Где и когда появился иудаизм. Основные принципы иудейской религии

Глава III ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

§ 28. Духовное развитие общества

Вспомните:

что такое духовное производство? Какова его структу­ра? Какие потребности позволяет удовлетворить духов­ная деятельность человека?

В курсах истории, литературы, общественных дисцип­лин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с раз­личными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой со­вокупность внебиологических средств и механизмов дея­тельности, посредством которой человек осваивает окружа­ющий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социаль­ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова­ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен­тов общества. Возникновение и развитие человеческой лич­ности, существование общества невозможны вне культурно­го контекста.

Культура является объектом изучения многих гумани­тарных и общественных наук, например истории, филосо­фии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область зна­ний - культурология.

^ МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.

«Культура - это специфика человеческой деятельнос­ти, что характеризует человека как вид. Напрасны по­иски человека до культуры, появление его на арене ис­тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».

А. де Бенуа

Ю-Л. Н Боголюбов

^ Материальная культура связывается обычно с практи­ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес­кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль­ная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея­тельность невозможна без духовных усилий человека и об­щества. Уровень развития материальной культуры изучает­ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея­тельности человека, удовлетворения его материальных по­требностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убе­диться в том, что в различные периоды эволюции матери­альной культуры создавались неодинаковые условия и сред­ства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также по­нимать, что прямая связь между уровнем развития матери­альной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)

II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило­софскую систему, вырезать в камне или отлить в брон­зе, пропеть в балладе, оде или симфонии».

Ричард Нибур

^ Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс­ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор­мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи­ческом уровне духовная культура выступает как система со­циальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная

культура пронизывает все стороны социальной жизни и со­циального взаимодействия людей, создавая ощущение един­ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра­жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

^ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-

давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

^ СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони­мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна­чении понятие «контркультура» начали употреблять запад­ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

^ ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас­смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да­нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль­тур органически (сходно с природой) развивается: рождает­ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза­имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да­нилевский выделил несколько способов культурного взаимо­действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север­ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив­ кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже­родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ­рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза­имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценно­стями.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро­пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру­гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль­туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

^ ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

^ Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­ рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность - сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ ^ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

Проверьте себя

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко

охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
    дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
    нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
    подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

  2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
    культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
    Другие связывают возникновение культуры с религиозной
    практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
    тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
    ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

  3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
    ную связь материальной и духовной культуры.

  4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
    выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
    ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
    из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
    ваемых культур к тому или другому типу.

  5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
    тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
    ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
    термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
    на факты общественной жизни.
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас­смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да­нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль­тур органически (сходно с природой) развивается: рождает­ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза­имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да­нилевский выделил несколько способов культурного взаимо­действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север­ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив­кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже­родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ­рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза­имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценно­стями.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что


значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро­пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру­гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль­туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-


Тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.



ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -


Побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность - сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

Проверьте себя

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко


Охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
ваемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-


Ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

Главная > Учебник

И т. д. 6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.

Глава III ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

§ 28. Духовное развитие общества Вспомните: что такое духовное производство? Какова его структу-ра? Какие потребности позволяет удовлетворить духов-ная деятельность человека? В курсах истории, литературы, общественных дисцип-лин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с раз-личными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой со- вокупность внебиологических средств и механизмов дея- тельности, посредством которой человек осваивает окружа-ющий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социаль-ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова-ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен- тов общества. Возникновение и развитие человеческой лич-ности, существование общества невозможны вне культурно-го контекста. Культура является объектом изучения многих гумани-тарных и общественных наук, например истории, филосо-фии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область зна-ний - культурология. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры. «Культура - это специфика человеческой деятельнос-ти, что характеризует человека как вид. Напрасны по-иски человека до культуры, появление его на арене ис-тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового». А. де Бенуа Ю-Л. Н Боголюбов

Материальная культура связывается обычно с практи-ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес-кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль-ная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея-тельность невозможна без духовных усилий человека и об-щества. Уровень развития материальной культуры изучает-ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея-тельности человека, удовлетворения его материальных по-требностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убе-диться в том, что в различные периоды эволюции матери-альной культуры создавались неодинаковые условия и сред-ства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также по-нимать, что прямая связь между уровнем развития матери-альной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)

II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило-софскую систему, вырезать в камне или отлить в брон-зе, пропеть в балладе, оде или симфонии». Ричард Нибур Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс-ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор-мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи-ческом уровне духовная культура выступает как система со-циальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная

культура пронизывает все стороны социальной жизни и со-циального взаимодействия людей, создавая ощущение един-ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра-жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя-ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери-рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от-правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но- ваторство. Рассмотрим их более подробно. Преемственность связана с сохранением и передачей цен-ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо-гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер-ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка-ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос-производится следующими поколениями определенной этни-ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле-доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе-ния, просмотра полотен в картинной галерее. Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож-дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо-бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда-ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж- 10*

давших истинность гелиоцентрической системы, или гени-альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно-го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА Культура любой исторической эпохи обладает непреходя-щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не-однородно по своему составу создающее ее общество. Внут-ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на-шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело-веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава-емые представителями отдельных социальных групп, приня-то называть субкультурами. Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по-знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со-циальных групп. Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми-рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима-лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана-логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет-ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со-временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо-жем сказать, что в процессе социального развития происхо-дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур. Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло-гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони-мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна-чении понятие «контркультура» начали употреблять запад-ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю-дей. Наличие множества локальных культур заставляет уче-ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас-смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель-зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло-кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да-нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль-тур органически (сходно с природой) развивается: рождает-ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза-имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да-нилевский выделил несколько способов культурного взаимо-действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север-ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив- кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже-родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ-рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза-имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценно-стями. Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми-ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от-дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате-ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель-ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль-туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди-наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз-зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео-рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро-пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру-гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль-туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада. Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес-кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис-сии Америки. Известная вам история освоения североамери-канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз-можно, и божественном предназначении нации и ее культу-ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно-сти остальному миру. На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи-ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон-ники которого относили к негритянской расе все высоко-культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо-ложников негритюда является выдающийся государствен-ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри-канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до-верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ-ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм. Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус-тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль- ШЛ

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери-од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба-лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу-тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз-вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не-обходимость их диалога: «Типологически различные «куль-туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели-гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По-этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст-вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог. Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу-дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело-века и др. Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо-проникновение различных культурных образований в рам-ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав-ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком-плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур-ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе-ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ-ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли-культурном многоконфессиональном мире является толе- рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци-пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз-нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость. Толерантность - сложная стратегия поведения, включа-ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения. Толерантность имеет различные формы: личная толерант-ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель-ных индивидов; общественные формы отражены в общест-венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо-дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити-ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи-мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе-навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро-вать существование и распространение подобных идей, обра-за действий. ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд). Проверьте себя 1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу-ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу-ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу-ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре-вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут-верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про-блемы порождает признание многообразия культур? Кратко

охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со-временного общества особенно актуальным стал вопрос диа-лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

    Известный деятель российской науки Григорий Лан-
    дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос-
    нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
    подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами. Ученые уже многие века спорят о происхождении
    культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
    Другие связывают возникновение культуры с религиозной
    практикой человека. Приведите несколько примеров в под-
    тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют-
    ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв-
    ную связь материальной и духовной культуры. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
    выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со-
    ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
    из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы-
    ваемых культур к тому или другому типу. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус-
    тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе-
    ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
    термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
    на факты общественной жизни.
Поработайте с источником Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий-ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа. Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со-мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю-щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни-чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу-жащих двум целям: защите человека от природы и урегу-лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ-ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень-ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про-шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не-прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че-ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна-ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ-ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос-новании этих представлений выдвигаемые. Фрейд 3.

  • Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник

    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.

  • Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа

    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.