Икона над воротами спасской башни. Спас смоленский - икона на спасской башне кремля

11 мая стало известно, что в ближайшее время внешний вид двух башен Московского Кремля должен измениться. Команда реставраторов, проводившая исследования Спасской и Никольской башен, обнаружила, что на них под слоями штукатурки сохранились надвратные иконы, скрытые от глаз при советской власти. В ближайшее время эти изображения планируют раскрыть.

Об обнаружении икон журналисты узнали от неожиданного ньюсмейкера - президента компании "РЖД" Владимира Якунина , который по совместительству оказался главой попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, занимавшегося поиском икон. Глава Росохранкультуры Александр Кибовский пояснил, что иконы по умолчанию считались утраченными еще в революцию 1917 года, когда Кремль подвергался обстрелам. Поэтому, объяснил чиновник, сейчас любой человек, приходящий к башням, видит над их воротами белые четырехугольники - заштукатуренные и закрашенные киоты, в которых находились иконы.

Как рассказал Кибовский, предположение, что иконы могли уцелеть в ходе революционных событий в Москве, появилось после того, как в архивах Музеев Московского Кремля были найдены ведомости, согласно которым деньги на реставрацию фресок выделялись уже в 1920-х годах. Реставрацию изображения на Спасской башне в своих лекциях по искусствоведению упоминал и художник Игорь Грабарь. По его словам, в ходе реставрации изображения, поврежденного при обстреле в октябре 1917 года, с фрески были сняты более поздние красочные слои, под которыми была обнаружена фреска конца XV - начала XVI века. Директор кремлевских музеев Елена Гагарина предположила, что иконы заштукатурили в 1937 году по случаю 20-летнего юбилея революции.

Какие иконы в итоге были обнаружены, не очень ясно. По идее, названия башен должны соответствовать изображениям над воротами. Так, по сообщениям СМИ, на Спасской башне расположено изображение Спасителя с припавшими к его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. В результате зондажа реставраторам стали видны фрагменты изображения Сергия Радонежского: нимб, спина, часть головы. Александр Кибовский сообщил, что изначально на Спасской башне находилась фреска "Спас Смоленский", которая восходила к фреске 1514 года в честь взятия Смоленска Василием III.

С другой стороны, известно, что история Спасской башни связана с иконой Спаса Нерукотоворного, привезенной в Москву из города Хлынова (Вятка, ныне Киров) при царе Алексее Михайловиче. Считалось, что это изображение спасло Хлынов от свирепствовавшей на Руси эпидемии чумы. Над воротами, через которые икону проносили в Кремль, был помещен ее список - собственно, тогда башня и была переименована из Фроловской в Спасскую. Спас Нерукотворный - это особый вид икон, на которых изображается только лик (грубо говоря, лицо) Христа. Соответственно, ни к каким ногам Спасителя Сергий и Варлаам припасть не могли; впрочем, возможно, что это всего лишь такая фигура речи.

С Никольской башней все несколько яснее. На ней изображен Никола Можайский, фреску датируют концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя Николы был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил группе, занимающейся раскрытием икон, фотографию рисунка с иконы святителя Николая на Никольской башне, сделанного после обстрела башен Кремля и переданного Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. На изображении действительно видно, что одна рука святителя утрачена, однако в целом изображение Николая Чудотворца сохранилось.

Стоит отметить, что это не единственная чудесная история, связанная с образом святого Николая на кремлевской башне. Кибовский рассказал, что во время войны 1812 года французы при отступлении из Москвы башню взорвали, ее верх обвалился, однако на иконе разлом башни остановился, "в чем тогда многие увидели божественное провидение и указание на гибель армии Наполеона в России". Кроме того, в конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад Никольских ворот был задрапирован красным кумачом. Однако перед началом праздника ветер сорвал часть полотнищ и раскрыл икону взглядам.

По словам Якунина, искать иконы на башенных киотах решили в 2007 году; тогда же было получено благословение патриарха Алексия II . Работы, однако, были начаты только в апреле 2009 года, когда все вопросы удалось согласовать с ФСО. Тендер на зондирование киотов выиграло Межобластное научно-реставрационное художественное управление Минкультуры РФ. По словам Кибовского, шурфы лично делал его руководитель Сергей Филатов - "выдающийся специалист в области фресковой живописи, один из лучших специалистов в Европе".

Проведенные работы подтвердили, что иконописные изображения сохранились под штукатуркой. Теперь остается лишь раскрыть иконы; сообщается, что работы должны начаться сразу после майских праздников, а завершиться - до наступления дождливого сезона, то есть к августу. Якунин подтвердил, что изображения намерены искать и на других башнях Кремля - начать со Спасской и Никольской решили потому, что там сохранность икон была более вероятной.

В субботу (28 августа) в Москве состоялась официальная церемония открытия надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Кремля. Несмотря на дождливую погоду, в торжестве приняли участие более тысячи верующих. Процедуру освящения и благословения иконы провел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По словам российского лидера Дмитрия Медведева, присутствовавшего на церемонии, икона даст дополнительную защиту народу России.

В 15 часов по московскому времени, одновременно с боем кремлевских курантов, глава государства и Святейший Патриарх вышли из первого корпуса Кремля и прошли через ворота Спасской башни. После молебна Патриарх Кирилл взошел на украшенный белыми цветами постамент, который приблизил его непосредственно к иконе. Глава Русской православной церкви окропил надвратную икону и благословил верующих.

Выступая после освящения иконы, президент Медведев поблагодарил всех, кто помог в сохранении и восстановлении святыни:

“Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть – и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну”.

Теперь каждый, кто придет на Красную площадь, под рубиновой звездой, венчающей башню, и знаменитыми курантами, увидит лик Христа. Почти 80 лет эта историческая и религиозная реликвия была скрыта от человеческих глаз. Икона считалась утраченной. Ее второе рождение – знаковое событие для современной России.

Обнаружение фрески над воротами Спасской башни в мае этого года стало настоящей сенсацией. В 1930-е годы она была замурована. Советская власть, проповедовавшая атеистическую идеологию, не могла смириться с тем, что каждый, кто входил в Кремль через главные ворота, поклонялся святому образу. Было дано распоряжение убрать изображение. Задание реставраторы выполнили, икону закрыли, но, как оказалось, не уничтожили, а сделали все, чтобы сохранить ее для потомков. Открылась тайна после того как весной был сделан зондаж киота – специальной ниши над воротами башен, где помещался святой образ. Об этом рассказал руководитель реставрационных работ Сергей Филатов:

“Под слоем штукатурки, которую мы все эти годы видели, находятся металлические решетка и сетка. Они отстоят от красочного слоя иконы примерно на десять сантиметров. То есть там имеется воздушная прослойка. Живопись выполнена по известковой штукатурке. На Спасской башне – в масляной технике, последнее поновление этой росписи, по документам, было сделано в 1896 году”.

Почти три месяца кропотливого труда потребовалось лучшим современным специалистам, чтобы вернуть икону на всеобщее обозрение. Причем извлечь ее из-под штукатурки, не повредив, оказалось значительно сложнее, чем реставрировать. Просто невероятно, но более восьмидесяти процентов изображения уцелело, не скрывая удивления, сообщил художник-реставратор Константин Муравьев:

“Работа по раскрытию проведена большая. На иконе было много застывших цементно-известковых фрагментов. Когда икону замуровывали, рабочие бросали через сетку цемент. За 80 лет раствор сильно окаменел”.

После удаления мельчайших частиц и заполнения недостающих фрагментов авторской живописи художники с микроскопической точностью нанесли золотую краску. И икона Святителя предстала практически в первозданном виде. Христос держит в руках Евангелие, у его ног склонились два русских святых – Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Фреска появилась на Спасской башне в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Традиция помещать икону на воротах, ведущих в город, существовала на Руси издавна. Терять икону считалось дурным знаком, обретать – чудом. Нынешнее явление иконы, конечно же, чудо. Но оно не могло бы свершиться, не будь людей, благодаря профессиональному умению и нравственной силе которых удалось спасти бесценную реликвию.

Напомним, с инициативой восстановления надвратных икон Кремля выступил в 2007 году Международный фонд Андрея Первозванного, на счету которого немалое количество подобных акций. Инициатива получила поддержку президента и благословение патриарха, а затем и была претворена в жизнь.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после освящения иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Дорогие отцы, братья и сестры, народ наш российский!

Народ - это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты беспрецедентные попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь.

Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены.

В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX веке. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру. И когда по милости Божией с народом и Отечеством нашим произошло то, что происходит ныне с этими иконами, явился миру лик нашего народа.

Как замечательно отреставрированы эти иконы - тщанием добрых людей, при поддержке государства, по молитвам Церкви! Так пусть во всю силу просияет лик нашего народа, являя подлинные цели, величайшую совместную ответственность и готовность служить Отечеству своему не щадя живота!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за Ваше личное участие в этом важном символическом действии. Хотел бы также поблагодарить Владимира Ивановича Якунина и многих других, кто содействовал возвращению этих святых икон. То, что сегодня происходит, свидетельствует о том, что сложение сил государства, Церкви и институтов гражданского общества ради достижения общих и важных целей дает нам замечательный пример солидарности.

Пусть Господь поможет стране нашей преодолевать стоящие на ее пути трудности, чтобы совместно возрождать тысячелетний прекрасный лик Руси. Храни вас всех Господь.

Как проходила реставрация икон на кремлевских стенах

Специалистам предстоит снять толстый слой штукатурки и армированной сетки, появившиеся в 30-х годах прошлого века.

Под бой курантов – ровно в 11:00, при большом стечении зрителей – туристов и гостей столицы, и под присмотром большого начальства художники-реставраторы наносят первый удар.

Почти восемь десятилетий святыня была сокрыта от взоров под слоем штукатурки. Причём, не просто штукатурки. Это сверхпрочный раствор, армированный стальными прутьями толщиной почти в палец и специальной монтажной сеткой. Теперь этот панцирь надлежит снять, причём так, чтобы не повредить сам образ.

Перед Парадом Победы в конце апреля специалисты проделали два шурфа в киоте, что над воротами Спасской башни. И обнаружили образ, считавшийся утраченным. Теперь его восстанавливают.

А то, что икона хорошо сохранилась, заметно и неспециалисту. Впрочем, даже историки не могут назвать точную дату её написания. Известно лишь, что он посвящён избавлению Москвы от нашествия хана Мехмед-Гирея, которое случилось в 1521-м году. Преподобные Сергий и Варлаам молили тогда Богородицу о заступничестве перед Богом. И Мехмед-Гирей отступил. Весь этот сюжет на иконе. Спас Всемилостивый горел, но лишь опалился и страдал от наполеоновского нашествия. Но потом его несколько раз реставрировали.

– Мне кажется, здесь пузырей особых не будет, здесь штукатурка может быть неровной.

– Дай Бог.

– Очевидно, здесь слегка гвоздями выпирает.

– По ощущениям, не чувствуется, что пузырится.

Удивительно, но историки пока не могут точно установить, когда же был сокрыт образ. И кто отдал тот приказ. Одни считают, что во времена НЭПа, в середине 20-х. Другие – что в 37-м году. Очевидно лишь, что исполнитель сделал всё, чтобы фреска сохранилась для потомков.

«Русские люди – они весьма находчивые, могу представить ситуацию, когда какой-нибудь большой чин произнес фразу – убрать с глаз долой! – что и было выполнено в полном соответствии с этим поручением. С глаз долой убрали, но причём так, что она сохранилась до наших дней», – отметил Владимир Якунин, председатель Попечительского совета Центра национальной славы России и Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД».

Художники-реставраторы снимают слой штукатурки буквально по сантиметру. И, скорее всего, во вторник всю икону открыть не удастся. На это уйдёт не меньше недели.

«После этого начнётся реставрация живописи. Пока это только подготовка. Сам реставрационный процесс займёт два-три месяца, это в лучшем случае. Ну а, может быть, и больше», – поясняет Сергей Филатов, художник-реставратор, директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Еще одна святыня, которую вернут россиянам, находится на Никольской башне. В 17-м году по ней били прямой наводкой большевики. Но надвратный образ Николая Угодника каким-то чудом уцелел. Но и его потом заштукатурили. Совсем скоро и этот незримый образ станет зримым и его будет видно издалека для всех, кто входит на Красную площадь со стороны Никольской улицы.

Стреляя по Образу из винтовок и орудий…

Предлагаем вниманию читателей ряд исторических свидетельств, описаний и документов, рассказывающих об этих образах.

Икону – завесить!

Благословение адмирала А. В. Колчака Патриархом Тихоном

В первых числах января 1919 г. к адмиралу приехал священник, посланный Патриархом Тихоном с фотографией образа Святителя Николая Чудотворца с Никольских ворот Кремля… Священник был в костюме бедного крестьянина с мешком на спине. Кроме крошечного образа с большим риском для жизни священник пронес через большевистский фронт еще письмо от Патриарха, зашитое в подкладке крестьянской свитки.

…Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на коленях. И вот 6-го декабря 1918 г. после октябрьской революции верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…»

Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и с мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя , нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, была отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой, плотно прибитым по нижнему и боковым краям. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть Вере - Опиуму Народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушенный подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» - флаг спал с Образа Чудотворца… Атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, тот помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые и место было очищено.

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве в 1918 г. 6-го декабря. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас: усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателя временного попрания веры Православной… Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, в Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».

Я помню, как адмирал, прочитав письмо Патриарха, сказал: «Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга, нож бандита… А теперь, я знаю!! Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!..» Увеличенная фотография Святителя Николая была преподнесена адмиралу Колчаку в Перми, как священный и благословляющий образ Чудотворца - Патриархом-мучеником Тихоном, при большом собрании народа освобожденного города, городских и военных властей, генералитета иностранных войск и представителей дипломатического корпуса. На задней стороне иконы была сделана надпись следующего содержания:

«Провидением Божиим поставленный спасти и собрать опозоренную и разоренную Родину, прими от Православного града первой спасенной области дар сей - Святую Икону Благословения Патриарха Тихона. И да поможет тебе, Александр Васильевич, Всевышний Господь и Его угодник Николай достигнуть до сердца России Москвы». В день посещения Перми 19/6 февраля 1919 г.»14.

Расстрелянная икона

Сохранилась запись о чуде, которое происходило с иконой в 1918 г. Архиепископ Иоанн (Шаховской) сообщил: «Весной 1918 г., 15-летним мальчиком, я прибыл из Тулы в Москву… В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю…

Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы - один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром»19.

В память об этом событии и появились иконы «Раненого Николы » с отстреленной во время бомбардировки Кремля левой рукой - с храмом и сохранившейся правой - с мечом. Список с этого образа хранился в фондах Музея истории религии - в Казанском соборе Санкт-Петербурга, ныне вновь действующем.

Епископ Нестор (Анисимов) в 1920 г. эмигрировал в Китай, стал одним из видных деятелей русской эмиграции в Маньчжурии. В 1945 г. приветствовал в Харбине Красную армию. В том же году перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, был назначен управляющим вновь в его составе созданной Харбинской епархией. С 1946 г. - митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Вос точной Азии. 14 июня 1948 г. он был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом приговорен к восьми годам заключения.

В вину ему ставится участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и др. Находился в концлагере поселка Явас (Мордовия).
После освобождения в 1956 г. Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. 8 сентября 1958 г. уволен на покой. С 9 декабря 1958 г. - временный управляющий Кировоградской епархией. В последние годы жизни Владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 г. Похоронен в ограде храма Патриаршего Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино.

Икона святителя Николая

По поводу вчерашнего случая у Никольских ворот передают следующие подробности.

Образ святителя Николая на Никольских воротах в Кремле был закрыт футуристическим первомайским плакатом с надписью «Да здравствует интернационал».
Когда толпа увидела, что закрывают образ, отправили делегацию к Патриарху, сообщили по телефону Бонч-Бруевичу. Тот сообщил, что икону плакатом не закроют. Однако 1 мая икона была затянута красной материей плаката.

Днем плакат был прорван в том месте, где находился образ святителя. К вечеру плакат был разорван пополам, и образ святителя Николая стал опять видим. В религиозно-настроенной толпе этот случай вызвал всевозможные комментарии. Передавали, что от лика святителя Николая исходит сияние.
Весть о случае разнеслась по городу. Началось паломничество к Никольским воротам. Однако конная стража разгоняла собиравшихся. Из среды богомольцев была отправлена в Казанский собор депутация, которая просила духовенство выйти с крестным ходом для совершения молебствия перед иконой. Был отслужен молебен, и икону во главе крестного хода обнесли вокруг ворот.

Вчера на Красной площади в связи с совершившимся у Никольских ворот собралась большая толпа религиозно настроенных москвичей. Толпу разогнали.

Творимая легенда

История с «раздравшейся» первомайской завесой на Никольских воротах все еще продолжает привлекать внимание.
По-прежнему около кремлевской стены собираются люди. Одни молятся, другие просто с любопытством осматривают место происшествия. Тут же передаются из уст в уста старые и создаются новые легенды.
Вот одна женщина клятвенно утверждает, что она сама видела, как утром 1 мая Николай Чудотворец огненным мечом рассекал красную пелену. Ее рассказ подтверждает какой-то молодой человек.
Рассказчиков окружает жадно слушающая толпа. Вдруг – трах! Раздается выстрел из винтовки. Это часовой на кремлевской стене стреляет в воздух, заметив скопление публики.
Народ шарахается в разные стороны, но через несколько минут собирается вновь.

Описание иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля 1904 год. Священник – Иоанн Кузнецов

«…В настоящее время икона Спасителя представляется в таком виде: писана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница его с благо­словляющими перстами опущена долу, а в левой руке он держит евангелие, раскрытое на словах: «рече господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется». К стопам Спасителя припали преподобные Сергий /с левой стороны/ и Варлаам /с правой/.

Изображение Спасителя покрыто ризою. В верхних углах иконы изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны – в руке крест, ангелъ, находящийся на левой -держит копье и губу. Выше над иконою треугольник с сиянием, в середине его надпись «Бог». Фон иконы золоченый. Кругом иконы резная золоченая киота со стеклом. Пред иконою большой медный золоченый фонарь, где и день и ночь горят свечи…»

«…По сказанию Степенной Книги в 1521 году во время осады Москвы войском Магмет Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери и другие… Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет Гирей испуганный каким-то чудесным видением от­ступил от Москвы.

В память этого события были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам пред. Сергием и Варлаамом на восточной стене Спасских ворот и Богоматери с предстоящими Ей святителя­ми моск. Петром и Алексием на западной стене…»

Описание иконы Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

И. Грабарь. Лекции по реставрации, читанные на 1 кур­се отделения изобразительных искусств МГУ в 1927 году.

«Примером изумительной крепости фресок может служить фреска Николы Можайского на Никольской башне в Москве, отно­сящаяся к конце ХV или к началу ХVI века. Она находится над входными воротами и обращена к Красной площади. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была взорвана. Весь верх ее рухнул, но несмотря на страшное сотря­сение от взрыва, фреска уцелела и не развалилась. Отпала толь­ко незначительная часть, не представляющая большого интереса.

Во время Октябрьской революции орудия, поставленные на Никольской улице, своими выстрелами повредили ворота, раз­били замок арки над воротами, но фреска все же уцелела. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, «обнаружила, что она была вся записана в ХVШ веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены».

Православная святыня на Спасской башне Кремля, которая чудом пережила социалистическую эпоху, совсем скоро предстанет на всеобщее обозрение. Такое решение приняла сегодня специальная комиссия после тщательного осмотра иконы. Среди тех, кто увидел образ Спасителя таким, каким он был в конце XIX века, оказалась и съёмочная группа Первого канала.

Экскурсоводы на Красной площади уже завораживают туристов рассказами о чудесном явлении надвратных икон сразу на двух башнях Московского Кремля. И хотя обе они ещё закрыты строительными лесами, сквозь зелёную сетку уже можно разглядеть святые лики Николы Можайского и Спаса Смоленского. Более семидесяти лет оба они считались утраченными навсегда.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Штукатурка висела большими пузырями. То есть, она визуально как бы находится в одной плоскости, но на самом деле, когда начинаешь простукивать, она шаталась".

В сложном состоянии была икона на Спасской башне Кремля почти два месяца назад, когда, вскрыв слой штукатурки и убрав сетку-рабицу, её нашли.

За это время реставраторы не только укрепили фреску, как бы приклеив её к стене, но и тонкими, точечными движениями кисти восстановили краски. С особым терпением убирали набрызги цементного раствора, ведь те, кто его наносил на сетку, тем самым спасли икону от уничтожения.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Они делали аккуратно, они мастерками бросали, а там - сетка-рабица, и через эту сетку набрызги. Они уже и не видели, собственно, что делали. Наша задача была - максимально их удалить, и вот, собственно до и после реставрации, реконструкции".

Восстанавливать позолоту, нанесённую в конце XIX века перед коронацией Николая Второго не стали. Но и более ранние слои, по разным причинам, решили не открывать. Комиссия, в которую вошли реставраторы и искусствоведы, сегодня согласилась с тем, что икона Спаса Смоленского готова, чтобы быть открытой.

Михаил Якушев, первый вице-президент фонда Андрея Первозванного: "Мурашки будут ощущатся всеми, кто будет смотреть. Но когда ты смотришь с расстояния метра-полутора, конечно, это потрясает!"

В отличие от Спасской башни, на Никольской работы реставраторам ещё много. Икона Николы Можайского была утрачена почти наполовину, и понадобится ещё, как минимум, месяц, чтобы вернуть всё, что было потеряно.

Пуля, которую реставраторы извлекли из-под слоя штукатурки, осталась после обстрела образа святителя Николы Можайского большевиками в 1917 году. Тогда же следы от пуль и осколков заделали, но большая часть штукатурки обвалилась. И одно то, что икона вообще сохранилась, заставляет реставраторов верить в её чудотворную силу.

Константин Муравьёв, художник-реставратор: "Чудо это или не чудо? Вообще, в те времена, если предположить, что это 1934 год, это чудо и было! Потому что насколько проще было бы сбить её, просто сбить и заштукатурить..."

Иконы, пережившие века, войны, пожары и варварское отношение, со временем ещё защитят специальными стёклами от снега, дождя и прямых солнечных лучей. А в ближайшее время фреску на Спасской башне Кремля откроют и освятят. И это будет столь долгожданное обретение святого образа.

Сегодня стало известно, что на башнях Кремля восстановят иконы, замурованные в советские времена и долгие годы считавшиеся утраченными. Образ Спасителя со Спасской башни и Николая Чудотворца с Никольской пропали в 30-х годах, однако никаких документальных подтверждений об уничтожении не осталось.

И вот недавно обнаружилось, что изображения на месте. Правда, под толстым слоем штукатурки, который к концу нынешнего лета реставраторы обещают аккуратно снять.

Подробности — у корреспондента НТВ Антона Вольского .

Обе иконы считались утраченными бесследно, а нашлись на главных башнях страны. Казалось бы, что нового можно узнать о самой растиражированной московской достопримечательности — Кремле?

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Самый неизученный, самый неисследованный памятник в Москве — это Кремль».

Иконы, предположительно написанные в XIV-XV веках, венчали ворота двух кремлевских башен: Спасской и Никольской. Последний раз образы видели в 34-м, после чего они как в воду канули. Остались только белые прямоугольники-оклады, которые с тех пор каждый год бережно подкрашивали. Никому почему-то и в голову не приходило поискать под штукатуркой.

Сергей Филатов, директор реставрационно-художественного управления: «Под слоем штукатурки, которую мы все всегда видели, находится металлическая решетка и металлическая сетка. Они отстоят, собственно, от красочного слоя живописи примерно на 10 сантиметров, то есть там имеется воздушная прослойка».

Пока иконы рассмотреть целиком не удалось, но предположительно — это то, что искали. Икона Спаса Нерукотворного на Спасской башне и Николая-чудотворца на Никольской.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Названия Спасская башня и Никольская башня происходят не от того, что там находились иконы. Спасская башня называлась так потому, что от нее вела дорога к храму Спаса Смоленского, который находился ниже собора Василия Блаженного. А Никольская башня была началом пути к храму Николы Старого, который стоял на Никольской улице».

Археологическая находка на Красной площади тянет за собой непростой политический вопрос. Ведь если иконы откроют, то они окажутся под символом богоборчества — рубиновыми звездами.

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель попечительского совета фонда «Андрей Первозванный»: «А когда вы видели последний раз башни? Но тогда вы там точно не заметили пятиконечных звезд».

Мы проверили — звезды на месте: как на Спасской, так и на Никольской башнях. Это видно и на кадрах, снятых сегодня днем. Быть может, их судьба уже решена, но еще не объявлена? Но тогда это новость не менее важная, чем находка икон.

Впрочем, одними звездами вопрос не исчерпывается. Если иконы откроют, то прямо между ними окажутся незахороненные останки Ленина, а в стене, соединяющей эти две башни, — колумбарий с прахом советских вождей. И то, что еще недавно казалось несовместимым — церковные святыни и коммунистические идеалы, — окажется объединено единым архитектурным ансамблем.

Москвичи уже привыкли к нынешнему облику Спасской башни Кремля и далеко не все помнят, что несколько лет назад он был иным. В августе 2010 православные вновь обрели надвратную икону Спаса Смоленского, десятилетия скрывавшуюся за толстым слоем штукатурки. Ее спасение и возрождение были делами поистине чудесными.

26-27 апреля 2010 года после проведения контрольного вскрытия штукатурного слоя и дистанционных исследований в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под слоем забетонированной металлической сетки, отстоящей от иконы на 4-5 сантиметров, были обнаружены хорошо сохранившиеся иконописные изображения Спаса Смоленского и святого Николая Чудотворца, или, как его издревле называют на Руси - Николай Можайский "с градом".

Главная башня

В 1462-1464 годах, незадолго до полной перестройки стен и башен Московского Кремля при великом князе Иване III, русский строитель и скульптор В.Д. Ермолин реконструировал обветшавшие части белокаменных стен на участке от Свибловой башни до Боровицких ворот. Он обновил и Фроловские (ныне - Спасские) ворота, надстроив над церковью Святого Афанасия и украсив каменными, богато оформленными рельефами, изображавшими покровителей московских князей - святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Эти рельефы являются уникальными, редчайшими памятниками древнерусской скульптуры и отличаются, судя по фрагменту, хранящемуся в Третьяковской галерее, удивительной гармоничностью изображения.

В современном оформлении Спасской башни преобладают стилизованные готические образы с ажурными декоративными кружевами из белого камня, характерными для московской архитектурной традиции. Они появились в XVII веке, когда были надстроены верхние ярусы башни. Но башня с древних времен была украшена декоративными белокаменными пирамидками, каменными скульптурами людей, получивших у москвичей прозвище "болваны", и стилизованными фигурками зверей. Здесь же находились белокаменные рельефы Георгия Победоносца и памятные "закладные" доски с надписью на русском и латинском языках.

Во время строительства новой кирпичной Спасской башни архитектор Пьетро Антонио Солари богато декорировал ее старинными скульптурами. Скульптуры находились на ее фасадах вплоть до надстройки, проходившей в 1624-1625 годах при первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче. Тогда при создании нового художественного архитектурного образа башни, возведении ее верхних ярусов и шпиля с фасадов исчезли белокаменные рельефы работы Ермолина. Скульптурное изображение святого Георгия Победоносца, демонтированное с башни, было передано в церковь Святого Георгия в Вознесенском монастыре, находившуюся до своего упразднения на месте вновь построенной церкви Святой Екатерины. А с начала XIX века рельеф стал киотной иконой церкви Святого Михаила Малеина той же женской обители. Так на многие века святые образы со Спасской башни стали частью святынь кремлевского Вознесенского монастыря.

Над воротами Спасской башни в 1491 году были установлены белокаменные доски, на которых латынью и славянской вязью начертано: "В лето 6999 июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана" (так в старину в Москве называли Милан). Надпись свидетельствует не только об особом статусе этой кремлевской башни, но и о высочайшем уважении князя к приглашенному архитектору. Появление подобного памятного знака само по себе является редкостью для древних московских построек.

Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония "шествия на осляти" с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. "Ломал шапку", то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны располагались две небольшие часовни - Великого Совета Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах. Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых икон из Кремлевских соборов и церквей - Смоленской Богоматери из главного Успенского собора и образа Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. В середине 20-х годов прошлого века часовни были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего времени остается неизвестной.

Первоначальное название - Фроловская - башня получила по имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра. Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим - храм Покрова Богородицы, что на Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного. Причем символической Голгофой на Красной площади стало Лобное место, которое не только символизировало собой священную гору, но и было местом обращения к народу русских царей и оглашения важнейших государственных документов.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит, скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству. Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней части белокаменного киота над проездными воротами с внутренней стороны Кремля.

В том же году был принят царский указ о переименовании кремлевских башен. Например, современная Оружейная башня именовалась Колымажной, а современная Петровская - Угрешской, Троицкая - Знаменской, Угловая Арсенальная носила название Собакина башня, по имени бояр Собакиных, имевших рядом с ней подворье. С этого момента башня стала официально называться Спасской.

Как и другие башни, Спасская была частью системы обороны Московского Кремля. Но в случае проникновения неприятеля на стены тяжелые железные двери закрывались - и башня становилась небольшой самостоятельной крепостью, способной выдержать самый серьезный приступ. Жители древней Москвы, величавшие башню Спасской, вкладывали в это название еще один смысл. Дело в том, что в случае угрозы вражеского нашествия именно через эти ворота в Кремль могли уйти жители Китай-города, сохранив если не свои дома (как правило, при осаде Посад поджигался неприятелем), то как минимум главные материальные ценности и собственную жизнь. Так что уникальные оборонительные возможности Спасской цитадели зачастую гарантировали спасение москвичам в случае неожиданного нападения врага.

Святыни Спасской башни

На Спасской башне располагается икона, на которой изображен образ Иисуса Христа с припадающими к нему святыми - преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Время написания фрески точно неизвестно, но она создана не ранее середины - второй половины XVII века. Эта икона, возможно, дала название башне, которая ранее именовалась Фроловской.

О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое упоминание об их существовании относится к XVI веку.

"Существует такой памятник, как "Книга избрания на царство", которая была создана во времена царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем отсчет", - рассказала Гагарина.

В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от Москвы.

В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы неизвестна.

В 1673 году царь Алексей Михайлович указал "в связи с порухами" образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.

Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.

В 1812 году киоты над иконами, которые значительно пострадали от взрывов в Кремле, организованных отступающими из города наполеоновскими войсками, были повреждены и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 году подновлялась и частично записывалась икона Спасителя и рама вокруг нее.

Последнее подновление иконы Спасителя (проведена промывка письма, чистка и реставрация ризы, была заново позолочена рама и фонарь и окрашен навес над иконою) было произведено в 1896 году к церемонии коронации императора Николая II.

К 1918 году икона Спасителя Смоленского выглядела следующим образом: написана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на словах: "рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется". К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто ризой. В верхних углах иконы - два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся на левой стороне, держит копье. Выше над иконою - треугольник с сиянием, в середине его надпись "Бог". Фон иконы золотой. Вокруг иконы был деревянный резной золоченый киот со стеклом.

Последнее упоминание об иконе относится к 30-м годам XX века, тогда принимается решение о закрытии и, как сейчас выяснилось, консервации - а фактически сокрытии образа под оштукатуренной сеткой. Одновременно была сокрыта и икона Святителя Николая (Николая Можайского) на Никольской башне.

Специалистов насторожил тот факт, что не было документальных подтверждений об уничтожении икон. В 30-е годы ХХ века советские реставраторы, решив не уничтожать древние иконы, закрыли их металлической сеткой, покрыли сетку штукатуркой и уже сверху расписали красной краской. Никаких упоминаний об этом в документах не было, хотя реставраторы вели ежедневные и очень подробные записи в дневниках.

"Именно потому, что реставраторы хотели иконы сохранить, они и не оставили никаких упоминаний о том, что здесь были какие-то иконы. Иконы были не уничтожены, не были срублены, а были просто закрыты", - сказала Гагарина.

Соответственно, осталось не известно, кто именно спрятал иконы.

Поэтому в конце апреля 2010 года были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, которые подтвердили сохранность иконописных изображений под слоем штукатурки. При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя в киотах Спасской и Никольской башен 26-27 апреля 2010 года были обнаружены древние списки икон в удовлетворительной сохранности. Слой штукатурки и монтажная сетка находятся в 40 миллиметрах от поверхности фресок, между ними - воздушная прослойка. Сохранность икон оказалась очень хорошей, чему способствовала грамотная консервация, проведенная неизвестными мастерами в сталинские времена.

Это позволило достаточно быстро провести мероприятия по реставрации и консервации древнего образа Спаса Смоленского на Спасской башне, и 28 августа 2010 года вновь обретенная икона начала новую жизнь, как одна из главных православных святынь Кремля. Реставрационные работы производило Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).

"Живопись аккуратно и профессионально закрыта - это говорит о том, что закрывали ее профессиональные реставраторы" , - отмечал главный реставратор - директор МНРХУ Сергей Филатов.

Икона на Никольской башне

Эта икона святителя Николая датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был сильно поврежден в районе правой руки святителя. Реставрационные работы на вновь обретенной иконе на Никольской башне также завершились в 2010 году.

На Никольской башне в Кремле многие века существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот образ Николая Можайского относится, скорее всего, к концу ХV или к началу ХVI века. Икона расположена над проездными воротами и обращена к Красной площади и Никольской улице Китай-города. Она может служить примером изумительного качества и крепости древних фресок. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска практически полностью уцелела и не развалилась.

В октябре-ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на ней. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, обнаружила, что она была вся записана в ХVII веке и вторично - в XIX веке масляными красками, которые и были удалены реставраторами.

Икона на Никольской башне страдала и в дни праздников, когда по традиции ежегодно, зимой, в праздник Николая Чудотворца здесь служились многолюдные молебны. Очевидцы описывали, как в 1918 году богомольцев разогнали, а икону завесили красным флагом. Но на следующее утро во время молитвы полотнище сорвалось и упало на землю. Верующих, воодушевленных таким явлением, разогнали большевики, многих убили и ранили, а по иконе стреляли из винтовок, при этом в лик святителя ни одна пуля не попала. В 1927 году известный реставратор Игорь Грабарь на одной из лекций рассказывал, что в 1918 году икону реставрировали; тогда было обнаружено, что она "вся записана в ХVIII веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены".

В итоге реставрации ХХI века было обнаружено, что под фреской есть другая, более древняя. При расчистке поздних наслоений открылась прекрасная, хорошо сохранившаяся фреска конца ХV или начала ХVI века, которая и была законсервирована. Воссоздать образ помогла фотография иконы, которую Патриарх Тихон тайно передал адмиралу Колчаку, возглавившему Белое движение на Урале и в Сибири. Спустя десятилетия снимок был передан в Россию русскими эмигрантами.

70-метровая Никольская башня Кремля, украшенная ажурным белокаменным орнаментом, возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Она выходит на северную часть Красной площади к Историческому музею. От нее идет улица, которая так и называется - Никольская.

Открытие иконы на Никольской башне прошло в конце 2010. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный крестный ход из Казанского собора на Красной площади к Никольской башне и, совершив молебен, окропил образ святой водой.

Возвращение реликвии

Новому обретению надвратной иконы на Спасской башне Кремля была посвящена торжественная церемония 28 августа 2010 года, когда все православные отмечают праздник Успения Богородицы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранним утром совершил праздничный молебен в главной святыне Кремля - Успенском соборе, а затем прибыл для проведения обряда освящения вновь обретенной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Кремля.

В праздничной церемонии принял участие бывший тогда президентом России Дмитрий Медведев.

"Это, конечно, совершенно особая ситуация - действительно, чудо", - сказал про "возвращение" иконы глава государства. По его мнению, "это был подвиг тех людей, которые, рискуя собственной головой, сохранили для нас иконы". "И то, что они чудодейственно таким образом обретены, это для нашей страны, для Москвы, для Кремля - совершенно особенная ситуация", - уверен Медведев.

По его мнению, следует помнить "всех, кто способствовал и помогал восстановлению этих икон, в том числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не только своими должностями, но и жизнью, и сохранил это чудо до наших дней для тех, кто будет приходить в Кремль, кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет вдохновляться образом, который защищает Москву, защищает Кремль, защищает всех нас".

"Я уверен, с момента обретения и освящения этих икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть, все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну", - заявил Медведев.

Символично, что в день церемонии на Москву после многодневной засухи пролился долгожданный дождь. В то лето от пожаров пострадали Центр России и Приволжье.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к надвратной иконе, совершил молебен и освятил вновь обретенную икону Спаса Смоленского на Спасской башне. После этого Святейший выступил с обращением к президенту и православным верующим с пастырским словом.

"Действительно, можно все это оценивать с точки зрения совпадения каких-то фактов в истории, а можно попытаться все-таки посмотреть на это каким-то другим масштабом зрения. На Спасской башне появился лик Спасителя - это, конечно, символ", - уверен Патриарх. Он назвал дождь в день церемонии "явлением благодати Божией".

Кремлевские тайны

Спустя года и века Московский Кремль продолжает преподносить сюрпризы. Несмотря на пристальное внимание к Кремлю, на его территории, в стенах и башнях вполне могут храниться многие тайны, полагают историки. И найденные иконы на Спасской и Никольской башнях - не единственное тому подтверждение.

Первое сохранившееся изображение российского герба, вероятно, старше, чем считалось до сих пор. Ему 525, а не 518 лет. К такому выводу пришли историки, изучив вмонтированное в Боровицкую башню Московского Кремля изображение двуглавого орла под единой короной.

Академики Сергей Карпов (декан исторического факультета МГУ), Валентин Янин (заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ), Николай Макаров (директор Института археологии РАН) и несколько их коллег считают, что на Боровицкой башне находится самое древнее из известных на сегодняшний день рельефное белокаменное изображение герба централизованного российского государства. Они полагают, что автор этого произведения искусства - строитель Спасской башни Кремля Пьетро Антонио Солари. На возраст герба указывает тот факт, что он на высоте 18 метров вмонтирован в Боровицкую башню, и это могло быть сделано не позже, а именно при возведении сооружения - в 1490 году.

На данный момент самый древний двуглавый орел - на золотой печати великого князя Ивана Третьего - относится к 1497 году. Если гипотеза академиков подтвердится, то изображение российского герба "постареет" на 7 лет.

Эти соображения ученые изложили в письме Евгению Мурову, директору Федеральной службы охраны, в ведении которой находится территория Кремля. Авторы письма бьют тревогу: три рельефа на Боровицкой башне (два изображают всадника с поднятым над головой мечом, льва и змея, третий - двуглавый орел) находятся в разной степени сохранности и нуждаются в реставрации и консервации. Академики считают, что требуется срочная консервация, а еще лучше - изъять древние гербы из стены башни, отреставрировать и поместить в музеи Московского Кремля, чтобы уникальные ценности больше не подвергались агрессивному воздействию московской атмосферы. На Боровицкой же башне вполне можно разместить копии.

Почему российский герб появился именно на Боровицкой башне? В Кремле с момента его постройки было несколько проездных ворот, но самыми торжественными и святыми были Спасские, через них проходили крестным ходом; митрополиты и патриархи пользовались Троицкими воротами, а Боровицкие служили для повседневного передвижения высшей светской государственной власти - вполне логично, что и герб появился над этими воротами.

За пять веков традиция пользоваться "по будням" Боровицкими воротами не изменилась. Через них в Кремль въезжает кортеж президента, автомобили высоких зарубежных гостей, высокопоставленных чиновников.

Сейчас на стенах и башнях Кремля продолжаются реставрационные работы, поэтому в скором времени очередь дойдет до Боровицкой башни. Тогда специалисты и займутся предметно гербом над воротами.