Иринарховский крестный ход расписание. В ярославской области завершился иринарховский юбилейный крестный ход

Чтобы стать священником, потребуется самоотверженность, время и образование. Но если вы чувствуете призвание к этому, то путь к служению ожидает вас несмотря ни на что. Вот что вас ждет, если вы намереваетесь следовать своему призванию

Шаги

Распознание

    Молитесь и размышляйте. Если вы ждете, когда Бог позовет вас строить предначертанную карьеру преподобного, молитесь и размышляйте, чтобы получить подсказку и определить, от Бога ли звоночек поступит, а также чтобы понять, во что, собственно, вы себя вовлекаете.

    • Быть священником или следовать любому служению – не про вас. Более того, вы были призваны служить Богу и другим людям особым образом. Для вас это не профессия от безысходности или способ прославить себя.
    • Обдумайте то, что сказали вам другие люди в прошлом. Если вы были особенно активным в церкви, и окружающие заметили вашу самоотверженность и предложили вам официально принять сан, значит ваше призвание истинно, и окружающие видят это. Если подобных одобрительных откликов нет, не стоит пренебрегать духовным побуждением. В конечном счете, одобрение окружающих – далеко не единственный показатель, были ли вы призваны Богом.
  1. Изучите особые догматы вашей конфессии. Большинство христианских последователей следуют одинаковым путем, описанным в данной статье, но некоторые могут пропускать или переставлять некоторые шаги, пока другие выдвигают дополнительные догматы, не описанные здесь. Перед началом этого пути узнайте, что вам нужно будет сделать перед тем, как стать преподобным.

    • Существует разные источники, откуда вы можете узнать о догмах. Самым простым, пожалуй, является Интернет. В противном случае вы можете расспросить своего молодежного или молодого совершеннолетнего лидера церкви. Либо поговорите напрямую с пастырем о том, чего вам стоит ожидать.
  2. Поговорите со своим пастырем. Первый человек, с которым вы можете посоветоваться на «официальном» уровне – это пастырь в вашей церкви. Он или она захочет узнать, почему вы интересуетесь о том, как стать священником. Если пастырь считает ваши намерения благородными, он или она поднимет данный вопрос на официальном церковном совете или комитете.

    • Если нет никаких ярких сигналов тревоги о том, что ваши намерения стать священнослужителем нечисты, ваш пастырь поддержит и поможет прийти вам к следующему шагу. Беседа с вашим пастырем будет нести самый личный и церемонный характер из всех опросов, которым вы подвергнетесь в течение данного процесса.
  3. Добейтесь поддержки у своей церкви. В большинстве случаев, когда вы получаете одобрение своего пастыря, вам надобно пройти совет или комитет в местной или домашней церкви, где вам предстоит обсудить свое призвание с прихожанами. Если комитет признает ваши намерения искренними, он, скорей всего, предложит вам свою поддержку.

    • Учтите, что так бывает не всегда. Все зависит от того, как устроена ваша вера. Если церковь имеет официальную патриархальную иерархию, а не малую структуру, ориентированную на общину, одобрение вашего пастыря может оказаться всем, что вам нужно для продвижения к следующей ступени. В данном случае вы можете в итоге посещать свою церковь и группы поддержки, но они просто будут поддерживать и направлять вас, не решив, достойны ли вы пройти этот путь.
  4. Ступайте в церковный комитет. Когда домашняя церковь признает ваши желания, вы должны убедить районный церковный комитет тоже поддержать вас. Такие комитеты опросят и проверят вас на более профессиональном уровне, чтобы определить, подходит ли вам данная стезя. Если вы будете отвергнуты, процесс завершится, по крайней мере, до поры до времени.

    • Именования данного комитета могут варьироваться в зависимости от названия вашего вероисповедания. Вы могли слышать такие определения: «епархия», «пресвитерия», «синод» или «ежегодная конференция».
    • Региональный комитет опросит вас. Он может потребовать представить психологическую характеристику или справку о том, имеется ли у вас уголовное прошлое.
    • На протяжении беседы будьте откровенным, следует изложить даже личные проблемы.
    • Несомненно, комитет откажет вам, если заподозрит, что вы замышляете обогатиться за счет церкви, убегая от прежней жизни или проблем на работе, или если вы не проявите себя как адекватный человек. К тому же вам могут отказать, если у вас есть судимость.
    • Если вы заслужите признание комитета, вас назначат семинаристом. Это значит, что вам потребуется поступить в духовную семинарию.
    • Пока вы будете в ней учиться, вам необходимо будет сообщать о своих достижениях комитету.
  5. Найдите наставника. Если церковный комитет одобрит вашу кандидатуру, он может закрепить за вами группу поддержки или наставника, который будет помогать вам в процессе духовного обучения. Если за вами не закрепили наставника, найдите его сами.

    • Наставник или группа поддержки направляют вас на протяжении всего процесса, чтобы вы не перегорели. Если вы чувствуете, что не справляетесь, они постараются выручить вас из любой беды.

    Образование

    1. Получите диплом бакалавра. Перед тем, как поступить в семинарию, необходимо закончить четырехлетнее обучение на факультете с базовым циклом обучения. По сути, не нужно изучать конкретную область, но степень бакалавра в какой-либо области религиоведения будет явным плюсом при поступлении в семинарию.

    2. Будьте активны в учебе. На протяжении обучения в бакалаврском колледже вы должны обязательно вовлечься в любые внеклассовые мероприятия данного заведения. Так вы не только сможете вкусить, каково это – быть священником, но и подготовите заявление в семинарию, которое будет выглядеть более убедительно.

      • Если в вашем учебном заведении нет никаких духовных групп, вы можете основать маленькую библейскую группку с несколькими вашими единомышленниками. Более того, вы можете отыскать служебных и духовных лиц в местной церкви.
    3. Подготовьтесь к семинарии. В некоторых семинариях есть особые условия, с которыми вы столкнетесь перед поступлением. Эти условия могут требовать нечто большее, чем просто получение бакалаврской степени и наличие поддержки со стороны церковного комитета.

      • Выберите правильную семинарию. Большинство конфессий требуют, чтобы вы выбрали семинарию, которая аккредитована Ассоциацией Духовных Школ. Некоторые конфессии также настаивают, чтобы вы выбирали семинарию, соответствующую вашему вероисповеданию. Однако так не везде.
      • Скорей всего, от вас понадобятся различные рекомендательные письма. Заявление о приеме на обучение также обязательно
    4. Посещайте занятия в семинарии. Чтобы получить образование в семинарии, потребуется от двух до четырех лет. Когда все сказано и сделано, вы получите степень магистра богословия, но вы можете доучиться и до степени доктора духовенства или доктора богословия.

      • Посещайте занятия по изучению Ветхого и Нового Заветов, библейскому толкованию, проповедям, библейским языкам, истории христианского богослужения, практике христианского богослужения, консультированию, разработке учебных программ, социологии, истории церкви, этике, теологии и бесприбыльному управлению.
    5. Проходите стажировки и практикумы. Семинарии потребуют от вас прохождения определенного количества стажировок и практикумов перед получением квалификации. Узнайте требования и выполняйте их.

      • В течение вашей стажировки вы будете работать с пастырем в местной церкви, доме милосердия или больнице неполный рабочий день.
      • Тем не менее, от вас вряд ли потребуют написать и защитить диссертацию.
      • Для студентов-заочников обучение может длиться до восьми лет.
    6. Доведите до конца все необходимое дополнительное обучение. Хотя это не всегда обязательно, некоторые конфессии могут настоять на том, чтобы вы прошли дополнительное обучение в процессе или после окончания учебы в семинарии. Данное обучение ориентировано на такие аспекты, как работа с людьми и юридические стороны профессии.

      • Дополнительное обучение также включает в себя такие насущные темы, как сексуальное домогательство, клиническая пастырская забота и религиозное преследование. Занятия обычно проводятся под руководством ответственной страховой компании от конфессии. С этой целью вы также можете пройти психологическое и личностное тестирование.

    Заключительные шаги

    1. Напишите прошение о рукоположении. Получив необходимое образование, вам нужно будет написать прошение о рукоположении, описывающее ваш опыт и призвание. Данный документ будет рассмотрен вашим церковным комитетом.

      • Длина письма может быть разной, но в нем нужно раскрыть полностью весь учебный, общественный и духовный путь на протяжении развития, которое вы прошли по сей день. Также вам необходимо будет продемонстрировать личную убежденность и преданность призванию.

  • 24.07.2017 в 14:59
  • фото: http://pereslavl-eparhia.ru

Уже двадцать лет тысячи людей приезжают в поселок Борисоглебский, чтоб принять в нем участие.

Завершился 20-й юбилейный Иринарховский крестный ход, который прошел в Переславской епархии Ярославскйо митрополии. Это один из самых почитаемых и любимых крестных ходов в наших краях. Среди тех, кто в течение нескольких дней проходит путь от Борисоглебского монастыря до последнего пункта назначения - источника преподобного Иринарха, люди из самых разных городов России. Тысячи и тысячи паломников ежегодно оставляют свои дела, оформляют отпуска и приезжают в Борисоглебский район, чтоб стать крестоходцем.

Завершился 20-й юбилейный Иринарховский крестный ход, который прошел в Переславской епархии Ярославской митрополии. Это один из самых почитаемых и любимых крестных ходов в наших краях. Среди тех, кто в течение нескольких дней проходит путь от Борисоглебского монастыря до последнего пункта назначения - источника преподобного Иринарха, люди из самых разных городов России. Тысячи и тысячи паломников ежегодно оставляют свои дела, оформляют отпуска и приезжают в Борисоглебский район, чтоб стать крестоходцем.

Завершился крестный ход Божественной литургией в Рождественском храме села Кондаково. Службу возглавил еписком Переславский и Угличский Феодор. В этот день причастились около тысячи человек. человек. По окончании богослужения епископ Феодор возложил на себя вериги преподобного Иринарха Затворника и все присутствующие проследовали крестным ходом вокруг храма, а затем — к святому источнику около села Кондаково.

С 18 по 22 июля пройдет Иринарховский крестный ход из Борисоглебского мужского монастыря пос. Борисоглебского в с. Кондаково к колодцу преподобного Иринарха Затворника.

Начинается он в Борисоглебском мужском монастыре, что на реке Устье торжественной литургией, а заканчивается в селе Кондаково, где родился и вырос подвижник Борисоглебской земли преподобный Иринарх Затворник.

По пути следования крестного хода паломники пройдут населенные пункты: Селище, Теперское, Комарово, Павлово, Ильинское, Кр. Октябрь, Языково, Алешкино, Кучеры, Ивановское, Емельяново, Георгиевское, Никульское, Горки, Зубарево, Давыдово, Новоселки и Кондаково. Будут сделаны остановки на ночлег в Павлово, Ивановском, Зубарево и Кондаково.

Расписание крестного хода:

8.00 Божественная Литургия в соборе святых Бориса и Глеба
12.00 Лёгкий обед
13.30 — 14.00 Молебен у раки преп. Иринарха затворника, в пределе пророка Илии. Крестный ход
к кельи преп. Иринарха
14.00 Выход из Борисо-Глебского монастыря
14.30 — 14.45 Водосвятный молебен у святого источника в Троице на Бору.
15.00 — 15.15 Молебен и заупокойная лития на месте бывшего Троицкого женского монастыря
(Троица на Бору)
18.00 — 21.00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Павлово
22.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Павлово

6.00 Подъём


13.30 — 14.00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Павлово
15.20 — 16.20 Молебен в храме с. Ильинское, заупокойная лития на погосте, кратковременный привал
17.40 — 18.00 Молебен в с. Красный Октябрь
18.00 — 22.00 Вечерня, утреня, 1 час в с. Ивановское
22.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Ивановское

6.00 Подъём
6.30 — 12.00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия
12.00 — 13.30 Завтрак, подготовка к выходу
13.30 — 14.00 Молебен, заупокойная лития на кладбище с. Ивановское
15.50 — 16.20 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Георгиевское
18.30 — 21.00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Зубарёво
21.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Зубарево

6.00 Подъём
6.30 — 12.00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия
12.00 — 13.30 Завтрак, подготовка к выходу
13.30 — 14.00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Зубарево
16.00 — 17.00 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Давыдово
18.00 — 21.00 Всенощное бдение в храме с. Кондаково
21.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Кондаково

6.00 Подъём
6.30 — 12.30 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия,
12.30 Крестный ход на Колодчик
13.00 — 13.30 Водосвятный молебен у колодчика преп. Иринарха затворника
13.30 — 14.30 Обед.
14.00 — 16.30 Отъезд с. Кондаково — пос. Борисоглебский на всем имеющемся транспорте.

Форма поиска

Православный календарь

Проповедь

Евангельское чтение:
Лк. 18:10-14

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, мы с вами, вступая в период подготовки к Великому посту, поднимаемся на вторую ступень этого удивительного времени. Первая неделя была неделей о Закхее, а вторая, нынешняя – о мытаре и фарисее. Мы читали небольшой отрывок из Евангелия, который полагается читать в этот день.

Знакомая для многих история о том, как два человека пришли в храм помолиться. Фарисеи, или «особенные», как переводится это слово, появились в период Вавилонского пленения, когда царь Навуходоносор забрал с собой еврейского царя Иоахима и часть израильского народа в Халдею и там, в персидском царстве, евреи и жили, сохраняя свои традиции. Нравственное падение всё же стало основанием для завоевания территорий их некогда могучего государства, а оскудение в вере привело к тому, что увлечение халдейской мудростью, оккультными знаниями, различными веяниями, не имевшими связи с традицией почитания Бога, пленили верхушку этого народа, людей, отвечавших за знание Божественных истин. Именно в тот период появляется течение, именуемое фарисейством. Это течение постепенно выхолащивало понимание Божественного Закона, сохраняло формальное, но утрачивало духовное.

И вот один из таких людей, фарисей, пришёл в храм помолиться, чтобы, войдя в Божий дом, явить, согласно нынешнему чтению, то состояние, которое сюда приносит каждый из нас. Как вошёл в Божий храм тот человек? Он вошёл основательно, серьёзно, с чувством собственного достоинства и ощущением того, что Бог ему должен. Он настолько был в этом убеждён, что сомнений у него не было. Поэтому и молитва его была соответствующей: он благодарил Бога за то, что он – особенный. Более того, Господь, ведая чувства того человека, в Священном Писании привёл даже текст молитвы, которую совершал тот человек. Кто записал те слова? Господь. Так и молился тот несчастный: «Спасибо Тебе, Господи, что я не такой, как прочие, не такой, как мытарь, я отличаюсь от него».

Порой проводишь параллели между тем, что встречается в Писании, и тем, что наблюдаешь в жизни. Я не могу судить, не имею права на это, но, просматривая некоторые свои состояния, понимаю, что с подобной фразой я встречался. Это было десять лет назад, когда в составе протокольной службы Святейшего Патриарха Кирилла, только восшедшего на Патриарший Престол, мне довелось побывать на Украине. Я был неприятно удивлён отношением к собратьям-христианам, которое наблюдалось среди духовенства. И ещё для меня было неожиданным увидеть в дорогом мне городе Киеве (я там служил в армии, защищая территорию большой страны) надписи, мелькавшие на многих местах: «Дякую Тобі, Боже, що я не москаль». У Фёдора Михайловича Достоевского есть замечательное высказывание. О нём рассуждают люди в том числе и святой жизни, среди которых – выдающийся богослов Сербской Церкви преподобный Иустин (Попович), утверждавший, что большего знатока души среди русских писателей он не знает. Фёдор Михайлович говорил: «Русский – значит православный». Независимо от понятия крови, ибо у Господа нет ни эллина, ни иудея, ни русского, ни украинца, ни белоруса. Различные веяния, имеющие отношение к особенностям, к обособлению и утрате единства, во все времена актуальны.

Заметьте, фарисей этот ушёл из храма не неоправданным, Бог его любит и оправдание своё – определённое – он получил. Но он был менее оправдан, чем тот мытарь, который осознавал своё недостоинство. Слова, которые мы с вами слышали за Всенощным бдением, звучат в начале Постной Триоди на Полиелее: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» – двери покаяния как условие вхождения в Небесное Царство. Каждый из нас в своей жизни от чего-то обособляется, но самое худшее и опасное – обособление от Бога и Его Божественного Слова. Оно может происходить в сознании одного человека, в семье, в государстве, в социуме и вообще в мировом сообществе, потому что, утрачивая понимание того, что все мы – дети одного Бога и часть одного целого, вообще одна большая семья, человек обособляется. Гордясь своими талантами, данными Богом, нередко молится так же, как этот несчастный фарисей. Заметьте, это ведь человек достойный по своим проявлениям, человек, который достиг немалого: он воздержан, он десятую часть своего дохода ежемесячно отдаёт на благие дела, действуя в согласии с Божьим Законом, понимая, что это значимо и важно.

Эти удивительные понятия тоже требуют небольшого объяснения. Человек совершает в этой жизни различные вклады. Есть организации, помогающие нам приумножить свои сбережения. К сожалению, часто, вставая на этот путь, человек теряет свои накопления, но вот совершая благое дело, непременно приумножает то, что отдаёт. Я знаю семьи, которые сознательно пришли к готовности десятую часть своего дохода жертвовать на Божий храм. Я знаю поразительные случаи приумножения. У нас есть семьи, взявшие на себя попечение о ладане – душистой смоле, используемой за Богослужением и символизирующей приятность нашей молитвы к Богу. Есть семьи, решившие обеспечивать храм просфорами – особым хлебом, используемым для совершения Литургии. У нас осталась ещё одна «вакантная опция» – это вино. Возможно, кто-то захочет взять это на себя. Так было издавна. Так вот, один случай с семьей, первой откликнувшейся на призыв и проявившей самую большую активность. Я был под впечатлением от того, что совершилось в их жизни: вечером глава семьи принёс мне коробку ладана, а затем написал сообщение: «Батюшка, мы под впечатлением: я неожиданно получил большую премию». Когда на следующий день я пришёл в нашу Воскресную школу и встретился с его супругой, она сказала: «Батюшка, у нас продолжение: мы получили ещё средства». Это всё работает.

Видя сердце фарисея, Господь его оправдывает, и тот уходит из храма с благословением продолжать свои труды. Господь, как пчела, собирает нектар в любом месте и ищет в сердце человека то, что тот готов принести к алтарю Божьему.

А что же мытарь? Сборщик податей, сотрудничавший с оккупантами-римлянами, презираемый в народе. Он делает эту работу сознательно и, принимая различные денежные суммы, он ворует, и это всем известно. Эти люди трудились таким образом во все времена – взимая налоги, запускали свои руки в то, что им не принадлежит. Почему же этот человек уходит более оправданным? Потому что, осознавая свои грехи, он понимает, что он и стоять-то в храме недостоин. Ему стыдно, и в момент раскаяния и готовности больше так не поступать на него нисходит Божественная благодать.

Рассказ об этом событии всякий раз орошает наше сердце в преддверии Великого поста той незримой Божественной силой, которая сподобляет каждого из нас задуматься и осознать важность предстоящего пути. Важно осмыслить и постараться воспринять то лучшее, что есть в жизни и деятельности фарисея, и вместе с тем – глубину покаяния, явленную в поступке мытаря. Есть в Священном Писании такие слова, обращённые к каждому из нас: «Могий вместить да вместит». Ибо степень вмещения Божьего слова и расширение его в нашем сердце и уме напрямую зависит от нашей готовности к тому, чтобы Господь зашёл в наше сердце, уврачевал наши недуги и даровал нам и покаяние, и вразумление, и умиление. Чтобы и здесь открыть двери общения с Ним, и иметь чаяния и надежду войти в Царстве Небесное, чтобы пребывать там с Ним вместе. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Иринарховский крестный ход: впечатления наших прихожан

Дорогие братья и сёстры!

Не так давно мы публиковали материал, повествующий о впечатлениях прихожан нашего храма, впервые прошедших Великорецким крестным ходом. И часто именно вот такие живые и искренние рассказы паломников сподвигают и других людей последовать их примеру, выйти на время из привычного окружения, из размеренного и комфортного течения жизни, чтобы за время такого необычного паломничества приоткрыть новую грань бытия, получить что-то очень глубокое и важное для своей души, почувствовать единение со всем окружающим миром и стать ближе к Богу.

Вот и сейчас мы предлагаем вам познакомиться с опытом одной семьи, уже на протяжении многих лет неизменно отправляющейся в июльские дни в Иринарховский крестный ход…

Макарова Наталья:

«Много лет подряд сестра звала меня на Иринарховский крестный ход, описывая трудности, но вместе с тем и духовный подъем, переживаемый на крестном ходе. Сначала я относилась к её рассказам достаточно холодно: зачем лишать себя комфорта, идти под проливным дождем или под палящим солнцем, жить в палатках, скудно питаться? Ведь помолиться можно и в храме или съездить в паломничество.

Но всё-таки в 2007 году я решилась… И вот уже 2017 год, те же бесконечные поля, высокое небо, хоругвеносцы, сарафаны, расшитые рубашки, босые ноги, река людей и молитва…

Почему все эти годы в середине лета, откладывая насущные дела, мы ходим, уже с подросшими детьми, на Иринарховский крестный ход? Чтобы почувствовать себя православными, русскими, ощутить связь со своей землей, со своим народом, со своими предками. Лишить себя удобств, чтобы немного встряхнуться от телесной и духовной лени, попросить и поблагодарить Господа».

Макарова Мария:

«Каждый год с нетерпением ждёшь того момента, когда вновь придёт время собирать вещи на Иринарховский крестный ход. Стараешься ничего не забыть, всё тщательно просматриваешь: палатка, пенка, миска, ложка, чашка, молитвослов – вроде бы, всё.

Ранее утро. Выезжаем. Двигаясь на машине по Ярославскому шоссе, уже ощущаешь себя среди полей, лесов и деревень русской глубинки, а в мыслях фоном звучит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!».

Вот позади остался Борисоглебкий монастырь, где под спудом находятся мощи преподобного Иринарха, затворника Ростовского. Настоятель этого монастыря, игумен Иоанн, и был тем, кто возродил традицию крестного хода в этих местах. Проезжаем ещё несколько деревень, потом идём пешком и... знакомый пейзаж, который не меняется с годами: полузаброшенное село, тонкий, устремленный к небу шпиль колокольни некогда величественного храма, а вокруг него – многочисленные «крестноходцы»: мужчины, женщины, дети... Многие паломники приезжают издалека. Идёшь по палаточному лагерю и слышишь: «У нас в Краснодаре...». А в прошлом году одна женщина, взглянув на образ, висевший у меня на шее, спросила: «У вас ведь икона Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского? Мы сразу Своих узнаём». Оказалось, что она из Соединенных Штатов.

Для многих крестный ход стал неотъемлемой частью лета. Некоторые приезжают сюда с какой-либо непростой проблемой, чтобы помолиться о её решении, но большинство – чтобы духовно окрепнуть, внутренне собраться и хоть немного побыть наедине с Богом, собой и природой, которая здесь как-то ближе к человеку.

…Вот закончилась Литургия, потом молебен и панихида – и все вслед за хоругвеносцами и духовенством, под пение «Святый Боже», отправились в село Давыдово, где находится действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери. Жители этого села каждый год радушно, с настоящей русской щедростью встречают паломников. Всегда особенно радостно после перехода по грунтовой дороге заметить мелькнувший за деревьями купол храма, потом услышать праздничный колокольный перезвон, а при входе в село увидеть жителей в расшитых сарафанах, которые каким-то особым народным распевом поют «Христос Воскресе».

После небольшого отдыха и молебна «крестноходцы» продолжают свой путь, и вот уже виден храм села Кондаково – родины прп. Иринарха. Всенощная, ночёвка, Литургия, множество причастников, молебен, последний маленький переход, источник преподобного, водосвятный молебен и... неужели всё? Крестный ход закончился?

Вечер. Выезжаем. Двигаясь на машине по Ярославскому шоссе, все ещё ощущаешь себя среди полей, лесов и деревень, а в мыслях всё так же фоном звучит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй нас!».

P.S. Иринарховский крестный ход, начинающийся от Борисоглебского монастыря и заканчивающийся на родине прп. Иринарха, в селе Кондаково, продолжается пять дней, но мы обычно ходим только на два последние дня.

Спустя несколько дней после крестного хода происходит ещё одно важное и долгожданное для нас событие июля – главный праздник монастыря, в который мы ходим летом: память преподобного Стефана Махрищского, основателя обители. Торжественное настроение охватывает тебя, когда переступаешь за ворота монастыря: яркое солнце, благоухающие клумбы, зелень, белый храм – в этот день всё праздничное! А на архиерейской службе, которую традиционно возглавляет владыка Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, не перестаёшь удивляться удивительной связи в нашей жизни преподобного Сергия, его духовного друга – преподобного Стефана, и их духовного сына – святого князя Димитрия Донского».

Макарова Елизавета:

«Небесный покровитель нашего храма, святой благоверный князь Димитрий Донской, был знаком со многими святыми людьми того давно ушедшего столетия. И мы, прихожане храма, незримыми ниточками соединены с этими святыми угодниками.

Москвич, иди туда, где небо сходится с землей

В середине лета опытные московские крестоходцы устремляются в Ярославскую область, где по традиции 19 июля в ростовском Борисоглебском монастыре стартует ежегодный Иринарховский крестный ход. С молитвой и иконами в течение пяти дней по дорогам и лесным тропам Борисоглебской земли богомольцы пройдут больше 60 километров.

В первый день пути совершается водосвятный молебен у источника в Троице на Бору. Затем каждый день неизменно начинается с Литургии, а заканчивается вечерним богослужением: в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Павлово, в храме пророка Илии в селе Ивановском, в храме Святителя Николая в селе Зубареве и в храме Рождества Христова в селе Кондаково – на родине преподобного Иринарха Затворника.

В череде российских крестных ходов Иринарховский называют самым красивым (к примеру, один из других самых известных – Вятский – зовется самым трудным). Скорее всего, «красивый» здесь означает «нарядный». И правда: это парад русского костюма. Большая часть женщин и девушек идут в сарафанах, а многие мужчины и парни – в традиционных русских рубахах. Нарядность ходу придает и природа. Сначала он идет по удивительному бору – памятнику природы, пересекает речку, а дальше – русский простор. Завершается крестный ход на одном из самых высоких мест в Ярославской области – удивительной возвышенности в Кондакове, где кажется, что небо и земля находятся рядом друг с другом.

По письменным источникам, Иринарховский крестный ход существовал уже в XVIII веке, но вскоре после большевистского переворота был пресечен безбожниками на долгие десятилетия. Организаторы крестного хода шаг за шагом воссоздавали детали тех дореволюционных традиций. Ведь, как и у каждой составляющей нашей Церкви: у монастыря ли, у благочиния ли, у прихода ли – у Иринарховского крестного хода своя история, свой характер, свое лицо, свой наряд, свой мотив молитвы.

Преображается путь крестного хода. Прокошены и проложены дороги; через речушки и ручьи трудниками ­построены или отремонтированы мостики и переходы – это неотъемлемая часть подготовки к началу хода (здесь отлажены совместные действия с местными администрациями); по мере сил приведены в порядок кладбища (в рамках монастырско-общественной программы «Погост»); устранена мерзость запустения в заброшенных храмах. У каждого селения, где проходит крестный ход, установлены поклонные кресты – это результат совместной ­программы монастыря и Ивановской средней школы – «Животворящий крест».

Еще совсем недавно крестоходцы почти весь путь преодолевали через заросшие поля, сквозь заросли берез, ивняка, по бездорожью. Но вот прямо на глазах преображается земля: березки выкорчеваны, земля распахана, зеленеют поля. А вдали мелькают крыши новеньких домов, ферм, гаражей для техники… Правда прежде, когда шли напрямую, путь был короче, а теперь нужно обходить засеянные нивы вокруг, однако крестоходцев это только радует.

Но самое главное – преображенные люди. Не только участники шествия, но и многие местные жители, которые с нетерпением ждут встречи богомольцев целый год. Жители деревни Шипино считают день прихода к ним крестоходцев настоящим праздником: «Наряжаемся. Готовим трапезу. Ждем. Даже мужики в этот день не пьют…»

О трапезах, встречающих крестоходцев, разговор особый. Уже нет в живых учительницы Ивановской школы В. Мазниной, заложившей в Шипине традицию приема трудников обильной трапезой, а столы по-прежнему ломятся от яств. Почила о Господе и директор Борисоглебской школы Н. Н. Дегтева, отладившая прием в Никульском. Нины Николаевны с нами нет, а дело ее продолжают оставшиеся в деревне две старушки: свыше тысячи паломников они насыщают своими гостинцами! Встречают крестный ход обильными столами жители Селища, Резанок, Давыдова…

Ежедневно на узких переходах, чаще на мостиках, где ход вытягивается в длинную вереницу, «счетная комиссия» подсчитывает число участников. Это нужно и для того, чтобы выяснить, на сколько человек готовить ужин, завтрак (все это монастырь берет на себя). С каждым годом паломников прибавляется: 60, 120, 300, 600, 1200, 2600 человек… Но вот что интересно: как вначале, так и теперь две трети участников – молодежь и дети. Двадцать лет – срок небольшой, но именно на крестном ходе так ясно видишь динамику жизни. Маленькие девочки и мальчики первых ходов – теперь уже солидные главы семейств.

Крестный ход всех уравнивает в правах. Уже два десятилетия рядом идут высокопоставленный чиновник и человек от земли. Иностранная речь на крестном ходе тоже не редкость: греческая, польская, сербская, английская, немецкая…

Владимир Мартышин
Опубликовано: июль, 2017 г.

Цитата
Крестный ход является свидетельством живой веры народа нашего и способности во имя Божие совершать подвиг, а подвиг – это всегда нечто, что идет против наших желаний, нашего спокойствия и удовольствия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Из слова к участникам Великорецкого крестного хода 6 июня 2017 года