Древнеегипетские жрецы популярные. Жрецы в древнем египте как самое влиятельное сословие

Посредник в общении между смертными людьми и богами. Считается, что жрецы служили помощниками правителя. Они помогали ему в принятии тех или иных решений, заглядывали в будущее, совершали различные ритуалы для вызова дождя или плодородия земли.

На сегодняшний день больше всего информации собрано именно по египетскому жречеству. Согласно приданиям и скрижалям, именно египетские жрецы оказывали непосредственное влияние на чужой разум, на погоду и даже на солнечные затмения! О них мы и поговорим.

Жрецы Древнего Египта

Самое влиятельное сословие

Жречество в Египте было одним из самых влиятельных сословий. Кроме того, его представители находились в непосредственном единении с государством. Это была отдельная и относительно замкнутая организация. Они были правой рукой правителя и знали больше, чем сам фараон. В соответствии с этим возникает вопрос: а кто такой жрец на самом деле? А на самом деле это самый настоящий правитель! Жрецы находились у власти и в то же время были в тени.

Кто такой жрец в государственном устройстве Древнего Египта?

Того времени строилось следующим образом: царь (фараон) - это просто мальчик, которому по счастливой случайности повезло родиться с этим званием, и не больше! Будущего правителя даже не учили грамоте. В этом не было необходимости, ведь рядом всегда были те, кто правил фактически - жрецы, которые сами все сделают. Поскольку они имели огромное влияние на царя, то говорили и делали все так, как это было нужно именно им. Фараон принимал статус формального правителя.

Загадка жрецов

Археологи, пытавшиеся более точно ответить на вопрос о том, кто такой жрец в Древнем Египте, были поражены! Дело в том, что не так давно были найдены одинаковые камни, на которых были изображены сложнейшие арифметические комбинации и хирургические операции по пересадке тех или иных органов. Ученые до сих пор ломают голову над этой удивительной загадкой жрецов. Непонятно, как они могли это знать, если современная медицина обогатилась подобными сведениями только в ХХ веке!

Более того, сегодня доподлинно известно, что древние жрецы были, пожалуй, самыми искусными целителями и лекарями своего времени. Они владели никому не известными тайнами мумификации фараонов. Кроме того, они при помощи своих собственных знаний и особенных ритуалов оказывали непосредственное влияние на жизнь души, находящейся в потустороннем мире.

Магия жрецов Древнего Египта

Это было их сильнейшим оружием. Магию они использовали в самых разных сферах жизни. К примеру, чтобы исцелить больного египтянина, жрец вводил его в транс, кодируя сознание на необходимый результат, то есть на полнейшее и скорейшее выздоровление. Некоторые ученые считают, что именно египетское жречество является родоначальниками современных знаний человека о гипнозе.

Более того, жрецы Древнего Египта умели дистанционно воздействовать на своего врага. Им нужно было войти в транс и при помощи специальных заклинаний и прочих манипуляций над восковыми фигурками врагов повлиять на их сознание и на тело.

ЖРЕЦ - носитель эзотерических знаний и исполнитель ритуалов.

В эпоху дорелигиозных магических представлений жрец выступает в качестве знахаря, шамана. В дальнейшем становится посредником между людьми и богами. Главная функция жречества - организация культа. Кульминационным актом жреческого ритуала являлось жертвоприношение. Так, древнеиндийский Атхарвана посредством жертвоприношении пролагает пути для солнца.

Древнейшая политическая модель носила иерократический характер, т. е. властные полномочия были сосредоточены у жрецов, брахманов как хранителей эзотерических знаний. Теократическая форма власти подразумевала ее сакрализацию. Понятие "деспотия" искажает смысл правового статуса высших иерократических институтов в древности. Теократический суверен, несмотря на жестокость в отношении подданных, не являлся деспотом. Правитель не был полновластным хозяином, вотчинником управляемой им страны. Он считался фигурой медиумной. Его общественная функция заключалась в концентрированном воплощении воли народа при посредничестве между ним и высшими силами. Если происходил природный или социальный катаклизм, в глазах подданных правитель лишался сакрального ореола. В таком случае даже предусматривалась его смерть. Задолго до европейских просветителей в конфуцианской философии Мэн-цзы была разработана теория, оговаривающая случаи, когда народу надлежит свергать императора. Утративший вследствие нарушения религиозной традиции теократический статус, Эхнатон остался запечатлен в египетском искусстве как телесно ущербный персонаж - с отвислым животом, кривыми ногами, остроконечными ушами. Исследования народных восстаний средневековой Руси свидетельствуют, что погромы духовенства, волхвов и еретиков совпадали с периодами голода или эпидемий. Иерократический аспект власти имелся даже в светских политических системах Древних Греции и Рима. Над эллинскими полисами возвышался Дельфийский оракул, без обращения к которому не принималось ни одно политическое решение. В Риме глава государства, помимо прочих постов, занимал должность верховного понтифика, правовые прерогативы которого перешли затем к папам римским. Показательно, что именно с этой должности Юлий Цезарь начал свое восхождение к высотам императорской власти. Из ныне существующих в мире монархов лишь японский микадо является теократической фигурой, генетически восходящей к иерократическому правлению.

Во исполнение религиозной миссии зачастую правителей приносили в жертву. По-видимому, христианский обряд причастия представляет собой затемненное воспоминание о ритуальном жертвоприношении правителя. Интересный ритуал практиковался у инков, когда во время религиозных празднеств "великий инка" - фигура, находящаяся на вершине иерократической лестницы солярного культа, - наносил себе раны в язык и гениталии. Падающая на алтарь кровь правителя являлась залогом успеха мистериального действа. Ту же цель преследовали у хазар ритуальные казни своих каганов. Являясь символом нации, каган должен был олицетворять молодость и силу, а не немощь. Во избежание одряхления общества он умерщвлялся в полном расцвете сил. Вероятно, иерократическая протогосударственная система волхвов имела место и в древней, до-варяжской Руси.

На Руси воинский переворот привел к установлению власти варяжской (а варяги и есть профессиональная воинская корпорация) - династии Рюриковичей. Мифологема противоборства Перуна, бога дружины, и Белеса, бога жрецов, символизирует реальный исторический конфликт. Показательно, что в киевский Перунов пантеон Владимир не включил Белеса. Согласно одной из интерпретаций, смерть вещего Олега через гибель коня - знаковый образ воинов - от укуса змеи (знаковый образ жрецов) дешифруется в качестве информации о мести жрецов за устроенный дружинниками переворот. Всадник на коне, повергающий змея, трансформированный в геральдическую эмблему Георгия Победоносца, символизировал торжество кшатриев над брахманами. "Медный всадник", возвышающийся над поверженной змеей, являлся скульптурной композицией, олицетворяющей ту же тематику. Интеллигенция как социальная категория, имеющая доступ к знанию, генетически и функционально восходит к жречеству. Антигосударственная мировоззренческая теза российской интеллигенции и ее инициирование революции восходили к архетипу жреческой мечты о реванше.

Иерократическая система с книжниками и факихами во главе была восстановлена в исламском халифате и по-прежнему продолжает существовать в иранском институте духовных вождей. Идею жреческой власти, воплощенной в папоцезаризме, в средневековой Европе отстаивала партия гвельфов: европейские короли утверждались постановлением римского понтифика, т. е. не были в полном смысле суверенны. Да и император гиббелинов воспринимался не в качестве исключительно власти, а как синтез церковной и воинской традиций. Его политическим кредо был не только антипапизм - анти-Ватикан, - но и антиабсолютизм - анти-Франция. Такой же компромиссный характер исторического перехода власти от сословия жрецов к воинам имела православная теория "симфонии".

Египет с самых древних времен считался землей, хранящей великие тайны. У древнеегипетских магов и жрецов учились восточные ученые и европейские чернокнижники. За ветхими папирусами охотились алхимики, желавшие подчинить себе природу, и оккультисты, стремившиеся установить связь со сверхъестественными силами. Магия, и правда, занимала центральное место в древнеегипетской религии. Но была эта магия не очень похожа на легенды о ней.
Слава родины магии закрепилась за Египтом еще в античные времена. Древние греки и римляне не верили, что такие грандиозные сооружения, как величественные пирамиды Гизы, могли построить обычные люди, без помощи Высших сил. Египтяне и сами искренне верили в могущество заклинаний и амулетов, которые использовались при любом важном деле. Они сочетали свое выдающееся инженерное искусство с таинственными ритуалами, которые одновременно пугали и притягивали к себе непосвященных.

Сила души

Древнеегипетская магия была тесно и неразрывно связана с религией. Фактически невозможно разделить, где у египтян заканчивался религиозный обряд и начиналось магическое действо. Соответственно, и главными магами были именно жрецы, которые вообще обладали в Древнем Египте колоссальным влиянием и фактически правили страной совместно с фараонами.
Существовал и особый бог, отвечавший за магию. Его звали Хека. Этим же словом называлась и магия как таковая, Слово «хека» буквально означает «усиление деятельности Ка». Ка - так называли египтяне одну из ипостасей человеческой души. Соответственно, магию они считали не какой-то внешней силой, а исключительно тем, что идет изнутри самого человека. При помощи этой силы маг мог оказывать влияние на других людей, на окружающий мир, а затем и на самих богов! Некоторые исследователи подчеркивают, что, в отличие от других древних религий, где люди для достижения своих целей стремились как можно сильнее задобрить богов и угодить им, египтяне осмеливались своим богам приказывать и даже угрожать! Сильный маг был способен заставить богов сделать даже то, что им категорически не нравилось.


Еще один бог, связанный с магией, - спутник Ра по имени Сиа. Он считался хранителем священного папируса, на котором были записаны бесценные знания, накопленные людьми и богами. Его имя
обозначало божественное всезнание. Если человек мог овладеть Сиа, то он получал возможность действовать как в мире богов, так и в мире мертвых. Стоит заметить: египтяне считали, что миры людей и богов не имеют между собой кардинальных различий и действуют по одним и тем же законам.
Чтобы пробудить силу Хека в себе, жрецы проводили специальные ритуалы, известные под общим названием «сешау». Кроме того, в ведении Хека находились магические рецепты «пехрет», которые главным образом использовались для лечения. Ведь одной из наиболее востребованных и популярных разновидностей древнеегипетской магии была именно медицина.

Самый здоровый народ

Еще Геродот писал, что египтяне - самые искусные медики и самый здоровый народ во всей ойкумене. Высокому развитию медицины способствовала культура мумификации умерших. Это требовало хороших знаний о внутреннем строении организма. Соответственно, развивались и знания о разнообразных болезнях. Но при этом египтяне не рассматривали человеческое тело лишь как сложный механизм. Они стремились воздействовать как можно глубже. Поэтому лечили, применяя одновременно лекарства и заклинания. Тем более что причиной всех болезней они считали демонов, призраков, злых богов или же воздействие других колдунов. Поэтому лечение местами напоминало христианский обряд экзорцизма и выглядело довольно странно.
Жрецы-врачи назывались «сену». Перед тем как приступить к лечению, они обязательно читали молитву, заручаясь поддержкой богов. Больной же, в свою очередь, после выздоровления обязательно должен был сделать щедрое приношение в храм, чтобы отблагодарить помогшего ему бога.
Кстати, вопреки распространенному заблуждению, жрецами в Древнем Египте были не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной-врачом в истории была жрица Мерит Птах, которая жила в Мемфисе в III тысячелетии до нашей эры.
Египетские врачи умели лечить самые различные болезни и проводили операции разной степени сложности. У них существовала даже стоматология. Правда, она была довольно примитивной и сводилась к удалению зубов у одурманенного опиумом пациента. Тем не менее искусство жрецов-врачей одновременно приводило чужеземцев в восторг и пугало. А уж мрачные истории о подробностях бальзамирования и изготовления мумий и вовсе порождали слухи о том, что египтяне способны оживлять мертвых и чуть ли не создавать искусственных людей. Жрецы этим слухам не препятствовали, а охотно использовали для упрочения своей репутации всемогущих слуг грозных богов.
Разумеется, свои медицинские знания жрецы могли использовать и во вред тем, кому не посчастливилось оказаться их врагами. Искусство изготовления ядов процветало в Древнем Египте. И в нем, конечно же, тоже не обходилось без магии. В одном из дошедших до нас папирусов рассказываются такие рецепты:
«Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза», «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет».

Сновидения и амулеты

Другим распространенным видом магии были всевозможные гадания и предсказания. Древние греки считали, что именно египтяне первыми освоили нечто подобное и все виды гадания происходят от них. Самым популярным
было гадание по сновидениям. Этому искусству обучали в храмах города Иуну (греки называли этот город, располагавшийся неподалеку от современного Каира, Гелиополем). Главный жрец Иуну даже официально носил титул Великого провидца.

"Египетский жрец читает свиток". Картина Степана Бакаловича, начало ХХ века


До наших дней дошел древнеегипетский сонник, написанный за 2 тысячи лет до нашей эры. В нем описаны толкования около 200 снов и магические ритуалы, которые могут защитить от злых духов.
Также у египтян были чрезвычайно развиты разного рода проклятия. Они делились на две группы. К первой относились проклятия, которые жрецы и маги насылали по заказу какого-либо человека на его соперника. Разумеется, перед войной проклинали правителя вражеского государства и всех его военачальников. Причем человек, узнав, что его прокляли могущественные египетские колдуны, мог реально умереть или погибнуть - такова была сила самовнушения. Вторую же огромную группу составляли проклятия, которыми густо покрывались стены гробниц. К мертвым египтяне относились с большим почтением. Но стоит заметить, что не все из этих проклятий были адресованы тем, кто потревожит мумию. Многие грозили страшными карами тем, кто похитит из гробницы дары и подношения, предназначенные для жрецов.
С загробным миром был связан и мрачный раздел магии, отвечавший за то, чтобы помочь душе умершего найти правильный путь и с честью выдержать все испытания перед богами. Только в этом случае его ожидали хороший приговор на суде Осириса и вечный покой. В помощь душе создавалась знаменитая магическая «Книга мертвых», изображения из которой наносились на древнеегипетские саркофаги. Этот раздел магии, конечно же, тоже изрядно пугал непосвященных.
Обязательным атрибутом древнеегипетской магии были амулеты. Их существовало огромное множество, и имели они самый широкий спектр применения. Амулеты защищали египтянина от демонов и диких зверей, сулили удачу в любви, делах и работе, хранили семью и гарантировали здоровье. Амулетами также щедро снабжались покойники. Как правило, амулеты изготавливались в виде фигурок животных или священных жуков-скарабеев. Более сильными считались те амулеты, на которые были нанесены тексты заклинаний. Хотя и обыкновенная фигурка без надписей могла быть наделена магической силой.

Вечные сюжеты

Шло время, в Египте сменялись династии. Старые боги забывались, на смену им приходили новые. Но слава колыбели магии не меркла. Истории о невероятной силе египетских жрецов продолжали рассказываться во всех уголках Древнего мира. Некоторые из них становились частью новых мифологий и новых религий. Например, про жреца Заземанха, который якобы служил фараону Снофру в середине II! тысячелетия до нашей эры, рассказывали, что он заставил воды озера расступиться, чтобы найти украшение, потерянное одной из служанок. В изложении этой истории явно есть общие черты со знаменитым библейским сюжетом о Моисее.
Историк Аммиан Марцеллин, живший в Римской империи в IV веке, так писал о тайных знаниях Египта: «Если же кто желает достичь разумения божественного и бодрым разумом постичь начало предчувствий, то он увидит, что познания этого рода распространились по всему миру из Египта. Здесь впервые люди задолго до других дошли до различных, так сказать, инкунабул религии и тщательно охраняют первые основы священнодействий, заключенные в тайных писаниях... Благодаря египетской мудрости Анаксагор смог предсказать каменный дождь и, потрогав ил из колодца, - предстоящее землетрясение. И Солон, воспользовавшись изречениями египетских жрецов, издал свои справедливые законы и оказал ими великую помощь римскому праву. Из этих источников черпал, не повидав Египта, Иисус в возвышенном полете своих речей, он - соперник Юпитера, герой достославной мудрости».
Мудрость Древнего Египта, в конце концов, унаследовала средневековая Европа. Философский камень, за которым веками охотились алхимики, пытаясь создать его в тайных лабораториях, впервые упомянул в своих трудах живший в Александрии около 300 года мудрец Зосима Панополитанский. Он оставил после себя многочисленные трактаты, в которых изложил основы химии. Кстати, он одним из первых употребил название этой науки, охарактеризовав ее как «священное тайное искусство». Зосима был уверен, что философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото и серебро, - это не выдумка, а реальность. Вслед за ним в это поверили десятки и сотни людей по всему миру.

Изумрудная скрижаль

В Средние века Египет окончательно превратился для людей в пропитанную магией страну, населенную почти всемогущими чародеями. Имя Хека оказалось прочно забыто, и магические секреты теперь связывали с египетским богом мудрости Тотом. Затем и он отошел на задний план. Европейские алхимики считали величайшим мудрецом Древнего Египта Гермеса Трисмегиста. Богом его уже не называли, но в реальности не сомневались. Хотя, по всей видимости, такого человека никогда не существовало.
Гермесу Трисмегисту приписывали авторство самых таинственных трактатов по алхимии. Особое место среди них занимала знаменитая Изумрудная скрижаль. Историки до сих пор спорят, кем и когда на самом деле был создан этот текст. Предание же гласило, что Трисмегист высек его на изумрудной пластине, которая хранилась в одном из египетских храмов. Позднее ее нашел Александр Македонский.


Текст состоит из отрывочных фраз, которые излагают основные принципы алхимии. Адепты тайных наук были убеждены, что в такой удивительной форме был записан тот самый, настоящий рецепт получения философского камня. Они стремились постичь скрытый смысл текста Изумрудной скрижали и ставили бесконечные эксперименты. Увы, получить философский камень так никому из них и не удалось. Однако в погоне за древней магией алхимики изрядно продвинули вперед естественные науки. Современные физики и химики, конечно, не могут всерьез относиться к их поискам, но должное уважение своим прадедушкам все же отдают.
Многие и сегодня верят в то, что далеко не все тайны жрецов-магов Древнего Египта раскрыты. Что ж, возможно, пытаясь постичь их, они откроют еще какие-нибудь удивительные пути для человечества.

Приворот с угрозами

Магия использовалась древними египтянами и в таких деликатных делах, как любовные отношения.
Для приворота использовалось огромное количество волшебных напитков, которые изготавливали маги, а также заклинания. Причем любовные заговоры иногда выглядели довольно странно. Вот, например, текст, написанный неизвестным магом во время правления XX династии (около 1100 года до нашей эры). Автор, не церемонясь, заявляет богам, что если они ему не помогут, то он разрушит их храмы:


«Привет тебе, Ра-Хоратхи, отче богов,
Привет вам, Семь Хатор,
Вам, украшенным алыми повязками!
Привет вам, боги,
Владыки небес и земли!
Пусть она, дочь его, будет следовать за мной,
Словно бык за кормом,
Словно служанка за детьми,
Словно пастух за стадом.
Если вы не принудите ее следовать за мной,
Я напущу огонь на Бусирис И спалю его».

Храмы в Древнем Египте имели важное значение для государства, их считали местом, где живут божества. А богов египтяне почитали и относились к ним с особым уважением. В храмовых стенах было много служителей - жрецов, обладающих немалым спектром функций в стране.

Жрецы в Древнем Египте

Людей - служителей храма приравнивали к высшему классу в древнеегипетском обществе, и такая служба неплохо оплачивалась. Жреческая должность часто передавалась по наследству. Процесс обучения жречеству был нелегким и долгим, например, верховный жрец Бакенхонс при Рамзесе Великом учился около 16 лет. Жречество для сыграло важную роль хранителя традиционных ценностей и обычаев. Клан жрецов имел огромную власть как над простыми людьми, так и над фараонами, внедряя в жизнь законы и правила существования общины. Все безоговорочно прислушивались к их советам, поскольку они считались проводниками воли богов.
В то время как цари и знатные египтяне одевались с заметной роскошью, напротив, выглядели довольно скромно. Из одежды они носили только передники и повязки на бедрах, лишь изредка по случаю большого праздника могли облачить себя в одеяния белого цвета. Их прическа также была предельно проста - идеально выбритая голова, натертая до блеска маслом.

Какие функции выполняли жрецы Древнего Египта?

Священнослужители древнеегипетских храмов наблюдали за правильностью выполнения всех обрядов и ритуалов в честь богов. Но не только это входило в их обязанности. Класс жрецов являлся носителем колоссальных знаний и опыта предшествующих поколений, но вся эта информация была тайной и передавалась только избранным.
Среди жрецов было много одаренных врачей и (математиков, астрономов, химиков). Они лечили различные заболевания, составляли прогнозы благоприятных периодов для посева и сбора урожая. Множество подробных наблюдений за природой и явлениями записывалось жрецами на папирусе и сохранялось в библиотеках храмов. Также египетские священнослужители занимались магическими практиками и изучали древнюю науку астрологию, с помощью которой предсказывали будущее. Фараоны перед тем как начать какое-либо значимое дело непременно обращались в храм за советом жрецов.

Практически каждый при упоминании Древнего Египта представляет, конечно же, в первую очередь пирамиды. Исторических сведений о времен фараонов до наших дней сохранилось немного. Первые из них относятся к периоду Древнего Царства. А вообще, они строились по единому образцу.

Существовали так называемые солнечные храмы, планы которых в главных чертах были близки жилым домам времен Среднего и Нового царства. Это было закономерно, ведь они считались жилищами бога.

Общая информация

Люди, обслуживавшие эти храмы, относились к особому классу в египетском обществе. Например, во времена Рамсеса они владели десятью процентами обрабатываемых земель и почти таким же количеством населения. Древний Египет, жрецы которого считались находящимися на царской службе, не имел подразделений на светскую и церковную власти. Должности достаточно хорошо оплачивалась. Вскоре древнеегипетские жрецы стали передавать свои должности по наследству.

Служители храмов

Изучая эту страну, специалисты пришли к выводу, что именно этот класс сыграл основную роль в процессе формирования и процветании государства, в развитии духовного здоровья и сохранения исторических и культурных ценностей. Древний Египет, жрецы которого считались хранителями священных традиций, согласно Геродоту, был самым богобоязненным и религиозным в Древнем Мире. Раньше считалось, что контроль этих священнослужителей негативно отражался на жизни простого народа и на развитии государственности. На самом деле жрецы в Древнем Египте, будучи хранителями священных традиций, сыграли огромную роль в истории и культуре этой древней нации. И об этом свидетельствует тот факт, что эта цивилизация просуществовала дольше всех остальных.

Кто такие жрецы

В Древнем Египте это был особый клан. Они обладали поистине огромной властью, являлись законодателями этикета. Более того, жрецы которого считались толкователями божественной воли, жил по их правилам. И это касалось не только простых людей. К их мнению безоговорочно прислушивались даже фараоны.

Характерные особенности

Египетские храмы были достаточно богаты, даже больше, чем правители. Тем не менее жрецы Древнего Египта, фото наскальных изображений которых - тому доказательство, одевались на удивление просто. На них были только передники и В особенно торжественных случаях эти священнослужители изображаются в белых одеяниях. Во многих кинофильмах, рассказывающих о том, как существовал и развивался Древний Египет, жрецы представлены с выбритыми до блеска головами, настолько натертыми маслом, чтобы от их черепов отражались солнечные лучи. Такой внешний вид служителей храмов резко контрастировал с одеяниями местной знати, стремящейся к роскоши.

Роль

Тем не менее многие до сих пор не представляют, кто такие жрецы в Древнем Египте. Это особая каста служителей высшим силам, которая исполняла в стране многие функции. Они должны были следить за уважительным отношением к а также за соблюдением ритуалов и обрядов.

Но этим их роль в жизни страны не ограничивалась. То, какими знаниями обладали египетские жрецы, до сих пор поражает историков и многих других ученых. Они являлись носителями самого разностороннего умственного багажа, который передавали из поколения в поколение, начиная со времен глубочайшей древности. Все их знания и опыт сохранялись как строжайшая тайна.

Сегодня ученые делают многочисленные открытия, изучая Древний Египет. Жрецы умели не только лечить, они обучали детей, разводили лучшие породы скота, получали новые сорта растений. Им даже приписывают возможность исправлять людские нравы. Именно эти служители богов выбирали самое благоприятное для посева или сбора урожая время, они определяли точные сроки разлива Нила.

Более того, при составлении своих прогнозов древнегреческие жрецы использовали данные из храмовых библиотек, в которых хранились очень подробные наблюдения за многими астрономическими явлениями. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, обнаруженные при раскопках.

Знания

Изучением Древнего Египта занимаются многие специалисты. Но никто не может сказать, что знает эту цивилизацию до конца, и в частности, имеет сравнительно полное представление об этой ее верховной касте.

Вопрос о том, какими знаниями обладали египетские жрецы, до сих пор остается открытым. Но одно можно сказать однозначно: подавляющее большинство ученых не отрицает версии о том, что человечество сегодня пользуется их открытиями, их технологиями.

В древнем Египте была очень развита астрономия, которая тесно пересекалась с астрологией. Однако она была не "прорицательской", а аграрной и врачебной. Жрецы изучали влияние звезд и других небесных тел на природу и самочувствие людей.

Но есть еще одно мнение: приобретением самых сокровенных познаний наша цивилизация обязана представителям внеземных цивилизаций. И связано это утверждение именно с таким государством как Древний Египет, жрецы которого весь жизненный уклад своего народа и свои религиозные ритуалы вымеряли в соответствии с законами, по которым двигалась

Удивительно, но именно так зовут и главного бога египтян. Осирис... В этом имени ясно слышно восхищение и преклонение перед Сириусом.

Обязанности

Жрецы, как считают многие, не ставили целью подавлять волю египтян религией. Они не запугивали ею простой народ. Более того, религия для этой цивилизации являлась залогом общественного развития и личного совершенствования.

В Древнем Египте жрецы делились на отдельные группы, выполнявшие определенные обязанности. Они являлись как хранителями священных тайн, так и религиозными администраторами. Для получения даже самого низшего сана нужно было много учиться, причем процесс этот был серьезным и трудным. Если, например, говорить о карьере Бакенхонса, верховного жреца во время правления Рамсеса Великого, то его обучение начиналось, когда будущему священнослужителю было всего четыре года, а закончилось оно к двадцати годам.

Магия

Это считалось их самым сильным оружием. Они использовали магию практически во всех сферах жизни. Например, чтобы вылечить больного, египетский жрец сначала вводил его в транс. Во время забытья пациента он кодировал его сознание на необходимый результат: чтобы наступило скорейшее и полное выздоровление.

Магия ими использовалась во всех областях жизни, однако в лечебно-предохранительной сфере, тесно связанной с медициной, культура транса у достигала максимального развития.

Любое использование лекарств в Древнем Египте должно было сопровождаться вводом пациента в это состояние, а затем кодированием, проводимым при помощи заклинаний и обращений к самым авторитетным богам.

Дистанционное воздействие

Жрецы в совершенстве владели умением посредством транса враждебно влиять не только на своих противников, но и на недругов государства. Для этого они использовали тайную мистическую психотехнику различных заклинаний, например, колдование над восковыми фигурами врагов, а также над их магическими изображениями. Для дистанционного воздействия им самим требовалось входить в транс, чтобы иметь возможность влиять на сознание и на тело противников.

Некоторые специалисты считают, что именно египетские жрецы являются родоначальниками знаний человечества о таком явлении, как гипноз.

Заупокойная магия

Известно, что эти священнослужители храмов занимались в первую очередь обслуживанием культов богов. Но не только. Жрецы в совершенстве владели техникой ритуальной - заупокойной - магии, поскольку некрополей и гробниц в Древнем Египте было очень много. Считается, что они были в силах мистическими тайными заклинаниями влиять и на «ка» - существование после смерти, умели мумифицировать умерших. Жрецы клали в саркофаги возле них специально для этого случая сделанные колдовские предметы. «Ушебти», как они назывались, по мнению египтян, оберегали «ка» умершего в загробном мире.

Обычаи и ритуалы

Многие предполагают, что таким образом они выказывали свое уважение к богам и не поворачивались к ним спиной никогда. Другой обычай, когда жрецы в день восстания Осириса или на Новый год одевались в костюмы и а затем выходили в город и гуляли по улицам, очень напоминают сегодняшние карнавалы. Разница лишь в том, что у них они происходили только в новолуние и считались особым священным обрядом, а у современных людей это обычное развлекательное шоу.Тем не менее у жрецов самым сильным «оружием» была их магия. Существовала даже целая трансовая культура с амулетами, снадобьями, изображениями и заговорами, предохраняющими в том числе и от различных заболеваний: даже от укусов насекомых и змей, а также скорпионов и хищников. Кроме того, среди этой касты действовали особые обычаи, которые удивляют исследователей до сих пор. Например, почему древнеегипетские жрецы, выходя из храма, пятились.