Что будет если не держать пост. Как правильно держать пост перед пасхой - обязательные условия и послабления для постящихся

Будет длиться с 19 февраля по 7 апреля. Обычный рацион таков: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом. Первая и Страстная недели поста - самые строгие; в такие дни практикуют полный отказ от пищи.

На самом деле соблюдать пост могут только люди без серьезных проблем со здоровьем, истово верующие и, конечно же, священники. Для остальных церковь ввела послабления или же разрешила пост не соблюдать совсем. Прежде чем начинать поститься, вам нужно попросить разрешения у своего духовника или же церковного служителя. Также помните: даже если у вас прекрасное здоровье, разнообразить меню попросту необходимо. Макароны и хлеб, конечно, хороши, но не постоянно. Ограничьте употребление мяса и рыбы, но добавьте в рацион больше овощей - это отлично поддержит организм в зимний период и поможет избежать весеннего авитаминоза.

Рекомендуют не соблюдать пост беременным и детям . Будущие мамочки могут навредить плоду, так как отказ от определенных продуктов может повлечь за собой непоправимые последствия. Например, невозможно заменить железо, получаемое из мяса, железом, содержащимся в яблоках. У детей обменные процессы происходят интенсивнее, чем у взрослых, поэтому ограничение каких-либо компонентов может замедлить рост и развитие малыша.

Shutterstock

Кому нельзя соблюдать Великий пост :

1) Больным онкологическими заболеваниями. Здоровье, конечно, превыше всего. Поэтому церковь не считает зазорным позволить таким людям полностью отказаться от соблюдения поста. Если истово верующий человек все же хочет поститься, то стоит для начала проконсультироваться с врачом. Даже малейшее изменение рациона может спровоцировать ухудшение самочувствие и развитие болезни.

2) Людям с болезнями желудочно-кишечного тракта. Если у вас есть такие проблемы, а особенно заболевания, связанные с нарушениями всасывания пищи слизистой оболочкой кишечника, то лучше всего обратиться к врачу. Он подберет оптимальную диету, которая не навредит организму.

3) Людям с заболеваниями эндокринной системы. Например, сахарным диабетом, дисфункцией щитовидной железы и надпочечников. Им ни в коем случае нельзя отказываться от белков - из-за этого затрудняется или же полностью прекращается синтез гормонов.

4) Тем, кто страдает болезнями почек и печени - пиелонефритом, гломерулонефритом.

5) Больным с нарушениями обмена веществ. Строгий пост может нивелировать все результаты лечения.

7) Людям с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями.

8) Людям, страдающим панкреатитом, анемией, подагрой, эпилепсией, повышенным артериальным давлением.

9) Людям, которые заняты тяжелым физическим трудом. Для выполнения своей работы им необходимо хорошо питаться. Поэтому не стоит строго подходить к соблюдению поста, включите в рацион продукты, которые снабдят вас энергией и будут хорошо насыщать.

10) Тем, кто живет в экстремальных климатических условиях. Для того чтобы организм выжил в сильные холода, ему необходимо полноценное питание в виде животных белков, углеводов и жиров.

11) Странствующим. Послабление разрешается, так как не всегда удается найти постную пищу и соблюсти все правила в путешествии.

12) Больным, у которых есть персональная лечебная диета. Изменения в питании могут повлечь негативные последствия.

13) Мирянам. Мирянам также можно делать послабления в посте, не стоит зацикливаться на всех правилах. Главное - ограничьте себя в дурных привычках: меньше сидите за компьютером, не играйте в игры, не смотрите сериалы, не курите и не употребляйте алкоголь. Не воспринимайте пост как диету и не думайте постоянно о том, что можно, а чего нельзя есть.

Во многих христианских конфессиях Великий пост является центральным. Как держать пост, чтобы соблюсти все религиозные требования?

Отвечая на вопрос, как держать пост, можно углубиться в перечисление правил и объяснение истин. Но важнее всех предписаний и норм - ваше индивидуальное отношение к посту. Прежде всего соблюдение поста должно быть не в тягость, а в радость!

Как держать пост - основные правила

Перед тем, как держать пост , нужно понимать, что пост - это не какая-то система для похудения, это своего рода тренировка духа и тела. Так, основным смыслом поста для христианина является покаяние. Но, вне зависимости от того, по каким причинам вы решили ограничить себя в питании - религиозным или оздоровительным, вы должны знать, как правильно держать пост, чтобы он принес только пользу и душевному, и физическому здоровью.

  • Сухоядение . Наиболее строгие ограничения в еде в первую и последнюю недели (седмицы) поста - в них постящемуся придется отказаться даже от растительного масла.
  • Сырая еда без масла . В первую седмицу, с понедельника (на следующий день после окончания Масленицы) в течение 6-ти дней следует есть сырую пищу без масла. Так же следует питаться в остальные седмицы по понедельникам, средам и пятницам, и с понедельника по среду последней седмицы (Страстной).
  • Вареная еда без масла. По вторникам и четвергам, а также в последний день (субботу) поста (перед Пасхой) следует есть вареную еду без масла. Исключение составляют четверг 5-ой седмицы (вареная с маслом), вторник Страстной седмицы (сырая без масла) и четверг страстной (вареная с маслом, допускается вино).
  • Варёная еда с маслом и вино . Воскресенья (последний день седмицы) и субботы (первый день седмицы) - самые легкие дни поста, так как в них разрешается употребление вареной еды с маслом и вино. Исключения - первая седмица и последняя, Страстная. В воскресенье Страстной недели следует есть рыбу, а в субботу - вареную еду без масла. Вино разрешается употреблять во время трапезы в количестве 2-3-х красовуль - сосудов, размером с кулак.
  • Отказ от пищи . В пятницу Страстной седмицы ничего есть не рекомендуется.

Как правильно держать пост и питаться?

Это основные правила, касающиеся того, как держать пост. Но прежде чем приступить к его соблюдению, вам придется изучить множество его нюансов. Для упрощения задачи вы можете изучить список разрешенных в пост продуктов. Они должны стать основой вашего рациона в 40 дней поста:

  • растительная пища - фрукты, овощи;
  • соления (маринованные и соленые огурцы, квашеная капуста);
  • сухари, сушки;
  • сухофрукты, мед, халва (вместо сладостей)
  • грибы;
  • черный и серый хлеб;
  • орехи;
  • чай, кисели;
  • каши на воде.

Отказаться придется от пищи животного происхождения - как от мяса и курицы, так и от молока и яиц, сдобной выпечки, конфет и майонеза. Если вы не представляете, как держать пост, если он подразумевает полный запрет на животную пищу, то для вас приятная новость: в виде исключения в двунадесятые праздники (Благовещение и Вербное воскресенье) можно будет употреблять рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

До того, как держать пост, вы должны обсудить его соблюдение с вашим духовным наставником или священником. Если же для вас это - лишь оздоровительная процедура, то с вашим лечащим врачом. Помните главное правило относительно того, как держать пост, - он установлен для здоровых людей.

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

1- пост - это не диета!

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

Пост

Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Библейские герои

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

От Луки:

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

От Матфея:

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

От Марка:

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

От Матфея:

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Христианский пост признают сегодня, и католики, и православные, и протестантские церкви. Но соблюдают его все по-разному. У одних, принято во время 40 дневного периода, который предшествует , есть один раз в день. У других принято голодать в пятницу на страстной неделе. Некоторые, в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.

Многие верующие считают, что соблюдению поста положил начало Иисус. В Библии действительно записано о том, как он после постился 40 дней. Но он не учредил ритуал для подражания. Этот вывод можно сделать из того, что рассказывается о его первых последователях. В Библии нигде не говорится, что первые христиане соблюдали Великий пост. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н.э. – это уже спустя почти 4 века после Христа. И обычай соблюдать пост заимствован из язычества, как и многие другие.

Ну, а если Великий пост – это действительно подражание Иисусу, то почему его тогда соблюдают в дни, когда Иисус как полагают, воскрес, а не крестился? Перед своей смертью Иисус не постился. Даже наоборот, есть сообщения в Библии о том, что перед своей смертью Иисус с учениками принимали пищу. А в ночь перед смертью, Иисус ел с учениками пасхальный ужин.

А вот то, что Иисус постился после своего крещения, может быть для нас очень полезным. После крещения, Иисусу предстояло приступить к очень важному делу, служению Богу. Поэтому, Иисусу нужно было всё обстоятельно обдумать, помолиться Богу, попросить у него помощи и руководства. Поэтому, можно сделать вывод, что пост принесет пользу, если делается из правильных побуждений и в подходящем для этого случая.

Когда пост может принести пользу

Человек, который совершил грех, возможно какое-то время не захочет есть. И это может происходить не потому что он хочет произвести впечатление на других, а потому что его мучает совесть за совершенный проступок. И само воздержание от пищи, конечно не налаживает отношение между согрешившим и Богом. Однако искреннее раскаяние о том, что согрешил против Бога и против каких-то людей, может привести к тому, что человек будет горячо молиться Богу и все это подавит желание есть.

Нечто подобное пережил царь Давид. Он очень боялся потерять новорожденного ребенка, и поэтому все свои силы сосредоточил на молитвах к Богу, прося спасения для ребенка. Все свои чувства и силы Давид вкладывал в молитвы, поэтому он постился. Сегодня тоже могут быть такие тяжелые ситуации, когда человеку может показаться принятие пищи неподобающим.

В Библии также описываются случаи, когда служителям Бога нужно было принять важное решение, и поэтому они постились.

Поститься или не поститься это личное дело каждого. Никогда не следует в этом вопросе осуждать другого, или навязывать свою точку зрения. Не стоит отказываться от еды лишь для того чтобы казаться праведными перед людьми. Но и не надо придавать пище такое значение, что это мешало бы выполнять важные дела. Библия ясно показывает, что Бог не требует, чтобы мы постились, но и не запрещает нам это делать, если мы считаем это необходимым.

Если по тем или иным причинам у человека отсутствует полное омовение (например, произошла поллюция в часы соблюдения поста; менструация завершилась ночью, и женщина не успела вымыться; супружеская близость имела место быть до сухура или ночью, и муж с женой проспали утренний прием пищи), а пост уже начался либо еще продолжается, это не должно беспокоить верующего. Отсутствие полного омовения и соблюдение поста никак не связаны друг с другом. Наличие ритуальной чистоты необходимо лишь для совершения очередной обязательной молитвы-намаза .

Вопросы по этому поводу возникали и во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), люди уточняли у него и его супруги, и неоднократно им повторялось в ответ, что «отсутствие ритуальной чистоты (полного омовения) никак не влияет на соблюдение поста» .

Мнение сподвижников и ученых первых поколений едино в том, что «отсутствие полного омовения по той или иной причине не влияет на действительность поста» .

Коранический текст указывает на это, разрешая прием пищи, питье и половые отношения супругов до появления утренней зари , до азана на утренний намаз, а потому само собой разумеется, что человек может не успеть обновить ритуальную чистоту до наступления времени поста, ведь он наступает с началом утренней зари, с азаном на утреннюю молитву.

Считается ли пост действительным, если его держать после окончания менструации, не совершив полного омовения (гусль)? Римма.

Да, пост считается действительным. Можете не сомневаться .

После ифтара перед сном у меня была близость с женой. Насколько я знаю, это не нарушает поста. И я намеревался встать в 4 часа утра на сухур, а перед этим совершить полное омовение. Однако я проспал и проснулся в 6:10. Я решил, что если я и проспал, то все-таки могу продолжить поститься, хотя и лишил себя благодати сухура, но ведь я был без полного омовения. Я не знал, как поступить, и в конце концов в 7:00 сделал полное омовение. Сердцем и разумом я понимаю, что пост мой нарушен, хотя продолжаю поститься. Скажите, как мне искупить свою вину? Дамир.

Ваш пост однозначно не нарушен. Этому имеется подтверждение в достоверной Сунне. Будьте уверены, ничего греховного вы не совершили.

Необходимо ли для соблюдения поста состояние ритуальной чистоты, то есть наличие гусля (полного омовения)? Например, если ночью оно было нарушено и муж с женой уснули без гусля, а проснулись уже после сухура, то можно ли держать пост? То же самое насчет регул: если по их окончании жена не успела совершить гусль перед началом поста и на следующий день держала пост, этот день засчитается? U.

Ваш пост однозначно не нарушен, причем в обоих случаях.

Можно ли соблюдать пост, если, например, после ифтара (вечернего приема пищи) была супружеская близость, но полное омовение не было совершено до утра или даже до середины дня? Будет ли действительным такой пост? Махди.

Отсутствие полного омовения никак не влияет на действительность поста, об этом четко сказано в достоверных хадисах.

Подробнее о полном и малом омовениях, о ритуальной чистоте, смотрите в моей книге «Мусульманское право 1-2».

Аргументы из Сунны (св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др.) см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадисы № 1930-1932; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 271, хадисы № 2388 и 2389, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, хадисы № 1653-1655.

Можно найти некие исключительные мнения, но они безосновательны. Богословские подробности см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227, 228.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 180, 181, 184, 185; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 227; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 48-50.

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них. Всевышний знает, что вы обманывали самих себя, и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость (вступать в половую связь с ними). Стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте [а также вступайте в половые отношения по своему желанию], пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это — границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей знамения, возможно, они станут набожными» (Св. Коран, 2:187).

«Всевышний знает, что вы обманывали самих себя ». Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 515, 522.

И‘тикяф — это пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней, для кототорого характерно особое, одухотворенное состояние, направленное на пополнение жизненных и душевных сил. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 4. Ч. 7. С. 222, 223; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 186.