Богослужебные указания на 22 апреля. Богослужебные указания

Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.

РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.

Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.

Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников



Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта "Старове":

"Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ."

Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле

В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).

Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора

Восточная традиция почитания св. мч. Христофора

Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.

Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь

Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.

Святой Христофор. Греческая икона. 18 век

В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).

Святой Христофор. Греческая икона

Икона из Егорьевского историко-художественного музея

Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ

Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд

Старообрядческая житийная икона святого Христофора

Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка

Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси

Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888

Современная икона св. Христофора Псеглавца

В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.

Он был совсем-совсем сумасшедший, этот парень из коммуналки. Разговаривал сам с собой на разные голоса, ночью вскакивал мыть полы, громко двигая мебель. Но самое ужасное, что с внутренним голосом он спорил на тему, опасны мы, его гости, или нет.

Мы попали к нему совершенно случайно - искали, где переночевать, и одна герла, знакомая еще по Арбату (и чего их, в смысле тогда еще нас, тянуло в Питер зимой?), посоветовала вписаться к нему.

«Он добрый очень, – объяснила она, – только покушать привезите. Бедно у него».

Мы купили килограмм пшена и две банки тушенки. На большее денег не хватило.

Лысый, с очень красивым черепом, невысокий, крепкий, он работал натурщиком и жил в огромной комнате в жуткой коммуналке. В одной из комнат было разбитое окно, поэтому холод стоял страшный, хотя все двери в квартире были закрыты и даже заперты. На веселый флэт из прошлой ночи, где мы до пяти утра орали под гитару, стучали в тамтамы, травили байки и пили дешевый портвейн - не ради пьянства, а в качестве антуража, из бутылки, чтобы не испугаться (из прозрачных стаканов потреблять пойло неопределенно-ржавого цвета было невозможно), – это старое здание, давящее, высасывающее жизнь, ассоциировавшееся с , было совершенно не похоже.

Девушка представила нас хозяину, перекинулась с ним парой слов и умчалась по делам. А он покормил нас, выделил свою кровать, постелил себе на раскладном кресле… и начал бредить. И мне стало страшно.

Спутнице же моей страшно не было, и она быстро заснула. Я заснуть не могла. Я слушала этот кошмар («Ты как думаешь, им доверять можно? – Сомневаюсь. – Да ладно, тушенки принесли… – Ну и что, что тушенки. Сходи поработай, все поймешь. – Да, пожалуй полы надо помыть»), и ужас меня охватывал все более и более тяжелый и липкий, как будто проваливаешься в бочку с мазутом. А если он сейчас помоет полы, возьмет топор (Питер же) и нас зарубит?

Он мыл пол, возвращался, ложился и бредил все страшнее. И тогда я начала молиться. Молилась я, зажмурившись, спрятав голову под одеяло, молилась , потому что утром мы собирались в Никольский морской собор, молилась изо всех сил. Я тогда ничего не понимала в молитве. У меня были бубенчики на шапке, цветастые юбки, фенечки на руках, битлы в плеере и ветер в голове. Но я хотела выйти живой из этой чудовищной квартиры, от этого ненормального хозяина, который, по словам знакомой нашей, такой хороший человек, но…

Что «но» – я не знала. Я была знакома с людьми, допившимися или докурившимися до галлюцинаций и бреда, но наш хозяин явно не курил и не пил. Что делать с человеком, отравившимся алкоголем, я знала - дать еще рюмку ледяной водки и загнать спать. Что делать с человеком, отравившимся канабисом, я тоже знала - дать много крепкого сладкого чая, посидеть рядом, пока отпускает, и тоже загнать спать. Но что делать с сумасшедшим? Настоящим, тяжелым сумасшедшим, место которого - в психиатрической больнице?

Неформальная среда конца 90-х располагала к культивированию в себе странностей. Мальчики и девочки (ладно мальчики и девочки - люди в возрасте вплоть до сорока и даже выше) очень любили говорить друг другу с загадкой на лице: «А мне психиатр прописал… а мне только психотерапию… А я пошла к ». Но то, что я наблюдала в ту ночь, не выглядело веселой странностью. Это выглядело безумием. Именно такие спят в гробах и ходят без одежды. И я, которая за сутки до этого скептически несла высокопарную чушь: “Ну, в принципе, я православная - вон и крестик ношу. Но очень близка к буддизму. Все-таки христианский антропоморфизм и антропоцентризм - так скучно! Полагаю, Иисуса неверно поняли, они с Буддой бы отлично договорились”, – стала молиться святителю Николаю, и это было так антропоморфно и антропоцентрично, и про несчастного Будду я не вспоминала. Я представляла себе бело-голубую красоту Никольского собора и шептала: «Пожалуйста! Ну пожалуйста! У тебя там так хорошо! Помоги!»

И, знаете, помог. Вдруг хозяин оборвал своего внутреннего собеседника на полуслове: «Спать пора», – и заснул. А я почувствовала, что дрожу под одеялом уже не от страха, а от холода. И, утешенная этим, тоже заснула.

Проснулась как по будильнику в пол-седьмого утра. Толкнула свою попутчицу: «Побежали на службу!». Попутчица спала крепко и психов не боялась, поэтому ей я подробностей минувшей ночи рассказывать не стала, – и мы умылись, оставили на столе хозяина записку с благодарностью и, отперев дверь висящим на гвозде ключом, убежали в Никольский собор, благо недалеко.

Храм появлялся миражом в морозной пустыне, но не исчезал, а, напротив, с каждым нашим шагом уплотнялся, разгонял страхи и, казалось, сам святитель Николай прямо вот сейчас, выстраивал его во славу Бога, отвечая на мою наивную молитву.

Хода службы мы не знали, постояли в звенящем хором и вкусно пахнущем свечами покое храма меньше часа и пошли гулять по заиндевевшему городу, мурлыча себе под нос бесконечного : «Если бы я умел это, я бы нарисовал тебя, где зеленые деревья и золото на голубом».

В то далекое время православная молодежь не была особенно сознательной, и встретить воцерковленных юношей и девушек можно было в самых разных местах. Вечером мы сидели в маленьком клубе и радовались бессмертным «митькам» на маленькой сцене, когда к нам подошли двое молодых людей с вопросом:

– Девушки, можно к вам подсесть?

– Да вы не волнуйтесь, мы семинаристы.

«Врут, наверное», – подумала я. Но подсесть разрешили. Потом выяснилось, что музыкальные вкусы у нас примерно одинаковые, что мы, вроде как, тоже православные и что ну их этих митьков, пойдем лучше в гости к хорошему человеку, песни петь.

В гостях стало ясно, что, действительно, семинаристы. Хозяин был реставратором икон, тоже жил в коммуналке, но его комната была светлая, уютная, круглая, и всюду лежали, стояли и висели иконы. А огромный стол занимала старая, века XVIII, икона, над которой хозяин много лет с особенной любовью (чувствовалось) работал - конечно же, святителя Николая. И я мысленно поблагодарила святого за помощь.

…Мы грелись с мороза глинтвейном, хозяин показывал фотографии с где жил несколько месяцев и куда мечтал вернуться насовсем, на фотографиях был кто-то из известных старцев, но я по тогдашней невоцерковленности не запомнила, кто. Потом пели под гитару, потом заглянула соседка из соседней комнаты, из той же неформальной тусовки, присоединилась к пению и глинтвейну, а потом мы глянули на часы и помчались на вокзал. Ребята нас проводили, мы обменялись телефонами, но созвониться удалось только единожды. Потом, уже после своего реального воцерковления (в воображении я уже и тогда, с Буддой, считала себя воцерковленной) через общих знакомых узнала, что один из ребят - диакон, второй - музыкант… что с остальными участниками событий (кроме моей попутчицы) - не знаю.

Надеюсь, тот реставратор закончил работу над иконой и смог поехать на Афон.

Что же касается меня, то я, очевидно, получила духовную пользу - на собственном опыте убедилась, что святитель Николай - друг и покровитель путешествующих.

Ну и Никольский собор в Санкт-Петербурге - одно из любимейших мест.


Четверг 5-й седмицы. Четверт о́ к Великого канона .

Святых сорока́ мучеников, в Севастийском е́зере мучившихся (празднование переносится на вторник, 7 марта).

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба 40 мучеников Севастийских переносится на вторник, 7 марта (см. Типикон, 9 марта, 5-я Маркова глава: «А́ще ли случи́тся 40 му́ченик в четверто́к Вели́каго кано́на»).

Накануне в среду вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе́ моя, душе́ моя…».

Примечание. «Повече́рие же глаго́лем ма́лое в ке́ллиях без покло́нов. По Трисвято́м кондак Андре́ева кано́на. Та́кожде и полу́нощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).

Календарные заметки:

Служба 40 мучеников Севастийских переносится на вторник, 7 марта.
На утрене совершается пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Читается Житие прп. Марии Египетской.

Порядок чтений, согласно календарю:

Полунощница без поклонов.

Утреня.

Примечание. «Кле́плет в 4-й час но́щи, и собра́вшимся нам в це́рковь, быва́ет нача́ло от иере́я, по обы́чаю, и глаго́лем: Царю́ Небе́сный: Трисвято́е, и О́тче наш: Го́споди, поми́луй , 12. Сла́ва, и ны́не, Прииди́те, поклони́мся , и про́чия два псалма́...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.)

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас».

Стихословится 8-я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Благослове́н еси, Христе́ Боже наш...»; стих: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их» – «Свети́ла ми́ра...»; стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» – мученичен: «До́блественне тече́ние соверши́вше...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ра́дуйся, А́нгелом Ра́дость...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

Чтец: «Житие́ преподо́бныя ма́тере на́шея Мари́и Еги́петския благослови́, честны́й отче, прочести́».

Иерей: «Ея́же моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».

Чтец: «Аминь». И читает житие.

(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие́ преподо́бныя ма́тере на́шея Мари́и Еги́петския. – Ея́же моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».)

По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. «Та́же псало́м 50-й. Пе́сней не стихосло́вим. И а́бие начина́ем вели́кий кано́н ко́сно, и с сокруше́нным се́рдцем и гла́сом, творе́ние свята́го Андре́я Кри́тскаго, Иеросоли́мскаго, глас 6-й. Ирмо́с: Помо́щник и покрови́тель: по два́жды. Пото́м тропари́, творя́ще на ки́йждо мета́ния 3, и припева́юще: Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя . Ве́домо же бу́ди: Егда́ еди́н лик пое́т, тогда́ други́й твори́т мета́ния, благочи́ния ра́ди» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»).

Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподо́бне о́тче Андре́е, моли́ Бо́га о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются (к Троичнам трипеснцев припев: «Пресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»; к Богородичнам трипеснцев припев: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»). Обычно читает тропари трипеснца чтец.

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди (апостолов), глас 8-й: «Свети́ла богозра́чная…», «Слава» – ин седален Триоди (апостолов), глас тот же: «Апо́стольская двоенадеся́тице…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижи́маго Бо́га…». И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской.

По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе́ моя́, душе́ моя́…», и икос, глас тот же: «Христо́во врачевство́…». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й .

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 8-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.)

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими́ гла́сы раб Твои́х…».

1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Зау́тра услы́ши…» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви...» и «Да испо́лнятся уста́ моя́...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя…». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий и многолетны.

На 3-м часе – кафизма 9-я. На 6-м часе – кафизма 10-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 11-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя…». Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).

На изобразительных – блаженны поскору , без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя…». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвята́я Тро́ице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 8 февраля.

На вечерне – кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 8-й: «Самовла́стно совлеко́хся…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Госпо́дни...», и подобны Триоди, глас 1-й: «Пригвожде́н, Го́споди...», «Поще́ния све́тлостию...», и глас 6-й: «Животворя́щему покланя́ющеся Твоему́ Кресту́...»; и стихиры Минеи (с 10 марта, мч. Кодра́та и дружины его), глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Воздви́жена яко ви́де…».

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. «В си́й же четверто́к. Всю слу́жбу пое́м поско́ро, труда́ ра́ди бде́ннаго. Соверша́ется же слу́жба Преждеосвяще́нных, в не́йже приудосто́ившиися причаща́ются Святы́х Христо́вых Та́инств. На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост. ) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к 5-я неде́ли святы́х посто́в», «В си́й же четверто́к») .

«Иере́й... вхо́дит во святы́й олта́рь, и прие́м кади́льницу, глаго́лет и моли́тву кади́ла. И став пред свято́ю трапе́зою, кади́т крестообра́зно, и возгласи́т: Благослове́н Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. И нам отвеща́вшим: Ами́нь. Та́же учине́нный чтец глаго́лет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).

Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Богослужебные указания на 2005 год. С. 192–216; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обря́щу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.

Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится.

По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545), ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 172–174).

Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.

Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору , допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).

В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.

Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш…» вместо тропаря «В храме стоя́ще…» – кондак «Душе́ моя…». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», при этом по «Благо есть…» сохранять обычный тропарь «В храме стоя́ще…», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.

Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы поскору . Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается следующих особенностей:

а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;

б) отмены везде конечного Трисвятого;

в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».

В данных «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.

Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

В Триоди Постной (л. 317) указания о посте содержатся в следующей редакции: «На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бде́ннаго. В Студи́тове же Уста́ве повелева́ет су́хо я́сти всю ту́ю неде́лю, па́че ины́х, я́ко дни́е пла́ча суть, а не пра́здника: в сих бо у́бо пе́ти до́лжно есть и Аллилу́иа . Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет, на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, и в сре́ду Крестопокло́нную, и на Вели́кий кано́н, и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост. ), я́сти два варе́ния с еле́ем, и испива́ти по две ча́ши вина́. Сия́ же назна́меновахом любви́ ва́шей от обои́х, да произволя́яй спасти́ся, благоуго́днейшее пред Бо́гом избира́ет».

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.

Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.

У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.

Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.

Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу . Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:

В настоящее время Богослужебные указания на 2019 год еще не опубликованы на сайте Патриархии. А вот на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид , где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133 , так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно , а богослужебные указания на 2019 год здесь и .

Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: « » и « ». Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его , а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.

Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены . С помощью поисковых систем можно найти и другие.

Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся

Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.

  1. Сайт «Регент за год» предлагает « » (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
  2. Переходите в раздел «Обучение» и изучайте « ». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку - не поленитесь сообщить. Для этого достаточно выделить ошибку и нажать «Ctrl» + «Enter».


Суббота Светлой седмицы.

Мч. Евпси́хия.

Поются стихиры 8-го гласа.

Календарные заметки:

По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса, и бывает раздробление и раздача артоса. Перед 9-м часом закрываются Царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный.

На вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние…».

На Литургии прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убою́ся?»; стих: «Господь – Защи́титель живота́ моего. От кого устрашу́ся?». Апостол и Евангелие – дня (субботы Светлой седмицы).

Примечание. По заамвонной молитве священник читает молитву на раздробление артоса . По прочтении молитвы артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу (на практике раздроблять артос начинают заранее).

Указания Устава относительно артоса см.: Типикон, гл. 50, «В субботу Светлыя седмицы...», и Триодь Цветная, «В субботу Светлыя седмицы...».

Общие замечания к богослужению

от Фоминой Недели до отдания Пасхи

1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5).

2) На всено́щном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.

4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…».

Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени : на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…».

Примечание. Помимо данной, наиболее распространенной практики, существуют еще следующие традиции, касающиеся исполнения тропаря Пасхи на службах суточного круга в послепасхальный период. По одной из них, на 1-м, 6-м часах и вечерне тропарь Пасхи не отменяет текст «Приидите, поклонимся...», а предваряет его. По другой традиции, «Христос воскресе...» не произносится в начале присоединяемых служб (напр., вечерни, 1-го и 6-го часов), на них читается только «Приидите, поклонимся...».

6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Ви́дехом Свет Истинный…». Входное: «Прииди́те, поклони́мся… воскресый из мертвых…».

7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».

8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.

9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.

10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.

11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.

13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.

15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.

16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».

18) Причастен Пасхи «Тело Христово приими́те…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.

19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.

О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни

от Недели Фоминой до отдания Пасхи,

кроме суббот и воскресений

Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если служба с великим славословием, – Пасхи, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – канона Минеи.

Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.

I. На Литургии в седмичные дни полагаются:

1) На блаженны – песни праздничного канона на 6: в понедельник – 1-я песнь, во вторник – 4-я, в среду – 5-я, в четверг – 7-я, в пятницу – 8-я, в субботу – 9-я.

2) По входе – тропари и кондаки:

а) На Фоминой седмице – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (если есть), тропарь другого рядового святого (если два святых, и оба с тропарями); кондак храма святого, кондак первого рядового святого. «Слава» – кондак второго рядового святого, «И ныне» – кондак праздника.

б) В седмицу святых жен-мироносиц – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…», воскресный: «Егда снизшел еси…», праздника: «Мироносицам жена́м…», тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (одного или двоих); кондак храма святого, кондак рядового святого. «Слава» – кондак другого рядового святого (если их два), «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам…».

в) В попразднство Преполовения – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого (одного или двоих); кондак храма святого, кондак рядового святого. «Слава» – кондак другого рядового святого (если их два), «И ныне» – кондак праздника.

г) Во все остальное время – так же, как в попразднство Преполовения, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.

Таким образом, тропарь праздника поется всю седмицу. Тропарь и кондак храма Господского, а также кондак храма Богородицы во всю Пятидесятницу не поются.

При одном полиелейном святом во все седмицы – тропарь праздника (или воскресный), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого; кондак храма святого. «Слава» – кондак рядового святого, «И ныне» – кондак праздника.

При шестеричном и великом святом – тропарь праздника (или воскресный), тропарь великого святого, тропарь шестеричного святого; кондак великого святого. «Слава» – кондак шестеричного святого, «И ныне» – кондак праздника. В этом случае тропарь и кондак храма святого не поются, так как Типикон предполагает бдение.

3) Апостол и Евангелие – сначала дня, затем святого (если есть).

II. Стихиры на вечерне и на утрене:

1) На «Господи, воззвах» сначала поются стихиры из Триоди – 3, и святого Минеи – 3. «Слава» – святого, если есть, «И ныне» – праздника; если славника святого нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

2) На стиховне – Триоди дня. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если славника святого нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

При двух святых, имеющих каждый свои стихиры, на «Господи, воззвах» поем стихиры святых на 6. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если славника святого нет, то «Слава, и ныне» – праздника. Стихиры Триоди, указанные на «Господи, воззвах», поются на стиховне с праздничными стиховными припевами (по мнению В. Розанова , припевы берутся из Триоди с вечерних стихир на стиховне этого дня); «Слава» – святого, если есть, а если нет, то «Слава, и ныне» – праздника. Стихиры на стиховне, помещенные в Триоди, не поются.

Если святой полиелейный, то на «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 3, святого – 5. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. На стиховне – святого. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.

Если празднуется память двух святых, один из которых поется на 6, а другой великий (имеет полиелей), то на «Господи, воззвах» поем стихиры на 10: праздника – 3, шестеричного святого – 3, великого святого – 4. «Слава» – великого святого, «И ныне» – праздника. Вход и чтения великого святого – 3. На стиховне стихиры и «Слава» – великого святого, «И ныне» – праздника.

3) На хвалитех, если святой имеет стихиры на хвалитех, поем стихиры Триоди дня – 3 (воскресную, покаянную и мученичен) и Минеи – 3. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.

4) На стиховне утрени – стихиры Триоди. «Слава» – святого, если есть. Если нет, то «Слава, и ныне» – праздника.

5) Если святой полиелейный (или славословный), то на хвалитех стихиры на 6: Триоди – 3 (см. на стиховне утрени) и святого – 3. «Слава» – святого, «И ныне» – Триоди. В данном случае хвалитные стихиры Триоди не поются.

III. Тропари на вечерне и утрене (по Трисвятом):

1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения, при святом, имеющем тропарь, по Трисвятом – тропарь святого. «Слава, и ныне» – праздника. При двух святых – тропарь святого. «Слава» – тропарь второго святого, «И ныне» – праздника. При отсутствии тропаря святого – тропарь праздника (единожды).

2) В седмицу 3-ю (святых жен-мироносиц) – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…». Или же – тропарь воскресный: «Егда снизшел еси к смерти…». «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…».

Поскольку при наличии тропаря святого тропари «Благообразный Иосиф…» и воскресный «Егда снизшел еси к смерти…» полагается петь попеременно, можно чередовать их в течение дня: на вечерне – тропарь праздника, на утрене – тропарь воскресный. Если все службы Минеи, приходящиеся на седмичные дни по Неделе мироносиц, содержат тропарь, можно петь в понедельник, среду и пяток один тропарь мироносиц, во вторник, четверг и субботу – другой.

3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю по Пасхе – тропарь воскресный. «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы».

IV. Тропари на утрене на «Бог Господь»:

1) В Фомину седмицу и попразднство Преполовения – тропарь праздника (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Если нет тропаря святого – тропарь праздника (трижды). При двух святых с тропарями – тропарь праздника (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – праздника.

2) В седмицу жен-мироносиц – тропарь праздника «Благообразный Иосиф…» (единожды), воскресный «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…». Если нет тропаря святого – «Благообразный Иосиф…» (дважды). «Слава» – «Егда снизшел еси…», «И ныне» – «Мироносицам жена́м…». При двух святых – «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – тропарь другого святого, «И ныне» – «Мироносицам жена́м…».

3) В седмицы 4-ю, 5-ю, 6-ю – тропарь воскресный (дважды). «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Если нет тропаря святого: «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный гласа. При двух святых – тропарь воскресный (единожды), тропарь первого святого (единожды). «Слава» – другого святого, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря второго святого.

V. Каноны:

1) Если святой не имеет праздничного знака – канон праздника Триоди на 8 (ирмосы по дважды), Минеи святого на 4.

По 3-й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален праздника.

2) Если святой поется на 6 – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 6.

3) Если в Минее два святых – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых два канона на 8.

По 3-й и 6-й песни – см. частные указания Типикона в гл. 48.

4) При полиелейном святом – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 8.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника.

По 6-й песни – кондак и икос святого.

5) При двух святых, один из которых поется на 6, а другой имеет полиелей, – канон праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святого рядового на 4 и великого святого на 6. Или: канон праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), великого святого на 6 и святого рядового на 4 (ср.: Типикон, 8 мая).

По 3-й песни – кондак и икос святого рядового и седален его. «Слава» – седален великого святого, «И ныне» – седален праздника. Или: кондак и икос святого рядового; седален великого святого. «Слава» – седален святого рядового, «И ныне» – седален праздника (ср.: Типикон, 8 мая).

По 6-й песни – кондак и икос великого святого.

От Недели Святой Пасхи до отдания – катавасия «Воскресения день». В день Преполовения Пятидесятницы и на его отдание – «Море огусти́л еси…». В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи – «Спасителю Богу…».

VI. На часах:

1) В седмицу Фомину и попразднство Преполовения – на часах тропарь праздника. «Слава» – святого. Кондак праздника. При славословном, полиелейном или бденном святом – кондаки праздника и святого чередуются. При двух святых – тропари святых на «Слава» чередуются.

2) В седмицу жен-мироносиц: на 1-м часе тропарь «Благообразный Иосиф…», на 3-м – «Егда снизшел еси…», на 6-м – «Мироносицам жена́м…», на 9-м – «Благообразный Иосиф…». На «Слава» на всех часах тропарь святого (при двух святых – тропари на «Слава» чередуются). Кондак праздника (при славословном, полиелейном или бденном святом – кондаки праздника и святого чередуются).

3) Во все остальное время см. Устав в седмицу Фомину, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.

О соединении Триоди со службами святых

во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы

I. Стихиры:

1) На «Господи, воззвах»:

а) При службе святого, не имеющей праздничного знака, в пятницу вечером стихиры Триоди (праздника) – 3 и Минеи (святого) – 3. «Слава» – Триоди (или, если есть, святого), «И ныне» – Богородичен воскресный 1-й, т. е. догматик текущего гласа.

б) Если случатся два святых, стихиры Триоди (праздника) – 3 и стихиры одного святого – 3, другого же святого – вечерние стихиры поются на хвалитех.

в) Если случится великий святой, имеющий полиелей, стихиры Триоди (праздника) – 4 и святого – 4. «Слава» – святого, «И ныне» – воскресный догматик текущего гласа.

2) На стиховне неизменно (даже в память великого святого, имеющего полиелей) – стихиры воскресные гласа из Триоди с воскресными припевами «Господь воцарися…». «Слава» – святого, «И ныне» – всегда праздника.

3) На хвалитех стихиры воскресные из Триоди – 3 и Минеи святого – 3. «Слава» – святого, «И ныне» – праздника.

4) На стиховне утрени, если нет славословия, стихиры Триоди с припевами их. «Слава» – святого (если есть), «И ныне» – праздника.

II. Тропари:

1) Устав тропарей на вечерне и утрене (по Трисвятом) – тот же, что и в седмичные дни. Особенность состоит в том, что в субботу 5-й седмицы на «И ныне» поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святого.

2) Устав тропарей на утрене на «Бог Господь…» – тот же, что и в седмичные дни. На 5-й седмице на «И ныне», как и в седмичные дни, поется Богородичен 1-й по гласу тропаря святого, а Богородичен 1-й текущего гласа – по седальне 1-й кафизмы. Если нет тропаря святого, то «Слава, и ныне» – Богородичен 1-й текущего гласа.

3) Устав тропарей и кондаков на часах, а также на Литургии по входе – тот же, что и в седмичные дни.

III. Каноны:

1) При святом, служба которого не имеет праздничного знака – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4), канон храмового святого на 4 и Минеи (святого) на 4. В храме Господском или Богородицы – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6) и Минеи (святого) на 4. Каноны храма Господского и Богородицы в субботы всей Пятидесятницы не поются (кроме Троицкой родительской субботы).

2) При святом шестеричном – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святого на 6. Канон храма не поется.

3) При двух святых – канон Триоди (праздника) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святых оба канона на 8.

По 3-й песни – кондак, икос и седален святого. «Слава, и ныне» – седален Триоди (праздника).

По 6-й песни – кондак и икос праздника.

4) При великом святом, имеющем полиелей – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмос по дважды) и святого на 8.

По 3-й песни – кондак и икос праздника, седален святого (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди (праздника).

По 6-й песни – кондак и икос святого.

Кроме того, как в седмичные, так и в субботние дни после чтения обычных кафизм произносятся малые ектении, поскольку в числе седальнов по 1-й кафизме всегда есть воскресный, а по 2-й – праздничные. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. В дни, в которые не поется великое славословие, после хвалитных стихир не читается «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (потому что на «Слава» и на «И ныне» были пропеты стихиры), но сразу – «Слава Тебе, показавшему нам свет», и вседневное славословие.

См. в Требнике или в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. М., 2003. С. 123–124.

В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «а́бие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения».

См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея К. Никольского “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19.

См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694.

См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе...» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся...» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

В седмицу жен-мироносиц поются все три тропаря праздника: «Благообразный Иосиф...», «Егда снизшел еси...» и «Мироносицам женам...».

См. предыдущую сноску.

Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 698.