Философия воли шопенгауэра ф ницше. А

Преимущества

Светосильный объектив с 25-кратным зумом
Ultra HD и режим замедленной съемки
Защищенный от брызг корпус
Высокий уровень детализации и резкости
Очень небольшое снижение резкости к краю
Быстрая серийная съемка

Недостатки

Медленный автофокус
Ухудшение резкости при фотографировании с большим зумом
Не самое лучшее соотношение «цена/качество»

Результаты тестирования Sony Cyber-shot DSC-RX100 III

  • Соотношение цена/качество
    Отлично
  • Место в общем рейтинге
    12 из 58
  • Соотношение цена/качество: 89
  • Качество изображения (50%): 99.3
  • Оснащение и управление (40%): 85.5
  • Быстродействие (10%): 64.8

Редакционная оценка

Пользовательская оценка

Вы уже поставили оценку

— один из лучших образцов фототехники из всех, которые попадали к нам в лабораторию. Несомненно, главной фишкой является удивительно большой электронный видоискатель с очень высокой резкостью, который «скрывается» в корпусе камеры и выдвигается с помощью специальной кнопки.

Для компоновки сюжета вы можете использовать и резкий 3-дюймовый поворотный экран. Но, надо заметить, дисплей не сенсорный. Разработчики Sony к тому же отказались от горячего башмака, который был у модели-предшественницы RX100 II. На его месте расположена выдвижная вспышка с дальностью действия 6,5 метра.

Sony Cyber-shot DSC-RX100 III: Результаты теста

К числу важных функций можно отнести зум со стабилизацией изображения по пяти осям. По сравнению с предыдущими моделями производители немного уменьшили зум камеры с 3,6 до 2,9, зато фотоаппарат стал значительно более светосильным.

В пленочном эквиваленте оптика имеет фокусное расстояние 24-70 мм, а объектив F1,8-2,8, как уже сказано выше, удивительно светосильный. От этого, прежде всего, выигрывает выдержка, особенно в условиях плохого освещения, а также это дает возможность создавать снимки с хорошим боке.

Правда, 18 удобных сюжетных программ в этом вам не помогут, придется работать в одном из мануальных режимов (P, S, A, M). Вы сможете вручную или автоматически включить встроенный ND-фильтр, который увеличивает минимальное время выдержки 1/2000 секунды на три стопа диафрагмы.

Плюс камеры еще и в том, что оптика не дает искажений изображения. Даже на большом зуме не возникает потери резкости. Только резкость по краям постепенно уменьшается примерно на 26 процентов, но это вполне приемлемые результаты.


: Благодаря поддержке формата RAW, вы сможете после съемки профессионально обработать фотографии.

Sony Cyber-shot DSC-RX100 III: качество снимков

Потеря резкости у обычно небольшая: огромная для компактной камеры 1-дюймовая матрица с разрешением 20 Мпикс гарантирует 1600 пар линий на высоту кадра и вместе с тем очень высокую резкость. Этот показатель не меняется до значения светочувствительности ISO 3200. И только с этого уровня ISO при полноэкранном просмотре становится заметен шум.

Уровень детализации тоже удивляет: он начинает существенно снижаться лишь с ISO 1600. Виной этому, возможно, является система шумоподавления, которая работает сравнительно неплохо. Короче говоря, процессор Bionz-X, известный нам еще по Alpha 7R функционирует отлично. А благодаря его вычислительной мощности существенно увеличилась скорость обработки изображения.

Это проявляется, например, при максимальной светочувствительности ISO 25 600: чтобы сохранить низкий уровень шума, камера Sony DSC-RX100 III снимает несколько кадров друг за другом, а затем, соединяя наименее «зашумленные» участки, создает новое изображение. По сравнению с RX100 II этот процесс происходит быстрее.

Более высокая скорость заметна также и при серийной съемке. способна создавать 10 кадров в секунду с бесконечным количеством снимков в серии. Всегда готовый к моментальной съемке автофокус также показал очень высокую скорость срабатывания.

Разработчики Sony улучшили и режим видео: поддерживается съемка в формате Full HD со скоростью 50 кадров/сек, а стереозвук ­ камера записывает с битрейтом в 50 Мбит. Кто установит качество видео 720p, может получить скорость даже 100 кадров/сек. Естественно, это предусматривает использование карты памяти SDXC с емкостью как минимум 64 Гбайт, которая поддерживает формат XAVC-S.

Лишь по одному параметру камера уступает предшественнице: автономная работа. Одного заряда аккумулятора хватит на 99 минут видео и от 160 до 500 фотографий. Впрочем, на целый день фотопрогулки этого вполне хватит.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА

Качество изображения (50%)

Оснащение и управление (40%)

Быстродействие (10%)


Характеристики и результаты тестирования Sony Cyber-shot DSC-RX100 III

Соотношение цена/качество 89
Тип камеры творческая
Максимальное разрешение 20,0 Мпикс
Макс. разрешение фото 5.472 x 3.648 пикселей
Макс. разрешение видео 1.920 x 1.080 пикселей
Дисплей: диагональ 3,0 дюйма
Дисплей: разрешение 1.229.000 субпикселей
Дисплей: поворотный двухосевой
Дисплей: регулировка яркости да
Матрица: тип CMOS
Матрица: размер 1 дюйм
Оптический зум 2,9x
Минимальное фокусное расстояние 8,8 мм;
Максимальное фокусное расстояние 25,7 мм;
Оптический стабилизатор изображения с подвижной матрицей
Диафрагма объектива (Широкий угол - Теле) 1:1.8 - 1:2.8
Режимы съемки авто, программный, с приоритетом диафрагмы, выдержка, ручной
Панорамный режим съемки панорамная съемка с Auto-Stitching
Минимальная выдержка (авто) 1/2.000 c
Максимальная выдержка (авто) 30,00 c
Минимальная светочувствительность (ISO мин) ISO 80
Максимальная светочувствительность (ISO макс) ISO 12.800
Баланс белого предустановленный, ручная настройка
Разрешение по центру при ISO мин 1.694 пар линий
Разрешение по краям при ISO мин 1.324 пар линий
Разрешение по центру при ISO 400 1.643 пар линий
Разрешение по краям при ISO 400 1.390 пар линий
Разрешение по центру при ISO 800 1.744 пар линий
Разрешение по краям при ISO 800 1.405 пар линий
Разрешение по центру при ISO 1600 1.671 пар линий
Разрешение по краям при ISO 1600 1.338 пар линий
Точность передачи текстуры (Kurtosis) / деталей (Dead Leaves) при ISO мин 90 %
Точность передачи текстуры (Kurtosis) / деталей (Dead Leaves) при ISO 400 91 %
Точность передачи текстуры (Kurtosis) / деталей (Dead Leaves) при ISO 800 81 %
Точность передачи текстуры (Kurtosis) / деталей (Dead Leaves) при ISO 1600 73 %
Экспертная оценка: детализация при ISO мин хорошо (1,5)
Экспертная оценка: детализация при ISO 400 хорошо (1,5)
Экспертная оценка: детализация при ISO 800 хорошо (2,3)
Экспертная оценка: детализация при ISO 1600 хорошо (2,3)
Шумность при ISO мин 1,45 VN (1,5 VN1, 1,0 VN3)
Шумность при ISO 400 1,56 VN (1,60 VN1, 1,20 VN3)
Шумность при ISO 800
Шумность при ISO 1600 1,75 VN (1,80 VN1, 1,30 VN3)
Макс. хроматическая аберрация (Широкий угол / теле) 0,21 / 0,20 пикселей
Виньетирование (Широкий угол / теле) 0,3 / 0,5 ступеней
Искажения (Широкий угол / теле) 0,1 / -0,1 %
Форматы изображений JPEG, RAW+JPEG
Время включения (до получения первого фото) 2,3 c
Задержка спуска затвора в широкоугольном положении (с автофокусом) 0,36 c
Задержка спуска затвора в телефото (с автофокусом) 0,46 c
Пауза между двумя последовательными кадрами 0,5 c
Скорость серийной съемки в JPEG 10 кадров в секунду
Максимальная длина серии в JPEG зависит только от объема свободной памяти
Название аккумулятора NP-BX1
Стоимость аккумулятора 30 евро
Фото на одной зарядке аккумулятора 320 фотографий
Видео: макс. время записи на одном заряде аккумулятора 99 мин
Видео: контейнер MP4
Видео: кодеки H.264
Видео: максимальная длина ролика 29 мин
Поддерживаемые карты памяти SDXC
Встроенный накопитель -
Горячий башмак -
Приемник GPS -
Датчик ориентации двухосевой
Водонепроницаемый корпус -
Габариты 102 x 58 x 41 мм;
Вес 290 г

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860) . Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.

Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма , воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека . Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

закон бытия - для пространства и времени; закон причинности - для материального мира; закон логического основания - для познания; закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

Непосредственного познания; отвлеченного (рефлективного) познания; интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

Лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля; мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли; точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные"насущные" философские проблемы - человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, "философии жизни") и позитивизма.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Ницше считается основоположником родственной иррационализму "философии жизни".

Основные труды: «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». Работы у Ницше противоречивые, потому что очень сложно найти определенную мысль.

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

"воля к жизни"; воля внутри самого человека ("внутренний стержень"); неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты; "воля к власти".

Последней разновидности воли - "воле к власти" - философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. «Воля к власти» лежит в основе бытия у Ницше. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

Философия Ницше связана с понятием «сверхчеловек». «Сверхчеловек» - существо, которое отрицает среднего человека. «Сверхчеловек» - особый аристократ, который отрицает христианскую мораль; зарождение такого человека злоба. Философия такого слабого человека – уничтожу, а падающего подтолку.

1 класс – Орлы, которые всех подчиняют.

2 класс – Ягнята, которые подчиняются.

Пророк и провидец Заратустра(персидский принц) излагает в известном смысле новую религию. Конечной целью стремления человека является жизнь. Жизнь космична и биологична: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возрождения».

Философия жизни - это популярное направление, появившееся в конце 19 века. Какие его основные характеристики? Жизнь, согласно этому философскому направлению, - это совокупность целого ряда аспектов. Мыслители уделяли внимание и психологической, и биологической, и социальной, и культурной стороне бытия.

Одна из самых важных особенностей трудов представителей такого направления, как философия жизни, - это попытка рассмотреть существование личности в его цельности и совокупности всех деталей. Мыслители старались объять все бытие человека, расшифровать его смысл. Самые работающие в рассматриваемом направлении, - это Ницше и Шопенгауэр. Попробуем сформулировать основные положения их трудов.

Можно сказать, что философия жизни Шопенгауэра достаточно пессимистична. Великий мыслитель считал, что существование человечества и разум - это несовместимые понятия. Философ не верил в прогресс. Он писал, что вся жизнь человека подчинена не разумным побуждениям, а так называемой воле. по Шопенгауэру? Если объяснять коротко, то это основной инстинкт, который побуждает человека к сохранению жизни любой ценой. Воля выражается в определенных аффектах. В основном это потребность во власти, любви и так далее. Следует также отметить, что воля абсолютно слепа. Она не подчинена

Шопенгауэр считал, что пока есть эта воля к жизни, которая толкает человека к бесцельным и неконструктивным поступкам, все существование фактически бессмысленно и хаотично. Какое же решение предлагает знаменитый мыслитель? Философия жизни Шопенгауэра заключается в том, что человек должен понять необходимость отказа от воли. Только в этом случае его жизнь не будет подчинена инстинкту, и индивид обретет подлинную свободу. Здесь можно провести аналогию с древними мистическими учениями, где указывалось, что заключается в достижении нирваны. И великий философ, и мудрецы призывают к отказу от иллюзорного мира, который подчинен инстинктам.

Иррационализм Шопенгауэра разделял и знаменитый жизни его воспевает сильного человека, который смог сам. Ницше призирал обывателей, их мелкие заботы и стандартное мышление. Он пел гимн сверхчеловеку, который далек от условностей, авторитетов, общественного мнения. Стоит отметить, что Ницше также упоминал в своих трудах волю, как стержень жизни человека. Однако здесь стоит внести небольшие дополнения. Под волей философ подразумевал стремление властвовать. В каком-то смысле в этом и кроется причина того, что Ницше являлся противником христианской морали. Философ полагал, что религия делает из людей рабов. Чего стоит его высказывание о том, что только когда бог умрет, человек окончательно освободится. Ницше же воспевал повелителя, властителя жизни, который не подчиняется никому и ничему. При этом не стоит думать, что философ был склонен к нигилизму. Ницше отмечал в своих трудах важность самостоятельного разумного мышления, индивидуального познания жизни. Мыслитель считал, что каждая личность в силах выработать собственные принципы своего существования, а не принимать те знания и законы, которые навязаны извне. Ницше писал, что сверхчеловек - это вершина, к которой обязан стремиться каждый разумный человек

Если вы интересуетесь таким направлением, как философия жизни, для лучшего и полного его понимания вам необходимо прочитать труды множества авторов. Стоит заметить, что основные положения мыслителей могут значительно различаться между собой. Несмотря на то, что философы работали в одном направлении, у каждого из них есть собственный взгляд на мир, и место человека в нем.

С середины 18 в. в европейской философии господствующее положение занимает рационалистическое направление. Рационалистическое понимание проблем сохраняется и в 20 в. Примером такого влияния являются различные школы "философии науки".

В середине 19 в. в западноевропейской философии появляются и выходят на передний план иррационалистические концепции.

Первые иррационалистические идеи появляются еще в Античности (учения орфико-пифагоризма, платонизма и неоплатонизма, позднего стоицизма и т.д.). Позднее появляется французский скептицизм М. Монтеня, религиозно-философские искания Б. Паскаля, С. Кьеркегора и др.

Наиболее полное и всестороннее развитие в светской западноевропейской философии иррационализм получает со второй половины 19 в. Его влияние на развитие философии ощущается на протяжении всего 20 в.

Иррационализм, как философское направление не связан ни с какими конкретно-историческими процессами - в его концепциях, школах и течениях отражаются такие стороны бытия и мироощущения человека, которые оказываются не выраженными в рамках рационализма.

Распространение иррационалистических идей происходит в связи с разочарованием в тех идеалах, которые провозглашал рационализм.

В середине 19 в. люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. В философии, литературе, искусстве утверждается мысль о беспочвенности надежд на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществление собственно человеческих целей.

Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - это основные черты умонастроений второй половины 19 в. - начала 20 в.

В иррационализме духовное отождествляется со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта.

Все формы рационального, целесообразного отношения к миру объявляются в иррационализме производными от первоначальной, досознательной основы.

В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта, и какая интерпретация дается этому началу, выделяют философские школы: "философия воли" А. Шопенгауэра и др.; "философия жизни" Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона и др.; экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю и др.

Иррационализм и «философия жизни» - это направления неклассической немецкой философии.

Представители неклассической идеалистической философии ставили своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя старые подходы. Они объясняли мир с позиций идеализма, но идеализма Платона, Аристотеля и других представителей доклассической философии.

В конце 19 в. сложилась культурно-историческая обстановка, в которой интенсивно развивалась наука, шло покорение природы, разрушились остатки феодальных общественных отношений. Идеи рационализма, веры в разумность мира все больше утверждались в общественном сознании. Считалось, что принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и на основе этих принципов следует строить совершенное государство (философский рационализм от Ф. Бэкона до Гегеля).

Опыт истории показал, что у всего есть оборотная сторона; слепой инстинкт, воля к жизни и воля к власти нередко перевешивают доводы рассудка. Примером может быть французская революция 1789-1793 гг., которая была подготовлена на идеях Просвещения, но породила террор, развязанный теми, кто взялся перестраивать жизнь на "принципах разума". В связи с этим в философии возник вопрос: может быть массы живут мифами и иллюзиями и им не нужна истина? К тому же, развитие науки и техники показало не только их положительные, но и отрицательные стороны. Они не только облегчали жизнь людей, но и несли разрушение. Поэтому принципы рационализма начинают активно пересматривается и формируется новое философское направление - иррационализм, в котором отвергаются логические связи в природе, окружающий мир воспринимается как целостная и закономерная система, подвергается критике сама идея развития.

Главная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир – это разрозненный хаос, который не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, аффектам и воле.

В учениях Ф. Ницше и А. Шопенгауэра воля понимается как самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) является основоположником иррационалистической философии 19 века.

На философские взгляды Шопенгауэра оказали влияние идеи Платона и Канта, но в большей степени - философия и религия Древней Индии. Шопенгауэр ссылается на Веды, упанишады, буддизм, использует термины "майя" (видимость, иллюзия), "нирвана" (остывание, угасание) и др. Он переосмысливает кантовскую "вещь в себе", представив ее как "волю к жизни" - некую недоступную познанию сущность мира.

В своем творчестве выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Роля является, по мнению Шопенгауэра, основополагающим началом мироздания. Воля понимается как бесконечное стремление. "Она безосновна", "вне причинности, времени и пространства". "Воля - это внутренняя сущность мира". Воля первична, она ничем не обоснована, не имеет ни причины, ни цели.

Шопенгауэр наделяет Волю универсально-космическими функциями. Воля - универсально-космический феномен, а каждая сила в природе как воля. Воля, по Шопенгауэру – это абсолютное начало, основа всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Проявляясь в живой и неживой природе, воля не "раскалывается" на множество воль, а представляет собой единую мировую волю. Все сущее - природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на теорию Канта (идея «Вещь в себе»).

Воля лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей.

Всякая телесность есть "объективность воли", инстинкты и порывы животных - это тоже действие воли, наконец, и человек есть проявление воли, его природа поэтому иррациональна, а не рациональна.

Проявляясь в человеке, воля подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки. Мир существует в сознании субъекта как представление, он обусловлен субъектом и без субъекта немыслим. Человеку, познавшему истину, "станет ясно и несомненно, что он не знает никакого солнца, никакой земли, а только глаз, видящий солнце, руку, осязающую землю. Шопенгауэр говорит, что мир существует только как представление.

Разум вторичен по отношению к воле, она безосновна, в ней находятся истоки всего остального.

Мир есть воля и ее манифестация.

Шопенгауэр ссылается на мудрецов Индии, на их учение о покрывале обмана - майе, застилающем глаза смертным и заставляющим их видеть мир, о котором нельзя сказать ни то, что он существует, ни то, что он не существует. Мир подобен сновидению, отблеску песка, который путник принимает за воду, или брошенной веревке, которая кажется ему змеей.

По Шопенгауэру, Воля подчиняет себе и интеллект. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворения потребностей.

Мир, порожденный волей, недоступен интеллектуальному познанию. Он может быть постигнут только внутренним опытом, сверхразумной интуицией, основанной на воле. В этом противопоставлении мистической интуиции чувственному и рациональному познанию проявился антиинтеллектуализм и иррационализм философии Шопенгауэра, характерный для всех направлений философии жизни.

Воля раскрывает себя на различных ступенях объективации - от элементарных сил притяжения и отталкивания до высших форм органической жизни, представленной человеком. На определенной ступени развития в качестве вспомогательного орудия действия возникает познание, а с ним мир как представление в присущими ему формами - соотносительными субъектом и объектом, пространством, временем, множественностью и причинностью. Мир, который до сих пор был только волей, становится объектом для познающего субъекта.

Воля, как вещь в себе и основа всякого явления, свободна. Все, что относится к явлению, с одной стороны, причина, с другой - следствие. Следовательно, вся совокупность явлений природы подчинена необходимости. Для человека возможен выбор решений, и эта возможность делает человека ареной борьбы мотивов.

В своей главной книге «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (материализм) и не из субъекта (субъективный идеализм), а только из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления делятся на объект и субъект.

Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на 4 основных закона:

Закон бытия – для пространства и времени,

Закон причинности – для материального мира,

Закон логического основания – для познания,

Закон мотивации для действий человека.

Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания, отвлеченного (рефлективного) познания и интуиции.

Основная тема размышлений Шопенгауэра - это тема страдания, слепой судьбы, смерти. Философствование порождается страданием человека, возникающим при различных столкновениях с миром. Философствование требует мужества, т.к. человеку необходимо признать истину: жизнь - это мишура, "плесень" на нашей планете, которая неизбежно умирает. Мир неразумен и бессмыслен, жизнь ничего кроме страданий принести не может.

Шопенгауэр считает сильнейшим инстинктом жизни половую любовь (продолжение рода), которая в действительности превращается в воспроизводство новых поколений для мук, страданий и неминуемой гибели.

Бессмертие души, как и другие догматы христианства, Шопенгауэр отрицал. Он считал, что господство мирового Зла несовместимо с верой в Бога. Единственный, достойный для человека выход - погасить "волю к жизни". Идеал Шопенгауэра - это нирвана, неприятие мира.

Основные положения теории Шопенгауэра :

Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека. Сущность мира, его вещей, явлений – это не «вещь в себе», а воля. Мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли.

Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений.

Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе, в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.

Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.

Шопенгауэр также уделяет внимание проблеме человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом, взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основе человека и его сознания, по Шопенгауэру, лежит воля, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Воля к жизни в теории Шопенгауэра - это злая, сатанинская сила, источник страданий.

Мир, которым правит Воля, подчинен случайностям, он не имеет ни смысла, ни ценностей, ни целесообразности. Человек ничего не может в нем изменить. Но, если причина страданий - напряжение воли, значит, возможно прекращение страданий, и жизнь обретает смысл, если разум откажется от услужения воле и поставит своей целью подавление своей индивидуальной воли, бегство от нее в аскетический образ жизни, в нирвану. Это единственный способ спастись от горестей и мучений и тем самым сократить мировое зло.

Судьба человека находится, по его представлениям, во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ею. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Жизнь как проявление воли - это одна из теорий философии жизни.

Космический пессимизм Шопенгауэра не умаляет его вклада в философское знание. Шопенгауэр открыл новый пласт реальности для науки - мир бессознательного. Он стал предшественником открытий в области наук, изучающих бессознательное - психиатрии, психологии, философии, культурологи XX века.

Философия Шопенгауэра не получила широкого распространения у его современников, однако сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализма, символизма, «философии жизни») и позитивизма. Значительное влияние идеи Шопенгауэра оказали на развитие таких, более поздних направлений, как экзистенциализм и "философия жизни".

Фридрих Ницше (1844 – 1900) - продолжатель традиций Шопенгауэра, считается основоположником родственной иррационализму «философии жизни».

Центральным понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе, как жизни, так и окружающего мира лежит воля.

Ницше выделяет несколько видов воли человека: «воля к жизни», воля внутри самого человека («внутренний стержень»); неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты; «воля к власти».

Воле к власти Ницше уделяет особое внимание. Он считает, что «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением внутреннего стремления человека к безопасности и движущей силой многих поступков человека.

Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Философия Ницше (особенно ее главные идеи – «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни – прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.


Похожая информация.