Духовная сфера жизни общества. Духовная жизнь общества

Духовное Развитие – обязательная цель для каждой , для любого достойного человека! Но, Духовное Развитие люди понимают очень по-разному и заблуждений в этой сфере выше крыши. А начать разбираться в этом вопросе лучше всего с адекватного понимания – .

Развитие – это изменение себя, способность человека становиться лучше: целенаправленно раскрывать в себе необходимые таланты, силу, способности, формировать необходимые качества и устранять недостатки, пороки и любой негатив, которые делает человек несчастным, злым и слабым.

И прежде, чем детально рассмотреть – что же такое Духовное Развитие, рассмотрим основные заблуждения, иллюзии, то есть, что духовным развитием не является!

Духовное Развитие или иллюзия совершенства?

Суть такова – истинное духовное развитие всегда подтверждается жизнью человека, его состоянием, ростом чистой и высокой радости в сердце, достижениями и позитивными результатами, в идеале во всех сферах жизни.

Если человек действительно духовно развивается, по-настоящему растёт душой – это неизбежно будет приводить к изменениям всей его жизни: позитивные изменения в нём будут замечать близкие люди, его работа, карьера будет идти вверх, проблемы у такого человека решаются быстро, эффективность всего растёт и он всё больше успевает, получая наслаждение от жизни, растёт его сила влияния на людей, проявляются какие-то новые таланты и способности, которых он раньше в себе не замечал, улучшается материальное благополучие и мн. др. Конечно, это не значить, что всё безоблачно и в жизни не будет никаких испытаний и трудностей, но в целом можно сказать, что вся Вселенная начинает помогать такому человеку.

А если человек, якобы развивается духовно, а его жизнь при этом, не то что не меняется к лучшему, а ещё хуже становиться (радости, энергии – никаких) – это не духовное развитие, а бред, иллюзии, которые неминуемо приведут его к разочарованиям и к краху.

Что не является Духовным Развитием?

1. Просто, прочтение литературы, накопление знаний в интеллекте “на эту тему” . Если Знания (информация) не превращается в опыт, в чувства, качества, навыки – это не Развитие, а в лучшем случае Познание. Развитие и Познание – это совершенно разные вещи, приведу цитату из великолепной книги “Две Жизни”:

“Вы можете мне ответить, что всё это вы знаете и понимаете, но я скажу вам, что вы ничего не знаете и не понимаете. Потому что на языке мудрости Знать – это значить уметь, а Понимать – это значить действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, а не умеет действовать с воодушевлением в своём трудовом дне, – на самом деле ничего не знает. Он по своей деятельности ничем не отличается от цирковых собак и лошадей, которые просто усвоили ряд привычных ассоциаций, воспринятых в той или иной последовательности”.

2. Многочасовое сидение в медитации и многочисленные духовные практики, без реализации соответствующих знаний в собственной судьбе , тоже мало чего стоят. Что толку владеть энергетическими техниками, знать множество молитв и мантр, если ты не воспользовался всем этим, чтобы улучшить жизнь свою и других людей, если ты сам, как личность – ничуть не изменился в своих убеждениях, целях жизни, в масштабе своей личности. Это не духовное развитие, максимум это вскармливание своего всегда голодного эго.

3. Отрыв от людей и общества, уход в себя, рост закрытости, высокомерия и т.п. Духовное развитие – всегда должно быть подчинено Высокой Цели Служения Миру. Если у человека нет такой Цели, делать мир лучше, любить людей и помогать им, всё его развитие выльется в Гордыню-Гималаи, в иллюзорное возвышение над другими и приведёт, рано или поздно, к неизбежному падению-краху.

4. Различного рода крайности! А) Часто человек, который начинает заниматься духовным развитие (как он считает), забывает о своих обязанностях, о Долге перед своей Семьёй (уходит из неё, оставляет детей, т.д.), перед Обществом (бросает работу) – это большое заблуждение! Духовное Развитие, наоборот должно вести к более эффективному и достойному выполнению своих обязанностей перед теми, кто дан человеку Судьбой, перестаёт ценить данное и, как следствие, быстро теряет (остаётся ни с чем).

В) Отказ от материального! Духовное развитие – не предполагает бедность и отказ от материальных ценностей, наоборот, чем больше в человеке духовной силы, тем большим финансовым потенциалом он способен управлять и делать это на благо всего Общества. Груджиев (Духовный Учитель) по этому поводу говорит та: – “Духовным Развитием может заниматься только человек, который способен прокормить 10 себе подобных” . Слабому человеку, который даже себя прокормить не может, рано заниматься духовным развитием, у него даже не сформирована ответственность за собственную жизнь.

С эзотерической точки зрения, Духовное Развитие – это стремление и раскрытие чакры , а для этого у человека должны быть более менее раскрыты и развиты предыдущие две чакры ( и ).

Есть и другие иллюзии по духовному развитию, которые нужно развенчать.

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Понимание духовности. Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Наиболее важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней силы, позитивности), познание и реализация своего предназначения. Истинно духовные знания делают жизнь человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.

Внутренняя сила – способность достижения каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих. «Ничто меня не остановит» – их девиз.

Слабость – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».

В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более сложные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов. Получение силы подчинено универсальным законам, но она может быть светлой или темной, что определяется реализуемыми целями и методами.

Для становящегося информационного общества наибольшую значимость приобретает рациональность. Предметы и явления действительности в целом воспринимают только с позиции их полезности. Человек характеризуется, в первую очередь, своей автономностью, свободой. Под последней понимается право совершать действия, не противоречащие закону. Наличие демократического строя, а также иерархии производственных, административных, государственных функций в совокупности со значительной социальной мобильностью приводят к развитию в человеке стремления к достижению успеха, карьеры, материального благополучия.

Достижение успеха предполагает опережение других людей, совершение более значимых действий, обладание благами. Самореализация, превосходство над остальными людьми у человека в современном обществе имеют значимость по сравнению с традиционным обществом. Помимо этого, использование новых технологий способствует значительному расширению возможностей отдельного человека, формирование у него независимости, изобретательности, изворотливости, упрямства для достижения цели, практицизма, расчетливости.

Человек осознанно может совершать негативные действия, при этом не испытывая необходимости морального одобрения со стороны окружающих не опасаясь порицания социума. Для представителей информационного общества характерно преобладание всеобщего отчуждения, в том числе от себя самого, от окружающих, от социума в целом, отчуждение во многом детерминирует деструктивную деятельность индивида. Несмотря на то, что человек в значительной мере подчинил себе природы, он не может как следует управлять сформированным им миром. Кажется, что применение современных технологий открывает перед индивидом неизвестный ему потенциал самореализации, свободу, которая являлась ориентиром западных людей в течение многих веков, однако следует отметить, что цена достижения этой цели — утрата ощущения полной безопасности, усиление чувства одиночества и тревоги. Свобода является не только благом, но и бременем, часто оказывающимся непосильным для людей. Свободный человек должен сам искать способы своего собственного развития, в связи с этим в случае неудачного стечения обстоятельств винить он должен лишь себя. Человек вновь должен ответить на вопрос о смысле бытия, в том числе своего. Обретение свободы влечет за собой не только обретение благ, но и рост беспокойства, усиление таких чувств, как одиночество, изолированность, беспомощность и страх.

Разрыв между проявлениями свободы и безопасности обусловливают трудности, связанные с бытием человека. Люди стремятся к достижению свободы и автономии, однако борьба за достижение этих благ приводит к возникновению чувства отчуждения от природы и социума2 . Человек должен иметь власть над собственной жизнью и возможность делать выбор. Кроме того, важным также является ощущение объединенности и связанности с другими членами общества.

Получению свободы сопутствуют такие чувства, как одиночество и отчужденность. На распространение совершения негативных действий в информационном обществе влияет анонимность социальных связей. Использование сложной техники и технологии способствует созданию огромных коллективов, в рамках которых межличностные отношения могут быть названы не иначе как псевдоколлективизм. В крупных объединениях многие индивиды теряют себя, они не в состоянии приспособиться к подобным отношениям. Большая часть сотрудников производственных коллективов стремятся продвинуться вверх по карьерной лестнице, что предполагает повышение своего социального статуса, превосходство над своими реальными и потенциальными соперниками. Постоянное соперничество сводит к практической невозможности оказания взаимопонимания и поддержки.

Разобщенность людей приводят к внутреннему разладу самой личности, ее разорванности, дисгармоничности, ощущению утраты собственного «Я» и свободы. В связи с растущим отчуждением и разобщенностью у индивида усиливается ощущение несвободы, зависимость от чуждых сил. Эмоциональные импульсы в информационном обществе являются «жертвами репрессий», следовательно, для людей характерны постоянная напряженность и индивидуализированность, значительное снижение уровня доверия людей друг к другу. Информатизация и изоляция человека, его отвлечение от межличностных коммуникаций тесно связаны друг с другом. Ситуация усугубляется еще кризисом семьи, характерным для информационного общества. Наблюдается увеличение доли разводов и числа неполных семей. Данный фактор приводит к нарушению порядка передачи кодов культуры от одних поколений другим, затрагивает основы личной защищенности.

Следует отметить и существенное снижение роли некоторых общественных структур. Следствием данных явлений выступает распространение ощущения отсутствия у человека общих ценностей и интересов с другими людьми. Зачастую в рамках информационного общества человек испытывает чувство изолированности и ненужности, следствием чего является рост негативной духовности3 . В наибольшей степени это проявляется в крупных городах. Повседневная жизнь человека в контексте информационного общества характеризуется постоянным усложнением, ростом ее неопределенности, результатом чего является серьезный жизненный кризис, который переживают многие люди. Современный этап характеризуется значительным ускорением темпа жизни, наличием у человека стремления к наибольшей интенсификации своей деятельности, использованию каждой единицы времени. Это приводит к увеличению числа стрессовых ситуаций, в которые попадают люди, усилению их раздражительности, несдержанности, к неспособности индивидов к адекватной реакции на изменяющиеся условия Необходимо отметить, что на современном этапе утрата рационализированными институтами общества органической связи с конкретными людьми и его естественными потребностями способствует безграничному росту материальных благ и неуклонному росту потребления. При этом в настоящий момент индивиды заинтересованы уже не только в количестве существующих у них материальных благ, но и в их качестве.

Большая роль в информационном обществе отведена заботе о качестве жизни. Люди зачастую думают, что за деньги могут быть приобретены любые блага — любовь, дружба, внимание, забота. В настоящее время наблюдается непрерывный рост производства, приводящий к появлению изобилия предметов потребления, подавление способности людей к наслаждению произведенными благами и ощущению счастья. Как правило, от этих благ, как и от реализации большого числа своих потребностей, человек попросту отказывается. Он превращается в потребителя, функционирующего в соответствии с навязанными извне стандартами мышления и поведения. Проявлением односторонности развития человека является превращение всего сущего в объект рационализации, обладания и потребления. Реализацию интеллектуального труда сопровождает значительное нервнопсихологическое напряжение, вызванное необходимостью непрерывного принятия ответственных решений, зачастую интуитивно, в связи с чем необходима огромная вера в собственные силы, решимость и непрерывная и многолетняя отдача всех сил на достижение собственных целей. Высокие темпы жизни приводят к возникновению стрессовых ситуаций у многих людей, занятых напряженной интеллектуальной деятельностью, не всегда имеющие возможность расслабиться, восстановить свои силы. В результате человек становится раздражительным, импульсивным, что может привести к неадекватному реагированию на воздействие отдельных раздражителей и обусловить совершение негативных действий в состоянии аффекта.

Качественные трансформации в производственной сфере, новые информационные технологии способствуют значительному повышению эффективности труда и увеличению продолжительности свободного времени, которое можно использовать для достижения личных целей. С этим связано значительное возрастание возможностей для самореализации. Человек может реализовать себя в творческом плане в различных сферах: предпринимательство, искусство, религия, наука. В контексте виртуальной реальности индивид может получить дополнительные возможности для самореализации. Данная среда способствует порождению новой сферы деятельности человека, новых форм ее организации, новых отношений. Виртуальные технологии обеспечивают освоение человеком постиндустриальной цивилизации как уже известных, так и неизвестных «пространств» своей психики. Технологии виртуальной реальности имеют следующие отрицательные последствия.

В первую очередь, виртуальные технологии способны осуществлять контроль и имитировать ощущения и действия человека, что приводит к негативным психофизиологическим последствиям для индивида, в частности, появлению утомляемости и нервозности человека, дезорганизации его внутреннего мира, что приводит к совершению ошибок в трудовой сфере. Существует точка зрения, в соответствии с которой рост численности индивидов, использующих сеть Интернет, обусловливает разрушение традиционных представлений о морали, неэффективность отдельных правовых норм. Кроме того, чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к деструктивным изменениям личности. Необходимо отметить, что жизнь современных людей тесно связана с телевидением, которому в настоящее время отводится значительная роль.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что в урбанизированном обществе просмотр телепередач выступает второй по значимости деятельностью и основным занятием в том случае, если человек дома. Средства массовой информации влияют на особенности функционирования сознания и поведения. Так как зачастую на телеэкране мы можем видеть сцены насилия, чрезмерное «потребление» соответ-

ствующих передач телепередач способно сформировать у человека склонность к негативной деятельности. Последствия трансформационных процессов, характерных для информационного общества, имеют двойственную природу. Так, они способствуют созданию новых возможностей для самореализации индивида путем осуществления творческой деятельности, но в то же время обусловливают рост негативной духовности. На распространение негативной деятельности влияют факторы неравномерности доступа к информационным ресурсам, роста безработицы, высокого темпа жизни, снижения доверия индивидов друг к другу, снижения значимости общественных организаций, усиления ощущения изолированности, оторванность человека от общества.

Использование современных телекоммуникационных сетей может иметь место и для реализации цели, связанной с физическим уничтожением индивида посредством компьютера. Компьютер может использоваться как инструмент при реализации негативной деятельности. Таким образом, информационное общество характеризует значительное распространение негативной деятельности человека, в частности, терроризма, вандализма, убийства. Это во многом связано с ростом отчуждения, трансформациями системы ценностей.

В современном обществе идеалом является независимая, автономная личность, ориентированная на достижение карьеры и успеха, зачастую измеряемых количеством денег. В этих условиях все острее проявляется чувство одиночества, изолированности и ненужности, стремление доказать собственную состоятельность, стремление к самореализации любым способом, в том числе за счет осуществления деструктивной деятельности.

Необходимо отметить значительное возрастание в рамках информационного общества негативных последствий негативной деятельности человека, что связано с появлением новых видов оружия. Наблюдается значительная степень распространения террористических актов. Негативными действиями оказывается охваченной окружающая среда, причем масштабы ее разрушения свидетельствует о том, что имеют место настоящая экологическая катастрофа, распространение вандализма, разрушение памятников архитектуры и искусства. Кроме того, негативная деятельность принимает всеобщий характер и представляет угрозу существованию человека.

С нашей точки зрения, есть все основания для соотнесения истоков настоящего кризисного состояния, в котором находится мировое сообщество, и деформации духовных измерений бытия человека и общества, что проявляется в изменении системы высших ценностей и культурных идеалов социума. Так, все большее внимание уделяется получению материальных благ, наблюдается увлечение реализацией техногенных аспектов цивилизации, имеют место виртуальные порождения массовой культуры, потребительское отношение к жизни, следствием чего является изменение общего вектора существования социума на направление, противоположное духовному как высшему, представляющему особую значимость для человека. Значительное искажение общего вектора духовного антропосоциального бытия имеет место во всех сферах жизни техногенного бытия цивилизации.

В соответствии с данным направлением осуществляется определение ее многих стратегических ориентиров и мировоззренческих установок, одна из которых выражается в идее о том, что следствием дальнейшего развития науки и техники, реализуемого в соответствии с современными темпами и способами, будут являться системное совершенствование жизни общества и повышения уровня жизни социума, а также решение глобальных проблем, с которыми сталкивается человечество. Информационная цивилизация, создавая предельно допустимые с материальной точки зрения условия для существования части населения планеты, поставив под угрозу бытие человека и социума, диктует свои жесткие правила в условиях рыночной экономики, характеризующихся склонностью человечества к потреблению, либерализму западного образца, тотальной коммерциализации жизни. Отметим, что формирующаяся модель глобального бытия во многих своих проявлениях обусловливает деградацию внутреннего мира человека, что неизбежно находит отражение в таких составляющих жизни общества, как биосфера, антропосфера, социосфера, техносфера. Разрушительные последствия жизнедеятельности человечества охватывают все большую площадь мироздания.

В научной литературе мы находим утверждение понятия «антропный кризис», который является основой глобальных проблем современного этапа развития человечества. В нем проявляется дисбаланс между глубинной природой человека и рядом тенденций современности. Антропный кризис является отражением тех противоречий современной действительности, которые стали закономерным результатом развития классического рационализма, который поставил под сомнение значимость собственно человеческих качеств. Процесс дегуманизации человека, который в настоящее время все чаще становится объектом пристального внимания исследователей, привел к тому, что человек, имеющий по своей природе многогранный потенциал, становится товаром, который имеет некоторую рыночную стоимость.

Человеку приходится делать все возможное для проявления какого-либо доминирующего задатка своей личности, который имеет оптимальную рыночную ценность, и выгодной продажи его в рамках «свободных» рыночных отношений. Зачастую купля-продажа представляет собой цель и смысл существования человека9 . Человек формирует условия, при которых возможно достижение им необходимого социального статуса, что в свою очередь способствует получению материальных благ, объем которых увеличивается с каждым днем. Данные факторы приводят к возникновению такого феномена, как отчуждение личности как от социальной и природной действительности, так и самого себя. Подобное самоотчуждение обусловлено фактом отрыва эго от духовных измерений и попыток подмены собой духа человека как единого целого, устремленного к достижению высшего совершенства. В данном случае имеет место неизбежная трансляция всего этого в окружающую среду, а также попытки разрешения внутреннего конфликта и бегства от себя самого.

При этом в условиях доминирования информационного общества наблюдается тенденция к приобретению человеком новых возможностей, пренебрежение которыми нецелесообразно, но в то же время реализация которых не может быть осуществлена в полной мере ввиду усиления разграничения духовной культуры и жизни в целом. В соответствии с данным контекстом возможно определение особой составляющей мировых кризисных явлений, интегрированных в понятии «духовный кризис». Духовный кризис, очевидно, и составляет содержание антропного кризиса, который может способствовать возникновению антропной катастрофы, предполагающей уничтожение человеческого в человеке10 . Таким образом, под духовным кризисом понимают систему противоречий, обострение которых наблюдается сейчас во всех сферах жизнедеятельности человека и социума и проявление которых связано с протеканием различных трансформационных процессов. С социокультурным аспектом духовного кризиса связано отражение противоречивых тенденций, проявляющихся во всем многообразии форм духовной культуры социума.

В настоящее время зачастую наблюдается замещение традиционных культурных форм симулякрами, которые вызывают дезориентацию человека в пространствах жизненного существования. Кроме того, забвению подвергается тот факт, что в культуре традиционно утверждаются идеалы, а также определяются стратегические направления общих стремлений человечества. В результате процесса секуляризации жизни ее десакрализации религиозная объяснительная схема в форме догматических утверждений теряет былую значимость. В связи с повышением интеллектуального уровня человека формы духовных ценностей и идеалов, которые имели место в прежние времена и были наполнены религиозной составляющей, наблюдается утрата человеком своих глубинных смыслов и их размывание в культурном многообразии. Современный этап развития общества характеризуется постоянным появлением новых моделей культурной самореализации личности, все в большей степени связанных с пассивным восприятием образов духовного самовыражения, а не с активной реализаций лучших качеств человека.

Вместе с тем, если в прежнее время имело место «насаждение» единого идеала духовности в некоторых религиозных традициях и сообществах, то на современном этапе становится очевидным, что ни одна из них не способна претендовать на первенство в сфере духовных исканий мирового сообщества. Все большую значимость приобретает индивидуальный свободный выбор человека, но в рамках современной техногенной культуры не создаются адекватные условия для его осмысления. В настоящее время современная цивилизация вытесняет, но еще не вытеснила до конца прежние религиозные образцы как основу бытия, поскольку адекватная замена им до сих пор не найдена. Культура как пространство самореализации превращается в пространство, где доминируют потребление и развлечение, а также осуществляется выбор форм духовной деятельности, искусственно насаждаемых со стороны СМИ и средств массовой коммуникации.

Культура способствует не возвышению личности, а низведению ее до своего уровня, поскольку она предлагает готовые суррогатные формы в виртуальных процессах современной действительности. Нечто похожее на самореализацию в рамках данной культуры обусловливает пассивное следование моде или демонстративное утверждение «оригинальных» псевдокультурных форм, которые явно отражают не процессы, сопряженные с созиданием, а усиление деградации, которая предельно упрощает реализацию механизмов, связанных с самодисциплиной, ответственностью и творческой жизненной самоорганизацией. Кроме того, наблюдается усиление тенденции, в соответствии с которой осуществляется отрыв человека от духовных традиций прошлого, которые представляют собой мертвые консервативные структуры культуры, мешающие прогрессивному развитию техногенного социума12. Происходит разрушение многовековых систем ценностей и идеалов, и данная тенденция оправдывается стремлением к модернизации. Их сменяет культура массового потребления, ценности, которые по своему содержанию ориентированы на сиюминутность и позволяют приумножить капитал на духовной, а зачастую и физической гибели индивида.

В качестве факторов, которые стоят на пути проявления творческого потенциала личности, следует отметить закрепление негативных тенденций в таких сферах, как религия, философия, наука, искусство, идеология, образование. Следует отметить тенденцию к росту числа верующих граждан, реставрации старых и созданию новых храмов, обретению религиозными праздниками национальногосударственного статуса, оказанию существенного влияния со стороны мировых конфессий на геополитические и социокультурные процессы. Но в то же время духовная активность человека имеет другую мотивацию, происходит потеря ее всеохватности и мировоззренческой глубины.

Прежние религии оказываются не способными к обеспечению духовной безопасности индивида, поскольку не могут способствовать структуризации сознания и бессознательного. Процесс рутинизации традиционных религий, не удовлетворяющих потребности человека, приводит к тому, что традиционную религиозность, представленную устоявшимися религиозными институтами, с развитой структурой и канонами, синтезирующихся с иными культурными элементами, постепенно заменяют различные неорелигиозные системы и светские организации, которые связаны с обращением к духовным измерениям индивида.

В ряде традиционных религий достаточно сильна тенденция к формализму и показной святости в сфере соблюдения заповедей, следования канонам религиозности. Все в большей степени находит проявление феномен духовного материализма, связанного с обращением человека к соответствующим духовным практикам в целях закрепления эгоцентризма, а также власти над другими членами социума. В философской среде имеет место активное внедрение постмодернистских идей, данное направление расширяет сферу своего воздействия. Наблюдается утрата фундаментальности и метафизической глубины, свойственных философским идеям, в которых все больше внимания уделяется такому явлению, как языковая игра и мир виртуальной реальности, в рамках которого рассматриваются в том числе сложные проблемы, связанные со смыслом бытия.

В рамках подобного мировоззрения осуществляется отказ от аксиологической проблематики, от уделения внимания насущным проблемам человека и человечества. Помимо этого, нередко дисциплины данного направления не включаются в систему подготовки будущих специалистов в вузе, а если и включаются, то их содержание посвящено преимущественно историческим аспектам и содержит отдельные теоретические выводы, носящие однозначный характер. Наука, на протяжении ХХ века претендующая на право называться единственным источником истинного знания, все в большей степени заменяет другие виды духовной культуры и трансформируется в техногенный сциентизм.

Достаточно часто приходится упоминать о таком явлении, как научный иррационализм, формой выражения которого выступает априорное отрицание знания в любом виде, помимо признанного современной наукой. Все это заставляет усомниться в тех позитивных изменениях, которые произошли в жизни людей благодаря научно-техническому прогрессу. В сфере современного искусства наблюдается появление новых жанров и направлений, рост числа людей, вовлеченных в сферу художественного творчества. Однако в то же время это участие зачастую приобретает коммерческие ориентации, связанные с доминированием индустрии развлечений, базирующейся на природных слабостях человека. Художественная культура в настоящее время представляет собой средство праздного времяпрепровождения, развлечения, превращается в объект инвестирования капитала, «артдеятельность». Искусственное разделение культуры на такие виды, как элитарная, народная, массовая, а также различные субкультуры и контркультуры способствует еще большей отдаленности общества и внутреннего мира человека, провоцирует утрату канонов красоты и нравственности.

В настоящее время формируется что-то наподобие некоторой , противоречащей существующим общепринятым ориентирам и стандартам функционирования социально-политической системы. Именно официальная идеология во многом определяла и определяет всю реальную организацию жизнедеятельности общества. В данном случае имеется в виду идеологический кризис, заключающийся в том, что реалии ХХ столетия показали, что все основные идеологические системы и политические культуры, которые сложились в рамках техногенного общества, являются утопичными. Они не способствовали решению не только мировых, но и внутриполитических проблем, порождая новые противоречия и усугубляя уже имеющиеся. Во многих странах осуществляется активизация тенденций к размыванию национально-государственных интересов в угоду олигархическим структурам, которые вовлекают социум в систему сомнительных политологических экспериментов. Данная тенденция выражается в открытом политическом фарсе, имеющем место на выборах, усилении политтехнологий.

Процесс невротизации социума неизбежно оказывает влияние на каждого конкретного индивида, в связи с чем следует говорить о антропокультурном аспекте духовного кризиса, кризисе тождественности людей, что обусловливают проблемы, связанные с утратой ими смысла бытия, неосознанием своего предназначения и невозможностью, обусловленной неумением, определения своего места в пространствах бытия. В социуме, характеризующемся культурным многообразием и плюрализмом, наблюдается обострение проблемы социокультурной самоидентификации. Реализация антропокультурного аспекта связана с трансформацией духовных потребностей в индивидуализм, проявляющиеся в крайней степени, личную независимость от всех и всего. В рамках гуманистической психологии неоднократно отмечалось, что осмысленная жизнь является важнейшей составляющей собственно бытия человека.

Она делает ее более насыщенной, богатой, ценной, с социальной точки зрения более позитивной и созидательной. Существование человека, лишенное смысла, является пустым и бесполезным. Данная ситуация является благодатной почвой для патологических состояний человеческой психики и физиологии, способствует усложнению процессов, связанных с самоидентификацией и социализацией. Многие психологи полагают, что «экзистенциальный вакуум» напрямую связан с проявлениями самоубийства, алкоголизма, наркомании, преступности, агрессии, стремления к удовлетворению сексуальных и иных наслаждений. В этом случае лишенным жизненного смысла оказывается не только сам человек, но и окружающая его действительность. Фактически человек сейчас уничтожает свой внутренний мир, его чистоту и совершенство, мир своей души и духа, а также «осуществляет» тотальный отрыв от высших начал своего существования.

В современных условиях личность неспособна к установлению нормальных человеческих отношений с людьми, что приводит к тому, что в обществе наблюдается усиление чувства одиночества и преобладание негативных настроений. Данная тенденция находит выражение в таких общественных явлениях, как утрата доверия к имеющим место прежде общественным институтам, к числу которых относятся государство, религия, наука, образование, семья. Кроме того, имеет место усиление гипертрофированности системы отношений, в основе которой — стремление к наживе, соперничеству, лидерству, развлечениям.

Человеческая жизнь зачастую стала восприниматься в качестве игры, в которой правила задаются самой личностью, «реализующей» свои потенциальные возможности в рамках надуманных проблем и виртуальных ситуаций. Ни интернет-общение, ни применение коммуникативных технологий и искусственных тренингов не способны заменить живое человеческое общение. Под воздействием образования система мировоззрения человека приобретает значительный объем знаний, основу которых составляет научный рационализм, индивиду теперь доступны ресурсы глобальной информационной системы, в отношении информационно-технологических структур которой следует отметить, что они являются нейтральными с точки зрения их отношения к качеству информационных потоков. Подобная свобода доступа к информационным ресурсам ввиду ускорения темпов коммерциализации культуры усугубляет возможность угрозы психодуховной деградации.

Помимо этого, в связи с либерализацией и коммерциализацией жизни появление соответствующих стандартов имиджа приводит к тому, что личности зачастую приходится обращать больше внимания на такие факторы, как материальное благосостояние, успехи в профессиональной сфере, приобретение социального статуса в целом. Особое внимание уделяется таким благам, как внешняя свобода и финансовая самодостаточность, независимость от нестабильности в различных сферах жизни общества. Божественные высшие силы в лучшем случае предстают в некоторых абстрактных формах, а в худшем — имеет место утрата их значимости в сознании эгоцентрично и прагматично ориентированного человека18. Индивид находится в поиске более гармоничного бытия, но здесь наблюдается подмена духовных потребностей и высших духовных переживаний яркой виртуальной реальностью культуры, присущей современному техногенному обществу, на смену им приходят алкоголь и наркотики, бессмысленный экстрим, участие в массовых шоу.

Индивидом постепенно утрачивается безусловная любовь к прекрасному, совершенному, к гармонии. В связи с этим обостряются проблемы, связанные со здоровьем современного человека, для которых характерно наличие не только психофизической, но и духовной составляющей19. Устремление человека к избавлению от различных болезней приводит его к поиску оптимального способа своего бытия. Модернизация такого направления, как медицина, в настоящее время не способствует достижению здорового состояния организма в полном смысле, имеет место появление все новых патологий, ориентирующее человека к активному поиску истинных истоков сложившейся ситуации.

В этой связи следует отметить, что представления о реальности, смоделированные на основе принципа сциентизма, которые претендуют на право называться эпистемологической основой мировосприятия, зачастую демонстрируют свою непродуктивность. В настоящее время картина мира отдельного индивида все дальше отдаляется от социально-природной действительности, от базовых ценностей и смыслов. Помимо этого, на современном этапе осуществляется глобальная атака на сознание индивида со стороны средств массовой информации. Данный этап характеризуется возникновением все более изощренных средств воздействия на все подсознательные уровни, оказывающих манипулятивное воздействие на всю психику человека, появлением такого феномена, как «массовый стресс».

Такие тенденции реализуются в условиях необходимости глубокого осознания человеком, предельного активного соучастия в происходящих процессах. В связи с этим имеет место рост числа людей, которые вовлекаются в протекание так называемых духовных процессов, иногда имеющих довольно сомнительное содержание. Преодоление сложившейся кризисной ситуации подразумевает не смакование грядущих угроз, а нахождение способа их избежания. В их числе целесообразно обозначить следующую позицию.

В соответствии с ней предполагается дальнейшее развитие человеческого разума, таких сфер, как образование, наука, техника, коренное обновление организации жизни. Целесообразно создание социокультурных механизмов комплексной оценки и преодоления сложившегося положения. Такие механизмы должны быть целостными, а уровень их единства должен характеризоваться превосходством единства всех структур. Необходимо констатировать, что сегодня творческий потенциал не может быть реализован во многом ввиду укрепляющихся негативных тенденции в духовной среде культуры, что наблюдается на уровне как индивидуальном, так и коллективном.

Наличие данных тенденций приводит к дезориентации индивида в контексте современной культуры, а также выступает барьером для определения стратегических ориентаций нового бытия. Имеют место тенденции, связанные с духовной деградацией общества в целом, растлением социума и личности, так как в подобных случаях жизненные ориентиры движутся от высших идеалов к низшим, к реализации телесно-материального или даже извращенного бытия, характеризующегося процветанием всевозможных пороков и утверждением культа материальности.

Духовность в сфере культуры является неким идеалом желаемого бытия, который не может быть достижимым в полной мере, но в то же время заставляет прилагать усилия в целях преодоления тех ситуаций, следствием которых выступает деградация индивида, утрата ее наиболее значимых характеристик. Наряду с формами ее выражения в рамках культурного пространства имеет место одновременное существование самых различных феноменов, некоторые из которых, являясь схожими с результатами полноценной творческой деятельности в сфере духовности, не могут считаться таковыми ввиду различных обстоятельств. В комплексе они формируют в культуре сферу псевдодуховности.

В данном случае псевдодуховность можно трактовать как ограниченную, недостаточную, неполноценную, формальную реализацию духа человека в разных сферах культуры и жизни, что не способствует выражению своего духовного потенциала в необходимой форме. Явления, которые можно назвать псевдодуховными, внешне схожи с лучшими проявлениями человеческого духа в его совершенности и целостности и являются редуцированными или неполноценными подобиями, искажающими ключевые характеристики духовности. На определенной стадии становления внутреннего мира личности происходит формирование всех необходимых условий для трансформации первичного духовного состояния человека в более развитые структуры личности. Данная ситуация является отражением того факта, что дух человека не представляет собой что-то абсолютное, а относительное, нуждающееся в наполнении жизнью, которое в случае свободного выбора сначала неизбежно приводит к порождению достаточно вольных интерпретаций содержания духовной целостности.

Процесс духовного развития индивида, раскрывающий духовность как становление личности как духовного существа, не может быть сведен к отдельным аспектам развития индивида и зачастую его представляют как определяющее начало формирования личности. Духовное развитие является осмыслением и одухотворением пространства бытия личности на базе понимания ценностей, высших значений и смысла жизни, когда человек следует своим высшим интересам и в то же время — высшим интересам других, которые имеют общую цель и ориентиры. Деформацию, связанную с духовной сферой индивида, преимущественно обусловливает неправильное воспитание, следствием чего является неразвитость человеческого духа, неудовлетворение духовных потребностей.

Мышление индивида под воздействием воспитания осуществляет формирование устойчивых информационных систем, вырабатывающих относительно автономные программы, позитивно или негативно воздействующие на личность22. На первых этапах их становления были заложены ориентиры их общего развития и направленности, которые приводят к отклонению личности от магистрального пути своего развития — единения с бытием на базе принципов и законов, связанных с психодуховным бытием, альтруизмом, любовью, нравственностью, ответственностью. На смену им приходят иные стратегические ориентиры — материальные блага, успехи в карьере, наличие узкого семейного круга. Определенная опасность кроется также в маниакальной устремленности к достижению духовных ценностей и идеалов. Следствием достижения данной цели любой ценой будут являться еще большая самоизоляция «эго», укрепление чувства собственной правоты, пренебрежительное отношение к окружающим, которые начинают выступать как несовершенные, лишние, мешающие индивиду на его «духовном» пути. Это способствует появлению чувства неудовлетворенности собой, раздражения, обиды, зависти и другие.

В настоящее время человек стремится реализовать свои природные таланты и превращает свои способности в товар, не учитывая их нравственную составляющую. Большое значение в процессе трансформации духовного мира приобретают оказание активного воздействия средств массовой информации на сознание и подсознание, модернизация методов проникновения в глубинные уровни человеческой психики. В настоящее время следует говорить о формировании системы защиты внутреннего мира человека.

На пути развития духовности личности возникают различные противоречия в рамках реальной картины мира, социума, индивида и их сциентистских, религиозно-догматических, идейно-политических, художественно-эстетических версий, что нередко приводит к серьезным заблуждениям, которые дезориентируют индивида и превращают его в беспомощную марионетку информационных технологий. Наблюдается утрата веры в ее наивысшем значении и замена ее маловерием и фанатизмом. В результате в феномене псевдодуховности зачастую имеет место подмена высшего духовного начала человека душевным уровнем его организации, сопряженным с увлеченностью духовными суррогатами. Эгосознание обращает особое внимание на различные психические или социокультурные феномены и формирует механизмы зацепок, в результате функционирования которых индивид приковывается к «клетке» возможных обусловленностей.

Данная зависимость мешает процессу духовного развития, который протекает все более медленными темпами по сравнению с психосоматическим и интеллектуальным развитием, что приводит к духовной неразвитости индивидов, связанной с недостаточным осознанием конкретной ситуации и всего смысла духовных проблем личности. Феномены, которые можно назвать псевдодуховными, внешне похожи с образцами духовности и иногда трактуются как свободное творческое самовыражение индивида, но с духовностью никак не связаны и искажают ее глубинные сущностные характеристики. В псевдодуховности отсутствует искренность, связанная с выражением чувств, нет накала духовного противостояния и духовной напряженности. Однако ярко проявляется желание продемонстрировать свою духовную самобытность и духовное рвение. Следует отметить, что зачастую духовность заканчивается там, где появляются претензии к ней, начинают агрессивно утверждаются некие установки и напоказ демонстрируются определенные «духовные» качества.

В сфере религиозного и внеконфессионального мистицизма и эзотеризма наблюдается их отождествление с практиками оккультизма и спиритуализма, в которых отражается желание ухода от реальной действительности в мир псевдоэзотерической реальности, которая не имеет ценности и значимости. В данном псевдомистицизме духовная многогранность зачастую сводится к пребыванию в неких «запредельных», пограничных состояниях сознания, которое предполагает наличие искусственного воздействия на внутренний мир, одержимости идеей и абсолютизации технологической стороны духовной практики.

При этом не учитываются ее общая духовно-нравственная составляющая и исходный социокультурный контекст. В средствах массовой информации вместо духовности наблюдается тиражирование псевдооккультных суррогатов, пропаганда примитивных мистицизма и спиритуализма, экстрасенсорных, уфологических явлений. Псевдодуховность отражает и гламурный образ жизни, когда под маской «утонченного вкуса» находится реклама своей исключительности, в то время как сомнительные новшества подаются как эстетические каноны.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.Информационное общество характеризует значительное распространение негативной деятельности человека, в частности, терроризма, вандализма, убийств. Это во многом связано с ростом отчуждения, трансформациями системы ценностей. В современном обществе идеалом является независимая, личность, ориентированная на достижение карьеры и успеха, измеряемых количеством денег. Все острее проявляется чувство одиночества, изолированности и ненужности, стремление доказать собственную состоятельность, стремление к самореализации любым способом, в том числе за счет осуществления негативной деятельности. Значительное возрастание в рамках информационного общества негативных последствий деятельности человека связано с появлением новых видов оружия. Негативная деятельность принимает всеобщий характер и представляет угрозу существованию человека.

2. На распространение совершения негативных действий в информационном обществе влияет анонимность социальных связей. Использование сложной техники и технологии способствует созданию огромных коллективов, в рамках которых межличностные отношения могут быть названы не иначе как псевдоколлективизм. В крупных объединениях многие индивиды теряют себя, они не в состоянии приспособиться к подобным отношениям. Постоянное соперничество сводит к практической невозможности оказания взаимопонимания и поддержки. Разобщенность людей приводят к внутреннему разладу самой личности, ее разорванности, дисгармоничности, ощущению утраты собственного «Я» и свободы. Ситуация усугубляется кризисом семьи, характерным для информационного общества.

3. Использование новых технологий способствует значительному расширению возможностей человека, формирование у него изобретательности, изворотливости, упрямства для достижения цели. Человек осознанно может совершать негативные действия, при этом не испытывая необходимости морального одобрения со стороны окружающих, не опасаясь порицания социума. Использование современных телекоммуникационных сетей может иметь место и для реализации цели, связанной с физическим уничтожением индивида посредством компьютера. Компьютер может использоваться как инструмент при реализации негативной деятельности.

4. Культура как пространство самореализации превращается в пространство, где доминируют потребление и развлечение, а также осуществляется выбор форм духовной деятельности, искусственно насаждаемых со стороны СМИ. Культура способствует не возвышению личности, а низведению ее до своего уровня, поскольку она предлагает готовые суррогатные формы в виртуальных процессах современной действительности. Несмотря на то, что человек в значительной мере подчинил себе природы, он не может как следует управлять сформированным им миром. Свобода является не только благом, но и бременем, часто оказывающимся непосильным для людей. Свободный человек должен сам искать способы своего собственного развития, в связи с этим в случае неудачного стечения обстоятельств винить он должен лишь себя. Человек вновь должен ответить на вопрос о смысле бытия, в том числе своего.

5. Сегодня духовная активность человека имеет другую мотивацию, происходит потеря ее всеохватности и мировоззренческой глубины. Прежние религии оказываются не способными к обеспечению духовной безопасности человека, поскольку не могут способствовать структуризации сознания и бессознательного. Процесс рутинизации традиционных религий, не удовлетворяющих потребности человека, приводит к тому, что традиционную религиозность, представленную устоявшимися религиозными институтами, с развитой структурой и канонами, синтезирующихся с иными культурными элементами, постепенно заменяют различные неорелигиозные системы и светские организации, которые связаны с обращением к духовным измерениям индивида.

Багаутдинов Айрат Маратович

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


по теме: «Духовная жизнь общества»


Подготовил:

доктор философских наук,

профессор Науменко С.П.


Белгород – 2008

План

Вступительная часть

1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества

2. Основные элементы духовной жизни общества

3. Диалектика духовной жизни общества

Заключительная часть (подведение итогов)


К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, что и будет предметом нашего дальнейшего анализа.


Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т. д. Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений (эстетических, религиозных, нравственных и т. д.).

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода – чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости – иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно; присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражаются общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой.

Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются по меньшей мере три «продукта»:

Идеи, теории, образы, духовные ценности;

Духовные общественные связи индивидов;

Сам человек, поскольку он, кроме прочего, – существо духовное.

Структурно духовное производство распадается на три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное.

В чем заключается специфика духовного производства, его отличие от производства материального? Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них – всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех! Пятью хлебами, о которых говорится в Евангелии, все-таки нельзя накормить тысячу человек, а пятью идеями или шедеврами искусства – можно Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. С духовными благами все иначе – от потребления они не убывают и даже наоборот: чем больше людей овладевает духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Иначе говоря, духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такое почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно, – нелепость. А вот искусство для искусства – вовсе не такая глупость, как это может показаться на первый: взгляд. Такого рода феномен самодостаточности деятельности встречается не так уж редко: различные игры, коллекционирование, спорт, любовь, наконец. Разумеется, относительная самодостаточность такой деятельности не отрицает ее результата.

Список использованной литературы

1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

3. Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

4. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

5. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

8. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.

9. Франк С.Л Духовные основы общества. - М., 1992.

Литература:

Основная

1. *Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. – Белгород, 2000. – Тема 19.

2. *Кириленко Г.Г. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

3. *Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. – Глава 18.

4. *Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001. – Раздел IV, глава 21, 23.


Дополнительная

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избр. произведения. – М., 1988.

2. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. – М., 1994.

3. Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

4. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1992.

5. Франк С.Л Духовные основы общества. – М., 1992.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Некоторые общие законы развития систем можно применять и по отношению к обществу. Когда мы говорим о системах, мы подразумеваем некое целое, которое составлено из частей и является единством. Единство это, что очень важно, не сводится лишь к составляющим его элементам.

Общество также является системой, представляет собой организованную совокупность людей. Все мы являемся его частью, поэтому многие из нас задаются вопросом о том, как происходит его развитие. Законы развития его можно обнаружить, рассмотрев источники прогресса. В обществе взаимодействуют между собой три сферы реальности, "миры", которые не сводимы друг к другу. Это, во-первых, мир вещей и природы, который существует независимо от сознания и воли человека, то есть он является объективным и подчинен различным физическим законам. Во-вторых, это мир, в котором предметы и вещи имеют общественное бытие, поскольку являются продуктами деятельности человека, его труда. Третий мир представляет собой человеческую субъективность, относительно независимые от объективного мира духовные идеи и сущности. Они обладают наибольшей степенью свободы.

Природа как источник общественного развития

В мире природы находится первый источник, обеспечивающий общественное развитие. Законы развития социума в прошлом часто формулировались с опорой на нее. Она является основанием существования общества, которое, взаимодействуя с ней, совершенствуется. Не стоит забывать и о том, что именно законы развития природы привели к появлению человека. Крупнейшие цивилизации, что характерно, зародились в руслах больших рек, а самое успешное в мире развитие капиталистической формации осуществлялось в государствах с умеренным климатом.

Следует отметить, что современный этап взаимодействия общества и природы отмечен понятием Его главной причиной стала установка людей на покорение природы, а также игнорирование границ ее устойчивости к антропогенным воздействиям. Люди закрывают глаза на основные законы развития, забывают обо всем в погоне за сиюминутной выгодой и не учитывают последствия. Следует изменить поведение и сознание миллиардов жителей Земли для того, чтобы и дальше природа могла обеспечивать нас необходимыми ресурсами.

Роль техники в развитии общества

Следующий источник - технологические детерминанты, то есть роль техники, а также процесс разделения труда в социальном устройстве. Они также обеспечивают социальное развитие. Законы сегодня нередко формулируют, беря за основу роль техники. Это и неудивительно - она сейчас активно совершенствуется. Однако, по мнению Т. Адорно, вопрос о приоритете техники и экономики - это вопрос о том, что появилось раньше: яйцо или курица. Это же можно отнести к типу и характеру труда человека, определяющим во многом систему общественных отношений. Особенно очевидно все это стало сегодня, когда наметились контуры Основное противоречие в данном случае возникает между преследуемыми человеком гуманными целями своего существования и несущим потенциальную угрозу миром информационной техники. Многие проблемы вызывает ее активное развитие.

Законы развития социума поэтому начинают пересматриваться, акцент делается на О ней мы сейчас и поговорим.

Духовная сфера как источник общественного прогресса

Маркс полагал, оставив в стороне "первичную" (исходную) ступень, а также "вторичные формы" общины, выросшие на ее форме, что применительно к эпохе классового общества и цивилизации античный, феодальный, азиатский и буржуазный (современный) способы производства можно назвать прогрессивными эпохами общественной экономической формации. В общественной науке СССР применялась упрощенная формула процесса исторического развития, подразумевающая переход первобытного общества сначала к рабовладельческому, затем к феодальному, после чего к капиталистическому и, наконец, к социалистическому.

Концепция "локальных цивилизаций"

Наибольшим признанием в философской мысли 19-20 веков пользуется концепция "локальных цивилизаций", которая была создана усилиями А. Д. Тойнби, О. Шпенглера и Н. А. Данилевского. Согласно ей, все народы делятся на цивилизованные и первобытные, а первые - еще и на культурно-исторические типы. Феномен, сформулированный как "Вызов-и-Ответ" представляет здесь особый интерес. Он состоит в том, что спокойное развитие вдруг сменяется критической ситуацией, которая побуждает, в свою очередь, к росту той или иной культуры. Авторы данной концепции совершили попытку преодоления в понимании цивилизации европоцентризма.

Системный подход

В последней четверти 20 века развит был подход, согласно которому мир представляет собой систему, в которой действуют законы развития человека и общества. Это связано с тем, что в данное время свою силу набирал процесс В мировом конгломерате можно выделить "периферию" и "ядро", образующие в целом "мир-систему", которая существует по законам суперформации. Главным товаром сегодняшнего типа производства стала являться информация и все связанное с ней. А это меняет, в свою очередь, представление о том, что исторический процесс - линейного типа.

Законы экономического развития

Это постоянно повторяющиеся, существенные, устойчивые связи между экономическими явлениями и процессами. Например, в законе спроса выражается обратная зависимость, существующая между изменением цены некоторого товара и спросом, который возникает на него. Как и иные законы жизни общества, экономические действуют вне зависимости от желания и воли людей. Можно выделить среди них универсальные (общие) и специфические.

Общие - те, которые действуют на протяжении истории человечества. Они функционировали еще в первобытной пещере и продолжают быть актуальными в современной фирме, а также будут действовать в будущем. Среди них можно выделить следующие законы экономического развития:

Повышения потребностей;

Прогрессивного развития экономики;

Возрастания альтернативных издержек;

Растущего разделения труда.

К постепенному увеличению потребностей неизбежно ведет развитие общества. Это значит, что со временем у людей растет представление о наборе благ, который они расценивают как "нормальный". С другой стороны, увеличивается стандарт каждого типа благ, которые потребляются. Первобытные люди, например, хотели иметь, прежде всего, много пищи. Сегодня человек, как правило, уже не заботится о том, чтобы не умереть от ее недостатка. Он стремится к тому, чтобы пища его была разнообразной и вкусной.

С другой стороны, по мере того, как удовлетворяются потребности чисто материальные, усиливается роль социальных и духовных. Например, в современных развитых государствах при выборе работы молодежь озабочена все сильнее не столько тем, чтобы зарабатывать больше (что позволяет изысканно одеваться и питаться), сколько тем, чтобы труд имел творческий характер, давал возможность самореализации.

Люди, стремясь удовлетворить новые потребности, совершенствуют производство. Они увеличивают ассортимент, качество и количество благ, производимых в экономике, а также повышают эффективность использования различных природных ресурсов. Данные процессы можно назвать экономическим прогрессом. Если существование прогресса в искусстве или морали оспаривается, то в экономической жизни он бесспорен. Его удается достичь с помощью разделения труда. Если люди будут специализироваться на производстве каких-то конкретных благ, то заметно возрастет общая производительность. Однако для того, чтобы у каждого человека был полный набор благ, необходимых ему, нужно организовать постоянный обмен между членами общества.

Редистрибуция и децентрализованный обмен

К. Поланьи, американский экономист, выделил 2 метода координации действий между участниками производства. Первый - редистрибуция, то есть обмен, централизованное перераспределение. Второй - рынок, то есть децентрализованный обмен. В докапиталистических обществах преобладал редистрибутивный продуктообмен, то есть натуральный, осуществляемый без использования денег.

При этом государство изымало в принудительном порядке часть продуктов, произведенных его подданными, у них для дальнейшего перераспределения. Не только для обществ средневековья и древности был характерен этот метод, но и для экономики стран социализма.

Еще при первобытном строе зародился рыночный товарообмен. В обществах докапиталистических он, однако, являлся в основном второстепенным элементом. Лишь в капиталистическом обществе рынок становится главным методом координации. Государство при этом активно поощряет его развитие, создавая различные законы, например, "Закон о развитии предпринимательства". Активно используются денежные отношения. Товарообмен осуществляется в данном случае по горизонтали, между производителями, которые равноправны. Каждый из них обладает полной свободой выбора в поиске партнеров по сделкам. "Закон о развитии малого предпринимательства" обеспечивает поддержку мелким фирмам, которым сложно функционировать в рамках растущей конкуренции.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-


Давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-