Интуитивное познание и его специфика. Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание

Знание каждого человека о самом себе нельзя отрицать. Даже софисты не могли отрицать самого человека как мыслящего и познающего субъекта. Необходимо сделать небольшое разъяснение о том, что необходимо понимать под человеком. Его познание самого себя начинается не путём эмпирических или позитивистских методик, не путём каких-либо общих категорий, а исключительно «своим» путём. Другими словами, человек становится частью этого знания, и здесь нет никаких преград, есть абсолютный монизм между, познающим и познаваемым, это - одно целое.
Однако познание некоторых внешних качеств человека, таких как цвет, физическое строение, другие особенности тела отличаются от данного познания. Познание их является опосредованным.
Под таким познанием можно понимать единое целое. Но, например посылка: «Я есть», или «я существую» состоит из двух частей, двух различных понятий «я» и «есть», «я» и «существую». Знание о самом себе есть нечто инспиративно-априорное, не имеющее посредника между познающим и познаваемым. В исламской философии доказано, что человеческая душа не имеет материального утверждения или неких особенностей, указывающих на такую материальность, а является исключительно духовной субстанцией. Каждая духовная субстанция знает о себе самой. Также наше познание о психике, чувствах, эмоциях не имеет посредников.
Когда мы испытываем страх, мы испытываем это чувство без каких-либо посредничеств, как, например, познание посредством какого-либо понятия о страхе. Когда мы испытываем к кому-либо или чему-либо любовь, это чувство мы испытываем без посредников. Когда мы, принимаем какое-то решение, мы это решение принимаем самостоятельно. Не имеет никакого смысла, чтобы мы принимали решение, любили и ненавидели без того, чтобы сами об этом ничего не знали.
Поэтому мы говорим, что мы не можем отвергнуть существование нашего сомнения касательно чего-либо, никто не может отрицать, что имеет их, или же он сомневается в существовании своего же сомнении.
Другим источником и основой интуитивного знания может являться знание о самом себе, или знания о своих внешних чувствах. Знание о моей силе интеллекта или воле не нуждается в посредничестве, и определенных понятиях. Например, чувства мы не берём вместо воли к физическому действию, или для размышления не прибегаем к помощи воли к действию.
Среди того, что познаётся посредством интуитивного знания, могут быть сами понятия и определенные категории, которые не могут иметь посредников в виде других понятий и представлений. Если бы было так, что всякое знание приходило бы посредством определённых категорий и понятий, тогда мы могли бы сказать, что знание есть всякое понятие, приходящее посредством определённых чувств и категорий, не имеющих конца.
Возможно, здесь возникнет вопрос: если допустить, что интуитивное знание есть само познаваемое то мы должны, будем допустить, что общие или частные понятия в нашем сознании, будь то о внешнем мире или о самом себе, как имеют посредников в познании, так могут и не иметь их. Так как эти категории имеют прямую связь с инспиративным личностным знанием, значит, они имеют непосредственное определённое единство с ним. Но, с другой стороны, на том основании, что внешний мир познается исключительно посредством чувств, как возможно, чтобы знание было интуитивным и в то же время опосредованным?
В ответ мы скажем, что понятия общего или частного значения есть, по сути, отражение внешнего мира. Таким образом, они, как средства познания внешнего мира, могут быть названы частью эмпирических знаний.
Но с другой стороны на том основании, что личностное «я» познаёт эти понятия непосредственно, то можно назвать это и личностным инспиративным знанием. Эти две особенности существенно отличаются друг от друга. Как инспиративное знание оно не имеет посредников и как таковое присутствует подле нас.
Особенность эмпирического характера же указывает на внешний мир. Это можно проследить на примере зеркала. Мы можем смотреть на него с двух сторон. С одной стороны непосредственно смотреть на само зеркало, подобно тому, кто покупает его в магазине. Такой человек смотрит на зеркало, его внешний вид, но не на самого себя в этом зеркале. Второй - тот, кто хочет непосредственно посмотреть на себя, ему нет дела до того, какое оно (зеркало). Человеческое воображение также может привлечь внимание сознания - в таком случае у нас есть непосредственное знание о нашем воображении. С другой стороны, когда мы используем его как средство познания внешнего мира, мы получаем знание эмпирическое. Тайна достоверности инспиративного знания
На основании того, что было сказано относительно инспиративного знания и его отличия от эмпирического, мы понимаем, почему знание о себе самом или знание о собственном душевном состоянии не может быть ошибочным и соответствует реалиям внешнего мира. Дело в том, что сама реальность непосредственно присутствует пред тем, кто его познаёт. Это - в противовес эмпирическим знаниям, где зачастую человеческое воображение становится посредником между самим человеком и познаваемым объектом. Уверенности в том, что даёт нам эмпирическое знание, в действительности соответствует реалиям внешнего мира, нет и быть не может.
Всегда существует вероятность того, что в случае познания внешнего мира между познаваемым объектом и познающим субъектом будет определённое посредство, т.е. познание будет происходить через эти посредства (например, органы чувств), существует вероятность ошибок и не соответствия познания действительности. В случае, когда нет никаких посредств между познаваемым и познающим, т.е. существует определённый монизм между ними, то вероятности ошибок нет. Ибо не задаётся вопрос о том, соответствует ли знание познаваемому, так как познаваемое и есть само знание о нём. Инспиративно-априорное и эмпирическое знания
Здесь нам необходимо указать на важный момент, что человеческое воображение подобно машинальному аппарату запечатлевает инспиративное знание, формируя некоторые понятия и категории, затем ведёт их опредёлённые сопоставление. Например, всякий раз, когда мы испытываем страх от чего-либо, наше воображение запечатлевает страх в сознании. После исчезновения причины страха воображение может снова вернуть данное состояние, воспроизведя его в сознании. Немаловажно, что сознание человека может формировать общие понятия и категории данного состояния, приписывая к этому другие понятия общего характера, может «переводить» их в некоторые предложения подобно: «Я боюсь», «Я испытываю страх». Таким образом, с невероятной скоростью появления данного психического состояния на основании определённого знания о прошлом и способностью снова возвращать данное состояние, человек может точно различать и распознавать причины их появления.
Все эти действие в человеческой психике происходят очень быстро. Но их близость становится причиной того, что происходит путаница. Человек может думать, что так же, как он посредством инспиративного, интуитивного знания познал страх, он может познать и причины этого страха. В то время как то, что он познал посредством инспиративного знания, есть только общая композиция выходящая за рамки понятий и категорий. Таким образом, давать какие-либо оценки относительно данного действа было бы ошибкой. В то время как возвращать данное состояние в себе есть ничто иное, как проявление эмпирического знания.
У нас возникает вопрос: почему часто именно в результате, полученном от инспиративного знания мы, имеем негативный результат? Например, человек может чувствовать голод, и считает, что ему необходима пища, в то время как его аппетит ложен, что обычно происходит в результате расстройства желудка. Важно понять то что, посредством инспиративного знания человек испытал само чувство голода, ошибка же была в толковании и на основании чувств и тех понятий, которые человек испытывал ранее, т.е. чувство голода, которые и стали причиной того ошибочного состояния. Что касается познаний мистиков, то на более высоком уровне иногда и их открытия истин также могут быть ошибочными именно по этим приведённым выше причинам. Поэтому необходимо быть очень внимательными в распознании результатов интуитивного знания.

ЛОГИКА, МЕТОДОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ INTUITIVE KNOWLEDGE AND INTELLIGENCE

Л.Р. Данакари1, Л.А. Комлева2 L.R. Danakari, L-А. Komleva

1) Международный славянский институт (Волгоградский филиал),

Россия, 400001 г. Волгоград, ул. Академическая, 22

2) Волгоградская государственная академия физической культуры,

Россия, 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 78

1) International Slavonic institute (Volgograd branch), 22 Academic St, Volgograd, 400001, Russia 2) Volgograd State Academy of Physical Culture, 78 Lenin St, Volgograd, 400005, Russia

E-mail: [email protected]; [email protected]

Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения интуитивного познания и интеллекта. Интеллект человека находится в прямой зависимости от его интуиции. Очевидно, чем выше способность человека к интуиции, тем выше его интеллект. И наоборот, интуиция находится в прямой зависимости от интеллекта человека, от его понятийного аппарата, навыков в использовании других средств и приемов выражения.

Resume. The article is devoted to the problem of intuitive knowledge and intelligence relations. The human intelligence is in direct proportion to his intuition. Obviously, the higher a person"s ability to intuition the higher is his intelligence. Conversely, the intuition is in direct proportion to the human intellect, to his/her conceptual apparatus and skills in using other means and methods of expression.

Ключевые слова: интуиция, озарение, познание, интеллект, бессознательное, сознание, дискурсивное и интуитивное, отражение.

Key words: intuition, insight, knowledge, intelligence, unconscious. consciousness, discursive and intuitive, reflection.

Проблема соотношения интуитивного познания и интеллекта, несмотря на постоянный интерес к ней философии, до сих пор остается не решенной. На сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопросы о том, что представляют собой интуиция и интеллект и насколько они познаваемы.

В философии и психологии интеллект обычно трактуется как способность мышления, отличающаяся от чувств, воли. Однако нельзя согласиться с таким определением, признать его полностью удовлетворительным. Оно ничего не дает для понимания сути интеллекта. И совершенно неприемлемо отождествление интеллекта только с системой умственных операций, потому что получается круг в определении: интеллект - это интеллект (ум).

В науке существует несколько позиций в понимании интеллекта. Например, выяснить, что такое интеллект, можно с позиций понимания субъективного как выражения установки. При таком походе интеллект рассматривается как элемент в структуре процесса выражения. Задача состоит в том, чтобы выяснить сущность, место и роль указанного элемента в общей системе отражения, его соотношение с другими элементами отражательного процесса.

Одновременно возможно определение интеллекта через его соотношение с интуицией, понимаемой в самом широком смысле - как неосознаваемый процесс осознания бессознательного.

Осознание бессознательного достигается благодаря способности, умению, навыкам пользоваться средствами и приемами выражения, главнейшими из которых являются естественный язык и специфические системы средств и приемов выражения. Последние используются в производственной, художественной, научной и других видах деятельности. Интеллект и есть способность человека осознавать результат своей интуиции. Если интуиция - определенная, осуществляемая здесь и сейчас активность бессознательного, то интеллект - происходящая в данный момент и в данной ситуации активность сознания.

Не секрет, что и интуиция, и интеллект представляют собой процесс осознания бессознательного. Интуиция составляет неосознаваемую часть этого процесса, а интеллект - осознаваемую. Разделить интуицию и интеллект столь же невозможно, как и бессознательное и сознание. Интуиция - предпосылка интеллекта, в свою очередь, интеллект обусловливает интуицию, так как выражение достигает уровня сознания лишь при использовании субъектом определенных средств и приемов выражения. Без навыков в использовании средств выражения бессознательное субъективное не сможет стать осознанным субъективным, в лучшем случае оно примет форму чувственной интуиции, т. е. предсознательного. У ребенка интеллект развивается по мере того, как он овладевает средствами и приемами выражения и получает навык в их использовании.

Интуиция и интеллект диалектически взаимосвязанные элементы единого, целостного познавательного процесса. Не может быть «чисто» интуитивного или «чисто» интеллектуального познания, по своему характеру оно всегда представляет единство того и другого. Любое знание -результат этого единства. Интуиция и интеллект делимы только в абстракции, ибо нет интеллекта без интуиции и наоборот.

Познание представляет собой интуитивный и интеллектуальный процесс одновременно: интуитивный - как выражение установки, интеллектуальный - как использование средств и приемов выражения. Вне интеллекта и независимо от него знание не существует. Но черпает свое содержание интеллект из интуиции. Именно интуиция поставляет интеллекту содержание. Вместе с тем на основе использования средств выражения, т. е. интеллекта, можно закрепить субъективное и сделать его удобным для сохранения и передачи. Следовательно, интуиция интеллектуальна, а интеллект интуитивен.

Интуиция, если иметь в виду отдельно взятый отражательный (познавательный) акт, по времени предшествует интеллекту. Но при рассмотрении познания (отражения) как суммы практически бесконечного числа отдельных актов отражения оказывается, что интуиция возможна лишь тогда, когда ей предшествует интеллект. Интуиция, воплотившись в интеллект и обогатившись им, затем снова возвращается к самой себе, удерживая весь пройденный путь развития субъективной реальности. В принципе отношение интуиции и интеллекта - это отношение бессознательного и сознания. Между интуицией и интеллектом, как между бессознательным и сознанием, существуют отношения не антагонизма, а синергии. Интуиция - фрагмент обширной системы, именуемой бессознательным. Это определенная активность бессознательного, направленная на решение конкретной познавательной задачи. Интеллект представляет собой сознание, и именно такие его элементы, которые необходимы для решения конкретной задачи. Интеллект есть использование конкретных средств и приемов выражения в конкретной объективной ситуации. Отсюда интуицию и интеллект можно определить соответственно как активность бессознательного и сознания, направленную на решение конкретной познавательной задачи.

Объективная реальность представляет собой единство прерывности и непрерывности. Субъективная реальность, будучи отражением объективной, также есть единство прерывности и непрерывности, одним из проявлений которого служит единство интуиции и интеллекта. Дискурсивное и интуитивное суть противоречивые стороны единого познавательного процесса. Интуиция в широком смысле выступает как непрерывное субъективное образование. Выражение в форме субъективного имеет место всегда, оно осуществляется непрестанно, даже во время сна.

Главной формой и функцией интеллекта является понятие, за которым стоит слово или иные средства выражения. Его основная задача и наивысшая ценность состоят в закреплении, сохранении и передаче субъективного.

Интуиция представляет собой отражение объективной реальности в форме непрерывной субъективности, интеллект - в форме прерывной. Наиболее адекватным отражением мира является отражение как единство непрерывности и прерывности, единство интуиции и интеллекта.

Одной из характерных черт интеллекта является способность субъекта переходить от конкретного факта к самым широким обобщениям. За этой способностью находится интуиция, благодаря которой достаточно воздействия элементарного раздражителя, чтобы началась аналитико-синтетическая деятельность на уровне бессознательного. Она приводит к широким обобщениям и новым знаниям, если субъект в должной мере владеет арсеналом средств выражения.

Таким образом, интеллект человека находится в прямой зависимости от его интуиции. Очевидно, чем выше способность человека к интуиции, тем выше его интеллект. И наоборот, интуиция находится в прямой зависимости от интеллекта человека, от его понятийного аппарата, навыков в использовании других средств и приемов выражения. X. Уилдон Карр делает необычный вывод: «... в конце концов интуитивное вдохновение и инстинктивная энергия примиряются и объединяются в едином «я», которое, в конечном счете, образует целостную индивидуальность» .

Особенно ярко взаимосвязь интеллекта и интуиции, их диалектическое единство проявляется в творческой деятельности. Делая вывод о соотношении интуиции и интеллекта, отметим, что чисто логических открытий не существует. Открытие всегда происходит на бессознательном уровне как некая вспышка идей после предварительной сознательной работы, и слова совсем не участвуют в процессе творчества. Похожих взглядов придерживался и Луи де Бройль. Он писал: «Разрывая с помощью иррациональных скачков... жесткий круг, в который нас заключает дедук-

тивное рассуждение индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли: она лежит в основе всех истинных достижений науки» . Значит, творчество является двухкомпонентным процессом: посредством интуиции изобретают, т. е. усматривают нечто новое в окружающем мире, а посредством логики доказывают. Совершенно очевидно, что эти две компоненты всегда следуют в одной последовательности: сначала увидеть, догадаться, а уж потом - двигаться к ней и доказывать правомерность каждого шага. Пуанкаре отводил логике только доказательную, как бы вспомогательную роль. Уточнял эту мысль он так: «Бессознательная работа плодотворна только тогда, когда, с одной стороны, ей предшествует, а с другой - следует за ней период сознательной работы. Никогда эти внезапные результаты внушения не возникают без предшествующих произвольных усилий, казавшихся совершенно бесплодными. Иногда казалось, что при этих условиях ничего хорошего не достигнешь и даже стоишь на совершенно ложном пути. Однако эти усилия не так бесплодны, как это думается: они пускают в ход бессознательную машину; без них она оставалась бы без движения и ничего не могла бы произвести» .

В процессе творчества логические и чувственные компоненты пока неизвестным для нас образом сменяют друг друга в определенной последовательности, но уже предполагают две их разновидности. Сложности связаны со спецификой интеллекта каждого индивида. Следует согласиться с Маслоу, который заметил, что не все люди одинаковым способом приходят к открытию, и разделил творцов на две группы. Первая характеризуется импровизацией и вдохновением. Такая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только настоящим моментом, она полностью погружена в предмет, очарована и загружена настоящим, текущей секундой, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий. Эти люди только на второй фазе приступают к разработке или логическому развитию идей, возникающих в первой стадии. Они исходят из бессознательного, и оно для них источник нового открытия. По мнению Маслоу, к такому виду творчества склонны те, кто способен играть, мечтать, смеяться, бездельничать, кто умеет быть спонтанным, открытым для бессознательных побуждений и импульсов, кто принимает свою нежность, женственность и некоторую слабость, кто интересуется искусством и эстетике. Вторая группа творцов первично исходит из сознания. К этому виду творчества склонны практичные люди, требующие в своей жизни строгого порядка, боящиеся порывов, осторожные, не умеющие играть, всегда контролирующие свои эмоции. У первой группы начальная фаза интуитивного процесса может быть соотнесена с преобразованием в правом, а у второй - в левом полушарии.

На наш взгляд, плодотворной является позиция А.С. Кармина и Е.П. Хайкина, которые подразделили интуицию на две формы: концептуальную и эйдетическую. Концептуальная формирует новые понятия на основе имевшихся ранее наглядных образов, а эйдетическая строит новые наглядные образы на основе имевшихся ранее понятий. Такая точка зрения допускает понимание скачка, лежащего в основе интуиции не только как одностороннего перехода при обработке информации из левого к правому полушарию, но и как перехода из правого полушария к левому. С нашей точки зрения, процесс интуитивного решения может развиваться по разнообразной форме. Как известно, постановка задачи осуществляется осознанно в левом полушарии. Если она не поддается решению, доминирование переходит к правому полушарию, где формируется решение. Подсознательное получение результата, сопровождаясь положительными эмоциями, душевным подъемом, переводит доминирование в левое полушарие. В этом случае шаги, которые привели к интуитивному решению, неизвестны. О них можно только догадываться после, в период последующего логического оформления и систематизации полученных результатов, когда на заключительном этапе решение осознается и описывается словами. Эти ступени включают предварительную сознательную работу по постановке проблемы, по ее анализу: когда исследователь терпит неудачу в получении решения на этой ступени, наступает перерыв в сознательной работе и процесс вытесняется в подсознание; там достигается результат и наступает внезапное озарение, инсайт, сопровождаемый уверенностью в правильном результате.

Часто настойчивые и сознательные попытки добиться решения проблем оказываются бесплодными. Наоборот, плодотворным может стать прекращение этих попыток, переключение. Эффективность перерыва выступает как одно из доказательств роли включения в процесс подсознательных компонентов. Возникающее при этом эмоциональное напряжение переводит доминирование в левое полушарие, где формируется решение. К.А. Тимирязев одним из первых отметил подобную последовательность творческого процесса. Он различал три этапа: в начале интуиция и догадка, затем доказательство и, наконец, эксперимент. Идеи первоначально угадываются. Формально-логическими построениями их правильность в момент возникновения не всегда может быть подтверждена, поскольку в их образовании участвуют, в основном, эмоциональные, субъективные факторы. Образуется некоторое рассогласование, побуждающее подсознательный процесс, осознаваемый впоследствии как угадывание. Тем самым в неявной форме предполагается, что толчок (задача) задается справа. В результате, в качестве первой фазы творческого процесса можно выделить наблюдение.

Однако очевидно, что не любое наблюдение ведет к обнаружению рассогласования, способно запустить творческий процесс, а только такое, которое вскрывает в наблюдаемом объекте «не-

что», требующее настоятельного продолжения усилий, т. е. то, что может ощущаться как задача. Т. Кун выделил в научном открытии несколько стадий: наблюдение явления, его концептуализация, осознание его действительного смысла, включение его идеальной модели в соответствующую фундаментальную теорию. Здесь все этапы, кроме первого, представляют собой теоретическое осмысление новой информации, полученной эмпирическим путем. Таким образом, любое открытие имеет несколько этапов: обнаружение нового объекта, эмпирическая фиксация характеристик этого объекта, выявление качественно нового класса объектов и его концептуализация.

Анализируя единство интуиции и интеллекта, отметим важную особенность, на которую часто ученые обращают мало внимания. Не секрет, что они ставят сознательные цели, руководствуются желанием совершить открытие, изобрести новое. При решении задачи определяются внутренние противоречия, используется творческий подход, применяются неосознанно или сознательно разные методы, шаг за шагом осуществляется анализ, который приводит к гениальному предвидению, закономерному достижению результата.

Следует согласиться с мнением Луи де Бройля, который рассматривал интуицию как специфический метод «перескакивания» через определенные этапы логического рассуждения, благодаря чему возникает иллюзия прямого усмотрения результата. Главным звеном при решении задачи выступает идея, которая может оформиться как постепенно в процессе сознательного логического анализа, так и внезапно, после безуспешных попыток и продолжительных сомнений. Итак, интуиция представляет собой неосознаваемый промежуточный этап, связанный со скачком. На наш взгляд, интуицию можно уподобить мыслительной деятельности, процессу генерирования решений, протекающим неосознанно, в результате чего также неосознанно формируется умозаключение. Ученый в своей творческой деятельности может не осознавать многое или часть процесса. Однако интеллект и интуиция, если понимать процесс диалектически, - это двуединый процесс поиска истины, эвристики, когда неосознанное знание из опосредованного превращается в непосредственное.

Список литературы References

1. Диббли, Джордж Бинни. Инстинкт и интуиция, С. 130. Dibley, George Binney. Instinct and intuition, S. 130.

2. Бройль Л. де. По тропам науки. М., 1962. - 408 с.

L. de Broglie. Along the paths of science. M., 1962. - 408 p.

3. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. - С. 141. J. Hadamard study psychology process of the invention in the field of mathematics. M., 1970. - S. 141.

4. Maslow A. H. The farther reaches of human nature. N. Y., 1971. - 432 c.

5. Кармин А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М., 1971. Carmine A. S. Haykin EP creative intuition in science. Moscow, 1971.

6. Тимирязев К. А. Соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1939. Timiryazev KA Vol .: In 8 v. V. 8. M. 1939.

7. Кун Т. С. Структура научных революций. М., 1975. Kuhn T.S. The Structure of Scientific Revolutions. M., 1975.

Научные знания используются не только для сиюминутных целей, но и для прогнозирования (предвидения) будущего. Под предвидением понимается обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, общества или о явлениях, в настоящий момент неизвестных, но поддающихся более или менее точному научному выявлению.

Предвидения разделяются на научные, обыденные, интуитивные и религиозные (мантические).

Научное предвидение базируется на знании причин и вытекающих из них следствий. Иначе говоря, знание законов существования природы и общества и их развития, а также условий их проявления позволяет с определеннойточностью прогнозировать наступление событий будущего. Так, человек научился делать метеопрогнозы на день, два и на более длительные временные отрезки. По тем или иным признакам люди научились отыскивать полезные ископаемые. Научное прогнозирование было применено по вопросу о вероятных последствиях для людей ядерной войны, которая, если бы она разгорелась, привела бы к так называемой "ядер­ной зиме" и гибели человечества. Можно приводить и другие примеры, но, думается, достаточно и этих.

Обыденное предвидение чаще всего основывается на прошлом житейском опыте людей, на их наблюдениях и т.д., которые затем трансформируются в народные приметы. Так, по цвету закатного солнца люди научились предсказывать погоду на следующий день. К обыденному, окрашенному в мистический цвет предвидению следует отнести и различного рода гадания.

Интуитивное предвидение (предсказание) покоится на способности достижения будущего путем его прямого усмотрения логическими доказательствами. Любой человек, даже не знакомый с законом земного притяжения, знает, что без искусственного аппарата (например, самолета) он не может оторваться от земли и парить в воздухе.

Религиозное предвидение проявляется в виде различных прорицаний, пророчеств, откровений и т.д. Например, Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пророчествует, во-первых, о наступлении тысячелетнего Царства Божия: "И увидел я, – говорит он, – престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20-4: 5). Во-вторых, Иоанн Богослов утверждает новое наступление царства сатаны: "Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы" (Откр. 20-7).

Предвидение имеет несколько форм конкретизации. Это 1) предчувствие, которое свойственно живому организму. Например, кошки и собаки предчувствуют начало землетрясения; 2) пред­угадывание (сложное предвосхищение) как особый вид интеллектуальной деятельности человека, размышляющего о будущем на основе личного опыта; 3) прогнозирование как специальное научное использование перспектив какого-либо явления. Так, на основании явно неполных данных прогнозируется, например, победа на выборах той или иной партии или объединения (блока) партий. Собственно научное прогнозирование – это вывод следствий из известных уже науке законов природы и общества.

В жизни встречается квазипрогнозирование неизвестных явлений прошлого или настоящего, к которым, с целью их изучения, подходят так, как если бы они относились к будущему. Например, время от времени возникают гипотезы, с помощью которых пытаются выяснить причины поголовного вымирания динозавров. Можно отметить и реконструктивное прогнозирование, когда по некоторым сохранившимся частям скелета воссоздают общий вид, скажем, неандертальца; или по сохранившимся фрагментам древних построек воспроизводят их общий вид.

Реверсивное прогнозирование – это логическое продолжение тенденций от настоящего к прошлому; презентивное прогнозирование – это попытки предсказать возможные действия чего-либо или кого-либо на основании имеющихся неполных данных. Примером этому могут служить прогнозирования, скажем, возможных действий противника, которые еще неизвестны субъекту прогнозирования. Существует имитационное прогнозирование, которое основано на движении от известного явления к более или менее удаленному прошлому с целью выявления надежности того или иного метода прогнозирования.

Ко всем методам и формам научного прогнозирования следует отнести одно общее правило: прогноз практически никогда не бывает абсолютно верным. Причин этого по крайней мере две: во-первых, исходные данные прогнозирования никогда не бывают полными; во-вторых, человек делает прогноз на основании данных, полученных в одних условиях их проявления. Однако нет никаких оснований считать, что эти условия остались такими же и на тот период, на который делается прогноз. Скорее всего, они будут иными, ибо, как еще было замечено древними мыслителями, все течет и все меняется.

Небезынтересно остановиться на вопросе интуитивного познания. Под интуитивным познанием понимается такое познание, которое основано на человеческой способности непосредственного постижения истины без логического доказательства.

В истории философии понятие интуиции в разные исторические периоды трактовалось различно. Древнегреческий философ Платон рассматривал интуицию как форму непосредственного знания или созерцания. По Платону, ощущения, "мнения" не могут служить источником истинного знания, поскольку они текучи, изменчивы. Истинное знание может быть получено только через воспоминания бессмертной человеческой души о созерцании ею мира идей еще до вселения ее в смертное человеческое тело, которое есть темница души. Находясь в этой темнице, душа может вспоминать о том времени, когда она, еще до вселения в тело, находилась в мире идей и созерцала их.

Опираясь на свое учение о бессмертной душе, Платон утверждал, что знание не может быть воспринято одним человеком от другого. Оно зависит только от того, насколько успешно душа созерцает идеи. В зависимости от этого души на земле образуют целую иерархию: от наиболее мудрых до самых низменных, погруженных в чувственную жизнь. Душа, увидевшая наибольшую часть истины, вселяется в семя, из которого происходит философ; на втором месте стоит душа царя или военачальника; на третьем – государственного мужа или домохозяина; на четвертом – человека трудолюбивого или любителя гимнастических упражнений, или врача; на пятом – жреца или прорицателя; на шестом – поэта, художника, вообще представителя искусств; на седьмом – ремесленника или земледельца; на восьмом – софиста или "человека у народной толпы расположения заискивающего"; на девятом – тирана.

В Новое время интуитивное знание провозглашал Р. Декарт, французский философ. Он считал, что интуитивное знание противостоит чувственности и логическому мышлению. "Под интуицией, – писал он, – я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция" .

Немецкий философ Л. Фейербах опирался на так называемую чувственную интуицию, ибо считал, что чувственное созерцание интуитивно. Он писал: "Прежде всего я утверждаю чувственное как непосредственно достоверное... первоначально и непосредственно достоверным... является чувственная сущность как природы, так и человека... люди, по меньшей мере первоначально, всякую достоверность ставят в зависимость от чувств... для них только то есть, что есть чувственно" .

Французский философ XIX века Анри Бергсон исходил из того, что в качестве подлинной и единственной реальности может быть только жизнь как некая целостность, отличная и от материи, и от духа. Сущность жизни постигается только с помощью интуиции. По мнению Бергсона, сознание раздваивается на интуицию и интеллект. Это произошло вследствие необходимости как применяться к материи, так и следовать за течением жизни. Этот параллелизм интуиции и интеллекта превращается затем у Бергсона в параллель интеллекта и инстинкта. Теперь интуиция определяется как "инстинкт", "сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно" . Интуитивное знание является абсолютным. "Абсолютное, – говорит Бергсон, – может быть дано только в интуиции, тогда как все остальное открывается в анализе" . По мысли Бергсона, только интуиция способна исполнять задачу философии, цель которой – "исследовать живое без задней мысли о практическом использовании, освободившись от форм и привычек, в собственном смысле слова, интеллектуальных" . Следовательно, интуиция, по Бергсону, антиинтеллектуальна, но является непосредственным постижением сущности вещей, выключенных из практических отношений. Она направлена на невыразимое.

В рационалистической философии Нового времени с понятием интуиция тесно связано понятие априорности (a priori – из предшествующего) знания, предшествующего опыту и независимого от него. Оно, противопоставляется знанию апостериорному (a posteri­ori – из последующего), то есть полученному из опыта. Рационалисты усматривали всеобщность и необходимость теоретических положений (например, в математике) в их самоочевидности, заложен­ной в интеллекте. Априорное знание есть врожденное знание (хотя бы в форме задатков). Так, декартовское положение "Я мыслю, следовательно, я существую", по мысли его автора, является ясным и отчетливым, не требующим ни опытных, ни логических доказательств.

Согласно И. Канту, априорность является лишь формой организации знания. Она обладает двумя качествами: всеобщностью и необходимостью, как вместе, так и по отдельности. Например, пространство и время – априорные формы чувственного созерцания, с помощью которых синтезируется апостериорное знание. Категории рассудка – априорны и бессодержательны, пока они не наполнятся материалом чувственного созерцания. Так возникает естествознание в качестве науки. Примером априорного знания может служить следующее положение: нет никакой необходимости прибегать к опыту, ибо до всякого опыта известно, что если взорвать фундамент здания, оно рухнет. Априорным синтетическим суждением является и математическое положение 7+5=12, ибо оно всеобще и необходимо.

В философии ХХ в. сложилась функциональная концепция априорности, согласно которой все исходные постулаты науки априорны. С точки зрения конвенциализма (от лат. conventio – соглашение), эти научные постулаты выбираются учеными по их усмотрению, стихийно, волюнтаристски.

Философы издревле решают вопрос о границах человеческого познания. В истории философии сложилось, по крайней мере, два противостоящих друг другу течения. Одно считает, что никаких границ познанию не существует, что есть только области, объекты и т.д., которые науке пока еще недоступны, но не в силу их принципиальной непознаваемости, а потому, что сама наука в данный исторический отрезок времени еще не располагает средствами их познания. Как только эти средства появятся, наука схватит и эти ранее недоступные ей объекты. Другое течение стоит на позициях принципиальной непознаваемости сущности вещей. Такую позицию занимал, например, английский философ XVIII века Д. Юм. Он считал, что все человеческое познание не может выйти за пределы единичного опыта. Опыт случаен, неполон. То же, что мы считаем закономерностью (общим теоретическим знанием), есть лишь наша психологическая привычка. Мы привыкли видеть восход Солнца на Востоке и заход его на Западе и считаем это объективной закономерностью природы. Но однажды проснувшись, мы увидим, что Солнце встает на Западе. Первоначально мы удивимся такому событию, но затем привыкнем к нему и опять будем считать это естественной закономерностью. Такое направление получило в философии название агностицизма (недоступный познанию). Этот термин был введен в философию в 1869 г. английским естествоиспытателем Т. Гексли. Агностицизм

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Познание

Виды познания:

Житейское познание.

Научное познание.

Художественное познание.

Чувственное познание.

Рациональное познание.

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие

Суждение

Умозаключение

умом или мышлением.

Интуитивное познание.

Интуитивное познание делится:

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).

24. Научное познание. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое как стадии познавательной деятельности.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).

24. Научное познание. Чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое как стадии познавательной деятельности.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение — это связь понятий.

Умозаключение — это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное познание — это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

— на чувствительное (интуиция — мгновенное чувство);

— рациональное (интеллектуальная интуиция);

— эйдетическое (зрительная интуиция).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Интуитивное познание.
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Важнейшую роль в познавательном процессе играет интуиция – сложное явление. Интуиция относится к иррациональным способам познания. В истории философии проблема интуиции не осталась без внимания. Пример: Платон, Аристотель, Августин, средневековые мистики, Декарт.

В 20 веке возникло философское течение – интуитивизм (Анри Бердсон – французский философ)

Интуиция (intuitus – взгляд) – внутреннее озарение, духовное видение, созерцание, наитие, предчувствие; это способность прямого непосредственного постижения истин без предварительных логических рассуждений и доказательств.

Характерные черты: 1. непосредственность (сущность явлений постигается сразу – ʼʼмоментальный скачок умаʼʼ, когда одним махом проскакиваются логические ступени и доказательства)

2. внезапность (озарение может прийти неожиданно, случайно в любом месте). Пример: немец. химик Кекуле увидел во сне змею, схватившую себя за хвост наутро он вывел циклическую формулу бензола. Свившаяся в кольцо змея явилась символическим выражением замкнутого углеродистого кольца;

Менделœеев во сне увидел периодическую систему.

3. неосознанность – человек не может понять, каким путем он пришел к результату. Не умея объяснить это, люди склоны были приписывать это действию высших сил. Пример: Декарт стал на колени и молился, когда к нему пришла идея аналитической геометрии.

В современной науке имеется объяснение сферы интуиции – бессознательная; на бессознательном уровне переработка информации происходит гораздо быстрее, чем на сознательном, ᴛ.ᴇ. подсознание за короткий срок может проводить большую работу. Скрытая работа мысли на подсознательном уровне происходит при отключенности от проблем (во время сна, прогулки и т.д.)àвременное отключение от решения проблем и переключения на другие виды деятельности оказываются полезным.

Интуитивное познание присутствует в разных сферах человеческой деятельностиàделœение на научную, врачебную, художественную и т.д.

Интуитивная способность по значению соспоставима с рациональным и чувственным познанием.

Для формирования и проявления интуиции необходимы следующие условия:

1. основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы. Интуитивное озарение посœещает людей не случайно, а тех кто долго и основательно работал в своей области знания.

2. поисковая ситуация состояния проблемности: ученый не просто работает в своей области, а прилагает напряженные усилия для решения конкретной задачи.

3. наличие ʼʼподсказкиʼʼ. Подсказка – неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ событие или факт, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служит как бы пусковым механизмом или толчком для интуиции. Пример: яблоко, упавшее на голову Ньютона.

Значение интуитивного познания: интуиция как бы поставляет готовые решения сознанию, позволяет предвидеть явления, составляет важнейшую пружину творчества.

Интуитивное познание. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интуитивное познание." 2017, 2018.