Философско теоретические модели понимания и объяснения общества. Основные теоретические модели общества (К

1. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ;
б) с применением насилия;
в) организованной группой, -
наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к статье 179 УК РФ

1. Уголовно наказуемыми способами понуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения признаются:

1) угроза применения насилия;

2) угроза уничтожения или повреждения имущества;

3) угроза распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Угроза должна быть реальной, т.е. у потерпевшего должны иметься основания опасаться ее осуществления.

Принуждение может сопровождаться реальным применением физического насилия. Если это насилие представляет собой побои, истязание, причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, за исключением квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 111 УК), то содеянное квалифицируется по п. "б" ч. 2 комментируемой статьи. При этом преступник может угрожать применением и применять такое насилие как в отношении самого лица, от которого добивается согласия на сделку или на отказ от нее, так и в отношении его близких.

2. Фактическое уничтожение или повреждение чужого имущества при принуждении к совершению сделки или отказу от ее совершения квалифицируется по совокупности ст. ст. 179 и 167 УК.

3. Сведения, под угрозой распространения которых виновный стремится принудить потерпевшего совершить сделку или отказаться от нее, могут быть самыми разнообразными, соответствовать действительности или быть ложными. Предание их огласке способно причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Угроза разглашения сведений о действительно совершенном преступлении не может рассматриваться как проявление объективной стороны принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения, поскольку не способно причинить существенный вред законным интересам потерпевшего.

4. Рассматриваемое преступление имеет много общего с вымогательством (ст. 163 УК). Все требования к заключению полностью или частично безвозмездной для принуждаемой стороны сделки должны квалифицироваться по ст. 163 УК. Кроме того, сделки, о которых говорится в ст. 179, могут быть связаны с такими объектами гражданских прав, как информация, нематериальные блага и т.п. Комментируемой статьей охватываются и случаи принуждения к отказу от совершения сделки, в том числе и по уже заключенному договору.

Другой комментарий к статье 179 Уголовного Кодекса РФ

1. Основной непосредственный объект - общественные отношения, гарантирующие свободу граждан и юридических лиц на совершение различного вида сделок. Факультативный объект - охраняемые имущественные и неимущественные права потерпевших и их близких.

Диспозиция статьи является бланкетной, требующей знания института сделки как одного из важнейших институтов гражданского права. Сделка в соответствии со ст. 153 ГК РФ означает волевое действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

2. Объективная сторона характеризуется следующими обязательными признаками: деянием в форме активных действий (принуждение к совершению сделки или принуждение к отказу от ее совершения); особым способом, с помощью которого виновный добивается своих целей (угроза применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, угроза распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких).

Угроза как способ принуждения должна обладать соответствующими признаками: быть реальной и действительной.

Что касается характера насилия, то законодатель не уточняет, нанесением каких именно видов телесных повреждений или даже причинением смерти угрожает виновный. Поэтому представляется правомерным рассматривать любую угрозу насилием как достаточное основание для того, чтобы инкриминировать виновному данное преступление.

Относительно сведений, способных причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, можно предположить, что они могут содержать любую информацию (как личного, так и коммерческого характера). Главная их особенность должна заключаться в том, что их распространение способно реально причинить существенный вред правам и законным интересам лиц, круг которых обозначен в диспозиции настоящей статьи. Это оценочный признак, требующий учета всех объективных и субъективных факторов.

3. Состав преступления - формальный, деяние считается оконченным с момента принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения, при условии совершения его указанным в законе способом.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект осознает, что принуждает потерпевшего к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой совершения указанных действий, и желает это совершить. В содержание диспозиции законодатель текстуально не включает такой признак, как цель преступления. Но анализ ее содержания с очевидностью указывает на наличие специальной цели. Виновный стремится к тому, чтобы принудить потерпевшего к совершению сделки или к отказу от ее совершения, но без признаков требования о передаче каких-либо ценностей, как это имеет место при вымогательстве.

5. Субъектом преступления выступает физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированный состав включает следующие признаки: а) с применением насилия; б) организованная группа.

Насилие в данной статье включает в себя причинение потерпевшему побоев и легкого вреда здоровью, а причинение более тяжкого вреда требует квалификации по совокупности с соответствующими преступлениями против личности.

1. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) утратил силу;

б) с применением насилия;

в) организованной группой, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к статье 179 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный порядок осуществления законной предпринимательской деятельности, а также совершения гражданско-правовых сделок вне предпринимательской сферы. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать имущественные интересы граждан и юридических лиц, отношения собственности, а также честь, достоинство и здоровье человека.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) принуждением к совершению сделки; б) принуждением к отказу от совершения сделки.

Принуждение предполагает требование заключить гражданско-правовую сделку любого рода или отказаться от ее заключения вопреки воле потерпевшего. Для квалификации преступления не имеет значения, в чьих интересах действует виновный (в своих интересах или же на возмездной либо безвозмездной основе в интересах третьих лиц).

3. Обязательным признаком объективной стороны является способ совершения преступления: угроза применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества либо угроза распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

4. Состав преступления формальный, и преступление признается оконченным с момента совершения соответствующих действий.

5. Квалифицируются по ст. 179 УК лишь такие действия, которые не содержат вымогательства. Наличие одновременно признаков объективной стороны вымогательства, прикрываемого совершением сделки, и объективной стороны рассматриваемого состава преступления требует разграничивать два этих состава преступления по цели, преследуемой совершением сделки: если виновный преследует цель незаконного обогащения (как личного, так и других лиц) за счет потерпевшего, то содеянное должно квалифицироваться как вымогательство.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Ответственность наступает с 16 лет.

8. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за совершение преступления с применением насилия (п. "б") либо организованной группой (п. "в").

Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, политологии, этнографии, культурологии и т.д. Оно же выступает особым предметом социально-философской рефлексии. Но что перепадает философии? Дело в том, что все эти науки концентрируют внимание на своем частном предмете изучения: история на поэтапности исторических событий, этнография – этнических и национальных особенностях, культурология – культурных особенностях.

Постижение общества в рамках социальной философии имеет свою специфику, определяемую ее философским статусом. Социальная философия формирует целостный (интегральный) взгляд на общество и его историю , то, что не могут предложить частные науки. Обобщающее мышление – специфика социальной философии. Углубляя эту мысль, можно утверждать, что основная задача социальной философии заключается в том, чтобы показать различие между социальным и несоциальным. Предметом философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная система.

Важнейшим понятием социальной философии, определяющим предметное поле ее исследований, является общество . На эмпирическом уровне общество можно рассматривать как совокупность составляющих его людей. Однако, в обществе присутствуют социальные связи и отношения , которые характеризуют совместное существование людей отличное от природного мира, что превращают общество в социальный организм.

Люди с древности ставили вопросы о том, что движет и управляет жизнью общества. Каковы причины (детерминанты) качественных изменений в обществе. Одни искали ответ во влиянии географической среды, другие – в духовном факторе, третьи – в материальном.

Существует ряд теоретических моделей (подходов) понимания обществ и его развития:

1. Натуралистическая , объясняющая развитие общества действием природных (натуральных) факторов и закономерностей. Суть: Человеческое общество рассматривается как естественное продолжение природы, мира животных, космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются природными факторами: географической средой, климатическими условиями, рассовыми и биологическими особенностями людей. В этой модели можно выделить концепцию «географического детерминизма» французского просветителя Шарля Монтескье и его слова «Власть климата сильнее всех властей».Примыкает к ней теория воздействия водных ресурсов на возникновение и развитие цивилизаций русского мыслителя XIX века Льва Мечникова , солнечной активности Александра Чижевского , теория этногенеза и пассионарности Льва Гумилева и т.д.

2. Идеалистическая . Идеи или Бог – это творцы истории (Платон, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Аквинский ). «Идеи правят миром» (Огюст Конт). Религиозная философия рассматривает общество, как результат божественного предопределения общества. С точки зрения субъективного идеализма истинными творцами истории, генераторами идей, являются великие исторические личности (Цезарь, Атилла, Наполеон), монархи, выдающиеся полководцы, религиозные лидеры (Христос, Мухаммед).

Идеализм, чересчур одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию . Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии .

Следует отметить и отрицательные последствия идеалистического понимания общества. Главные из них – человек это марионетка мирового разума, выполняющий его волю, или представление об истории, как арене произвола великих личностей . Иначе говоря, идеалистическое понимание истории опасно тем, что порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами. Идея лишь тогда хороша, когда озарена смыслом человеческого бытия .

3. Материалистическая . Связывает развитие общества либо с прогрессом науки, искусства, политических отношений, либо с развитием экономики. (К. Маркс, Ф. Энгельс ). В философии марксизма общество оказывается системой, где процесс производства материальных благ рассматривается как первооснова всех вторичных (политических, правовых, идеологических, нравственных, религиозных, художественных) процессов . Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства – в отношения собственности.

Преувеличение роли экономического фактора и недооценка роли сознательной деятельности людей – составляет главный недостаток материалистической концепции.

4. В настоящее время формируется многофакторная модель общественного развития, учитывающая влияние природно-климатических, экономических, политических и демографических факторов.

28. Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс.

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют формационный и цивилизационный подходы.

Формационная концепция истории была предложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX в. на основе творческой переработки достижений утопического социализма, английской политэкономии и немецкой классической философии. Это целостная и в то же время противоречивая система. Маркс заявил о необходимости материалистического объяснения истории в противовес господствовавшим в то время идеалистическим представлениям. К.Маркс исходит из представления о закономерности исторического процесса и его единстве для всего человечества. В обществе действуют объективные законы , следовательно, в историческом процессе можно выявить всеобщие, устойчивые и необходимые связи. Из всего многообразия исторических явлений Маркс выделяет, с его точки зрения, определяющее: способ производства материальных благ. При этом в оборот вводится множество новых обозначений: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, социальная революция и т.д.

Основные положения материалистического понимания истории (формационной теории):

1. Основой общественной жизни (фундаментом общества) является определенный способ производства материальных благ (экономическое развитие) для удовлетворения материальных потребностей людей. Он является первичным по отношению к общественному сознанию. «Общественное бытие определяет общественное сознание». Но сам способ производства материальных благ носит развивающийся, конкретно-исторический характер, что приводит к изменению социума и его движению от этапа к этапу.

2. Развитие общества есть процесс смены общественно-экономических формаций. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ) является ключевым в марксистской философии истории. ОЭФ -–это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон. Таких формаций (или этапов) в истории человечества выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

3. Смена одной формации другой происходит в результате социальной революции . «Насилие – повивальная бабка истории» (К.Маркс). Экономические противоречия и социально-политические антогонизмы обостряют классовую борьбу, что и приводит к революционному взрыву.

4. Решающей силой исторического развития является деятельность народных масс – «локомотивов истории».

Достоинства и недостатки формационного подхода.

Достоинства :

1) Переход к рассмотрению общества как сверхсложной системы. Маркс сместил акценты с анализа духовной жизни общества на анализ материальных благ.

2) Понятие ОЭФ позволило выявить структуру исторического процесса, связать прошлое и будущее, преодолеть мозаичность истории.

Недостатки :

1) Схематизм в членении истории на отдельные этапы (в реальной жизни нет формаций, а существуют реальные народы).

2) Европоцентрический характер теории (основывается преимущественно на историческом материале Западной Европы).

3) Монофакторность, возводящяя в ранг исключительных детерминант социально-экономический аспект, при недооценке всех остальных.

29. Цивилизационный подход к анализу общественного развития. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Оппозицией формационному подходу к анализу развития общества стал на рубеже XIX-XX веков цивилизационный подход . На смену представлению о всемирной истории как едином процессе приходит концепция замкнутых, непохожих друг на друга «локальных цивилизаций». Цивилизационный подход предполагает взгляд на историю как многовариантный (альтернативный) процесс, что дает глубже понять специфику и самоценность того или иного народа и его место в истории.

Возникновение цивилизационного подхода обусловлено рядом причин:

Основная причина – крушение доктрины европоцентризма. Историческая наука к XIX веку накопила богатый материал о неевропейских обществах, который поставил под сомнение тезис о единстве исторического процесса. Цивилизационная картина мира -– полицентрична .

Во-вторых, изменилась сама европейская культура. На рубеже столетий она вступила в полосу глубокого кризиса, который поставил под сомнение идею прогресса. Прогресса как общей направленности исторического процесса не существует. Цивилизации рождаются, существуют и гибнут, на смену им приходят новые. Прогресс имеет место лишь «внутри» той или иной цивилизации, а не в их последовательности.

Каждая цивилизация базируется на особых чертах характера народа, мировоззрения, духовных ценностях, социально-политической организации.

Цивилизационный подход наиболее полно представлен в трудах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. У каждого из них цивилизации называются по-разному: у Данилевского – это культурно-исторические типы, у Шпенглера – культуры, Тойнби – локальные цивилизации. Начало цивилизационному подходу положил Н.Я.Данилевский в работе «Россия и Европа». Культурно-исторические типы могут существовать одновременно или последовательно сменять друг друга. Все типы рождаются, развиваются, дряхлеют и умирают. И каждый из них вносит посильный вклад в многообразную единую цивилизационную жизнь человечества.

Основным недостатком этого подхода является неясность критериев по которым выделяется цивилизация. Неясность самого термина «цивилизация» также порождает путаницу в подходах.

В целом отличие формационного и цивилизационного подходов в том, что формация – это категория социально-экономическая, а цивилизация – понятие социокультурное.

ТЕМА IV. Теоретические модели общества ХIХ-ХХ вв.

Возникновение системных представлений об обществе. Натурализм, как попытка научной трактовки общества. Концепция общества в трудах Г. Гегеля. Материалистическая трактовка общества и его процессов. Специфика воззрений на общество в ХХ веке.Взгляд на общество с позиций глобального эволюционизма.

Накопленные к серединœе ХIХ века знания в области естествознания и социальной сфере способствовали появлению системных представлений об обществе. Философы предшествующих эпох понимали, что общество - ϶ᴛᴏ сложное образование, но разработать концепции общества им не удавалось, так как ощущался недостаток знаний по проблемам общественного развития. В данный период возникает объективная возможность и насущная крайне важно сть накопления, обобщения, сравнения фактов исторического развития, поиск причин исторической динамики общества. Их авторам удается обобщить обширный массив гуманитарного знания, выделив в качестве основополагающего тот или иной срез реальности.

Выделяют следующие системные подходы к изучению общества, которые возникают в ХIХ в: натурализм, идеализм, материализм.

Впервые попытка найти объективные, закономерные, рациональные основания общества была реализована в натурализме. Натуралистическое понимание общественной жизни основано на убеждении, что свобода человеческой воли ограничена, прежде всœего, факторами природной среды, непосредственно влияющими на деятельность людей. Так, Г.Спенсер в своих трудах утверждал, что постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Общество есть живой организм, структуру и функции которого он уподоблял органам и функциям живого тела, (деньги сравнивались с кровью; кожаный покров – органы защиты и т.д.); человеку отводилось такое место как клетке в организме. Общество рассматривалось как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ. Его философия резюмировала принципы и фактический материал естествознания середины ХIХ века. Последователи Г.Спенсера составили направление в социальной философии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило название органическая школа. Их влияние во второй половинœе ХХ века не было значительным.

Более высокий уровень концептуализации присущ системным теориям, основание которых составляют идеалистические представления. В них сущность связей, которые объединяют людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. Гегель утверждал, что философствование без системы не может иметь в себе ничего научного. В его всœеохватывающей системе абсолютной идеи, под которой он понимал разум как первоначало или субстанцию всœего существующего, значительное место занимает учение об обществе и всœемирной истории.

Оценивая шаг в развитии социальной философии, связанный с его именем, следует отметить, что Гегель был, пожалуй, первым, кто предложил столь многоплановый анализ общества. Его заслуга в том, что при всœем признании роли политических институтов в жизни общества, он смог преодолеть методологию политико-центризма и нарисовать развернутую картину общественного развития. Продолжая лучшие традиции гуманистической философии, в основу общества, его истории он положил идею свободы человека и идею ее реализации.

В ʼʼФилософии духаʼʼ, завершающей части его философской системы, Гегель в параграфе ʼʼОбъективный духʼʼ исследует социально-исторические аспекты общественной жизни: понятия права, морали, добра и зла, семьи, гражданского общества, государства, всœемирной истории.

Возникновение общества, в концепции Гегеля, результат развития Абсолютной идеи, под которой он понимал разум. Разум, разумное начало (Абсолютная идея) лежит в базе всœех явлений природы и общества. В своем развитии она проходит три этапа: 1) развитие идеи в ее собственном лоне, в ʼʼстихии чистого разумаʼʼ; 2) дух в своем инобытии – в природе; 3) дух, достигший себя ʼʼв себе и для себяʼʼ. Абсолютная идея вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная крайне важно сть. Согласно гегелœевской схеме ʼʼдухʼʼ просыпается в человеке к самопознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления).

На материалистической базе возникновение и развитие общества анализируется в философии марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс создают учение, являющееся обобщением опыта всœей предшествующей общественно-исторической практики. Их внимание сосредоточено на осмыслении общественного бытия и общественном сознании, роли производства в общественном развитии.

Маркс и Энгельс создают стройную теорию общества и общественной жизни людей – исторический материализм – науку об общих и специфических законах функционирования общественно-экономических формаций. Под общественно-экономической формацией они понимали исторически определœенный тип общества. Категория общественно-экономической формации – одна из центральных в марксистской философии, она охватывает каждое общество в целом. Материальной основой общественно-экономической формации является способ производства. Производственные отношения, взятые в совокупности, образуют базис общественно-экономической формации. Системе данных производственных отношений, образующих базис, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. Социальную реальность К. Маркс представил в виде деятельности, практики, в которой человек активно и целœенаправленно преобразует материальные условия своего существования. Возникновение общества, государства, политики и права трактуется в их концепции с позиции материалистического понимания истории. К.Маркс и Ф.Энгельс последовательно распространили материализм на понимание общества, утверждая, что в базе его развития лежит способ производства.

Социальные трансформации ХХ века, связанные с научно-техническим прогрессом, разрушением сословных перегородок и формированием массового общества, возникновением средств массовой информации изменили мировоззрение, а также сам способ философствования, стилистику философского мышления. Эти процессы выявили неполноту и ограниченность философских систем общественного развития, разработанных в ХIХ веке. В них в качестве системообразующего начала мира рассматривается некое единое основание бытия, а сам мир как некоторая целостность. В ХХ веке раскрывается неисчерпаемое разнообразие форм бытия, его единство предстает как внутренне различное, неоднородное, дискретное, противоречивое и многообразное. Открывшееся многообразие потребовало новых форм миропонимания и новых технологий построения философских концепций. В них по-новому отражается социальная реальность. Для классического понимания общества было характерно стремление максимально исключить из теоретического рассмотрения субъективный мир отдельной личности. Несмотря на то, что общественная реальность состоит из субъективных действий отдельных индивидов, полагалось, что в своих основаниях она не зависит от субъективного произвола. В ХХ веке происходит отказ от идеи единства всœемирного человечества. Особенностью социальной философии ХХ века является новый образ социальной реальности, которая отныне трактуется через призму отдельной личности. В ХХ веке развернулась критика тех концепций, которые отстаивали приоритет общественного перед индивидом. Классическая мысль настаивала на том, что общество ʼʼвышеʼʼ, мудрее и ценнее индивида. В то же время философская классика исходила из тезиса о радикальном добре в человеческой природе. Постклассические представления социальной реальности складывались по мере осознания упрощенности идущего от Просвещения понимания взаимоотношения общества и человека, а также по мере более углубленного понимания природы человека. Постклассический образец социальной реальности построен на признании не только объективной, субъективной стороны общественной жизни. Во-вторых, сама субъективность предстает по-новому, прежде всœего как интерсубъективность. Интерсубъективность - ϶ᴛᴏ особого рода реальность, складывающаяся при взаимоотношениях людей.

Современные социально-философские концепции весьма многочисленны, разнообразны по своей тематике, содержанию, понятийно-категориальному аппарату, формам выражения.

Сегодня в философской и научной литературе особое внимание уделяется изучению процессов функционирования и развития сложных самоорганизующихся систем. Методологической основой изучения таких систем являются представления о них как о фрагментах единого мирового процесса самодвижения и самоорганизации материи. Эта научная позиция становится всœе более общепризнанной. Ее основы закладывались такими русскими философами как Н.Ф.Федоров (ʼʼФилософия общего делаʼʼ), В.Н. Сукачевым, Н.В. Тимофеевым-Ресовским (ʼʼБиогеноцинологияʼʼ), А.Богдановым (ʼʼВсеобщая организационная наука или Тектологияʼʼ). Для их позиции характерен целостный взгляд на процессы развития материи, ее самоорганизацию. В этом контексте зарождение жизни на Земле и появление человеческого общества являются звеньями одной цепи. Такой подход может позволить глубже проникнуть и определить пути развития цивилизации, могут возникнуть новые парадигмы объяснения и понимания социокультурных систем. Что же нового дает такое понимание общества?

Большинство исследователœей подчеркивает, что сущность самоорганизующихся систем (таковым является общество) составляет не механическая сумма свойств, характерных для их отдельных частей, а некое новое свойство, невыводимое из этих частей. Это означает, что понять сущность общества через механическую сумму его свойств невозможно. В обществе как самоорганизующейся системе, несмотря на действия наделœенных сознанием людей, проявляются объективные законы, то есть не зависящие от воли людей. Различия между индивидуальными целями и действиями людей и совокупным результатом их деятельности на надындивидуальном уровне служат основой противопоставления индивидуального общественному, субъективного объективному, случайного крайне важно му.

Специфической особенностью всœех самоорганизующихся систем является то, что в них происходит когерентное взаимодействие отдельных индивидуальных сил, стремлений, мотивов и целœей, в результате которого, практически невозможно предсказать с какой-либо достоверностью варианты изменений. Учесть всœе случайности и предсказать результат их действия в лучшем случае можно лишь с какой-либо степенью вероятности. Эта неопределœенность будущего и есть одна из особенностей самоорганизующихся систем. Указывая на то, что стохастичность (случайность) является одним из важнейших принципов самоорганизующихся систем, Н.Н.Моисеев писал ʼʼВсе процессы, протекающие во Вселœенной, не детерминированы – мир по природе своей стохастичен. В нем существуют принципиальные неопределœенностиʼʼ /8, с.60/. Это вытекает из общего принципа самоорганизации, каким является возникновение бифуркаций или ветвлений в моменты перехода от старой структуры к новой. В процессе развития таких систем в так называемых точках бифуркации незаметные случайности могут коренным образом изменить дальнейшую траекторию системы вследствие нелинœейного характера возмущающих факторов: небольшое воздействие способно привести к качественному изменению системы, повлиять на характер ее дальнейшей эволюции. Именно случайности способствуют появлению новых структур, форм, вещей и явлений, как в природных, так и социокультурных системах. Эти пороговые или бифуркационные механизмы функционируют не только на уровне неживой природы, но и проявляются в процессах биологической и социокультурной жизни. Процессы общественной жизни также характеризуются неопределœенностью.

Кроме механизмов бифуркационного типа важную роль в процессах саморазвития играют механизмы адаптации, коадаптации, коэволюции, которые характерны и для общества как самоорганизующейся системы. При этом на уровне социума они имеют свои особенности. Развитие общества связано с сознательной деятельностью людей, которая объективируется в результатах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях. Эта система объективированных результатов выводит процесс самоорганизации за пределы природной обусловленности и детерминирует способ вхождения человека в систему ʼʼобщество – природаʼʼ. Механизмы, способствующие обретению человеком общественно приемлемых форм существования, а тем самым и способ самоорганизации и поддержания целостности общественных связей, являются механизмы культуры. Процессы производства и воспроизводства общественных систем имеют две тенденции: самоорганизация и организация. В описанном выше контексте, при котором самоорганизация воспринимается как всœеобщее свойство систем различной степени сложности, организация выступает частным случаем самоорганизации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с точки зрения глобального эволюционизма общество, культура, нравственность рассматриваются как результаты нужнорганизменной эволюции, как естественные процессы развития сложных систем.

Вопросы для самоконтроля:

1. Когда возникли первые концептуальные представления об обществе?

2. На каких философских основаниях разработаны системные представления об обществе?

3. Что такое общественно-экономическая формация?

4. Почему натуралистические концепции общества не получили популярность в ХХ веке?

5. Что лежит в базе общественной жизни согласно воззрениям Г.В. Гегеля?

6. Что составляет основу развития общества в марксистской философии?

7. В чем отличие постклассических трактовок социальной реальности от классических?

8. Что такое интерсубъективность?

9. Как рассматривается общество в контексте глобального эволюционизма?

Литература

1) Г.В. Гегель. Философия духа. Сочинœения. М.: Л, 1934.

2) Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров – М.: Аспект Пресс, 1996.-215 с.

3) Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

4) Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М., Республика, 1992. 207 с.

5) Моисеев Н.Н. Логика универсального эволюционизма и кооперативность // Вопросы философии, 1990, № 8, С.53.

6) Огурцов А.П. Тектология А.А. Богданова и идея коэволюции //Вопросы философии. 1995, № 8, с.61.

7) Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995, № 8, с.65.

ТЕМА VII. Понятие социальной структуры общества

Философское понимание термина ʼʼструктураʼʼ. Социальная структура общества как его качественная определœенность. Критерии социального неравенства: социальная субординация и дифференциация общества. Марксистская теория социально-классовой структуры общества. Концепции социальной стратификации и социальной мобильности.

В процессе жизнедеятельности люди вступают в различные отношения. Разнообразие этих отношений, ролей, позиций, которые человек занимает в обществе, приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Причинами этого являются социальные факторы: общественное разделœение труда, уклад жизни, род занятий и др.
Размещено на реф.рф
Группы людей, порожденные социальной дифференциацией, являются составными частями единого целого – общества и в своей совокупности составляют его социальную структуру.

В философии под ʼʼструктуройʼʼ понимают совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей, составляющих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: количество составляющих, порядок их расположения, характер зависимости между ними. В науках о природе понятие структуры применяется для характеристики взаимосвязи частей, образующих единое целое. Такое понимание данной категории возможно и при изучении социальной организации общества, в связи с этим приблизительно с середины ХХ века термин ʼʼсоциальная структураʼʼ получил сравнительно широкое распространение.

Структурный подход к обществу, рассмотрение его как целостности, части которой идентифицируются и получают свое значение через свои отношения с целым, разрабатывался уже в трудах О.Конта͵ К. Маркса и Г. Спенсера. Благодаря их исследованиям (особенно ʼʼПринципам социологииʼʼ Г. Спенсераʼʼ), термин ʼʼструктураʼʼ был перенесен в социологию.

Социальная структура общества - ϶ᴛᴏ совокупность социальных групп и общностей людей, взаимодействий и взаимоотношений между ними, Социальная структура есть качественная определœенность общества, охватывающая размещение всœех отношений, зависимостей между людьми, включая социальные институты, группы и общности разных типов, нормы и ценности. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость и функционирование социальных элементов: групп и институтов. При этом с накоплением количественных изменений, которые происходят в ней под влиянием различных факторов общественной жизни, в т.ч. технолого-организационных и социально-экономических условий, способа производства, происходят структурные сдвиги в обществе. Эти факторы определяют возникновение и существование соответствующих устойчивых общностей и групп людей, социальных институтов, коллективов, семьи.

Важнейшими элементами социальной структуры являются: социальные группы и социальные институты. Социальная группа представлена совокупностью людей, которые определœенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Основой выделœения различных социальных групп является социальная субординация и дифференциация. Социальная дифференциация и субординация представляют из себяважнейший аспект системы социальных отношений, присущих каждому конкретному обществу. Термин ʼʼдифференциацияʼʼ употребляется в данном случае как синоним слова ʼʼразличиеʼʼ и служит для классификации статусов, ролей, положения в обществе людей и социальных институтов. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Она также подразумевает и социальные различия, которые не связаны с социальным неравенством, к примеру, неравенство способностей людей. Неравенство является важным условием организации социальной жизни, оно проявляется во всœех сферах и на всœех уровнях социальной жизни. Разделœение на управляющих и исполнителœей существует в любой сфере общественной жизни. В каждой социальной группе, независимо от ее размера (класс, коллектив, сословие, толпа) существуют лидеры, обладающие особыми полномочиями и привилегиями. Это способствует легитимации социальной группы, ее устойчивости. Тенденция к закреплению и сохранению социального неравенства прослеживается в деятельности социальных институтов и организаций, а также в функционировании и развитии общества в целом.

То, что общество состоит из различных по положению, функциям, правам и обязанностям социальных групп, было очевидно всœегда, но в устойчивую концепцию представления о социальной структуре общества сложились лишь в ХIХ веке. Первоначальная идея о социальной структурированности общества была идея классового делœения общества. Но понятие социальной структуры шире понятия классового делœения общества, так как классовые отношения далеко не исчерпывают всœего разнообразия взаимодействия людей. Позже появилось немало социально-философских концепций делœения общества, и марксистское учение о социально-классовой структуре общества большинство исследователœей стали рассматривать как частный случай теории социальной стратификации /3/.

Учение о социально-классовой структуре общества и классовой борьбе является неотъемлемой составной частью исторического материализма – марксистской концепции общественного развития. Автор этой теории К.Маркс совместно с другим ученым Ф.Энгельсом создали стройную систему прогрессивного развития человеческого общества. Следует отметить, что уже до К. Маркса экономистами, историками и философами было введено данное понятие в обществоведение. При этом никто из них не дал столь глубокого и всœестороннего обоснования классовой структуры общества. Согласно марксистской теории, общественный прогресс идет от первобытнообщинного строя, в котором нет делœения на классы, через антагонистические общества к бесклассовому коммунистическому обществу. Классы - ϶ᴛᴏ большие группы людей, различающиеся между собой по ряду существенных признаков. Основной классовообразующий признак – отношение к средствам производства. Место человека в исторически определœенной системе общественного производства определяется тем, является ли он владельцем средств производства или нет. Это в свою очередь определяет социальное положение людей, условия их труда и быта͵ общественную психологию и идеологию.

Марксистская теория объясняет появление классов экономическими причинами: ростом производительности труда, который приводит к появлению прибавочного продукта͵ а, следовательно, к использованию труда пленников, которых с определœенного времени, не убивают, а используют как рабочую силу. На определœенном этапе развития общества происходит также разделœение труда. Первым крупным разделœением было выделœение скотоводческих и земледельческих племен, затем – ремесло и торговля, позже умственного и физического труда. Важным процессом во всœех этих изменениях является появление частной собственности как основы классового делœения. Те люди, которые стали собственниками средств производства, получили возможность эксплуатировать тех, кто был лишен орудий труда и земли, то есть средств производства. Используя государственный аппарат, который возникает как инструмент власти, они подавляют бунты и мятежи эксплуатируемых классов. На протяжении тысячелœетий происходит классовая борьба, апогеем которой являются социальные революции, в результате которых происходит смена общественно-экономических формаций, то есть периодов в истории человечества. Менялись формы эксплуатации и формы борьбы угнетенных классов, но суть эксплуатации не менялась. В ХIХ веке появляются объективные причины для перехода к новым неантагонистическим, бесклассовым отношениям – коммунистическим. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, теория классов проводит разделœение общества по альтернативным признакам на эксплуататоров и эксплуатируемых, на владельцев средств производства и на, лишенных их.

В начале ХХ века такой подход к социальной структуре общества не рассматривался как адекватный действительности, потому что, во-первых, помимо классового делœения существовало кастовое и сословное неравенство, во-вторых, в современных обществах всœе попытки выделœения классовых антагонизмов являются безуспешными, в-третьих, в обществе всœегда существовало гендерное, национальное, культурно-статусное неравенство. В западной социологии были выработаны идеи и установки, противопоставляемые марксистскому учению о классах и их сущности. В частности была создана, и в определœенной мере в полемике с марксизмом, стройная теория социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация, как определяет ее П.Сорокин, -- это дифференциация данной совокупности людей (населœения) на классы в иерархическом ранге /4/.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить общество. В частности, в научной литературе описаны следующие типы стратификационных систем: физико-генетическая; рабовладельческая, кастовая, сословная, этакратическая; социально-профессиональная, классовая; культурно-символическая; культурно-нормативная.

Физико-генетическая стратификация связана с дифференциацией социальных групп по ʼʼестественнымʼʼ, социально-демографическим признакам. Эта стратификационная система была господствующей в первобытной общинœе, но продолжает воспроизводиться и в современных условиях. Вторая – рабовладельческая система – также основана на насилии, но не физическом, а военно-юридическом. Третий тип стратификационной системы – кастовая. В ее базе лежат этнические различия, которые в свою очередь закрепляются религией. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определœенное место в общественной иерархии. В отличие от кастовой в сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые в свою очередь связаны с их обязанностями. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сходство с сословной системой имеет этакратический стратификационный тип. Он указывает на дифференциацию в группах, которая связана с положением людей во властно-государственных иерархиях. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. Делœение групп по содержанию и условиям своего труда представляет социально-профессиональную стратификационную систему. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов). Социально-профессиональное делœение является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти в любом обществе. Наиболее популярной системой является классовая система, которая иногда противопоставляется стратификационному подходу. При этом, как отмечалось выше, мы рассматриваем классовое делœение как частный случай стратификационного делœения. Для этого типа дифференциации характерна принадлежность к классам, которая не регламентируется законодательно, не передается по наследству. Культурно-символический тип дифференциации связан с доступом к социально значимой информации, возможностью ее интерпретации. К примеру, в период средневековья служители церкви, толкователи священных текстов составляли основную массу грамотного населœения, в Новое время эта роль постепенно переходит к ученым, технократам и партийным идеологам. И последний, тип стратификационной системы культурно-нормативный основан на престиже образа жизни и норм поведения, которым следует данная группа людей. Вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык может выделять определœенные группы людей. Существуют и другие системы, классифицирующие неравенство людей. К примеру, выделяют экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическое расслоение выражается в различии доходов, уровня жизни, наличии богатого и бедного населœения. В политической сфере существуют иерархические ранги, различающиеся по авторитету, престижу, званиям и почестям. Профессиональная дифференциация - ϶ᴛᴏ разделœение общества на группы по их занятиям, роду деятельности. Американские социологи утверждают, что наибольшее значение имеют следующие критерии стратификации: престижность профессии; степень власти могущества; величина дохода и богатства; образовательный ценз.

В обществе происходят циклические усиления и ослабления экономического неравенства (расслоения). Экономическое состояние социальных групп или общества в целом может возрастать или уменьшаться в разные исторические периоды и в различных общественных условиях.

Важно заметить, что для современной западной социологии характерно подчеркивание мобильности, подвижности людей относительно страт. Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. По этому поводу он писал: ʼʼПод социальной мобильностью принято понимать любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всœего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другуюʼʼ /4/. Основными типами социальной мобильности являются горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность - ϶ᴛᴏ переход индивида из одной социальной позиции в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример такой мобильности -- это смена рабочего места при сохранении профессионального статуса, развод и повторный брак, смена конфессии верующим человеком. Вертикальная мобильность - ϶ᴛᴏ перемещение субъекта из одной страты в другую. Учитывая зависимость отнаправления перемещения существует два вида вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. То есть вертикальная мобильность связана или с социальным подъемом или социальным спуском. К примеру, продвижение человека по службе, защита диссертации, избрание политика на выборную должность являет собой пример восходящей вертикальной мобильности.

Развитие теории стратификации и социальной мобильности идет как по линии уточнения и совершенствования понятийного аппарата͵ так и через внесение новых радикальных моментов в соответствии с реалиями сегодняшнего социального и экономического процесса.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что понимают в философии под понятием ʼʼструктураʼʼ?

2. Когда термин ʼʼсоциальная структураʼʼ получил сравнительно широкое распространение?

3. Что такое социальная дифференциация и почему она возникает в обществе?

4. В чем сущность классовой теории социальной структуры общества? Почему в начале ХХ века она явилась недостаточной для объяснения социальной структуры?

5. Что такое социальная стратификация? Какие типы социальной стратификации Вы знаете?

6. Опишите типы социальной мобильности, имеющие место в социальной дифференциации населœения в истории Беларуси и на современном этапе.

7.Что такое социальная мобильность?

Литература:

1) Вебер, М. Основные понятия стратификации /М. Вебер // Социологические исследования. – М. -- 1994. 147-156 с.

2) Маркс, К., Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. -- Собр.
Размещено на реф.рф
Соч. -- 2-е изд. – М.: Политиздат, 1965. -- Т.4. -- 424 – 436 с.

3) Радаев, В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учеб. пособие /В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. -- М.: Аспект Пресс, 1996. – 318 с.

4) Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность / П. Сорокин. -- Человек, цивилизация, общество. М.: ИНФРА-М, 1992. – 302 – 334, 353 – 392 с.

ТЕМА VII. Философия истории: возникновение и метод

Понятия истории и философии истории: критерии разграничения. Интерпретация исторического процесса на ранних этапах развития общества. Линœейные и нелинœейные интерпретации исторического процесса. Материалистическое понимание истории и формационный подход к ее изучению. Особенности понимания истории в ХХ веке. Теории локальных культур.
Размещено на реф.рф
Цивилизационный и культурологический подходы к интерпретации исторического процесса.

В широком общенаучном смысле под термином ʼʼисторияʼʼ понимают последовательное изменение состояний любого объекта. В этом смысле можно говорить не только об истории человечества, но и об истории природы. В науках об обществе историей именуют не только прошлую жизнь людей во времени, но и знание об этой жизни, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ устанавливает, классифицирует и интерпретирует жизнь людей в ее развитии. ʼʼИстория - ϶ᴛᴏ наука о событиях (деяниях), попытка ответить на вопрос о человеческих действиях, совершенных в прошломʼʼ -- пишет английский историк и философ Р. Коллингвуд /7/.Такое понимание истории позволяет трактовать ее как событийную конкретизацию общественной жизни. История есть область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации общества. Понятие ʼʼисторияʼʼ может рассматриваться как конкретизация ключевых социально-философских категорий. В частности, оно конкретизирует понятие ʼʼобществоʼʼ, указывая на те действительные формы, которые общество приняло в реальном времени и пространстве. Событийная жизнь людей во времени и пространстве, именуемая историей, будучи реальным бытием общественной жизни, охватывает собой всœе ее проявления.

Существует также философская интерпретация истории, которая отличается, прежде всœего, от историографии тем, что в ее контексте осуществляется выработка общеметодологических проблем исторического познания. То есть философское осмысление исторического процесса в первую очередь предполагает поиск научных методов, на базе которых оно само может осуществляться. Взгляд на историю, как на бесконечный поток событий, не подчинœенных законам, не способствует ее превращению в строгое научное знание. Именно философы определяют само понятие истории, соотнося данное понятие с другими понятиями социально-философской сферы: ʼʼобществоʼʼ, ʼʼсоциумʼʼ, решают проблему законосообразности исторического процесса – наличия в исторической событийности объективных, неслучайных связей, позволяющих историку считать себя ученым, объясняющим исторические события. Особенностью философской рефлексии над историей является абстрагирование от многообразных, специфических событийных ее проявлений. Главное для философии истории – выявить факт изменения событий в пространстве и времени, определить причины и факторы общественного развития, его закономерности и случайности. Вместе с тем, в контексте философии истории происходит решение таких задач как хронологическое членение исторического процесса; его смыслотеоретическое постижение, целостное восприятие объекта͵ каким выступает общество и его конкретная история.

Осмысление социальной реальности, выработка методов исследования исторического процесса, являются очень затруднительными, так как мир общественной жизни - ϶ᴛᴏ действительность, каждый элемент которой уникален.

Как известно, методика любого исследования зависит от специфики его объекта. В качестве объекта изучения исторической науки выступает общество в его ретроспективе, что не дает возможности наблюдать объект исследования непосредственно, а изучать его приходится косвенно, посредством исследования документальных свидетельств. Действительно, историк, как и другие представители, социально-гуманитарного знания, познает, в основном исследуя тексты. Их интерпретация выступает основным методом исторического познания, а вопрос о ее эффективности и адекватности занимает существенное место в философских исследованиях. Исторические тексты, по мнению некоторых ученых, не дают достоверной информации, потому что их создатели часто искажали события, делая это иногда непреднамеренно, в силу неосведомленности, иногда же сознательно. Искажение текстов усугублялось в процессе их интерпретации, поскольку интерпретатор по тем же причинам не приходит к объективной истинœе. Субъективность и тенденциозность выступают основными препятствиями на пути объективного познания прошлого. Но чтобы историческое знание получило статус научного, оно должно максимально приближаться к объективности. При этом, как мы уже говорили, достижение объективности в исторических исследованиях сопряжено с огромными трудностями. Как известно, методы естественных наук не применимы к этой сфере. Но можно ли в связи с этим утверждать, что социально-гуманитарное знание и, в т.ч. историческое, не обладает научным потенциалом, не несет в себе огромного желания рефлексии над всœей сферой реальности. Ведь человек хочет познать не только природную действительность, но и социальную сферу своей жизнедеятельности. Наконец, чтобы пребывать в истории, человек должен осмысливать историю. В этом контексте осмысление истории и пребывание в ней совпадают. Человек – единственное историческое существо на земле.

Скрупулезная рефлексия методологии исторического знания позволяет видеть его неоднозначность и особенность присутствия в духовном опыте человечества. Этот поиск методов, применяемых к анализу истории, начинается вместе с ее изучением, когда появляются первые исторические сочинœения. Но только в контексте философии истории, которая складывается в ХVIII веке начинается целœенаправленная научная рефлексия над методологией исторического знания.

Историческая интерпретация берет начало в античной философии. Мифологическое мировоззрение, для которого характерна вневременность, не рассматривало пребывание человека в истории, как его неотъемлемое свойство, в то время как именно осознание себя в истории, есть один из важнейших факторов самопознания

ТЕМА IV. Теоретические модели общества ХIХ-ХХ вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕМА IV. Теоретические модели общества ХIХ-ХХ вв." 2017, 2018.