Фреска белый ангел сербия. Белый Ангел Милешевы

Почти каждая семья к Новому году планирует у себя дома установить новогоднее дерево — ель. Так же и страна к празднику желает свою Главную ёлку. В России еще не определились, где будет установлена Главная елка государства.

Главная Елка страны в Москве на Красной площади

Ежегодно в столице России к новогодним праздникам устанавливают Главную Елку страны. В этот раз еще нет информации о новогодней красавице.

На данный момент на Красной площади еще с конца осени стоит украшенная елка и радует глаз детворы и взрослых. Но является ли она Главной — никто не знает. В это же время был открыт и ГУМ — каток. С катка хорошо просматривается хвойная красавица и достопримечательности площади.

Лесная красавица 2019 года имеет высоту — 21 метр. Ее еловые лапы равномерно распределены по всему периметру, что создает образ пушистой елки.

Праздничная ель украшена гирляндами и флажками. Шары, гирлянды перемежаются с мультяшными героями. На новогодней елке можно встретить подвески в виде Кота Матроскина и Крокодила Гены, также дружно детворе подмигивают Волк и Заяц — герои мультфильма «Ну, погоди!» А Пятачок с Винни-Пухом постараются найти и раздобыть мед на елке. Венчает Ёлку — рубиновая Звезда огромных размеров.

На Красной площади, вокруг новогоднего дерева раскинулась новогодняя и рождественская ярмарки. Дети с родителями могут здесь приобрести подарки и сувениры, также можно угоститься разными сладостями и выпить горячего напитка с различными пряностями. Проводимые мастер-классы расскажут и покажут много нового и познавательного.

Во время прогулки по Красной площади можно встретить медвежонка, который умело упражняется на турнике, а дети ему за дарят свои симпатии и аплодисменты.

Детей у Ёлки встречают главные герои Нового года — Дед Мороз и Снегурочка. Помогают им, в этом не легком деле, герои сказок и мультфильмов.

Кремлевская Елка 2019 года

Пока руководство России определяется с Главной елкой страны. В Москве уже определились со многими другими Елками. Одна из них — Кремлевская.

Кремль приглашает на свою ёлку, детей и взрослых уже на протяжении больше полувека. За это время уже наработаны сотни новогодних сценариев. В 2018-2019 годы малышей ожидает театральное приключение, которое носит название «Тайна планеты Земля».

В нем детвора, вместе с главными героями — Дедом Морозом и Снегурочкой, а также другими сказочными персонажами перенесутся в Космос, где будут бороться с космическими пиратами против срыва Нового года.

Кремлевская Елка откроет свои двери для гостей с 24 декабря 2018 года по 8 января 2019 года. Продолжительность яркого шоу составляет 1 час 55 минут.

Елка на Цветном бульваре в московском цирке 2019 года

Цирк Юрия Никулина — откроет свою ёлку на Цветном бульваре в городе Москве. Цирковое представление пройдет под названием » В поисках праздника».

Под куполом цирка соберутся тысячи зрителей, которые будут радостно приветствовать цирковых артистов. Артисты цирка, в свою очередь, порадует своим мастеровым искусством. На праздничную арену выйдут канатоходцы, дрессировщики, акробаты и клоуны. Весь вечер новогоднее представление будут сопровождать знаменитые Дед Мороз и Снегурочка.

Елка на Цветном бульваре откроется с 14 декабря 2018 года по 13 января 2019 года, длительность представления, включая антракт, составит 2 часа 20 минут.

Иногда, очень и очень редко судьба может преподнести подарок. Он может быть маленьким или большим, о нём можно даже забыть, но также он может остаться в памяти как нечто необыкновенное. И, наверное, без всего этого вполне можно счастливо жить, но какая-то невидимая нить всё же связывает события и людей вместе в определенном пространстве и времени. В этот раз со мной такое произошло в Сербии.


Проехав почти 700 километров за 2 дня, и держа путь обратно в Белград, мы совершенно случайно услышали, что в 30 километрах от трассы, по которой мы едем, есть уникальная фреска. Ну, фреска и фреска, подумалось мне, что тут удивительного, учитывая, что страна обладает таким огромным количеством церквей и монастырей. Но, услышанная об этой фреске информация, в одночасье изменила дальнейшие планы путешествия, и развернула машину от пути нашего следования.
Когда-то давно 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в «Пакете достижений землян» были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и … фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел - послание мира, любви и понимания. Тем самым не только сербы предстают перед миром с ликом Белого Ангела, но целый свет с его образом предстает перед Вселенной.

Услышав о подобном факте, было бы совершенно не простительно не увидеть своими глазами то, что было послано во Вселенную как самое важное из мира людей планеты Земля.
На этой фреске Х III века изображён Белый Ангел, он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он - глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога…
Спустя 40 минут мы подъезжали к Монастырю Милешева, где и находилась эта святыня.


Монастырь Милешева - второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии - Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы». Его государство, в то время включавшее и Милешеву с округой, было названо Герцеговиной.

Нынешний свой облик с двумя куполами Милешева приобрела в 1863 году, когда была реконструирована благодаря жителям города Приеполья. Под одним куполом хранится рака с мощами Святого короля Владислава, под другим - гроб Святого Саввы.


Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи - Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Белый Ангел является духовным символом Югославии, а его изображение можно увидеть даже на авиабилетах ряда компаний. Вообще, в Сербии изображение Белого Ангела встречается повсюду - в автобусах, гостиницах и даже в студенческих аудиториях.
Снимать в храме категорически нельзя, но муж, подойдя к монаху, попросил спросить особого разрешения - сделать фотографии этого Ангела с целью рассказать и показать всем, кто смотрит фотографии на его аккаунте, а таких людей уже больше 35 миллионов. Монах попросил дать ссылку на его сайт и ушел к своему руководству. Отсутствовал он не долго, и вскоре вернулся с вестью о том, что руководство монастыря дало своё разрешение и благословение. Честно говоря, сказать, что я была удивлена - ничего не сказать. А когда они даже предложили принести лестницу для того, чтобы было удобнее делать съемку (потому что фреска располагалась достаточно высоко), я так и осталась стоять с разинутым ртом. Правда, служитель попросил мужа прислать им потом на одобрение отснятые фотографии, что, конечно же, было сделано.


Нам открыли всё пространство церкви, даже те места, куда простым смертным вообще заходить не дозволяется никогда, а в довершении всего потом еще отвели в отдельно стоящее здание, где хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494 года, Триодь 1563 года, Белградское Четвероевангелие 1552 года, несколько ценнейших икон, а также чаша Ивана Грозного (чья бабка была, как оказалось, сербкой) и посох самого Святого Саввы!


Я, наверное, не смогу передать словами всё то, что в этот момент было в моей голове. Потому что то, что видела я своими глазами не дано видеть людям и постоянно крутилась мысль о том, что, может быть, всё это не по-настоящему происходит и вообще не со мной. Ведь так не бывает, что вдруг тебя пускают в святая святых целого народа просто так, потому что ты пришел и попросил об этом.
Я не знаю, чем мы заслужили такое отношение служителей Монастыря к нам - немолодой русской паре, но видимо «Белый Ангел» решил сделать такой щедрый подарок, смотря на нас сверху своими печальным и проникновенным взглядом…

Посещая Черногорию, большинство туристов желают осмотреть наилучшие достопримечательности соседних территорий - Сербии, Боснии, Албании или Хорватии. Православные паломники знают, что вместе с основными черногорскими святынями - Цетиньским монастырём Рождества Пресвятой Богородицы и монастырём Острог, существует средневековое изображение Белого Ангела в Сербии, на границе с Черногорией. Уникальная фреска ежегодно встречает сотни тысяч паломников и туристов.

Расположение

Белый Ангел - духовный символ всей Черногории. Его изображение можно встретить в стране повсеместно - на билетах некоторых авиакомпаний, в отелях, в студенческих классах, в общественном транспорте. Приезжают к фреске Белый Ангел со всех уголков Боснии, Черногории, Сербии и других стран. Уникальный рисунок-фреска находится в святом монастыре Милешево (Манастир Милешева - 31300, Приjеполье - Србиjа, Jугославиjа, тел. 8-10-381-(0)33/23-897). Фреску хранит возведённый в средние века храм Вознесения Господня. Ангел в белых одеждах расположен над гробницей короля Владислава, в правой стороне помещения святого храма. Именно этот Ангел повстречал женщин-мироносиц в пасхальную субботу и оповестил весь мир о воскресении Христа. Шедевр средневековой фресковой живописи - символ югославских народностей.

Монастырь в Милешево - наиболее древний и хорошо известен по всей стране. Святыня расположена вблизи городка Приеполье. К городу ведут железная и автомобильная дороги, которые связывают Белград с остальными территориями страны. В средневековье дорога в глубине государства проходила по правой стороне речки Милешевка. На месте торгового места около монастыря возник городок Приеполье. От него до Милешево можно заказать такси и добраться до храма.

Строительство храма

Святыня была возведена в двадцатых годах XIII века. Строительство обители благословил Святитель Савва, а построил храм его племянник - королевич Сербии Владислав (годы правления -1234-1243). В наши дни Влад причислен к святым. Собор Вознесения Господня - обширная архитектурная композиция, духовный центр монастыря Милешево. Королевич возвёл храм как собственную усыпальницу и был в ней затем захоронен. Период возведения святыни точно историками не определён. Некоторые эксперты полагают, что Владислав начал строительство после своего восхождения на престол, но кое-какие детали указывают, что стройка началась раньше - примерно в 1218 году. Ранние фрески в храме написаны в двадцатых годах XIII века приезжими греческими художниками из Солуни.

Самая известная среди паломников и туристов фреска - изображение Белого Ангела на гробе господнем. Её месторасположение - южная стена святой обители. Под фреской находится ктиторская композиция, на которой изображён Св. Владислав с церковью в ладонях. Всем посетителям храма требуется пройти немного вперёд после входа и посмотреть направо. Именно там людей встречает Белый Ангел.

В северной части здания представлены святые из рода Немвьичей: Савва I Сербский, Симеон Мироточивый, Радослав, Стефан Первовенчанный, а также Владислав. В 1236 году к западной части святого места были пристроены боковые часовни Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. В тот же период написаны фрески в пристроенных к церкви частях. Часовни хранят их с давних времён.

Впоследствии монастырские стены пережили немало тяжёлых испытаний на протяжении векова. Свой отпечаток на данных землях оставили Османская империя, мировые войны, коммунистическое правление. В наши дни монастырь полностью отреставрирован и восстановлен. В Милешево находятся на хранении редчайшие книги - Цетиньский Октоих 1494 г., Белградское Четвероевангелие 1552 г., Триодь 1563 года. Здесь же хранятся и ценные иконы. В монастыре в настоящие дни расположена резиденция епископа Милешевского.

Молясь перед иконой, человек обращается к тому, кто на ней изображен. Внешний облик Лиц Святой Троицы, Божией Матери, святых художниками обычно передается так, как он запечатлен в церковном Предании либо в свидетельствах очевидцев. Однако присутствуют на иконах и ангельские чины, не имеющие телесного воплощения. Какими принципами руководствуются иконописцы при их создании?

– Чем руководствуются современные иконописцы, изображая Небесные Силы, которые по определению нематериальны?
– Вообще, изобразимо все видимое. Ангельские Силы изображают согласно пророческим видениям.

– Каково древнейшее изображение Ангелов?
– Древнейшие изображения Архангелов встречаются уже в III–IV веке, например, в сюжете «Благовещение». Конечно, иконография к этому времени еще не сформировалась, Ангелы там без нимбов и крыльев. Влияло то, что было время гонений. Но уже на рубеже IV–V веков складывается иконописный облик Ангелов. Они предстоят в хитоне и гиматии, со слухами (торочками), подвязывающими волосы, в сандалиях. Иконография со временем обогащалась. От VI века сохранилось изображение Архангелов Михаила и Гавриила в дорогих придворных одеждах как ближних слуг Небесного Царя. Позже, с XIV века, начинает встречаться изображение Архангела Михаила в доспехах – воина, Небесного воеводы.

В Византии встречаются изображения еще двух из семи Архангелов – Рафаила и Уриила. Кроме того, изображали другие ангельские Силы: Ангелов Господних, Престолы, Херувимов, Серафимов. Иногда они присутствуют в композиции какого-то священного сюжета, иногда – в сонме, окружающем Господа.

Белый Ангел — Сербия

– Ангельских чинов, по учению Церкви, девять. Каковы особенности изображения каждого чина?
– Дело в том, что все ангельские чины крайне редко изображаются и их иконография для меня, по крайней мере, до конца не выяснена. Есть рад изображений девяти ангельских чинов XVI–XIX веков, когда они окружают Господа. Чаще всего можно увидеть семь Архангелов, Ангелов в облике крылатых юношей. Лик, окруженный четырьмя или шестью крылами (реже – двумя), – традиционное изображение Херувимов и Серафимов. Внешне они часто не различимы, а о том, какой именно это ангельский чин, свидетельствует только подпись. Серафимы могут быть красноватыми – огненными. У Херувимов есть особенность – они иногда изображаются «многоочитыми» (ср. Быт. 3, 24), как сказано о них в Священном Писании. Кроме того, на Православном Востоке бытовало изображение Херувимов как тетраморфов – четырехглавых существ. Одна голова, с человеческим лицом, обращена к молящимся, три другие, подобные главам тельца, орла и льва, смотрят каждая в свою сторону: влево, вправо и вверх. Это символизирует, что Херувимы готовы служить Господу всем своим существом – глядеть во все глаза и действовать во все стороны. Такие изображения появляются начиная с VI века, например, в знаменитом Евангелии Раввулы, где у подножия возносящегося на небо Господа изображен такой тетраморф-Херувим, сопровождающий Его. Подобные изображения очень редки, встречаются у греков, на Балканах, в Грузии, но в русской иконописной традиции я таких изображений не видел.

Порой на иконе можно видеть подобие колеса с крыльями, покрытого глазами. Это традиционная иконография Престолов. Таких изображений также крайне мало, одно из первых – в уже упоминавшемся Евангелии Раввулы. В русской иконописи Престолы присутствуют на иконе «Спас в Силах» около подножия трона, на котором почивает Бог.

– В какое время появляются изображения Ангелов, Архангелов по отдельности?
– Одно из первых изображений собственно Ангелов имеется на мозаиках храма святого Георгия в Солуни. Это рубеж IV–V веков. Мозаика сохранилась частично, но все равно хорошо видно, что там Ангелы изображены не группой, а по отдельности, распределены вокруг утраченного изображения Христа Спасителя.

Отдельно предстоящие Архангелы Михаил и Гавриил изображаются уже в VI веке в мозаиках Равенны, присутствуют в деисусном чине, по крайней мере, с XI–XII веков. Их изображения имеются и в минологиях X–XII веков – изобразительных сборниках, сопровождающих крат­кие жития святых.

Если говорить об отдельных моленных иконах Архангела Михаила, то уже с конца XIII века – это характерное явление. Такая икона, например, имеется в Третьяковской галерее. Нередко образ Архангела Михаила окружен клеймами, иллюстрирующими его участие в жизни Церкви Земной и Небесной. Для позднего Средневековья это очень характерное явление. В Средневековье появляется икона Собора Архангела Михаила. Начиная с XIII века, таких изображений имеется целый ряд.

– На храмовых фресках и в русской религиозной живописи XVIII – начала XX века нередко можно видеть упитанных младенцев c крылышками. Откуда к нам пришла эта традиция и насколько она канонична?
– Изображения эти, конечно, связаны с западным искусством, а оно обращалось к искусству раннехристианскому. В III веке в римских катакомбах встречаются изображения таких крылатых мальчиков и даже крылатых отроковиц. Эти изображения были заимствованы из античного искусства и в эпоху гонений говорили христианам о бестелесных небожителях. На Православном Востоке после Миланского эдикта подобные изображения исчезают. Только в эпоху Возрождения мальчики с крыльями вновь появляются в религиозной живописи Европы. Заимствованный с Запада живописный стиль в России становится модным в XVIII столетии, тогда же наши художники, а затем и иконописцы, начинают рассматривать таких крылатых младенцев как ангельский образ. Эта традиция, если сказать кратко, неканонична. Она связана не столько с христианством, сколько с античным миром.

– Из Священной истории известно, что Ангелы нередко являлись людям в человекообразном облике и их одежда, наверняка, соответствовала времени события. Почему нельзя рисовать Ангелов в современной одежде, в костюме или джинсах, например?
– Вообще икона надысторична. Мы не всегда изображаем даже и святых в тех одеждах, которые они носили в земной жизни. Даже Господь облачен на иконах в античную тунику, а совсем не в одеяние палестинского еврея I века. Поэтому когда Поленов в своей живописи пытался реконструировать события того времени, он несколько другие одежды одевал на Господа, чем те, что мы привыкли видеть на православных иконах и фресках.

Икона призвана отображать смысл, не всегда отображая реалистичную сторону событий. Кроме того, конечно же, важен знак, который не вызывал бы отрицательных эмоций. Ангел в современном костюме будет больше вызывать улыбку, чем благоговение. Важен сам знак присутствия небожителя, который помогает нам. Убежден, что к новациям вообще нужно относиться очень аккуратно.

– Но, например, Архангел Михаил часто предстает в доспехах римского воина, с копьем и щитом. Хотя понятно, что он не имеет такого воинского снаряжения…
– Иконописное изображение одежд всегда условно. Даже если сравнивать архиерейские одежды митрополита Московского святителя Петра и его облик на иконах, то они не абсолютно тождественны. Было некое преображение одежды на иконе.

Вообще, изображение поздних одежд – одна из кардинальных проблем при изображении святых нового времени, особенно святых мужчин, мучеников, не принадлежавших к духовному сословию, поскольку гражданская одежда XX века не вполне органично, некрасиво смотрится на иконе. Нужно, чтобы святой был узнаваем, и историческая эпоха как-то отражалась в его одеждах, и чтобы это было просто красиво и в традиции. Это одна из сверхзадач для современных иконописцев.

Думаю, что, если возникнет необходимость изображения современного явления Ангелов в человекообразном облике, нужно будет попробовать ее решить, отразив и реалии, и в то же время сделать это эстетически приемлемо.

– Существует икона «Ангел Хранитель Москвы». Канонично ли это изображение? Может ли по аналогии быть написана икона любого города и вообще населенного пункта?
– Наверное, может. Сама иконография Ангела Хранителя появляется в позднем Средневековье. Известны иконы конца XVI века. Человек молится своему собственному Ангелу Хранителю, созерцая икону с подписью просто «Ангел Хранитель». Еще более поздними являются изображения «Ангела молитвы», несколько иная атрибутика в руках Архангелов.

Самая старая известная мне икона «Ангел Хранитель Москвы» относится к 90-м годам XX века, была написана для Никольского храма на Маросейке. Было ли более ранее изображение – не знаю, но покойный отец Александр Куликов, возродивший храм на Маросейке, благословил такую икону написать. Я не вижу здесь повода для сомнений. Свои Ангелы Хранители, конечно же, есть у всех городов, и вполне можно написать икону Ангела Хранителя какого-то города. Что касается Москвы, то это город особенный, о нем как о столичном граде – особое попечение Божие. Надо молиться, чтобы Господь его хранил.

Ольга Маркелова

О пяти московских храмах апостола Андрея Первозванного читайте на или в газете «ПМ» (№ 5 (570), март 2015 г.).

Диакон Сергий Правдолюбов

Монастырь Милешева был основан в 1219 году князем Стефаном Владиславом (впоследствии королем Стефаном). Сюда же из Болгарии он перевёз мощи своего дяди - святого Саввы Сербского. Здесь мощи и хранились вплоть до 1594 года, когда турки изъяли их из монастыря, вывезли в Белград и публично сожгли на площади. Церковь была расписана до всех трагических событий, в предрассветную эпоху Сербского королевства, лучшими греческими мастерами. Образы лиричны, светлы, линии тонки,цвета приглушены. Само здание церкви Вознесения - простых геометрических форм, без нарядных украшений, каменной резьбы, однонефная с трёхчастной апсидой относится к архитектурной традиции Рашской школы. (Рашка - это ныне город на юго-западе Сербии, в прошлом центр Сербского королевства).

Фотографировать нельзя» - эту надпись вежливо и доброжелательно показал мне не священник, а член прихода, увидев у меня на шее фотоаппарат. Ну и ладно, что делать, выхожу следом за дьяконом, дарю ему иконку Ксении Блаженной (мы привезли с собой несколько образков и дарили их монахам, вызывая ещё большую симпатию к себе). После мы поговорили как могли, затем он махнул мне вслед рукой, видя, как я направляюсь обратно в опустевшую церковь Вознесения. Я не очень хорошо поняла, что означает его жест, но расценила его как разрешение сделать пару-тройку быстрых (и потому плохих) снимков - на большее у меня совести не хватило.

Это Святой Савва (часть фрески со стены монастыря).


Удивительно, что именно таким мыслили себе святителя Савву сербские мастера: никакой монументальности, величия и парадности - глубокий лиризм, кроткая печаль и всепроникающая любовь.

Не слишком четкая фотография, показывающая, как композиционно расположена знаменитая фреска "Белый ангел".


Знаменитый Белый ангел на Гробе Господнем - один из символов Сербии (фото из "музея фресок" в Жиче).

Видела я насмешливую и чуть высокомерную улыбку ангела Реймского собора, в его глазах лукавство и Бог знает, что на уме.

Улыбка Белого ангела едва заметна, в светлой радости растворена грусть, и взирает он на людей не свысока, а рядом, вовлекая человека в светлое и глубокое переживание великого момента.
Почти все сербские монастыри были разрушены и пожжены турками, но фресковая живопись удивительным образом сохранилась, чаще, естественно, в нижних ярусах. Мусульмане, видимо, не хотели сбивать росписи, довольствовались «выкалыванием» глаз. Многие фигуры в сербских храмах стоят в таком вот виде, как в Милешеве.

Ещё удалось сфоткать Святое воинство у портала.

Вокруг - не знаю, что и сказать: просто очень красиво, настолько, что теряешь чувство реальности. «Я это или не я?» - задаёшь себе время от времени вопрос и отвечаешь на него положительно после некоторых раздумий. Посмотришь вверх - там горы с дорожками то каменистыми, то лесными; долу очи опустишь - там сельская пастораль: овцы бродят, ручеек журчит, трактор отдыхает. Рай.



Интересно, что выезжаешь ты из этого воистину райского места через мусульманские районы: слева и справа минареты видны, думаю, пение муэдзина до монастыря доносится. Ну и хорошо, лишь бы в мире жили. Судя по всему, мусульманские и христианские кварталы не перемешиваются в южных и центральных областях Сербии, обычно они отделены рекой. Вот, как неподалеку, в черногорском Беране, например.

К сожалению, отношения между этносами напряжённые, страсти кипят нешуточные, в центре которых, конечно, Косовская проблема. Чем далее к югу, тем сильнее «албанская компонента», чем ближе к Северу - сербская, и «жить дружно» они совсем не хотят, это мы остро почувствовали, хоть на албанскую территорию пешком не заходили.