Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох. Инкерман

Летом 2010 года мне довелось отдыхать в Крыму. Сочетание безжизненных скал и бесконечно голубого моря не могли оставить меня равнодушной. Но Крым знаменит не только своей природой. На территории чуть большей, чем половина Московской области, находятся множество памятников истории и архитектуры: это и Херсонес в Севастополе, и Ливадийский дворец близ Ялты, и Инкерманский монастырь, и Генуэзская крепость в Судаке и другие достопримечательности.

Я побывала во многих местах Крыма, но больше всего меня поразил Инкерманский монастырь, поэтому хочу остановиться на его истории и описании современного состояния более подробно.

Местоположение

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь находится близ города Севастополя, в его пригороде Инкерман, на правом берегу реки Черной.

Инкерман знаменит инкерманским камнем. Это плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Этим камнем, например, облицован знаменитый Ливадийский дворец, который был построен в начале 20-ого века для отдыха царской семьи. Этот дворец также знаменит тем, что в 1945 году в нем проходила Ялтинская конференция. Добывали этот камень здесь ещё во времена Римской Империи, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, и возник пещерный монастырь.

История святого Климента

Еще в 1-ом веке Крымский полуостров носил название Таврического и принадлежал Римской империи. Одним из крупнейших городов на Таврическом полуострове был Херсонес, или Корсунь (территория нынешнего Севастополя), а близ этого места (в нынешнем Инкермане) находились каменоломни, куда, по преданию, в качестве рабов ссылали христиан нечестивые римские императоры. Так, римский император Траян, который был ревностным идолопоклонником, в 94 году среди других христиан сослал на каторжные работы в каменоломни и святого Климента, папу Римского .

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать на каменоломнях совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором святитель проводил Литургии .

Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб святитель Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий - создатели славянской азбуки. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. А другую часть блаженных останков святого Климента оставили в Херсонесе, где они оставались вплоть до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

Зарождение монастырской жизни

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Крым под властью турок и Сказания русского священника Иакова Лызлова

Но в 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, что христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Запустение было достаточно долгим, оно продолжалось без малого четыре столетия.

Предание, которое основывается на Сказаниях русского священника Иакова Лызлова, рассказывает, как отец Иаков совершал паломничество по Крымскому полуострову, когда он находился под турецко-татарским игом. Сказание относится к 30-м годам 17 века. Отец Иаков, прибыв в монастырь, нашёл в опустевшем и разорённом Свято-Климентовском храме нетронутую раку с мощами. Он долго собирал сведения у местных жителей, пытаясь определить, кому принадлежат нетленные останки. Но этого уже никто не мог вспомнить. Местные жители рассказывали отцу Иакову, как эти мощи татары несколько раз пытались зарыть в степи, но они чудным образом возвращались в раку в монастырь. В конце концов, татары решили оставить мощи в монастыре. Священник Иаков, помолясь, решил увести святые мощи в Россию, чтобы они не были поругаемы нечестивцами. Но во сне ему явился образ святого Георгия Победоносца и запретил увозить свои останки из Крыма (Ранее монастырь назывался также Георгиевским).

Крым - часть Российской Империи

С 1783 года Севастополь перешёл под власть Российской Империи.

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Струков (1827-1899). Реставрируя храм святого Климента, он покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма .

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. Серьёзно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой .

Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Над его престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись - моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм сооружён на месте древней пещерной церкви св.Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

Как связь с историческим днём Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Храм св.Николая на верхнем плато Монастырской скалы освящён 5 октября 1905 года. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружён из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведён на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Есть мнение, что им был Г.Долин, архитектор Севастопольского градоначальства. Храм св.Николая был закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

Монастырь во время гражданской войны и советской власти

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить четыре монаха.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу .

После войны погибшим войнам поставили памятник.

Возрождение обители. Судьба архимандрита Августина

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина. Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении повреждённой мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его назначили настоятелем сразу двух разорённых храмов. Но никто никогда не видел отца Александра огорчённым, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь всё управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Впоследствии отец Александр принял монашеский постриг и был назначен наместником в один из крымских монастырей, но всегда помогал братии Инкерманского монастыря. В 1996 году архимандрит погиб в автомобильной катастрофе, его тело решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Его могила находится в монастырском дворике у подножия скалы.

Современное состояние

Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Все они соединены общим коридором.

Вход в пещерный храм - это дверь в закопчённой стене. Паломник, переступив порог, видит перед собой узкую лестницу из камня. Эта лестница ведет к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон.

В левой стене - склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившиеся к отвесной скале деревянные часовенки, увенчанные маковками с крестами.

Средняя из трёх церковь - во имя святого апостола Андрея - как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм - это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св.Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма - действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе - маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных... А кругом - постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше...

Материал подготовила Ольга Руднева

Примечания.

1. Кстати, каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалёку - товарная станция «Инкерман-1».

2. Источник пересох в 1930-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

3. Есть мнение, что попытки реконструкций оставшихся храмов нанесли непоправимый урон их первоначальному облику: были уничтожены средневековые фрески в храме святого Евграфия. При строительных работах менялась планировка церквей в соответствии со вкусами новых заказчиков, так что нынешние храмы уже мало походят на первоначальные.

4. Это строительство также нанесло существенный урон архитектурному облику монастыря. Были уничтожены пещерные скиты в Георгиевской и Троицкой балках. Эта железная дорога действует до сих пор, на территории монастыря находится железнодорожная станция.

5. Интересно заметить, что в то время как штаб советской армии располагался под защитой отвесной скалы в монастырских пещерах, рядом проходила железная дорога, штаб немецкой армии находился в знаменитом Ливадийском дворце на значительном возвышении, так что немецкое командование могло любоваться изумительным видом на море.


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Монастырь святого Климента в Инкермане является одним из древнейших христианских обителей в Крыму. Главный объект Инкермана – Монастырская скала, на которой расположено большое число монастырских пещер, келий. Эта скала – место пребывания первых христианских верующих, поселившихся на крымских землях.

Первый христианин в Инкермане сосланный в каменоломни — папа Римский, Климент. Многие верующие тогда добровольно последовали за изгнанником. Отец Климент знаменит тем, что он смог обратить в христианскую веру тысячи язычников и неверующих. Благодаря его деятельности в Инкермане стали появляться первые кельи и храмы. По некоторым сведениям, во 2 веке Монастырская скала уже была заполнена монастырскими помещениями, и их было приблизительно 75. На данный момент обнаружено примерно три десятка, но время их создания – 2 век – только предположительное. Среди этих помещений есть и жилища целых христианских семей, а не только мужчин.

Каменоломни Инкермана, в которых каторжником трудился Климент, функционируют и сейчас. Скорее всего они являются самым древним крымским добывающим предприятием. От каменоломен ведет искусственный тоннель, служащий для передвижения грузовиков. Раньше на этой территории был колодезь – источник, из которого пил сам отец Климент. Колодезь еще видели старожилы этих мест, они помнят вкус воды из него, но не очень давно источник иссяк. Зато недалеко от монастыря, за Инкерманским плато, есть святое озеро, в котором можно купаться с молитвами о здоровье. К этому озеру приезжают тяжело больные люди, ищущие избавления от болезни, здесь купают детей, чтобы были здоровей. В озере купаются и местные жители.

Озеро образовалось не очень давно. Как рассказывают жители самого монастыря, раньше здесь был огромный карьер. Но когда пещерный монастырь стали восстанавливать, просили прекратить работы в карьере – постоянный грохот мешал, а сотрясание земли могло привести к обрушению келий. Работы не были прекращены, но ночью вода из источника затопила карьер полностью.

Монастырь святого Климента в Инкермане расположен недалеко от города Севастополя, вблизи реки Черной. Сейчас он считается одним из самых значимых православных святых мест в мире.

Инкерманский пещерный монастырь

Чем привлекает обитель?

Предположительно, монастырь святого Климента в Инкермане начал существовать с 7-9 веков нашей эры. Основали этот комплекс бежавшие из Византии монахи в то время, когда на их родине преследовали иконопочитателей. Беженцы обосновались в горах Инкермана, высекли в них кельи и основали здесь монастырь. Почти все помещения комплекса высечены в горной породе, но есть и естественные пещеры, а также горные постройки.

Скала, в которой были сделаны пещеры, называется Монастырской. Именно к ней приезжают люди, совершающие паломничество в святые места. Изначально здесь была крепость Византии, которая служила для защиты и наблюдения за границами. К моменту создания монастыря эта крепость была почти разрушена, но до сих пор сохранились ее остатки – пещерные арки, треугольные тимпаны. Само же имя Инкерман местность получила от турок (тур. in - «пещера», «нора»; тур. kermen - «крепость»), захвативших позже эти края.

Внутри скал Инкермана простирается большой комплекс храмов и монастырей – здесь приблизительно тридцать церквей и девять огромных монастырских комплексов. Все это находится в Монастырской скале, но входы расположены с разных ее сторон, в Каменоломном овраге, а также в Загайтанской скале.

Историки считают, что Инкерман был одной из крупнейших монастырских сетей, а значит еще и одним из центров монашеской и христианской жизни. Если собрать всех живущих в то время служителей в этой местности, получается полноценный город. Инкерман же таким не являлся, но был огромным комплексом из храмов и монастырей. Интересно также и то, что до сих пор ученые не могут назвать точное количество всех горных пещер, а также предоставить полную картину подземных монастырских помещений. Время от времени здесь находят новые комнаты, вырубленные монахами, а вместе с тем и ценные реликвии христианства.


Наиболее значимыми в инкерманской сети считаются лишь три пещерных храма, в одном из которых из камня вырезан гигантский крест. От креста произрастают побеги, и так происходит много лет. Крест имеет особое значение – побеги, проросшие из него означают неискоренимость Христианства. Возраст храмов был определен по их архитектуре, построены были комплексы приблизительно в 10 веке.

Монастырь святого Климента в Инкермане в период османского ига

В монастырском дворе есть небольшой прудик. Там растут кувшинки, плавают золотые рыбки – непуганые, они совершенно не боятся паломников, даже проявляют интерес к приближающимся к пруду людям. На территории монастыря невозможно увидеть праздных послушников – везде кипит работа.

Инкерман далеко не всегда был процветающим краем. До прихода турок монастырская сеть процветала, а после монастырям пришлось несладко. В 1634 году, когда в Инкерман пришли магометяне, пещеры находились в запустении. Тогда же туда приехал из Руси отец Иаков и нашел в храмах росписи. На стенах были изображены пророки, мученики и святые. После этого Иаков начал с интересом осматривать помещения, им были найдены нетленные мощи. Но монастырь был уже без его обитателей, и вскоре отец Иаков покинул это место.

В 1852 году монастырь святого Климента в Инкермане начал возрождаться. Оно продолжалось постепенно, однако за десятилетие место ожило – здесь снова поселились монахи, и с каждым годом появлялось все больше паломников, а для них постепенно понадобилась целая гостиница. В 1867 году было построено двухэтажное здании для постоянных обитателей монастыря в Инкермане, а затем возведена церковь Святой Троицы.

После революции в 20 веке служителей монастыря сначала сделали рабочими, а потом и вовсе начались гонения на всех верующих. Монастырь был закрыт, равно как и все храмы комплекса. В 1932 году часть имущества монастыря было подарено музеям в Севастополе, остальные же реликвии исчезли.

Возрождение монастыря началось уже после распада СССР, в 1992 году. Восстановить пещерный монастырь решил отец Августин, живший в то время в Севастополе.

Как добраться до монастыря?

В Крым можно приехать на автомобиле, поезде или прилететь на самолете. Последние два варианта следуют только до Симферополя. Но в Инкерман проще всего ехать из Севастополя. Добраться до него можно на такси или автобусе. До станции Инкерман-1 едут электрички, которые отправляются из Севастополя или Симферополя.

Что нужно взять с собой?

В первую очередь с собой нужно захватить воду. Ходить придется много, есть горные подъемы. Если планируется длительное пребывание на территории монастыря, то лучше захватить и еду, хотя в Инкермане есть места, где можно пообедать.

Обувь и одежду лучше выбрать удобную, подземный монастырь – не самое комфортное место в плане передвижений. Женщинам нужно взять платок на голову. Не забыть надеть кресты.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь является одной из древнейших монашеских обителей на территории Крымского полуострова, а вместе с тем это уникальный во всех отношениях архитектурный памятник разных эпох, охватывающих временной промежуток почти в 1500 лет. За время своего существования, он успел побывать и крепостью, и приютом отшельников, и пристанищем для изгнанников, и многое повидал на своем веку. Память этого сохранилась в самих его стенах и пещерах.

Сотни лет окрестные долины манили завоевателей и любителей легкой наживы, но мощная крепость, построенная здесь еще в древности, как бдительный страж, охраняла покой этого края, с высоты любуясь тем, что она берегла. Менялись хозяева этих мест, религия, что они исповедовали, порядки, вводимые ими, но одно оставалось неизменным – это яркая, немеркнущая красота, окружающая угрюмые скалы, в коих высечен Инкерманский пещерный монастырь.

Где находится достопримечательность в Крыму?

Чтобы узнать, где находится Инкерманский пещерный монастырь, достаточно взглянуть на карту. Он расположен в юго-западной части Крымского полуострова, на правом берегу реки Черной, на окраине , являющегося пригородом .

Монастырь на карте Крыма

История до основания обители

Первые признаки человеческого жилья появились здесь еще в VI веке до нашей эры – это было поселение рабов, добывавших камень в местных , использовавшийся при постройке Херсонеса Таврического. Когда Южный Крым в 63 г. до нашей эры вошел в состав Римской республики, на плато Монастырской горы римляне построили .

Когда в V веке эти земли отошли византийцам, они значительно увеличили и саму крепость, и периметр вокруг нее, обнеся все крепостной стеной, протянувшейся на 11 км, выкопали ров. Со временем вокруг нее разросся небольшой город с многочисленными сооружениями – как на самой горе, так и в толще ее, где возникли и монашеские кельи.

С упадком Византийской империи и сама Каламита в XII столетии оказалась в существенном запустении. С возвышением в XIV века крепостное сооружение отстроили заново, а после завоевания турками в 1475 г. оно стало называться Инкерман, как и называется современный севастопольский пригород.

История Свято-Климентовского монастыря

Время его основания давно уже стало предметом для дискуссий и споров, но большинство историков сходятся во мнениях, что произошло это в VIII веке, когда Каламита достигла своего расцвета. Инкерманский пещерный монастырь был основан в месте добычи камня, проще говоря, первые монахи просто приспособили под свои нужды бывшие каменоломни. Он функционировал и после того, как Каламита пришла в запустение, и определенное время после завоевания Крыма турками-османами, но во время
строительства Инкермана монахи были изгнаны.

Возрождение обители началось только в 1850 г., в 1852 г. освятили главный ее храм, имени Святого Климента, называвшийся ранее церковью Святого Георгия Победоносца. Тогда же и весь монастырский комплекс получил двойственное наименование, по названию города и христианского святого, жившего в на рубеже I-II вв. нашей эры – Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

После гражданской войны, с приходом в Крым Советской власти, в течение 4 лет с 1924 по 1928 гг. все пещерные храмы были закрыты, а в 1931 г. новыми властями принято решение о ликвидации и самого монастыря, закрытого в следующем году. Правда, после закрытия некоторое время в нем продолжали жить настоятель обители отец Венедикт и трое монахов, так что, можно сказать, неофициально она еще продолжала существовать, но богослужения уже не проводились.

Во время сильно пострадали многие сооружения монастыря – и наземные, и те, что находились внутри горы. Значительные повреждения при этом получили Благовещенская и Николаевская церкви, а храм Святого Николая Мирликийского, находившийся на плато, рядом с остатками Каламиты, обрушился полностью и представлял более печальное зрелище, чем древняя крепость. В 1932 г. все они были разобраны, и использованы как вторичный строительный материал.

Чем интересен Инкерманский монастырь?

Инкерманский пещерный монастырь в Крыму начал заново отстраиваться, начиная с 1991 г., благодаря
стараниям архимандрита Августина, настоятеля. В течение двух десятилетий большая часть храмов, пещер-келий и келейных корпусов была восстановлена фактически из праха. Сейчас это целый комплекс, состоящий из 5 храмов, братского корпуса, хозяйственных построек и множества пещер.

Две наземные церкви – Святой Троицы и Пантелеймона Целителя – построены прямо под нависающей над ними отвесной стеной Монастырской скалы, что уже придает им потрясающий вид. Храм Святой Троицы считается главным, так как в нем хранится рака с частичкой мощей Святого Климента, а Пантелеймоновский собор, построенный в византийском стиле, интересен главным образом тем, что его алтарная часть высечена в скале.

Но наиболее интересны пещерные храмы, полностью находящиеся в толще горы – Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. К ним ведет единственный вход, расположенный в западной части Монастырской скалы, с крутой лестницей, поднимающей к длинному разветвленному коридору. Внутренние помещения довольно-таки просторны и светлы за счет прорубленных окон и балконных дверей, выходящих наружу. Балконы обители – это нечто особенное, при взгляде со стороны, они представляются птичьими гнездами, прилепленными на горных склонах, испещренных темными зевами многочисленных пещер.

В этом посте:

Мужской монастырь в пещерах Инкермана – чем интересен

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь – главная достопримечательность Крыма (западной части). Это удивительное место поражает не только своим расположением, но и увлекательной историей, длившейся много веков. Многие мои знакомые спрашивали, как добраться до монастыря и стоит ли «игра свеч». Однозначно скажу – стоит.

Где находится монастырь

Расположен мужской монастырь в окрестностях Севастополя, в городе Инкерман, точнее в его пещерах. С правой стороны реки Черной. Увидеть его вблизи, есть возможность уже в пути, если вы отправились в Крым поездом. По дороге увидите удивительную картину, прямо в скалах, совсем рядом с железнодорожным полотном, множество окон, балкончиков. Такое впечатление, что дотянуться можно рукой. Координаты и карта находятся внизу страницы.

История возникновения и развития

О дате возникновения Инкерманского монастыря спорит огромное количество ученых. Многие из них уверенны, что он был образован еще в восьмом веке, но некоторые утверждают – основан мужской монастырь не ранее 14 – 15 века. В то же время точно известно – жизнь в этом месте возникла еще в шестом веке.

В то время тут находилось поселение рабской силы, участвовавшей в добыче камни для строительства еще одной достопримечательности – « » . В 63 году до нашей эры, когда южная сторона Крыма была в составе Римской империи, на горе Монастырской, была возведена .


Крепость Каламита (рядом с монастырем)

Уже в пятом веке до нашей эры, земля стала собственностью византийцев, именно они обосновали тут город. Возвели одиннадцати километровую крепостную стену, выкопали ров. Считается, что именно в это время тут появилось огромное количество различных сооружений. И не только на самой скале, но и в ее стенах. Считается, что уже тогда появились пещерные храмы и кельи.

Когда Византийская империя утратила свою мощь (8 век), Каламита опустела. В девятом веке крепость восстановили, а в 1475 году городок получил название Инкерман. По сути монастырь не создавался специально. Монахи просто оборудовали для своих целей. Хоть со временем тут было сооружено несколько храмов.


Главный храм освятили в 1852 году, в то же время весь комплекс и получил сегодняшнее название – Инкерманский пещерный монастырь. В 1867, после перестройки, открыли храм Святого Мартина, в 1895 – Пантелеймона. В 1905 открыта церковь Николая Мирликийского.

С 1924 года церкви и храмы начали массово закрывать, не обошла эта участь и пещерный монастырь в Инкермане. И только после знаменательного 1991 года жизнь в монастыре стала возрождаться. По сути это было второе открытие святыни и основной достопримечательности полуострова.

Что интересного в пещерном монастыре, особенности

Благодаря архимандриту Августину на протяжении двадцати лет, огромное количество храмов и келий в пещерах и корпусов восстановили. Причем восстанавливать в прямом смысле слова надо было из пепла. Сегодня комплекс включает в себя пять храмов, корпус братства, различных хозпостроек и огромного количества пещер.

Мое внимание сразу привлекли две церкви, сооруженные на земле, прямо под отвесом скалы Монастырской. Именно это и придает строениям, особенной неповторимости. Главной из них считается церковь Святой Троицы, это в ней храниться рака с остатками святого Климента. А вот Пантелеймоновская церковь славиться своим стилем Византии и алтарем, расположенным прямо в скале.

Конечно меня, впрочем, как и большинство других туристов, поразили именно храмы в пещере: Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. Попасть к ним можно только через один вход, с запада Монастырской скалы. Путь не из легких по крутой лестнице в длинном коридоре с множеством разветвлений.

Внутри много простора и света, благодаря оборудованным оконным и дверным проемам на балконы. Именно балконы поражают больше всего. Когда смотришь на них с улицы, создается впечатление, что видишь необыкновенные гнезда птиц, устроенные на склонах скалы.

Если хотите повидать больше и относитесь к храбрым людям, можете посетить заброшенные храмовые сооружения и неизведанные пещеры. Зрелище потрясающее, но опасное. Большинство из них аварийны. При необузданном желании есть возможность подняться на плато Монастырской скалы и познакомиться с руинами древней крепости. Именно отсюда открывается завораживающий вид на горы и долины, а также озеро, появившееся на карьере и, конечно же, море. Пещерные храмы имеют общий вход с общими лестницей и коридорами.

Чтобы описать все прелести мужского монастыря в скале, мне не хватит одного поста. Но надеюсь, что предоставленной информации вполне достаточно для принятия решения о посещении этого удивительного места. А доехать до него не так и сложно, как может показаться на первый взгляд.

Как добраться (доехать)

Если вы остановились в Севастополе, отправляйтесь на Графскую пристань, садитесь на катер, который и доставит вас к месту. Можно доехать до станции «Инкерман» на электропоезде. Если решите ехать автобусом – садитесь на маршрут «Севастополь – Инкерман» и выходите на остановке «Втормед». Путешественники автолюбители на своем или следуют согласно координатам и карте (смотрите ниже) . В любом случае путь не сложный, даже интересный. Кроме того, по дороге есть возможность увидеть и другие .

Цены и официальный сайт

Получить больше информации о монастыре и узнать цены можно на официальном сайте Инкерманского мужского монастыря в пещерах – kliment-monastery.ru Если есть желание, можно заказать экскурсию, тогда вам не надо будет думать, как добраться до места и что посмотреть в первую очередь.

Фото