Икона рождество значение в помогает. Протоиерей георгий шмид

Как складывалась иконография ? К какому веку установился канон в написании иконы? Какие иконописцы, иконописные школы в этом участвовали? Какие богословские трактаты брались за основу?

Об истории и значении иконографии Рождества Христова ПРАВМИР побеседовал со специалистом в иконописи иеромонахом Амвросием (Тимротом).

Иконография Рождества складывалась прежде всего на основе евангельских текстов, которые, как известно, относятся к I веку. О событии Рождества Христова писали евангелисты Матфей и Лука. Их параллельные повествования дополняют друг друга, создавая полный рассказ о воплощении Бога-Слова.

Конечно, догматическое осмысление этого события произошло позже, чем начала складываться иконография. Впрочем, Православная Церковь учит, что догматы существуют в жизни и вере Церкви изначально, то есть они не придуманы и не введены кем-то, но могли лишь быть по-новому словесно оформлены. Если говорить о догмате воплощения, то это эпоха христологических споров (V-VII вв.). А догматическая работа Церкви влияла также на иконографию.

Собственно иконография этого праздника начала складываться очень рано. Ее первые образцы мы находим в катакомбной живописи, прежде всего в катакомбах Рима. Эти фрески приблизительно датируются III-IV веками. В катакомбах довольно распространены изображения Девы с Младенцем, часто встречается сцена поклонения волхвов. Можно сказать, что мотив поклонения волхвов был отправной точкой для сложения позднейшей иконографии Рождества. Изначально поклонение волхвов изображалось следующим образом: Дева сидит с Младенцем на престоле, а волхвы подносят дары.

С художественной точки зрения катакомбная живопись очень проста, ее главный смысл символический: изобразить основные события, связанные с христианской верой.

_______________________________

Когда закончились гонения на христианство и оно стало признанной религией, в главных городах Римской империи были построены базилики, украшенные мозаиками. Наиболее ранние из сохранившихся – это мозаики римской церкви Санта Мария Маджоре. Это одна из известнейших базилик V века. Ее мозаики датируются примерно серединой этого столетия.

Здесь в сцене поклонения волхвов, безусловно, прослеживается преемственность с катакомбной живописью. Однако мастера, трудившиеся над украшением базилики, были опытными императорскими мозаичистами, и это уже не та доморощенная живопись, которую мы видели в катакомбах. Здесь и более сложная композиция: Младенец Христос восседает на престоле, рядом , сзади – ангелы, над головой Христа горит Вифлеемская звезда. Мы видим также град Вифлеем в виде некоего здания справа. Волхвы изображены в специфических персидских одеждах, основной особенностью которых были штаны: в античности такую одежду носили только в Персии. Поэтому волхвы всегда изображаются в штанах, сапожках, роскошных верхних одеждах и фригийских шапочках, наподобие турецкой фески.

– Кто такие волхвы? Почему они изображаются в виде людей разного возраста или национальности? Почему их трое?

– Евангелие не говорит, сколько волхвов пришло на поклонение Христу. Традиция же свидетельствует о трех волхвах, хотя на более ранних изображениях мы подчас видим и большее их число. Все же чаще их трое, так как это говорит о трех возрастах: молодость, средний возраст и старость. Также такое число волхвов может напоминать о трех ветвях потомства Ноя: семиты, хамиты и яфетиды. Последнее особенно ярко проявляется в живописи Возрождения, где один волхв изображен чернокожим, другой – европейского вида, а третий – азиатского. Символически приход волхвов означает обращение ко Христу языческих народов из далеких стран.

– Поклонение волхвов и пастухов произошло в разное время?

– О поклонении волхвов говорит только евангелист Матфей, у евангелиста Луки центральным моментом становится явление ангела пастухам, которые пасли скот на Вифлеемском поле. Оно до сих пор сохранилось и называется «Поле пастушков». Сейчас там стоит церковь в воспоминание о том, как ангел возвестил пастухам о рождении Христа. Они первыми услышали рождественскую песнь небесных воинств и пришли поклониться Богомладенцу в самую ночь Рождества.

А вот приход волхвов состоялся значительно позже. Во-первых, согласно Евангелию, волхвы увидели Младенца и его Мать уже в доме, а не в пещере, Младенец уже не лежал в яслях. Исследователи предполагают, что волхвы могли прийти к Младенцу на поклонение в течение временного промежутка до 2 лет. Из евангелия от Матфея мы знаем, что царь Ирод приказал избить младенцев до двух лет после того, как волхвы, не возвратившись к нему, вернулись к себе на родину. Конечно, Ирод исходил только из того, что рассказали ему волхвы о времени явления звезды.

Установлено, что она явилась за два года до Рождества. Но волхвам нужно было время на то, чтобы исследовать древние книги, понять, что означает небесное знамение, чтобы собраться вместе и из Вавилонии или даже из Персии добраться до Палестины.

– Известно, что проводились астрономические изыскания по поводу природы Рождественской звезды…

– Что касается природы самой Рождественской звезды то, начиная с Иоганна Кеплера, была выдвинута гипотеза, что это была собственно не звезда, а сближение планет: Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Такое явление, по астрологическим представлениям, предвещало рождение великого царя. Это произошло в 6 году до нашей эры и было хорошо известно ученым всего тогдашнего мира.

Впрочем, все это только гипотеза. Многие из святых отцов говорят о том, что небесное явление, которое увидели волхвы, было ангелом в образе звезды.

Если быть более точным, то упомянутое сочетание планет имело место за шесть лет до 1 года н.э., а рождество Христово произошло раньше 1 года н.э. В этом несоответствии конечно «виноваты» не евангелисты, а средневековые ученые, прежде всего монах Дионисий Младший, который в VI веке синхронизировал таблицы библейской истории и античные исторические хроники. У него так получилось, что царь Ирод умер за четыре года до рождения Христа, если исходить из нашей современной хронологии. Таким образом, Христос не мог родиться позже 4 года до н.э., поэтому дата 1 год н.э. – абсолютно условна.

– Есть ли особенности изображения Рождественской звезды на иконах?

– На иконах всегда изображается сегмент неба, то есть как часть окружности, от которой идет луч, разделяющийся натрое, что, конечно символизирует свет Триединого Божества.

– Вернемся к нашей беседе об иконографии Рождества…

– Эта фреска из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (здесь – фрагмент. – М.Г.) датируется VII-VIII веком. Если рассмотреть всю изображенную сцену, то мы увидим, что она уже содержит в себе все элементы позднейшей иконографии: Мария, лежащая на ложе, ясли с Младенцем, сидящий Иосиф, омовение Младенца: повивальная бабка держит Его на коленях, а служанка льет воду в сосуд; Ангел, в возвещающий пастухам о Рождестве, стадо, деревья. Все это изображено на фоне гористого пейзажа, ясли стоят в пещере. Согласно очень раннему преданию, которое было впервые зафиксировано св. Иустином Философом во II веке, Рождество Христово совершилось в уже известной тогда пещере. Видимо, она находилась под домом и в ней держали скот, поэтому там и стояли ясли. Сейчас в этой пещере поставлена копия яслей, установлен православный престол, латинская надпись под которым гласит, что на этом месте Дева Мария родила Иисуса Христа.

Таким образом, к VII-VIII веку формируется изображение иконы Рождества в достаточно полном варианте.

___________________________

Теперь обратимся к классическим византийским изображениям этого праздника. Византийская иконография всех двенадцати главнейших праздников окончательно складывается в послеиконоборческую эпоху, примерно к IX веку. Рассмотрим сначала более раннюю синайскую икону Рождества Христова, которая датируется VII-IX веком. Это икона провинциальная, написанная, видимо в самом монастыре св. Екатерины в эпоху упадка живописного искусства, поэтому она такая яркая, несколько примитивная, напоминает образцы народной живописи.

Здесь мы видим почти все те же элементы, кроме волхвов. Помимо овечек, которые изображают стадо пастухов, изображены вол и осел, которые фланкируют ясли. Появление этих животных на иконе объясняется двумя библейскими текстами. Во- первых это место из книги пророка Исайи (1. 3): «Вол знает хозяина своего, и осел – ясли Господина своего». Хотя у Исайи эти слова употребляются совершенно в другом контексте, о Рождестве здесь речи не идет, а говорится о неверности Израиля. Во-вторых это стих из книги пророка Аввакума (3. 2), где в греческом переводе есть такие слова «Ты будешь познан посреди двух животных».

_____________________________________

Теперь мы перенесемся на несколько веков вперед, в поздний XII век.

Здесь мы видим классическое византийское изображение Рождества. Эта икона из полиптиха, поэтому она небольшая и иконография здесь не самая развернутая. На иконе изображено только самое необходимое: Мария, Младенец, Вифлеемская звезда, луч которой падает на Христа, в ясли смотрят вол и осел, сзади – горы и четыре ангела, праведный Иосиф. Интересно, что Мария не смотрит на Младенца, а Иосиф вообще отвернулся в сторону. Почему? Думаю, в ту эпоху этим вопросом не задавались, просто такое расположение фигур позволяло лучше скомпоновать всю сцену.

Сама сцена довольно сложная, она соединяет в себе ряд разновременных событий на одной плоскости. Это, вообще, является одной из основных особенностей иконописи. Здесь мы также видим классический стиль византийской живописи, золотой фон и высокое качество исполнения.

– Что означает золотой фон на иконе?

– Золотой фон появляется в византийском искусстве благодаря тому, что он не изображает свет, а сам является светом. Таким образом, золото – наиболее адекватное изображение света в живописи.

Теперь мы оказываемся в XV веке, это эпоха Палеологов, поздневизантийское искусство. В это время стиль изображений становится более мягким, подчас более многословным и повествовательным. Напомню, что к позднепалеологовскому искусству относился Андрей Рублев с его школой. Это время, когда Русь уже давно была православной страной. Вместе с христианством она получила технику иконописания, традиции и иконографию.

Здесь мы видим опять все те же элементы. Интересно, что ангелы стоят за горой, а один из них возвещает пастуху благую весть. Об этом так и сказано в Евангелии: сначала явился один ангел, а лишь потом все воинство Небесное воспело песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Пейзаж приобретает форму горы, в отрогах которой помещаются отдельные события истории Рождества, разделенные во времени и пространстве.

– Как связано изображение разновременных событий на иконе с ощущением иконописцами категории времени?

– Иконописец рассматривает события с точки зрения не земной, а небесной, Божественной. А Бог, как мы знаем, существует вне времени и над временем, никаких временных границ для Него нет. Поэтому вполне законно на одной доске изобразить разновременные события. Кроме того, это связано и с литургической составляющей, поскольку праздник Рождества, как и любой другой праздник, представляет собою переживание заново празднуемого события, настолько сильное и явственное, что все как бы происходит перед нашими глазами.

В одном из самых известных песнопений Рождества говорится: «Дева днесь Пресущественного раждает», то есть «Дева сегодня рождает Того, Кто выше всякого существа». Икона Рождества является центром празднования и выкладывается на аналой в центр Храма, она все время находится перед глазами, вокруг нее разворачиваются многие важные моменты службы, особенно всенощной. Верующие ощущают, что это происходит, действительно, днесь, не две тысячи лет назад, а именно сегодня, сейчас.

_____________________________

Что касается русских изображений Рождества Христова, то они всем более известны. Вот, например, икона из Благовещенского собора Московского Кремля, ранее она приписывалась Андрею Рублеву, сейчас его авторство оспаривается. Но точно можно сказать, что это икона рублевского времени или чуть более позднего периода.

Это русское классическое изображение данного праздника. Здесь мы видим очень мало иконографических отличий от византийских икон. Есть лишь одно небольшое: ангелы, поклоняющиеся Младенцу перед яслями. Естественно, имеется в виду невидимое поклонение, потому что ангелы невидимы глазу человеческому до тех пор, пока, по воле Божией, не откроются наши духовные очи. Об этом событии в Евангелии не сказано, но говорится во многих богослужебных песнопениях. Вероятно, иконописец вводит этот элемент ради симметрии. Вообще, русские иконы, в отличие от византийских, тяготеют к симметрии, к силуэтности, а колориту свойственно сопоставление открытых ярких цветов.

В верхней части иконы мы видим едущих на конях волхвов. Здесь, в согласии с историей, они изображаются только подъезжающими к и взирающими на звезду. С другой стороны, в паре с волхвами изображены ангелы, один из которых благовествует двум пастухам, которые находятся в среднем регистре. Предполагается, что остальные три ангела поют небесную песнь.

Надо отметить, что для русского иконописца горы – это что-то сказочное, он их никогда не видел. То же касается и архитектуры: если грек изображал те самые античные здания, которые сохранились с дохристианских времен, то русский их просто копировал с образцов. Со временем «античные» здания на русских иконах стали по своему внешнему виду более похожими на наши родные деревянные хоромы.

В нижней части – две сцены. Иосиф с престарелым пастухом и омовение Младенца. Между ними – овечки и деревья. Это тоже характерная черта русских икон: они не любят пустоты. Что касается престарелого пастуха, некоторые, с легкой руки князя Евгения Трубецкого, одного из первых исследователей русских икон, считают, что этот пастух своими беседами искушает Иосифа, заставляя его усомниться в истине бессеменного Рождества Иисуса Христа. Однако, это противоречит иконографии, так как на многих иконах этот пастух изображается отдельно от Иосифа. Так что, между этими двумя образами в иконографии не прослеживается никакой устойчивой связи. Это, скорее всего, была просто какая-то легенда иконописцев, которой Трубецкой решил объяснить чисто жанровый сюжет.

Иконы Рождества XV и раннего XVI века очень близки к тому, что мы только что видели, и различаются лишь в деталях.

На иконе тверской школы из Кашина мы видим, что ангелы и волхвы поменялись местами.

__________________________

Чем позже, тем искусство становится многословнее. Иконы начинают включать в себя, помимо основного события Рождества, дополнительные сюжеты: откровение Иосифу о бегстве в Египет, волхвы перед Иродом, самое бегство в Египет, избиение младенцев и другие. Нередко эти события изображались в достаточно случайном порядке. Но это исправлялось тем, что иконы, которые даже называли «книгами для неграмотных», подробно растолковывались каким-нибудь грамотеем, всем, кто сам не мог прочитать Евангелие. И, видимо, благодаря таким «книгам» евангельские события очень хорошо запоминались.

Начиная с середины XVII века, на Руси появляется большое количество западных гравюр и мастеров из Украины и Белоруссии, которые работали под сильным влиянием католических живописцев. На Руси появляются и стилистические нововведения, и новые иконографические мотивы. Например, эта икона для современного зрителя может казаться более понятной, чем те, которые мы видели. Мария указывает пастухам на Младенца, а пастухи в благоговении сняли шляпы совершенно западного образца. Мы видим, что скот, как и деревья, изображены более натурально. Также, согласно западноевропейской традиции, вертеп на иконе изображен справа в виде полуразрушенного хлева, хотя исторически это была пещера.

В дальнейшем иконы все более напоминают картины религиозного содержания. Подобные иконы писались в эпоху барокко и классицизма, и пишутся до сих пор. Но сейчас у нас полная свобода, поэтому все больше возрождается стремление писать икон в традиционном православном стиле.

– Можно ли говорить о символике цвета в иконе Рождества Христова?

– Одежды Божией Матери воспринимаются современным зрителем как коричневые, как указание на ее скромность и непритязательность. На самом деле это пурпур, царственный цвет. Таким образом, Она изображена как Царица Небесная в пурпурном мафории (платок, который накидывается на голову и закрывает фигуру почти до колен). На одеждах Богоматери изображаются золотые каймы. Это объясняется словами псалма 44, где говорится о браке сына Царя, невеста которого «рясны златыми одеяна и преиспещрена». Рясны – это фестоны или бахрома. На лбу Божией Матери и плечах изображаются три звезды, которые символизируют Ее приснодевство: она Дева до Рождества, в Рождестве и после Рождества.

Пелены Младенца всегда белые, ложе Богородицы красное, вероятно, в связи с постояннно звучащим сравнением Ее с Неопалимой купиной. Но в выборе цвета одеяния других персонажей иконописец был достаточно свободен. Так что не следует увлекаться произвольным символическим толкованием всех цветов в иконе.

Среди знаменитых художественных композиций, представленные зарубежными и русскими авторами с момента зарождения и последующего развития всей православной культуры, существует одна, которая с давних времен является особенно починаема среди разных представителей православного общества. Она называется Икона «Рождество Христово».

В России, а также и во всем мире, рождественская икона является художественным произведением, истинный восторг от которого получают все православные верующие. В настоящее время, икона Андрея Рублева, в которой наглядно продемонстрировано появление главного спасителя Иисуса Христа, является одной из самых известных и уникальных иконописных работ во всем мире.

История иконы

Согласно древним историческим сведениям, написание иконы рождение Христа относится к периоду «средней античности», включающий в свою хронологическую последовательность начало 15 века. Тогда, в основе её изготовления, автором использовалась липовая доска. До нашего времени, рождение Иисуса Христа удалось сохранить в утраченном, но тем не менее подлинном и целостном состоянии.

В 1960 году данная святыня подверглась серьезной опасности, которая проявлялась в её дальнейшем уничтожении. Однако во времена господствующего атеизма, этого все-таки не произошло. Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России. Доставленная экспозиция была долгое время скрыта под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.

Описание иконы и изображенных на ней фигур

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.


Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Следует помнить, что иконы и картины рождества Христова также проиллюстрированы и в работах других иконописцев.

В чем помогает икона Рождество Христово

Данная святыня имеет колоссальное значение для православных верующих, которые нуждаются в помощи Господа Бога. Икона Рождество Христово помогает людям справиться с любыми возникающими жизненными трудностями. Поскольку на иконе изображено рождение Небесного Царя.

Обратиться к иконе с молитвами можно с целью избавления от различных тяжелых болезней, или для предотвращения душевных переживаний

Празднование

Праздник Рождества Христова является поистине великим и самым известным во всем мире.

Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств. В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Молитва иконе

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.

Рождество Христово

Прототип классической иконографии Рождества Христова, которую мы видим на воспроизведенной здесь иконе, находится на ампулах V и VI столетий, в которых паломники приносили домой из Святой Земли масло от лампад, горевших во святых местах.

В своей описательной части икона соответствует кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Икона добавляет еще две сцены, расположенные в нижних углах, почерпнутые из предания.

В своем содержании икона Рождества Христова имеет два основных аспекта: прежде всего, она раскрывает самую сущность события, факт непреложного вочеловечения Бога, ставит нас перед видимым свидетельством основного догмата христианской веры, подчеркивая своими деталями как Божество, так и человечество воплотившегося Слова. Во-вторых, икона Рождества Христова показывает нам действие этого события на естественную жизнь мира, дает как бы перспективу всех его последствий. Ибо, по словам свт. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», обновления, освящающего весь мир. Вся тварь через Воплощение Бога получает новый смысл своего бытия, лежащий в конечной цели ее существования – ее грядущем преображении. Поэтому вся тварь принимает участие в совершившемся событии, и вокруг родившегося Богомладенца мы видим представителей всего созданного мира, каждого в подобающем ему служении, или, как говорит Церковь, – благодарении. «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву…» К этому икона добавляет еще приношения мира животного и мира растительного.

Рождество Христово. Деталь костяной пластины. VI в. Национальный музей. Лондон

Центр иконы, как смысловой, так и композиционный, с которым так или иначе соотносятся все детали, – Младенец, повитый пеленами, лежащий в яслях на фоне темной пещеры, в которой Он родился. В слове, приписываемом свт. Григорию Нисскому, находится сравнение Рождества Христова в пещере с духовным воссиянием в сени смертной, объемлющей человечество. Черный провал пещеры на иконе по своему символическому значению и есть этот мир, пораженный грехом по вине человека, в котором воссияло «Солнце правды».

Рождество Христово. Деталь саркофага. IV в. Базилика Сант-Амброджо. Милан

Рождество Христово. Ампула. VI в. Музей кафедрального собора. Монца (Италия)

О яслях и пеленах говорится в Евангелии от Луки (см.: Лк. 2:7): и повит Его, и положи Его в яслех, и далее указывается на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: И се вам знамение: обрящете Младенца повита лежаща в яслех (Лк. 2:12). Стихира говорит нам, что ясли – приношение пустыни Богомладенцу. Значение этого приношения раскрывается словами свт. Григория Богослова, который пишет: «…преклонись пред яслями, чрез которые ты, соделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (то есть возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом. – Л. У). Пустыня (в данном случае пустое, ненаселенное место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, была исполнением ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна. Одождивый еврейскому народу манну – хлеб с небес – Сам стал евхаристическим хлебом – Агнцем, возносимым на жертвеннике, прообразом которого и являются ясли, приносимые в дар Младенцу пустыней новозаветной.

Пещера, ясли, пелены – указания на кенозис Божества, Его истощание, на крайнее смирение Того, Кто, невидимый естеством, становится видимым плотню человека ради, рождается в пещере, повивается пеленами, предвозвещая Свою смерть и погребение, гроб и погребальные пелены.

В пещере у самых яслей – вол и осел. Евангелия о них не упоминают. И, однако, на всех изображениях Рождества Христова они находятся в непосредственной близости к Божественному Младенцу. Это их место в самом центре иконы указывает на важность, которую придает Церковь этой детали. Она есть не что иное, как исполнение пророчества Исаии, имеющего глубочайшее поучительное значение: Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Исраиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша (Ис. 1:3). Присутствием животных икона напоминает пророчество Исайи и зовет нас к познанию и разумению тайны Домостроительства Божия.

При взгляде на икону Рождества Христова первое, что обращает на себя внимание – это положение Божией Матери и то место, которое Она занимает. В этом «празднике воссоздания» Она – «всех земнородных обновление», новая Ева. Как первая Ева стала матерью всех живущих, так новая Ева стала

Матерью всего обновленного человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия. Она – высшее благодарение Богу, которое из всех творений приносит Творцу человек. Этим приношением в лице Божией Матери падшее человечество дает свое согласие на свое спасение через вочеловечение Бога. Икона Рождества Христова наглядно подчеркивает эту роль Божией Матери, выделяя Ее среди всех остальных фигур центральным расположением, а иногда и размерами. Она возлежит непосредственно подле Младенца, на одре, но обычно уже вне пещеры. Одр этот – род переносного матраца или подстилки, которую евреи носили с собой при передвижениях.

Поза Божией Матери всегда полна глубокого смысла и непосредственно связана с догматическими проблемами, встававшими в ту или иную эпоху в том или ином месте. Изменения ее подчеркивают в зависимости от надобности то Божество, то человечество Спасителя. Так, на некоторых изображениях Она полусидит, чем указывается на отсутствие у Нее обычных страданий и, следовательно, на девственность Рождества и божественное происхождение Младенца (против несторианских заблуждений). Но в подавляющем большинстве изображений Рождества Христова Божия Матерь лежит, выражая своей позой сильное утомление, что должно напоминать молящимся о непреложном человечестве Младенца, «чтобы вочеловечение не было заподозрено в призрачности», как говорит Николай Месарит.

Вокруг центральной группы, Богомладенца и Его Матери, расположены все детали, которые, как мы уже говорили, свидетельствуют и о самом Воплощении, и о действии его на весь тварный мир.

Ангелы выполняют служение двоякого рода: они славословят и благовествуют. На иконе это обычно выражается тем, что одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к людям, которым они возвещают благую весть.

Люди эти – пастухи. Они изображаются слушающими ангельскую весть, и часто один из них играет на свирели, присоединяя человеческое искусство – музыку – к ангельскому хору.

С другой стороны от пещеры – волхвы, которых ведет звезда. Они изображаются или едущими, или, как на нашей иконе, идущими с дарами. Звезда указывает длинным лучом прямо на пещеру. Луч этот связывает звезду с частью сферы, выходящей за пределы иконы, – символическим изображением горнего мира. Этим икона показывает, что звезда эта – не только космическое явление, но и носительница вести, исходящей из горнего мира, вести о том, что «на земле родился Небесный». Она – тот свет, который, по словам свт. Льва Великого, был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. Церковь видит в пастухах, первых сынах Израилевых, поклонившихся Младенцу, начаток Церкви еврейской, а в волхвах – «начаток языков» (Утреня, ипакои, глас 8-й) – Церкви из язычников. С одной стороны – пастухи, простые неискушенные люди, с которыми горний мир входит в общение непосредственно, в их обыденной рабочей жизни, с другой стороны – волхвы, люди науки, которые должны проделать длинный путь от знания того, что относительно, к знанию того, что абсолютно, через изучаемый ими предмет. В поклонении волхвов Церковь свидетельствует, что она принимает и освящает всякую человеческую науку, идущую к ней, если только относительный свет внехристианского откровения приводит тех, кто ему служит, к поклонению абсолютному Свету. Добавим, что обычно волхвы изображаются людьми разного возраста, чем особенно подчеркивается, что откровение дается независимо от возраста и жизненного опыта.

В нижнем углу иконы две женщины купают Младенца. Эта сцена основывается на предании, которое также передается апокрифическими Евангелиями Псевдо-Матфея и Псевдо-Иакова. Две женщины – повивальные бабки, которых Иосиф привел к Божией Матери. Эта сцена из повседневной жизни ясно показывает, что родившийся Младенец такой же, как и всякий новорожденный, и подвержен естественным требованиям человеческой природы.

Еще одна деталь особенно подчеркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Он не входит в центральную группу Младенца и Его Матери; он не отец и подчеркнуто отделен от нее. Перед ним под видом сгорбленного старика-пастуха стоит искушающий его диавол. На некоторых иконах он изображается с маленькими рожками или хвостиком. Присутствие диавола и его роль искусителя приобретает особенно глубокий смысл в связи с этим «праздником воссоздания». Тут икона, основываясь на предании, передает также содержание некоторых литургических текстов, говорящих о сомнениях Иосифа и о смущении его души. Состояние это выражается на иконе его горестной позой и подчеркивается черным пятном пещеры, на фоне которой Иосиф иногда изображается. Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол, искушая Иосифа, говорил ему, что девственное рождество невозможно, ибо это противоречит законам природы. Аргумент этот, принимая различные формы, беспрестанно возвращается, проходя через всю историю Церкви. На нем основаны многие ереси. В лице Иосифа икона являет не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, трудность принять то, что «паче слова и разума» – Воплощение Бога.

Если на некоторых иконах Божия Матерь изображается смотрящей на Младенца, «слагающе в сердце своем» глаголы о Нем, или прямо перед собой на внешний мир, то на других Она смотрит на Иосифа, как бы выражая Своим взглядом сострадание к его состоянию. Этим икона учит терпимому и сострадательному отношению к неверию и сомнениям человеческим.

Рождество Христово. Ярославль. XVII в. ЯХМ

Вторая воспроизведенная здесь икона представляет собой характерный пример сложных, многоличных икон XVII в. Она состоит из 16 различных как по времени, так и по месту действия сцен, объединенных в одну общую композицию. Поскольку все эти сцены имеют прямое или косвенное отношение к Рождеству Христову, то они распределены так, что одна сцена переходит в другую, благодаря чему изображение получает характер непрерывного рассказа, представляя собой в целом сложную рождественскую икону.

В верхней части иконы, посередине – обычное изображение Рождества Христова с поклоняющимися ангелами, пастухами (непосредственно под яслями) и Иосифом, искушаемым диаволом (под сценой омовения Младенца). В левом от зрителя углу иконы – едущие на поклонение Спасителю волхвы, которых ведет ангел, держащий в руках звезду. Под ними в архитектурном сооружении в виде беседки – сидящая на золотом троне Божия Матерь с Богомладенцем на коленях, Которому приехавшие волхвы приносят дары. На другой стороне иконы, справа от яслей Спасителя – явление ангела спящим волхвам с повелением не возвращаться к Ироду (см.: Мф. 2:12). Над этой сценой – уезжающие другой дорогой волхвы. Ниже сцены поклонения волхвов – явление ангела Иосифу с повелением бежать в Египет (см.: Мф. 2:13). На противоположной стороне – бегство в Египет Божией Матери с Младенцем и Иосифом в сопровождении его сына, будущего апостола и первого Иерусалимского епископа Иакова. Эта сцена изображена на фоне египетского храма, со стены которого падает идол, и представляет собой исполнение пророчества Исаии: Се Господь <…> приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его (Ис. 19:1). В нижнем левом углу иконы царь Ирод, вопрошающий книжников и мудрецов, которые держат в руках книги с пророчествами о рождении Христа (см.: Мф. 2:4). Рядом – избиение младенцев. Посередине этой сцены – матери, ищущие своих детей среди множества убитых младенцев, головы которых в несколько рядов изображены на первом плане.

Над этой сценой, слева, на фоне города – группа плачущих матерей: Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяшеутешитися, яко не суть (Мф. 2:18). Рядом праведная Елизавета с младенцем Иоанном на руках, скрывающаяся в расселине горы от преследующего ее воина: «Елисавет же, вземши Иоанна, камень моляше, глаголющи: приими матерь с чадом. Г ора прият Предтечу…» Рядом изображена мать, прячущая под деревом спеленутого младенца с нимбом. Над этой сценой имеется микроскопическая надпись: «Нафанаил лежащ под смоковницею». Ни служба дня, ни апокрифические евангелия ничего не говорят о том, что Нафанаил, подобно cв. Иоанну Предтече, избежал смерти в момент избиения младенцев. И тем не менее на сложных иконах начиная с XVII в. эта сцена не редкость. Кроме того, в греческом Евангелии Х! в., находящемся в Национальной библиотеке в Париже, имеется иллюстрация к первой главе Евангелия от Иоанна повествующей о встрече Христа с Нафанаилом. Изображение передает момент разговора Христа с Нафанаилом, который подходит к Нему в сопровождении позвавшего его Филиппа (см.: Ин. 1:45–50), причем сзади, на некотором расстоянии, под деревом стоит отрок Нафанаил с нимбом. Возможно, что в основе изображений как греческого манускрипта, так и русских икон лежит таинственная фраза свт. Иоанна Златоуста из его толкования на это место Евангелия от Иоанна: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила не как человек, следивший за ним, а как Бог», и далее: «Что же? Неужели Христос увидел Нафанаила только пред тем, как пригласил его Филипп, а до того времени не видел его оком неусыпным? Видел, – и этому никто не станет противоречить». На основании этих слов свт. Иоанна Златоуста, а также на основании того, что на одних изображениях Нафанаил представлен младенцем, а на других – отроком, можно полагать, что в евангельском выражении «под смоковницею» следует понимать вообще всю жизнь Нафанаила. В таком случае его изображение на иконе Рождества Христова подчеркивает Божество Спасителя. Но возможно, конечно, что в основе этих изображений лежит неизвестный нам текст, которым пользовались древние иконописцы.

В нижнем правом от зрителя углу иконы – убиение св. Захарии между храмом и жертвенником (Мф. 23:35). Эта сцена, основанная на словах Спасителя, поясняется в Четье Минее 29 декабря, где раскрывается и смысл ее присутствия в иконе Рождества Христова: «Еще же св. пророку Захарии смерть устроиша за сие, яко Пречистую Деву, вшедшую в церковь очищения ради с Отрочатем постави на месте девиц, на нем же женам имущим мужа не подобаше стояти…»Другими словами, св. Захария был убит книжниками и фарисеями, и причиной убийства было девственное рождество и пророческое прозрение Захарией Божества Христова. Но имеется и другая, апокрифическая версия этого события в «Протоевангелии Иакова» (глава 23-я), согласно которой св. Захария был убит по приказу Ирода за то, что не открыл его слугам место убежища младенца Иоанна Предтечи, которого Ирод принял за родившегося Царя Иудейского. В таком случае Захария был убит в момент избиения младенцев и вместе с ними пострадал за родившегося Спасителя мира.

В художественном смысле наша икона представляет собой очень хороший образец сложных икон XVII в. Однако повествовательный момент настолько увлекает иконописца, что главное событие, обросшее второстепенными сюжетами, которым он придает столь же важное значение, совершенно в них теряется, отходит на второй план (ср. с иконой на с. 236). Мастер явно избегает открытого незаполненного пространства, и все множество деталей оказывается лишенным композиционного единства. И все же икона эта обладает какой-то большой духовной теплотой. Несмотря на мелкое письмо, в ней нет мелочности линий. Нет в ней и сухости, свойственной таким же сложным иконам этого, а также более позднего времени. Она написана свободно, обобщенными красочными пятнами, которые распределены с большим художественным вкусом. Доминирующие тона – киноварь и темный сине-зеленоватый. Много золота, которое вместе с киноварью и красноватой землей дает иконе теплый общий тон.

Крещение Господне. Псков. Конец XV в. ЦМиАР

Из книги Мистерия Христа автора Аргивянин Фалес

Из книги Теософические архивы (сборник) автора Блаватская Елена Петровна

Рождество в прошлом и настоящем Перевод – К. Леонов Мы приближаемся к тому времени года, когда весь христианский мир готовится к празднованию наиболее выдающегося из своих торжеств – рождения Основателя их религии. Когда эта статья попадет к западным подписчикам, в

Из книги Избранник духа Тантры (том 1) автора Нептунов Александр

МАГИЧЕСКОЕ РОЖДЕСТВО Наступило Рождество. Александр вернулся со школы, уже помня, что в его квартире живут волшебники. Ранее он всегда нехотя возвращался домой. Но теперь его тянули эта красота и загадочность, представителями которой являлись Рада и Грегориан. Войдя в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

VI. Видение Христово 1. Эго пытается учить тебя, как обрести весь мир, "а душе своей повредить". Святой Дух учит, что ты не в силах повредить своей душе, и что нет выгоды в приобретении мира, ибо сам по себе мир - не большой подарок. Вложения без прибыли обедняют, да и накладные

Из книги Евангелие эпохи Водолея автора Доулинг Леви Х

XI. Рождество как кончина жертвы 1. Не бойся признаться в том, что вся концепция жертвы придумана исключительно тобою. И не ищи сохранности там, где ее нет. Братьев своих и своего Отца страшишься ты всё более и более. Ты соглашаешься на сделку с ними в форме особых отношений,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

ЧАСТЬ XIV Нун ХРИСТОВО СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Глава 65Иисус уходит на сорок дней в пустыню испытать себя. Он подвергается трем искушениям и побеждает их. Затем он вовращается к Иоанну и начинает учить.1. Предтеча вымостил путь. Логос был представлен людям как

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 08 автора Степанова Наталья Ивановна

Гадания на Новый год, Крещение и Рождество Под Рождество и Крещение, сразу же после вечери, положите в большую чашку кутью и мед. Затем пусть каждый член семьи положит в эту чашку ложку (выемкой вниз). Сверху чаши положите пирог и накройте все это скатертью. Утром, придя из

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Привороты под Рождество Приворотный заговор, читаемый под РождествоПоставьте на стол свою именную икону (их продают в церкви), наденьте белую одежду, зажгите свечу из белого воска (такие свечи также продаются в церкви), сядьте за стол, положите на него руки вниз ладонями и

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

15 АПРЕЛЯ Светлое Христово Воскресение. Пасха Пожалуй, нет ни единого человека, который бы не знал, что такое Пасха. Еще будучи детьми, мы наблюдали за тем, как наши родители готовились к Светлому Воскресению Христа. За неделю до праздника подбеливались стены, потолки и

Из книги Я познаю себя как Мир Единства автора Климкевич Светлана Титовна

Рождество Христово (7 января). Коляда Мария и Иосиф отправились в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться в свой родной

Из книги Вечный календарь. Книга для чтения на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

2012 год – Рождество Рождества Света 565 = В 2012 году Рождество Рождества Света = Врата Рая открываются для человеческих душ = Вселенская энергия открыла выход из системы = Раскрытие фокусной точки личного цветка жизни = Таинства мистерии огненной всей планете узреть надо

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Гадания на Новый год, Рождество и Крещение Испокон веков в эти праздничные дни люди старались погадать на свою судьбу. Способов, позволяющих вызнать потайное, очень и очень много. Предлагаю вам несколько довольно несложных, но правдивых гаданий, которые помогут вам

Из книги Жизнь после смерти автора Влахос Митрополит Иерофей

Рождество Пресвятой Богородицы «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш…»В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого

Из книги автора

Воскресение Христово Воскресение Христово, или Пасха, не входит в число великих двунадесятых праздников Церкви. «Она у нас, – говорит свт. Григорий Богослов, – праздников праздник и торжество торжеств; она столько превосходит все торжества не только человеческие и

Из книги автора

Второе пришествие Христово Все события, связанные со Вторым пришествием Христа, называются эсхатологическими, потому что связаны с последним днем (?????. ?????), то есть с тем, что случится после окончания бытия нынешнего мира. Обычно мы говорим о конце истории, но это не

Из книги автора

Преславное пришествие Христово Все святоотеческое предание свидетельствует о том, что Христу до?лжно вновь прийти в мир, чтобы судить людей. Для христиан это несомненная истина.Сам Христос в евангельском зачале о будущем Суде говорит о Своем новом пришествии: Когда же

Икона «Рождество Христово» являет нашим глазам уникальный и неповторимый мир Евангельских событий. Если быть точнее, на ней изображено пришествие в мир Господа Иисуса Христа — великое событие в истории человечества.

Праздник Рождества Христова многие художники изображали еще за тысячу лет до Андрея Рублева. В 330 году император Константин приказал построить церковь Рождества в Вифлееме. Нет никаких сомнений, что там была размещена икона на эту тему. Но «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, написана особым образом.

О чем рассказывает икона?

В центре, на алом ложе, полулежит Богоматерь, опираясь на руку, ее лик похож на лик Владимирской иконы Богоматери. Лицо Девы Марии задумчиво и потрясено свершившимся, хотя она не устала, ведь ребенок родился чудесным безболезненным образом. Рядом, в кормушке для животных, лежит спеленатый Младенец, над ним стоят животные — вол и осел.

Рублев, поместив животных к Господу, этим самым хотел не только подчеркнуть то, что в Вифлееме не нашлось места для Мессии, сколько подтвердить слова пророка Иссаи. Вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел - весь языческий мир. Встречаются эти два мира в пещере Вифлеема, и неважно происхождение человека, главное, чтобы все пришли к Господу. Рядом с чудным Младенцем стоят, склонившись, еще несколько ангелов.

Волхвы и ангелы

Дальше икона Рублева «Рождество Христово» передает людям другое евангельское событие. В самом верхнем углу изображены трое мудрецов. На Востоке их называли волхвами, и они были мудрейшими людьми своего времени. Они проделали немалый путь, идя за необыкновенной звездой. С собой мудрецы везли дары Младенцу: золото, ладан и смирну (благовонное масло). Каждый подарок избран неспроста: золото олицетворяет царя, ладан - Бога, а смирна - человека, которому еще предстоит умереть.

Волхвы разного возраста: молодой, средний и старый. Этим художник показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению, но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

В правом верхнем ряду икона «Рождество Христово» показывает ангелов, у Рублева их трое. Один ангел в алом покрове держит руки в складках одежды. По древней традиции этот жест указывал на смирение. Ангел стоит ближе всех к Божественному свету, а другой, в ярко-зеленом облачении, беседует с ним. Художник показывает, что этот ангел только что узнал о великом событии. Третий ангел, в багряном покрове, наклонился и благовествует пастухам о рождении Христа.

Еще кто изображен на иконе «Рождество Христово»

Читая Евангелие, человек знакомится с событиями, описанными художником. Ангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил, что скоро во чреве она понесет Младенца. Смущенная Дева не понимает, как это может произойти, так как она «мужа не знает». Ангел благовествует и объясняет, что это будет Мессия, который придет для спасения рода человеческого. Дева смиренно и радостно принимает эту весть.

Перед тем как произойдет рождение Сына, Мария с Йосифом-Обручником придут в Вифлеем для переписи населения, но в городе им негде устроиться на ночлег, и они находят приют в пещере. Вообще эта икона, как и многие другие, описывает сразу несколько событий в земной жизни Господа, и время на ней не стоит. Младенца можно увидеть в двух местах: в яслях и на руках у служанки. Это движение подтверждает, что у Бога нет такого понятия, как время.

Размышления Йосифа-Обручника

Икона «Рождество Христово» Андрея Рублева являет миру Йосифа-Обручника, сидящего в левом крайнем ряду и о чем-то размышляющего. Это изображение в миниатюре повествует евангельский рассказ, связанный с этим праведным человеком: Йосиф сидит и решает тайно отпустить Марию.

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Вот Рублев и показал мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию. Но во сне ему явился ангел и разрешил все мучения, сказав, что рожденный от Девы есть сам Христос Спаситель.

Сама Мария полулежит в центре, почему-то отвернувшись от Младенца. На самом деле она мысленно обращается к Йосифу и размышляет о Божественном событии.

Ангельская песнь, услышанная пастухами

Икона «Рождество Христова» благовествует и еще об одном евангельском событии. Один из пастухов, беседующий с Йосифом-Обручником, нарисован художником в одежде, сшитой из шкур животных мехом наружу. Такую одежду носили самые бедные люди, а два других пастуха, опершись на свои посохи, слушают благую весть, которую им сообщает, склонившись, ангел в багряной одежде. На иконе рядом с пастухами, под деревом, нарисованы животные: этим художник рассказывает о том, что всякая тварь радуется рождению Господа.

В древности еврейские пастухи днем и ночью должны были пасти жертвенных животных для принесения в храм. Это были простые и добрые люди, которые больше остальных евреев ждали прихода Мессии, вот они узнают про рождение Младенца и слышат ангельское пение: «Слава в вышних Богу и на земли мир…»

В каждом храме есть иконы Рождества Христова, православные верующие особенно почитают этот праздник, так как он стоит в одном ряду с Пасхой.

Образ крещения

В нижнем правом углу Рублев поместил двух служанок, готовящихся купать Младенца. Этим эпизодом художник показывает движение, жизнь, которая течет. Одна служанка льет воду в купель, а другая бережно держит Младенца, который тянет к ней свои ручки. На первый взгляд, непонятно: кто эти женщины и почему именно они омывают новорожденного. Скорее всего, это изображение напоминает людям о крещении христианских детей.

Икона "Рождество Христово", значение: в чем помогает всем обращающимся к ней?

Слово "Вифлеем" в переводе с иврита означает «дом хлеба», сам город небольшой, но является хранителем великого события. Еще древние христиане на месте рождения Господа построили небольшой храм, который потом был разрушен языческим императором. До наших дней храм чудесным образом сохранился, а произошло это следующим образом. Когда персы ворвались в храм и хотели его разрушить, то им в глаза бросилась фреска, изображающая волхвов. Это были их предки, нарисованные в национальной одежде и пришедшие поклониться Христу. Персов это так потрясло, что они с благоговением вышли из храма.

В вифлеемском храме бережно хранится икона «Вифлеемской Божией Матери», считающаяся чудотворной. «Рождество Христово», икона Андрея Рублева, стоит в одном ряду с этой и другими чудотворными иконами и помогает всем, кто с верой обращается к ней.

Андрей Рублев

Известно, что Рублев родился в семье живописцев. Имя Андрей ему дали при постриге, а сам всемирно известный иконописец был тихим, скромным человеком, как и подобает настоящему монаху.

Нет достоверных сведений о месте рождения этого святого человека, по одним источникам, он родился в Московском княжестве, по другим - в Нижнем Новгороде. Зато год кончины и место, где захоронен иконописец, доподлинно известны. Скончался Андрей Рублев в 1428 году и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре. Сейчас на этом месте открыт музей Рублева.

Ранние работы преподобного Андрея Рублева выполнены в теплых тонах и напитаны радостью и благоговением. Молитва перед иконой «Рождество Христово» кисти Рублева простых верующих (по их признанию) всегда наполняется особым значением, она такая же теплая и смиренная, как и сам облик спеленатого Божественного Младенца.

Более поздний период жизни иконописца отражается на его работах, которые выполнены уже в более мрачных тонах, так как Русь тогда постигли междоусобные войны. Кисти преподобного принадлежат такие иконы, как «Живоначальная Троица» (также ранний творческий период), «Сошествие во ад», «Благовещенье», «Вознесение», «Сретение».

Рублевская школа

Старинная икона «Рождество Христово» выполнена в оливковом, белом, зеленовато-желтом цвете, и от этого она кажется солнечной и нерукотворной.

Фигура Богородицы размещена в самом центре и облачена в темно-красную (багровую) одежду или, как ее правильно называют, мофорий. Младенец лежит рядом в белых пеленах, перевязанных киноварным (красного цвета) свивальником. Преподобный Андрей этой деталью указал на то, что этот младенец и есть Иисус Христос - спаситель мира. За спиной Богородицы иконописец черным цветом показал, что это событие произошло в пещере.

Икона написана на доске, вырезанной из липы. Дошла до наших дней в сравнительно неплохом состоянии. Есть несколько трещин в центральной области иконы и на лике Богоматери, потерлись нимбы и потускнели краски, но и в таком виде огромное духовное влияние имеет на верующих людей икона «Рождество Христово». Значение (в чем помогает она, интересует многих верующих) этого Божественного творения до конца еще не исследовано. На каждого христианина оно действует по-разному, но никто не может пройти мимо безразличным.

Сегодня икона хранится в Кремлевском Благовещенском соборе, прийти туда и поклонится святыне может каждый желающий.

Многие иконы Рождества Христова православные живописцы писали в подобном или ином виде, но основоположником русской школы живописи был преподобный, причисленный к лику святых, - Андрей Рублев.

События из истории иконы

Рождество Христово пришлось на времена царствования императора Октавиана Августа. Октавиан повелел сделать полную перепись населения в его империи, к которой относилась Палестина. По традиции евреев перепись велась в тех местах, откуда были родом колена, роды и племена иудейские. Поскольку Вифлеем был городом Давидовым, то и Богородица, и святой Иосиф, происходившие из рода Давидова, должны были для переписи явиться в Вифлеем, чтобы их внесли в списки, и они не остались вне государства, а значит – вне закона.

Но в Вифлееме, переполненном такими же прихожими гражданами, не нашлось для них места на постоялых дворах. Никто не принимал и в дом, именно с тех пор у христиан, особенно западных, сохранился обычай – ставить в окне в Рождество свечу – чтобы Богоматерь видела, что в этом доме Ей и Её Младенцу будет пристанище, в отличие от времен, когда Он должен был появиться на свет. Но тогда Он родился в пещере (по гречески – вертеп), которая была предназначена для стойла домашнего скота. На охапках сена и соломы для его корма и родился Спаситель, Который был положен затем в грубые ясли, из которых кормили скот. И воссияла над городом яркая звезда Вифлеемская, означавшая место, где пришёл в мир Тот, Кого мир ждал, и Который отныне изменил судьбу человечества, придав ей иной, возвеличенный и глубокий смысл братства с Ним (Мф. 1, 18-25; Мф. 2, 1; Лк. 2, 1-20). В пещере со святым семейством находились вол, которого привел святой Иосиф, как дань за перепись и осел – на осле ехала ожидающая Первенца Мария, согласно пророчеству Исайи (Ис. 1, 3).

Эти животные дыханием согревали пещеру в холодную снежную зиму. Эту пещеру в III веке уже показывали, как место рождения Христа, а в IV веке равноапостольная царица Елена , которая по просьбе сына своего Константина Великого нашла множество памятных мест, связанных с земной жизнью Господа, заложила над этим местом храм.

Но само понятие пещеры – вертепа, где родился Господь, стало символически сопоставляться с чревом самой Богоматери, вместившим самого Бога. Иначе оно трактуется как место горести и тьмы – наш мир, где воссияло Солнце Правды - Иисус. И первыми увидели его не фарисеи и не высокопоставленные иудеи, а простые пастухи, которым явился Ангел и поведал о Том, Кто пришел в мир. И они явились поклониться ему (Лк. 2, 10–11). В этом событии так же есть глубокая символика – не ради особых, привилегированных граждан Он был послан Отцом, но ради спасения всех, вплоть до самых низких и нищих, ради них – в первую очередь, ибо им было дано особое смирение.

Видевшие звезду Вифлеема волхвы – восточные знатоки наук и мудрецы, которые так же поспешили Ему поклониться, символизируют собой восточный мир, уже тогда преклонившийся перед Спасителем. В своем следовании в Вифлеем они несли к Его яслям золото – знак Его царственной власти, ладан – Его духовного верховенства, смирну – это вещество обычно использовалось при приготовлении к захоронению, а здесь это был знак пророчества о Его смерти во плоти как искупления грехов мира (Мф. 2, 11). Изображения волхвов соответствуют обычно трем возрастным архетипам: старец, зрелых лет муж, молодой человек. Этим подчеркивается, что «откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта». По преданию, один из них был из Персии, другой – из арабских земель, третий – из Эфиопии, их имена были Гаспар, Мельхиор и Валтасар. Позже, они приняли Крещение – их крестил апостол Фома и также проповедовали имя Христово. Их святые мощи были обретены в III веке. Они покоятся в Кельнском соборе в Германии.

Дары волхвов частично сохранились в Афоне в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5х7 см., ими освящают воду. Они покрыты орнаментом. Еще ладан и смирна – ароматные темные шарики, похожие на маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Дары волхвов обладают способностью изгонять бесов, из Афона их вывозят очень редко.

На восьмой день после своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17:11-14). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии . Согласно богословским толкованиям, Спаситель не имел нужды во внешнем знаке союза с Богом, так как Он и Отец – едино. Своим обрезанием Иисус Христос научает нас исполнять заповеди Божии, не изыскивая предлогов к их нарушению и не оправдывая своего уклонения от их исполнения. В честь этого события установлен праздник «Обрезание Господне», отмечаемый Православной Церковью 14 января. Времена Ветхого Завета прошли, обрезание отменено, и вместо него установлено Таинство Святого Крещения – духовное обрезание, состоящее в отсечении от души плотских страстей.

Согласно преданию, царь Ирод, правивший в Вифлееме, узнал, что родился Тот, Кто будет причиной его низвержения и гибели и повелел найти и убить в Вифлееме всех младенцев до года. Эта страшная ночь вошла в историю под названием Вифлеемской ночи. Однако Святая Дева и Святой Иосиф были предупреждены Ангелом и покинули город, а волхвы, призванные ко двору Ирода с целью узнать, где находятся Христос с Матерью Его, покинули город иным путем, чем вошли, чтобы соглядатаи Ирода не выследили места, где находился Младенец. Он был спасен, Ирод же погиб, ввергнутый в геенну.

Эта история из века в век в более поздние времена, примерно со Средневековья, стала разыгрываться бродячими кукольниками-вертепщиками, которые ходили под Рождество со своим ящиком-вертепом от дома к дому и разыгрывали эту нехитрую, но чудесную историю. И что интересно – проходят века, а все, кому доводится видеть эти недолгие, наивные представления, каждый раз смотрят их с захватывающим интересом. Нынче устраиваются фестивали вертепных театров, где в разных интерпретациях показывают эту библейскую историю, имеющую один и тот же сценарий, а зрители каждый раз замирают от восторга, видя Вифлеемскую звезду в самых разных исполнениях, приходят в ужас от коварства, а потом страшной смерти Ирода.

Иконография праздника

Самые древние изображения причисляют к четвертому веку, в катакомбных церквях находят рисунки Младенца в яслях и Его Матери, возлежащей рядом с распущенными волосами. Нимб над головой Пречистой стал изображаться только в VI – VII веке, к этому времени окончательно сложилась иконография праздника в византийской традиции.

К XII веку весь цикл изображений, связанных с Рождеством, включает в себя не только поклонение волхвов и пастухов, но и путешествие волхвов со звездою, которое длилось два года – они расчислили положение Вифлеемской звезды на момент Рождества заранее и пустились в свой нелегкий путь.

Часто Рождество Христово в храмах изображается на южной стене, а Успение Богоматери – на северном. Эта парность указывает на тесную связь обоих явлений – Его рождения по плоти и Её воскресение для Вечной жизни. В образе рождества Христос-Младенец лежит в пеленах в яслях, а в Успении – часто держит спеленатую душу Богоматери. Они вверили Себя Друг Другу навеки – Он в Рождестве, Она – в Успении. В этом обоюдном доверии – неразрывность всего бытия уходящего в Вечность от начала времен. Связь Христа и Пречистой, Сына и Матери подчеркнута и тем, что на следующий день после Рождества, 8 января по н. ст., мы празднуем день Собора Богоматери.

Какое чудо произошло

Главное чудо, которое произошло – на самой иконе. Чудо Боговоплощения, которое произвело чудо и со всеми нами. Это чудо доказательства обожения человека через Бога, обретшего земное воплощение. Того, кто страдал, спал на земле, ел скудную пищу, уставал, но исцелял, утешал, научал, творил чудеса, но только со словами хвалы Отцу на устах. Он любил нас всех и, в конце концов, умер на кресте один, в окружении преступников, Сам обвиненный как преступник, непонятый и непринятый при жизни, взывавший с креста «Отец, Отец, почто меня оставил!» ради того, чтобы своей чистой, божественной кровью Агнца искупить наши грехи, прошлые и настоящие. Это ли не чудо Бога любви к нам, Который так возлюбил нас, что, как сказано, послал сына Своего Единородного спасти каждого, кто пришел в этот мир от Сотворения его? Об этом чуде стоит подумать перед этой иконой. И когда мы поймем и примем это чудо, и поселим в своем сердце благодарность и Отцу, и Спасителю, и Богоматери, Чей подвиг – неописуем, ведь Она от начала знала всё: не потому ли так скорбен всегда Её лик, склоненный над Младенцем Иисусом? – Вот тогда и случится чудо исполнения всего, о чём мы ему помолимся – с любовью и благодарностью за жертву во имя всечеловеческой любви Бога к людям.

Значение иконы

На иконе изображено Рождество Христово. Это событие особое. Впервые в истории человечества Бог стал неотделим от человека в совершенно буквальном смысле. В Ветхом завете Рай был отделен от ада непреодолимой пропастью. Тот, кто не попадал после ухода из жизни к Богу, был обречен на вечные муки. С Боговоплощением пропасть между Царствием небесным и гееной была уже потенциально упразднена для всех, кто следовал за Ним, ибо само Рождество стало залогом будущей Пасхи Христовой. Он защищал, вразумлял, научал, выказывал свое присутствие и, тем не менее, был как-то там , а мы все были здесь . Вот Он оказался здесь, среди нас, причем среди самых нищих, отверженных, одиноких, Его Матерь не нашла приюта, чтобы Его родить в доме, как самая бедная из обычных жительниц Вифлеема, Ей никто не помог принять роды. Почти сразу после Рождества Спасителя Его семья была гонима опасностью убиения Младенца. Но, как говорит в одной из своих рождественских проповедей митрополит Антоний Сурожский, Он стал одним из гонимых, обездоленных именно затем, чтобы, увидев гонимого и обездоленного в своей жизни, приняли его, как приняли бы Самого Христа. Почему святые в большинстве, уподобляясь Ему, отказывались от всего, за чем мы гонимся в материальной жизни и не представляем без этого своего существования – таков мир? Да потому, что они, как и Он желали, чтобы к ним пришли в первую очередь те, кто утратил всё. Желали, чтобы те, кто слишком цепляется за земное, увидели, что да, оно нужно, возьми его сколько угодно, если ты иначе не можешь, но оно – ничто по сравнению с любовью между всеми, Кого возлюбил Он. Спаситель отринул все границы между Ним и нами. Он родился – ради нас. И погиб – ради нас. И вознесся – ради нас. И вернулся – ради нас, чтобы снова уйти к Отцу до начала новых времен, но остаться до тех пор в нас и между нами – «посреди нас и есть и будет».

И ещё одно – Боговоплощение – и об этом не раз говорили отцы церкви, его оборотная сторона – это обожение человека, поднятие его значимости до невероятных высот, ибо он – человек, способен вместить в себя Бога, что мы и видим на примере преподобия наших святых. Если мы осознаем это в большинстве своем, то это и есть наш спасительный путь, поскольку человеком будет, наконец, осознана та мера доверия и ответственности за весь мир, который вручил ему Бог. Может, тогда мы и сумеем превратить нашу юдоль скорби в Царствие небесное, ради жизни в котором мы в общем-то и призваны – жить .

Так что и сама икона Рождества – а у иконописца Юрия Кузнецова, она именно такая – радостная, живая, яркая, несмотря на видимую печаль библейского сюжета, это повод, прежде всего, любить и благодарить всех – Бога, Пресвятую Деву, которую особо величают в эти праздничные дни, воспевая Её подвиг на праздничных богослужениях, и друг друга, ибо Он – в нас, надо открыть ему свое сердце в любви к ближнему. А дни Рождества – торжества света сияющей над всем миром звезды Вифлеемской – самое подходящее для этого время.