И во всем любовь. В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь

В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.

Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.

Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».

Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.

Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.

Виды седмиц

В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.

Святочная седмица

Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января .

«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.

Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.

Неделя Мытаря и Фарисея

Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.


Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.

Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.

Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.

Неделя о блудном сыне

Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.


Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.

Неделя о Страшном Суде

Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.

Масленица

Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.

Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.

Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.

Светлая седмица

В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.


Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.

Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.

В это время все богослужения будут подобны пасхальному.

Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.

Троицкая неделя

Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.


Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.

В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.

Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.

Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.

Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.

После дня Святой Троицы начинается сплошная Троицкая неделя, ее особенности и подготовка к Петровскому посту, Духов день, народные традиции - «железная» неделя.

Троицкая седмица в 2018 году 27 мая – 2 июня. К Троицкой неделе издавна на Руси относились особо, ее именовали «железной», «русальной», а также «зелеными святками». Она была окружена множеством поверий и обычаев, которые сводились к разнообразным запретам на работу с землей, призывали к осторожности на воде, в некоторых местностях не разрешалось в эту неделю даже далеко отходить от своих деревень и сел. Это время, с которого всегда начинались насущные летние заботы, было на Руси наиболее наполнено разнообразными верованиями.

Запрет на обработку земли был связан с тем, что Землю в этот день считали «именинницей». Купаться и далеко отходить от селений не разрешалось, так как считалось, что в эти дни русалки выходят из воды и стараются всячески навредить человеку.


Русская православная церковь не вводит никаких специальных ограничений в эту Троицкую неделю. Запрещается делать только то, что вредит душе человека, как и в любой другой период года. Таким образом считать, что «грех сажать и копать на железной неделе» и тому подобное как раз и является противоречием христианскому вероучению и основанием задуматься о том, как и во что мы верим.

Православный христианин знает, что единственная особенность этой недели в том, что она является сплошной, так как служит подготовкой к Петровскому посту. Таким образом, отличие этой недели в том, что она не имеет поста в среду и пятницу, во все дни можно кушать молочную пищу и яйца.

Конечно, по возможности, на этой седмице стараются меньше трудиться для того, что бы освободить время для радостного общения друг с другом перед постом, ведь в пост развлечения надо ограничивать. Надо помнить, что на этой неделе можно приступать к причастию без соблюдения трехдневного поста перед этим, необходима лишь особая молитвенная подготовка и исповедь.

Кроме этого, с начала этой недели начинается отсчет годового цикла, который носит название «по Пятидесятнице», что и отражено во всех полных православных календарях.

После литургии на Троицу, то есть, начиная с вечерни Дня Святого Духа приступают к церковным земным поклонам, что совершают в определенные моменты службы, а так же перед Святыми Дарами и перед почитаемыми иконами. Земные поклоны не совершались со дня Святой Пасхи.

Еще эта неделя отличается от предшествующих пасхальных тем, что с Духова Дня опять все предначинательные молитвы включают в себя молитву Святому Духу «Царю Небесный».

Сплошной седмицей называется неделя, в которой нет однодневных постов в среду и пятницу, когда можно вкушать все продукты. Исключением является сплошная Сырная седмица перед Великим постом, когда Своим Уставом Церковь постепенно вырабатывает у человека привыкание к посту, облегчая его рацион.

Сплошные седмицы установлены, чтобы добиться нескольких целей, так сказать, в комплексе. С одной стороны - в продуктовом отношении накопить силы на пост или, наоборот, немного утешиться после продолжительного поста, как например, на Светлой седмице или святках. С другой стороны - дать человеку возможность расслабиться перед длительным и усиленным духовным подвигом: своеобразный привал перед походом или сражением. С третьей стороны - не дать нам возможности упасть в прелесть и мнить о себе, что мы «великие» постники и аскеты.

Сплошных седмиц в церковном годичном календаре всего пять:

1. Святки - с Рождества до Крещения , с 7 до 18 января (это, строго говоря, не седмица, а 11 дней).

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.

Можно ли причащаться на сплошной седмице? Причащаться, конечно, можно. Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу , то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения. Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин. Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? Препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему. Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю - так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано. Другими словами, так он “проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты. Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.

Троица прошла,но обычаи соблюдать нужно,как делали это наши предки и жили так веками
На 50-й день после Пасхи, праздник Воскресения Христова, - весь христианский мир отмечает Троицу (Пятидесятницу) - один из главных праздников церковного календаря.
В христианстве праздник Пятидесятницы сформировался в IV веке, после принятия церковью догмата о троице - существования единого Бога в трех ипостасях. «Идите, научайте все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея, 28, 19) - так наставлял своих учеников Христос вскоре после своего воскресения. И, согласно Библии, в день еврейского праздника Шавуот - Пятидесятницы сошел на апостолов с неба дух святой и пошли между народами, «говоря другими языками, как дух им предвещал» (Деяния, 2, 1-4).

Празднование Троицы у европейских народов впитало обряды конца весны - начале лета, которые бытовали у них раньше. Эти праздники растительности, основанные на вере в магическую силу зелья и цветов, очень любила молодежь. Их отмечали с песнями, танцами, развлечениями. Это вызвало осуждение протестантского, католического, православного духовенства: их синоды принимали соответствующие решения.

Троица (СПРАВКА)

Но в процессе развития христианства и упадка языческой обрядности, связанной с традиционными формами хозяйствования, эти противоречия сгладились.

В одних случаях осталась чисто христианская обрядность (Италия, Испания, Португалия), в других обе традиции сочетались, образовав новый пласт обрядности (славянские народы).

Троица, зеленая (Троицына, грянет) воскресенье, зеленые святки - такие народные названия этого цикла украинский календарных обрядов, в котором представлены все моменты, характерные для аналогичных обрядов европейских народов. По церковной традиции, первый день праздника (воскресенье) - Духов день, второй - собственно Троица.

В России перед праздником (духовой, зеленой субботы) украшали жилища зельем. Ветвями клена, липы заквитчувалы (клечалы) дом - над окнами, дверями, хозяйственными постройками, втыкивали в землю ветки на посевах ржи. Во дворе, у ворот ставили принесенную из леса небольшую березу или осину. Пол дома притрушивали душистым зельем: аиром (явгир, татарка - местные названия), любистком - на окнах ставили букеты из чебреца, васильков, мяты. Зеленые святки - праздник расцветшего дерева, буйной зелени. По представлениям славянина - язычника, зеленая сила леса, дух дерева помогали человеку укрепить здоровье, уберечь усадьбу от беды, способствовали урожаю. Именно как обереги клечання ставилась у входа (на дверях, окнах, воротах). Осина должна была отпугивать ведьм. Кроме этого, срубленную Осыку вносили в субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставалось зеленым, хотя и увядшими за ночь, - все в семье доживут до следующей Троицкой субботы, если же листья почернеет, то будет в доме покойник.

Троицкое зелья не выбрасывали, а сушили и в отварах из него мыли волосы, чтобы не болела голова, парили больные ноги, клали под голову покойнику - «чтобы ему и на том свете пахло». Сухой аир отгонял мышей, а в гнезде наседки - помогал выводиться цыплятам. Особенно ценили зелье, освященное в церкви.

День Святой Троицы

В первый день Троицы в Украине (Ровенщина, Волынь) и сейчас можно встретить наиболее архаичный по происхождению обряд вождения Куста. Молодую девушку убирают в зелень, украшают лентами и с песнями водят деревней, получая подарки от хозяев дома. В центральных районах Украины обряд имел другое название - «водить тополь». Водя «тополь», девушки пели:

Стоял тополь край чистого поля,

Стой, тополенько, не развивайся,

Буйному ветру не поддавайся...

На Черниговщине Троицкого дня на сельской площади устанавливали веху - высокую жердь, обвитую зельем, с колесом от телеги наверху. На Киевщине вкапывали высоко, украшенное цветами и лентами дерево - ясень. Вокруг них гуляла, пела, танцевала молодежь. Очевидно, что веха и «явор» - воплощение мирового дерева, аналога известного всем европейским народам «майского дерева».

С зелеными святками у украинцев (так же и у болгар, поляков, чехов) связано много поверий о русалках.

Считалось, что в течение недели после Троицы (он называется русальные, Русальницею) по земле ходят русалки. Бывшие духи влаги и растений с принятием христианства превратились в «дрянь богомерзкую».

Согласно народному воображению, русалки - это девушки или молодые женщины, которые во время купания утонули. Русалки на века отошли от обыденного земного бытия и переселились в таинственную сферу, на дно глубоких рек и озер, в сказочные палаты, чудом выстроеных из прозрачного хрусталя.

Третье лицо Бога

Луна и звезды вызывают русалок из воды. С тихим плеском волн, разворачивая своими бледными руками густые камыши, русалки выходят на берег. Они без одежды, у них бледное тело, длинные зеленые как трава волнистые волосы, а глаза пылкие и синие, как морская глубь. На голове у каждой русалки - венок из осоки, и только у старшей, царевны, он с водяных лилий. Выйдя из воды, русалки садятся на берегу, расчесывают свои длинные волосы, или берутся за руки и водят удивительные, с таинственным шепотом, хороводы. Иногда русалки вылазят на деревья и качаются на ветвях, как на качелях, пели песни. Русалчин песни опасны: кто услышит, то, как очарованный, подойдет близко к ним, а русалки тогда заманят пришельца к себе, примут в свой круг, и будут играть с ним, а потом защекочут и затянут в реку, на дно.

Из деревьев русалки больше всего любят клен и дуб. Качаясь на ветвях, они иногда развлекаются: разматывают на деревьях нити, которые крадут у тех женщин, которые заснули без молитвы. Иногда русалки бегают по полям, засеянных рожью; хлопая в ладоши, восклицают: «Ух, ух... Соломенный дух! ». Время от времени русалки разжигают огни, горящие над могилами, в рощах и лесах. Вот некоторые из песен русалчин репертуара:

Ой, бежит, бежит милая девушка,

А за ней да русалочка,

Слушай меня, красна барышня,

Загадаю тебе три загадочки...

В Украине долго сохранялся обычай среди женщин - в русалчину неделю развешивать по деревьям холст, который якобы русалки брали себе на рубашки. А на окнах раскладывали горячий хлеб, думая, что его дымком русалки будут сыты. В русалчин неделю не следует выбрасывать скорлупу из яиц, как попадет она на воду, то русалки сделают вред людям. Нельзя сеять муку прямо в бочку, потому что будет много русалок.

Святым Духом всяка душа живится

В русалчину неделю (неделя после Троицы), в четверг, нельзя работать, чтобы не разгневать русалок; чтобы они не навредили домашнему скоту, птице и всему хозяйству. Этот день называется - Русалкина Пасха. Утром, как только взойдет солнце, девушки идут в поле на хлеба и берут с собой хлеб из ржаной муки, специально для этого испеченный. Месится этот хлеб на свяченой воде. В поле девушки ломают хлеб на несколько кусков, делятся им поровну, а затем каждая идет на ниву своего отца, где растет рожь, и там кладет хлеб для лесовых русалок (мавок) - «чтобы рожь родила».

Кроме того, девушки в этот день тайно ходили в лес, брли с собой полынь, любисток или чеснок, и в лесу бросали сплетенные венки русалкам, чтобы те насылали им богатых женихов. Начиная с четверга русалчиной недели, девушки не ходили по одиночке в поле и не купались, - «чтобы русалки не защекотали».

Носили при себе полынь и любисток - ибо все это отпугивало русалок. Если приходилось заходить в воду, то сначала нужно набросать полыни, любисток и только тогда можно заходить в воду.

Накануне Троицы нельзя девушкам ходить в лес, там их могут встретить русалки и спросить: «Полынь или петрушка»? Если девушка скажет «полынь», то русалка на это: «Сама ты сгинь!» - И отпустит, а как скажет девушка: «петрушка», то русалка: «Ты моя душка!» - И защекочет девушку до смерти.

Во время Зеленой недели нельзя отбеливать полотно: проказницы-русалки могли оставить на нем несмываемые следы.

По окончании недели после Троицы русалок торжественно провожали из села. "Идите, русалочки, идите, и нашу рожь НЕ Ломте», - пели девушки на Черниговщине, провожая одетую русалкой девушку (в венке и рубашке), за пределы села.

Сегодня - день Святого Духа

В России верили, что каждый, кто умер или утонул на зеленые святки, становится русалкой. Духовой субботу считали днем поминовения утопленников и малых некрещеных детей, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные дни. Почти по всей Украине непременно посещали кладбище в понедельник Троицы. Свежие могилы украшали Клеченьем. На Ровенщине и Волыни на кладбище ходили в четверг, на «Навскую троицу». Этот день еще называли «сухим четвергом»: запрещалось работать в поле, нужно было пересушивать одежду.

Культ предков той или иной мере представлен в троицких обрядах всех европейцев. Каждый народный праздник, как правило, охватывает все стороны хозяйственной деятельности человека, его личной жизни. Троицкие обряды укрепляли здоровье человека и добавляли плодородия полю, уберегали дом от зла. Не оставались без внимания и домашние животные. На Волыни пастухи на Троицу украшали коров венками (чтобы хорошо доились), за что получали подарок от хозяев скотины (кстати, такая же традиция существовала в Голландии). В других регионах Украины хозяйка на Троицу непременно выносила пастуху гостинец. У греков Троица была исключительно поминальным днем - с приготовлением колива, панихидами в церкви.