Как называется философское направление отрицающее существование бога. Основным принципом античной философии был: космоцентризм

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

61.«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма:

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

аскетизм

88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

Креационизм

89.Учение о спасении души

Сотериология

90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека

Креационизм

91.Главная задача христианских апологетов состояла в:

В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III - VIII вв.) , заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

патристика

93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»

Августин

94.«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались:

Христианская онтология и космогония

95.Схоластика – это:

тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

схоластике

97.Представитель средневековой философии:

Фома Аквинский

98.Представитель средневековой западноевропейской философии:

Ф.Аквинский

99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Экзегетика

100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

Фомы Аквинского

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Возрождение

102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

антропоцентризм

104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Флоренции

105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

антропоцентризм

106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

индивидуализма

109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

111.Представитель философии эпохи Возрождения:

112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Петрарка

114.Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

Пантеизм

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

116.Освобождение от церковного влияния

Секуляризация

117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Рационализм

118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

119.Особенности рационализма XVII в. обусловила

Математика

120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Р. Декарт

121.Дуалистическая философия характерна для

Р.Декарта

122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Дуализма

123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал

Р. Декарт

124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как « cogito ergo sum »?

если я мыслю, следовательно, я существую

125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

Р.Декарту

126.Основное утверждение эмпиризма

Всё знание человека основывается на опыте

127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт

Сенсуализм

129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать

Индукция

130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

Чувственное и рациональное

131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabula rasa

133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал

134.Теории «общественного договора» придерживался

135.Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»

Г. Лейбниц

136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу

137.Представителем субъективного идеализма является:

Дж.Беркли

138.Центральная философская проблема Д. Юма

Познание

139.Центральная проблема в философии французского Просвещения

Человека

140.Основная идея философии французского Просвещения

Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести

Идею равенства всех людей

142.Сущность деизма состоит в

Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

143.Представитель философии Французского Просвещения

Ж.-Ж. Руссо

144.«Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал

Ж.-Ж. Руссо

145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал

Собственность

146.Французский философ, сторонник сенсуализма

147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была

148.Идея правового государства включает в себя положение о

Разделении властей

149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

150.Хронологические рамки немецкой классической философии

153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:

законов разума и его границ

154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

быть всеобщим и необходимым

155.И.Кант считает, что пространство и время:

есть врожденные, доопытные формы чувственности

156.В философии И. Канта «вещь в себе» - это

То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

мире «вещей самих по себе»

ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит

160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет

Нравственный долг

Г.В.Ф.Гегель

162.Философии Г.Гегеля присущ:

панлогизм

163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

диалектика

164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

Абсолютная идея

165.Представитель немецкой классической философии:

Л.Фейербах

166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (é lan vital ). Его познание возможно с помощью:

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

Огюст Конт

Марксизм

Прагматизм

182.Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

183.Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

Существование

184.Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185.Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

186.Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

187.Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

188.К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190.К характерным особенностям русской философии относится:

Эмпиризм

191.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

192.Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

193.Предфилософии Киевской Руси свойственен:

мистицизм

194.Датой принятия православия на Руси считается

195.Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

196.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197.Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

198.К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

199.Сергий Радонежский был современником

Куликовской битвы

200.Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

203.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

204.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205.Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

206.Духовный лидер нестяжателей

Нил Сорский

207.Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

209.Протопоп Аввакум был духовным вождем

раскольников

210.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

211.Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

212.Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

Феофан Прокопович

213.Российская Академия наук была основана в

214.Сторонником деистического материализма в русской философии был

М.В. Ломоносов

215.При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

физического

216.Масонство было привнесено в Россию из:

217.К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218.По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Н.И. Новиков

219.«Русским Сократом» прозвали

Г.С. Сковороду

220.По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

общество

221.Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

А.Н. Радищевым

222.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

П. Чаадаевым

223.Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224.К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

225.Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П.Я. Чаадаев

226.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

П.Я. Чаадаеву

227.Основной идеей западничества является

Россия должна развиваться по европейскому пути

228.Духовный лидер западников

А.И. Герцен

229.Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

Союз правых сил

230.Центральная идея философии И.В. Киреевского

Цельность духовной жизни

231.Идейным главой славянофилов являлся

А.С. Хомяков

232.Представителем славянофильства был

И.С. Киреевский

233.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Славянофилов

234.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Славянофилов

Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Свободное единение людей во Христе

Подлинным гимном свободе можно признать

«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Слова «красота спасет мир» принадлежат

Ф.М. Достоевскому

Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Ф.М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Не противься злому

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

Владимир Соловьёв

244.Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Всеединства

Одна из главных идей философии всеединства

Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является

Любовь между мужчиной и женщиной

Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма

В.С. Соловьев

Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

П.А. Флоренский

Одно из главных произведений С.Н. Булгакова

«Свет невечерний»

Представитель русского марксизма

Г.В. Плеханов

В.И. Ленин разработал учение о России как

Слабом звене в цепи империализма

Основоположником русского космизма считается

Николай Фёдоров

253.Представителями «русского космизма» являются:

К. Циолковский, В. Вернадский

Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в

Уничтожении страданий на земле

Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского

Страдающего убей

Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского

Эмпирическое обобщение

Ноосфера -- это

Сфера разума

Основоположник космической экологии и гелиобиологии

А.Л. Чижевский

Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»

Николай Бердяев

Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.

Н.А. Бердяев

Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву

Государственная власть

Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

Н.А. Бердяева

По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

Вере в Бога

Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются

Разум и мораль

ОНТОЛОГИЯ

266.Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,

Субстанция

267.Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает

268.Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

Плюрализм

269.Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи

Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

270.Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

Демокрит

271.Материя есть первоисточник бытия, утверждает

Материализм

273.В марксизме материя трактуется как

Вещество

274.Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?

Стабильность

275.К идеальным явлениям относится

Совесть

276.Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется

Атрибутом

277.Способ существования материи

Движение

278.К атрибутам материи не относится

279.Высшая форма движения материи - это

Социальное движение

280.Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что

Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

281.Последовательность состояний отражает категория

282.Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

Пространство

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что

Пространство и время зависят от материальных процессов

Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»?

Динамическая

Важнейшее специфическое свойство биологического времени

Антропность

Важнейшее специфическое свойство биологического пространства

Однородность

Совокупность естественных условий существования человека и общества

Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?

первозданная и рукотворная

Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?

Чижевский

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение)

Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов

Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

сознания

Рефлексия – это:

размышление личности о самой себе

Наиболее сложной формой отражения является

Сознание

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

Сознание

Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека

Разработанный З. Фрейдом метод

Психоанализ

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится

Анализ убеждений

В структуре личности З.Фрейд выделяет

Оно, Сверх- Я, Я

300.Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности

301.Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.

Оно в психоанализе Фрейда относится к:

сфере бессознательного

Сон по З.Фрейду является:

символическим

Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?

Я-зеркальное

ГНОСЕОЛОГИЯ

306.Гносеология рассматривает

Границы и возможности человеческого познания

307.Достоверное знание о мире невозможно, утверждает

Скептицизм

308.Носитель преднамеренной, целенаправленной активности

309.Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

Цель познания

310.Не относятся к видам средствам познания

Технические

311.Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами

Пространства

312.Непротиворечивость относится к следующему критерию научности

Логическому

313.Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о

Апробации знания

314.Невозможно фальсифицировать:

существование Бога

315.Поддается фальсификации гипотеза о:

существовании жизни на Марсе

316.Когерентность – это

Самосогласованность знания

317.Эвристичность относится к

Вероятностным критериям научности

318.Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

319.Критерий истины в марксистской философии

Практика

320.В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

321.Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Интуиция

322.В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

Абстрагирования от личностных качеств человека

ДИАЛЕКТИКА

323.Диалектика – это

Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

324.Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий

Диалектика

325.Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики

Гераклит

326.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей

Диалектика

327.Диалектический материализм - учение

Марксизма

328.Диалектика отличается от метафизики

Пониманием развития

329.Метафизика – это

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

330.Наиболее общие фундаментальные понятия

331.Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип единства и борьбы противоположностей

332.Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

333.Законы диалектики впервые сформулировал

Г. В.Ф. Гегель

334.Один из основных принципов диалектики

Принцип развития

335.Не является законом диалектики

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

336.Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

337.Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

338.Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

339.Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Единство и борьба противоположностей

340.Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

341.Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Отрицания отрицания

Развитие

343.Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Качество

344.Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

345.Теория самоорганизации сложных систем

Синергетика

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

346.Теория научного познания именуется

Эпистемологией

347.Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Неопровержимость

348.По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

349.Один из основоположников философии техники

П. Энгельмейер

350.Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

искусство, мастерство

351.Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

352.Исходная, простейшая форма чувственного познания

Ощущение

353.Форма рационального познания:

354.Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

355.Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Опровержение

356.Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

357.Форма эмпирического познания

Гипотеза

358.Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Эмпирическое обобщение

359.Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Гипотеза

360.Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

361.К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Систематизирующую

362.Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

363.Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

эксперименту

364.Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Наблюдение

365.Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Эксперимент

366.Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Индукция

367.Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

368.Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Дедукция

369.Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

370.Процедура мысленного расчленения целого на части

371.Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

372.Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Герменевтический

373.Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Математических науках

374.Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Объяснения

375.Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Парадигма

377.Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon )

Аристотель

378.Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

Протагору

379.« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Личность

380.Личность - это

Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

381.Личность – это:

личностью не рождаются, личностью становятся

382.Личность – это:

продукт общественных отношений

383.Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

Индивидуальность

384.Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

385.Индивидуальное сознание – это

Отражение индивидуального бытия конкретной личности

386.Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

Индивидуализм

387.Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

Коллективизма

388.Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

389.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для

Буддизма

390.Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?

И. Лакатоса

391.Проблема смысла жизни была центральной для философии

В. Франкла

392.Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

В. Франклу

393.Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как »?

В. Франклу

394.К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?

395.Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, -- ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».

Э. Фромму

396.Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

397.Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

Имеет ли человек право на самоубийство

398.«Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

фатализма

399.Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

Фатализму

400.Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

Австралопитек

401.Согласно данным современной науки Homo sapiens появился на земле

100-150 тысяч лет назад

402.Согласно современной науке, австралопитеки не обладали

Членораздельной речью

403.Антропоиды -- это

Человекообразные обезьяны

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

404.Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

французского материализма XVIII века

405.Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Французский материализм XVIII века

406.Основатель социологии как позитивной науки

407.Основной труд К.Маркса:

«Капитал»

408.Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

К. Маркс

409.Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Марксизму

410.Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

411.Существует … общественно-экономических формаций

412.Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Классовая борьба

413.Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

414.Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Производственные

415.Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

Пролетариат

416.В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Способ производства материальных благ

417.Не относится к основным типам общественного производства:

Производство духовных ценностей

418.Эсхатология – это:

Учение о конечных судьбах мира и человека

419.Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Мировой Дух

420.Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

421.Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Классовая борьба

422.Антропосоциогенез – это

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

423.Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

424.Постепенные изменения в обществе и природе

Эволюция

425.Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

426.Общественный прогресс – это

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

427.Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

Движение

427.Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?

Государственные

428.Общественное сознание – это

Сумма множества индивидуальных сознаний

429.Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?

430.Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.

Информация и духовные значения

431.Идеология -- это

Совокупность индивидуальных сознаний

432.Идеология относится к

Социальной сфере

433.Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений

Общественное сознание

434.Не относится к важнейшим измерениям духовности

Плюрализм

435.Интерес -- это

Конкретизированная, осознанная потребность

436.Интерес к живописи является конкретизацией

Эстетической потребности

437.Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

культура

438.К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Адаптивную (защитную) функцию

439.Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема устройства (структуры) общества

440.Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

441.Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А. Тойнби

442.Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

цивилизационному подходу

443.Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

Культурологическому

444.Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это

Синоним духовной культуры

445.Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

Глобальных

446.Глобальные проблемы – это

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

447.Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

448.Растущая взаимозависимость различных регионов мира

Глобализация

449.В современной России

Смертность значительно превышает рождаемость

    Философия, круг её проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения - 28

    Философия Древнего Востока. - 10

    Античная философия. - 33

    Философия Средневековья – 20

    Философия эпохи Возрождения. - 12

    Философия Нового Времени и Просвещения. - 30

    Немецкая классическая философия. - 18

    Современная западная философия. - 16

    Этапы развития и характерные особенности русской философии. - 78

    Философское понимание мира. Онтология. - 25

    Философия сознания (психоанализ). - 15

    Познание как предмет философского анализа. - 17

    Диалектика.- 22

    Наука, методы и формы научного познания. - 30

    по по Философии (26)Шпаргалка >> Философия

    Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Философия» 1 .Философия , ее предмет и метод, функции... работ ни по богословию, ни по философии . Их произведения - по крайней мере... и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических...

Агностицизм — Философское учение, которое отрицает окончательно решенный вопрос о познаваемости мира, достижимости истинности, ограничивает роль науки лишь познаваемости явлений (Протагор, Кант, Дж. Беркли, Юма).

Аксиология – Философское учение природы ценностей.

Антропоцентризм — Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

В марксистской философии считается, что производственные отношения являются: Определяющим в отношении между людьми.

В соответствии с прагматичной концепцией истины: Истина – то, что полезно и помогает решать нерешенные проблемы.

В структуре личности Фрейд выделяет: Оно, сверх Я, Я

В Философии Платона идея лошади отличается от реальной живой лошади тем, что: Идея первична, лошадь, вторична.

В Философии Канта «вещь в себе»: То, что вызывает в нас ощущения но само не может быть познано.

«Война всех против всех – естественное состояние»: Т. Гоббс

Волю как главный принцип жизни рассматривал: Шопенгауэр

Время — Совокупность отношений выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность. Время одномерно, необратимо, однородно.

Высшая форма движения материи: Социальное движение.

Выявление причин наследственных связей, подведение единичных, явлений под общий закон характерно для: Объяснения.

Гегель: « Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».

Главным в обществе Маркс считает: Способ производства

Глобальные проблемы: Проблемы от решения которых зависит выживаемость человечества. Война и мир, демография, экология.

Гносеология – Философское учение о познании. Основатель Дж. Локк.

Деизм — Религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

Движение – Всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени. Оно абсолютно и относительно.

Диалектика – Система универсальных принципов, но предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Идея взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

«Достоверное знание о мире невозможно», утверждает: Скептицизм.

Дуалистическая философия характерна для: Рене Декарта.

Если в предсказании теория эмпирического следствия не обнаруживает на практике, то тогда говорят о: Фольсификации знания.

Законы диалектики впервые сформулировал: Гегель.

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития: Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон диалектики скрывающий наиболее общий механизм развития: Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон диалектики, характеризующий направление форму и результат: Отрицание отрицания.

Идеализм – Направление философии, который решает основной вопрос философии в пользу первичности духа, сознания, субъективности.

Основные формы идеализма — объективный и субъективный.

Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии — Платон, Плотин, Прокл; в новое время — Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель.

Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении "идеалист" (от слова "идеал") часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Идейным главой славянофилов является: Хомяков.

Индивидуализм – Становление своих интересов выше интересов общества.

Индивидуальное сознание фатализм

Иррационализм – Принижает роль разума.

Кант написал работу: « Нравственный долг»

Коллективизм – Становление интересов общества выше своих.

Концепция … характерная для В. Соловьева: Всеединство.

Кто впервые употребил термин «философия»? Пифагор.

«ЛОГОС» в философском учении Гераклита означает: Всеобщий закон, действию которого подчинены все в мире.

Маркс « Капитал»

Материализм – Направление философии, который решает основной вопрос философии в пользу первичной материи, природы, бытия объективного. Термин "материализм" употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Метафизика — Философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия.

Милетская школа — Условное обозначение первых древнегреческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в 6 в. до н. э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Мысль с именем которого связывают открытие бессознательного: Фрейд

Мыслитель, который полагает, что человеком движут сексуальные инстинкты: Фрейд

Натуралистический подход к обществу: В ней общество рассматривается как высшие творение природы, как естественное продолжение и космических закономерностей.

Невозможно фальсифицировать: Существование Бога.

Общественно экономическая философия: Маркс

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение чувственной воли: Аскетизм.

Онтология – философское учение о бытии. Основатель учения о онтологии Френсис Бэкон.

Основатель идеализма: Платон (объективный идеализм).

Основатель материализма: Демокрит.

Основная идея философии французского просвещения: Приоритет разума как высший инстанции при решении проблем человеческого общества.

Основной принцип античной философии: Космоцентризм.

Основной идее западничества является: Россия развивается по европейскому пути.

Основное утверждение эмпиризма: Все знания человека основываются на опыте.

Основной объект исследования эпохи Возрождения: Человек.

Подается фальсификации гепотиза о: Существовании жизни на земле

По мнению Канта до формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет: Нравственный долг.

Поставили проблему бытия в античности: Элиаты

«Поступай так, чтобы максимум твоей воли могла в тоже время стать и принципом всеобщего законодательства»: Кант

Прагматизм – Западная философия.

Представитель Средневековой философии: Фома Аквинский.

Представители немецкой философии: Кант, Гегель, Фейербах.

Причиной неравенства в человеческом обществе, Руссо считал: Собственность.

Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу: Манада

Пространство – Совокупность отношений выражающих координацию существующих объектов, из расположение друг относительно друга и относительную величину. Пространство трехмерно, однородно, изотропно.

Работа о человеке его смертности и смерти: Радищев.

Разработанный Фрейдом метод наз.: Психоанализ.

Ростущая взаимозависимость различных регионов мира: Глобализация.

Революция — Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Регресс — Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу.

С утверждением «мышление является таким же продуктом деятельности мозга как желчь продуктом деятельности» согласился бы представитель: Вульгарного материализма.

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения противостоящая схоластике и духовному господству церкви: Гуманизм.

Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основу философии не бытие, а свободу: Н. Бердяев.

Сенсуализм – Направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

Соборность в философии славянофилов: Свободное единение людей во Христе.

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: Теология

Соловьев: «Смысл любви», «красота в природе», «оправдание добра».

Согласно социологии марксизма основной движущей силой развития общества является: Классовая борьба

Средневековая философия: Бог

Суть этического рационализма Сократа: «Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом знания».

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что: Надо наслаждаться жизнью.

Сущность проблемы биологии и социологии в человеке состоит: Взаимодействии и соотношении генов о воспитании.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

Систематизатор схоластики – Фома Аквинский.

Тезис, принадлежащий Фалесу: «Познай себя».

Теория развития Гегеля в основе которой лежит единство и борьба противоположностей: Диалектика.

Теория научного познания именуется: Эпистимологией.

Фатализм – Представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.

Философия с греческого: Любовь к мудрости.

Философ считавший логику главным орудием познания: Аристотель

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения: Рационализм.

Характерная черта средневековых философов: Теоцентризм.

Центральная философская проблема Д. Юма: Познание

«Человек – мера всех вещей»: Протагор

Что такое мировоззрение? Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе: Возрождение (ренессанс).

Эсхотология – Учение о конечных судьбах мира и человека.

Шопенгауэр – Представитель философии жизни.

Эволюция — Необратимое историческое развитие живой природы.

Экзестенциализм – Философия существования, экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

42.Китайский философ, основатель даосизма

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей -- вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

, A.A.Чанышев Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра.doc .
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к истине

любовь к мудрости

учение о мире

божественная мудрость

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Аристотель

Пифагор

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

VII-VI в.в. до н.э.

XVII-ХVIII в.в.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

онтология

гносеология

Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в единого бога-творца

отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом

презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

скептицизм

агностицизм

неотомизм

Что характерно для эпистемной линии в философии?

отождествление философии с теологией

утверждение в качестве субстанции только одного начала

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

Онтология – это:

учение о всеобщей обусловленности явлений

учение о сущности и природе науки

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

учение о правильных формах мышления

Гносеология – это:

учение о развитии и функционировании науки

учение о природе, сущности познания

учение о логических формах и законах мышления

учение о сущности мира, его устройстве

Антропология – это:

учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

учение о человеке

наука о поведении животных в естественных условиях

философское учение об обществе

Аксиология – это:

учение о ценностях

учение о развитии

теория справедливости

Этика – это:

учение о развитии

учение о бытии

теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

учение о морали и нравственных ценностях

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Эстетика

Онтология

Гносеология

Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

смысле жизни

соотношении природного и социального миров

движущих силах развития общества

Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

Для дуализма характерен тезис:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

это строгая непротиворечивая система суждений о природе

первично сознание, материя не существует

Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Материалисту

Объективному идеалисту

Дуалисту

Субъективному идеалисту

О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Мифологии

Философии

Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Пантеизму

Субъективному идеализму

Объективному идеализму

Вульгарному материализму

С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга , как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

метафизического материализма

диалектического материализма

вульгарного материализма

естественнонаучного материализма

Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

учение, постулирующее наличие потусторонних сил

учение о развитии философских знаний

учение о ценностях

Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

недоверие чувственному опыту

философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии

отрицание рациональных путей познания мира

Отрицают возможность познания мира:

материалисты

агностики

догматики

позитивисты

Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

философия жизни

прагматизм

неотомизм

позитивизм
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

Конфуций

Нагарджуна

Имя основателя буддизма

Бадараяна

Патанджали

Махавира

Сидхартха

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

«Все течет»

«В одну реку нельзя войти дважды»

«Первооснова мира – огонь»

«Начало всех вещей -- вода»

Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

Огонь

Число

Воду

Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

Протагору