем порядке:

с 01.06.2015 по 31.07.2016 - «автоматически», за исключением случаев, когда неприменение предусмотрено законом или договором, независимо от нарушения сторонами своих обязательств по договору по ставке рефинансирования,

с 01.08.2016 только в случае, если это предусмотрено законом или договором, по ключевой ставке.

Денежные обязательства возникают, прежде всего, у покупателей (заказчиков). Продавец (исполнитель) также может быть обязан платить данные проценты, но только в случае возникновения обязанности возврата ранее полученного аванса. Сам факт получения аванса не будет являться основанием возникновения денежного обязательства и ст. 317.1 применять не нужно (Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2015 г. N 03-03-РЗ/67486). В этом же письме от 09.12.2015г. Минфин, кроме прочего, разъяснил, что проценты, начисленные по ст. 317.1 автоматически или по соглашению сторон подлежат учету налогоплательщиком в составе внереализационных доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

После появления этой нормы правоприменитель почему-то стал считать право начислить проценты по ст. 317.1 ГК РФ обязанностью и долгое время указывал хозяйствующим субъектам на то, что применение этой нормы обязательно и отказаться от «автоматически» начисленных процентов можно только путем прощения долга, а момент начала начисления процентов по ст. 317.1 должен определятся моментом окончания оказания услуг/выполнения работ. Наличие условий об отсрочке отнюдь не является препятствием для начисления процентов. Все понимали, что эта позиция лишена здравого смысла, но не всегда могли доказать обратное.

С 01.08.2016 г. стороны решают самостоятельно, применять ст. 317.1 ГК РФ к своим отношениям или нет, а не судорожно исключают ее действие в договорах. И начисляют проценты, в случае применения, с момента, когда у покупателя (заказчика) возникло денежное обязательство оплатить товар (работу, услугу), а он оплату не произвел (образовалась просрочка).

Одно неприятное замечание: по тексту закона, изменяющего редакцию ст. 317.1, не содержится норм по действию статьи во времени, а значит в период с 01.06.2015г. по 31.07.2016г. проценты будут начисляться «автоматически» по редакции нормы, действовавшей в указанный период. Так что, если переделали все договоры, то это совсем не зря. Скажем больше - лучше подстраховаться и «обезвредить» эту статью на период с 01.06.2015г. по 31.07.2016г. в договорах, в которых этого сделано не было - воспользоваться п. 2 ст. 425 ГК РФ и распространить отмену/ограничение действия ст.317.1 на денежные обязательства, возникшие (и исполненные) в прошлом.

По-прежнему существует риск, что, не обратив внимания на ст. 317.1 ГК РФ при исполнении договора, заключенного в период с 01.06.2015г. по 31.07.2016г., однажды добросовестный покупатель (заказчик) может обнаружить требование об уплате процентов по денежному обязательству. Например: при оплате товара (работ, услуг) с отсрочкой платежа с суммы 10 млн покупатель (заказчик) должен платить 2 260 рублей в день. И для этого, судя по всему, не нужно нарушать сроки оплаты!

Также одна из сторон по договору может столкнуться с доначислениями по налогу на прибыль в связи с «обязательным» начислением законных процентов. Конечно, суммы небольшие и поводом для проведения проверки они не станут, однако в ходе уже начавшейся проверки это обернется неприятным дополнением к требованиям налогового органа.

Основное назначение нормы ст. 317.1 ГК РФ - это установление платы за пользование денежными средствами, и в этом ее принципиальное отличие от ст. 395 ГК РФ. В ГК РФ эти статьи всегда находились в разных главах: ст. 317.1 в главе «Исполнение обязательств», а ст. 395 в главе «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ.

Пленум Верховного Суда своим Постановлением № 7 от 24.03.2016г. окончательно пресек все споры по части правовой природы статей 395 и 317.1 ГК РФ, указав в п. 53, что, в отличие от процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, проценты, установленные статьей 317.1 ГК РФ, не являются мерой ответственности, а представляют собой плату за пользование денежными средствами и начисление с начала просрочки процентов по ст. 395 ГК РФ не влияет на начисление процентов по статье 317.1 ГК РФ.

Предусмотрев в договоре проценты как по ст.317.1, так и по ст.395 ГК РФ, исчисляемые по ключевой ставке (сейчас 10 %), «кредитовать» своего недобросовестного контрагента по договору вы будете уже как минимум по ставке 20% годовых. А если еще предусмотреть в договоре одновременное существование неустойки по ст. 394 и процентов по ст. 395 ГК, то вряд Ваш контрагент рискнет затягивать с исполнением своих обязательств по договору. Учитывая существование вероятности снижения в судебном порядке неустойки (ст. 333 ГК) и пересчета по ключевой ставке процентов по статье 395 ГК, ст. 317.1 ГК может выступить своеобразной гарантией получения Вами такой платы за пользование денежными средствами, которая будет соответствовать условиям рынка кредитных продуктов. Более того, при определении очередности погашения требований по денежному обязательству сумма процентов по 317.1 будет взыскана ранее суммы основного долга.

Для эффективного использования ст. 317.1 включите в договор пункт, к примеру, такого содержания:

Проценты, предусмотренные статьей 317.1. ГК РФ, начисляются на неисполненные в срок, установленный договором, денежные обязательства. Проценты начисляются с начала возникновения просрочки исполнения денежного обязательства и до момента его фактического исполнения. Начисление с начала просрочки процентов по ст. 395 ГК РФ и(или) неустойки не влияет на начисление процентов по статье 317.1 ГК РФ

БОльшая подробность и детализация в части применения и расчета процентов по ст. 317.1 ГК, а также возможность прописать в договоре свои правила применения и размера гражданско-правовых мер ответственности заставляют более детально и тщательно прорабатывать условия договоров, налагают на стороны больше самостоятельности в части обсуждения условий сотрудничества, позволяют предусмотреть свой вариант и тщательно продумать все возможные последствия.

Если ваш должник неправомерно удерживает денежные средства, уклоняется от их возврата или допускает иную просрочку в их уплате, он должен уплатить проценты на сумму долга (п. 1 ст. 395 ГК РФ). О расчете процентов по 395 статье ГК РФ расскажем в нашей консультации.

За сколько дней считать проценты

Если в договоре с контрагентом не указан конкретный порядок определения дней просрочки, срок, за который производится расчет процентов по 395 ГК РФ, исчисляется в следующем порядке: со дня, следующего за днем, когда денежное обязательство должно было быть исполнено в соответствии с условиями договора, по день уплаты долга включительно.

Какую процентную ставку применять

Если законом или договором не установлен иной размер процентов, при расчете используются данные о ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей в соответствующие периоды. Так, с 19.09.2016 размер ключевой ставки составляет 10% годовых (Информация Банка России от 16.09.2016).

Это для процентов по 395 ГК РФ новые правила. И действуют они с 01.08.2016.

С 01.06.2015 до указанной даты при расчете процентов использовались действовавшие в месте нахождения организации средние ставки банковского процента по вкладам физлиц. Эти ставки публиковались ЦБ РФ.

Расчет процентов по 395 ГК РФ: формула

П = З * С / 365(366) * Д,

где П - проценты взыскиваемые с должника по ст. 395 ГК РФ;

З - задолженность по денежному обязательству, не погашенная в установленные сроки;

С - ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая в периоде просрочки (в %);

Д - количество дней, за которые начисляются проценты.

Количество дней в формуле 365 или 366 зависит от того, високосный год, за который рассчитываются проценты, или нет.

Взыскание неустойки и проценты по 395 одновременно?

Возможна ситуация, когда в договоре с контрагентом предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства с должника взыскивается неустойка. В этом случае проценты по ст. 395 ГК РФ уплате не подлежат (п. 4 ст. 395 ГК РФ). Однако соглашением сторон можно предусмотреть, что помимо неустойки уплачиваются и проценты. Тогда должнику придется отвечать дважды: уплачивать и неустойку, и проценты.

При этом какую меру ответственности для должника предусмотреть - взыскание договорной неустойки или процентов по 395 статье ГК РФ, стороны определяют по взаимному согласию, зафиксировав соответствующие положения в договоре между собой или в дополнительном соглашении к нему. Естественно, стороны договора могут предусмотреть уплату и договорной неустойки и процентов по 395 одновременно.

Алгоритм расчета неустойки по 395 ГК РФ не указан. Это значит, что порядок определения величины неустойки в договоре должен быть конкретизирован.

Как рассчитать проценты по 395 ст. ГК РФ: пример

31.08.2016, вопреки условиям договора между ООО «Продавец» и ООО «Покупатель», последний не погасил свою задолженность в размере 250 000 рублей. Оплата за товар произведена лишь 13.01.2017. В договоре нет отдельных положений о порядке расчета процентов за просрочку оплаты. Следовательно, применяется общий порядок, предусмотренный ст. 395 ГК РФ.

Так, за период с 01.09.2016 по 13.01.2017 ООО «Покупатель» должен заплатить ООО «Продавец» проценты в размере 9 285,22 руб.

Представим расчет в таблице:

Период расчета Количество дней Сумма задолженности, руб. Ключевая ставка ЦБ РФ Расчет Сумма %, руб.
01.09.2016 - 18.09.2016 18 250 000,00 10,5% 250 000,00 * 10,5% / 366 * 18 1 290,98
19.09.2016 - 31.12.2016 104 250 000,00 10% 250 000,00 * 10% / 366 * 104 7 103,83
01.01.2017 - 13.01.2017 13 250 000,00 10% 250 000,00 * 10% / 365 * 13 890,41
Итого: 135 х х х 9 285,22

Ст. 395 ГК РФ раскрывает ответственность лица за неправомерное удержание или несвоевременный возврат долга. Проценты за пользование чужими денежными средствами выступают в качестве наказания для лица, которое нарушило договорные обязательства. Эта статья предусмотрена для того, чтобы устранить незаконное обогащение и защитить права всех сторон.

Прежде чем рассказать, как рассчитать процент за пользование чужими денежными средствами, рассмотрим ряд определений из гражданского законодательства страны. Терминология позволит определиться с правами и обязанностями каждой стороны правоотношений.

Определяемся с датами

В первую очередь, стоит определиться с датой начисления процентов. В соответствии со ст. 191 ГК РФ плата за пользование заемными средствами начисляется на следующий день после даты неисполнения договорных обязательств. Для наглядности рассмотрим пример .

Заемщик Петров В. М. взял у Иванова И. С. в долг 50 тысяч рублей до 31 декабря. Правоотношения сторон подкреплены долговой распиской. Порядок начисления процентов в документе не прописан. Если Петров не вернет деньги 31 декабря, то Иванов может начислять проценты на сумму долга начиная с 1 января. При этом он должен руководствоваться ст. 191 ГК РФ.

Следующий важный параметр - дата окончания начисления платы за пользование заемными деньгами. В соответствии с законодательством ею признается дата, когда заемщик полностью погасил свои обязательства перед вторым участником сделки. Допустим, в рассматриваемом примере заемщик внес всю сумму долга 15 января. Соответственно, кредитор имеет право требовать плату за пользование своими деньгами с 1 по 15 января.

Порядок погашения долга

Немаловажная роль в расчете процентов за пользование чужими денежными средствами отводится порядку погашения долга. Выделим два случая:

  • добровольный;
  • принудительный.

Во втором случае неплательщик рискует не только своим имуществом, но и дополнительными расходами, поскольку в случае его проигрыша в суде он должен возместить госпошлину и иные платежи, связанные с судебным производством.

Проценты

Отдельно остановимся на размере процентов за несвоевременный возврат долга. В соответствии с п. 1 ст. 395 НК РФ в новой редакции плата равна банковскому учетному проценту в определенной местности на дату неисполнения долговых обязательств. При этом, если в качестве кредитора выступает хозяйствующий субъект, то в расчет принимается тариф, установленный в регионе нахождения 70% и более активов предприятия.

Важно! В гражданском законодательстве не предусмотрено понятие «учетный процент кредитных учреждений». В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 г вместо него применяется ставка рефинансирования, полностью регулируемая Банком России.

Под данной ставкой понимается размер платы за год за кредиты, предоставленные ЦБ РФ коммерческим банковским организациям. Именно ее размер влияет на денежно-кредитную политику в стране. Если расчеты между сторонами осуществлялись в валюте, то вместо ключевой ставки следует применять средневзвешенную доходность по банковским вкладам в валюте.

Плата за неисполнение долговых обязательств равна ставке рефинансирования на дату нарушения срока возврата денег. При судебном урегулировании конфликта можно применять как ставку на день подачи иска, так и тариф на момент вынесения судебного решения. Чаще всего плата рассчитывается на дату обращения в судебные органы с официальным заявлением.

Алгоритм расчета процентов

На нашем сайте можно использовать калькулятор для расчета процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании Постановления Верховного Арбитражного Суда РФ № 13/14 от 08.10.1998 г. при расчете платы за пользование чужими деньгами по умолчанию принимается, что в году 360 дней, а в месяце - 30 дней. При постановке известных величин формула примет следующий вид:

Проценты = (Величина долга * ставка рефинансирования Банка России * кол-во дней просрочки) /36000,

где: 36000 - это величина, полученная в результате умножения количества дней в периоде на величину, рассчитанную для доли, приходящейся на 1%.

Полезно знать! ЦБ РФ единолично устанавливает ставку рефинансирования. Узнать ее величину можно непосредственно на официальном сайте Банка России. В соответствующем разделе представлена динамика ставки во времени. Актуальная информация также предоставлена на веб-сайте электронной справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Достаточно перейти на главную страницу и активировать опцию «Учетная ставка Банка России».

Для закрепления теоретических основ рассчитаем проценты по примеру, описанному выше. Предположим, что заемщик добровольно рассчитался с кредитором, без привлечения судебных органов власти. За отчетный период возьмем 2016 год. На 1 января 2016 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ составила 11% годовых. Подставим известные значения в формулу.

Проценты = (50000*11%*15 дней) /36 000 = 229, 17 рублей.

Итак, Петров В. М. должен перечислить кредитору дополнительно 229, 17 рублей, поскольку нарушил долговые обязательства. В рассмотренном примере значение ставки было принято 11%, поскольку на 15 января оно не изменилось. При смене ставки рефинансирования ее величина принимается на дату погашения обязательств, то есть в нашем примере на 15 января.

Особенности взыскания процентов через суд

На деле получить плату за нарушение договорных обязательств по аналогичным
сделкам непросто, поскольку требуется доказать факт пользования деньгами суду и упущенную выгоду, которая возникла у истца (кредитора). При судебном урегулировании конфликта следует помнить основные правила:

  1. Кредитор может требовать уплату процентов лишь в том случае, если в качестве объекта правоотношений выступали денежные средства. Если одна сторона предоставила другой имущество, то при нарушении договорных обязательств плата не начисляется.
  2. Истец должен доказать, что ответчик использовал его деньги незаконно. Это значит, что правоотношения должны быть подкреплены документально.
  3. В несвоевременном возврате денег кредитору должен прослеживаться намеренный умысел. Кроме того, не должно быть факта препятствования возврата долга со стороны истца.

Судебная практика показывает, что чаще всего за взысканием процентов истец обращается в суд если по заключенному договору услуги не оказаны и деньги (выданный аванс) не возвращен вовремя. В этом случае явно прослеживается факт незаконного обогащения и неисполнения обязательств перед контрагентом.

Другой случай - долговые обязательства между частными лицами. Обращение в суд возможно, если передача денег зафиксирована документально (договор, расписка). Если долг не возвращен в срок, то это повод для расчета платы за незаконное использование средств.

Также начисление процентов может потребоваться при неисполнении решения суда о возмещении денежных средств третьей стороне. Предположим, есть решение органов судебной власти о том, что ответчик должен выплатить истцу определенную сумму в качестве компенсации за причинение морального или материального вреда. Если срок расчета между сторонами нарушен, то истец может обратиться повторно в суд для взыскания процентов с несвоевременно возвращенной компенсации.

Как подать иск?

Иск подается в мировые или районные суды.

В первую инстанцию кредитор может обратиться лишь в том случае, если сумма по исковым требованиям не превышает 50 тысяч рублей.

Важно понимать, что описанный случай не подходит для возврата процентов по коммерческому кредиту. Эта сфера регулируется ст. 809 ГК РФ и для нее есть отдельная судебная практика.

В исковом заявлении должно быть указано:

  • сумма требований;
  • положения действующего законодательства, нарушенные истцом;
  • суть заявления;
  • расчет величины процентов.

Судебный процесс может занять много времени. Если потерпевшая сторона хочет, чтобы проценты были уплачены и за период судебного разбирательства, то она должна пересчитывать их перед каждым заседанием. Сообщать о новой величине долга нужно через ходатайство.

При положительном решении по иску проигравшей стороне будет предложено добровольно возместить деньги истцу в определенный срок. Если действий с его стороны не последует, то судебное решение будет передано приставам, которые инициируют исполнительное производство. Долг будет возвращен за счет личных денег недобросовестного заемщика или его имущества.

Когда невозможно взыскать проценты?

На практике встречается 3 случая, когда взыскание процентов с неплательщика невозможно. Во-первых, это - обмен имуществом, а не деньгами. В соответствии с гражданским законодательством плата за пользование чужим имуществом не начисляется даже в случае, если известна его номинальная стоимость.

Во-вторых, если сумма по договору не предназначалась для оплаты. Освобождение от процентов возможно если лицо, нарушившее договорные отношения, объективно не могло воспользоваться деньгами кредитора. Для примера: передача денег - обязанность перевозчика, который не сдал их в установленные сроки и т.д.

Также сюда можно отнести несвоевременную обработку платежного поручения на перечисление денег кредитору банком, обслуживающим должника. Это возможно при технических сбоях или отсутствии денег на расчетном счете хозяйствующего субъекта в нужном объеме.

Таким образом, гражданское законодательство защищает права кредитора и позволяет наказать неплательщика. Неважно, понесла ли первая сторона убытки из-за несвоевременного получения собственных средств. Методика, рассмотренная выше, будет применяться и в 2017 году.

Античная философия: её основные идеи и роль в мировой культуре

Античная философия: её основные идеи и роль в мировой культуре 1

Введение 3

1.Периоды развития античной философии 5

2. Взгляды римских стоиков. Развитие идей античной философии 9

3. Роль античной философии в мировой культуре 10

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Введение

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.

В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Философия - это наука о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о мире в целом. Но то целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.

Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.

Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII-V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. 1

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

1. Дать представление о классическом этапе античной философии.

2. Охарактеризовать учение об идеях, утопию Платона.

3. Рассказать о критике теории идеи и метафизике Аристотеля.

4. Дать понятие об эллино-римском периоде античной философии, его основных философских школах (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).

5. Сделать выводы о ценности, ошибках, соответствия или несоответствия реальному миру выше приведенных учений и школ, влияния их на современную философию.

1.Периоды развития античной философии

Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов - Сократа, Платона.

Даже те, кто очень мало слышал и знает о философии, в том числе, античной, тем не менее, хоть раз в жизни слышал такое имя, как - Платон (427-347 гг. до н.э.). Это выдающийся мыслитель античности. Он воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai - беседую), а также главное философское направление - идеализм. 2

Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий - диалектический и тем завершил становление философии. Платон еще называл диалектиком того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».

Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный - мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Т. е. для примера можно сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета». 3

Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и идеи: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам.

Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.

Платон соглашался с Гераклитом, что в нашем мире все течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги. Мир идей был нужен Платону для обоснования возможности познания вещей в мире. Он соединил диалектику Гераклита с понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита, выделил чувственный и постигаемый миры, Платон придал первому свойство становления, а второму - подлинного существования. 4

Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям. Помимо этого, платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному сверхчувственному миру (известное выражение, который знает каждый - «платоническая любовь») и стремление сделать действительность насколько возможно полным отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью, пытаясь создать идеальное государство).

Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская космогоническая картина подвела своеобразный итог натурфилософии природы в IV в. до н.э. По Платону, мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии - огонь, воздух, землю; в центре Космоса - Земля. Космос - это одаренное разумом живое существо. Структура мира по его учению - это божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

В качестве недостатков учения об идеях Платона можно сказать, что он рассматривает теории идеи в отрыве от всякого их и научного, и вообще реально-жизненного назначения. Его упрекали в том, что он проповедовал учение об абсолютной изолированности мира идей по отношению к миру вещей. Проводя свою теорию идей, Платон доходит до того, что рассматривает идеи как некоего рода мифы. Но, тем не менее, мифология эта у него всегда продумана и далека от наивной веры в народные сказки; даже боги у него нарисованы в виде логически продуманных и научно обоснованных идей. Т. е. можно сказать, что у него надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Утопия Платона заключается в том, что, веруя в человеческий разум, уповая на всемогущую силу идеального мира и имея наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, можно добиться того, что уже вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главе проектированного им идеального государства стоят не кто иные, как именно философы, которые созерцают свои вечные идеи и на основании этого созерцания управляют всем государством.

Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира.

Эпикур, выступивший в борьбу с Аристотелем, создал в свое время школу «Сад Эпикура», где он учил философии на равных правах даже женщин и рабов, чего не могло быть у Платона и Аристотеля. Другими словами, он основал общество друзей-единомышленников, которое просуществовало 600 лет.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. 5

Эпикур, сохранив основную предпосылку киренаиков, что главная цель человека - наслаждение, существенно преобразовал их систему. Если те понимали наслаждение как деятельность, то он отдал предпочтение наслаждению покоем, так как считал, что динамические наслаждения предварительно несут страдания от предшествующего желания, а статические удовольствия - нет (они некое состояние равновесия). Считая, что стимулом динамических удовольствий является желания, делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует исполнять Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В этом его главное отличие от них, но при этом, он все же считал (в соответствии с общегреческим представлением о человеке), что наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. 6

2. Взгляды римских стоиков. Развитие идей античной философии

Взгляды римских стоиков отличались от греческих по тональности - силой своего чувства и выразительностью поэзии, - и это объяснялось изменением социальных условий: подтачивалось достоинство людей и их уверенность, иссякал психологический запас прочности. У них ведущими чертами становится не гордость, достоинство, а, скорее, слабость, ощущение ничтожности, растерянность, надломленность. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Постепенно все большее влияние стали приобретать отрицавшие возможность что-либо доказать - скептики. Главным аргументом античных скептиков являлось существование разных точек зрения по различным вопросам, а какая из них является истинной, определить невозможно. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений.

Из воздерживания от суждений следует невозмутимость, потому что мы не можем знать, что произойдет в следующий момент. Из известных скептиков выделяется Пиррон (ок. 360 - ок. 280 гг. до н.э.). Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

Другими словами, пройдя круг развития, философия вернулась к сократовскому «я знаю, что я ничего не знаю», но с добавлением «я не знаю даже и этого». Скептики замкнули круг, но этот опыт был не бесполезен, именно в нем зародилась философия. 7

3. Роль античной философии в мировой культуре

Античная проблематика стала проблематикой всей европейской философии на тысячелетия. Просуществовав в Древнем Риме, как повтор греческих образцов в различных формах неоплатонизма, эпикурейства, стоицизма и аристотелизма, она легла в основу христианского мировоззрения и она же составила главную проблему рационализма и классической философии.

В самом античном мире гносеология содействовала развитию математики. Хотя занятия мыслителей были шире, чем вмещает современная философия. Фактически, философия вмещала в себя все науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему западному подходу к научным званиям. Ученый из любой области науки воспринимается как философ.

Но главное заключается в том, что греческий миф о единстве и целостности бытия определил структуру, направленность и проблемы европейской философии. Попытка совместить этику, ценностные установки, политическую теорию и естествознание привела к созданию сложных элитарных систем. Эмпирическое знание об изменчивости и теоретическое желание ухватить неизменную сущность вещи соединенные с той или иной формой социально-этического проекта влияли на терминологию, восприятие мира. Это создавало противоречия в гносеологических рекомендациях.

Эти противоречия сгладила эпоха средневековья. Схоласты не имели нужды доказывать бренность этого мира и имели жесткое абсолютное основание для своих теорий. Этим основанием было бытие Бога. 8

Но как только научный прогресс привел к возникновению эмпирического знания и эмпирической философии, а идея Бога утратила свою абсолютность, философия вернулась к проблемам, с которыми столкнулись Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. Попытки Канта отделить вещь саму по себе от явлений, аналогичны подходу Аристотеля к познавательным процессам, когда последний отделял сущность от существования.

Диалектика Гегеля впитала в себя проблематику Гераклита, чтобы через законы развития опровергнуть тезис Канта о пределах познания.

Субъективизм, экзистенциализм, феноменология, материалистическая диалектика и другие современные философские школы, так или иначе, повторяют идеи, которые на заре человечества появились в учениях греческих мудрецов.

Поэтому история античной философии остается актуальной, а процессы возникновения тех или иных теорий многое могут подсказать современному ученому и философу. 9

Заключение

Понятие «философия» занимает очень важное место в жизни людей. Оно дает возможность для появления мировоззрения людей на мир и на себя самих.

Античная философия - совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной философии - выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

Утопия Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

Из недостатков учения Платона можно выделить рассмотрение теории идеи в отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Ценность учения Платона заключается в создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления - идеализма.

Аристотелизм был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой - метафизикой.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия.

Список использованной литературы

Учебная литература

    Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 254 стр.

    Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2007, 62 стр.

    Адо П. Что такое античная философия? М.: Издательство гуманитарной литературы, 2007, 89 стр.

    Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 74 стр.

    Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 2005, 68 стр.

Первоисточники

    Антология кинизма: Философия неприятия и протеста/ Под ред. И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 2001, 47 стр.

    Аристотель. Политика.// Аристотель. Сочинения. М., 1984. т. 4, 189 стр.

    Аристотель. Научные труды. Том 3. М, 2004, 265 стр.

    Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М, 2006, 82 стр.

    Гасперус А.В. Платоновские учения в античной философии. СПб, 2008, 41 стр.

1 Антология мировой философии. М., том 1, 2001, 148 стр.

2 Спиркин А.С. Философия. М., 2001, 80 стр.

3 Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2007, 62 стр.

Основных процессов глобализации мировой экономики. ...

  • Методические рекомендации по философии для студентов рниму выпуск 10. Москва

    Методические рекомендации

    И античной философии . Роль Плотина и Филона Александрийского в становлении христианской культуры . Основные принципы христианской... Основы философии : учебник. - М.: ИД «Форум» - Инфра-М, - 2008. 9.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её ...

  • Особенности раннегреческой философии. Ионийская школа

    Документ

    ... античная философия ".) Древнегреческая (античная ) философия в своем развитии прошла четыре основных ... их роль в развитии античной философии . ... философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии ...

  • С. А. Чернов Начала философии

    Документ

    Истории мировой философии . Аристотель... её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии , ... стремлении сблизить христианство с античной культурой , в «паганизации» христианства, ... научного знания. Сведение философии к роли «служанки науки», ...

  • 1. Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная диалектика Гераклита. Религиозные представления древних греков

    Документ

    Задач философии . Её основная функция сдвигается... античного мира, формирования христианской религии, основ средневековой культуры , которая через ассимиляцию многих идей ... идей ». Природа есть упорядоченная последовательность таких идей , порожденных Мировым ...

  • 1. Проблема первоначала в древнегреческой философии.

    2.Учение о человеке, познании и государстве в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

    3.Этические идеи философии эллинизма

    Античная философия охватывает почти тысячелетний период своего развития. Она возникла в древней Греции в VI в. до н.э. и уступила свое место другой – средневековой философии уже после распада Римской империи – к VI в. н. э. Отличительная черта античной философии - рациональное постижение мира и космоцентризм , т.е. направленность на осмысление «космоса», «природы». Космос – это порядок мира. Мир – единое, живое целое. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

    Основные этапы развития античной философии:

    1. Досократический или этап становления древнегреческой философии. VI-VII вв. до н. э.) – в центре внимания проблемы космоса, природы (физиса). Другое название этапа – «натуралистический».

    2. Сократический или этап классической греческой философии – учение Сократа, Платона, Аристотеля (V-IV вв. до н.э.). Главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям;

    3. Греко-римский или эллинистический этап (конец IV в. до н.э. – IV в. н.э.). Под эпохой эллинизма (конец IV в. до н.э. имеется ввиду греческий мир после А. Македонского, до завоевания его римлянами, школы эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма и др.

    Милетская школа («натуралисты» или«физики») зародилась в VI в. до н. э. в г. Милете на западном побережье полуострова Малая Азия.

    Фалес (ок. 625- 545 гг. до н.э.). Все существующее происходит из воды. Первопричина (архэ) – вода . «Как показывают наблюдения, все рождается из семени, а семя влажное. У влажных вещей началом их природы является вода. Все происходит из воды и в воду возвращается».

    Анаксимандр (ок. 611-545 гг. до н.э.). «Трактат о природе». Первоначало – единая, первичная, вневременная, бессмертная, беспредельная субстанция, которая «объемлет все миры», то есть неопределенная материя (апейрон) – вещественное начало – лишенное границ. Апейрон – основа все сущего, являющееся божественным. Он превращается в различные земные стихии: землю, воду, воздух, огонь, а те в свою очередь переходят друг в друга. Анаксимандр полагал, что природа, мир существуют объективно, а не созданы кем-то. Анаксимандр ввел в практику солнечные часы, создал географическую карту Земли, в которой отражены Европа и Азия.

    Анаксимен (560-480 гг. до н.э.). Первоначало – воздух, воздушная безграничная субстанция. Огонь – разреженный нагретый воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, а затем при дальнейшем сгущении землей, и, наконец, камнем. Все многообразие стихий Анаксимен объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха. Боги тоже созданы из воздуха.


    Пифагорейская школа (Пифагор, Филолай, Архит Тарентский и др.). Существовала как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам поведения.

    Пифагор (580-500 гг. до н.э.) из острова Самос. Он впервые назвал себя философом. Его первоначало – число . Все есть число. Число – божественное начало в мире, принцип всех вещей. Объекты мысли более реальны, чем вещи, или объекты чувственного познания, так как числа имеют вневременную природу, то есть, вечны. Космос, его порядок устанавливается числом. Абсолютизация чистого мышления, минуя наблюдения. Мысль выше чувств. Чувственный мир подгоняется к математическому идеалу.

    Цель, смысл жизни – освобождение души от тела посредством ее очищения. Очищение – это «достижение созерцательной жизни». Душа – гармония телесных элементов, исчисляемая числом.

    Гераклит из Эфеса (ок. 544 – 483 гг. до н.э.). Его труд называется «О природе». Первоначало всего мира – огонь . Все сущее никем не сотворенное, всегда было, есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то потухающим. Гераклит может считаться основоположником гносеологии. Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая, что истина постигается умом. Познание начинается с чувств. Далее чувственные данные обрабатываются разумом человека. Единство чувственного и рационального познания.

    В мире существует единство, и оно есть результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна и необходима, есть источник создания мира. Противоположности борются и соединяются. «Все течет, все изменяется, нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

    Учение о бытии (элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон). Ксенофан (580 – 490 гг до н.э.) – основатель элеатской школы. Труд – «О природе», написан в виде поэмы. Первоначало – земля . «Все рождается из земли и в землю уходит». Бог – единое, сливается с природой (пантеизм). Ксенофан – сторонник рационализма.

    Парменид (540-480 гг. до н.э.). Труд – поэма «О природе». В противоположность Гераклиту, Парменид утверждал, что ничто не меняется. Его называли сумасшедшим. В поисках чего- то постоянного и неизменного Парменид пришел к идее о едином бытии. Бытие есть то, что охватывается мыслью. «Думать и быть – это одно и то же». Парменид – «отец» рационализма. Разум - это путь истины, чувство – путь мнения. Критерий истины – разум, ощущения не точны. Главная заслуга Парменида в открытии качественного различия между разумом и чувствами, ощущениями, логическим и эмпирическим.

    Зенон (490 – 430 гг. до н.э.) - ученик Парменида. Аристотель назвал его изобретателем диалектики. Зенон – представитель субъективной диалектики. Зенон вошел в историю благодаря своим апориям (парадоксам). Суть зеноновских апорий - это вопросы соотношения движения и покоя, единого и многого, конечного и бесконечного, прерывного и беспрерывного. Зенон считал, что истинно лишь то, что можно логически доказать. До нас дошли 9 апорий Зенона («Пшеничное зерно», «Стрела», «Ахиллес и черепаха» и др.). Идея о противоречивости движения. Апории знаменуют становление разума.

    Древнегреческий атомизм (Левкипп, Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл). Демокрит (ок. 460-371 гг. до н.э.) из Абдер. Около 70 трудов. Первоначало – атомы , неделимые частицы, которые перемещаются в пустоте. Атомы неизменны, вечны, число их бесконечно, они различаются по величине, форме, порядку и расположению. Они находятся в вечном движении. Три формы движения: хаотическое, вихревое, испарение. Разграничение чувственного и рационального познания. Чувственное познание – познание по «мнению», рациональное – «по истине» и их единство.

    Учение о человеке. Софисты (с греч. «мудрость») открывают рациональный период греческой философии. Софисты (Протагор, Горгий , Продик, Алкидам, Критий и др.) (V в. до н.э.) - это первые философы, которые передавали специальные знания другим за плату. Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей, по этому на первое место у них выходила риторика – искусство красноречия. Они отрицали объективную истину, утверждали, что истина всегда субъективна. Вместе с Сократом их называли «греческими просветителями». В центре внимания софистов был человек и его познавательные способности. Превалирующие темы софистов: этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание – т.е. культура. Поэтому они являлись зачинателями гуманистического периода в античной философии.

    Протагор из Абдер (около 490 – 420 вв. до н.э.). Труд «Антилогии». Ему принадлежат знаменитые слова: «Человек есть мира всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

    Историческая заслуга софистов, в отличие от предшественников, они впервые повернули античную философскую мысль с проблем космоса на проблему человеческой жизни. С конца V века до нашей эры проблема человека стала предметом особого внимания, прежде всего у знаменитого философа Сократа.

    Сократ (469-399 гг. до н.э.) В центре внимания философии Сократа – человек как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека заключена в его душе, так как она есть «то, чему служит тело». Ценность души состоит в познании. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого – в установлении истины. Истина, по Сократу, - это объективное знание, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнения содержания понятий. Беседовать, считал Сократ – значить сдавать моральный «экзамен души». Метод субъективной диалектики Сократ назвал майевтикой (искусством «повивальной бабки»). С помощью метода субъективной диалектики рождается истина в процессе беседы, диалога. Он широко использовал метод индукции и не менее самой истины ценил этот метод «наведения» на истину. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

    «Познать самого себя» – лозунг, означающий для Сократа поиск нравственных качеств, общих для всех людей. Счастье и добродетель тождественны, зло есть незнание добра. Познание – необходимое условие благого дела, доброго поступка. «Добродетель есть знание».

    Платон (настоящее имя Аристокл, ученик Сократа, основатель Академии, объективный идеалист).

    Учение об идеях (диалектика). В центре системы философии Платона стоит учение об идеях, где продемонстрировано обращение к гносеологической проблеме, размышлению о сущности знания (обращение мышления к самому себе). Идея у Платона имеет двойное выражение: как родовое понятие в качестве функции интеллектуальной деятельности; как «образ» истинной действительности («идея не мысль, а реальность»). Отсюда учение о двух мирах : видимый (чувственный, изменчивый, неистинный, несовершенный, телесный) и имматериальный и истинный (истинный, сверхчувственный, постоянный, совершенный, идеальный, вечный, невидимый, нетелесный) – («все видимое есть подобие невидимого»). В этом заслуга платоновской диалектики. Платон логический порядок в мире заменяет телеологическим порядком, в основе – идея добра – мировая цель, как причина всего происходящего, смысл мира, как господствующий разум тождественный Богу. Идея добра как целевая причина мира явлений имеет неограниченное и ограниченное выражение: пространство и мера. Идея – суть причина явлений, целевая причина. Источник добра – Бог, а зла – другая причина. Душа как изначальное движение, обладает сознанием. Разум в качестве бога или мировой цели есть объективное начало, имеет душу и переходит в сознание.

    Платон как социальный политик в своей работе «Государство» продемонстрировал построение теории идеального государства, земледельческого государства из 5040 городских семейств. Единство воления – существо здорового государства. Болезнь демократии в предоставлении свободы волении каждого. «Никто добровольно не поступает несправедливо». Благо государства в единстве убеждений, поэтому строй должен определяться учением и научным знанием, что приводит во главу государства философов. Философ в своей душе несет гармонию трех частей: жадности, мужественности и разумности, образующих справедливость.

    Аристотель (ученик Платона, основатель Ликея, первый учитель) – новый тип философа, профессионально сформировавшегося в школе Платона и ведущего независимый образ жизни педагога и ученого. Автор многих трактатов: «Политика», «Физика», «Метафизика», «О рождении животных», «О душе», «Никомахова этика», «Эвдемова этика».

    Учение о сущности показывает, как Аристотель уходит от признания внебытийного начала и описывает реальность, расширяя категориальный

    аппарат философии с помощью научного знания. Сущность есть либо форма , либо материя , либо то, что состоит из того и другого; форма есть осуществленность (энтелехия ), актуальность, активна, материя – возможность, потенциальное. Одушевленное существо состоит из материи и формы, т.е. тела и души. Тело осуществлено в возможности, душа – осуществленность этой возможности, или энтелехия некоторого тела. Разработанные Аристотелем понятия начала, причины, формы, материи, возможности, действительности и окончательной осуществленности – энтелехии, движения, места, времени, бесконечности, непрерывности и др. показывают о границах и целях философии. Аристотель закрепляет деление науки на теоретическую и практическую . Ко второй относятся этика и политика, связанных с культивированием добродетелей. Хотя для Аристотеля воспитание высшего блага остается главной задачей государства, как и у Платона, но он больше говорит о благах, которые можно реально преследовать в разных видах деятельности.

    Вопросы для самоконтроля

    1.Что такое идея в понимании Платона?

    2.Как соотносятся мир идей и мир вещей?

    3.Каковы представления Платона о душе человека?

    4.Какие 3 типа души выделял Платон?

    5.Каким должна быть идеальное устройство общества?

    6.Что Аристотель относил к первичным сущностям?

    7.Что такое субстанция?

    8.В чем заключается особенности соотношения формы и материи в философии Аристотеля?

    9.Какие 3 типа души выделял Аристотель?

    10.Что такое государство с точки зрения Аристотеля?

    11.Какие факторы повлияли на возникновение философии в Древней Греции?

    12.Что такое философия в представлении философов милетской школы?

    13.Что такое апиран? И кем было впервые введено это понятие?

    14.Что, согласно Пифагору, является первоначалом мира?

    15.Почему Гераклита называют первым диалектиком?

    16.Что такое бытие с точки зрения элеатов?

    17.В чем смысл апории Зенона "Стрела"?

    18.Какова роль элейской школы в развитии философии?