Епископ зарайский константин ректор коломенской духовной семинарии. Константин, митрополит Петрозаводский и Карельский (Горянов Олег Александрович)

Библейская история о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя, занимает одно из центральных мест в жанровой живописи, как и в искусстве в целом. Со временем Саломея стала ассоциироваться с образом фатальной, и в то же время притягательной женщины

Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея », Рихард Штраус создал по её мотивам , а Флоран Шмитт написал балет «Трагедия Саломеи », поставленный в своё время легендарным .

Но чаще все библейская Саломея появлялась в живописи художников разных эпох.

Нужно отметить, что в Новом Завете о Саломее сказано немного. Она была иудейской царевной, царицей Халкиды и Малой Армении, дочерью Иродиады и Ирода Боэта, а позже - падчерицей Ирода Антипы. Последний приходился ей дядей по отцу, и с ним же ей мать имела связь. Эту связь Иродиады и Ирода Антипы публично осуждал Иоанн Креститель, за что был посажен в тюрьму.

В это время Саломея танцевала на дне рождения Ирода Антипы, и её танец настолько понравился дяде, что он пообещал племяннице исполнить любое её желание. Возможно под влиянием матери, но Саломея попросила Ирода Антипу принести ей голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанна Крестителя обезглавили и принесли его голову Саломее на блюде.

Эта история больше похожа на легенду, ведь Иоанна Крестителя могли убить из политических мотивов. Также история с танцем и желанием Саломеи могла быть создана для отвода глаз, ведь существует мнение, что Ирод Антипа не хотел убивать Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». Как бы там ни было, а образ роковой образ Саломеи навеки пленил умы художников.

Одним из первых упомянул Саломею в живописи итальянский художник Джотто, на картине «Пир у царя Ирода» 1320 года. За ним последовали другие художники эпохи Возрождения (Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт) и более поздние (Гюстав Моро, В. Суриков и другие).

Джотто. "Пир у царя Ирода". 1320

Практически на всех картинах Саломея - это красивая, изящная, молодая женщина. И её невинная красота очень контрастирует с присутствующей на многих полотнах головой Иоанна Крестителя.

Беноццо Гоццоли. "Танец Саломеи". 1461-1462

Себастьяно дель Приомбо. "Дочь Иродиады". 1510

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1515

Лукас Кранах Старший. "Пир Ирода". 1530

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". Ок. 1530

Караваджо. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1605

Библейская легенда гласит:

ПРОЛОГ.

Ирод Антипа властвовал в двух провинциях - в Галилее и в Переи. Был он человеком злобным и завистливым. Ироду было за 50, когда он влюбился и решил жениться на жене своего брата Иродиаде, которого он лишил наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением и мечтала о власти.

Ирод Антипа

Тициан, Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, ок. 1530

ЗАВЯЗКА.

Иоанн Креститель открыто выступал против этого брака. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой. Он не переставал упрекать Ирода и после того, как его заточили в крепость. Поэтому узник был опасным для Иродиады и она искала повода разделаться с ним.


Джотто, Пир у царя Ирода, 1320 *** КУЛЬМИНАЦИЯ.

В день своего рождения Ирод устроил пир. Собралось много почетных гостей от военачальников до старейшин Галилеи. Ирод просит станцевать дочь Иродиады - Саломею ритуальный танец семи покрывал, которым женщина говорит мужчине, что она в его власти, Саломея соглашается за награду, которую объявит после. Она исполнила перед гостями зажигательный сирийский танец и угодила имениннику. Гости, как околдованные смотрели за нею - так прекрасна она была, так легки и изящны были ее движения. Они просили ее станцевать еще и еще.

А когда Саломея закончила, пьяный Антипа воскликнул: «Проси у меня что хочешь!! Клянусь - все, что ты захочешь, будет твоим, хоть половина царства!!!»

Он призвал в свидетели присутствующих, что клятвенно выполнит любое пожелание царевны. Саломея решила посоветоваться с матерью. Мать ненавидя пророка за его слова, которые он осмелился сказать про нее, подсказала: "Голову…..Требуй голову Иоанна! И чтоб принесли ее немедленно!»

Саломея вернувшись в зал произнесла: «Я прошу голову…..голову самого Иоанна Крестителя»

И смолкли гости. Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. А теперь онемели от ужаса.Многие из них были людьми бесчестными. Немало дурных дел совершили они в жизни. Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Но убить пророка! На это из них не решился бы никто.Лицо Антипы помрачнело. Пророк всегда внушал ему уважение. Однако Ирод, желая сдержать слово, данное при знатных гостях, приказал выполнить просьбу юной девушки. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Саломея отнесла страшный дар матери.


Лукас Кранах Старший, Пир Ирода, 1530 *** ЭПИЛОГ.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли.Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли.


Беноццо Гоццоли, Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1461-1462
"Salome" Gaston Bussiere (1862-1929) ***

Танец-обнажение появился в глубокой древности, и тогда к нему относились с благоговейным уважением. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов. Месть семи покрывал. Танцы с раздеваниями. Были алмеи и у евреев. В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. В 39 году нашей эры на дне рождения иудейского царя Ирода гостей развлекала его правнучка, танцовщица Саломея. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта просьба была исполнена. Так Саломея - может быть, впервые в истории - использовала стриптиз как орудие мести. Танец с раздеванием начал превращаться из священного ритуала в источник личной выгоды для исполнительницы.


Ханс Мемлинг, Алтарь Св. Иоанна Крестителя, 1474-1479
Саломея. Бартоломео Венето *** Саломея (5 год или 14 год — между и ) — иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта , падчерица Ирода Антипы ; впоследствии царица Халкиды и Малой Армении . Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. ).

Сохранились монеты с её изображением, датируемые - гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной — Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Первоначально, Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II . После его смерти вышла замуж за двоюродного брата по матери, Аристобула, сына Ирода Халкидского ; от него родила трёх сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула.

ВАТИКАН, 7 октября. /ТАСС/. Канадский кардинал и префект конгрегации по делам епископов Марк Уэлле опроверг обвинения бывшего нунция (посла) Ватикана в США Карло Марии Вигано в адрес Папы Римского Франциска в том, что он не предпринял должных мер в отношении бывшего архиепископа Вашингтона кардинала Теодора Маккэррика, обвиняемого в педофилии. Открытое письмо Уэлле распространила в воскресенье служба печати Святого престола.

Кардинал обращается в нем непосредственно к Вигано и, ссылаясь на информацию, которой он обладает в качестве префекта по конгрегации по делам епископов, называет обвинения экс-нунция "несправедливой и неоправданной нападкой, безосновательной политической фальшью, направленной против единства церкви". "Дорогой брат, обвинения Папы Франциска в том, что он покрывал предполагаемого хищника и был сообщником коррупции в лоне церкви, не заслуживают малейшего доверия. И не могу понять, как ты мог поверить в такое", - пишет кардинал Уэлле.

Ранее Вигано опубликовал материалы, в которых утверждается, что церковное руководство с 2000 года было в курсе обвинений в педофилии кардинала Маккэррика, а папа Франциск был проинформирован об этом деле после избрания на престол в 2013 году, однако не принял никаких шагов и даже отменил те карательные меры, которые применил к кардиналу его предшественник Бенедикт XVI. В свете этих обвинений он призвал к отставке понтифика.

Несмотря на то, что большая часть представителей католического мира и церковного руководства встали на защиту Франциска, от Ватикана ожидали пояснения дела 88-летнего кардинала Маккэррика, который обвиняется в том, что 45 лет назад растлил малолетнего и вступал в сексуальные отношения со взрослыми семинаристами, когда был простым священником. В конце июля он подал в отставку. Этот скандал разрастался на фоне проблемы Римско-католической церкви со священниками-педофилами.

Реакция Ватикана

Первоначально Франциск отказался комментировать заявления Вигано, дав понять, что они несостоятельные. Несколько дней назад Святой престол опубликовал письмо, в котором указывалось, что даже "если внешне действия Ватикана кажутся непоследовательными", Папа Римский постановил провести расследование обвинений в адрес Маккэррика и лично настоял на его отставке, когда были получены достаточные доказательства его вины.

Во внутриватиканских кругах полагают, что иерархи США пытаются переложить ответственность за преступления сексуального характера бывшего архиепископа Вашингтона кардинала Теодора Маккэррика на Папу Римского Франциска, обвиняя его в укрывательстве педофила. Кроме того, среди экспертов-ватиканистов существует достаточно распространенное мнение, что против Франциска, который не угоден определенным американским лобби за свои обличающие современную экономику заявления, идет целенаправленная кампания.

Скандал о священниках-педофилах начался во время понтификата предыдущего папы Бенедикта XVI и, не исключено, косвенно стал причиной его отречения от престола. Франциск неоднократно признавал ответственность католического руководства за преступления священников-педофилов. Он также учредил специальную комиссию по защите прав малолетних, которая занимается расследованиями случаев педофилии в церкви.

Дата рождения: 3 августа 1977 г. Страна: Россия Биография:

Родился 3 августа 1977 г. в Москве в семье священника. Отец, протоиерей Константин Островский, — настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа, председатель Отдела по реставрации и строительству .

В 1994 г. окончил среднюю школу и детскую церковную музыкальную школу при Успенском храме г. Красногорска. В 1990-1995 гг. исполнял различные послушания в Успенском храме г. Красногорска.

6 января 2001 г. митрополитом Крутицким Ювеналием пострижен в монашество с именем Константин в честь священномученика Константина Богородского.

15 февраля 2001 г. митрополитом Крутицким Ювеналием рукоположен во диакона, а 2 декабря 2002 г. — во пресвитера с возложением набедренника.

В 2002 г. назначен проректором по воспитательной работе. С 2003 г. руководил хором Коломенской духовной семинарии и преподавал сравнительное богословие, с 2007 г. — церковное пение.

В 2003-2006 гг. — член Епархиального совета Московской областной епархии.

В 2004 г. назначен клириком Введенского храма Коломенской духовной семинарии и секретарем богослужебной комиссии Московской епархии. В 2005 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией.

В 2006 г. награжден наперсным крестом.

В 2009 г. назначен регентом хора духовенства Московской епархии, в 2011 г. — заведующим миссионерско-катехизаторскими курсами Московской епархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. () избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии, и назначен на должность ректора Коломенской духовной семинарии.

Бывший ректор СПбДА, ныне председатель Синодальной богослужебной комиссии Константин (Горянов).

ЖУРНАЛ № 9
ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вдовствующей кафедры Петрозаводской епархии в связи с кончиной митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой Карельской митрополии быть архиепископу Курганскому и Шадринскому Константину, председателю Синодальной богослужебной комиссии.
2. Выразить благодарность Преосвященному Константину за архипастырское управление Курганской епархией.

Архиепископ Константин (Горянов) и епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов) - давние соработники. Еще в 2000 году ректор Санкт-Петербургской духовной академии Константин рукоположил студента 3-го курса СПбДА иеродиакона Игнатия в иеромонахи под крики студентов: «Анаксиос» («Недостоин»). Расправа над бунтовщиками была сурова – студенты были отчислены, преподаватели, заподозренные в сочувствии им – уволены.

Одним из последствий бунта и реакции на него начальства стало заметное падение конкурса в СПбДА, снижение качества преподавания и уровня образования студентов. Накануне празднования юбилея возрождения духовных школ в 2006 году, который Константин провел, не получив ни одной награды, Патриарх Алексий II прилюдно бросил ему: «Ты превратил академию в бурсу!»

На посту ректора СПбДА (1996 - 2008) Горянов ревностно боролся с заразой экуменизма, за что в конце и пострадал. Его «повышение» в 2008 г. на Курганскую кафедру связывалось с его поведением во время конференции памяти 30-летия со дня смерти митрополита Никодима, когда члены синода были вынуждены делиться воспоминаниями о усопшем владыке под грохот отбойных молотков (Горянов отказался остановить затеянный им к конференции ремонт академии).

В экономическом аспекте Горянов, в отличие от Тарасова, чье возможное назначение главой митрополии ожидалось с ужасом, внушает сдержанный оптимизм, судя по его выступлению в декабре 2011 года на епархиальном собрании Курганской области: «Почему, когда я просил не делать мне подарки к 60-летию и 20-летию архиерейской хиротонии, клир епархии выполнил эту просьбу, а когда я требую не брать «левый товар» у коробейников – это не выполняется. За время управления епархией я не увеличил взносы ни одному приходу, ни на один рубль». Т.е., централизованные закупки – это святое, но увеличивать налог в три раза он, скорее всего, не будет.

Однако религиозному согласию в Карелии предстоят непростые времена. Соболезнуя об утрате митрополита Мануила, епископ Церкви Ингрии А. Кугаппи отметил , что «за годы служения митрополита Мануила, и во многом благодаря его стараниям, между лютеранами и православными установились теплые, дружественные отношения». Архиепископ Горянов – давний ненавистник экуменизма, да и к иноверцам неровно дышит : «… наши умные враги давно поняли, что вводить <Основы православной культуры> не надо. Категорически не надо, потому что это стратегический вопрос возрождения русского народа... При этом Саудовская Аравия финансирует исламское образование на территории России. Они отлично понимают, какую отдачу дают деньги, вложенные в религиозное образование. То же касается иудейского религиозного образования на территории России, которое частично осуществляется и за наш государственный счет».

Ну и понятно, в какой епархии будут обкатываться все нововведения Синодальной богослужебной комиссии.