Иррационализм философия жизни шопенгауэр ф ницше. Иррационистическое направление в философии - А

17.05.2014 21063 Тесты и обзоры 0

Третье поколение компактной фотокамеры RX100 представила компания Sony. Что кроется за этим обновлением линейки, в названии которого добавилась римская цифра три? Если вы думаете, что это обычное переиздание камеры со слегка изменённой внешностью - то вы ошибаетесь. Несмотря на то, что Sony Cyber-shot RX100 III (DSC-RX100M3) внешне практически полностью повторяет предшественницу, теперь она имеет светосильный широкоугольный объектив ZEISS Vario-Sonnar T 24-70mm F1.8-2.8, и может похвастаться электронным видоискателем OLED Tru-Finder с покрытием ZEISS T. Изменения произошли и в функции записи видео и покупателей ожидает несколько других привлекательных новшеств. Рассмотрим все их по порядку.

Сравним новинку с камерами всей линейки:

RX100 III vs RX100 II vs RX100

RX100 III

RX100 II

RX100

Сенсор

20.2MP BSI-CMOS

20.2MP CMOS

Процессор

Bionz X

Bionz

ЭФР объектива

24-70mm

28-100mm

Максимальная диафрагма объектива

F1.8-2.8

F1.8-4.9

LCD (степень наклона)

3" наклонный (180/45)

3" наклонный (90/40)

3" фиксированный

EVF (видоискатель)

Выдвижной

Дополнительный

Нет

"Горячий башмак"

Нет

Multi-Interface

Нет

Максимальная скорость записи видео

50MBp/s (XAVC S)

28Mbp/s (AVCHD)

Wi-Fi

Да, с NFC

Нет

ND фильтр

Да

Нет

Кличество снимков (CIPA)

350

Размеры

102 x 58 x 41 мм

102 x 58 x 38 мм

102 x 58 x 36 мм

Вес

290 г

281 г

240 г

Несмотря на применение ряда новшеств, новинка внешне сильно схожа с RX100 II. Неискушённый пользователь далеко не сразу заметит даже основные отличия. И если отсутствие «горячего башмака», который был у предшественницы был, ещё как-то заметно, то изменение углов наклона дисплея с диагональю 3,0 дюйма, который теперь может разворачиваться на 180 градусов вверх для удобства создания автопортретов, можно определить, лишь взяв камеру в руки. Вдобавок размеры корпуса практически не изменились, да и масса осталась на прежнем уровне.

Корпусные панели, как и прежде, металлические. Покрытие качественное, поэтому повредить его не так уж просто, но отпечатки и пыль на корпусе хорошо заметны. Впрочем, шероховатую поверхность очищать на порядок легче, чем глянец. Выступов на корпусе, хотя бы слегка напоминающих рукоятку, у Sony RX100 III по прежнему практически нет, на задней панели есть очень небольшой наплыв под большим пальцем. Одним словом, надежного хвата не получается, хотя нельзя сказать, что держать камеру неудобно.

Спереди находятся лампа подсветки автофокуса, выглядывает край рычажка управления трансфокацией, который утоплен в верхней части корпуса, а также объектив, окружённый диском управления, который может быть использован как при фокусировке, так и при настройке параметров экспопары. Стоит отметить, что компания оснастила камеру новым светосильным объективом Zeiss Vario-Sonnar T* 24—70 мм f/1,8—f/2,8. Напомним, что в двух предыдущих поколений RX100 использовался объектив 28—100 мм f/1,8—f/4,9. Другими словами, новый объектив получил широкоугольный режим 24 мм, сниженный с 3,5х до 3х диапазон зумирования и почти вчетверо более высокую светосилу при максимальном приближении. Последнее позволит не только добиться уменьшения выдержки или шумов, но и получить при желании более сильный эффект боке за счёт меньшей глубины резкости. Для получения длительных выдержек при открытой диафрагме любители также оценят наличие трехступенчатого фильтра нейтральной плотности.

Кнопки задней панели формально окаймлены небольшими канавками, однако тактильно это почти не воспринимается, кнопки почти не определяются на ощупь. Кроме того, они весьма небольшие, так что стиль нажатия на них - не подушечкой большого пальца, а ногтем. Кроме, пожалуй, кнопки с красной точкой в правом верхнем углу задней панели, которая запускает (и останавливает) видеозапись - она окружена выступом и поэтому находится пальцем легко. Кольцо навипада имеет хороший зубчатый рельеф, не проскальзывает.

В верхней части камеры находятся подъёмные вспышка и высококонтрастный выдвижной видоискатель OLED Tru-Finder, который, стоит особо отметить, впервые применен в цифровых фотоаппаратах. Оптические поверхности видоискателя защищены специальным покрытием ZEISS T*, которое уменьшает блики и обеспечивает четкость всего изображения. Камера также оснащена датчиком глаза, который автоматически переключает изображение с ЖК-экрана на видоискатель, и наоборот.

«Горячий башмак» принесен в жертву, есть пара микрофонов, диск выбора режима съёмки, клавиша питания, а также кнопка спуска затвора с рычажком управления трансфокацией. Выдвижной электронный OLED-видоискатель имеет разрешение 1,44 Мп. Выдвижная вспышка была смещена к центру камеры на место, где ранее располагался «горячий башмак», а ее место занял видоискатель.

Снизу, как и прежде, имеется разъём установки на штатив, а также отсеки для аккумулятора и карты памяти, скрытые под единой крышкой. Кроме того, тут появился системный динамик, который перебрался с левой боковой поверхности. HDMI-порт находится на правой боковине — рядом с многофункциональным разъёмом microUSB.

Фотоаппратат теперь наделён последним процессором обработки изображений Sony Bionz X, который в три раза превосходит по производительности своего предшественника. Несмотря на то, что CMOS-сенсор BSI остался тем же, что и у RX100 II (1", 20,1 Мп Exmor R), RX100 III теперь записывает видео 1080p в формате XAVC S с битрейтом 50 Мбит/с, что позволяет сохранять ролики с более низким уровнем сжатия, добиваясь более качественного результата. При записи видео используются данные со всего сенсора — это также повышает качество. К сожалению, запись видео в разрешении 4K недоступна. По-прежнему поддерживается запись видео с частотой 60 кадров/с (в разрешении 720p — до 120 кадров/с). Камера также получила впервые в серии RX режим компенсации дрожаний Intelligent Active Mode, который использует 5-осный оптический стабилизатор и покадровый анализ.

Несмотря на свою компактность модель унаследовала целый ряд возможностей видеосъемки от профессиональных видеокамер Sony. ЖК-экран и видоискатель имеют режим «Зебра», которая помогает определить самые освещенные участки сцены; также стоит упомянуть функцию двойной видеозаписи, позволяющую одновременно создавать небольшие файлы в формате MP4 и высококачественные видео в формате AVCHD /XAVC S.

Выводы

Sony Cyber-shot DSC-RX100 III является наследницей дебютировавшей около года назад RX100 II. В ней есть все, что требуют от подобного устройства энтузиасты фотографии. Хороший и резкий объектив. Компактность. Горячий башмак? Пожалуй, его иметь хотелось бы, но, согласитель, для разъема уже просто нет места. Модуль беспроводной связи? Имеется. Куча возможностей для съемки фото и видео? Присутствуют. Удобный экран и видоискатель? И тоже имеются "на борту"! Что еще нужно для полного фотографического счастья? Для большинства любителей фотографии RX100 III станет верным помощником, сохраняющим ценные моменты жизни.

Технические характеристики Sony Cyber-shot RX100 III

Матрица - Матрица CMOS Exmor R с диагональю 1,0” (13,2 x 8,8 мм) с тыловой подсветкой, соотношение сторон 3:2, прибл. 20,1 мегапикселей
Максимальный размер снимка - 5472x3648 пикс
Формат файлов RAW, JPEG

Объектив - ZEISS Vario-Sonnar T, 10 элементов в 9 группах (9 асферических элементов, включая AA-линзу), ФР 8,8-25,7 мм / эквивалент в 35-миллиметровом формате (фотография 3:2) 24-70 мм
Максимальная диафрагма F1,8 (W)-2,8 (T)
Светосила f/1.8 - f/2.8
Оптическое увеличение 2.9
Цифровое увеличение 5.8
Ручная фокусировка
Мин. растояние для фокусировки - 5 см
Мин. растояние для макросъемки - 5 см
Стабилизация изображения оптическая
Система автофокусировки - TTL / 25 точек фокусировки

Дисплей - 7,5 см (тип 3,0) (4:3) / 1 228 800 точек / ЖК-экран Xtra Fine TFT LCD; поворот на 180° вверх/45° вниз (прибл.)

Стабилизация изображения - (Фото) Стабилизация Optical SteadyShot .. (Видео) Режим Optical SteadyShot Intelligent Active, оптическая стабилизация с электронной компенсацией при съемке на ходу

Видоискатель - Электронный видоискатель (OLED) типа 0,39, 1 440 000 точек; увеличение прибл. 0,59x с расстояниями 50 мм и бесконечность, -1м-1(диоптрии) (эквивалент 35 мм), выдвижной

Съемка видео - 28M PS (1 920x1 080/50p) / 24M FX (1 920x1 080/50i) / 17M FH (1 920x1 080/50i) / 24M FX (1 920x1 080/25p) / 17M FH (1 920x1 080/25p) .. 50p 50M (1 920x1 080/50p) / 25p 50M (1 920x1 080/25p) / 100p 50M (1 280x720/100p) .. 12M (1 440x1 080/25 кадров в секунду) / 3M VGA (640x480/25кадров в секунду)

Съемка/экспозиция
Сюжетные программы - есть, Superior Auto, Intelligent Auto, Program Auto (возможно переключение между программами), приоритет затвора, приоритет диафрагмы, ручной, выбор сцен, съемка видео, панорамная съемка

Эффекты изображения - Игрушечная камера (Toy Camera), манипуляции с цветом (Pop Colour), плакатность (Posterisation), ретро (Retro Photo), мягкие светлые тона (Soft High-key), выделение цвета (Partial Colour), высококонтрастный монохром (High Contrast Monochrome), мягкий фокус (Soft Focus), HDR-живопись (HDR Painting), насыщенный монохром (Rich-tone Monochrome), миниатюра (Miniature), акварель (Watercolour), иллюстрация (Illustration)
Светочувствительность (ISO) - Авто (ISO125-12800, настраиваемый верхний/нижний порог), 125/160/200/250/320/400/500/640/800/1000/1250/1600/2000/2500/3200/4000/5000/6400/8000/10000/12800 (Можно увеличить до ISO80/100), Multi-Frame NR: Авто (ISO125-12800), 200/400/800/1600/3200/6400/12800/25600

Серийная съемка - 10 кадр/с
Выдержка - 30 - 1/2000 с
Экспокоррекция ± 3 EV, с шагом 1/3 EV
Замер баланса белого
Автобрекетинг
Режимы экспозиции - автоматический.. приоритет выдержки.. приоритет диафрагмы.. ручной режим
Система замера экспозиции - точечная.. центровзвешенная.. матричная (оценочная)

Память и разъемы
Типы карт памяти - SD, SDHC, SDXC / + Memory Stick Duo, Pro Duo, Pro-HG Duo /
USB-порт
HDMI
Коммуникации Wi-Fi
NFC-чип
Прямая печать

Вспышка
встроенная

Питание
Тип питания - Аккумулятор / NP-BX1 /
Снимков на заряде - (Статическое изображение) Экран: Прибл. 320 / Прибл. 160 мин., Видоискатель: Прибл. 230 / Прибл. 115 мин. .. (Видео) Экран: Прибл. 50 мин., Видоискатель: Прибл. 50 мин. (В режиме максимальная длительность непрерывной съемки составляет 15 мин, максимальный размер изображения — 2 ГБ)

Общее
Крепление для штатива
Акселерометр
Материал корпуса - алюминиевый сплав
Цвет - черный
Габариты (ШхВхТ) - 102х58х41 мм
Вес - Прибл. 290 г (включая аккумулятор и карту памяти Memory Stick Duo) .. Прибл. 263 г (только корпус)

Матрица и затвор

Самая главная изюминка аппарата - достаточно большая для компактов матрица формата 1”. Она такая же, как и в предшественнице - DSC RX100 II.

Как известно, большая матрица - одно из слагаемых высокого качества фотографий. Матрица изготовлена по технологии КМОП с обратной засветкой. По заявлениям производителя это позволяет ей улавливать в 4 раза больше света. Возможно, именно из-за этого матрица на удивление мало “шумит” при высоких ISO. Кстати, диапазон чувствительности довольно широк: от ISO 80 до ISO 12800. Качество снимков радует вплоть до ISO3200. Более высокие значения светочувствительности “шумят” уже сильнее и их можно порекомендовать разве что для простого документирования событий, а не для творческой работы. За обработку снимков в устройстве отвечает процессор BionZ X.

Выполняет процессор свою работу без нареканий: камера работает быстро и “задумывается” только в случае склейки снимков HDR, записи очень длинной серии кадров или при работе шумоподавления на длинных выдержках.

Возможности серийной съемки аппарата вполне серьезные: до 10 кадров в секунду (в режиме “непрерывная съемка с приоритетом скорости, при съемке в JPEG). Не каждая зеркалка может похвастаться такой же скорострельностью.

При съемке в формате RAW+JPEG мне удалось сделать серию из 20 кадров до полного заполнения буфера камеры. При съемке в JPEG с максимальным качеством можно снимать серии до 47 кадров без остановки. Цифры, достойные профессионального фотоаппарата!

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/800 с, 70.0 мм экв.

Динамический диапазон матрицы вопросов не вызывает. По ощущениям от снимков он полностью аналогичен диапазону зеркалок. Традиционно для аппаратов Sony, в данной камере присутствуют функции расширения динамического диапазона: DRO и HDR. В случае с DRO делается один кадр, а при обработке “вытягиваются” темные участки. В случае с HDR происходит съемка трех кадров с брекетингом экспозиции и автоматическая их склейка. Вот результат работы этих режимов:

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 80, F5.6, 1/100 с, 70.0 мм экв.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 80, F5.6, 1/100 с, 70.0 мм экв.

В меню можно настроить параметры этих функций. К примеру, выбрать количество ступеней экспозиции для брекетинга при съемке HDR. Конечно, создание HDR возможно только при съемке в JPEG.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/1000 с, 49.0 мм экв.

Экспозицию камера отмеряет вполне точно и предсказуемо. В аппарате присутствуют все традиционные режимы замера: мультисегментный, центральный и точечный.

Диапазон выдержек, отрабатываемых затвором, почти “зеркалочный”: от 1/2000 сек до 30 сек. В режиме “М” доступна также выдержка от руки - “Bulb”.

Есть возможность брекетинга не только по экспозиции, но и по балансу белого с широкими возможностями настройки.

Кстати, оценивать правильность экспозицию до съемки кадра стало очень удобно. Мало того, что аппарат умеет имитировать будущую экспозицию, показывая кадр на экране или в видоискателе именно той яркости, что и получится в результате на фото. Пересвеченные участки перед съемкой выделяются с помощью функции “зебра”: на экране все “выбитые” участки покрываются полосками:

Объектив

Про объектив хочется рассказать подробнее. Во-первых, объектив в компактной камере - вещь очень важная: сменить его уже не получится, придется снимать все сюжеты именно на него. Фотографу придется жить с тем объективом, которым камеру наградили производители. Поэтому объектив в компакте должен быть не только качественным, но и максимально универсальным.

Во-вторых, в третьей версии камеры используется новый зум-объектив Zeiss Vario-Sonnar с фирменным “цейсовским” просветлением “T*”. Он имеет фокусные расстояния 24-70 мм (в 35-мм эквиваленте) и светосилу f/1,8-2,8. По сравнению с прежними моделями объектив стал более широкоугольным и более светосильным. Прошлые версии аппарата оснащались оптикой 28-100 мм экв. со светосилой f/1,8-4,9.

Диапазон фокусных расстояний объектива иллюстрируют эти снимки:

Отсутствие фокусного расстояния в 100 мм на новом объективе можно прокомментировать известной фразой Роберта Капы: “Если ваша фотография не достаточно хороша, значит вы подошли не достаточно близко”. Во многих направлениях фотографии (например, в уличной жанровой, репортажной съемке) лучше использовать как раз таки “нормальные” и короткие фокусные расстояния, чтобы войти в больший контакт со своими героями, лучше выразить объем на снимке.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/2000 с, 24.0 мм экв.

Светосила лишней тоже не бывает. Новый объектив на большем диапазоне фокусных имеет светосилу f/2,8, а ближе к 24 мм, светосила резко увеличивается до f/1,8. Высокая светосила позволит получать более качественные кадры при сложных условиях освещения. Учитывая достаточно крупную матрицу, объектив даже может обеспечить довольно серьезное размытие фона. Почти как на “больших” камерах.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 800, F2.8, 1/100 с, 70.0 мм экв.

Никаких серьезных оптических недостатков за объективом замечено не было. Хроматические аберрации на фото отсутствуют.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/40 с, 67.0 мм экв.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F2.8, 1/60 с, 70.0 мм экв.

Минимальной (максимально закрытой) диафрагмой для объектива является F11. По сравнению с зеркалками - далеко не самое “закрытое” значение. Видимо, устанавливая такой предел диафрагмирования, создатели камеры хотели оградить пользователя от дифракции. Однако, за неимением более закрытых диафрагм, не всегда получается работать с длинными, многосекундными выдержками. Впрочем, производитель это предусмотрел и оснастил объектив встроенным ND-фильтром (фильтром нейтральной плотности), удлиняющим экспозицию примерно на 1,5 ступени. Резьба же под привычные светофильтры на объективе отсутствует, но желания поставить на камеру какой-то светофильтр я и не ощутил, для меня вполне хватило встроенного фильтра нейтральной плотности.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 125, F9, 13 с, 45.0 мм экв.

Объектив оснащен системой оптической стабилизации Sony STEADYSHOT. Что позволяет снимать с рук на весьма длинных выдержках. Стабилизация работает прекрасно и экономит 3-4 ступени экспозиции.

DSC-RX100M3 УСТАНОВКИ: ISO 125, F2.5, 1/10 с, 27.0 мм экв.

На объективе располагается специальное многофункциональное кольцо. Им регулируются различные параметры съемки, в зависимости от выбранного режима: зум, диафрагма, выдержка, ручная фокусировка. Однако, самостоятельно настроить нужную функцию для этого кольца нельзя: если, допустим, в режиме А кольцо регулирует диафрагму (как, впрочем, и колесико на задней стороне аппарата), назначить на кольцо функцию зума не получится.

Автофокус

Само же качество записи видео прекрасное и нареканий не вызывает. Оптическая стабилизация работает при записи видео превосходно: никакого дрожания камеры при съемке с рук.

В аппарате присутствуют многие опции для видеозаписи, присутствующие только в топовых камерах, ориентированных на профессиональное использование. Например - та же “зебра”, возможность съемки с частотой 100 и 50/60 кадров в секунду. Информация во время записи видео снимается с каждого пикселя матрицы, а затем компилируется в разрешение Full HD, как это делается только на камерах более высокого ценового диапазона, что позволяет получать видео со всей площади матрицы. Большая матрица позволяет добиться очень широкого динамического диапазона при съемке видео. А компактные размеры аппарата делают его интересным для видеозаписи в сложных условиях, куда большую камеру взять проблематично. Например, при дайвинге.

Скачать этот ролик в оригинальном качестве ##Возможности настройки управления

Аппарат обладает довольно широкими настройки управления под ваши нужды. Камера имеет ряд настраиваемых органов управления. Можно настроить работу колесика на объективе, кнопки “С” и кнопок диска управления, находящихся на задней стороне камеры. Это позволит еще больше упростить и ускорить процесс съемки. Показалось странным, что на кольцо управления на объективе можно назначить почти всё, что угодно, но только не зум. А ведь это было бы так логично и привычно.

Проблема решена

Достоинства: - Маленький. Входит не только в боковой карман пиджака, но и в нагрудный карман рубашки. - Лёгкий для своей начинки и возможностей, несмотря на металлический корпус - Отличное видео с отличной стабилизацией AVCHD-50р, XAVC S - 50мб/с. - Синхронизация вспышки вплоть до 1/2000с.У зеркалок из-за шторного затвора такого нет. А это часто помогает в съёмке быстро двигающихся объектов (детей например). - Хороший встроенный видоискатель, что у такого размера аппаратов вообще редкость. - Полный набор ручных и сюжетных настроек, как в старших камерах. - Абсолютно бесшумный! По сравнению с зеркалками и БЗ, где шторки хлопают так что все шарахаются, здесь можно отключить звуковое сопровождение сьёмки. В театре например, или на лекциях - архиважная штука. Удобный наклонный экран. За счёт откидной, а не поворотной конструкции, не привлекает внимания и не увеличивает габариты, не усложняет хват. - Детализация и рабочие ИСО сравнимы с бюджетными китовыми зеркалками, а в некоторых случаях за счёт более светосильного объектива, обходит их. - Программируемые под себя кнопки, меню и внешнее колесо. - Наличие доп. программных приложений, которое постоянно пополняется. Недостатки: - Заряд аккомулятора показывается пиктограммой из трёх сегментов, что странно для такого класса. Даже у мыльниц Сони серии НХ разряд указывается в минутах, ну или в процентах (как у Нексов) Из-за малого размера неудобный хват, нужно докупать отдельно накладку. Что тоже странно для такой недешёвой камеры. Даже у мыльниц это клеится прямо на заводе. - Звук на видео чистый, но без басов, та же НХ30 (которая вчетверо дешевле) звук пишет лучше. Комментарий: Для желающих иметь качество, но не хотящих отягощать себя весом и размером - отличный вариант. Камера, которая в силу своих размеров и универсальности, развеет ваши сомнения - брать её с собой или нет. Камера - которая всегда с собой.

Отправить

Проблема решена

Достоинства: 1. Маленький, поэтому, в отличие от зеркалки, всегда с собой. 2.Отличное видео, даже в квартире. 3. Приемлемое фото. Значительно лучше, чем на мыльнице, немного хуже, чем на зеркалке с хорошим стеклом. 4. Отличная оптика. Только из-за нее можно брать. 5. Вспышка с возможностью в потолок или стену. 6. Видоискатель. Субтильный, но все же лучше, чем ни какого. 7. Откидывающийся монитор. Очень удобно при съемке видео. Недостатки: Особых не выявил, оправдал все ожидания, даже превзошел. Многие пишут про дорогие допы (стекло, хват, батарею, зарядку...). Все это в китайском магазине недорого и отличного качества. в качестве капризов: - софт бестолковый, практически не использую. - кнопку спуска сделали заподлицо, иногда теряешь секунду... - хват передний лучше бы сделали в комплекте, даже, если потом купишь кожаный футляр. Комментарий: Купил как видеокамеру и дополнение к Nikon d750. Но и как первый и единственный фотоаппарат - отличный вариант. Чем покупать первую дешевую зеркалку, лучше рыксу, продавать не придется, если видео надо. Несколько раз выручал, когда надо срочно поснимать. Сборка не хуже Японии, где нашли щели и т.п. не понятно. Пользоваться им надо, конечно, всерьез, изучать теорию, тогда и результаты будут.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

1. А. ШОПЕНГАУЭР (МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, УЧЕНИЕ О «ВОЛЕ К ЖИЗНИ», УЧЕНИЕ О ЖИЗНИ)

2. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» Ф. НИЦШЕ (ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК МЕТОД, УЧЕНИЕ О ЖИЗНИ, ЭТИКА, УЧЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше - немецкие философы, яркие представители иррационализма.

Первый философский трактат Артура Шопенгауэра "О четверояком корне закона достаточного основания", появившийся в 1813 году, остался почти не замеченным современниками, а признание философа и интерес к его творчеству пробудились только в 50- 60-е годы, когда его философская деятельность уже прекратилась. В полной мере не дано было испытать признания и Фридриху Ницше, хотя впоследствии влияние его идей достигло такого размаха, о котором философ не мог и мечтать.

Оба философа привлекли к себе обостренное внимание общества тогда, когда последнее подошло к той черте, с позиции которой оно оказалось способным в комплексе выдвинутых ими идей увидеть выражение своих социально-культурных проблем. Вместе с тем сам по себе всплеск интереса к этим мыслителям, соединение их взглядов с другими философскими представлениями сыграли с ними "злую шутку", представив их в ложном свете чужих интерпретаций и веяний.

Они стали основными представителями философского течения под названием неоидеализм.

Неоидеализм (новый идеализм) представляет собой философскую реакцию на классическую немецкую философию, с одной стороны, и позитивизм - с другой. Он формируется, начиная с 40-х гг. XIX в. Правда, работа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представления», являющаяся классическим образцом неоидеализма, появилась в 1818 г.

Характерная черта неоидеализма - иррационализм, т. е. учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения» и др.).

Для неоидеализма объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали и др.

Кем только не называли этих мыслителей - безумцами и мистиками, разрушителями всей предшествующей философской традиции, предтечами и пророками современного модернизма и постмодернизма. Как ни оценивать их взгляды, нельзя отрицать их безусловного своеобразия, а также того факта, что при всех различиях между ними творчество Ницше строится в значительной мере как переосмысление идей его философского предшественника.

1. А. ШОПЕНГАУЭР (МИР КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, УЧЕНИЕ О «ВОЛЕ К ЖИЗНИ », УЧЕНИЕ О ЖИЗНИ)

В рамках неоидеализма появляются методы познания, отличные от тех, которые предлагает позитивизм. Так, А. Шопенгауэр считает, что познание идет, возможно, лишь на основе человеческих представлений. С. Кьеркегор выдвигает метод «уравненного понимания мира» человеком, а для Ф. Ницше важнейшим методом раскрытия сущности общественного явления оказывается переход человеческого в природное и др. А. Шопенгауэр писал о том, что мир невозможно понять вне эмоционально-волевых структур человеческого бытия. Мир - это мир человека - таков исходный пункт философии Шопенгауэра. Мир - это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне позволяют видеть его мои представления Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. С. 54. . Но мир отнюдь не только мой мир, он еще независим от меня, самостоятелен, объективен. Картина мира как представления, считает философ, двойственна, противоречива: в ней все упорядочено, но одновременно и условно, призрачно. Фактичность мира объективна, бесспорна, у него есть своя история, в которой нас не было и в свое время не будет. «…И все же мир сам ничего не знает о том, что он - мир. Это делает познающее существо…».

Шопенгауэр полагает, что воля проявляется в каждой действующей силе природы. Она имеет свои формы - пространство, время, причинность. Низшие силы объективации воли - тяжесть, непроницаемость, твердость, упругость, электричество, магнетизм, химические свойства и др. Все уровни неживой и живой природы пронизывают полярные, противоречивые силы воли. В мире животных, человеческом роде - везде проявляется «воля к жизни» через борьбу за жизнь. Мир как воля - это вечное становление, бесконечный поток. Шопенгауэр восстает против господства над индивидами законов и норм. Он не принимает категорического императива И. Канта, который связан с «правами» разума, так как утверждает преимущество воли над разумом, иррационального над рациональным. Разум, по его мнению, дает лишь внешнее знание о мире. А вот воля позволяет постичь мир изнутри, через нее человек связан с космической первоосновой мира. Не воля подчиняется разуму, а разум - воле. Добродеятельность и разумность, по Шопенгауэру, - разнородные понятия. Он полагает, что в голосе сердца больше истины, чем в философских силлогизмах Там же. С 220. .

Философ считает, что существуют три основные пружины человеческих поступков, и только через возбуждение их действуют все, какие только возможно, мотивы. Эти «пружины»:

Эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен);

Злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости);

Сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).

Место законопослушного гражданина в творчестве А. Шопенгауэра занял живой, страдающий, стремящийся к счастью индивид. Страдания же человека - в высшей степени серьезная вещь, задающая меру познания. Что касается мотивов, которые руководят людьми, то их, по Шопенгауэру, три: 1) собственное благо; 2) чужое зло; 3) чужое благо.

Исследует Шопенгауэр и проблему свободы. Он отмечает, что понятие «свобода» при ближайшем рассмотрении отрицательно: как отсутствие преград, помех. Отсюда он называет три «подвида» свободы: физическая, интеллектуальная, моральная.

А. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы и нравственности, их непосредственном индивидуально значимом содержании. Именно по этой линии шло его основное влияние на последующее развитие философской мысли.

Изучение мира с физической стороны - всегда безотрадно для человека. Удовлетворение он получает при изучении моральной стороны мира, глубин Я. Человек - это произведение собственной воли. Поэтому Я лучше всего постигается при изучении повседневности. Истинный философ не боится смерти, ибо он знает, что в своей повседневности он «ничто». Добродетели нельзя научиться, но вот «безусловному долгу» можно, подчеркивает Шопенгауэр. Среди всех проблем «безусловного долга» центральной является проблема смерти. Воля - слепой, неудержимый порыв к жизни. Однако природа дорожит лишь родом, а не индивидом. А поэтому важно понять, что значит для человека жизнь. В прошлом она - греза, воображение и время отживших миллионов. Настоящее - это удел страданий и скуки, хотя человек и тянется к благополучию.

В работе «Об основе морали» А. Шопенгауэр подчеркивает главное в человеке - это эгоизм, т. е. «влечение к бытию и благополучию», а также злоба, целью которой является чужое горе и страдание. Морально ценные поступки имеют исток в сострадании. Они совершаются ради другого, его блага. Полное же отсутствие сострадания налагает пятно бесчестности. Тот, кто жесток к животным, не может быть добрым человеком Шопенгауэр «Об основе морали». М., 1992. .

Особую известность А. Шопенгауэр получил благодаря своей работе «Афоризмы житейской мудрости» (1851), в которой он дает наставление в счастливом существовании Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Свобода воли и нравственность М., 1992. С. 260, 277, 284. . В этой работе философ завершает свою этическую систему, опираясь на исходные методологические позиции, сформулированные им еще в работе «Мир как воля и представление». А именно: мир, в котором живет каждый из нас, прежде всего зависит от того, как мы его себе представляем: он принимает различный вид, в соответствии с индивидуальными особенностями психики. Для одних людей он оказывается богатым, полным смысла и интереса, а для других - бедным, пустым и пошлым. Так, меланхолик видит трагедию там, где сангвиник усматривает лишь интересный конфликт, а флегматик - нечто малозначительное. Все житейские проблемы решаются мудро, если учитывать, что «всякое заполненное настоящее состоит из двух половин, субъекта и объекта»; «они и находятся между собой в столь же необходимой и тесной связи, как кислород и водород в воде» Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1994. С. 263. .

Как видим, Шопенгауэр обращает внимание на такие проблемы, как роль субъекта в познании, субъективную сторону человеческой деятельности и самой действительности. Решает он эти проблемы с позиций иррационализма: «все, что для человека существует и случается, непосредственно существует все-таки лишь в его сознании». Личность зависит в основном от «своей морали», а не от внешних обстоятельств, так же как жизнь человека является тем, что он «имеет в самом себе». Отсюда А. Шопенгауэр приходит к выводу, что и негативные социальные явления, а также зло или добро определяются человеком «изнутри». Это относится и к человеческому счастью. Все зависит от человеческой индивидуальности: «если же индивидуальность - плохого качества, то все наслаждения подобны превосходным винам, попавшим в рот, где побывала желчь». Даже если человеку беды несут внешние условия, замечает Шопенгауэр, то природа человека их корректирует своей «твердостью», «способной головой», «здоровым телом», «счастливым нравом» и т. п. А поэтому самый веселый путь к счастью - «веселое настроение».

Рассуждения А. Шопенгауэра о человеке как о биопсихическом существе очень интересны. Его интересует и здоровье тела, и здоровье духа. Не без основания люди всегда спрашивают друг друга о здоровье и взаимно высказывают пожелание доброго здоровья.

Поэтому величайшей глупостью является жертвование своим здоровьем ради чего бы то ни было: наживы, чинов, учености, славы, не говоря уж о сластолюбии и мимолетных наслаждениях.

Здоровью родственны и бодрое, уравновешенное состояние духа, и красота, «как открытое рекомендательное письмо, которое заранее склоняет людей в нашу пользу», и внутреннее богатство, и благоразумие. «Афоризмы житейской мудрости», связанные с жизненным опытом философа, интересны и сегодня.

2 . «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» Ф. НИЦШЕ (ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК МЕТОД, УЧЕНИЕ О ЖИЗНИ, ЭТИКА, УЧЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ)

Фридрих Ницше был не только представителем философии неоидеализма, но одним из основателей «философии жизни», развитие которой приходится на XX в.

В его творчестве обычно выделяют три периода: 1) 1871--1876 гг. («Рождение трагедий из духа музыки», «Несвоевременные размышления»); 2) 1876--1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») - период разочарований и критичности, трезвый «взгляд на действительную человеческую жизнь»; 3) 1887--1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).

Форма изложения философских идей у Ницше - это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. Он высказывал свою позицию, не заботясь об аргументации, доказательности. Его философские взгляды - это его собственное бытие. «Переоценка ценностей», о чем часто писал Ницше, была его естественным состоянием. Поэтому знакомство с сочинениями Ф. Ницше - это знакомство с его личностью.

Мир, по Ницше, - это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак - становление. Не случайно Гераклит, с его образом мира как огня, был самым почитаемым им философом.

У мира есть и другой признак - воля к власти. В мире существует «иерархия царств»: неорганическое, органическое, общество, где проявляет себя воля.

Для Ницше познание - это интерпретации, истолкования, органически связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль - это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, надо человеческое перевести в природное, поэтому важнейшим средством познания и выступает перевод человеческого в природное. Но истолкование - это низшая ступень познания по сравнению с делом. Он отвергает традиционную трактовку истины в смысле адекватности образа объекту, считает, что надо к истине подойти с точки зрения субъекта, а он разный: толпа, герой, «людское стадо», «сверхчеловек» и др., значит у каждого из них свое понимание мира, своя истина.

Он считает, что человек - это «болезнь Земли», вряд ли «во Вселенной можно было бы найти что-нибудь отвратительнее человеческого лица», человек - мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное»; но надо создать подлинного, «нового» человека - «сверхчеловека», который дает цель, он победитель «бытия и ничто» и должен быть честным, но эту честность необходимо «сохранять, прежде всего, перед самим собой». «Ложь - непременный спутник и условие жизни», - отмечает Ницше. «Быть правдивым при условии, что тебя поймут»; «Справедливость относительна: то, что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливо для другого». Но по причине «лживости жизни» «справедливость» не только относительна, но и вообще сомнительна. «Уравнительную справедливость» он называет «ужасной справедливостью» Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8--9, 27, 94, 136--137. . Вместе с тем его способ размышлять, парадоксален: «нелогичное необходимо», «несправедливость необходима», «заблуждение о жизни необходимо для жизни» и т. д.

Проблема человека, его сущности и природы - это проблема его духа. «Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев», - пишет Ф. Ницше в работе «Так говорил Заратустра». Что есть дух? - спрашивает Ницше. Это и выносливость (верблюд), и отвага со свободой (лев) и утверждение своей воли (ребенок) - размышляет философ Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 18--19. . Человек как Я - это созидающее, хотящее и оценивающее Я, которое есть мера и ценность, вещей. Конечной целью стремлений человека является не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь космична и биологична: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». «Вечное возрождение» есть признание жизни, какой бы она ни была - «не смеяться, не плакать и не ненавидеть, но понимать». Воля к жизни должна проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 29--31. 43--44. .

Воля к власти - это всего лишь одна из разновидностей волевых импульсов человеческого поведения. Однако Ницше не только считал ее определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека, но и "внедрял" ее в "глубины всей жизни". По его мнению, чтобы понять, что такое "жизнь" и какой род стремления и напряжения она представляет, формулу воли к власти надо относить "как к дереву и растению, так и к животному". Более того, воля к власти подается им в своеобразной физикалистской упаковке, обретает как бы характер естественно-научной гипотезы. "Восторжествовавшее понятие "сила", - пишет Ницше, - с помощью которого наши физики создали Бога и мир, требует, однако, дополнения: в него должна быть внесена некоторая внутренняя воля, которую я называю "волей к власти", т. е. ненасытное стремление к проявлению власти или применение власти, пользование властью как творческий инстинкт, и т.д. Там же. С. 45. .

Используя идеи хорватского математика XVIII века Р. Бошковича, Ницше сформулировал понятие "атома власти", или "кванта власти", которое характеризуют два основных свойства: притяжение и отталкивание. "В сущности, имеется только воля к насилию и воля защищать себя от насилия. Не самосохранение: каждый атом производит свое действие на все бытие, - мы упраздним атом, если мы упраздним это излучение воли к власти. Поэтому я называю его некоторым количеством "воли к власти". Расплывчато и метафорически толкуя жизнь как "специфическую волю к аккумуляции силы", Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти". "Рассматриваемая механистически энергия вселенной остается постоянной; рассматриваемая экономически, она подымается до известной точки высоты и снова опускается в вечном круговороте. Эта "воля к власти" выражается в направлении, в смысле, в способе затраты силы: с этой точки зрения превращение энергии в жизнь и в "жизнь в высшей потенции" является целью". Подобная мифологизация воли, онтологизация (то есть "внедрение" в само бытие) этой нерациональной человеческой способности как нельзя более соответствует всему духу и стилю ницшеанского философствования, которое представлено в виде броских афоризмов, парадоксальных мыслей, памфлетов и притч.

Однако "внедрение" воли к власти в самые "недра" Вселенной, апелляция к энергичным "волевым" импульсам самой жизни - нечто большее, чем экстравагантная метафора философского языка. За этим мыслительным приемом скрываются и определенные устремления. Так, Ницше, с одной стороны, резко и оправданно критикует современное ему общество, бездуховность, аморализм жизни, лицемерие религии, с другой - пытается обосновать культ "сверхчеловека" с его гипертрофированной волей к власти.

Если воля, лежащая в основе шопенгауэровского мира, становится у Ницше волей к власти, то шопенгауэровский мир как представление предстает у него в виде "перспективизма", или "перспективной оптики жизни". Оценивая попытки физиков нарисовать "научную картину" мира, Ницше пишет: "И, наконец, они, сами того не зная, кое-что в своей системе опустили: именно необходимый перспективизм, с помощью которого всякий центр силы - не только человек - конструирует из себя весь остальной мир; то есть меряет его своей силой, осязает, формирует... Они позабыли включить в истинное бытие эту полагающую перспективы силу, или, говоря школьным языком: бытие в качестве субъекта".

Именно с позиций такого "перспективизма" Ницше отрицает методологию позитивизма и позитивных наук. "Перспективизм" лежит в основе критики Ницше основных категориальных понятий почти всей предшествующей и современной ему философии: субстанции, субъекта, объекта, причинности и т.д. - как некоего "удвоения" реально действующих "квантов" воли к власти.

Сам рационализм, опирающийся на разумное мышление, по мнению Ницше, - это "интерпретирование по схеме, от которой мы не можем освободиться". Мышление создает лишь удобные для использования фикции. Парменид сказал: "Нельзя мыслить того, чего нет; мы находимся на другом конце и говорим: "То, что может мыслиться, должно быть непременно фикцией" Там же. С. 52. .

Однако понятие «нового человека», или «сверхчеловека», стало основой фальсификации в фашистской Германии всей ницшевской философии. Борьба за его философский архив разгорелась уже в 90-е гг. прошлого столетия, когда стал вопрос о подготовке полного собрания его сочинений, в которое Элизабет Ферстер-Ницше, сестра философа, решила включить огромное количество его неопубликованных рукописей. Она «перекроила» идеи Ницше, выдав их за подлинные. Особенно пострадала работа «Воля к власти», ибо была ею подготовлена в духе нацифицированного ницшеанства.

В 1934 г. А. Гитлер обратил свое внимание на философа, признав в нем идеолога движения, которое возглавлял. Попала в ряд «предтеч» национал-социализма и работа Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Сегодня фальсифицированной, оболганной теории Ницше пришел конец: восстановлена ее подлинная сущность.

В этом же направлении шли и философские рассуждения Фридриха Ницше, поставившего вопрос о переоценке всех фундаментальных ценностей. Действительно, в концепции Ницше имеет место пересмотр таких понятий и идей, как разум, мораль, религия, прогресс в культуре, добро, зло и т.д. Ницше считал себя "динамитом", который опровергает все и оказывается нужным человечеству в моменты кризиса.

В начале третьего тысячелетия можно сказать, что Ницше оказался пророком. Многие его предсказания сбываются. Во-первых, современная философская мысль подвергает сомнению понятие прогресса в принципе. Во-вторых, тезис Ницше "Бог - умер" подходит к миру, который не может жить в согласии с собой и с природой. Ницше, как и ранее Шопенгауэр, считал опасной мысль о рациональности всего сущего. Он считал, что жизнь иррациональна, слепа и жестока. Современная философия также не отрицает того обстоятельства, что в мире далеко не все рационально и существуют такие сферы бытия, которые не поддаются рациональному постижению.

В целом Ницше критикует все достижения рационалистической традиции за их стремление к вневременным, вечным истинам. В этой связи особенно резко он относится к христианству как дегенеративному явлению, насаждающему "рабскую мораль". Христианство по своей сути представляет собой бунт "недоделанных и неполноценных" людей, взывающих к состраданию и жалости. Наоборот, утверждает Ницше, может быть, следует превозносить зло и порицать добро. Все ведь зависит от того, что считать добром, а что злом. На фоне подобной критики традиционной морали и христианской религии становится понятной его концепция "сверхчеловека", опирающаяся на иррациональную и доминирующую над всем остальным "волю власти". Новый человек должен сбросить старые предрассудки и стать хозяином жизни, солью земли. Если "все боги мертвы; так восславим сверхчеловека", лишенного слабостей, не сгибающегося перед трудностями, лишенного иллюзии и творящего мир по своему усмотрению.

Отношение Ницше к философии Шопенгауэра не столь однозначно положительное, это скорее переосмысление, попытка вывести иные оценки, иные интерпретации. И прежде всего это стремление преобразовать пессимизм и мизантропию Шопенгауэра в иное, оптимистически-трагическое мировоззрение. Впервые речь зашла о философии жизни, взятой в шопенгауэровских терминах "воли" как "воли к жизни" и отрицающей крайний негативизм выводов учителя "мировой скорби" и его эпигонов.

В результате деструктивной критики науки и философии Ницше создал концепцию, в определенной степени предвосхищавшую постмодернистскую мысль конца XX века: нет ни истории, ни горизонта времени, нет причины, общих принципов детерминизма, центра и периферии, иерархии, порядка, стратегии научного познания. Сгустки атомов, "кванты" воли к власти воздействуют друг на друга в процессе вечного становления, "возвращения того же самого", создают бесчисленные комбинации, ансамбли, новые сгустки воли к власти только для того, чтобы вновь распасться и играть эту игру бесконечно - таков "перспективный" характер бытия, вытекающий из динамической картины мира, предлагаемой Ницше.

Ницше - своеобразный консервативный революционер, пытающийся возвратить бытию его природную первозданную свежесть, а человеку - антиметафизическую чистоту "перспективного" видения мира. Каждый индивид, подобно мифическому Адаму, заново дает вещам имена, создает свою картину мира, хотя и в этом он действует согласно метафизике "воли к власти" и "вечного возвращения того же самого". И это его судьба, его рок, его amor fati (любовь к року) - таков финальный аккорд, завершающий философию. Ницше в целом - это мифическое, дионисийское восприятие мира, своего рода мифологическая метафизика жизни. Это философия жизни, взятая в мифологизированных псевдофизикалистских категориях.

Перерастание философии в мифологию делает философию Ницше весьма популярной среди творческой интеллигенции конца XIX - начала XX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира -- это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же -- голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания.

По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало.

Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра -- абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания он видел в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное, или рефлективное. Интуиция -- это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии, в конечном счете, покоится на интуиции.

Фридрих Ницше стал одним из родоначальников так называемой философии жизни. Он считал, что основу жизни составляет не мировая воля, а воля к власти. Ей подчинены все желания, мысли, чувства и поступки человека, которого он рассматривал как неопределившееся животное. Люди не равны между собой, полагал Ницше. Существуют раса рабов и раса господ. Народ - это стадо, а историю творят великие личности, представители касты избранных. Но эту касту нужно формировать, воспитывать. Для этого необходимо отказаться от христианской религии, от морали равенства всех перед Богом, милитаризовать общество, а народ принуждать к труду силою. Идеал великой личности Ницше видел в "сверхчеловеке", в "белокурой бестии", которой все дозволено, которая стоит "по ту сторону добра и зла", т.е. неподвластна никаким моральным нормам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. М., 2002.

2. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни в XIX столетии. М., 1993.

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии. М., 2000.

4. Гегель Г. Энциклопедия философских паук: В 3 т. М., 1974-1977.

5. Гриненко Г.В. История философии. Учебник. М., 2004.

6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.

8. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В. Западноевропейская философия 18 века. М., 1986.

9. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 29--31. 43--44.

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2.

11. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008.

12. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

13. Философский энциклопедический словарь. - М., 2007.

14. Шопенгауэр «Об основе морали». М., 1992.

15. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Свобода воли и нравственность М., 1992.

16. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992.

17. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1994.

Подобные документы

    Смысловая интерпретация понятия ""иррационализм". Зарождение и развитие иррационалистической теории. Метафизический анализ воли Шопенгауэра. Его взгляды на человеческую мотивацию, проблемы свободы и нравственности человека. Философия жизни Фридриха Ницше.

    реферат , добавлен 13.03.2015

    Волюнтаризм Артура Шопенгауэра как основоположника современного европейского иррационализма, поворот к субъекту философии Серена Кьеркегора. Начало творчества Ницше как культуролога. Иррационалистическое учение Ф. Ницше и интуитивизм А. Бергсона.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2012

    Ницшеанство как биологическое направление философии жизни. Иррационалистические идеи Ницше. Философия истории О. Шпенглера. Материя и интеллект по Бергсону. Атеистический и религиозный экзистенциализм. Учение о свободе как квинтэссенция философии Сартра.

    реферат , добавлен 11.01.2010

    Основные черты и представители европейского иррационализма. Краткая биографическая справка из жизни А. Шопенгауэра. Основные идеи произведения "Мир как воля и представление". Пессимизм в философии Шопенгауэра. Причины непопулярности трудов философа.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2012

    Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте философии жизни. Идеи Ницше в западноевропейской рационалистической классике. Старт развития философии жизни. Разработка идеи вечного возвращения. Развитие культуры как результат адаптации человека к условиям.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Развитие европейской философии, классика и постклассика. Иррационализм и философия жизни Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше, их идеи в современных теориях: позитивистская традиция, психоанализ, экзистенциализм, западная религиозная философия, герменевтика.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Экзистенциализм (философия существования) как одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Характерные особенности философии Шопенгауэра, Ницше и Бергсона. Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции Гуссерля.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Сущность философии и ее специфика как науки. Общая характеристика античной и средневековой философии, эпохи Возрождения и Нового времени. Философские идеи И. Канта и Г. Гегеля. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра. "Переоценка ценностей" Ф. Ницше.

    шпаргалка , добавлен 07.11.2012

    Краткий биографический очерк жизненного пути и творческой деятельности Артура Шопенгауэра - одной из самых ярких фигур иррационализма. Четыре основных ступени проявления "мировой воли". Философские идеи А. Шопенгауэра и их влияние на искусство.

    эссе , добавлен 27.03.2011

    Учение Ницше о разрушении как одной из основных черт философии. Философия Ницше - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Понятие сверхчеловека Ницше и переоценка ценностей. Мировоззрение Ницше как аристократический анархизм.

Философия жизни - это популярное направление, появившееся в конце 19 века. Какие его основные характеристики? Жизнь, согласно этому философскому направлению, - это совокупность целого ряда аспектов. Мыслители уделяли внимание и психологической, и биологической, и социальной, и культурной стороне бытия.

Одна из самых важных особенностей трудов представителей такого направления, как философия жизни, - это попытка рассмотреть существование личности в его цельности и совокупности всех деталей. Мыслители старались объять все бытие человека, расшифровать его смысл. Самые работающие в рассматриваемом направлении, - это Ницше и Шопенгауэр. Попробуем сформулировать основные положения их трудов.

Можно сказать, что философия жизни Шопенгауэра достаточно пессимистична. Великий мыслитель считал, что существование человечества и разум - это несовместимые понятия. Философ не верил в прогресс. Он писал, что вся жизнь человека подчинена не разумным побуждениям, а так называемой воле. по Шопенгауэру? Если объяснять коротко, то это основной инстинкт, который побуждает человека к сохранению жизни любой ценой. Воля выражается в определенных аффектах. В основном это потребность во власти, любви и так далее. Следует также отметить, что воля абсолютно слепа. Она не подчинена

Шопенгауэр считал, что пока есть эта воля к жизни, которая толкает человека к бесцельным и неконструктивным поступкам, все существование фактически бессмысленно и хаотично. Какое же решение предлагает знаменитый мыслитель? Философия жизни Шопенгауэра заключается в том, что человек должен понять необходимость отказа от воли. Только в этом случае его жизнь не будет подчинена инстинкту, и индивид обретет подлинную свободу. Здесь можно провести аналогию с древними мистическими учениями, где указывалось, что заключается в достижении нирваны. И великий философ, и мудрецы призывают к отказу от иллюзорного мира, который подчинен инстинктам.

Иррационализм Шопенгауэра разделял и знаменитый жизни его воспевает сильного человека, который смог сам. Ницше призирал обывателей, их мелкие заботы и стандартное мышление. Он пел гимн сверхчеловеку, который далек от условностей, авторитетов, общественного мнения. Стоит отметить, что Ницше также упоминал в своих трудах волю, как стержень жизни человека. Однако здесь стоит внести небольшие дополнения. Под волей философ подразумевал стремление властвовать. В каком-то смысле в этом и кроется причина того, что Ницше являлся противником христианской морали. Философ полагал, что религия делает из людей рабов. Чего стоит его высказывание о том, что только когда бог умрет, человек окончательно освободится. Ницше же воспевал повелителя, властителя жизни, который не подчиняется никому и ничему. При этом не стоит думать, что философ был склонен к нигилизму. Ницше отмечал в своих трудах важность самостоятельного разумного мышления, индивидуального познания жизни. Мыслитель считал, что каждая личность в силах выработать собственные принципы своего существования, а не принимать те знания и законы, которые навязаны извне. Ницше писал, что сверхчеловек - это вершина, к которой обязан стремиться каждый разумный человек

Если вы интересуетесь таким направлением, как философия жизни, для лучшего и полного его понимания вам необходимо прочитать труды множества авторов. Стоит заметить, что основные положения мыслителей могут значительно различаться между собой. Несмотря на то, что философы работали в одном направлении, у каждого из них есть собственный взгляд на мир, и место человека в нем.