Авторская программа по черчению ботвинников. Рабочая программа на тему: Рабочая программа по черчению

Программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа по черчению для 8- 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по Черчению В.В. Степаковой - М.: Просвещение, 2008 . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008 г.

Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе по 1 часу в неделю).

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данных ступенях образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

2. Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «О рабочих программах» от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

3. Положение о рабочих программах по предметам муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17»

  1. Цели изучения курса

Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:

  • формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
  • научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
  • развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
  • воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
  • умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

КОМПЕТЕНЦИИ

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

  • правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные правила выполнения и обозначения простых и сложных разрезов;
  • условности изображения и обозначения резьбы;
  • способы построения развёрток преобразованных геометрических тел;
  • методы вспомогательных секущих плоскостей.

Учащиеся должны иметь представления:

  • об изображениях соединений деталей;
  • об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять необходимые разрезы;
  • правильно определять необходимое число изображений;
  • выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел с

Преобразованием;

  • выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
  • читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
  • читать несложные строительные чертежи;
  • пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой.

Учебные задания года предусматривают развитие навыков работы карандашом, циркулем и другими инструментами и принадлежностями.

  1. Структура курса

Модуль (ГЛАВА)

Примерное количество часов

8 класс

Правила оформления чертежей

Геометрические построения на плоскости

Способы проецирования

Чтение и выполнение чертежей предметов

9 класс

Сечения и разрезы

Определение необходимого количества изображений

Сборочные чертежи

Чтение строительных чертежей

  1. Контроль реализации программы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки графической работы

  1. Четкость выполнения графической работы;
  2. Композиция, компоновка на листе.
  3. Правильность выполнения

Критерии и система оценки практических работ

  1. Правильность выполнения;
  2. Самостоятельность;
  3. Четкость выполнения, композиция.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Тестирование
  4. Решение занимательных задач.

Оценка работ учащихся. За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся.

Отметка «5» : ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный. Отметка «4» : ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3» : ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Отметка «2» : при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  1. Календарно-тематический план

8 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Примечание

Введение. Учебный предмет черчение.

Правила оформления чертежей.

Графическая работа № 1 «Линии чертежа»

Сведения о чертёжном шрифте

Сведения о чертёжном шрифте

Сведения о нанесении размеров

Графическая работа № 2 «Чертёж плоской детали»

Деление окружности на равные части

Сопряжения

Сопряжения

Графическая работа № 3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»

Способы проецирования

Проецирование детали на три плоскости проекций

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Графическая работа № 4 «Построение трёх проекций предмета».

Получение и построение аксонометрических проекций.

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

Технический рисунок.

Графическая работа № 5 «Технический рисунок».

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел.

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум данным».

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

Графическая работа № 7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Порядок чтения чертежей деталей.

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

Графическая работа № 8 «Выполнение чертежа предмета с преобразованием его формы».

Эскизы деталей.

Графическая работа № 9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

Графическая работа № 10 «Выполнение чертежа предмета»

9 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Примечание

Обобщение сведений о способах проецирования

Понятие о сечении. Наложенные сечения.

Вынесенные сечения.

Графическая работа №1 «Сечения».

Разрезы. Назначение, правила выполнения разрезов.

Простые разрезы. Фронтальный разрез.

Профильный разрез.

Горизонтальный разрез.

Графическая работа №2 «Простые разрезы».

Соединение части вида и части разреза.

Разрезы в аксонометрических проекциях.

Графическая работа №3 «Чертёж детали с применением разреза»

Выбор количества изображений и главного изображения

Условности и упрощения на чертежах

Графическая работа № 4 «Устное чтение чертежей».

Общие сведения о соединениях деталей.

Изображение и обозначение резьбы.

Изображение болтовых и шпилечных соединений.

Графическая работа № 5«Чертеж резьбового соединения».

Шпоночные и штифтовые соединения.

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

Разрезы на сборочных чертежах.

Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Практическая работа «Чтение сборочных чертежей»

Понятие о деталировании.

Графическая работа № 6 «Деталирование»

Графическая работа № 7 «Конструирование»

Основные особенности строительных чертежей.

Условные изображения на строительных чертежах

Правила чтения строительных чертежей.

Практическая работа «Чтение строительного чертежа»

Контрольная графическая работа

8 класс

(34 ч, по 1 ч. в неделю)

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (7 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел) . Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)

Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей)

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

9 класс

(34 ч., по 1ч. в неделю)

РАЗРЕЗЫ И СЕЧЕНИЯ (13ч.)

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое изображение материалов на сечениях. Выполнение сечений предметов.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. Сложные разрезы (ступенчатый и ломаный) . Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого количества изображений (3ч.)

Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах

СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (13 ч.)

Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения. Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

7 . Перечень практических работ в 8 классе

ТЕМА

Линии чертежа.

Чертеж «плоской» детали.

Чертёж детали с использованием геометрических построений

Построение трёх проекций предмета

Технический рисунок

Построение третьей проекции по двум данным

Чертежи и аксонометрические проекции предметов

Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы

Эскиз и технический рисунок предмета

Выполнение чертежа предмета

Чертеж резьбового соединения

Чтение сборочных чертежей

Деталирование

Конструирование

Чтение строительного чертежа

9. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Авторская программа по Черчению/автор –составитель Степакова В.В. - М. Просвещение, 2008г
  2. Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский – 4-е изд., дораб. -М.: АСТ: Астрель, 2008
  3. Методическое пособие по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение» / А. Д Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006
  4. Черчение: Чертежи типовых соединений деталей: Рабочая тетрадь № 7- 2-е издание переработанное -М.: Венда-Граф,2005
  5. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4- 2-е издание переработанное и дополненное -М.: Венда-Граф,2007
  6. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора Н.Г. Преображенской - М.: Венда-Граф,2006

Пояснительная записка

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению будет отличаться от методов обучения, например, литературы или других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами.. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы :

Объяснение

Наблюдение

Моделирование и конструирование

Выполнение графических работ

Работа с учебником и справочным материалом

Контроль за знаниями учащихся по предмету осуществляет учитель. В процессе обучения школьников черчению широко используется текущая и итоговая формы проверки знаний, для осуществления которых применяются устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Методами устного опроса являются индивидуальный, фронтальный и уплотнённый (комбинированный) опрос. Другим распространённым видом проверки знаний, умений и навыков по черчению является проверка выполнения практической части домашнего задания.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.

Одна из обязательных графических работ является контрольной.

На уроках черчения широко применяется и самостоятельная работа учащихся по решению графических задач. Этот вид текущей проверки несёт в себе как контролирующую, так и обучающую функции. На самостоятельную работу отводится, как правило, часть урока.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Проводить контрольные и самостоятельные работы учитель имеет право лишь тогда, когда у него есть уверенность в том. Что материал усвоен большинством учащихся класса. Чтобы обеспечить хорошее качество проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

    Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

    Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится , если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится , если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится , если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится , если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится , если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится , если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится , если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится , если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценивая учащихся следует помнить, что оценка характеризует только знания учащихся. Она не должна быть наградой или средством наказания. Важно при выставлении оценок соблюдать строгую объективность, так как сильный ученик может быть не готовым к уроку, а слабоуспевающий может хорошо выучить материал урока.

Для соблюдения объективности при выставлении четвертных и годовых оценок необходимо опираться на наблюдения учителя за учащимися и на данные анализа графических и самостоятельных работ. Оценку нельзя выводить как некое среднее арифметическое.

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Изучение курса черчения рассчитано на один учебный год в связи с уменьшением количества часов в базисном учебном плане. Сокращены часы на изучение следующих разделов: Сборочные чертежи, Чтение строительных чертежей

Календарно-тематический план преподавания предмета «Черчение»

Название темы

Параграфы, изучаемые на уроке. Задание на уроке

Задание

на дом

Кол-во часов

1 четверть

Введение. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Правила оформления чертежей. ЕСКД. Форматы, основная надпись чертежа

Введение,§1, 2, п. 2.1, п. 2.2

Начертить в тетради основную надпись чертежа

Введение. §1

§2, п. 2.3. Начертить в тетради таблицу «Линии чертежа»

Графическая работа № 1 Линии чертежа.

Выполнить графическую работу по примеру из учебника рис. 24

Не задано

Миллиметровая бумагаф.А4,алфавит:

арабские цифры, Ф.И. полностью

Правила оформления чертежей. Нанесение размеров. Масштабы

§2 п. 2.5, п. 2.6

§2 п. 2.5, п. 2.6, упр. 5,6 в тетради.

Графическая работа № 2. Чертеж плоской детали.

Выполнить чертёж плоской детали, рис. 36

Не задано

Проецирование. Прямоугольное проецирование.

§3,4 проецирование на одну плоскость проекций

Прямоугольное проецирование

повтор. §3,4, упр. 7 в тетради

Расположение видов на чертеже

повтор. §3,4,5, картон, ножницы, линейка, циркуль, рис. 58 по вариантам.

2 четверть

Моделирование по чертежу (создание модели)

Создание модели детали по заданному чертежу. Рис 58(а,б)

Не задано

§ 6,7, упр. 11 в тетради, изометрия

§8, упр. в тетради 14, 15.§9, упр. 17

§10,11, занимательные задачи № 2

§12, упр.24, 27, 28 в тетради

Графическая работа № 4. Чертежи и аксонометрические проекции предметов

Выполнить чертёж в необходимом количестве видов. На всех видах нанести обозначить точки

Не задано

Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров с учетом формы предмета

§13.Упр.33, §14, рис. 115(а) в тетради

3 четверть

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

§15, п. 15. 1, п. 15.2.

§15, п. 15. 1, п. 15.2., упр. 40

Сопряжения.

§15, п. 15.3., рис. 135 в тетради

Графическая работа № 5 (6).Чертёж детали(с использованием геометрических построений, в том числе сопряжений)

Выполнить по наглядному изображению (рис. 138) в необходимом количестве видов чертёж одной из деталей.

Не задано

§16. Выполнить модель цилиндра диаметром 40 мм., высотой 70 мм.§17

рис. 151 (б)

Не задано

$ 18, упр. 43 рис 155 б)

в тетради

Выполнить эскиз детали с натуры в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали

Не задано.

Контрольная работа

По аксонометрической проекции (рис. 160) построить чертёж в необходимом количестве видов

Не задано

Повторение сведений о способах проецирования. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений.

§ 19, 20,21,22.

§19,20,21,22, упр. 46.

§ 23,24, упр. 48, 49

4 четверть

Графическая работа № 9 (12).

Выполнить на листе формата А4 эскиз детали. Выявить поперечную форму детали сечением. Обозначить его, если нужно. Нанести размеры. Рис. 177 (б)

Не задано

Местный разрез. Соединение вида и разреза.

§ 24,§ 25,упр. 56, рис. 194 (б)

§24, п. 24.4., §25

На клетчатой бумаге формата А4 по наглядному изображению выполнить эскиз детали, применив необходимые разрезы. Нанесите размеры. Рис 200

Не задано

Графическая работа № 11 (14).

Чертёж с применением разреза.

На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез одной из деталей. Нанести размеры. Рис. 201

Не задано

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету черчение

для учащихся 9Б, 9В, 9Г классов

34 часа

2014-2015 учебный год

Название темы

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Введение. Чертежные инструменты, материалы

Правила оформления чертежей. Линии чертежа

Графическая работа № 1 Линии чертежа

Правила оформления чертежей. Шрифт

Нанесение размеров. Масштабы

Графическая работа № 2. Чертеж плоской детали

Проецирование. Прямоугольное проецирование

Прямоугольное проецирование

Расположение видов на чертеже

Моделирование по чертежу

Аксонометрические проекции. Построение аксонометрических проекций

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок

Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Графическая работа № 3. Чертежи и аксонометрические проекции предметов

Порядок построения изображений на чертежах

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей

Сопряжения

Графическая работа № 5 (6).Чертёж детали

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. Порядок чтения чертежей

Графическая работа № 6 (8).Выполнение чертежа в трёх видах с преобразованием его формы (путём удаления части предмета)

Эскизы. Выполнение эскизов деталей.

Графическая работа № 7 (9). Эскизы и технический рисунок детали

Графическая работа № 8(11) Выполнение чертежа детали

Контрольная работа

Повторение сведений о способах проецирования. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений

Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов

Графическая работа № 9 (12)

Эскиз детали с выполнением сечений

Местный разрез. Соединение вида и разреза

Тонкие спицы и стенки на разрезе. Другие сведения о разрезах и сечениях

Графическая работа № 10 (13). Эскиз детали с выполнением необходимого разреза

Графическая работа № 11 (14).

Чертёж с применением разреза.

Выбор количества изображений и главного вида. Условности и упрощения на чертежах

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

Основные особенности строительных чертежей

Методическое обеспечение программы:

Образовательная

Наименование

учебно-методических

пособий в структуре

учебно-методических

комплексов

Черчение

Образовательная

программа

Программа общеобразовательных учреждений: черчение под ред. Ботвинникова А.Д.

М. Просвещение 2010 г.

А.Д. Ботвинников

Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С. Вышнепольский.- 4-е издание, доработанное.-

М.: АСТ:Астель 2012-2014 год-221,(3)с.:ил.

Учебно-методическое

пособие для учителя

Тематическое и поурочное планирование по черчению В.Н. Виноградова к учебнику А.Д. Ботвинникова М.:Экзамен

Дидактические

материалы

Карточки-задания В.Н.Виноградов

к учебнику

Ботвинникова А.Д.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по «Черчению» для 8 и 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по разделу «Черчение и графика» образовательной области «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), авторской программы по «Черчению» под редакцией А. Д. Ботвинникова и рассчитана на один год обучения.

Преподавание предмета ведется по учебнику «Черчение» для 9 класса под редакцией А. Д. Ботвинникова М.: ООО «Издательство Астрель», 2014.

Рабочая программа разработана с целью обеспечения гарантий в получении обучающимися обязательного минимума образования, в соответствии с государственным стандартом. Рабочая программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор видов учебной и творческой деятельности обучающихся.

Рабочая программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям обучающихся, перечень обязательных графических и практических работ. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы обучающихся. В программе дано распределение времени на изучение тем.
Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи :

Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

Ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

Обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

Развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

Обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;

Привить учащимся культуру графического труда.
Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы используются следующие подходами к обучению:


  1. Уделяется равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.

  2. Сводится к минимуму или полностью исключаются непродуктивные элементы графической деятельности, необходимо избавлять школьников от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и пр.

  3. Не проводится обучение выполнению графических построений в отрыве от обучения методу проекций.

  4. При проведении и оценке первых графических работ уделяется внимание качеству их выполнения, стремясь поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.

  5. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.

  6. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.

  7. При выполнении чертежей по моделям, а также при выполнении эскизов с натуры целесообразно организовывать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.

  8. Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях следует осуществлять с минимальным разрывом во времени.

  9. При обучении выполнению разрезов и сечений использовать подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина - мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться такими изображениями.

  10. В основу упражнений, графических и практических работ закладываются разноплановые графические задачи:

  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;

  • построение третьей проекции по двум заданным;

  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;

  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;

  • связь чертежа с разметкой;

  • реконструкция изображений;

  • выполнение различных разрезов и сечений;

  • занимательные задачи;

  • графические диктанты;

  • преобразование формы и пространственного положения объектов;

  • с творческим содержанием.
Творческие задачи подразделяются на два вида. Пропедевтические творческие задачи не имеют проектного содержания. Их решение учащимися предусматривает применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для урочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка. Объекты для задач с элементами конструирования желательно выбирать вместе с учителем труда.

  1. Работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) является неотъемлемой частью учебного процесса.

  2. Придается большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программ:


  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования»

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  • Устав МБОУ «Вязьевская школа»

  • Учебный план МБОУ «Вязьевская школа» на 2015-2016 учебный год

  • Основная образовательная программа МБОУ «Вязьевская школа»

  • Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Вязьевская школа» от 01.06.2015 №35

  • Программы общеобразовательных учреждений «ЧЕРЧЕНИЕ» 7-11 классы, М.: Просвещение, 2008

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекса «Черчение 9 класс» под редакцией профессора А. Д. Ботвинникова, соответствующего Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год (приказ Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ».

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение черчения на этапе основного общего образования. Программа черчения 8, 9 классов, рассчитана на 34 часа и один год обучения в каждом классе. Если учесть, что суммарное время программы, рассчитанное ранее на два года обучения – 58 часов, а из них 22 часа отводилось на графические и практические работы, то в итоге время, отведенное на изучение программного материала одинаковое.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры обучающихся, их мышления и творческих качеств.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений.


  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием используются при изучении всех разделов курса.

  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений обучающихся.

  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий учитывается, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

  4. При обучении черчению учитываются индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.

  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Черчение».

Учащиеся должны иметь представления:


  • об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);

  • об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;

  • о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;

  • о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;

  • о видах соединений;

  • о чертежах различного назначения.
Учащиеся должны знать:

  • основы метода прямоугольного проецирования;

  • способы построения прямоугольных проекций;

  • способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

  • изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

  • правила оформления чертежей.
Учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться чертежными инструментами;

  • выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);

  • наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;

  • выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;

  • читать чертежи несложных изделий;

  • деталировать чертежи сборочной единицы, состоящие из 5-6 несложных деталей, выполняя эскиз (чертеж) одной из них;

  • осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;

  • изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;

  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3

Утверждаю"

Директор МБОУ ТСОШ №3

Приказ от 30.08.2016 г № 121

____________В.Н.Мирнов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧЕРЧЕНИЮ

Уровень общего образования 8(класс)

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 8 КЛАССЕ

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса

Количество часов в неделю - 1ч, за год 38 часов

Учитель: Авдиенко Галина Георгиевна.

Программа разработана на основе примерной программы для основного общего образования по черчению с учётом авторской программы

Ст. Тацинская

2016-17 уч.

1.Планируемые результаты освоения кружка.

Учащиеся должны знать:

 приемы работы с чертежными инструментами;

 простейшие геометрические построения;

 приемы построения сопряжений;

 основные сведения о шрифте;

 правила выполнения чертежей;

 основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

 принципы построения наглядных изображений.

Учащиеся должны уметь:

 анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

 осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

 анализировать графический состав изображений;

 выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

 проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

 приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6ч.)

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и раз­мерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (5 ч.)

Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (12 ч.)

Проецирование. Центральное и параллельное проецирова­ние. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений пред­метов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоско­стях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточно­го числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (располо­женных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели иска­жения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксо­нометрической проекции и рационального способа ее построе­ния.

ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (14 ч.)

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геомет­рических тел. Мысленное расчленение предмета на геометриче­ские тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и по­верхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей не­которых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чер­тежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряже­ний. Чтение чертежей детали.

3.Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол часов

Дата

Практическая деятельность

Введение. Учебный предмет черчение.

История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты.

Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями.

I . Правила оформления чертежей (6 ч.)

Правила оформления чертежей.

Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.

Оформление листа формата А4.

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

Повторение материала по теме «Типы линий»

Графическая работа. Рис. №24

Сведения о чертёжном шрифте

Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта.

Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге

Сведения о нанесении размеров

Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.

Упражнения в написании размерных линий и знаков.

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

Повторение теоретических знаний по изученным темам

Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба).

II .Геометрические построения на плоскости (5 ч.)

Деление окружности на равные части

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности)

Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей

Сопряжения

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения).

Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей.

Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений»

Построение сопряжения в контуре детали.

Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной половине её изображения).

III . Способы проецирования (12 ч.)

Способы проецирования

Центральное, параллельное, ортогональное проецирование.

Построение эпюра точки.

Проецирование детали на три плоскости проекций

Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей.

Построение предмета в трёх основных проекциях.

Рис. 45,46,47.

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования.

Построение предмета в трёх основных проекция (фронтальное задание).

Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета».

Повторение по теме

«Проецирование детали на три плоскости проекций».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета).

Получение и построение аксонометрических проекций.

Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях.

Построение осей во фронтальной диметрической и изометрической проекций.

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях.

Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций.

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции.

Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам).

Рис. 64, 65, 66, 68.

Технический рисунок.

Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка.

Построение технического рисунка предмета (фронтально).

Практическая работа «Технический рисунок».

Повторение темы

«Технический рисунок»

Построение технического рисунка (индивидуальные задания).

IV . Чтение и выполнение чертежей предметов (14 ч.)

Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета

Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов.

Построение проекций геометрических тел

(фронтально).

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

Формулы для построения развёрток геометрических тел.

Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам).

Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным».

Повторение темы

«Проецирование предмета на три плоскости проекци ».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам).

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

Рациональное нанесение размеров на чертежах.

Чертёж детали с нанесением размеров.

Рис. 119 б, 120 а.

Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

Повторение темы

«Получение и построение аксонометрических проекций».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела

Порядок чтения чертежей деталей.

Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы.

Чтение чертежей предметов (фронтально).

Рис. 146, 147, 148.

Практическая работа «Устное чтение чертежей».

Повторение по теме

«Порядок чтения чертежей деталей».

Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно).

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы».

Закрепление знаний теоретического материала.

Графическая работа.

Рис. 149, 150, 151.

Эскизы деталей.

Правила и целесообразность выполнения эскизов.

Построение эскизов по моделям деталей (фронтально).

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».

Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально).

Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета»

Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению.

Графическая работа

Всего:

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО