Благовещение в году как отмечать. О празднике благовещения пресвятой богородицы

Вконтакте

Одноклассники

9 февраля начнутся, возможно, одни из самых скандальных за всю историю XXIII Зимние Олимпийские игры 2018. Скандальными эти Игры стали из-за полностью политизированного, как считают российские политики и эксперты, решения МОК о дискриминационных мерах по отношению к России и к спортсменам РФ. Несмотря на это 169 российских спортсменов уже прибыли в Пхенчхан, чтобы побороться за честь страны, а верные болельщики, как на стадионах, так и возле экранов телевизоров, поддержат наших атлетов своими эмоциями.

Напомним, на минувшей неделе российский президент Владимир Путин встретился со спортсменами, которые потом отправились на Олимпиаду в Пхенчхан. На встрече глава российского государства отметил, что очень тяжело, когда спорт смешивается с чуждыми и явно несвойственными ему явлениями, в частности с политикой.

«Извините нас за то, что мы не смогли вас от этого оградить. Но вы не должны иметь никаких сомнений - Россия всегда поддерживала и будет поддерживать идеи чистого спорта», - сказал Владимир Путин российским олимпийцам.

Напомним, Олимпийские игры-2018 состоятся в южнокорейском Пхенчхане с 9 по 25 февраля, первые состязания начнутся уже 8 февраля.

Церемония открытия Олимпиады-2018 пройдет 9 февраля. Транслировать это мероприятие будет телеканал «Матч ТВ». Начало трансляции в 14.00 по мск.

Репортажи с Олимпиады-2018 покажут Первый канал, «Матч ТВ» и кабельные спортивные каналы.

Как проинформировали в пресс-службе «Матч ТВ», основной канал и профильные каналы субхолдинга «ГПМ Матч» начнут трансляцию Олимпиады-2018 с 9 февраля. Тематические телеканалы «Матч! Арена», «Матч! Игра» и «Матч! Наш Спорт» будут вести прямые трансляции всех соревнований, а потом показывать повтор самых значимых репортажей в удобное для зрителей время. Также на «Матч ТВ» каждый день можно будет посмотреть «Дневник Олимпиады».

Церемония закрытия Олимпийских игр-2018 состоится 25 февраля, ее также, согласно предварительной информации, покажет «Матч ТВ».

Турнир по хоккею считается наиболее зрелищным событием любой зимней Олимпиады, а золото в хоккейном турнире является самым престижным трофеем. И в этом России есть, чем порадовать российских болельщиков. Из России на Олимпиаду-2018 прибыла довольно сильная ледовая дружина, целью которой является только победа.

На Руси Благовещение всегда был самым почитаемым и великим праздником, символизирующим свободу и покой. Благовещение – это религиозный праздник разумных и добрых дел, красивых обычаев и традиций. Верующие православные придерживаются Великого поста, и в Благовещение 2016 получают небольшое послабление, позволяющее к скудной постной пище присоединить блюда, помогающие наполнить организм силой и энергией.

История праздника

Благовещение означает «добрая» или «благая» весть. История рассказывает нам, что именно в этот день к Деве Марии явился посланник божий архангел Гавриил, который поведал девушке о предстоящем рождении Сына Божьего. Мария была удивлена, и спросила ангела, как же может родиться у нее сын, если она не знала мужа. На что ангел ответил, что Дух Святой найдет тебя и осенит и посему рождаемое будет наречено Сыном Божьим.

Именно так начинается история евангелия, с благой вести, которую принес ангел. Далее будет Рождество, бегство в Египет, искушения, исцеления, Тайная вечеря, Распятие и Воскресение.

Дата Благовещения всегда постоянна и отмечается ровно за 9 месяцев от Рождества – это 7 апреля.

Традиции и обычаи Благовещения

В Благовещение нельзя делать никаких важных физических дел. Запрещен любой труд, даже приготовление пищи. Традиционно, в этот праздник зазывали весну.

Благовещение считается женским праздником, который символизирует весну, рождение природы и новой жизни. В старину верили, что в этот день открывается небо и все самые заветные желания, обращенные к богу, исполняются.

С давних времен Благовещение встречали с радостью и улыбкой. В народе говорили, как Благовещение встретишь, так и весь год проживешь. Многие верующие заблаговременно готовили вкусную пищу, а в праздник надевали самые лучшие одежды и веселились.

В этот день непременно нужно положить в карман деньги или просто позвенеть ими при первом куковании кукушки. Тот кто это сделает, весь год будет сытым, здоровым и удачливым. Также приносила удачу сожженная в печи соль.

В Благовещение 2016 запрещено ссориться, скандалить и ругаться. Постарайтесь не поддаваться негативным эмоциям, иначе они пристанут к Вам на целый год. По мнению священников, в Благовещение открываются небеса и на всех нисходит благодать и очищение грехов.

Поскольку Благовещение символизирует пробуждение природы, то верующие принимали очистительные обряды: умывались талой водой, окуривали дома и сараи горящей травой, сжигали соломенные матрасы и прыгали через костер.

Поговаривают, что даже в аду грешников оставляли в покое и давали им передышку. В этот праздник никогда не начинали новых дел, не ехали на заработки, и не мели пол в избе. В праздник Благовещение 2016 должны отдыхать и люди, и звери, и птицы. Существует легенда, что кукушка осмелилась ослушаться запрета и стала вить на Благовещение гнездо, чем поплатилась собственным счастьем воспитывать птенцов. С тех пор она вынуждена подкидывать свои яйца в чужие гнезда.

Приметы на Благовещение

На Благовещение нельзя одалживать кому-то деньги и что либо выносить из дома, так как вы рискуете вынести свое счастье и благополучие.

Обязательно сходите в церковь и принесите благовещенскую просфору, соль и воду. Освященные предметы помогут при болезнях и уберегут от дурного глаза.

Чтобы семейное счастье было полным и не разбилось никогда, жены должны с утра до полуночи назвать своего мужа «любимый» 40 раз.

На приусадебных участках или даче следует закопать кусочки благовещенской просфоры. Этот ритуал подарит хороший урожай и сбережет от воров.

В Благовещение нельзя надевать новую одежду, так как она быстро порвется или сносится. Девушке нельзя расчесывать волосы, плести или обрезать косы иначе останется незамужней.

Если в этот день вы не видите ласточек, то весна не будет теплой. А если стоит солнечный теплый денек, то впереди ожидаются долгие морозы.

Если погода яркая и безветренная – лето будет знойным, если случиться гроза – лето будет теплым, а если в этот день пасмурно то за урожай придется побороться. Дождь на Благовещение в 2016 году обещает обилие грибов и хлеба.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смире1нно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года.

Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день Распятия Спасителя по римскому календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира.

Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека.

С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение – это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.

День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название “Кириопасхи” (Кириопасха – Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология – Господня Пасха). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.
В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. по григорианскому (“гражданскому”) календарю).

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II – 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века.

Открытие св. равноапостольной Еленой в начале IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII в. армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к концу VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия.

Название праздника в древности не было устойчивым, современное греческое название “евангелисмос” появляется лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. “день приветствия”, “возвещение” или “день/праздник Благовещения”; лат. “annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem” (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), “Mariae salutatio” (приветствие Марии) и ряд других подобных по смыслу названий. Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis – Благовещение Блаженной Девы Марии).

Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

Молитвы Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднеству

Тропарь

Кондак

Величание

Припевы

Ирмос 9-й песни

Цитаты про Благовещение Пресвятой Богородицы

“Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гавриловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою”.

Протоиерей Андрей Ткачев

“На ложь о человеке, на его редукцию к земле и к животу, к низменному и животному, на подчинение его непреложным и безличным законам природы Церковь отвечает образом Марии, пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та неправда, та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Радость любования, радость обладания - ибо этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь”.

Протопресвитер Александр Шмеман

“И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине - Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …”

Митрополит Сурожский Антоний

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы