Архив метки: Тик Нат Хан. Тик Нат Хан - Чудо осознанности: практическое руководство по медитации Тит нат хан кто

Его считают одним из самых влиятельных духовных лидеров современности. Мартин Лютер Кинг выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Речь о Тит Нат Хан - буддийском вьетнамском монахе.

Тит Нат Хан родился во Вьетнаме в 1926 году и в 16 лет принял монашество. Всего через восемь лет он стал сооснователем Ан-Куанга - буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама. Тит Нат Хан в 1961 году ездил в США, чтобы преподавать сравнительное религиоведение в Кодумбийском и Пристонском университетах, но вскоре уехал обратно на родину, чтобы вместе с вьетнамскими монахами противостоять разразившейся войне.

Тит Нат Хан был руководителем мирного движения сопротивления и основателем «маленького корпуса Мира». Он возглавил вьетнамскую буддийскую делегацию на переговорах в Париже и добился подписания мирного договора. После этого ему запретили посещать Вьетнам, но несмотря на это, по всей стране и по всему миру распространялись копии его книг. Тит Нат Хан посвятил свою жизнь просвещению и продолжал свою миротворческую миссию. Он написал более 100 книг по дзэн-буддизму, одни из популярных среди них - «Мир в каждом шаге» и «Тишина» .

Вот несколько советов от Тит Нат Хана:

Путь к осознанности

Грязная посуда, красный свет светофора, дорожные пробки и звонящий телефон - все эти и другие повседневные события могут помочь вам пройти путь к осознанности - подлинному сознательному присутствию в текущем моменте и реальности.

Помните, что ощущения счастья, гармонии и полноты жизни находятся буквально на расстоянии вытянутой руки, они всегда с нами.

Сохранять осознанность - это наука, -

Осознанное дыхание

Это упражнение легко усвоить и повторить любому человеку. Оно, как и любое дыхательное упражнение, важно для достижения осознанности, счастья, гармонии с собой и окружающим миром:

Вдыхая, концентрируйтесь на вдохе и говорите себе: «Вдыхая, я знаю, что вдыхаю». Выдыхая, концентрируйтесь на выдохе и говорите: «Выдыхая, я знаю, что выдыхаю».

Это упражнение позволит очистить разум и душу от негатива, ваша злость уйдет, вы станете более осознанным человеком. Дополнительным эффектом будет более четкая концентрация на чем-то одном - том, что вы делаете всегда в один момент без потери связанности слов, действий и мыслей, как это часто бывает у современного человека.

Начинайте день с улыбки

Если вы потеряли улыбку, но способны заметить, что ее для вас сохранил одуванчик, еще не все потеряно. У вас достаточно внимательности, чтобы заметить у него вашу улыбку.

Тит Нат Хан утверждает, что тот, кто начинает свой день с улыбки, способен сделать счастливым не только себя, но и весь окружающий его мир. Ведь улыбка для человека - одна из наибольших ценностей, не имеющая «осязаемой цены» - она стоит много и ничего.


Искренняя улыбка поможет осознанности, -

Это упражнение, как и предыдущее, достаточно легко выполнить. Оно направлено на то, чтобы вы привыкли начинать свой день с улыбки. Для того, чтобы это вошло в привычку, сделайте следующее.

Повесьте на видном месте воодушевляющую картинку или листок с ободряющими словами. В скором времени одно только пробуждение, ласковые лучи солнца или заливистая трель птиц будет вызывать у вас улыбку.

Если ваша улыбка пропала, знайте: все вокруг, включая одуванчик, может ее вернуть. Вам нужно только заметить, что ее хранят для вас.

Медитируйте при ходьбе

Следующий урок Тит Нат Хана для достижения осознанности и счастья - медитация при ходьбе. Сама по себе медитация - это способ восстановить внутренне равновесие, насладиться тишиной в своей голове (а не жужжание роящихся в ней мыслей).

Осознанная медитация способна сконцентрировать ваше внимание на прекрасном, важном моменте: красивом пении соловья, забористый смех детей на площадке, бесконечно красивый пейзаж заката. Медитация при ходьбе позволит вам проникнуться вглубь себя и подарить Матушке-Земле свое спокойствие и гармонию:

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.


Не вините других

Если вы посадили салат, и он не вырос, вы же не будете винить его в этом? Вы разбираетесь в причинах неудачи: возможно, салату не хватило солнца или не была удобрена почва. Но вам и в голову не приходит обвинять в этом сам салат.

Тогда почему, когда у вас проблемы с родными или друзьями, первым делом вы вините их? Такой подход никогда не приведет к хорошему результату. Перестаньте обвинять и упрекать. Вместо этого научитесь заботиться о людях.

Вглядитесь в человека, чтобы увидеть и понять его. В чем его потребности, проблемы? Какие у него желания и мечты? Когда вы поймете, почему человек ведет себя так или иначе, вы просто не сможете дать выход негативным эмоциям.

Смотрите на все живое с состраданием. Тогда вы разовьете в себе способность понимать других, и ваши отношения с людьми будут налаживаться.

Суета - вирус, который поглощает нас. Она захватывает нас с головой. Мы всё время о чём-то думаем. Во время завтрака, в дороге, на работе, после работы, в магазине, в отпуске… Шквал мыслей и дел сбивает с ног, но темп не позволяет остановиться. Мы перестаём замечать, что происходит у нас под носом. И так устаём, что не чувствуем себя счастливыми.

Вспомните, когда в последний раз в вашей голове водворялась тишина? Когда в последний раз вы оказывались в настоящем моменте и замечали смех ребёнка, красивую музыку из соседнего кафе или закат?

Тит Нат Хан уверен, что существует глубокая взаимосвязь внутреннего мира и гармонии каждого человека и мира на нашей планете. Чтобы обрести внутренний мир и при этом добиться мира вокруг, нужно практиковать внимательность, учиться дышать и медитировать. Да-да, медитация каждого отдельного человека может привести к миру во всём мире. В книге «Мир в каждом шаге» Тит описал около 50 техник медитации и осознанности.

Улыбайтесь

Улыбка - самое дорогое, что у нас есть. Улыбка бесценна, но одновременно не стоит ничего. Искренне улыбаться может только человек, способный на счастье и душевный покой. От его улыбки становится лучше не только ему самому, но и окружающим. Вспомните, что вы испытываете, глядя на «Мону Лизу»: на лице красавицы лишь намёк на улыбку, но даже это способно вас успокоить.

Для того чтобы встречать новый день с пониманием и добротой, начинайте его с улыбки. Чтобы привыкнуть к этому, сделайте себе напоминание: повесьте на видном месте воодушевляющую картинку или листок с ободряющими словами. В скором времени одно только пробуждение, ласковые лучи солнца или заливистая трель птиц будет вызывать у вас улыбку.

Тит Нат Хан

Одна девушка во время духовной практики придумала стихотворение:

Пусть моя улыбка потеряна,

Но не нужно печалиться.

Ведь она у одуванчика.

Если ваша улыбка пропала, знайте: всё вокруг, включая одуванчик, может её вернуть. Вам нужно только заметить, что её хранят для вас.

Следите за дыханием

Дыхательные упражнения - ключ к радости и спокойствию. Если вы хотите научиться осознанному дыханию, можно начать с такой техники. Она лёгкая, и вы сможете практиковать её везде.

Когда вы делаете вдох, сконцентрируйтесь на нём и скажите про себя: «Вдыхая, я понимаю, что вдыхаю». Во время выдоха: «Выдыхая, я понимаю, что выдыхаю». Всё.

Это упражнение помогает осознать, как мы дышим. Вы помните совет: «Для того чтобы успокоиться, медленно сосчитайте от 1 до 10»? Осознанное дыхание не просто остужает гнев, но приносит мир в нашу душу.

Учитесь понимать других

Если вы посадили салат и он не вырос, вы ведь не вините его в этом. Вы разбираетесь в причинах неудачи: возможно, салату не хватило солнца или не была удобрена почва. Но вам и в голову не приходит обвинять в этом сам салат.

Тогда почему, когда у вас проблемы с родными или друзьями, первым делом вы вините их? Такой подход никогда не приведёт к хорошему результату. Перестаньте обвинять и упрекать. Вместо этого научитесь заботиться о людях.

Вглядитесь в человека, чтобы увидеть и понять его. В чём его потребности, проблемы? Какие у него желания и мечты? Когда вы поймёте, почему человек ведёт себя так или иначе, вы просто не сможете дать выход негативным эмоциям. Смотрите на всё живое с состраданием. Тогда вы разовьёте в себе способность понимать других, и ваши отношения с людьми будут налаживаться.

По материалам книги Тит Нат Хана «Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни»

До 19 июня читатели Лайфхакера могут получить скидку 35% на электронную версию книги по промокоду PEACE.

Нат Хан Тит

Практика радости: как управлять гневом


© ANGER All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form.

This edition published by arrangement with Riverhead Books, an imprint of Penguin Publishing

Group, a division of Penguin Random House LLC.


Издание для досуга


© Автономова А.В., перевод на русский язык, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

* * *

Предисловие

Практика счастья

Быть счастливым для меня означает меньше страдать. Не будь мы способны преобразовывать всю ту боль, которая находится внутри нас, счастье было бы невозможным.

Многие люди ищут счастье вовне, но истинное счастье исходит изнутри. Наша культура учит нас, что счастье приносят деньги, власть и положение в обществе. Но если вы внимательно присмотритесь, то увидите: многие богатые и знаменитые люди несчастливы. Многие из них кончают жизнь самоубийством.

Будда, а также монахи и монахини его времен не имели никакого имущества, кроме трех ряс и одной миски. Но они были очень счастливы, потому что при этом у них было нечто чрезвычайно ценное – свобода.

Согласно учению Будды, свобода – первое необходимое условие счастья. Под этим словом мы понимаем не политическую свободу, а свободу от таких состояний ума, как гнев, отчаяние, зависть и заблуждения. Эти состояния ума Будда называет ядовитыми. Пока их яд остается в наших сердцах, счастье невозможно.

Чтобы освободиться от гнева, нужно практиковаться – и не важно, христиане ли мы, мусульмане, буддисты, индуисты или иудаисты. Мы не можем просить, чтобы Будда, Иисус, Бог или Мухаммед за нас освободили наши сердца от гнева. Есть совершенно четкие инструкции, позволяющие преобразовать свои вожделение, гнев и невежество. Если мы будем следовать этим инструкциям и научимся принимать свои страдания, то сможем помочь в этом и другим людям.

Измените ситуацию к лучшему

Предположим, в одной семье отец и сын сердятся друг на друга. Они больше не могут нормально общаться. Отец сильно страдает, страдает и сын. Они не хотят злиться друг на друга вечно, но не знают, как преодолеть свой гнев.

Хорошее учение – это такое учение, с помощью которого вы можете легко преобразовать свои страдания. Когда вы сердиты, вам так больно, будто вас обжигает адское пламя. Когда вы чувствуете, что вас захлестывает отчаяние или зависть, вы в аду. Вам нужно пойти к другу, который практикует осознанность, и спросить, что вам делать, чтобы преобразовать свой гнев, свое отчаяние.

Сострадательное слушание облегчает страдания

Если речь человека полна гнева, это означает, что он или она глубоко страдает. Страдания наполняют человека горечью, и он всегда готов жаловаться и обвинять других в своих проблемах. Слушать такого человека крайне неприятно, и вы пытаетесь его избегать.

Чтобы понять и преобразовать гнев, мы должны научиться практике сострадательного слушания и практике любящей речи. Есть бодхисаттва – это означает «великий» или же «пробудившийся» человек, – которая обладает способностью слушать людей очень внимательно и с большим состраданием. Ее зовут Гуаньинь (великая сострадающая), или Авалокитешвара. Мы все должны научиться слушать людей так же внимательно, как эта бодхисаттва. Тогда мы сможем предложить очень конкретные советы всем, кто приходит к нам за помощью, чтобы помириться с близкими.

Слушая с состраданием, мы можем помочь другому человеку, облегчить его боль. Однако, даже обладая наилучшими намерениями, мы не способны слушать достаточно внимательно, если не практиковались в искусстве сострадательного слушания. Если вы способны сесть и молча, с состраданием слушать пришедшего к вам человека в течение часа, вы сможете сильно облегчить его страдания. Слушайте лишь с одной целью: позволить говорящему выразить себя и облегчить страдания. Сохраняйте сострадание все время, пока слушаете.

Вы также должны слушать очень сосредоточенно. Сконцентрируйтесь на практике слушания со всем возможным вниманием, отдайтесь ей целиком: глазами, ушами, телом и умом. Если вы только делаете вид, что слушаете, и не отдаете себя практике на все сто процентов, другой человек это поймет, и ему не станет легче. Если вы знакомы с практикой внимательного дыхания и можете оставаться сосредоточенными на своем желании помочь страдающему человеку, то всегда сумеете поддерживать в себе сострадание во время слушания.

Слушать с состраданием – очень глубокая практика. Вы слушаете не для того, чтобы осуждать или обвинять. Вы слушаете просто потому, что хотите, чтобы другой человек меньше страдал. Этот человек может быть вашим отцом, сыном, дочерью, возлюбленным. Научившись слушать других, вы сумеете по-настоящему помочь им преобразовать гнев и страдания.

Бомба, готовая взорваться

У меня есть знакомая, она католичка и живет в Северной Америке. Она сильно страдала из-за своих сложных отношений с мужем. Оба они получили хорошее образование; оба имели научную степень. Несмотря на это, муж глубоко страдал. Он вел постоянную войну со своей женой и детьми. Он не мог говорить ни с женой, ни с детьми. Все в семье старались избегать его, потому что он походил на бомбу, готовую взорваться. Его гнев не знал границ. Он считал, что жена и дети презирают его, потому что никто не хотел к нему приближаться. На самом деле жена не презирала его. Дети тоже не презирали его. Они его боялись. Подходить к нему было опасно, потому что он мог взорваться в любой момент. Однажды жена решила покончить с собой, потому что больше не могла этого выносить. Она чувствовала, что не может продолжать так жить. Но прежде чем убить себя, она позвонила подруге и рассказала ей, что собирается сделать. Эта подруга практиковала буддизм и не раз звала ее на практику медитации, чтобы облегчить страдания, но женщина всегда отказывалась, объясняя, что она – католичка, и потому не может практиковать буддизм или следовать его учению.

Когда буддистка узнала, что ее подруга собирается убить себя, она сказала ей по телефону: «Ты называешь себя моей подругой, и ты на пороге смерти. Я прошу тебя только об одном: послушать лекцию моего учителя, но ты отказываешься. Если ты и правда мне друг, то, прошу тебя, возьми такси и приезжай ко мне послушать запись лекции, а потом уже можешь умирать».

Когда католичка приехала к ней домой, подруга посадила ее в гостиной, поставила лекцию учителя дхармы о том, как восстанавливать общение с близкими, и оставила ее одну. За те полтора часа, что женщина слушала лекцию, она пережила очень глубокое внутреннее преображение. Она многое осознала. Она поняла, что частично сама в ответе за свои страдания, а также то, что причинила много страданий своему мужу. Она поняла, что совсем не помогает ему. Более того, она с каждым днем утяжеляла его страдания тем, что избегала его. Из лекции о дхарме она узнала: чтобы помогать другим, нужно уметь слушать их внимательно, с глубоким состраданием. Она не делала этого вот уже пять лет.

Обезвреженная бомба

Прослушав лекцию по дхарме, женщина ощутила вдохновение и надежду. Она захотела поехать домой, чтобы внимательно выслушать своего мужа и скорее помочь ему. Но ее подруга-буддистка сказала: «Сегодня не стоит этого делать, потому что сострадательное слушание – это очень глубокая практика. Тебе придется как минимум две недели тренироваться, чтобы научиться слушать как бодхисаттва». И она позвала свою подругу-католичку на ретрит, чтобы та продолжила учиться.

На ретрит приехало четыреста пятьдесят человек – в течение шести дней они ели, спали и занимались духовными практиками. В эти дни все мы тренировались выполнять осознанное дыхание, обращать внимание на вдох и выдох, чтобы объединить ум и тело. Мы учились выполнять осознанную ходьбу, на сто процентов отдавая себя каждому шагу. Мы выполняли осознанное дыхание, ходьбу и сидение, чтобы наблюдать страдания в себе и принимать их.

Участники не только слушали лекции по дхарме; все мы практиковались в искусстве слушать друг друга и говорить с любовью. Мы старались слушать внимательно, чтобы понять страдания друг друга. Женщина-католичка изучала все эти практики очень серьезно, очень глубоко, потому что для нее это был вопрос жизни и смерти.

Вернувшись домой после ретрита, она была очень спокойна, и сердце ее было наполнено состраданием. Она искренне хотела помочь мужу избавиться от бомбы в сердце. Она двигалась очень медленно и следила за дыханием, чтобы не терять спокойствия и постоянно подпитывать свое сострадание. Она практиковала осознанную ходьбу, и муж заметил, что она изменилась. Наконец она приблизилась к мужу и тихо села рядом с ним – за прошедшие пять лет она ни разу не делала этого.

Долгое время она сидела молча, возможно, около десяти минут. Затем она мягко накрыла его руку своей и сказала: «Дорогой, я знаю, что в последние годы ты много страдал, и мне очень жаль, что так произошло. Я знаю, что во многом виновата в твоих страданиях. Я не только не смогла облегчить твою боль, я даже ухудшила ситуацию. Я сделала много ошибок и причинила тебе много страданий. Прости меня. Я хотела бы, чтобы ты дал мне шанс начать сначала. Я хочу сделать тебя счастливым, но раньше я не знала, как это сделать; поэтому я каждый день только ухудшала положение. Я больше не хочу, чтобы так продолжалось. Поэтому, мой дорогой, пожалуйста, помоги мне. Мне нужна твоя помощь, чтобы лучше тебя понять, чтобы лучше тебя любить.

Знаменитый вьетнамский мастер дзен и, наверно, самый известный в мире пропагандист осознанности Тик Нат Хан написал книгу ответов на «простые» вопросы, которые ему регулярно задают дети. Книга «Is Nothing Something?» («Является ли ничто чем-то?») вышла в 2012 году, и ниже приводятся несколько вдохновляющих и полных мудрости ответов мастера. Что такое осознанность? Осознанность – […]

Когда звонит телефон… Очередное упражнение из книги «How to Train a Wild Elephant» под условным названием «Каждый раз, когда телефон звонит…». Мне показалось, что его удачно дополняет «Телефонная медитация» Тик Нат Хана. Одним словом, как использовать телефон в практике осознанности…

Медитация при ходьбе. Одним из способов сделать осознанность частью повседневной жизни является практика осознанной ходьбы. Как, наверное, уже ясно из названия, в этом упражнении мы направляем все внимание на ощущения, возникающие при ходьбе, и стараемся их удержать в фокусе осознанности в течение всего отведенного времени. Это упражнение имеет буддийские корни и […]

Когда еда — это просто еда… Когда я ем, я глух и нем! (русская народная мудрость) Перевод главы книги «How to train a wild elephant: and other adventures in mindfulness» Jan Chozen, с дополнениями. Упражнение: В течение определенного срока, например недели, каждый раз, когда вы едите или пьете, постарайтесь не делать одновременно […]

Тик Нат Хан

Чудо осознанности. Практическое руководство по медитации

© Thich Nhat Hanh, 1975, 1976

© Мигаловская Н., перевод на русский язык, 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Тик Нат Хан – это не просто мастер медитации. Это посредник между землей и Небом, это голос просветленной вечности, доносящийся до наших глухих душ. Его книги написаны удивительно легко и понятно, это идеальная пища для ума. Я перечитывал «Чудо осознанности» несколько раз – и каждый раз открывал в ней что-то новое.

Марвен Гленн, Майами

«Это экстраординарная книга!»

Это экстраординарная книга! Простым языком она говорит о таких вещах, которые вы, кажется, всегда знали, но которыми не пользовались… Внимание – это универсальный инструмент, волшебная палочка, с помощью которой можно реально изменить свою жизнь. Но самое прекрасное – этот инструмент имеется у каждого из нас!

Кетрин Уайт, Даллас

«С этой книгой вы проснетесь!»

Многие книги по медитации невыносимо скучны, так что уже с первых страниц вас неумолимо тянет в сон… Однако с этой книгой ВЫ ПРОСНЕТЕСЬ! В отличие от большинства подобной литературы, она сразу предлагает вам попробовать простые практики. И они работают! Вам не придется ждать долго, только попробуйте – и сразу почувствуете изменения!

Грейс Уиггинс, Финикс, Аризона

«Он фантастический учитель жизни!»

Для всех, кто планирует заняться медитацией, книга Тик Нат Хана – отличное начало! Она сразу показывает нужную перспективу. Следуя принципам Тик Нат Хана, вы никогда не свернете с верной тропы. Это действительно один из самых великих учителей! До того, как я познакомился с его книгами, я был обычным клерком, замученным постоянной нехваткой времени и стрессом. Я и теперь обычный клерк, но я – счастливый клерк! Я обладаю бесконечным запасом времени и никогда не испытываю напряжения – а все потому, что Тик Нат Хан научил меня осознавать каждую минуту. Он фантастический учитель жизни!

Ричард Мэй, Бостон

«Они работают для человека любых убеждений»

Я обожаю работы Тик Нат Хана. Они творят настоящие чудеса! Я сама католичка, но его принципы – универсальны. Они работают для человека любой конфессии, любых убеждений. Прочитайте и убедитесь!

Лионелла Черити, Колумбия

«И тогда вы поймете, что жизнь – бесконечна»

Мы все собираемся жить «когда-нибудь». А Тик Нат Хан предлагает ценить настоящее. Это не новая идея, но мало кто умеет воплощать ее в жизнь. Простые и полезные упражнения этой книги помогут вам прикоснуться к настоящему. Выполняя их, вы научитесь использовать каждую секунду на 100 %. И тогда вы поймете, что жизнь – бесконечна, и в нее можно вместить все, что вы захотите!

Карен Андерсон, Филадельфия

Предисловие переводчика к английскому изданию

Книга «Чудо осознанности» была написана на вьетнамском языке в 1974 году и изначально ее текст представлял собой развернутое письмо брату Квангу, старшему преподавателю «Школы социальной службы для молодежи» в Южном Вьетнаме. Автор письма, буддийский монах Тик Нат Хан основал эту школу в 1960-х как один из проектов «Буддизма активного действия». Молодые люди приобретали там навыки помощи людям и проникались духом сострадания. После обучения студенты использовали полученные знания, чтобы помогать крестьянам, пострадавшим от неурядиц военного времени. Они помогали восстанавливать разрушенные дома, учили детей, занимались созданием медицинских пунктов, школ, участвовали в организации сельскохозяйственных кооперативов.

Их мирные методы часто вызывали непонимание в атмосфере страха и недоверия военного времени. Выпускники школы последовательно отказывались поддерживать какую-либо из враждующих сторон и утверждали, что обе они представляют собой отражение единой реальности и что настоящим врагом являются не люди, а идеологии, ненависть и невежество. Такая позиция поставила их на грань конфликта, и в первые годы существования «маленьких отрядов мира» (так они себя называли), работники периодически подвергались нападениям, несколько раз дело доходило до похищений и убийств. Поскольку война длилась и длилась – даже после подписания Парижского мирного соглашения в 1973 году, – временами казалось просто невозможным не поддаться чувству усталости и безнадежности. Требовалась огромная отвага, чтобы продолжать работу в духе любви и понимания.

После высылки во Францию, Тик Нат Хан постоянно писал брату Квангу, чтобы поддерживать мужество работников в эти темные времена. Тхай Нат Хан («Тхай» – это одна из форм обращения к вьетнамским монахам, означает «учитель») призывал их постоянно помнить о важнейшей дыхательной практике – концентрации на дыхании, позволяющей развивать и сохранять внутреннее спокойствие даже в наиболее тяжелых обстоятельствах. Поскольку для Тик Нат Хана брат Кванг и студенты были коллегами и друзьями, письмо, которое впоследствии стало книгой «Чудо осознанности», обращено к читателю в очень непосредственной и личной манере. Когда Тхай говорит о деревенских тропинках, он вспоминает те самые тропы, где он прогуливался с братом Квантом. Когда он упоминает сияющие глаза ребенка, он имеет в виду определенного ребенка – сына брата Кванга.

В то время, когда Тхай писал это письмо, я также находилась в Париже, принимая участие в работе «Делегации мира вьетнамских буддистов» с другими американскими добровольцами. Тхай возглавлял «Делегацию», которая стала зарубежным координационным центром для всех организаций (в том числе и «Школы социальной службы»), чьи усилия были направлены на достижение мира во Вьетнаме и восстановление страны. Я вспоминаю вечерние чаепития, на которых Тхай разъяснял коллегам и друзьям избранные моменты из своего письма. Разумеется, очень скоро мы задумались о том, что и многим другим людям в других странах могут принести пользу описанные там практики.

Недавно Тхай познакомился с молодыми буддистами из Таиланда, и тех очень воодушевили свидетельства, показывающие, какое влияние буддизм имеет во Вьетнаме. Их целью было помочь предотвратить вооруженный конфликт, назревающий в Таиланде, и они хотели понять, как научиться действовать в духе осознанности и примирения, не позволяя гневу и разочарованию взять над собой верх. Некоторые из них знали английский, и мы с ними переводили и обсуждали письмо брату Квангу. Идея с переводом приобрела особую актуальность, когда власти закрыли и конфисковали буддийское издательство во Вьетнаме, так что первоначальный план издать письмо небольшим тиражом на вьетнамском языке оказался неосуществим.

Я с радостью взяла на себя задачу перевести книгу на английский. Почти три года я жила в Париже вместе с участниками «Делегации», дни напролет погружаясь в поэтичные звуки вьетнамского языка. Тхай взял на себя мое «формальное» обучение языку, и мы с ним неторопливо, предложение за предложением, читали некоторые его ранние книги. Таким образом сформировался мой довольно необычный словарь вьетнамских буддистских терминов. Разумеется, в течение этих трех лет Тхай учил меня не только языку. Само его присутствие служило мягким напоминанием о необходимости обратиться к своей истинной сути, пробудиться и жить осознанно.

Когда я уселась за перевод «Чуда осознанности», я припомнила все, имевшие место за эти годы, случаи, с которыми было связано мое собственное развитие осознанности. Так, однажды я готовила еду, пребывая в сильном раздражении, и никак не могла найти ложку, которую бросила где-то среди остальной посуды. Когда я безуспешно искала ее повсюду, на кухню вошел Тхай и при виде моих метаний, улыбнулся. Он спросил: «Что ищет Моби?». Разумеется, я ответила: «Ложку! Я ищу ложку!». Тхай опять улыбнулся и сказал: «О нет! Моби ищет Моби».

Тхай предложил, чтобы я переводила книгу медленно и спокойно, чтобы сохранять осознанность. Я переводила не больше двух страниц в день, а по вечерам мы с Таем просматривали эти две страницы, исправляя те или иные слова и предложения. Остальные друзья помогали с редактированием. Очень трудно описать реальный опыт, полученный в процессе перевода, но то, что в процессе работы я осознавала, как вожу ручкой по бумаге, осознавала свою позу, свое дыхание, помогло мне отчетливо понять, с какой полной осознанностью Тхай писал каждое свое слово. Читая и переводя текст, я буквально могла видеть его адресатов – брата Кванга и сотрудников «Школы». Более того, я начала понимать, что каждый читатель сможет увидеть в словах Тхая ту же непосредственную и личную заинтересованность – так как они обращены к реальным людям и наполнены искренней любовью. По мере продолжения работы, я могла видеть все расширяющееся сообщество: работников «Школы», молодых тайских буддистов и множество наших друзей по всему миру.