Будьте мудры змеи просты голуби. Толкования на Мф

Старый ответ рождается мыслящим. А разве мыслящий не стар всегда? Ведь поскольку ваша мысль основана на прошлом опыте, то когда вы встречаете…

  • Подлинная простота – может появиться только изнутри - Джидду Кришнамурти

    Простота - не приспособление к образцу. Требуется недюжинный ум, для того чтобы быть простым, а не приспосабливаться к какому-нибудь особому…


  • Так кто ты, человече???

    Little Buddha / Маленький Будда - Я маленький человек. - Мы ничего не можем изменить. - Я - ничтожество. - Кто мы такие, чтобы что-то менять? И…


  • Эта реальность не покупается, не продаётся, не повторяется, её нет в книгах - Джидду Кришнамурти

    ASURA - 360 - Virgin Delight ВОПРОС: Что вы подразумеваете под изменением? КРИШНАМУРТИ: Вполне очевидно, что должна быть радикальная…


  • Если вы подчиняетесь высшей воле – эта высшая воля является проекцией вас самих - Д. Кришнамурти

    E-MANTRA - Starlights ВОПРОС: В чём разница между подчинением Божьей воле и тем, о чём вы говорите как о принятии того, что есть? КРИШНАМУРТИ:…


  • Функция ума – быть разделяющим; иным ваш ум не существует - Джидду Кришнамурти

    Пока мы не поймём, как уйти за пределы этого вносящего разделения мышления, этого процесса, придающего особое значение «я» и…


  • Тот, кто сентиментален, кто полон слёз из-за своей религии, определённо не имеет любви - Кришнамурти

    Astronaut Ape - Awaredance ВОПРОС: Что вы подразумеваете под любовью? КРИШНАМУРТИ: Мы намереваемся раскрыть это через понимание того, чем…

    Что - что ищет большинство из нас? Что - что каждый из нас хочет? Особенно в нашем неспокойном мире, в котором все мы пытаемся обрести…

  • Наверное каждому приходилось хоть раз в жизни быть свидетелем, или участником конфликтов, в которых зачинатель просто не желал видеть своей вины в происходящем, перекладывая вину на других. Намедни мне самому пришлось стать жертвой в подобной ситуации, в которой мой невольный собеседник вёл себя очень грубо, по непонятной мне причине, а когда я попросил его быть чуточку вежливее, разразился обвинениями в мой адрес.
    Этот случай, слава Богу, нисколько не задел меня, поскольку я, как практикующий христианин, давно перестал реагировать на подобные вещи, ведь если человек себя так ведёт, значит он нуждается в молитвенной поддержке. Но, такие случаи часто побуждают к размышлениям о себе, о Боге, о людях, о Слове Божьем.
    Сегодня я рассуждал над Книгой Бытия, 3:9-13.
    «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
    Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
    И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
    Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
    И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
    Известная ситуация. Мне, как родителю трёх детей, часто приходится встречать подобное, когда кто-то сделал что-то непозволительное, но виновных не найти. Расспросы ничего не дают, поскольку виноват другой, но, не непосредственный виновник.
    Случай, описываемый в Библии, характеризует типичное поведение человека, в сердце которого живёт грех. Напомню, что то, что произошло, произошло уже после грехопадения наших прародителей. Таким образом, подобное поведение - результат «первородного греха», живущего в каждом человеческом существе.
    Как можно изменить ситуацию? Ситуацию можно изменить только действиями, диаметрально противоположными описанным. Если вы не научитесь видеть свою долю вины в конфликте, не отважитесь взять свою часть ответственности, вы не сможете изменить человека. Да и кто дал нам право изменять других, ведь это - прерогатива, исключительно принадлежащая Богу.
    К сожалению, многие поступают иначе, пытаясь доказать свою правоту, настаивая на своих правах, но, ситуацию невозможно изменить без желания к изменениям в самом себе. А эти изменения невозможны без участия Бога.
    Хочется ещё раз обратиться к Библии. В Деяниях апостолов описывается случай, происшедший с Павлом и Силуаном, когда, будучи несправедливо осуждены, они попали в тюрьму. Страж, который охранял их, задал вопрос о том, как спасти свою душу, на что получил ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». (Деяния 16:16-40)
    В словах апостолов выражение «веруй» звучит не просто, как «признай Христа» но, «живи в соответствие с верой», тогда изменения постигнут и живущих с тобой. Некто из древних произнёс великолепную фразу: «Спасись сам и спасутся окружающие тебя». Этот человек, кто бы он ни был, своими словами передал мысли из Священного Писания.
    Мы живём среди людей. Христос никогда не стремился к нашей изоляции от мира, да и Сам так не поступал. Напротив, Он утверждал, говоря своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Матф.10:16)
    Очень часто голубей Христовых посещает искушение хоть на время стать волками, ведь даже пословица есть такая: с волками жить - по волчьи выть. Но, что это даст нашему духу, нашим отношениям с Богом и ближними? Ничего, кроме последующего разочарования в Боге и в самих себе. Да и Христос предупреждал о том, что мы не от мира, поэтому ничего хорошего от него нам ждать не следует и всегда быть готовыми к открытым проявлениям вражды, предаваясь в руки Божьи при каждой ситуации. (Ин. 15:18, 19).
    Поэтому, хочется ещё раз напоследок привести слова из Священного Писания:
    «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
    Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». (1Пет.2:21-23)

    Сказал Господь Своим ученикам: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

    Посылая Своих учеников на проповедь, Господь говорит о крестном пути Церкви. Христос предвидит их страдания, как Он предвидит Свои собственные, и все-таки благословляет их идти этим путем, как и Сам идет ко Кресту. Он заранее говорит им обо всем не для того только, чтобы они не удивлялись, когда эти испытания придут, но чтобы увидели, как исполняется Его слово, и утвердились в вере.

    «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков», – говорит Господь. Что могут ожидать беззащитные овцы, окруженные стаями хищных волков, кроме как быть разорванными на куски? Ученики Христовы – овцы среди волков. Это страшно. Но то, что Христос посылает их, – дает утешение. Потому что Он знает, как защитить их и вывести из самой великой беды.

    «И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Здесь – корень всего, и этот корень горек. Тех, кого любит Христос, мир ненавидит. Если мир возненавидел Христа, не следует удивляться тому, что он ненавидит и идущих вслед за Ним. В этой ненависти мира – горечь для учеников Христовых и одновременно утешение, потому что они сподобляются чести испить чашу Христову.

    Они будут, как и Господь их, причислены к злодеям, и их поведут на судилища. Им предстоит претерпеть скорби от мелких чиновников и от правителей и царей, как мы увидим это в книге Деяний. Они будут преданы смерти. Так велика будет злоба их врагов. И столь твердыми будут они в вере и терпении. Любовь и мудрость Христова попустят это, зная, как соделать кровь мучеников печатью истины и семенем Церкви. Этим воинством Христовым будет побежден сатана, и Царство Христово достигнет многих.

    И Господь говорит им, от кого они примут страшные страдания. Вся преисподняя со всеми бесовскими силами ополчится против них, вся ненависть земли. Но горше всего, что на проповедников Евангелия восстанут те, кому они будут проповедовать спасение.

    «Остерегайтесь же людей», – говорит им Христос. Ненависть ко Христу превращает людей в диких зверей, в бесов. Печально состояние рода человеческого, когда лучшие в нем должны остерегаться людей. Скорби учеников Христовых усугубятся тем, что люди, называющие себя верующими в Бога, имеющие вид благочестия, будут бить их в своих синагогах, изгонят их и убьют их, и будут думать, что тем самым они приносят службу Богу (Ин. 16, 2 ).

    «И будете ненавидимы всеми», – говорит Христос. Как может такое быть? Это будет, когда грех утвердится как норма в человечестве, и по пророчеству преподобного Антония Великого, скажут живущему по заповеди Христовой: «Ты безумствуешь, но мы заставим тебя быть как все». Чем большее будет в мире отступничество от Бога, тем большая будет в нем и вражда против Церкви. Приходят времена, когда эта вражда станет всеобщей, но яд ее накапливается постепенно в сердцах сынов противления.

    «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их». Так откроется, что враги человеку – домашние его. Те, от кого, казалось бы, должна быть прежде всего поддержка, выступят против, когда увидят перемену в жизни обратившегося к вере и особенно когда начнутся гонения, – они будут заодно с гонителями. Что может быть печальней, чем когда самые крепкие узы родственной любви разрываются из-за ненависти ко Христу и Его учению!

    Но Господь никогда не оставляет Своих. Он заранее говорит, что они должны делать во времена гонений. «Будьте мудры как змии». Рассудительность и осмотрительность полезны всегда, но более всего – среди скорбей и испытаний. Воля Божия в том, чтобы христиане без нужды не подставляли себя, но употребляли все законные средства для сохранения Церкви. И будьте «просты как голуби». Будьте кроткими, научитесь любви к врагам у Того, Кто кроток и смирен сердцем, и на Кого Дух Святой сошел в виде голубя.

    «Остерегайтесь людей». Избегайте опасных общений. Будьте внимательны к тому, что вы делаете и говорите. Кто знает, что такое духовная брань, понимает, как надо быть осторожным. После того, как Господь наш предан был целованием одним из Его учеников, говорят святые отцы, нам следует остерегаться людей.

    «Не заботьтесь, что сказать». Когда христиан поведут на суды и перед правителями, они не должны заботиться о том, что и как говорить. Бог даст им слова. Ибо в тот час «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Точно так же Бог обещал пророку Моисею: «Я буду при устах твоих, и научу тебя, что говорить». Не уничижения, не даже жестоких пыток, не смерти христиане боялись. Многие из них боялись, что неумением говорить и неискусностью в защите они могут повредить вере Христовой. Но твердо обетование Божие, что если кто сподобится предстать перед судом за веру, слова придут к нему.

    И Господь утешает Своих учеников крестным утешением. «Претерпевший же до конца спасется». Этим испытаниям будет положен конец. Они могут быть долгими, но они не будут всегда. «И Бог не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13), но даст Свою благодатную помощь. Спасение будет вечным воздаянием тем, кто твердо стоит до конца. Обетование Апокалипсиса непреложно: «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни».

    Что означает? Матфея 10:16

    Этой фразе предшествуют слова: «Вот, я посылаю вас, как овец среди
    волков». Здесь - и характер тех и других, и неравное соотношение сил,
    и постоянная опасность. Поэтому…

    «Будьте мудры, как змии»

    Во-первых, есть какая-то разница между змеем и змием. Сатана в би-
    блии часто называется змием: Откр. 12:9, 13-15; 20:2 и т.д. и этот змий
    когда-то был «полнотою мудрости», i/i её останки прослеживаются во всей
    его деятельности в Библейской истории. И она превосходит любую чело-
    веческую мудрость. И этот змий порою пытается тягаться с Самим Богом.
    Помните пари относительно Иова? Или: просил сеять, как пшеницу? И не
    могли разглядеть его хитрый профиль ни четыреста пророков во дни Аха-
    ва, ни Апостол Петр, дождавшийся слов Иисуса: «Отойди от меня, сатана».

    Может быть, в разнице слов змей и змий кроется ключ к пониманию
    мудрости змия? Но это пока ждет своего «Даниила» для изъяснения.

    И мы всё же не отказываемся от простой аналогии с обычным змеем.
    И попробуем что-то найти относительно мудрости.

    змеи научить Апостолов? Все эти существа, кажется, настолько обделены
    возможностями. У них нет конечностей.

    1) Но они прекрасно используют свои ограниченные возмож-
    ности. И чему только они ни научились! Ползают по земле, по зыбкому
    песку, по отвесным скалам, по деревьям и веткам, перелетают с дерева
    на дерево. Устраивают засады, догоняют, побеждают, ловят птиц… и всё
    это без рук и ног.

    «Учитесь у змей - как бы говорил Иисус, - используйте те возмож-
    ности, какие есть у вас на сегодня».

    «Большинство из нас не перестает повторять: Если бы только у меня
    было это или то, если бы только у меня было побольше денег, я бы сделал
    то, что Господь хочет от меня». «Не ждите особых обстоятельств, чтобы
    делать добро. Творите его в ситуациях обычных. Все, что вам нужно - это
    использовать то, что мы уже имеем» (Дж. Мейсон)

    Иисус отправлял Своих учеников в школу выживания, не позволив
    брать с собой ни «сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви».

    • Следующий урок - осторожность. Змеи очень осторожны. Не-
      достаток осторожности может стоить им жизни. Никогда их эмоции и лю-
      бопытство не занимают места холодного рассудка. (А глухарей губит их
      любопытство),

    «Остерегайтесь же людей -г напутствовал Иисус, - они будут от-
    давать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас» (17стих).

    • Змеи уклоняются от ненужной борьбы. Они не преследуют
      человека, зная, что он сильнее. Кобры, гремучие змеи предупреждают
      человека шипеньем и ударами хвоста по земле, чтобы человек случайно
      не наступил и не вынудил змею защищаться.

    Два примера из жизни. Мой знакомый в поисках мумиё спрыгнул
    на крохотную лужайку со сверкающим родником. И остановился как вко-
    панный: он был не один в этом каменном мешке - на него, не мигая, смотрел удав, Человек лишился дара речи и лишь в душе обращался
    к Богу, Подождав, удав резко отвел голову в сторону, давая понять, что
    человек может уходить,

    Где-то в той же части Киргизского Хребта мы шли с другом, любуясь
    вершинами. Вдруг от нас что-то шарахнулось в заросли лопухов, и стало \
    быстро удаляться, Мы помчались следом. Начался ровный пологий спуск,
    просматривающийся на 500-600 метров. Видим, как впереди нас змеео-
    бразной волной мечутся лопухи и высокие травы. Любопытство вытесни-
    ло страх, и мы помчались следом, делая прыжки по 2-3 метра. Но так
    и не могли догнать. Похоже, что огромный удав или питон продолжал
    раскачивать растительность, уходя от людей. Дружить с людьми он, как
    и все змеи, не хотел, а воевать - тем более.

    Христианам тоже не стоит искать лишних приключений, и лучше по-
    рой уклониться от ненужной борьбы с кем-то или с чем-то. Я знал вот
    таких задиристых верующих, которые постоянно искали приключений.
    Один из них малообразованный, но любящий поговорить, постоянно лез
    в высокие инстанции, обличая и споря. Мало ему показалось области, до-
    брался до Москвы; и однажды доспорился, дообличался, пока схлопотал
    какие-то уколы, вернулся тихий, всего боящийся.

    «Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед
    и наказываются» (Прит. 22:3).

    4) В чём же ещё можно видеть мудрость змеи? В минуты опасности она
    прячет голову под кольцами тела, жертвуя им для сохранения самой важ-
    ной части своего естества. Одним словом не суёт голову куда попало.

    Христианину это хороший урок: как важно оберегать свой ум зрение
    и слух от натиска нечистоплотной и вредной видео, звукоинформации
    и нечистых мыслей, захламляющих голову. Кто пренебрегает этим, может
    пополнить ряды тех, о которых Ап. Павел писал: «Пустые споры между
    людьми повреждённого ума» (1 Тим. 6:5). «Боюсь, чтобы, как змей хи-
    тростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, укло-
    нившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).

    Просты как голуби

    Простота голубей. Голубь - не болтливая сорока, любящая тащить
    в свое гнездо блестящие предметы. В них находили обрезки жести, ручные
    часы, и даже обручальное кольцо. Это не хищный коршун и не ночная раз-
    бойница сова. Это не долгожитель ворон, три сотни лет промышляющий
    по свалкам; не воришка воробей. Человечество со времён Ноя выделило
    голубя из всех пернатых, сделав его символом мира, надежды и благород-
    ства. Живёт он просто и естественно. Добывает свой хлеб, растит семью.
    Этим не исчерпывается простота голубя. Додумайте сами. Приведу в за-
    ключение поучительный пример.

    До Перестройки действовал Совет по делам религий. В годы моего на-
    чального служения его возглавлял Тарасов. Он, не спрашивая никого, мог
    явиться на конференцию, на съезд ЕХБ, осуществляя надзор, порученный
    ему Правительством. Однажды он рассказал следующее:

    Приехал в какую-то Церковь. К нему подошёл служитель.

    • Вы откуда брат?
    • Из Москвы.
    • брат из Москвы сейчас скажить слово…
    • Да я не…

    Добродушный служитель не дал договорить:

    • И не скромничайте. Сейчас брат из Москвы скажить слово. По-
      жалуйста, за кафедру.

    Делать нечего, встал за кафедру, полистал Библию. (А знал он её не-
    плохо). Нашел стих нашей темы Мтф. 10:16, и сказал:

    • Простые без мудрости - это простаки. Вы знаете, кто я? Я ваш
      идейный противник (назвал должность), а вы не узнали кто я, даже рот мне
      не дали открыть: «брат из Москвы скажите Слово». Потому у вас пробле-
      мы, что за кафедру тащите, кого попало, и не рождённых свыше крестите.
      Простоты у вас хватает а вот мудрости - нисколько. Библию надо знать.

    Итак, составляющие понятие «мудрость»: не только у змия,
    но даже у человека:

    а) Максимальное использование своих возможностей. «Всё, что мо-
    жет рука твоя делать, (доброго) по силам делай» (Еккл. 9:10).

    б) Осторожность в принятии решения. «Смотрите, поступайте ос-
    торожно, не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем»
    (Еф. 5:15-16)

    в) Уклонение от ненужных сражений с кем-то, с чем-то. «Наша брань
    не против крови и плоти (т. е. людей)… но против мироправителей
    тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). (Вот куда
    нужно отдавать свои силы).

    г) Разум, рассудок не отдают штурвал эмоциям. Чувства должны быть
    научены: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чув-
    ства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

    д) Сохранение головы - ума, рассудка, трезвомыслия… «И шлем
    спасения возьмите» (Еф. 6:17).

    Из всего этого и складывается одно из лучших (по-моему) определе
    ний: «мудрость - это правильно поступать в нужный момент».

    Р. S.: Стоит только удивляться тому, что из 1, 5 млн. видов живых су-
    ществ Иисус сразу назвал наиболее подходящее для сравнения суще
    ство - змею, предельно ограниченную в возможностях, но активное
    и грозное создание. Ученики Иисуса всегда были ограничены в правах
    и возможностях, но оставались активными и грозными воинами против
    адских сил.

    Свт. Василий Великий

    «Будите мудри яко змия» , может быть, в том отношении, что змея благоразумно и смышлено совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть с себя кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду тело ее сжато, и таким образом, протесняясь чрез него, скидывает с себя старость. Так, может быть, слово сие и от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, совлекались мы ветхого человека и облекались в нового и чтобы юность наша обновлялась «яко орля» (Пс. 102, 5) .

    Толкование на пророка Исаию.

    Вопрос . Кто мудр, как змея, и цел, как голубь?

    Ответ . Мудр, как змея, кто предлагает учение с осмотрительностью и с разумением, как успешно привести слушателей к благопокорности. А цел, как голубь, кто не держит и в мысли, чтобы мстить злоумышляющему, но продолжает ему благодетельствовать, по заповеданному Апостолом: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2Сол.3, 13) . Ибо Господь заповедует это ученикам, посылая их на проповедь, где была потребность и в мудрости для убеждения, и в незлобии к злоумышляющим, чтобы, как некогда змий умел и подойти с лицом льстивым и говорить увлекательно для отторжения от Бога и для подчинения греху, так и мы избирали себе и лице, и место, и время, и всеми мерами устроили «словеса… на суде» (Псал.111, 5) для отторжения от греха и для подчинения Богу, а в искушениях соблюдали терпение до конца, как написано (Матф.24, 13) .

    Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

    Свт. Иоанн Златоуст

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Затем, чтобы они поняли, что [теперь] новый закон брани и необычный способ битвы, Он, посылая их [почти] нагими, в одном хитоне, босых, без жезла, без пояса и без сумы, и повелевая получать пищу от тех, кто их принимает, и на этом не закончил Своего слова, но, показывая Свою несказанную силу, говорит: «Вам так следует идти [на проповедь]: проявляйте овечью кротость, хотя вам предстоит идти к волкам, и не просто к волкам, но и в среду волков».

    …Видишь ли ты могущество? Видишь ли власть? Видишь ли непреодолимую силу? Слова Его имеют такой смысл: не смущайтесь, говорит Он, что Я вас посылаю как овец среди волков, и повелеваю, чтобы вы были как голуби. Я мог поступить иначе: Я мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас как овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так: это и вам приносит более славы, и Мою возвещает силу.

    Так же Он говорил и Павлу: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9) . Такова Моя воля относительно вас. Итак, когда Господь говорил: вот, Я посылаю вас, как овец , – давал им разуметь: не унывайте, Я знаю, Мне совершенно известно, что вы в особенности, поступая таким образом, не будете никем побеждены. Далее, чтобы они сколько-нибудь и сами содействовали, чтобы не все казалось делом одной благодати, и чтобы не подумали, что они получают венцы ни за что, – говорит: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби .

    Но поможет ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Сколько бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов? Для бессловесных тут нет никакой пользы, а для вас – польза величайшая. Но посмотрим, какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры.

    Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием.

    Что может быть строже этих повелений? Не достаточно только претерпевать бедствия: нет, – говорит, – Я не позволяю тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем).

    Беседы на Евангелие от Матфея.

    Действительно, когда душа в хорошем состоянии, то все про­чее придет само собою; а когда она не в хорошем состоянии, то всякое другое благоденствие не принесет нам никакой пользы. Потому нам должно и делать и говорить так, чтобы она спа­слась. На это указывает и Христос, когда говорит: «будьте мудры, как змии ». Как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души. Ни бедность, ни болезнь, ни самое главное из всех бедствий – смерть не могут повредить подвергшемуся им, когда спасена душа; равно как и от са­мой жизни не получишь ничего доброго, когда душа растлилась и погибла.

    Беседы на псалмы.

    Они обошли всю вселенную, как овцы среди волков. Кто видел, кто слышал подобное? Господь говорит: «посылаю вас, как овец среди волков» . Какой пастырь посылает овец «среди волков» ? Напротив, когда пастырь видит волка, то собирает овец. Христос же сделал обратное по сравнению с этим: послал овец к волкам, и овцы не были пойманы дикими зверями, но сами волки стали кроткими, как овцы. И чтобы те не говорили: «Мы – овцы, а Ты посылаешь нас на съедение волкам и в пищу диким зверям», Он одним словом устранил такую их мысль. Не сказал: «отправьтесь», потому что, посылая их, Он не имел в виду их собственной силы; но сказал: «Вот, Я посылаю вас» . Вы немощны; зато силен посылающий вас. Кто – Ты? Я – Тот, Который утвердил небо, основал землю, излил море, Который пригвоздил ко кресту направленное против вас рукописание,отменил ветхий закон, возвратил вас в древнее отечество; Тот, Который сокрушает сильное и укрепляет слабое. Что могущественнее моря? А между тем, малый песок сдерживает его невыносимую силу. «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» . Дикие звери служат как бы стеной для овец, чтобы последние не стяжали себе спасения бегством. О, сила Пославшего! В середине – овцы, а кругом – волки; но волки переменились и сделались овцами, потому что они были волками не по природе своей, а по своему произволению. «Вот, Я посылаю вас» . Что же Ты повелеваешь? «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» . Что значит: «мудры, как змии» ? Змий, хотя бы получивший и бесчисленные раны, но сохранивший невредимой свою голову, здоров весь. Так и ты, если враг пожелает взять у тебя деньги, отдай ему; отдай, хотя бы он отнимал у тебя твои сокровища и даже самую жизнь; только сохрани свою веру. «Будьте мудры» . Пока сохраняется вера, все весьма легко. Ты нагим вышел из чрева своей матери, нагим и уйдешь из этой жизни. Но если кто-нибудь отправит тебя в ссылку? «Господня земля и что наполняет ее» (Пс.23:1) . Быть может, ты умираешь? Но смерть для тебя – путешествие. Только не потеряй своей веры, этого неубывающего сокровища – веры, которая неистощима.

    Слово первое на святую Пятидесятницу.

    Подлинно, ничто не бывает столько при­чиною вражды и раздора, как любовь к настоящим благам, пристрастие или к славе, или к богатству, или к удоволь­ствиям. Когда же ты разорвешь все эти узы и не попустишь душе пленяться чем-нибудь подобным, тогда увидишь, откуда берет свое начало раздор, где лежит основание добродетели. Для того Христос и повелевает нам быть овцами среди вол­ков, чтобы ты не говорил: я потерпел то и то, и оттого ожесточился. Хотя бы ты потерпел бесчисленное множество обид, продолжай быть овцою, и победишь волков. Такой-то че­ловек зол и нечестив; но ты имеешь силу, которою можешь преодолевать и злых. Что смиреннее овцы? Что свирепее волка? Однако первая преодолевает последнего, как видно на апостолах, потому что нет ничего могущественнее кротости, ничего – сильнее долготерпения. Вот почему Христос и заповедует нам быть овцами среди волков. Но сказав это и желая объ­яснить, каков должен быть Его ученик, и что для него недо­статочно этой простоты, т.е. кротости овцы, прибавляет еще нечто другое: «будьте …, говорит, как голуби» , соединяя кротость двух смирных и незлобивых животных. Такой требует Он от нас кротости, когда мы обращаемся среди злобных! Не говори мне: он зол, я не могу сносить. Тогда особенно и нужно показывать кротость, когда мы имеем дело с злобными и враждебными; тогда и открывается ее сила, тогда и сияет ее действенность, достоинство и польза.

    Беседы на псалмы. На псалом 119.

    Свт. Григорий Палама

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Змея бережет свою жизнь, но, имея инстинкт и силу самосохранения и причинения зла другим, приносит вред другим. Голубь же – беззлобен и неосторожен. Итак, Господь заповедует Своим ученикам: не быть ни злодейственными, по образу змей, ни – беспечными, по образу голубей, но разумно и здраво сочетав инстинкт самосохранения с беззлобием, быть на страже своего благочестия и добродетели, и в то же время иметь настолько беззлобное сердце к оскорбителям, что даже и молиться за них. Ибо таким образом и для них, ужаленных на смерть духовным змием, они станут живительным исцелением. Потому что, как врачи, взяв змеиное тело, и счистив его от яда и смешав с каким-то снадобьем, лечат тем укушенных змеями, так и сочетавший во время испытаний благоразумие и инстинкт самосохранения змеи с беззлобием голубя, не только этим поставил себя выше вреда, наносимого змеей, т.е. – козней, причиняемых диаволом, – но и укушенных змеей, т.е. – обольщенных, – исцеляет, уничтожая вред от змей, т.е. – нечестие и грех.

    Омилия 43. О иже во святых Великомученике и Чудотворце и Мироточце Димитрии.

    Свт. Игнатий (Брянчанинов)

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Когда люди, близкие к нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть, подобную той, какую оказывают волкам агнцы, непретворяющиеся в волков и незащищающиеся от волков зубами. Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков, хотя ее эти человеки и были ближайшими родственниками, в великодушном терпении оскорблений, наносимых ими, в молитве о спасении их, – отнюдь не в злоречии и не в однородных злоречию действиях, которыми выражается ненависть естества падшего, ненависть богопротивная.

    О последовании Господу нашему Иисусу Христу.

    Прп. Антоний Великий

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Вопрос . Что имеет в виду Господь, когда повелевает нам быть мудрыми равно проклятой змее, говоря: «Будьте мудры как змеи, и кротки как голуби »?

    Ответ . Мудрыми как змеи Господь нам повелевает быть во всякой напасти и искушении, сохраняя свою главу, а глава Церкви – Христос. Ибо, как сказал Апостол, змея, будучи настигнута преследующими ее людьми, все тело подставляет под удары, но, действуя мудро, сохраняет голову невредимой: остановившись и замерев, она свивается в клубок; при этом в середине оказывается голова, как стеной охраняемая телом. Так же мудро она сбрасывает старую кожу, как бы освобождаясь от ветхости, тем самым велит нам, отягощенным узким и полным несчастий путем, совлечься ветхого человека и облечься в нового, таким образом обновившись. Кроме того, можно для своей пользы подражать ее изобретательности: как она лестью ввела нас в преступление и падение, так мы должны в ближних всевать то, что относится к вере. […]

    Иисус Христос, когда раб бил Его во время добровольного Его страдания, не ответил, хотя и тьмы Ангелов Ему служили. Апостол Павел, подражая Ему, когда получил от иудеев единым разом сорок пять ударов, показывал, как мы долготерпим равно Богу. Тот, кто одноименной жизни в Боге причащается, удален от гнева, ибо любое совершенное делание добра – это Бог. Бог прекрасно именуется долготерпеливым, ибо Он далек от гнева. И внешние учения почитают это: так, Сократ – законодатель афинского учения, будучи избит, не отомстил. Антисфен, когда какой-то злохульник искалечил его лицо, ничего не сказав, ушел, но только написал на лице имя ударившего, чтобы не думали видящие, что он одержим или пьян. Эпиктету лютый хозяин перебил голень. И у многих философов учением было молчание в бедствиях – оно было владыкой для владыки по мудрости. Мы не можем ослабнуть от того, что нас оскорбляют. Но последуем за Творцом своим и всего: если встретится разнузданный раб, который даст пощечину, то мы скажем ему словами Божиими: «Если я говорил плохое, то свидетельствуй об этом плохом, а если хорошее, то почему ты меня бьешь?» (см. Ин. 18:23) Так противник будет словно ранен стрелою долготерпения и, отказавшись от дерзости языка и поведения, во всем будет воздавать благодарность. А виновник этого отказа обучится не налетать и не дерзать на худшее, желая большой платы за труды, но будет сдерживаться о большем, и не брать дополнительной суммы. Разве труды не становятся совершенными, когда есть свидетельства: «Страдания этого времени не стоят откроющейся славы» (см. Рим. 8:18), – сказал много раз пострадавший ради Христа и все в настоявшем имевший великий Апостол.

    Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 213.

    Прп. Исидор Пелусиот

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Господь повелевает нам, разумливый мой, быть мудрыми подобно змее, во всяком искушении соблюдать главу свою, то есть веру нашу. Ибо змея, в каких бы затруднительных обстоятельствах ни находилась и каким бы ударам ни подвергалась, сохраняет голову свою невредимою. А также ухитряется совлечь с себя ветхость, проползая сквозь какое-либо тесное отверстие и там слагая свою старую кожу. Посему Господу угодно, чтобы и мы на тесном пути и в злострадании совлекались ветхого человека и облекались в человека нового, обновляемаго по образу Его (Кол. 3:10) …

    Мудрость, растворенная простотою, есть некое божественное достояние и, скажу даже, составляет самую совершенную добродетель. Но если одна от другой отделена, то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостью; потому что первая способна делать злое, а последняя - обманываться. Посему Божественное Слово не представило сего в одном образе, так как в бессловесных животных нет мудрости с простотою, но одни стремятся к лукавству, а другие - к простоте; а напротив того, изрекло: будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие .

    Но это сказано не в том смысле, чтобы мы подражали змеям в ядовитости и способности угрызать (Иудеи осуждаются как змии и порождения ехиднова (Мф.23:33)), а также в скрытности и коварстве - пример берется не во всех отношениях, а только отчасти, иначе будет не примером, но тождеством, - но чтобы мы, как змеиной чешуи, совлекались ветхого человека, то есть порока, и хранили веру, как змея - голову, мало же заботились о теле, и прочие змеиные свойства отложив в сторону, соединили с этим простоту голубя, заимствуя у голубя не его несмысленность (Ефрем осуждается, (Ос. 7:11)), но простосердечие и незлобие.

    Если же угодно, Слово объяснит это и другим примером. Львом называется не только Христос, но и праведник, и диавол; однако не в одном и том же отношении, потому что, как сказал я прежде, пример берется не во всех отношениях, но в той одной части, которая с пользою прилагается к предмету речи, все же прочее отлагается в сторону. Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости, ибо возлег, уснул, яко лев (Быт. 49:9) , а праведник - по небоязненности и бесстрашию, ибо праведный, яко лев, уповает (Притч. 28:1) ; диавол же - по зверству и кровожадности, ибо, яко лев ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5:8) .

    Итак, если Писание представило различные образы, взятые от одного животного, и мы не смешиваем изображаемого ими, но каждому присваиваем то, что подобает, чему дивишься, когда Ап. Павел заимствовал образ от брения не с намерением унизить свободу, которую он везде увенчивает, но желая и показать ту великую покорность и то послушание, какие праведный человек должен иметь по отношению к Богу, и уврачевать беснования тех, которые осмеливаются подвергать нареканию познание чистое и превышающее всякое слово и разум.

    Письма. Книга I.

    Подобия берутся не во всей полноте; иначе будут не подобия, но тождество. Если Спаситель повелел подражать целости и незлонравию голубя, то надлежит уклоняться от его малосмысленности, то есть не прибегать к тем, которые стараются уловить. Если не надобно делать вреда другим, то не следует и самим терпеть существенный вред и бежать к тем, избавление от которых - величайшая выгода.

    Если же желаешь ты иметь и очевидное свидетельство на то, что сказано мною, послушай, что говорит Пророк: и бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца . А если спросишь о причине, то Пророк немедленно приводит ее: Египта моляше, и во Ассирианы отыде (Ос. 7:11) , то есть один из двух народов, зараженных самоуправством, ненавистью и давнею любостяжательностью, призывал на помощь, а к другому бежал, ища спасения. Посему, кто же, говорит Пророк, несмысленнее Ефрема, стремящегося к тем, которым и снится только одно - плен и рабство его?

    Письма. Книга III.

    Прп. Максим Исповедник

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Ведующий ум становится мудрым, как змий, и простым, как голубь , всегда сохраняя веру, словно голову, несокрушаемой и мудро отстраняя от себя, наподобие голубя, раздражение ярости, а поэтому он не помнит зла [своим] обидчикам и притеснителям.

    Вопросоответы к Фалассию.

    Прпп. Варсанофий и Иоанн

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Вопрос . Что значит: будите мудри яко змия и цели яко голубие .

    Ответ . Кто мудрость змия, в отношении зла, соединит с незлобием голубя, в отношении добра, тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною.

    Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников.

    Прп. Амвросий Оптинский

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    По смыслу божественных толковников мудрость змии состоит в том, что когда наносят удары телу ее, она всячески старается укрывать главу свою. Так и всякий христианин, при нанесении ему скорбных ударов со стороны, должен блюсти главу свою духовную, то есть веру и в Господа и Его Евангельское учение, которое возвещает всем хотящим спастися тесный и прискорбный путь. Но теснота эта и прискорбие скоропреходящи, а воздаяние за них в будущей жизни нескончаемо-и райским наслаждением и необъяснимой радостью, по сказанному: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9) . Все это непрестанно должно обносить в уме, и в сердце, и в памяти, чтобы быть в состоянии мудрую борьбу со страстями и неприятностями совне растворять незлобием голубиным, повторяя себе те же слова, какие изрек на подобные случаи Искупитель наш и Избавитель к Богу Отцу: остави им грех сей, не ведят бо что творят (Лк. 23:34) .

    Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.

    Письма.

    Прав. Иоанн Кронштадтский

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Нам нужно быть только мудрыми духовно, чистыми и незлобивыми, чтобы Дух Божий был с нами и в нас и действовал чрез нас.

    Дневник. Том I. 1856.

    Будьте мудры, как змии , сказал Спаситель. Когда змея видит неприятеля своего, тогда она искусно скрывает свою голову, чтобы неприятель не уязвил ее, и свертывается в кольцо. Подобным образом должен беречься человек от духовного врага своего, диавола: он должен прятать голову свою, то есть ум свой, в сердце и, сосредоточивши таким образом всю жизнь свою в одном пункте, тем сильнее противиться духу злобы, который развлеченные силы души очень скоро ниспровергает. Оттого рассеянных людей ему ничего не стоит опрокинуть, разбить.

    Дневник. Том II. 1857-1858.

    Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    В чем мудрость змеиная? В том, что змея очень осторожна и ко всему внимательна. А также в том, что при опасности змея больше всего старается защитить свою голову, то есть самое главное. Так и служитель Христов: должен быть осторожным во всех своих поступках, вдумчиво относиться ко всему окружающему. А в моменты опасности для святой веры больше всего нужно ему хранить ее неповрежденность. Если ученик Христов лишился имущества, постигло его унижение, впал он в болезнь, сидит в узах, но православие свое сохранил – он удержал все…

    Простота голубиная – это чистосердечие, незлобие, отсутствие всякого лукавства, чистота, целомудрие во всем. Прочь хитрость, лукавство, прочь всякие безнравственные приемы: ложь, обман, лесть, запугивания, тем более насилие. Если бы нам, слугам Христовым, предстояло бы искушение путем какой-нибудь маленькой нравственной сделки со своей совестью или же небольшой догматической погрешности в святой вере нашей достичь, казалось бы, добрых целей, – нужно немедленно отвергнуть это искушение! Но не проигрывают такие, по-видимому, наивные проповедники, избегающие всякой хитрости, старающиеся соблюсти чистоту своей души! Нет, не проигрывают, а весьма выигрывают, так как с ними всесильная благодать Божия, обитающая только в чистом сердце. Всякая хитрость, лукавство, тем более ложь отгоняют от себя Божию помощь, и проповедник, иногда очень мудрый и ученый, остается один со своими, пусть и большими, человеческими силами (1 Кор. 8:2–3) . Мудрый же и чистый душою, при Божьей помощи, которая увеличивает его силы в 30, 60 или 100 раз, смотря от усердия проповедника, многое достигает в своем святом деле возвещения людям Царства Небесного!

    В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

    Блаж. Иероним Стридонский

    Волками Он называет книжников и фарисеев, которые были клириками иудеев.

    посему будьте мудры, как змии и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей, ибо они передадут вас в суды и будут бичевать вас в собраниях (синагогах) своих, и к правителям и царям вы будете водимы ради Меня во свидетельство им и народам

    Таким образом (ut) с помощью благоразумия они должны избегать козней, а простотой своей не делать зла. Им ставится в пример предусмотрительность змеи, потому что она всем телом свои прикрывает голову и защищает то, в чем сосредоточена жизнь. Так и мы, невзирая на полную опасность для тела, должны охранять Главу нашу, Которая есть Христос. Простота голубей показывается из явления Святого Духа в виде голубя. Потому и апостол говорит: На злое будьте младенцы (1 Кор. 14:20) .

    Блаж. Феофилакт Болгарский

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков

    Господь дал им, как оружие, чудеса и обеспечил их относительно пищи, открыв для них двери достойных; теперь же, показывая Свое предвидение, говорит и об опасностях, которые имеют случиться с ними, и бодрит их словом. «Я, - говорит, - силен, поэтому дерзайте, ибо неприкосновенны будете. Но приготовляет их и к страданиям. Как невозможно овце не страдать среди волков, так и вам среди иудеев; но если и пострадаете, не гневайтесь. Хочу, чтобы вы были кротки, как овцы, и этим главным образом побеждали».

    итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби

    Хочет, чтобы ученики его были и мудры. Чтобы, слыша, что они сравнены с овцами, ты не подумал, что христианин должен быть слабоумным, говорит: он должен быть и мудрым, зная, как надобно жить среди массы врагов. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь; как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть незлобив, прост.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

    Евфимий Зигабен

    Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие

    Се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков

    Ободрив их тем, что Он прежде возвестил, и сделав их твердыми и непоколебимыми, предсказывает то, что должно случиться с ними не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. Делает же Он это, во-первых, для того, чтобы Апостолы знали силу Его предведения, во-вторых, чтобы, страдая, не подумали, что страдают по слабости Пославшего их, в-третьих, чтобы заранее зная, что пострадают, впоследствии легче переносили эти страдания. Се , говорит, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков . Я, Всемогущий, посылаю вас, чтобы уязвляли и терзали вас злонамеренные люди, но вы не мстите им и не защищайтесь от них руками. Почему? Потому что таким путем вы скорее победите и волков сделаете овцами. Сила Моя все совершает и кротость ваша смирит, как и многое другое, свирепость и жестокость неверных. Не дерзостью обыкновенно укрощается дерзость, но кротостью. Врачующему безумных должно терпеливо переносить их обиды, имея в виду одно только избавление их от безумия. Поэтому и мы, если не обнаружим кротости овец против жестокости обижающих нас, ни в каком случае не получим помощи от Своего Пастыря, потому что Он – Пастырь овец, а не волков. Я посылаю вас, как овец среди волков для того, разумеется, чтобы вы обнаруживали кротость овец пред волками, и имели не только эту кротость, но и тщательно сохраняли целость, т.е. простоту и невинность; чтобы, подвергшись обидам и преследованиям, вы не переставали благотворить обижающим. А чтобы и то, и другое было согласно с добродетелью, необходима мудрость змеи в охранении головы, т.е. веры, и простота голубя в прощении обид злоумышляющему. И это нужно соблюдать не пять, или десять лет, но до последнего издыхания, потому что такое значение имеют слова: претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).

    будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие

    И здесь под змеями, и в другом месте под несправедливым правителем разумей благоразумие, наблюдение того, что полезно. Желает, чтобы Апостолы были мудры, т.е. избегали смертельного поражения, и незлобивы, т.е. не злопамятны. Так как мудрость змеи обнаруживается в том, что она, при поражении своем, не обращает внимания на остальныя части тела, а спасает одну только голову, зная, что только удар в нее наносит смерть, – то Спаситель повелел подражать мудрости змей тем, чтобы презирать и тело, и душу, и все остальное, а сохранять одну только веру, как голову, удар в которую бывает смертельный. И опять: так как голуби, лишившись детенышей, не бывают злопамятны по отношению к отнявшим, но опять приходят к ним, хотя бы и часто они отнимали, – то повелевает подражать их простоте, т.е. незлобию, тем, чтобы не быть злопамятными по отношению к обижающим, но опять приходить к ним и любить их. И обрати внимание на премудрость: не повелел подражать ни одной только мудрости змей, ни одному только незлобию голубей, но соединил и то, и другое, потому что это составляет одну добродетель: нет никакой пользы от мудрости, если она не сопровождается незлобием. Но мы должны подражать и другого рода мудрости змеи. Когда она состарится, то проползает чрез тесное пространство, соскабливает с себя скорлупу, т.е. верхнюю кожу, и становится крепче; так и мы, состарившиеся от ветхости страстей, подчиним себя тесному и узкому образу жизни и, совлекши таким образом обветшавшую одежду души, станем сильнее. Итак, здесь Спаситель взял в пример змей и голубей – в хорошем смысле, а в другом месте они приведены в дурном смысле. Иудеи порицаются как змеи, порождения ехидн; и Ефрем осуждается, яко голубь безумный, не имый сердца (Ос. 7,11). Св. Писание часто заимствует различные образы от одного и того же животного, когда оно имеет и хорошие, и дурные свойства. Так, напр., львом называется и Христос по Своему царскому достоинству и непобедимости: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит его (Быт. 49, 9); львом же называется праведник, по своей смелости: праведный же яко лев уповая (Притч. 28, 1); наконец, львом называется и диавол по своей неукротимости и кровожадности: яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5,8).

    Толкование Евангелия от Матфея.

    Анонимный комментарий

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Давайте посмотрим, почему про этих Он сказал «как овец », а про тех не «как волков», а «волков ». Если бы Он назвал первых овцами только по их кротости нрава, ибо по природе они были людьми, а по нраву - овцы, то тогда бы и о других сказал «как волки»; ведь эти, последние, также по природе были людьми, хотя жестокостью сходны с волками. Думаю, вот почему одни названы «словно овцами», а другие не «словно волками», а настоящими волками. Потому что Божий человек, даже если он добр, всегда по причине своей плотскости как человек имеет в себе нечто дурное; и поскольку он добр, то о нем говорят «овца», но именно «словно овца», ибо он не во всей полноте добр. Но тот, кто не знает Бога, не может иметь в себе никакого добра, поэтому он называется волк, а не «словно волк», ибо в нем нет никакого добра, раз он не познает в себе Бога.

    Лопухин А.П.

    Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби

    Троицкие листки

    Ст. 16-18 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками

    Посылая Своих апостолов на проповедь, Христос Спаситель сначала «вооружил их чудесами, обеспечил относительно пропитания, освободил от всех житейских попечений» (святитель Иоанн Златоуст), и только после всего этого начинает говорить им о тех бедствиях, какие должны их постигнуть, и подготавливает к той брани против диавола, какая их ожидает впоследствии.

    Это было нужно, во-первых, чтобы апостолы еще раз узнали силу Его предведения; во-вторых, чтобы никто не думал, будто эти бедствия происходят от безсилия их Учителя; в-третьих, чтобы ученики не боялись бедствий, как неожиданных и непредвиденных; в-четвертых, чтобы они не смущались и при наступлении Его крестных страданий, как они смутились в то время, когда Он, обличая их, говорил: «оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше» (Ин. 16:6) . Впрочем, о Себе Он теперь еще ничего не говорит, чтобы не возмутить сердце их прежде времени, а только предсказывает им то, что с ними будет. И вот, чтобы они уразумели, что им предлежит новый закон духовной брани, Он говорит: Вот, Я, как всемогущий, как полномочный Владыка Нового Завета, как Господь, посылаю вас, как овец среди волков . «Вот, – толкует святитель Златоуст, – как вам должно идти на проповедь: показывайте овчую кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против волков, но и посреди волков, и не только кротость овчую, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в том, что овцы преодолеют волков, и, находясь посреди них и подвергаясь безчисленным от них угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их самих». И это тогда, когда овец будет только двенадцать, а волков – полна вся вселенная! «И Я посылаю вас!.» . (Ин. 20:21) . Этого довольно для вашего утешения, для вашего ободрения, чтобы вам не бояться никого из противников ваших… Я мог сделать вас страшнее львов… Но лучше, чтобы это было так, потому что это и вам приносит более славы, и проповедует Мою силу: «ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9) . «Итак, устыдимся, – увещавает святитель Златоуст, – когда мы нападаем на своих врагов, как волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать, хотя бы и безчисленное множество волков нас окружало. Если же будем волками, то будем побеждены, ибо отступит от нас помощь Пастыря… Это-то и должно было смутить их еще больше, когда, несмотря на данную им власть воскрешать мертвых, им следовало терпеть такие ужасные бедствия. Какое же было для них утешение во всех этих бедствиях? Сила Посылающего: «так и Я посылаю вас!.». Но чтобы не все казалось делом благодати, чтобы они не подумали, что получают венцы ни за что, Он говорит: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби . Но апостолы могли сказать: поможет ли нам сколько-нибудь наша мудрость в таких опасностях? И можно ли иметь какую-либо мудрость нам, обуреваемым толикими волнами? Сколько бы овца ни была мудра, но что она может сделать среди волков, и притом среди такого множества волков? Как бы ни был незлобив голубь, но что ему делать при нападении такого множества ястребов?

    Да, для безсловесных тут нет никакой пользы, а для вас много. Какая же здесь требуется мудрость? Мудрость змииная! Как змий ничего не бережет, когда тело его рассекают на части, кроме головы, так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, кроме веры. Ибо вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». «Равным образом, – объясняет блаженный Феофилакт, – как змий сбрасывает с себя старую кожу, сжимаясь в какой-нибудь узкой скважине и проползая сквозь нее, так и мы должны совлекаться ветхого человека, идя тесным путем. Но как змий вместе с тем и вреден, и лукав, то Христос повелевает нам быть целыми, т.е. простыми, незлобивыми и безвредными, как голуби». Нет никакой пользы и в мудрости, если она не соединена с незлобием. «Мудрость змииная заповедана нам, – говорит преподобная Синклитикия, – чтобы не скрывалась от нас хитрость диавола, ибо подобное легко познается из подобного. А незлобие голубя внушает нам чистоту в делах наших». Христос Спаситель, конечно, внушал апостолам не то, чтобы они старались с искусством змия вредить своим врагам, а то, чтобы без особенной нужды не подвергали себя опасностям, потому что их жизнь нужна была для спасения других. Так и поступали апостолы. Святой Павел рад был умереть, чтобы со Христом быть, но видел, что его жизнь нужна для верующих и не раз с успехом защищал себя от опасностей. Нужна была эта мудрость и для того, чтобы отвечать мудрецам века сего: примером такого ответа может служить речь апостола Павла к Афинянам. «Итак, – говорит святитель Златоуст, – не считай этих повелений неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает, что дерзость погашается не дерзостью, а кротостью. Прочитай книгу Деяния святых апостолов и увидишь, сколько раз, при восстании против них Иудеев, которые скрежетали зубами, они, подражая голубю, отвечали с кротостью и тем угашали их ярость. Когда Иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем?» (Деян. 5:28) , то апостолы, имея власть творить безчисленные чудеса, ничего грубого им не говорили и не делали, но со всей кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19) . Видишь ли голубиное незлобие? Но вот и мудрость змииная: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:20) . Итак, смотри, какая потребна во всем твердость для того, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражаться во гневе. Потому и говорит далее Спаситель: остерегайтесь же людей , принадлежащих к миру, который вас ненавидит.

    ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня… И так как Господь намерен был потом послать Своих учеников не к одним Иудеям, но и к язычникам, то и говорит, для свидетельства перед ними и язычниками , т.е. в обличение всем, которые не веруют, дабы потом не могли сказать, что им не было возвещено Евангелие, когда они проповедников этого Евангелия мучили…»

    Троицкие листки. №801-1050.