Чем тушат свечи в церкви. Свеча — символ молитвы

«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!. . .»

Подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы. Четыре воскресных дня до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы. И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим Постом установили подготовительные дни.

«Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!. . .» - вот основной мотив всей этой чрезвычайно-мудрой и глубокой психологической подготовки полной внут­ренней гармонии с этим воплем кающейся души. Так поется от нашего имени, от имени всех верующих православных христиан, в церкви за всенощным бдением, каждую субботу во все эти подготовительные недели и в течение всего последующего за тем поста. А находимся ли мы в это время в церкви, сливаем ли наш собственный внутренний вопль о даровании нам Богом искреннего покаянного чувства с этим общим воплем всей Церкви? Боимся ли мы пропустить еще что-нибудь из всего этого богатого назидания, ловим ли мы, впитываем ли в себя каждое слово из всего того, что слышится в эти дни в храмах наших. Готовим ли мы себя внутренне к наступающему Великому Посту? Вот первостепенной важности в нашей жизни вопрос, на который должна дать ответ каждому из нас наша совесть.

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу.

Подготовку к Великому посту Церковь начинает заранее, за три седмицы. Четыре воскресных дня до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы. И перед земными сражениями воины начинают готовиться заблаговременно. Так и святые отцы перед особым подвигом духовной брани, перед Великим Постом установили подготовительные дни.

Первый из воскресных дней, с которого начинается Постная Триодь (богослужебная книга, в которой содержатся службы Великого поста), называется Неделей о мытаре и фарисее. В этот день на Литургии читается Евангельская притча о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов - смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних, препятствует нашему покаянию и нашему спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту.


Неделя о мытаре и фарисее

Каждая из трех седмиц (т. е. недель) и каждая из четырех Недель (т. е. воскресных дней) перед Великим постом имеет свое название и значение. За три седмицы до Великого поста православная церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в Евангелии от Луки (18, 9-14), и говорит о смирении.

Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал "некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других", повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.

Фарисеи (от др.-еврейск. - "отделившиеся") - последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в Древней Иудее. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды. Поэтому многие считали их мудрыми и благочестивыми, то есть "отделившимися" от других людей. А мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.

Фарисей молился так: "Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".

Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь "не смел даже поднять глаз своих к небу" и лишь молил Его о прощении грехов: "Боже, будь милостив ко мне, грешному" (церк.-слав. - "Боже, милостив буди мне грешному"). Эти слова выделены в отдельную "Молитву мытаря", которая принята православной церковью как общеупотребительная.

Притча завершается утверждением Иисуса, что "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)", - говорится в этот день, "научимся высоте смиренных слов мытаря...", потому что нет без смирения настоящего покаяния.

В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется "сплошной". В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующие особенности: 1) пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей (молитвенных песнопений); 2) присоединение к песнопениям Октоиха песнопений Постной Триоди; 3) чтение притчи о мытаре и фарисее; 4) замена воскресных кондаков кондаками Триоди, иногда Минеи.

Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.

На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских". Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста, с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. "Дщи Вавилоня окаянная...", -говорит нам псалом о том, что нужно возненавидеть грех и страсть. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы.


Недели о блудном сыне и Страшном суде

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

За неделей блудного сына следует неделя о Страшном Суде. По-другому она называется мясопустной, так как с этой недели прекращается вкушение мяса. В воскресный день, начинающий мясопустную неделю, в последний раз перед Великим постом вкушается мясная пища - происходит заговенье на мясо, что вовсе не предполагает объядения.

Название этой недели также связано с темой воскресного евангельского чтения. В этот день за Божественной литургией читается притча Спасителя о Страшном Суде (Мф. 25, 31-46).

Не случайно эта притча предлагается нашему вниманию после притчи о мытаре и фарисее и притчи о блудном сыне. Кого не тронули ни образ смирения мытаря, ни бедствия блудного сына, тем Церковь почла нужным представить грозную картину Страшного Суда с целью побуждения к раскаянию и сокрушению. В песнопениях этой недели собрано все величественное и трогательное, что может пробудить человека от беспечности и внушить страх Божий.

Перед воспоминанием Страшного Суда Святая Церковь призывает нас к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Поэтому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном Суде. Вот почему мясопустная неделя, всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой Перейти, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном Суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр.

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная.
В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших.
Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово».
В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание?

Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Сила церковной свечи очищает негативную энергию.

Как использовать церковные свечи дома

Свеча, купленная в церкви, имеет особую силу. Это дар, который подкрепляет молитву и выражает любовь к Богу.

Свечи ставят перед иконами в небольшой подсвечник. Их также устанавливают в стакане или закрепляют на блюдце. Выберите один определенный день в неделю и в каждом помещении зажигайте свечу. Делайте это только спичкой. Когда зажигаете свечу, гасите электричество.

Свечи, которые привезены из паломничества или монастыря, используют несколько раз. Их тушат спустя несколько минут после окончания молитвы. Остатки свечи не выбрасывайте, а закопайте в землю или бросьте в воду.

Как очистить дом церковной свечой

Церковные свечи помогут очистить негатив, который со временем накапливает квартира. Перед тем как очищать дом, сделайте следующее.

  • Попоститесь 1−3 дня и посетите накануне храм. Вы можете также исповедоваться и причаститься.
  • По возможности выберите в церкви более толстые свечи для очистки помещения.
  • Сделайте генеральную уборку.
  • Избавьтесь от разбитой посуды и вещей, которые вызывают неприятные воспоминания.
  • После уборки примите душ.

Проводите ритуал тогда, когда у вас хорошее настроение.

После того как вы провели подготовительные работы, приступайте непосредственно к очищению помещения. Возьмите свечу в правую руку, подожгите ее и зажмите свободную руку в кулак. Начинайте обход квартиры со входной двери снаружи. Двигайте свечу плавно и без рывков. Проведите свечой слева направо, следуя по периметру. Глазок перекрестите 3 раза. После этого совершайте обход всей квартиры по часовой стрелке. При этом читайте молитву по памяти. Останавливайтесь в углах и делайте каждый раз крестное знамение.

Вырежьте из картона кружок белого цвета. Сделайте посередине отверстие и наденьте его на свечу. Держите свечу за кончик, который располагается под картонным кружком. Так вы защитите руки от негативной энергии

Если в каком-то месте свеча коптит, остановитесь и прочитайте молитву. Читайте до тех пор, пока свеча не начнет гореть ровным пламенем.

После того как вы обошли всю квартиру, вымойте руки с мылом и солью. После этого встряхните руками, как бы сбрасывая остатки всего плохого.

Горящая церковная свеча символизирует нашу причастность к Божественному свету. В христианской православной практике существует традиция зажигать свечи во время молитвы, выражая, таким образом, своё смирение и любовь к Богу.

Почему гасят свечи во время чтения молитв

В Православной Церкви в ходе утреннего богослужения читается особая часть - Шестопсалмие. Батюшка читает шесть избранных псалмов покаянного характера. Шестопсалмие читается при потушенных свечах. Причём гасятся они ещё до начала чтения.

Темнота символизирует Вифлеемскую ночь, когда родился Иисус Христос. В это время молящиеся, не видя в темноте друг друга, должны с особым благоговением слушать чтение священника. Крестные знамения и поклоны не совершаются, соблюдается полная тишина.

Перед чтением Шестопсалмия на богослужении в храме тушат все свечи

Протопресвитер Валерий Лукьянов в своих «Богослужебных заметках» пишет, что важность Шестопсалмия подчёркивается в самом церковном уставе. Согласно его правилам, читать псалмы нужно со вниманием и страхом Божьим, так как даже сам Бог не видит молящихся Ему о прощении грехов своих.

Для чего гасят свечи служители церкви

Некоторые недостаточно воцерковленные люди с недоумением наблюдают, как в храмах свечи прихожан тушат служители. Протоиерей Андрей Ефанов так поясняет суть этого явления.

Свечи тушат исключительно из практических соображений, чтобы воск не капал на пол и подсвечник. Также огонь гасится на ночь, когда храм закрывается. Без присмотра его оставлять опасно.

Важно! Свеча сама по себе не нужна Господу, как и любые другие материальные ценности. Лучший подарок для Всевышнего - это сердечная молитва и любовь к Творцу.

Благодарность выражается не количественно, а качественно. Гораздо важнее избавиться от дурных помыслов и желаний, чем купить побольше свечей и сжечь их дотла в подсвечнике.

Церковная свеча является одним из религиозных атрибутов, немаловажной частью службы, относиться к которому стоит с должным уважением. Поэтому у верующих и возникает столько вопросов, касающихся обращения со свечами. Чаще всего прихожане интересуются, можно ли задувать горящие свечи.

Свеча как символ

Когда-то свечи в храмах использовались по прямому назначению, а именно для освещения помещения в темное время суток. Поэтому даже в Писании упоминаются больше лампады, нежели свечи. Сам Господь сказал Моисею, «чтобы непрестанно горел светильник» (Лев. 24:1-4). Однако, со временем свечи стали таким же религиозным атрибутом, как и лампады. Ведь и те, и другие дают свет, который является своеобразным символом веры. Иисус называл себя светом мира (Ин. 8:12).

Примечательно, что свечи начали зажигать в церквях не только с практической, но и религиозной целью уже очень давно. О древности данного обычая можно прочесть в сохранившихся документах Седьмого Вселенского Собора, проходившего еще в 787 году. Недаром многие богословы уделяли в своих трудах изрядную долю внимания свету в храмах, в целом, и церковным свечам, в частности. Преподобный Симеон Новый сравнивал зажженные свечи со «светлыми помыслами, которые должны светить» в каждом человеке. А Иоанн Кронштадтский утверждал: «Огонь горящих свечей служит для нас образом огня духовного - Духа Святаго, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу. В храме нет ничего праздного, ненужного».

Если свеча не догорела

Так имеем ли мы право задувать подобный символ веры, свечу, если та не догорела до конца? Протоиерей Александр Ильяшенко на сайте «Православие и мир» на подобный вопрос ответил утвердительно. По словам священника, после молитвы свечу действительно можно задуть, а в следующий раз зажечь ее снова.

Кроме того, многие прихожане наверняка не раз замечали, что служители церкви сами тушат свечи до того, как они успевают растаять. Протоиерей Дионисий (г. Баку) говорит, что делается это для того, чтобы огарок возможно было вынуть из подсвечника. Если свеча расплавится полностью, то воск заполнит ячейку. В этом случае другие верующие не смогут ею воспользоваться и поставить новые свечи.

Накрывать или задувать?

Некоторые люди уверены в том, что задувать церковные свечи нельзя в принципе: их необходимо тушить подушечками пальцев либо с помощью специального приспособления гасильника. Якобы в случае задувания человек уничтожает божественный свет. Именно поэтому сомневающиеся прихожане вообще предпочитают не гасить свечу.

Между тем сами священнослужители уверены в том, что все вышеперечисленное является ничем иным как обычным суеверием. Иерей Владимир Шлыков считает, что свечи можно задувать, а все остальное – это «бабушкино богословие».

Священник Анатолий Бобровский, отвечая на вопросы телезрителей на канале «Спас», также подтвердил, что задувать свечу можно, он и сам делает это уже на протяжении 45-ти лет. «Гораздо проще тушить свечу пальцами, чем чтить отца и мать или любить врага своего. Конечно, легче гасить свечу пальцами и от этого чувствовать себя настоящим православным. А про свечи в Евангелии вообще ничего не сказано, впрочем, как не сказано там и о том, как именно необходимо их гасить» - заключил Анатолий Бобровский.