Франсуа мари аруэ вольтер краткая биография. Французское просвещение

Когда ничего ещё не предвещало перемен в славном своими католическими устоями и традициями французском литературном мире, девочка, которая взбудоражит вскоре его своим появлением, уже жила на свете, и даже начинала первые пробы пера.

Училась эта девочка в элитарном католическом лицее. Несмотря на то, что родом она была из богатой семьи известного промышленника, она не усвоила ни болезненной страсти матери к светской жизни и роскоши, ни расчётливого благоразумия отца. Её мать, признанная красавица Мари Куарез, поражалась собственной дочери. Мало того, что девочка не унаследовала её красоты и даже не стремилась хоть как-то компенсировать это нарядами, она ещё постоянно ходила в растянутых свитерах, неприглядных парусиновых юбках и потёртых брюках, кое-как причёсанная, но, тем не менее, без конца рассуждающая о литературе, поэзии и о новых веяниях в них, то и дело упоминая имена лидеров авангардных направлений — Камю, Пруста, Сартра и Элюара.

У мадам Куарез просто мигрень начиналась от всех этих разговоров и имён — Франсуаза всем своим существом вносила дисгармонию в её жизнь. Мать и дочь были совершенно разными людьми. Однако жизнь в доме богатых родителей дала Франсуазе блестящее книжное образование — она могла читать всё, что только хотела, и имела доступ ко всем новинкам книжного мира.

После окончания лицея, где немаловажными уроками были религиозные проповеди, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны и вздохнула, наконец-то, свободно в предвкушении новой, взрослой жизни. Вот только ей, влюблённой в литературу чисто эмпирически, совсем не хотелось снова погружаться в прилежное ученье и зубрёжку… Став впоследствии признанной знаменитостью, Саган не раз признавалась, что всегда была лентяйкой и, если бы не необходимость, не часто бралась бы за перо.

…А самые первые её попытки публиковаться были ничем иным, как желанием как-то проявить себя в литературном мире. С 14 лет Франсуаза уже рассылала свои рукописи по редакциям, но отказ приходил за отказом, пока, наконец, она не написала роман «Здравствуй, грусть!», ставший для неё судьбоносным. Писать этот роман она начала, будучи уже студенткой Сорбонны. Но гораздо больше учёбы её привлекали богемные тусовки в уютных кафешках Парижа, где она встречалась со многими «звёздами» от мира искусства.

Вот там — среди свободных и неординарных людей — писателей, художников, поэтов и музыкантов, она чувствовала себя как рыба в воде, это была её компания! Может быть, именно в той среде, за увлекательными разговорами, она и услышала сюжет первого в своей жизни романа — такого необычного и неправдоподобного для её юности… Неправдоподобного той глубиной и сложностью, никак не вязавшихся с её возрастом в 19 лет!

Сюжет был переполнен изысканной эротикой и страстью, и читатели просто не могли поверить, что автор романа — несовершеннолетняя девушка. Тем не менее, это были исключительно вымышленные чувства. Наряду с темой любви и чувственности, пронизывающей весь роман, в нём рассказывалось также об изощрённых интригах героини — юной Сесиль, сплетшей в буквальном смысле сети для своего отца и его подруги — её будущей мачехи, в которые они потом и попались неосмотрительно… Мачеха в результате психологического срыва погибла, разбившись на машине, а отец лишился любимой и любящей женщины…

Произведя в середине 50-х фурор в привычных приоритетах и взглядах на форму и содержание литературного произведения, Франсуаза Саган в одночасье стала и символом скандальности и символом современности. Та перемена в сознании, что назревала в людских умах, а тем более — в умах тогдашней молодёжи — отразилась и во всех остальных произведениях юной романистки.

Но когда ничего не подозревающая о скорой славе графоманящая студенточка (провалившая, кстати, сессию в университете) прислала это своё произведение в издательство, его глава Рене Жюйяр, прочитав роман и почувствовав в нём что-то стоящее, подумал, что автор — умудрённая жизнью, взрослая женщина. Явившейся же на его приглашение тощенькой, большеглазой девице стоило немалых трудов убедить издателя в своей причастности к авторству рукописи под именем «Франсуаза Саган», выведенном круглым, детским почерком… Псевдоним Саган, кстати, был заимствован ею у героини обожаемого Пруста, принцессы Босон де Саган.

Когда произведение было издано, слава и деньги обрушились на голову юной дебютантки незамедлительно. Став в одночасье знаменитой и богатой, Франсуаза растерялась было, и пошла советоваться с отцом — как ей использовать 1,5 миллиона франков. «Потратить! И немедленно!» — был ответ родителя, так как в её возрасте, по его мнению, излишек денег ни к чему хорошему привести не мог.

Ага, так и послушалась солидного папочку своей подопечной Фортуна, стоявшая за худеньким плечом девушки… И они отправились в казино, где вся сумма, поставленная на кон, увеличилась до утра в пять раз! На следующее же утро Франсуаза совершила свою первую в жизни крупную покупку — шикарный старинный дом, освящённый некогда присутствием в нём великой . После первой значительной покупки последовали ещё дома, виллы и яхты; меха, украшения и дорогие машины, сменяющие одна другую.

Если бы не образ жизни, вошедший в привычку юной знаменитости — кто знает, может, ей на всю жизнь хватило бы средств от публикации двух-трёх своих произведений. Но она взяла себе за правило «прожигать жизнь», сорить деньгами, гонять на бешеной скорости на своих автомобилях, быть, вольно или невольно, в эпицентре скандала, а потому — часто нуждаться в деньгах. Именно это и стало её движущей силой и мотивацией для написания очередных произведений. Когда у Франсуазы кончались деньги, она бралась за перо.

Публика с восторгом ждала всё новых и новых шедевров от полюбившейся писательницы. Все её произведения тут же становились бестселлерами и издавались миллионными тиражами на разных языках. «Саганомания» охватила Францию и выплеснулась далеко за её пределы. А богемная, светская жизнь закружила молодую женщину в вихре танца. И вот уже позади и неудачное, короткое замужество с издательским магнатом Франции Ги Шеллером, и рождение сына в 1962 году, а потом последовала страшная автоатастрофа, после которой она чудом выжила, ещё несколько странных замужеств и пристрастие к азартным играм.

«Я живу, как каскадёр» — часто повторяла , и это было правдой. Правдой было и то, что, несмотря на её благотворительную деятельность и горячее участие в общественной жизни, правоохранительные органы заподозрили её в хранении и распространении наркотиков, не говоря уж об их употреблении… Спасла писательницу от тюрьмы только близкая дружба с самим президентом Франции — Франсуа Миттераном. Но условный срок она всё же получила.

Миттеран же до самой своей смерти оставался в числе друзей именитой писательницы и, когда он приезжал к ней в гости, то Франсуаза собственноручно готовила . «Больше всего я боюсь нищеты и забвения» — сказала однажды Саган, словно предвидя, что именно этим она и закончит. В последние годы она уже ничего не писала и жила в одиночестве. Денежные средства от её некогда огромных гонораров, иссякли, она заложила дом Сары Бернар, продала машины и яхты и была «в долгах, как в шелках»…

А 24 сентября 2004 года её не стало. Но остались её произведения — её проникнутые лёгкой грустью романы, пьесы, рассказы и повести, с такими лёгкими и точными названиями, как «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Смутная улыбка», «Волшебные облака», и многие другие… И вряд ли они будут преданы забвению.

Биография Вольтера

Франсуа-Мари Аруэ, которого весь мир знает под именем Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в столице Франции – Париже, в семье государственного чиновника. Он получил образование в иезуитском колледже и, согласно желанию своего отца, должен был стать юристом, но предпочел посвятить себя литературе. Он начал свою карьеру в качество вольного поэта и обитал при дворах аристократов, за свои острые сатирические стихи он несколько раз попадал в стены Бастилии. После очередного тюремного заключения он был отпущен с условием выезда за границу, поэтому Вольтеру пришлось уехать в Англию, где он и прожил три года. Альтернативой выезду было чрезвычайно длительное тюремное заключение.

Тем не менее, вскоре Вольтер вернулся назад во Францию, попытался издать «Философские письма», которые были запрещены цензурой. Из-за этого автору пришлось в очередной раз бежать, он уехал в Лотарингию. Именно в Лотарингии он нашел свое счастье и целых пятнадцать лет прожил с маркизой дю Шатлэ. Его следующее произведение (поэма «Светский человек») также не принесла автору удачи, так как Вольтер был обвинен в издевательстве над религией, и вынудила его спасаться бегством от властей. Он уехал в Нидерланды.

В Голландии поэт долго не продержался. Только в 1746 году удача улыбнулась поэту и он удостоился чести стать придворным историографом и сочинителем. Все было хорошо до тех пор, пока острый язык Вольтера не прошелся по влиятельной маркизе де Помпадур. Поскольку она смогла убедить правящую верхушку в том, что Вольтер является политически неблагонадежным, то найти свое место на родине он так и не смог, поэтому он принял приглашение прусского короля и поселился в Берлине. Острое слово Вольтера и его финансовые махинации и здесь поссорило его со многими значимыми и известными лицами, поэтому ему пришлось уехать в соседнюю Швейцарию, где он купил имение и назвал его «Отрадное». Именно в этом поместье он и прожил до конца своих дней.

Только к концу своей жизни Вольтер наконец-то стал обеспеченным и обзавелся несколькими предприятиями, что позволило ему говорить все, что он хотел и думал, так как многие аристократы занимали у него деньги. Лишь в 84 года Вольтер вернулся в родной Париж, где его встречали овациями, хотя действующий монарх никак не комментировал его приезд. Именно тогда великий писатель и поэт смог купить себе шикарный особняк на улице Ришелье. Казалось бы, наконец-то можно чувствовать себя счастливым, но Вольтера мучают сильные боли.

Писатель проходил тщательное медицинское обследование, после длительного анализа врачи выносят ему диагноз – рак предстательной железы. Это заставило его постоянно увеличивать дозы опия, его современники утверждают, что до самых последних дней Вольтер сохранял жизнерадостность и бодрость духа.

Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер был продолжателем аристократических жанров поэзии, он стал последним крупным представителем трагедии классической, ведь он написал 28 произведений в этом жанре – например, «Эдип», «Заира», «Брут», «Магомет», «Спасенный мир». Он смог привнести в трагедии нотки чувственности и романтическую живописность, а кроме античных фигур все чаще встречались довольно экзотические персонажи – китайцы, средневековые рыцари, воины разных эпох. Он специально использовал в своих трагедиях и персонажей из низшего сословия, что позволяло значительно приблизить происходящее к зрителю и читателю. Его герои говорили простым языком и были понятны абсолютно всем, ведь Вольтер считал, что было создано уже достаточно «трагических приключений», которые возможны только среди монархов и рыцарей и абсолютно бесполезны для простых людей.

В 1649 году в ноябре 21 числа в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ младший, более известный как философ и писатель Вольтер.

Отец, работающий в сане городского чиновника, отдал юного сына на обучение профессии юриста в иезуитский коллеж. Франсуа имел совершенно другие взгляды на свою будущую профессию и обратился к литературе.

Начинал свой творческий путь Вольтер при дворцах аристократических семей, как поэт-нахлебник. Первое его попадание в Бастилию приходится как раз на период нахлебничества. Поэт был осужден за сатиру в адрес семьи регента.

Нередко Вольтер бывал избит молодыми дворянами, за свои творческие порывы и вольнодумие. Несостоявшаяся дуэль с одним из обидчиков, чуть не подтвердила пророчество астрологов, сделанное при рождении Вольтера. Они предсказали, что жизнь юноши оборвется на 33 году жизни. В итоге писатель прожил на 30 лет дольше.

В 1726 году философ уезжает в Англию, где и живет 3 года, изучая культуру и политику страны. По возвращении во Францию Вольтер пытается издать книгу о своей жизни в Англии. Издателя книги схватили и посадили в Бастилию. Вольтеру пришлось скрываться в Лотарингии, где его приютила маркиза дю Шатле. Вольтер прожил с ней 15 лет.

За свою поэму «Светский человек» Вольтер снова получает обвинение в глумлении над религией и вынужден снова бежать, теперь в Голландию.

Вольтер в 1746 году получил назначение на должность придворного поэта и историка. Однако снова попав в немилость к дворянам, в этот раз оскорблена была маркиза де Помпадур, ушел со двора.

Вольтер не мог чувствовать себя во Франции безопасно, так как его постоянно подозревали в неблагонадежности и он находился в немилости у дворянских родов. Философ попытался получить пристанище у своего давнего приятеля по переписке Фридриха 2, прусского короля. Вольтер поселился в Потсдаме, но после очередной ссоры, теперь уже с прусским дворянством,в 1751 году уехал в Швейцарию.

Под Женевой Вольтер покупает имение и называет его «Délices», что значит «Отрадное». Позже ему удается приобрести еще два имения. Одно в Турнэ, а второе в Ферне. Став богатым человеком, Вольтер приобрел, что называется «капиталистическую» независимость. Теперь ему не грозили побои и гонения за свободное высказывание собственного мнения, так как половина аристократии находилась у него в долгу.

К Вольтеру в Ферне стала стекаться интеллигенция со всего мира. Дружбой с просвещенным писателем стало принято гордиться. В 1778 году, после смерти Людовика 15, Вольтер смог, в возрасте 83 лет, смог вернутся под звуки фанфар и бушевания восторженной толпы в Париж. Где продолжил свою литературную деятельность в особняке на улице Ришелье.

Также, Вольтер вступил в должность директора парижской Академии и занялся работой с академическим словарем. В это время болезнь творца медленно прогрессировала. Рак забрал жизнь Вольтера 30 мая 1778 года.

Интересные факты и даты из жизни

Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Сыграл значительную роль в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России т.н. вольтерьянства (дух религи свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов).


ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.

После многочисленных житейских передряг юный Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под именем Вольтер он и достиг славы.

В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира.

Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, «божественной Эмилией», в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, помимо литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню».

В сентябре 1749 мадам дю Шатле неожиданно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь более не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с «королем-философом» внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей – если они не выходили за пределы частного разговора. Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей» (1753).

Поскольку три года назад он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него теперь закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок Торне и еще один, более современный, – Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, «царил» в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых – и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. Вольтер – один из основоположников Просвещения, он – провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы Французской революции.

В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778.

Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.

Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743).

Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Eptre Uranie, 1722) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; Рассуждение о человеке (Discours sur l"Homme, 1738–1739); Поэма о естественном законе (Рome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о «естественной» религии – тема в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.

Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), Век Людовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l"esprit des nations, 1756), сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования.

Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским «законом трех единств» и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии.

Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством.

Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В стремительно развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (букв. «одни слова», «пустозвон»), внушавшего ему, вслед за Лейбницем, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». Мало-помалу, после повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины. Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь рядом с философом Панглосом, который, хотя и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгляд на мир; его небольшое общество составляют еще несколько персонажей. Все вместе они организуют неподалеку от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад», выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов «почему» и «для какой цели», без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь рассказ кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма.