Беседы со священником. Беседы с батюшкой

Город, где Спаситель проповедовал Слово Божье и взошел на крест за грехи всего рода людского — Иерусалим, является священным для христиан всех конфессий. На протяжении веков его посещали русские паломники и подвижники. Ими в Иерусалиме и его окрестностях было построено несколько храмов и обителей. К их числу относится и монастырь Горненский.

Эйн-Карем

Район, где расположена Горненская обитель, находится в юго-западной части Иерусалима. В переводе на русский язык с иврита ее название переводится как «Источник винограда». Согласно библейскому преданию, именно туда, к своей родственнице святой Елизавете приехала Дева Мария, после того как узнала о том, что ей уготовано стать матерью сына Божия. Кроме того, в Эйн-Кареме родился Иоанн Предтеча, который был сыном священника Захарии. Еще будучи во чреве своей матери святой Елизаветы, он взыграл при приближении Богоматери, тем самым возвестив о том, что вскоре должен родиться Спаситель.

Предыстория

Согласно свидетельству современников, монастырь Горненский появился благодаря неусыпным трудам подвижника

Осенью 1869 года он принимал у себя одного из членов Госсовета Российской империи и известного в то время политика П. П. Мельникова. Во время прогулки по окрестностям Иерусалима архимандрит показал гостю участок земли, где сегодня находится Горненская обитель, и попросил помочь приобрести его православной миссии у бывшего французского драгомана Хана Карло Джельяда.

П. П. Мельников организовал комитет по сбору средств, требовавшихся отцу Антонину для обустройства обители. Щедрые пожертвования на богоугодное дело сделали крупные московские фабриканты Путилов и Поляков, братья Елисеевы, известные меценаты, а также многие простые россияне.

Но сбор средств был не единственной заботой архимандрита Антонина, так как селение Эйн-Карем приглянулось миссионеру Ратибсону, благодаря которому католики стали приобретать там участки земли, построили часовню, школу и монастырь Magnificant. Их представители также начали вести переговоры с Джельядом, но он склонялся к тому, чтобы продать свою недвижимость отцу Антонину.

В феврале1871 года, после долгих мытарств, наконец была оформлена купчая на участок драгомана с двумя домами и садом за 55 000 франков. Однако на этом история не закончилась, так как через несколько дней Джельяд умер в результате отравления. Убийство так и не было раскрыто, хотя многие посчитали его местью католических фанатиков.

Строительство первого храма

Поначалу в летний период службы совершались в специально обустроенной палатке, а зимой — в 2-этажном доме миссии. Позже архимандрит Антонин выбирал место для храма и сам начертал архитектурный план. Согласно этому проекту, за строительные сезоны 1880-1881 годов арабский подрядчик Джирьес построил церковь и получил за работу 300 наполеондоров. Кроме того, ему заплатили 30 французских золотых монет за возведение отдельно стоящей колокольни. В 1883 году храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Горненский монастырь: история основания

Сразу же после того как участок земли перешел во владение Русской Православной Церкви, там был построен приют для паломников. Через некоторое время в нем поселились несколько инокинь. Тогда архимандрит Антонин задумал основать необычную православную женскую обитель. Согласно написанному им уставу, в ней могли селиться только монахини, которые были в состоянии построить на ее территории за свои средства дом и посадить вокруг него сад. Так, вместо привычных корпусов с кельями появилась небольшая женская деревня, утопающая в зелени оливковых, миндальных и цитрусовых деревьев.

На территории обители расположена греко-православная церковь, которая была построена в 19-м веке. После того как скончалась монахиня, которая жила при этом храме и многие годы посвятила созданию росписи на ее стенах, он крайне редко открывает свои двери перед посетителями.

Монастырский уклад

Все насельницы, выбравшие местом своего служения Горненский монастырь (Эйн-Карем), имеют свои послушания. Их день расписан по часам:

  • с 5:30 до 9:00 в монастыре проходит утренняя служба;
  • с 9:00 до 9:30 — завтрак в трапезной;
  • с 9:30 до 12:30 — время для послушания, во время которого монахини выполняют задания, которые им назначает благочинная сестра;
  • с 12:30 до 13:00 — обед;
  • с 13:00 до 15:00 — послушания;
  • с 15:00 до 18:00 — вечерняя служба;
  • с 18:00 до 21:00 — послушания.

Трудники

В последние годы все больше людей хотят посвятить некоторый период своей жизни служению Господу. С этой целью они отправляются в обители, где стремятся найти ответы на свои вопросы, касательно спасения души и смысла пребывания человека на земле.

В частности верующие женщины и девушки могут стать трудницами Горненского монастыря на срок до трех месяцев. Для этого им следует получить туристическую визу в Израиль, а также благословение и рекомендацию священника из храма, который они обычно посещают.

Как доехать до обители

Главный вопрос, который интересует тех, кто хочет увидеть Горненский монастырь: как добраться туда из Иерусалима? Легче всего это сделать на автобусах № 19 и № 27 (до остановки «Больница Хадасса»). Кроме того, от Центрального автовокзала туда можно отправиться, сначала воспользовавшись трамваем № 1, а затем автобусом № 28.

Теперь вы знаете, какую историю имеет Горненский монастырь. Как доехать туда, вам также известно, и вы сможете посетить его, если окажетесь в Иерусалиме и захотите побывать в местах, связанных с земным житием Богоматери.


Трудница

Елена живет в Рязани, работает юристом. Но уже не первый свой отпуск она проводит в Горненском монастыре: трудится здесь, на Святой Земле, во славу Божию. О том, почему Елена приезжает сюда, какое послушание и в качестве кого здесь несет, мы поговорили с ней за несколько тысяч километров от дома.
- Как давно вы в качестве трудника посещаете эту обитель?

Впервые я приехала в монастырь в 2013 году в качестве паломника, но уже с твердым намерением потрудиться на Святой Земле. Такая мысль была у меня давно, но я не знала, как это сделать. В Горнем мне сразу все понравилось. Увидела, что здесь есть люди, которые приезжают специально потрудиться. Для меня стало открытием, что сюда можно приехать и работать, что это доступно. Нашу паломническую группу сопровождала матушка из Горненского монастыря, я у нее стала спрашивать о том, как попасть на послушание. Она говорит: «Обычно благословляют приехать и потрудиться в течение трех месяцев, но в исключительных случаях можно взять благословение на месяц». После возвращения домой нашла в интернете сайт, адрес электронной почты монастыря и написала о том, что на три месяца приехать не могу, потому что работаю, попросила разрешить мне приехать на месяц. И меня благословили приехать на месяц. Первый приезд совпал с Успенским постом. Трудников тогда было немало. Благочинная благословила мне подметать дорожки. Потом многие из трудившихся уехали, а мать Алевтина (благочинная) сказала мне помочь матери Александре с цветами. За ними надо было ухаживать, поливать. Множество цветов растет в горшках и около обоих храмов, и у трапезной, и на кладбище. Это послушание было мне дано на два дня, но по истечении двух дней матушка Александра попросила оставить меня на цветах. Так в течение целого месяца я и ухаживала за ними, пока не пришло время лететь домой.

Скучали по обители?
- Да. Целый год мне снился Горненский. Всеми мыслями я была там. Потом вновь написала письмо, вновь меня благословили приехать на месяц. Я поехала в этом году в январе.

Чем занимались зимой?
- Вновь занималась цветами. В январе бывает и дождь, и снег, поэтому цветы надо закрывать, чтобы они не замерзли. Если выглянет солнышко хотя бы на два дня, их надо открывать, чтобы они не попрели. В январе здесь дует ветер хамсин из Африки. Он приносит с собой вредителей. Для защиты цветы необходимо специально обрабатывать. Сейчас (в ноябре) идет сезон хризантем и герани, потом пойдут цикламены и анютины глазки. В монастыре много суккулентов. С матушкой мы ездим в специальные парники в Иерусалиме покупать цветы, потом их пересаживаем, расставляем по территории.

В свои приезды бываете ли вы в святых местах?
- В третий раз я приехала на Пасху. На схождение Благодатного огня попасть не удалось, но я находилась неподалеку от храма. Очень мне понравилось участие в крестном ходе на праздник Входа Господня в Иерусалим. На Елеонской горе есть камень, с которого Спаситель воссел на осленка. Местные жители, греки, паломники приходят к этому камню с пальмовыми веточками и сплетенными из пальмовых веточек крестами. Потом все спускаются крестным ходом с горы, в руках несут ветви пальм, кресты, иконы. Такой особенный тихий крестный ход мне очень понравился.

Расскажите о матушке Александре, которой вы помогаете в Горнем монастыре.
- В монастыре мать Александра выполняла разные послушания. Раньше трудников не было, приходилось самим со всеми делами справляться. Она и келейницей была, и поваром, и цветами занималась. Долгое время одна жила в Тверии. Как-то просила у батюшки благословение учить арабский язык, но он ее не благословил. В Тверии мимо ее окон часто проходили арабы и что-то громко выкрикивали. Если бы она знала, то, может, смутилась бы или устрашилась. Может быть, ее оскорбляли или ей угрожали. Хорошо, что не знала языка. В монастыре она живет уже двадцать два года. Я учусь у нее благоговейно относиться к послушанию. Когда возвращаюсь домой, продолжаю с ней общаться. Иногда меня что-то печалит, а она в тот момент, словно почувствовав, присылает письмо по электронной почте. Бывает, стихотворение или какое-то высказывание пришлет, которое меня утешает.

Что дает вам трудничество в монастыре?
- Оно учит видеть слабые места, порой обнаруживает нерадивость к послушанию. Жизнь в монастыре учит смирению, молчанию. Матушка Александра любит молчать, поэтому иногда пресекает мое любопытство. Наверное, за этим я и приезжаю в монастырь: учиться молчать и послушания выполнять.

***
Соглашусь с Еленой в том, что порой новые обстоятельства жизни помогают нам по-новому взглянуть на себя, оценить свое душевное устроение. Нередко через встречу с людьми, через общение с ними в процессе совместной деятельности мы приобретаем новый жизненный опыт. У моей героини новый опыт познания себя произошел через соприкосновение с жизнью монастыря в молитве и труде.
Наталья Гордиенко


Осень, особенно поздняя, не совсем удачное время для паломничества. Сырая погода, дожди и ветра порой останавливают людей от посещения святынь […]

Осень, особенно поздняя, не совсем удачное время для паломничества. Сырая погода, дожди и ветра порой останавливают людей от посещения святынь в этот период года. Но если Вы решили совершить паломничество на Святую Землю, то лучшего сезона Вам просто не найти. Солнце палит весьма умеренно, легкий ветерок лишь добавляет приятных ощущений. И сегодня наше виртуальное путешествие в Горний, или Горненский монастырь - православный женский монастырь в ведении Русской духовной миссии в Иерусалиме.

«Сестра, благословите!» – так обращаются друг к другу при встрече сестры и прихожане.

Монастырь интересен не только своим месторасположением и архитектурой, но и историей своего появления на Святой Земле. С этого я и начну рассказ.

Монастырь находится в одном из живописнейших уголков на юге современного Иерусалима – Эйн Кареме, что в переводе с арабского и иврита означает «источник в винограднике» или «источник виноградника». Тут действительно были виноградники еще во времена древней Иудеи. И виноградари-виноделы более других любили дегустировать собственную продукцию.

Уж не потому ли Ангел Господень, стоявший по правую сторону жертвенника кадильного, требует от святого Захарии, храмового священника, обет, что сын его не будет пить «вина и сикера»?

Архимандрит Антонин (Капустин)

Приобретением этого участка Россия полностью обязана палестинскому труженику, подвижнику-одиночке архимандриту Антонину (Капустину). Дело в том, что батюшка Антонин очень любил это место, гулял и отдыхал там в небольшие часы досуга. И наверняка молился в такой благодатной тишине.

Место само по себе благодатное и исторически очень святое. Ведь именно это место связано с посещением Богородицей своей родственницы праведной Елисаветы. Помните, конечно, что Пречистая пришла в Горнюю из Назарета Галилейского после Архангельского благовестия. Здесь жили ее родственники – святой праведный Захария и его супруга Елисавета, которая долгие годы не могла родить наследника. А после она станет матерью Иоанна Предтечи. Именно к праведной Елисавете приходит Пречистая, чтобы открыть своей самой близкой родственнице Небесную Тайну. Приходит именно сюда, «в нагорную страну, в город Иудин». Матерь Божия прожила здесь три месяца.

От слова «нагорная» и стал называться монастырь: Горний, или Горненский.

Всё это мы можем прочесть в Евангелии от Луки. Вот почему еще это место так притягивало архимандрита Антонина. Он просто-таки загорелся идеей приобрести его в Российское пользование.


Петр Мельников, министр путей сообщения

Вместе с Петром Петровичем Мельниковым – членом Государственного Совета, бывшим министром путей сообщения, находившимся с визитом в Иерусалиме, архимандрит Антонин в который раз посещает Эйн Керем и настоятельно просит помочь с приобретением этого участка для России.

Мельников тоже загорелся этой идеей. Проблема была лишь в единственном и очевидном – финансах, которых требовалось не так уж мало. Вернувшись на родину, Петр Петрович развернул целую кампанию по сбору средств. И надо сказать, что откликнулось на призыв много состоятельных людей, среди которых были владельцы заводов, гастрономов, люди искусства, а также простые люди. Сумма была собрана в довольно короткие сроки.

Процесс приобретения завершился, хотя существовали в ходе оного некоторые проволочки. Но мы их касаться здесь не будем. Наша цель – побольше узнать о монастыре.

Итак, монастырь куплен. И по тогдашней традиции земля вокруг него стала называться «Московия».

Поначалу службы в летний период совершались в специально устроенной палатке, потому что храма или хотя бы небольшой часовенки на тот момент там не было.

Но и ему пришел срок появиться. Сам архимандрит Антонин выбрал место для храма и рядом место для колокольни. Архитекторы начертили проекты, и строительство началось.

Не вдаваясь подробно в описание, скажу лишь, что на сегодняшний день на территории Горненского женского монастыря отстроены: храм во имя Казанской Божией Матери, приюты для паломников, посещающих Горненский, а также несколько десятков домиков, где живут послушницы, известные как сестры Горненской русской женской общины, основанной архимандритом Антонином.


Горненский монастырь

Отец Антонин задумывал, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней оставаться на Святой Земле. Поэтому при поступлении соблюдался такой принцип, что каждая насельница за определенную сумму, уплаченную Миссии, получала свой земельный надел и должна была на свои средства построить дом, все хозяйственные постройки, развести кругом дома садик, благоустроить участок. Сестринская община под руководством инокини Павлы росла и крепла, склон расцветал садами, отдавая дань тяжелому кропотливому труду, любви и заботе.

«Отец Антонин исходатайствовал в Синоде установление особого праздника Целования в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы после Благовещения. Отцом Антонином написана и служба праздника»

Почитая Эйн Карем как место встречи Пречистой Богоматери и праведной Елисаветы, отец Антонин исходатайствовал в Синоде установление особого праздника Целования в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы после Благовещения. Синод установил праздновать его 12 апреля по новому стилю, если Благовещение не попадает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы или в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся по смыслу со службой попразднства Благовещения. Праздник Целования отмечается из года в год, привлекая немалое количество народа. Известен факт, что архимандрит сам написал к празднику Целования особый тропарь, кондак и стихиры. Тропарь «Прихождения Божией Матери в Горний Град Иудов» поется сестрами обители до сих пор и стал неотъемлемой богослужебной традицией при совершении служб. Вот текст этого умилительного песнопения, составленного основателем обители архимандритом Антонином (Капустиным):

Дево безневестная и Мати всечестная,

Приемши от Архангела Благовещение,

И целовавши южику Твою всечестную Елисавет,

Материю Господа от сея наречена была еси,

И возвеличила возвеличившаго Тя Господа.

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего !

Так возникла церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и традиция праздника Целования.

После кончины архимандрита Антонина Горненской настоятельницей была монахиня Валентина. При ней обитель достигает расцвета. В ней создаются иконописные и золотошвейные мастерские.

Архимандрит Леонид (Сенцов)

При архимандрите Леониде (Сенцове) было начато строительство собора во имя Живоночальной Троицы, которое затянулось почти на 100 лет, сначала из-за Первой мировой войны, затем революции и последовавшего советского богоборческого периода. В наше время собор отстроен. Он величественно возвышается на вершине склона монастыря, увенчанный куполами с крестами. Ныне почивший патриарх Алексий II, увидев этот заново отстроенный храм, не задумываясь дал ему имя Всех святых в земле Российской просиявших. Теперь он так и называется.

Лет тридцать тому назад в Горнем появился еще один пещерный храм во имя святого Иоанна Предтечи. По преданию, он стоит на том самом месте, где проживали его праведные родители Захария и Елисавета.

На сегодняшний день Горненский монастырь является местом паломничества туристов всего мира, и особенно из России. Ведь такая благодать побывать в местах, где жили праведные родители Предтечи, где сам маленький Иоанн появился на свет. В месте, куда приходила и жила Богородица. В это святое, намоленное веками место.

Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. У всех сестер есть свои послушания. Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре, вне церкви сопровождают паломников как гиды или помогают в домиках-гостиницах, убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. На сегодняшний день число сестер около 60-70. У каждой свое послушание, свои обязанности. Но это, несмотря на труд, знойный климат и короткий сон, очень добрые и приветливые люди, готовые подсказать, помочь, со вниманием выслушать просьбы и оказать содействие паломникам.

В монастыре водятся черепахи, целые стаи зеленых попугаев, кошки и даже мангусты! Они, по рассказам сестёр, очень воспитанные и приходят иногда целыми семействами. Когда монахини кормят кошек, зверьки терпеливо ждут, пока те насытятся, и только потом угощаются сами. Что и говорить – картина, приближенная к райской. Недаром это такое святое и намоленное место! Недаром его так сильно хотел приобрести архимандрит Антонин.

Паломникам рассказывают одну удивительную историю, произшедшую в Горненском монастыре. Во время Первой мировой войны в Иерусалиме была эпидемия холеры, и восемь сестер монастыря умерли. Монахини читали акафист перед образом Казанской Богоматери. Когда читали акафист в 12-й раз, икона сошла со стены и сама обошла храм. Сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся. И болезнь действительно отошла. С тех пор появилась традиция чтения акафиста 12 раз в летний престольный праздник, после всенощной. А еще каждый вечер одна из насельниц обходит монастырь с Казанской иконой в руках.

Вот такие чудеса творит Бог по нашей горячей и искренней молитве. Чудеса, свидетелями которых может стать каждый. В данном случае это были сестры, молящиеся перед Казанской иконой.

Есть в обители и свои традиции. Например, вечером Лазаревой субботы сестры под звон колоколов с пальмовыми ветвями идут от того места, где Господь сел на ослика, до стен Старого города. То есть совершается шествие вместе со Христом в Иерусалим, где когда-то ему кричали «Осанна!»

В Великую Пятницу сестры направляются по Крестному пути Спасителя. А в Великую Субботу идут к Святому Гробу Господнему, чтобы увидеть и поклониться Его Святому Свету. Именно так на Святой Земле называют Благодатный огонь.

И счастлив тот, кто в эти дни пребывает на Святой Земле и может вместе с сестрами обители так провести Страстную Седмицу.

И напоследок расскажу еще об одной истории, которую и сама узнала довольно недавно.

Дело в том, что отца Антонина можно считать и «крестным отцом» великого романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя сам отец Антонин об этом, конечно же, никогда не думал. Дело в том, что в Киевской духовной академии, выпускником которой был будущий архимандрит Антонин, несколькими годами позднее писал свою магистерскую диссертацию Николай Корнильевич Маккавейский. Диссертация эта называлась «Археология страданий Господа нашего, Иисуса Христа». И конечно же, для сбора материалов диссертант приезжает на Святую Землю, в Иерусалим, где его встречает великолепный знаток библейской истории, автор нескольких важных археологических открытий отец Антонин Капустин.

Возвратившись в Киев, Маккавейский публикует свою диссертацию в трудах Духовной академии и впоследствии становится профессором. Одновременно с ним в Академии преподает другой профессор, Афанасий Иванович Булгаков, отец будущего писателя, автора «Мастера и Маргариты».

В страшном 1937 году, когда многие церковные книги были изъяты и уничтожены, Михаил Афанасьевич Булгаков находит в букинистической лавке труды Киевской духовной академии и покупает их, потому что там публиковались статьи его отца. Так в руки писателя попадает уникальное описание Иерусалима времен Иисуса, составленное Маккавейским не без помощи отца Антонина во время его пребывания на Святой Земле.

Горненский монастырь

Так что «булгаковский Иерусалим» берет свое описание в том числе и на территории Горненского монастыря, где останавливался профессор Маккавейский.

Вот такая удивительная история. Как все в жизни порой неожиданно переплетено!

Вход в монастырь бесплатный. На территории имеется лавка, где можно приобрести иконы и свечи, а также подать записки.

Я желаю каждому приезжающему в Израиль посетить это благодатное и намоленное место. И гарантирую, что та благодать, которой заполнится Ваша душа, будет полезной и очищающей!

Бог в помощь! И многая и благая лета всем насельникам и трудникам Горненского монастыря!

Вконтакте

Так как многие люди, разыскивая информацию о Горненском монастыре и находя в интернете этот блог, задают мне в соцсетях часто похожие вопросы, я решила объединить всё, ЧТО ЗНАЮ ЛИЧНО Я ПО СВОЕМУ ОПЫТУ об этом, всю информацию в одну запись в этом блоге.

ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ МОНАСТЫРЯ , это то, что наблюдала и узнала я за весь опыт своего трудничества на Святой Земле с 2012 по 2013 годы.
Учитывайте. Информация могла существенно измениться за прошедшее время!! На дворе 2018-й год. Обязательно связывайтесь с Русской Духовной миссией в Иерусалиме и узнавайте возможности послушания в частном порядке.

Если после прочтения этой записи все-таки останутся личные не освещенные здесь вопросы, спрашивайте в чате в контакте, ссылка на мою страничку есть в верхней записи.

1. КАК ПОПАСТЬ ТРУДНИКОМ/ТРУДНИЦЕЙ В ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ
Скажу сразу - для меня все было проще. Я проходила упррщенную процедуру.
Трудницей принимают или НЕ принимают в зависимости от наличия или отсутствия свободных мест и нужды монастыря в работницах. Узнавать эту информацию необходимо в монастыре. Может быть отказ или перенесение срока.
А в обычном большинстве случаев это делается довольно не сложно.
Вот выдержка с сайта Русской Духовной Миссии в Иерусалиме :

"Волонтерам, имеющим желание потрудиться в Святой Земле на участках Русской Духовной Миссии и в Горненском женском монастыре, следует прислать по электронной почте на адрес Канцелярии РДМ [email protected] следующие документы:

1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью, образец можно скачать );
2. Автобиографию (в формате Word);
3. Анкету (скачать с нашего сайта, заполнить и прислать в формате Word);
4. Рекомендацию духовника на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника);
5. Отсканированный разворот заграничного паспорта с фотографией.

ВНИМАНИЕ!
Волонтеры на участки Русской Духовной Миссии в Святой Земле в Горненский женский монастырь
принимаются сроком не менее, чем на 3 месяца.
До покупки авиабилетов необходимо согласовать дату вашего приезда с Канцелярией Русской Духовной Миссии!
На весь период вашего пребывания в Святой Земле необходимо оформить туристическую медицинскую страховку."

Поехать потрудиться могут также мужчины, работа для них есть.

2. НА КАКОЙ СРОК МОЖНО ПРИЕХАТЬ ПОТРУДИТЬСЯ
Обычно люди приезжают на максимальный срок, а это для граждан России в Израиле составляет 3 месяца пребывания без выезда, без специальной визы. Это хорошо как для того, чтобы пожить в святых местах и успеть все посмотреть и помолиться, также и для монастыря это удобнее - принимать трудниц не на короткий срок, а на длительные смены. Минимально адекватный срок - это месяц, и для вас как привыкающих к послушанию, и для ваших соработниц в команде, и для монастыря в первую очередь.
На короткие сроки 1-2 недели, в принципе, тоже можно приехать, но не как трудница, а скорее как паломник с самостоятельной оплатой проживания в монастырской гостинице и добровольным походом на послушания. НО ВСЕ ЭТИ НЮАНСЫ НУЖНО УТОЧНЯТЬ В МОНАСТЫРЕ , так как ситуация может меняться в зависимости от времени года, потока паломников, наличия трудниц и т.п.

3. ЧТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МОНАСТЫРЬ
Монастырь берет на себя оформление приглашения, которое вы показываете пограничникам в Израиле.
Также монастырь предоставляет трудницам проживание в комнатах по 3-5 человек в небольших домиках и трехразовое питание .
Встречают и провожавют в аэорпорт также, обычно, силами монастыря, ПО ВОЗМОЖНОСТИ.
Перелет оплачиватеся трудницей самостоятельно.
В домиках есть все удобства, душ, туалет, горячая вода, общая стиральная машина, утюг, дежурства по уборке жилья несут трудницы по-очереди.

Монастырь старается организовывать своим трудникам автобусные выезды с гидом на паломничество (2-3 поездки), чтобы трудящиеся могли по разочку посетить святые места Палестины (Вифлеем, пустынные монастыри, Галилею, Иерихон, Хеврон).

4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПОСЛУШАНИЯ
Для женщин основные послушания в монастыре такие:
- трапезная (подача и накрытие столов, мойка посуды, общая уборка - посменно) - самое напряженное послушение из-за постоянно большого потока паломников.
- кухня (заготовки, помощь сестре-повару, кладовая, мойка баков)
- хозяйственные послушания по территории (уборка, подметание, цветники, полив, сжигание мусора и т.п.)
- сезонно - сбор оливок
- уборка и содержание паломнических гостиниц (их на территории пять)
- прачечная
- профессиональных певчих могут взять и на клирос, но нужно иметь ввиду собственные гласы монастыря (не московские) и высокий уровень хора
- 1-2 раза за срок обязательное для всех ночное дежурство в храме с чтением двух кафизм псалтири и синодиков

Для мужчин послушания знаю меньше, но по наблюдениям - это вся хоз. тяжелая работа, которую не могут выполнить сестры.

5. РАСПОРЯДОК ДНЯ И ВЫХОДНЫЕ
Обычно предоставляется 1 выходной в неделю (не обязательно попадает на воскресенье), если получить благословение, то можно в этот день выходить из монастыря по своим делам и для посещения святынь Иерусалима (30 минут дороги до города). В остальные рабочие дни выход из монастыря не благословляется, как правило, да и просто времени нет. Вы все-таки едете на послушания, а не гулять.

Распорядок дня сильно зависит от вида послушания.
Например, в трапезной послушания начинаются рано - в 6 утра.
Тогда как остальные общие послушания - после общего завтрака. Общий завтрак начинается всегда сразу после литургии, время поэтому плавает, но ориентировочно это 8-30 - 9-00 утра.
На обед приглашаются около 12-30 - 13-00.
Конец послушаний перед ужином (около 18-30 - 19-00), в трапезной на обслуживании, конечно, заканчивают позже, да и паломники иногда приезжают поздно на ужин.
Так что распорядок очень условный и для всех немного разный.

6. ДЕНЬГИ
В Израиле и в монастыре в ходу доллары и местные шекели.
Про то, сколько брать с собой денег, сказать совершенно ничего нельзя, так как у всех траты разные. Однако, совершенно точно в течение рабочей недели в монастыре тратить деньги не на что, кроме записок и свечек.
Основные траты приходятся на свой выходной, если выезжать в город, и на дни экскурсий (2-3). Но тут опять же все индивидуально, кто сколько захочет потратить.

7. МЕДИКАМЕНТЫ и МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА
Медицинскую страховку монастырь НЕ оформляет.
При необходимости вы можете сделать это самостоятельно: обычная медицинская туристическая страховка (полис) на 3 месяца (или ваш срок пребывания) приобретается в любой страховой компании.
Как и в любой поездке, стоит рассчитывать на свои медикаменты и все вам необходимое брать с собой.
Однако, безусловно, в монастыре есть штатная сетра-медик, и в крайних случаях (или при необходимости в каком-то препарате) помощь может быть оказана.
Мне ничего не пригодилось ни разу. Такие базовые вещи, как обезболивающее, кишечное или лейкопластырь, я беру с собой сама.

8. ПОГОДА или КОГДА ЛУЧШЕ ЕХАТЬ
Я была в Израиле весной, в начале лета, зимой и поздней осенью (ноябрь-декабрь). Могу с уверенностью сказать, что по погоде и ощущению лучший сезон в Израиле - это весна (конец марта, апрель, май) и осень (октябрь-ноябрь). Весна, конечно, более яркая и красивая, так как после зимних дождей все цветет и зеленеет. Погода комфортная, теплая. Также и осенью, хотя пейзаж осенью более скудный после жаркого лета.

Совсем не удобны и даже тяжелы для трудничества дождливые зимние месяцы (январь, февраль), когда льет холодный дождь, и жаркое палящее лето, когда +40 на градуснике.

Если едете с декабря по март, точно пригодится дождевик и непромокаемая обувь (резиновые сапоги).
Если с мая по сентябрь, то крем от солнца и обязательно солнцезащитные очки. Но очки пригодятся в любом сезоне, на самом деле.

9. ЧТО С СОБОЙ БРАТЬ
Вам точно пригодится удобная рабочая одежда минимум 2 комплекта, которую не жалко будет потом списать (для женщин только юбка), одежда для праздничного посещения храма, теплая куртка для ночных служб в храме Гроба Господня, одежда для сна (ночью может быть холодно), непромокаемая обувь в зимний сезон, легкая обувь для остальных сезонов, закрытая обувь для паломнических поездок.
Постельное белье предоставляет монастырь.
Такие вещи, как небольшое личное полотенце, свои средства личной гигиены, мыло и все душевые принадлежности я рекомендую всегда брать с собой.
Стиральный порошок и услуги стиральной машины предоставляются в монастыре.

Форма одежды для женщин мирская, соответствующая православному дресс-коду. Длинные юбки (или до щиколотки), кофты с длинным рукавом или футболки летом. Но не открытые майки. Платок на голову во всех без исключения случаях.
Для профессиональных певчих на клиросе форма одежды только черного цвета полностью.

В практике Русской Православной Церкви сложилась традиция исповеди перед каждым Причастием. Ломать этот сложившийся с течением времени стереотип достаточно проблематично. В какой степени можно это делать, как и нужно ли вообще это делать?

Безусловно, существует некое противоречие, когда, с одной стороны, верующие церковные люди стараются причащаться как можно чаще. С другой стороны, - частая исповедь имеет тенденцию превращаться в формальность, когда человек начинает воспринимать исповедь просто как формальный способ получить разрешение приступить к Причастию, прочитав список грехов.

Но на самом деле вполне возможно в ситуации, когда человек причащается, допустим, раз в неделю, все-таки наполнить свою исповедь покаянным чувством.

«Делом, словом, помышлением»

В крайнем случае, я прошу у своих прихожан, которые собираются причащаться, но не хотят вновь перечислять тот же список грехов по бумажке, что и на прошлой неделе, попытаться с покаянным чувством и переживанием сказать: «Господи, прости, что согрешил делом, словом и помышлением».

И у того, кто искренне просит прощения, это превращается не в формальное допущение к Чаше, а в акт примирения с Богом.

Ведь если человек часто исповедуется и не имеет серьезных грехов, ему надо просто просить у Бога искренне, от сердца прощения. Больше ничего, просто сказать: «Господи, прости меня, согрешил словом и помышлением. Прости меня, Господи, такого-то, недостойного пса смердящего».

У меня есть одна замечательная прихожанка, ей уже 90 лет, но она, крепка, и внутренне, и внешне. Когда она исповедуется, каждый раз с искренними слезами читает отрывок в 5–7 строчек из какого-нибудь покаянного псалма, или молитву, или еще что-то. Просто от сердца просит у Бога прощения или словами Священного Писания, или молитвами. Я считаю, что это идеальная образцово-показательная исповедь для частого причащения. Но такое покаяние, со слезами, - подарок от Бога.

Но периодически, скажем, в пост, должна быть такая, как бы генеральная исповедь, когда мы берем книжку архимандрита Иоанна (Крестьянина) о подготовке к исповеди, выписываем себе на бумажку десятки грехов. Такого рода исповедь, правда, в общей форме всегда проходит в нашем храме непосредственно или перед Рождеством или перед Пасхой.

Перед ночной службой я всегда читаю полностью все эти грехи из соответствующей брошюры о таинстве исповеди. «Братья и сестры, все ли вы каялись? Те, кто не каялся, давайте так обстоятельно попросим у Бога прощения». Это не перечисление грехов, это просьба о прощении: «Прости меня, милосердный, Господи».

Это важно, чтобы человек знал, что он не только вчера согрешил, а действительно грехов у него много, и грехи эти вполне конкретные. Но он делает это два раза в год: накануне Рождества и накануне Пасхи. А так человеку, мне кажется, вполне достаточно вот так от сердца у Бога просить прощения, как наша пожилая прихожанка.

Осознать свое недостоинство

Регулярная исповедь - это еще и возможность для священника что-то донести до человека. Когда человек, регулярно исповедующийся, думает, что нет у него грехов, и говорит: «Я исповедовался недавно, и ни в чем таком особо не согрешил», - тут как раз и удобный повод для священника объяснить, что покаяние - это не только и не столько, ситуация, когда мы называем какие-то свои грехи.

Если, вроде бы, никаких явных грехов нет, то это не значит, что мы живем достойно той высокой святости, к которой призывает нас Господь. «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16). Это призыв ко всем христианам. «У меня нет грехов», - могу я услышать от пришедшего на исповедь. «Если грехов нет, можно икону с тебя писать?», - спрашиваю я в таком случае.

При частой исповеди есть возможность обратить внимание на то, что, вообще, мы в целом оказываемся недостойны звания христианина. Мы не молимся так, как призывал нас Господь. Мы не любим людей так, как призывал нас Господь. Мы не относимся к другим людям и к Богу так, как этого ждет от нас Бог. Мы думаем о себе, о своих проблемах. Погрязли в своих заботах и эгоизме.

Можно ли говорить, что я - Христианин? Что я достоин Причастия? Нет, конечно, нельзя. И вот с этим чувством осознанного, проговоренного перед священником недостоинства человек идет ко Христу, испрашивая у Него прощения. Подходит, уже примиренный, к Чаше. Это главный момент.

Исповедь - индивидуальна

Связь между исповедью и Причастием не всегда безусловна.

Мне кажется, подход вполне может быть очень индивидуальным. По отношению к тем прихожанам, которых священник хорошо знает, чью жизнь, чье духовное состояние может наблюдать, может быть исключение из сложившегося правила.

Если речь не идет о новоначальном христианине или новоначальном священнослужителе, то, мне кажется, вполне возможен как раз индивидуальный подход, когда, пожалуйста, подходите каждую неделю к Причастию, а исповедуйтесь раз в месяц, как минимум.

Регулярная исповедь необходима. Человек должен свою жизнь строить как покаяние. Не должна прерываться связь между исповедями, человек должен помнить, в чем он просил прощения у Бога на предыдущей исповеди, что изменилось с того момента.

В общем, для воцерковленных, регулярно причащающихся христиан, такая практика исповеди и причащения была бы допустима, мне кажется. Я не думаю, что надо вводить это директивно, но предлагать индивидуально было бы можно.

Исповедь в храме и покаяние дома

Перед Причастием по слову апостола Павла, человек должен испытывать себя. Он должен действительно ставить себя на суд Божий. Это происходит на таинстве исповеди в присутствии священника. Человек должен обличить в присутствии священнослужителя свои грехи. Это действительно важно. Когда этого не происходит достаточно регулярно, то у человека усиливается общая тенденция судить себя все более снисходительно, оправдывать себя.

Перед священником сложнее себя оправдать. Я имею в виду понимающего человека, вполне осознающего, как нужно каяться. Это не тот случай, когда люди приходят, говорят: «Господи, у нас грехов-то нет. Если убивали кого то, только по делу». В составе ежедневных вечерних молитв есть повседневное исповедание грехов. Мы ежедневно каемся в совершенных грехах. Но почувствовать себя стоящим перед Богом, естественнее и удобнее в храме в присутствии священника.

Соответственно, важно не превращать исповедь в приятельскую беседу со священником, а исповедоваться честно, действительно от сердца. Я знаю, некоторые духовники даже не здороваются с прихожанами перед исповедью, чтобы не превратить исповедь в беседу: «Здравствуйте! Как дела? Как жена? Как дети?». Человек просит прощения у Бога в присутствии священника. А священнику Бог дал власть вязать и решить, то есть прощать или не прощать грехи от имени Бога. Это та власть, от осознания которой должно становиться страшно и человеку, пришедшему на исповедь и самому священнику.