Что означает будьте как дети. "Ибо таковых есть Царствие Божие" (Лук.)

Дабы не вырывать слов из контекста я привела 4 стиха и теперь рассмотрю их. Есть не совсем понятные слова - это "обратитесь" и "умалится" . Посмотрим, что говорит словарь (специально не выбирала, взяла можно сказать первый попавшийся в интернете).

ОБРАТИТЬСЯ - обращусь, обратишься, сов. (к обращаться). 1. Повернуться (книжн.). Обратиться лицом к свету. Обратиться вспять (повернуть назад; устар., теперь шутл.). Ѓ перейти, направиться на кого-что-н. обратно, возвратиться на кого-что-н. (книжн.). Оскорбление всегда может о. на оскорбителя. 2. во что. Превратиться в кого-что-н., принять новую форму, вид, строение, содержание. Куколка обратилась в бабочку. Он обратился в скептика. 3. Восприняв, усвоить что-н., перейти в новое состояние (книжн.). При князе Владимире Русь обратилась в христианство. 4. к чему. начать что-н. делать, приняться за что-н. (книжн.). Обратиться к науке. Обратиться к первоисточникам. 5. Отнестись, Адресоваться к кому-н. (с какими-н. словами, просьбой и т.п.). Генерал обратился ко мне и сказал с улыбкой. Пушкин. Обратиться по важному делу к директору. Обратиться за помощью к милиционеру. Обратиться с ходатайством. Обратиться с вопросом к соседу. Обратиться с речью к собранию. Войдя, он не знал, к кому обратиться. Ѓ Адресоваться к кому-н., надеясь на что-н. Обратиться к человеколюбию кого-н. Обратиться в бегство (книжн.) - побежать, начать поспешно отступать.
Думаю, что пункт 3 наиболее точно подходит к данному контексту слова обратиться .

ОБРАЩЕНИЕ (по гречески metanoia, метанойа ) - буквально означает полный переворот сознания; кардинальные изменения в мировосприятии человека. Именно этот момент и называется ПОКАЯНИЕМ. (Сергей Головин, Библейская стратегия благовестия, Симферополь, 2006, -С.8)

УМАЛИТЬСЯ - умалюсь, умалишься, сов. (к умаляться) (книжн.). 1. Уменьшиться (устар.). Со времени франко-прусской войны материальное благосостояние Франции не только не умалилось, но с какою-то невиданною выпуклостью выступило наружу. Салтыков-Щедрин. 2. перен. Принизиться, унизиться. Достоинство его умалилось. Значение его работы не умалилось.
Думаю, что здесь подходит пункт 2 - перефразируя - сойти до уровня ребенка (в нашем случае).

Итак, чтобы войти в Царство Небесное нужно полностью изменить свое мышление, перестать надеяться на себя или кого-то кроме Бога! Нужно стать полностью зависимым от Господа.

P.S. Эти размышления подтолкнули меня к исследованию вопроса т.н. "тренингов личностного роста" и т.п., где все сводится к тому, что ты - творец своей судьбы. Но об этом в следующем посте.

С миром Божьм!

Вопрос . В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям?

Ответ . Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Свт. Лука Крымский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних. Отвлекая от самомнения, самонадеянности, от уничижения и осуждения ближних, от состояния мужей к состоянию младенцев, Бог попускает рабам Своим познать опытно немощь и повреждение падением естества человеческого. Самонадеянность и самомнение столько чужды христианству, столько противны и враждебны Святому Духу, что Господь заповедал обращение из них наравне с обращением из идолопоклонства и из распутной жизни. Аминь глаголю вам , сказал Он, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное .

Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное.

Прп. Георгий Задонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Прп. Исидор Пелусиот

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает Он видеть самим образом выражения, ибо не сказал: «если не будете детьми», но сказал: яко дети , присовокуплением яко означая подражание детям.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Дети - это Царствие Божие на земле. Если бы нас вели дети, то мы давно уже пришли бы в Божие Царство. Но не дастся нам Царство, пока ведут нас книжники (букв. «книго-еды», «книго-пожиратели». - Примеч. пер.) и буквоеды. Если бы не было детей, то нас давно бы уже поглотила могила. Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. И отсюда: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное .

Подвижнические и богословские главы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

От христиан требуется детская простота и совершенное доверие к делам Божиим - благостным, премудрым, непостижимым и спасительным, например к Тайне Причащения Тела и Крови Христовых, претворяемых Духом Святым из хлеба и вина. Между тем лукавый, гордый разум человеческий и лукавое сердце не верят тому, говоря, подобно неверным иудеям: …как Он может дать нам есть Плоть Свою (Ин. 6:52) ? Так и ныне многие ученые не верят Тайне Причащения во главе со Львом Толстым. Вспомним слова Спасителя: …славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25) .

Живое слово мудрости духовной.

Блж. Иероним Стридонский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Блж. Феофилакт Болгарский

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Евфимий Зигабен

и рече: аминь глаголю вам, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное

Вы спрашиваете Меня о первенстве в Царстве Небесном; а Я говорю вам, что если вы не обратитесь от лукавства к незлобию, и не сделаетесь невинными, как дети, совсем не войдете в него. Дитя – просто, беззаботно, не тщеславно, скромно, оно не имеет зависти, ревности, желания первенствовать, и вообще свободно от всяких страстей собственной воли, не вследствие подвига, но вследствие природной простоты. Итак, если кто укротит страсти своей воли, тот будет – как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по природной своей чистоте.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Пусть будет дано и другое объяснение, помимо приведенного более простого, либо ради научения, либо ради упражнения. Давайте рассмотрим, какое дитя, призвав, Иисус поставил посреди учеников. Смотри, можешь ли ты сказать, что дитя, которое призвал Иисус, это Святой Дух, смиривший Себя, призванный Спасителем и поставленный посреди учеников Иисуса как вождь? Или же Он хочет, дабы мы, отвратившись от всего остального, обратились к примерам, данным Святым Духом, чтобы мы стали как дети , то есть апостолы, обращенные и уподобленные Святому Духу. Этих детей дал Спасителю Бог, как сказано у Исайи: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8:18) . И нельзя войти в Царство Небесное, не отвратившись от мирских дел и не уподобившись детям, носителям Святого Духа. Этот Святой Дух, сошедший на людей от собственного совершенства, Иисус призвал и поставил, как дитя, посреди учеников.

Совсем недавно в издательстве «Никея» появилась книга отца Александра Дьяченко «В круге света».

В основе его рассказов - подлинные истории из жизни самого автора, а также людей, встречавшихся на его пути. Истории невероятно искренние и живые, и оттого такие близкие и понятные каждому. Автор не учит своего читателя, не назидает, а приглашает всех к откровенной беседе о жизни, о том, что «болит» и что радует, о вечных ценностях и, конечно, о Боге.

С разрешения издательства мы публикуем отрывок из книги .

…Мы любим повторять, что все мы родом из детства. Так оно и есть. Детство - это особое время, даже не время, скорее состояние души и духа. Дети ближе к Богу. С интересом наблюдаю за грудничками, когда после крещения вношу их в алтарь. Дитя до этого может плакать, а войдешь с ним в алтарь, глядишь, оно и замолчало. И только глазками водит туда-сюда. Думаю, что же ты там видишь, дружочек, ведь кроме закопченного потолка там ничего интересного, а он видит. Я в этом не сомневаюсь, и даже в их глазенки специально заглядываю, а вдруг в них отразится играющий ангел.

Есть у меня один приятель, ему четыре года, и зовут его Дениской. Где бы он меня ни встретил, сразу спешит поздороваться. Бежит и кричит своим хрипловатым голоском:

Батюшка, благослови! - Но здоровается строго за руку.

Мы с ним задружились еще до его рождения. Когда Ирина, его мама, ждала второго ребенка, ее муж ушел к другой. Он просто поставил ее перед фактом и ушел. И как тут быть? Первая девочка уже большая, да внимания все одно требует, роди второго и думай потом, как прокормиться. Не для того мужики уходят, чтобы о прежних детях заботиться.

Здравый смысл ей подсказывал, пока не поздно, избавиться от второго, да рука не поднималась. Вот в таком состоянии и пришла Ирочка к нам в общину. Воцерковилась быстро, и вопрос рожать или убивать решился сам собой.

В роддоме меня пропустили к Ирине в палату, и Дениску я увидел уже на второй день после его рождения.

Батюшка, я во время беременности постоянно причащалась, и дитя родилось так легко и быстро, что даже видавшие виды медики удивляются, - делится со мной мамочка. - У меня все хорошо, вот только имени мальчику никак не придумаю, может, ты чего посоветуешь.

Я начинаю вспоминать:

Вчера была память, - и перечисляю имена святых. - Вот-вот! Дионисий! Какое красивое имя!

Так наш Дениска и стал Дионисием. Мальчика причащали каждое воскресенье, и хра для него стал вторым домом. Девочки обычно начинают говорить раньше пацанов, и нам все казалось, что наш Дениска маленький, раз своего имени произнести не может. Однажды Ирочка подходит после службы к кресту, Дениска на руках. Я подаю ей приложиться и говорю:

Ну а Дениска у нас еще маленький, ему пока рановато крест целовать.

Малыш, не говоря ни слова, берет меня за руку с крестом, притягивает его к себе и целует. И при этом он смотрит на меня так победно, что невольно заставляет себя уважать.

А потом мальчик заговорил и стал задавать вопросы. Вы знаете, из кого состоит «хор небесный»? А попробуйте объяснить это трехлетнему ребенку. А как люди могут петь на небесах? Почему нужно молиться каждый день? Бог высоко на небе, а где же к Нему лесенка?

Я легко отвечаю на вопрос Дениски, есть ли друзья у Бога. Но зато следующий вопрос ставит меня в тупик:

Батюшка, но если ты тоже друг Христов, как же ты допустил, что Его убили?


Мне много приходится общаться с разными людьми и в разных местах, и что замечаю: вопросы задают только дети, их постоянно что-то интересует. А взрослых уже не интересует ничего, они не способны мыслить детскими категориями и не умеют летать. Детское мышление несравнимо более свободно. Девочка девяти лет спрашивает:

Но если Бог знал, что Адам и Ева отпадут, зачем же Он создавал человека?

Основную проблему христианства сформулировал девятилетний ребенок, взрослые такие вопросы исследуют в докторских диссертациях или дебатируют на Вселенских соборах. И самое главное, в разговорах с детьми нет необходимости доказывать им существование Бога, они в этом не сомневаются. Сомнения приходят с развитием страстей.

Когда мы только стали восстанавливать храм, нам помогали дети: они, словно муравьи, выстроившись в три-четыре ручейка, в несколько минут разгружали шаланду с кирпичом. Это было хорошо во всех отношениях, дети и помогали, и лишний раз бывали в церкви.

…В последние годы я стал замечать одну пугающую меня особенность. Если раньше, работая вместе с нами, убирая территорию от мусора, разбирая завалы из битого кирпича в самóм храме, разгружая с машин стройматериалы, никто из подростков не требовал оплаты, то сейчас все чаще и чаще я слышу от детей требование денег.

Учеников с пятого класса по девятый, с согласия их родителей, во время сдвоенных уроков труда учителя приводят трудиться в храм. И вот однажды дети не пришли. Мы, как обычно, напекли пончиков, заварили чай, а едоков нет. Думали, что урок труда сорвался по объективным причинам, а оказалось, что родители не пустили. Раз они там, у себя в церкви, детей эксплуатируют, так пускай и оплачивают детский труд.

И никакие доводы учителей, что дети не столько работают, сколько играют возле храма, никого не убедили. Нет работы, плати повременку. Нужно было искать какой-то выход, и тогда мы стали приглашать учителей истории проводить в церкви один обязательный урок по краеведению. Это и логично, храм самое старое и красивое место в округе, да и все нынешние родители, когда были детьми, играли среди его развалин. Меня всегда умиляет, когда в церковь заходят уже немолодые люди и начинают, осматриваясь в знакомом пространстве, исследовать стены, в надежде отыскать то место, где когда-то очень давно они с приятелями, словно на поверженном рейхстаге, оставили свои автографы.

Батюшка, мы здесь давно когда-то пацанами в войнушку играли, а здесь у нас был штаб, а вот на этом месте на плитах пола мы жгли костры. Смотрите-смотрите, - и растроганно так, - вот даже еще следы от огня остались.

Действительно, следы костров со старых плит не стираются и напоминают о том страшном времени запустения.

Ни у кого из тех, кто раньше бедокурил в заброшенном храме, нет ни к Богу, ни к Церкви какой-то ненависти или даже простой неприязни. Почему ломали - а кто ж его знает? Все ломали, ну и мы тоже, так было принято.

…Как-то приводят к нам девятиклассников на урок краеведения. Я привычно провел их по зимнему храму, а потом мы проходим в еще не восстановленную летнюю часть церкви. Тогда уже в ней стояли огромные леса, но к штукатурным работам не приступали. Дети слушали меня краем уха и все разглядывали надписи, оставленные на стенах туристами и местными. Привычные надписи «здесь был Вася» перемежались с неприличными. Внизу мы их затерли, но наверх нам было не забраться. Девятиклассники, локтями подталкивая друг дружку, показывают на нецензурщину. Они хихикают и с интересом поглядывают в мою сторону. Короче, я им про храм рассказываю, а они все эту похабщину разглядывают. Чувствую, что-то у них в головах не срастается, говорю:

Может, чего спросить хотите?

Один мальчик, указывая пальцем на исписанные стены, интересуется:

Батюшка, а кто вот это написал?

Ну, если вы местные жители, то, скорее всего, ваши родители вот в таком же приблизительно возрасте, как и вы сейчас.

Дети в недоумении:

А зачем они это написали?

Да глупые были, вот и написали, может, кто друг перед другом похвастать хотел, вот, мол, какой я крутой, вон аж куда забрался.

У нас, кстати, на внешней стороне купола, на одном из самых высоких мест долго еще, даже когда уже служить начали, была одна надпись, сделанная девочкой-подростком. Потом эта девочка выросла, окончила университет и каждый день, проходя на работу мимо храма, читала свою фамилию и краснела. Я об этом узнал, когда надпись наконец закрасили, и она пришла поблагодарить.

Возвращаюсь к девятиклассникам: они стоят, переваривают мои слова и только потом задают вопрос, который все расставляет по своим местам.

Ну вот, они все это писали, а ты-то где был, почему ты им разрешил такие слова написать?

И наступила уже моя очередь удивляться:

А вы что же, разве не знаете, что наш храм был заброшен? Что наших священников расстреляли, и не только наших, но и, почитай, всех остальных, кто служил в округе?

Оказалось, что они ничего этого не знают.

Удивительно, живут люди в одной семье, но живут в каких-то своих временных параллелях. И параллели эти не пересекаются. Неужели родители никому из своих детей не рассказывали о своем детстве, о том, что храм был заброшен и разрушался, а они играли в нем и искали клады? А о чем они тогда говорят, проходя с ними мимо церкви?

Времена, слава Богу, меняются, и сегодня родители вновь позволяют детям приходить в церковь. Помню, к крестному ходу нужно было срочно убрать территорию вокруг храма. На помощь знакомые учителя привели человек шестьдесят учеников пятых-шестых классов. Ребята собирали бумажки, где-то убирали прошлогоднюю листву и сухую траву, но большей частью они играли. Оно и понятно, детей без игры не бывает, тем более на свежем воздухе. Мимо по дороге шла пожилая женщина. Увидела работающих детей, остановилась и кричит:

Это что такое?! Почему здесь дети?! Они что, эксплуатируют детский труд? Так, слушайте меня, немедленно собирайтесь и идите в школу, наводите порядок в самом поселке, но не работайте на попа!

Дети опешили, прекратили собирать мусор и побежали за учительницей. Та пришла и объясняет разгневанной женщине, что дети работают с устного согласия их родителей, да и сами они выражают желание бывать в храме. Пожилая женщина недоверчиво спрашивает:

Так они что же, все верующие, что ли?

И детвора, не сговариваясь, хором:

Да! Мы верующие, мы православные!

Хорошие православные ребята, только о вере своей ничего не знают. Из всех ребятишек самостоятельно в храм зашел один мальчик, спросил свечку и стал искать «картину Аве Мария». Все обошел, но картину не нашел, попросил, чтобы показали. Матушка им потом о Пасхе рассказывала, и выяснилось, что из шестидесяти человек только одна девочка что-то знает о Христе. Ей единственной бабушка из храма детские книжки приносит.

После работы детвора возвращается в школу. В трапезной они набивают кармашки конфетами, понятное дело, что у нас они вкуснее, чем дома. Идут, галдят между собой, разворачивают конфеты и бросают фантики тут же на землю, где еще десять минут назад они сами же и убирали. Логика их поступка ставит меня в тупик. Это вам не четырехлетний рассудительный Дениска, он, кстати, с нами «Попа» смотрел, за два часа, что идет фильм, ни разу не пискнул. Что уж он там понял?

Недавно они с моей матушкой возле храма в беседке какую-то книжку читали. Дениска маленький, он сидит, а ножки до земли еще не достают, и он ими потешно болтает в воздухе. Матушка показывает ему картинку:

Смотри, какой здесь голубочек нарисован. Дионисий, ты сможешь нарисовать птичку?

Какую птичку? - переспрашивает малыш.

Ну, вот эту самую, что на картинке, - уточняет матушка.

Мальчик внимательно смотрит на то место, куда ему указывает взрослый человек, а потом говорит:

Матушка, смотри, здесь же Голгофа.

Действительно, на заднем плане картинки изображено место казни Христа. Взрослый и малыш одновременно смотрели на одну и ту же картинку, взрослый разглядел на ней птичку, а четырехлетний мальчик увидел Голгофу. Может, именно эту способность детей за внешней стороной жизни рассмотреть подлинную сущность вещей Господь и имеет в виду, когда призывает нас уподобиться детям?

На Антипасху ребятишки из воскресной школы поздравляют нас с праздником. И «кошечки», и «лисы», и «зайчики», и «собачки» - все славят Христа, потом рассказывают стихи и поют веселые песенки. На руках у мамы сидит полуторагодовалая Лизавета. На ее головке, как и положено девочке, платочек. Лизавете страшно нравится все, что происходит вокруг. Дитя ликует, улыбка не сходит с ее лица ни на минуту. Она даже пытается подпевать. Ротик от восхищения приоткрыт, и я вижу четыре зуба, может, там их уже и больше, но я вижу именно четыре. Потом Лизка сползает с маминых рук и направляется к детям. Те поют, а она пытается танцевать, ротик снова приоткрыт, и все те же четыре счастливых зуба. Да вот же, вот он, ликующий ангел!

Ребята поют, я смотрю на них, и на нашего мыслителя Дениску, и на счастливую Лизавету, и так хочется сказать: «Дети, милые дети, вырастая, не становитесь взрослыми, оставайтесь детьми, оставайтесь такими навсегда. Пойте Христа, танцуйте и смейтесь, тогда и нам, скучным взрослым, приоткроется через вас та таинственная завеса, через которую и мы станем причастниками небесной радости, видя, как в ваших глазах отразился играющий ангел».

Как простым, обыденным, рассудочным языком говорить о самом важном, о самом непередаваемом в человеке — о его религиозном опыте? В том здесь и все дело, что опыт этот действительно почти непередаваем, что, как только пытаешься излагать его словами, получается совсем не то, получается что-то холодное, тусклое и отвлеченное. И вот почему такими нудными так часто кажутся и все споры о религии. И при этом с обеих сторон так редко в этих спорах договариваются до главного.


И не потому ли и в Евангелии сказано: «Будьте как дети» (Мф. 18:3)? — Что это может значить? Ведь вся наша цивилизация направлена на то как раз, чтобы детей сделать взрослыми, такими же умными, рассудочными, прозаическими существами, как мы сами. Не рассчитаны ли все наши доказательства, рассуждения и споры именно на этого взрослого, для кого детство только и всего лишь время роста, подготовки, время изживания именно детства в самих себе?


Но вот, «будьте как дети», — говорит Христос, и еще: «Не мешайте детям приходить ко мне» (Мф. 19:14). И если так сказано, то нам, верующим, незачем стыдиться несомненной детскости, присущей и самой религии, и всякому религиозному опыту.


Не случайно первое, что мы видим, входя в храм, — это образ именно ребенка, образ юной Матери с ребенком на руках, — точно это самое главное в Христе, точно Церковь заботится, чтобы мы не забыли об этом самом первом, самом важном явлении Божественного в мире. Ибо та же Церковь далее утверждает, что Христос — Бог, Мудрость, Мысль, Истина. Но все это сначала, прежде всего, явлено в образе этого ребенка, точно именно это явление — ключ ко всему остальному в религии.


Спросим себя: что же значат, что могут значить эти слова — «будьте как дети»? Вряд ли, во-первых, это значит какое-то искусственное опрощение, отрицание роста, образования, накопления роста, развития, то есть всего того, что мы называем в детстве подготовкой к жизни, умственным, душевным и физическим созреванием. И про самого Христа сказано в Евангелии, что Он «возрастал в премудрости» (Лк. 2:40).


Следовательно, «будьте как дети» никак не означает какого-то инфантилизма, не есть противопоставление детства взрослости; это не означает, что для того, чтобы воспринять религию или религиозный опыт, нужно стать каким-то простачком, или еще грубее — дурачком. Я настаиваю на этом, потому что так говорят, так понимают религию ее враги. Они сводят ее к сказкам, басням и выдумкам, на которые только дети, или же взрослые дети — недоразвившиеся люди, — могут клюнуть.


Но что же тогда означают слова Христа? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала задать другой вопрос, — вопрос не о том, что приобретает человек, становясь взрослым, ибо это ясно и без слов, а о том, что теряет он, выходя из детства. Ибо нет сомнения в том, что он именно теряет что-то, столь единственное и драгоценное, что потом всю жизнь вспоминает о детстве как о потерянном рае, о некоем золотом сне, с концом которого жизнь стала печальнее, пустее, страшнее.


Я думаю, что если бы нужно было определить это что-то одним словом, то слово это было бы «целостность». Ребенок не знает еще этого раскола жизни на прошлое, настоящее и будущее, этого печального опыта утекающего безвозвратно времени. Он весь в настоящем, он весь в полноте того, что сейчас, будь то радость, будь то горе. Он весь в радости, и потому говорят о «детском» смехе и о «детской» улыбке; он весь в горе и отчаянии, и потому говорят о слезах ребенка, потому так легко, так неудержимо он и плачет, и смеется.


Ребенок целостен не только в отношении ко времени, но и ко всей жизни, он отдается весь — всему; он воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не каким-либо одним из своих чувств, а всем своим существом без остатка, — но потому и мир раскрыт ему во всех своих измерениях. Если для него звери говорят, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а пустая спичечная коробочка может чудесно засиять, как автомобиль, или аэроплан, или дом, или что угодно, то это не потому, что он глуп и неразвит, а потому что ему в высшей степени дано и открыто это чувство чудесной глубины и связи всего со всем. Потому что он имеет дар полного слияния с миром и с жизнью, потому что, вырастая, мы действительно безнадежно теряем все это.


Теряем прежде всего вот эту самую целостность. Мир постепенно распадается в нашем уме и сознании на свои составные элементы, но вне этой их глубинной связи между собою все они, все эти элементы, становятся только собой, и, став только собой, становятся ограниченными, плоскими, пустыми и скучными.


Мы начинаем все больше и больше понимать и все меньше и меньше воспринимать, мы начинаем знать обо всем, но уже ни с чем не имеем настоящего общения.


Но ведь эта чудесная связь всего со всем, эта возможность во всем увидеть другое, эта способность к полной самоотдаче и слиянию, это внутреннее открытие, это доверие ко всему — ведь все это и есть суть религиозного опыта, это и есть чувство Божественной глубины, Божественной красоты, Божественной сущности всего, это и есть непосредственный опыт Бога, наполняющий все во всем!


Само слово религия по-латыни означает «связь». Религия не есть одна из частей опыта, не есть одна из областей знания и чувства, религия есть именно связь всего со всем и потому-то последняя правда обо всем. Религия — это глубина вещей и их высота; религия есть свет, льющийся из всего, но потому и все освещающий; религия есть опыт присутствия во всем, за всем и надо всем той, последней реальности, без которой ничто не имеет никакого смысла. Эта целостная Божественная реальность и постигается только целостным восприятием, и вот это-то и значит — «будьте как дети».

К этому и призывает Христос, когда говорит, что «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15). Ибо увидеть, захотеть, почувствовать, воспринять Царство Божие — это и значит увидеть эту глубину вещей, то, о чем они в лучшие минуты нашей жизни нам вещают, тот свет, который начинает литься из них, когда мы возвращаемся к детской целостности.

No related posts.

Уча Своих учеников практическим навыкам духовной жизни, вере в Бога и условиям, благодаря, которым человек может стать наследником спасения от вечной гибели, Иисус Христос поставил в пример детей: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:2-4). Как ни странно, взрослым у детей можно многому научиться. Ведь жесткие реалии жизни грешной земли заставили взрослых оставить немало ценных качеств в своем детстве. Иисус, указывая на детей косвенно возвращает память взрослых в лучшие годы своей жизни. Он проводит параллели между отношением детей к своим родителям и отношением людей к своему Богу Творцу.

Чему могут нас научить дети?
Вера и доверие
Посмотрите на веру детей. Дети, в отличие от взрослых, склонны легко поверить на слово. Сказать, что малые дети более доверчивы родителям, чем взрослые, это ничего не сказать. Как правило, изначально дети верят своим родителям на все 100%. Попробуйте серьезно сказать своему провинившемуся маленькому ребенку: «Так, сейчас буду лечить тебя от непослушания. Буду делать тебе укол». Вы увидите, сколько веры будет в его испуганных глазах. Он в страхе, со слезами будет громко просить вас этого не делать, хотя вы просто его припугнули. Кстати, подобными запугиваниями с целью добиться послушания родители постепенно ослабляют доверие своих маленьких детей. Когда мы что-то хорошее обещаем детям, то они этого с нетерпением ждут так, как будто обещанное находится уже в их руках. Если обещание не исполнено, они в недоумении на своем уровне переживают ужасное разочарование. В отличие от взрослых, дети не страдают скептицизмом. Они склонны верить чудесам. У них нет приземленного ограниченного опыта, который якобы доказывает, что чудес не существует. Используя пример абсолютного доверия детей, Иисус учит людей также доверять Богу и Его Слову. Однажды ангел Гавриил, сообщая Марии о чудесном рождении Спасителя, утвердительно сказал: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Луки 1:37).
Откровенность и искренность
В отличие от взрослых, малые дети весьма откровенны и искренни. Они не так лицемерны и лукавы. Они без всяких комплексов выдадут дяде Пете и тете Люсе все, что папа и мама говорили о них на кухне. Перед Богом наша жизнь как открытая книга. Он лично не нуждается в дополнительной информации о нас. То, что видит Он, является абсолютной правдой. От него невозможно что-либо скрыть. Тем не менее Господь ценит нашу искренность и откровенность. Ведь искренне и откровенно о себе, своих мыслях и чувствах мы говорим только с самыми близкими – теми, кому мы доверяем. Когда мы с искренностью изливаем душу в молитве Богу, Он нас слышит. Библия именно к этому и призывает: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Псал.61:9).
Дети не злопамятны
Малые дети быстро забывают обиды. Когда их наказывают родители, они не ожесточаются, как взрослые дети, а после этого способны проявлять еще больше любви. Они понимают, что родители, которые их наказывают, любят их и без них они не представляют себе жизни. Малые дети не обвиняют родителей во всех своих проблемах. Когда им плохо, они не убегают от них, а наоборот, сразу же просят у них помощи. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», – однажды сказал Спаситель. Также и по отношению к сверстникам, они те держат зла и обид. При встрече после любой ссоры они не вспоминают и не требуют «справедливости», главное чтоб у них было общее занятие- в песочнице или с велосипедом…
Привязанность и покровительство
Малые дети, в отличие от взрослых, чрезвычайно привязаны к своим родителям. Они не мыслят себе даже и дня без мамы и папы. Они знают, что их папа и мама самые лучшие. Когда ребенок в толпе теряет из виду своих родителей, он сразу начинает паниковать и искать их испуганным взглядом. Дети не стесняются признавать свои слабости. Они поэтому и обращаются за помощью к ним. О Своей родительской любви Бог говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15).
Обратитесь
Иисус Христос не только приводит детей в пример Своим ученикам. Он прямо их призывает: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». Кажется, кто-кто, а ученики Иисуса уж точно должны были полностью соответствовать ожиданиям Спасителя. Тем не менее Иисус призывал их обратиться по-настоящему. Как оказалось, тогда они еще не верили Иисусу на все 100%. Они не воспринимали серьезно Его предсказания о Своей смерти и воскресении. Только когда это произошло, ученики были потрясены до глубины души. Только тогда они осознали – оказывается, Иисус был всегда прав. Он никогда не ошибался. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).
Обратиться – покаяться, означает перемена образа жизни. Взрослые люди гордятся пережитым опытом: военными действиями, трудовыми заслугами, рожденными детьми, образованием и др. Поэтому им трудно признать что жизнь без послушания Богу не заслуживает спасения и обречена на погибель. Чтоб обратиться и покаяться необходимо в полном смирении не только прийти к «нолю» своей жизни, но и осознать свое испорченное, обреченное состояние без Бога. И только глубокая вера, как у детей даст силы склониться пред Христом и принять Его как искупителя от погибели и подчинить Ему дальнейшую свою жизнь. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:9,10). Вот почему подавляющее большинство приходят к Богу, обращаются в молодые годы.