Как отличить божий голос от других голосов. Как слышать голос Бога? (изучение Библии)

Нужно ли вам слышать, что говорит Бог? Есть ли в вашей жизни (или жизни того, кого вы любите) ситуация или обстоятельства, в которых необходимо услышать Его голос?

Бог говорит с нами сегодня. Наша способность распознавать Его голос - это не только ключ к раскрытию Его воли в любой ситуации, это также ключ к тому, чтобы оставаться в Его воле все дни нашей жизни. Слышать голос Божий - это не только возможность для ребенка Божьего. Это - Его повеление для нас.

Евангелист Рейнхард Боннке сказал: «Было бы сложно найти хоть одно место Писания, на котором можно было бы построить доктрину молчащего Бога. Это совсем не Библейская картина. Люди взывают к Богу, потому что они знают Его таким - Бога, чей голос можно услышать».

Иисус сказал: «а входящий дверью есть пастырь овцам... и овцы слушаются голоса его, и он зовет овец своих по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его ».

(Иоанна 10:2-4)

Если мы являемся частью Его стада, нас всех призвал голос Доброго Пастыря, для меня лично, самый привычный способ слышать Его голос и ощущать Его водительство - это через Писания. Библия всегда говорит с теми, кто посвятит время размышлению над ней.

Писание отражает высоту, размер, ритм и тон Божьего голоса.

Вы научитесь узнавать голос Божий, когда вы разовьете глубокую, постоянную любовь к тому, что Бог уже сказал в своем записанном Слове. Мы должны входить в измерение сверхъестественной осведомленности и чувствительности, проводя время в чтении и размышлении над Словом Божьим. Чем больше мы почитаем Слово Божье и присутствие Святого Духа в нашей жизни, тем более чувствительными мы становимся к голосу Бога.

Я слышал, как некоторые люди говорят: «Тебе хорошо, но почему Бог не говорит со мной?» Я думаю, часто причина очень проста: мы не слушаем. Иногда лучшее, что мы можем сделать - это просто помолчать и послушать. Возможно, вам нужно научиться замолкать в присутствии Божьем и настраивать свои духовные уши на Его голос. Бог будет говорить с вами на этом месте, и вы встретитесь с Его присутствием, как Моисей встретился с Ним у горящего куста, когда вы отойдете в сторону и прислушаетесь.

«И как звучит голос Божий?» Если мы верим в то, что Бог говорит, как мы можем быть уверены, что то, что мы слышим именно от Него, а не плод нашего воображения? Один из ключей - знать, чего мы ожидаем, знать, как звучит голос Божий. Илия дает нам превосходный пример. Он переживал могущественные проявления присутствия Божьего - ветер, раскалывающий скалы, землетрясение, огонь. Но Библия говорит, что не в этом был Бог. После того, как он видел могущественные проявления силы Божьей и Его славы, в конце концов, Бог открылся Илии более близко, «в веянии тихого ветра» (3-я Царств 19:12) - это противоположно катаклизмам и сотрясающим землю бурям с неба.

Бог говорит различными способами, и чем более чувствительными к Его голосу мы становимся, тем больше понимаем, что Бог говорит всегда - если только мы находим время слушать Его.

Я создал список из восьми основных способов, которыми говорит Бог. Я верю, что это будет для вас благословением и поможет вам (или вашим друзьям, родственникам) в ситуациях или обстоятельствах, в которых вам нужно услышать голос Божий.

Я хочу, чтобы вы переживали восхищение и наслаждение от того, что вы слышите Божий голос и отправились в приключение, в которое ведет вас Господь.

Дэниел Коленда

Когда Бог говорит, иногда это может звучать как слышимый голос. В большинстве случаев единственный человек, который слышит этот голос - это тот, к кому Бог и обращается. Или иногда Бог произносит четкое предложение или фразу в нашем сердце.

· Внезапное сверхъестественное понимание (осведомленность) с неба

Иногда «услышать от Бога» лучше всего может быть описано такими словами «знание», «внезапная осведомленность» о том, что Бог хочет нам донести. Это имеет такой же эффект, как и услышать звучащий голос Божий в сердце, только сжато по времени. Это - как момент Божьей мысли, Божьей эмоции, отношения Бога, которое в этот момент становится нашим. Как будто в нас мгновенно загружается информация.

· Длительное откровение, раскрывающееся со временем

Иногда Божий голос может прийти к нам так же, как описано выше, но только гораздо медленнее. Он может прийти как откровение, раскрывающееся со временем, иногда быстрее, иногда дольше, обычно в процессе оно смешивается с нашими мыслями. Это означает, что от нас требуется продолжать слушать, изучать и отвечать в послушании, для того чтобы полностью понять, что говорит Бог. Так же это может включать и других людей, которых Бог также использует, чтобы говорить в нашу жизнь.

· Впечатления

Впечатления от Святого Духа могут появляться просто как «чувства». Мы их не слышим. Они не драматичны. Это происходит только в тишине, в глубине наших сердец и мы можем четко различать, что они означают. Когда Бог говорит таким образом, эти впечатления не исчезают. Они появляются, усиливаются и остаются в нас с течением времени.

  • Совесть и убежденность

Когда мы приближаемся к Господу, наша совесть становится мягче и восприимчивей к Богу, и Он часто использует это, когда ведет нас. Когда это происходит, вы обнаружите, что эти убеждения очень личные. Если вы заглушите этот голос и будете попирать совесть - это грех перед Богом. С другой стороны, чем более чувствительными вы становитесь к Божьему голосу через вашу совесть, тем больше вы начнете обнаруживать, что Он говорит с вами каждый день - намного больше, чем вы понимали это раньше.

· Сны и видения

Во все века Бог использовал сны и видения, чтобы говорить со Своим народом. Много мест Писания показывает ситуации, в которых Бог говорил к людям через сны и видения. Без сомнения, Бог и сегодня говорит подобным образом:

«И будет после этого, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения »

(Иоиль 2:28)

· Пророческие слова

Бог использует пророков, или действует в пророческом помазании через верующих, чтобы проговорить к Своему народу и принести откровение. К этому пункту нужно относиться очень внимательно и быть уверенными, что мы остаемся в соответствии Писанию. Человеку никогда не стоит искать водительство Божье через слова пророка, если это не соответствует тому, что он получил в своем духе в молитве и размышлении над Словом Божьим.

· Возможности

Иногда Бог открывает нам Свою волю через обстоятельства, когда Он дает нам возможность, которую мы не планировали или не могли иметь своими собственными силами. Возможно, мы никогда даже и не думали о том, чтобы делать определенные вещи. Но внезапно перед нашими глазами открывается путь, и это Бог зовет нас.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1938

О слышании Голоса Божьего

Алексей Пронин , Дмитров, Россия
20/06/2005

Здравствуйте, батюшка!

У меня возник вопрос, который не дает мне покоя даже сейчас ночью.
Вопрос о слышании Голоса Божьего.
Я Вам верю, что через Вас говорит Господь.
Вы мне нравитесь как батюшка, мне нравится Ваш голос и все что Вы говорите.

Батюшка, скажите как выглядит Бог, какой у Него голос? Опишите все пожалуйста подробно, мне очень интересно.

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Алексей.

Конечно, кто-то нам нравится, кто-то нет. Но категория "нравится - не нравится" не может служить для нас критерием чего-то истинного или полезного. Часто людям нравится вредное, ложное и злое, и не нравится противоположное этому.

В отношении духовного лица правильно говорить в категориях "церковно-лично-благодатный - не благодатный" и "истинный - не истинный".

  1. физически, как голос человека (например, голос воплощенного Христа; голос Бога Отца во время крещения Иисуса Христа);
  2. в тонком сне или духовидении (что неизъяснимо);
  3. духовно, в духе человеческом.

Первый способ очень редкий (кроме дней хождения Христа по земле). Он для духовной жизни весьма опасный. Этот способ служил для подтверждения Отцом миссии Христа:

Мф.3,17: "И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Мф.17,5: "Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте".

В тонком сне зрителем является ум человека. Как он видит и слышит Бога во сне - неизъяснимо. Наяву очищенный и благодатный ум зрит божественные откровения и явления, посылаемые от Бога или от Ангела Божьего, а также в Писании и творениях Божьих. Подобные озарения именуются умозрениями .

Духовное ви дение и слышание Бога происходит посредством духа человека. Дух должен быть достаточно очищенным покаянным подвигом, чтобы иметь способность зреть духовные предметы. Но воспринимает он их не когда того хочет человек, а только по хотению Бога. Этот способ ви дения самый совершенный и безопасный. Трудно изъяснить его осуществление. Это есть ви дение духовным чувством или настолько тонкое и острое прочувствование духовного явления, что оно становится зримым. Его можно уподобить мгновенному просвечиванию излучением всего объекта. Дух мгновенно как бы прощупывает явление и получает его ясную картину. Он не только видит и слышит, но и ощушает качество, настроение, состояние объекта и его отношение к зрящему человеку.

Как ребенок просто видит и слышит отца, мать или другого человека и вовсе не задумывается, как это происходит, так и духовно оживший человек просто видит и слышит духовный объект и не думает о процессе его восприятия. Когда дух созерцает явившегося ему Бога, он приходит в изумление. В таком состоянии человек не разсуждает, не анализирует объект или способ видения, но смиренно и благоговейно предстоит так открывшемуся ему Богу.

Твое желание непосредственно слышать голос Бога или видеть Его происходит от непримечаемой тобой гордости и самоудостоения. Это очень опасное состояние. Демоны легко могут подсунуть свои видения и обольстить тебя. Кто прежде времени желает того, что превыше его, тот и во время свое не получит этого. Он не получит этого никогда.

Бог (кроме Христа, являющегося в Своем телесном виде) невидим и зрится невидимым. Душа разумеет, что предстоит Богу, ощущает Бога, но не видит Его или какого-то образа. Она не видит ничего! И, тем не менее, общается с Богом и разумеет Его, что по привычке и называет слышанием.

Научиться видеть Бога и слышать Его голос невозможно. Надо очищать себя покаянием, а когда Бог захочет и сподобит, то способность видеть и слышать Его откроется сама собой. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят - так сказал Сам Господь наш Иисус Христос. Чистота сердца - это основа Боговидения и Богослышания. Чистота же сердца достигается многими покаянными трудами и скорбями.

Авансом, по особому Божьему смотрению, услышать голос Божий может и новоначальный в вере человек, о чистоте сердца которого говорить не приходится. Этот дар бывает одноразовым, по сильному действию обращающей благодати. Подобное было и у меня осенью 1979 года. Мне милостью Божией впервые посчастливилось достать книгу Нового Завета. Один знакомый человек дал мне почитать эту священную книгу на одну неделю. Я стал читать ее, и при этом чтении на меня снизошла сильнейшая обращающая и просвещающая благодать Божия! Я все принимал просто, без всяких сомнений и колебаний. Мне было все ясно, и я получил ответы на все мучающие меня до того вопросы. И вот именно во время этого чтения и переживания таких благих и необычных состояний Господь Бог благоволил Сам посетить меня, неразумного. Я еще не был знаком с учением святых отцов Церкви и ничего не знал в православной вере, кроме евангельских истин. По этому своему невежеству и неопытности я был не готов к общению и беседе с Богом. Тем не менее, первая моя личная встреча с Ним состоялась. Это было по Его воле и совсем неожиданно для меня. Во время очередного чтения Евангелия я стал размышлять о прочитанном. Вдруг уразумел Божье присутствие и Его голос, обращенный ко мне. Мне никто не подсказывал, что это Бог, но Я сам ясно разумел это непостижимым для себя образом. Голос Его был необъясним. Он не передавался посредством звуковых волн и человеческой речи. Я слышал Его одновременно в себе и вне себя. Слышал не ушами и не умом, ибо это не был разговор на уровне помыслов. Вот почему нельзя было определять, что мне говорят на русском или каком-то другом языке. Это был некий сверхмысленный смысловой язык, когда вдруг просто понимаешь, что Бог тебе сказал именно это. Вот почему невероятно трудно воспроизвести точность Божьего обращения, ибо приходится переводить его на какой-то человеческий язык. На русском языке обращение Бога ко мне имело примерно такой смысл: "Вот ты уверовал и принял все истины Писания. Готов ли ты все оставить и следовать за Мной? Я сделаю из тебя нечто великое". Самым удивительным было не то, что я услышал и уразумел голос Божий, а то, что смог ответить Богу на этом же "языке", не проворачивая мыслью или языком! Горе мне, ибо я, неразумный и неопытный, дерзнул ответить Господу примерно так: "Да, Господи, я в принципе согласен идти за Тобой, но а как же мама, работа?" После этого моего ответа Бог немедленно оставил меня. Еще действовала обращающая благодать, еще Бог явился мне в сонном видении, и Матерь Божия тоже посетила меня во сне, но первый призыв Бога я провалил. Наверное, в том состоянии я не мог вести себя иначе. Мне нужен был долгий путь очищения покаянием и скорбями, чтобы научиться ценить Божье посещение и получить хоть часть того дара, который мог в полноте получить сразу, если бы был готов к этому. Это был очень нужный и полезый для меня опыт. Из него я уяснил для себя, что не только явный грех или греховный помысел оскорбляют Бога, но любое малейшее несогласие с Его волей, любая малейшая самонадеянность или противление Ему в духе, пусть даже в виде недоуменного вопроса. Вот почему для меня невежественными лжецами выглядят те люди, почитающие себя христианами, которые, не зная Бога и не понимая Его, дерзают учить, что, мол, дескать, Господь может и через грешного и нечестивого священника или епископа проводить благодать Свою ради прихожан. Такие люди страшно обольщаются и лгут на Бога и правду Его, ибо не знают они ни себя, ни Божьего отношения к греху. Не ведают они, что чистота и святость Бога оскорбляются малейшим неугодным Ему движением или намеком! Если бы они это знали из своего опыта, то не грешили бы и не оправдывали бы грешность греха других людей, а особенно, Божьих служителей. Святая - святым! Вот ответ Церкви на этот вопрос! Если Господь Бог свят, то Он требует этой святости и от нас. Мы не можем принести ему природную святость, вот почему приносим Ему покаянную святость нашу, если только имеем ее. Вот почему непрестанное пребывание в истинном покаянии является необходимым условием для Боговидения, Богослышания и Богословия.


Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, - не перечислишь.

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.

В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мт. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику,” с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мт. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем,” который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).

Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь:”

“Совесть -

Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть -

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый; это - ведьма,

От коей меркнут месяц и могилы.”

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов,” вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: .“... Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”

Совесть - всеобщий нравственный закон

Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей - “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

Примеры действия совести, описанные в Библии

Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.

Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.).Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мт. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы - покрыть их (Лк. 23:30, От. 6:16).

Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2 Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мт. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40-41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).

С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4 Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1:2).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере,” т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1 Тим. 1:19).

Психологическая сторона совести

Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?

Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.

Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как быни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.

Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные - чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.

Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимоот него?

Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.

Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которыераздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.

Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?

О хранении чистоты совести

“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полномуочищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом - в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).

Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

“Не величие власти,” - рассуждает св. Иоанн Златоуст, - “не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести.”

Народные пословицы,

относящиеся к совести

Свобода выбора:

Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть - в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Угрызения совести:

У каждого плода свои семена.

Каков строитель, такова и обитель.

Без причины нет кручины.

Верно-то верно, а все-таки скверно.

Погодка прекрасная, да думка ненастная.

Злая совесть стоит палача.

Кривой зеркала не любит.

Правда, как оса, лезет в глаза.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

О покаянии:

Есть слезы - есть и совесть.

Упавшего не считай за пропавшего.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание - половина исправления.

Кайся, да опять за то не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умел грешить - умей каяться.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Ошибся, что ушибся, вперед наука.

Простота, чистота, правота - наилучшая лепота.

В простых сердцах Бог почивает.

О лицемерах:

Что лживо, то и гнило.

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Последний Суд:

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Грех не смех, когда придет смерть.

Жил грешно и умер смешно.

После смерти поздно каяться.

Шила в мешке не утаишь.

Грехи любезны доводят до бездны.

Не грешна, так и смерть не страшна.

Добрый конец - всему делу венец.

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

В. Жуковский (1814 г.)

"Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа" (Евр.3:1).

Под этим эпиграфом мы хотели бы каждую неделю привлекать внимание читателей "Истины для настоящего времени" к определённой порции послания к евреям и к другим местам Писания, которые тесно связаны с ней. Данное изучение будет несколько похожим на уроки, посвящённые посланию к римлянам два или три года назад, хотя мы не намерены, по крайней мере сейчас, пройти всё послание, а только первые четыре или пять глав.

Цель заключается в том, чтобы текст этого послания мог занять достойное место не только в памяти, но и в разуме читателя, и таким образом открыть этот разум к его пониманию. Когда эта цель будет достигнута, сокровища Слова Божьего откроются, и обладатель данного понимания будет иметь внутри себя постоянный источник радости и силы.

Цель изучения Библии - выяснить, что говорит Бог, потому что не только те, кто никогда не читал Писаний, отличаются невежеством в этих вопросах. Много людей читают Библию регулярно, и всё же имеют весьма отдалённое представление о том, что Бог на самом деле говорит им. Не всё сказанное Господом в Его слове лежит на поверхности; задача же библейского учителя заключается в том, чтобы открыть более глубокое значение этого слова, ведь истинный библейский учитель просто следует водительству Духа Божьего, "ибо Дух всё проницает, и глубины Божьи".

В этом и вся разница между данным изучением Библии и так называемым "изучением Библии", при котором учитель сам придаёт определённое значение тексту, представляя это значение в качестве догмы и говоря: "Этот текст значит следующее…" При таком подходе учитель опирается на свой собственный ум и свои предположения, а не на ум Христов и Его Дух. Разница между этими двумя методами преподавания также видна в следующем: когда учитель присоединяет к какому-то тексту своё толкование, выражая своё мнение или своё объяснение, говоря: «данный текст означает то или это», ученик, принимающий это наставление, должен всегда хранить это толкование в своём уме и памяти, поскольку данное объяснение на самом деле не содержится в самом тексте, но прибавлено к нему, а из этого следует, что читатель не сможет увидеть и вспомнить это толкование, смотря на сам текст, но должен обязательно помнить объяснение учителя и смотреть на данный текст через данную призму его толкования.

В другом же случае учитель является всего лишь инструментом Святого Духа, и поэтому ученик в самом тексте Библии видит то значение читаемых слов, которого не замечал раньше, но которое теперь видит так ясно, что он удивляется тому, как это значение оставалось неизвестным ему всё это время. Поэтому в данном методе Дух веры можно сравнить с увеличительным стеклом, или телескопом, который делает нас способными различить реалии, сокрытые от того, кто смотрит на данный текст "невооружённым взглядом".

Зная, что данное послание является ничем иным, как словом самого Господа, мы не будем тратить время на доказательство того, что оно было написано Павлом, или на рассмотрение предположения о том, что оно было написано Аполлосом, или кем-то ещё. "Кто Павел? кто Аполлос?

Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь." (1Кор.3:5) Поэтому с молитвой Богу о благословении и просвещении Святым Духом, давайте посвятим свои силы размышлениям о самих словах данного послания, которое изобилует доктринами, обличениями, исправлениями, и наставлениями в праведности.

"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил" (Евр.1:1,2).

Давайте посвятим несколько минут тому, чтобы задать к данному тексту несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что мы на самом деле понимаем, о чём он говорит. При этом мы позволим самому библейскому тексту отвечать на наши вопросы своими собственными словами.

С кем мы знакомимся в самом начале данного послания?

С Богом.

Что Бог делал?

Бог говорил.

Когда Бог говорил?

Бог говорил "издревле".

Кому Бог говорил "издревле"?

Бог говорил издревле "отцам".

Через кого Бог говорил издревле?

Бог говорил издревле отцам через пророков.

Сколько раз Бог говорил?

Бог говорил "многократно".

Как Он говорил?

Он говорил многообразно.

Говорил ли Бог в последнее время?

Бог говорил "в последние дни сии".

К кому Бог обращался "в последние дни сии"?

Бог "в последние дни сии" говорил "нам".

Через кого Бог обращается к нам?

Бог говорит нам "в Сыне" (буквально "через Сына")

Тем не менее, кто обращается к нам, несмотря на средства и способы, которые избирает?

Что же Бог сделал для Своего Сына, через которого Он обращается к нам?

Бог "поставил Его наследником всего".

Наследником чего является Сын?

Наследником "всего".

Какой силой сопровождаются слова, при помощи которых Бог обращался к нам через Своего Сына?

Бог "говорил нам в Сыне... чрез Которого (Он) и веки (дословно: "миры") сотворил."

Какие два важных открытия даны нам в данных двух текстах?

Бог "говорил", и "Он сотворил миры".

"Вначале Бог..."

На этом мы остановимся. Этими двумя словами всё сказано, "ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь." (Рим.11:36) Поразительный и изумительный факт заключается в том, что, читая самое первое слово в данном послании, мы сталкиваемся лицом к лицу с Богом.

Этот текст, пожалуй, невозможно перевести с оригинала так, чтобы на первом месте не стояло слово "Бог". Более того, когда мы читаем данный текст, то само построение этого предложения вынуждает нас сделать паузу после прочтения этого слова. Создаётся такое впечатление, что это предложение специально сформировано с целью открыть нам тот факт, что Бог есть, и что этот простой и важный факт поглощает собой всё остальное.

Мы просто вынуждены остановиться и подумать об имени Божьем - "Я есмь" (Исход 3:14). "Я Господь (Яхве - "Сущий"), это - Мое имя" (Ис.42:8). "Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня." (Ис.43:10,11)

"Бог есть".

Вера в то, что Бог есть, включает в себя всё, что необходимо для спасения. Енох угодил Богу и был взят на небо именно потому, что он верил. "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр.11:6).

На свете гораздо меньше людей верят в то, что Он есть, чем это принято считать. Он есть... что? - Жизнь, любовь, сила, праведность. Он есть добро. Очень много людей верят в то, что Бог ИМЕЕТ силу, и жизнь, и любовь, и благость, но эту веру нельзя назвать верой в то, что Он ЕСТЬ, или кем Он является.

Верить в то, что Он есть означает верить в то, что Он есть именно то, что Он есть, или кем является. "Я есмь Тот, Кто Я есмь." Бог - это сама доброта, сама жизнь и сила. Не существует никакой благости, никакой жизни и никакой силы, которая не исходила бы непосредственно от Него. Верите ли вы в это? Верите ли вы в то, что Он есть, или является всем тем, что только достойно существования? Если верите, то вы тем самым признаёте вашу полную зависимость от Него, и позволяете Ему являть Свою силу в вас по Своей воле, во славу Его.

А это и есть спасение. Бог есть... - где? - "один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех" (Еф.4:6). "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя." (Пс.138:7-10)

Воистину, Бог есть. Если бы мы всегда помнили только один этот факт, чтобы размышлять о нём, он бы изменил всю нашу жизнь. Мы бы осознали и оценили ту силу, которая содержится в этом имени. По мере нашего изучения давайте помнить о том, что мы находимся в присутствии этого Бога, и что Он есть.

Умолкни!

"А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!" (Авв.2:20). Почему необходимо умолкнуть? - Потому что Он говорит, а нам нужно слушать. "Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит..." (Ис.1:2) "Остановитесь и познайте, что Я - Бог..." (Пс.45:11).

Существует одна очень распространённая причина тому, что люди в основной своей массе сталкиваются с трудностями в понимании Слова Господня. Эта причина заключается в том, что они не прислушиваются в достаточной степени к тому, что Он говорит. Если бы какой-то учитель начал говорить, а его слушатели сразу принялись бы обсуждать услышанное друг с другом, задавать ему вопросы и противоречить ему, то никто не удивлялся бы тому, что они не поняли своего учителя, и никто бы не поверил таким ученикам, обвиняющим своего учителя в неясных наставлениях или в слишком сложном изложении материала, который невозможно понять.

При таких жалобах они бы сразу услышали заслуженный ответ: "Если бы вы только умолкли и послушали, то у вас не было бы никаких трудностей в понимании сказанного".

Точно также часто происходит, когда говорит Господь. Как только Его слово начинает звучать, люди начинают шуметь, не уделяя время тихим размышлениям над Его словом, или даже не желая дослушать это слово до конца, говоря: "Я не понимаю, как это может быть...", "А как насчёт...", "Это не согласуется с другими текстами", "Что вы думаете о том-то и о том-то?" "Каково ваше мнение по этому вопросу?" "Я не могу с этим согласиться!" "Это означает следующее..." и так далее без конца.

Не удивительно, что они не понимают это слово. Если бы квалифицированный профессор начал свою лекцию на определённую тему, то все уважающие себя люди стали бы почтительно и внимательно его слушать, потому что они считают единственным мудрым решением слушать того, кто мудрее и опытнее их.

Они бы настроились на то, чтобы не пропустить ни слова, чтобы понять сказанное. Разве нам не следовало бы прислушиваться к Господину вселенной с ещё большим вниманием, когда этот "Единственный источник мудрости" обращается к нам?

Бог имеет много способов говорить. В прежние времена, или "издревле" Он говорил "многообразно". "Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые." (Иов.37:5)

Когда Бог говорит, - это всегда сопровождается проявлением Его силы. "Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти." (Иов.37:6) "По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих." (Иер.10:13) "Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.

Глас Господа силен, глас Господа величествен. Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские". "Глас Господа высекает пламень огня. Глас Господа потрясает пустыню." (Пс.28:3-5,7,8) Однако Господь также обращается к людям посредством "тихого веяния" (3 Царств 19:12) и этот голос настолько же могущественен как и голос Его грома.

Именно таким "тихим веянием" Он и обращается к большинству людей, потому что наши уши не могут выдержать постоянного сильного грома Его голоса. Поэтому нам очень нужно особым образом умолкнуть перед Ним, чтобы мы могли Его услышать.

Бог всё ещё говорит.

"Слово Божье живо и действенно" (Евр. 4:12). Слово Бога "живёт и пребывает вовек" (1Петра 1:23) Слово, которое вышло из уст Господних шесть тысяч лет назад, также живо и действенно и настолько же исполнено жизни сегодня, как и тогда. Поэтому каждое слово которое Бог когда-либо изрекал, Он провозглашает сегодня.

Мы имеем утверждение о том, что в эти последние дни Бог говорил к нам посредством Своего Сына, что означает прямую направленность этого слова к нам; но это ещё не всё, ибо "все, что писано было прежде, написано нам в наставление" (Рим.15:4) и поскольку слово это живо, действенно и всегда актуально, то сегодня это слово направлено прямо к нам. Какая изумительная мысль! Бог говорит! Что Бог делает? - Он ГОВОРИТ. Что же Он говорит? - Послушайте и вы узнаете. "Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду." (Ис.55:3)

Воистину, если бы только люди поверили в тот факт, что Бог говорит, - что Он всё ещё говорит, - то они бы невольно прислушались; а когда они прислушались бы, то они увидели бы Его слово и услышали бы Его голос во всём, что Он сотворил. Могущественная сила, заключённая в мысли о том, что Бог говорит к нам, должна быть пережита, её невозможно просто описать.

Однажды Иисус, наставляя людей, вознёс молитву к Отцу, ответ на которую пришёл немедленно и явно. "Народ, стоявший и слышавший [то], говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа" (Иоан.12:29,30).

Для Иисуса голос с небес возвестил ясную и отчётливую весть, которая состояла из конкретных слов, но для других этот голос звучал подобно бессмысленному грому. Почему? - Потому что Иисус был знаком с этим голосом Своего Господа, а другие - нет. Если бы они прислушивались к голосу Господа ранее, они бы нашли утешение в вести, посланной с небес. В псалме 88-м, где описывается славный трон Бога (стихи 1-15), этот трон, от которого исходят "молнии, громы и голоса" (Отк. 4:5), нам также сказано: "Блажен народ, знающий этот радостный звук (дословный перевод). Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем будут радоваться весь день и правдою Твоею будут превознесены" (Пс.88:16,17 дословный перевод).

Если мы близко познакомимся с Богом, то мы будем радоваться, слыша Его голос, пусть даже этот голос будет звучать подобно грому. Когда Бог возгремел громогласно с горы Синай, народ "отступил и стал вдали", но Моисей "вступил во мрак, где Бог" (Исх. 20:18-21). Народу нечего было бояться, и если бы они только поверили, то они бы тоже могли приблизиться и войти туда же, и найти в тех громогласных заповедях бесконечно глубокие и радостные обетования. Бог велит Своим рабам в эти последние дни провозглашать весть утешения "на горах", "громким голосом" (Ис. 40:9), и Он Сам является этому примером.

Чем сильнее громогласный звук Его голоса, тем больше уверенность в силе Его обещаний. Голос, звучавший с Синая, был тем же голосом, который и сегодня обращается к нам со словами: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Матф.11:28). Когда Бог говорит: "Ты должен..." зная при этом, что мы совершенно беспомощны и неспособны это исполнить, Его заповедь несёт уверенность в том, что Он Сам будет производить в нас "и хотение и действие по Своему благоволению".

Как нам знать?

Этот вопрос часто задаётся: "Как нам узнать, что это Бог говорит?" Как нам узнать, что Библия - это слово Божье? - Ответ очень прост: посредством слушания. Когда мой друг обращается ко мне, то я не услышу его, если буду настолько занят своими собственными мыслями, что не уделю ему внимания; но когда я прислушаюсь к нему, когда я услышу его голос, и буду различать произносимые им слова, тогда никому не нужно будет доказывать мне, что мой друг на самом деле говорит со мной. Мы знаем, что Библия - это слово Божье, потому что мы слышим Его в этом слове, говорящим лично с нами.

Никто в этом мире никогда не сможет доказать другому человеку, что Библия - это слово Божье, но каждый человек в этом мире может узнать об этом на личном опыте. Остановитесь и прислушайтесь. Оторвите своё внимание от людей, и даже от своих собственных мыслей, останьтесь наедине с Говорящим, и вы познаете, что Бог говорит с вами.

В пророках, в Сыне.

В пересмотренной версии перевода мы видим, что Бог говорил отцам "в пророках", а потом говорил нам "в Своём Сыне". "Бог был во Христе" (2 Кор 5:19, дословный перевод). Его имя - Еммануил, что значит "Бог с нами". "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам." (Иоан.14:11). Там, где Сын, там также и Отец. Поэтому мы видим, что Бог "говорил в пророках", когда мы читаем, что "Дух Христов, пребывающий в них" (1Пет. 1:11), свидетельствовал через них.

"Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым." (2Пет.1:21). Поэтому, читая Библию, мы можем отбросить всякое человеческое слово из своего ума, и слушать только Бога.

Когда мы будем прислушиваться к Нему таким образом, мы найдём благословение. "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине" (1Фесс.2:13)

Произносимое слово.

Не забывайте о том, что Бог всё ещё говорит. Его слово живо, и оно не состоит только из напечатанных букв, представленных в форме слов. Это сказано не для того, чтобы упразднить Библию, а для того чтобы мы могли ещё больше дорожить ею, и находить в ней ещё больше силы.

Слова, которые мы видим напечатанными в ней, являются только формой, или изображением настоящих слов. Слово - это нечто живое, нечто дающее силу и дыхание жизни. Человек может читать Библию, читать её очень критически, и при этом не иметь от этого никакой пользы, потому что он видит только холодные, мёртвые буквы. Он видит мысли, идеи, и видит их верно, но эти мысли и идеи сами по себе холодны и не имеют жизни. В лучшем случае при таком подходе можно получить «соты, не имеющие мёда». Живое же слово можно и не увидеть глазами, и даже не услышать ушами, но воспринять сердцем от Духа Божьего.

И это не означает, что существует какое-то противоречие между "буквой" и Духом, хотя "буква" и на самом деле убивает, а Дух животворит. "Буква" сама по себе убивает, поскольку сама по себе она может принести только смерть. Дух же, который оживляет, нисколько не противоречит букве, поскольку Он является самой реальностью, которую описывает "буква" в форме слов.

"В эти последние дни".

В послании к Евреям (1:2) в пересмотренном переводе сказано: "В конце этих дней" вместо фразы "в эти последние дни". Но сравнение с другими текстами, в которых встречается то же самое греческое слово, что и в этой фразе, показывает, что мы можем с такой же уверенностью читать эту фразу по-прежнему - "в эти последние дни".

Таким же образом она переведена и в других переводах. Но для того, чтобы не было никаких сомнений в том что Иисус говорил в Иудее и Галилее "в эти последние дни", мы читаем и в старом и в пересмотренном переводе в книге Деяний (2:17), что "в эти последние дни" Дух изливается на всякую плоть, что и было исполнено на Пятидесятницу.

"Наследник всего"

Бог поставил Сына "наследником всего". Но "все водимые Духом Божьим суть сыны Божьи". "А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться." (Рим.8:14,17). "Побеждающий наследует всё" (Отк. 21:17)

Славное наследие! Но нам нужно помнить, что страдания являются частью этого наследия, ибо только страдающие с Ним прославятся с Ним. Это, впрочем, не должно нас разочаровывать. Ведь Бог не говорит, что страдание предшествует славе, а говорит, что страдание предшествует откровению славы. Иисус, живя на земле, имел "славу как Единородного от Отца" (Иоанна 1:14) но люди не видели эту славу потому что она была явлена в форме "благодати и истины", которую они отвергли. Он же говорит, что Он дал Своим ученикам ту же самую славу, которую Отец дал Ему (Иоанна 17:2).

Всё содержится Христом даже сейчас, ведь "Он есть прежде всего, и все Им стоит." (Кол.1:17). Поэтому, даже если нам кажется, что мы сегодня обременены сильнейшими страданиями и наказанием от Господа, нам в то же самое время дана вся слава небес для того, чтобы мы были способны всё это перенести, ведь "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Рим.8:32). Вот в чём ободрение: "Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий." (1Кор.3:21-23) Какое же это благословение, что Бог говорит!

Сознательное невежество.

"Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его." (Прит.24:11,12)

1. Самое большое счастье в нашей жизни — проводить время с Господом Богом . Лучшее что может быть в жизни — проводить время с Ним. И второе самое большое счастье в нашей жизни — помогать другим налаживать личные отношения с Богом . Именно в этом и есть смысл служения — приводить людей к Господу Иисусу Христу близко и оставлять их там вместе, чтоб они имели собственные личные отношения , и не шли от Иисуса Христа назад к нам за вдохновением и ободрением.

Это так здорово — когда люди научаются самостоятельно общаться с Господом, слышать Его голос , получать от него благословения и поручения, освежаться в Его присутствии и затем действовать с новыми силами, жить, служить! Аминь! И это может каждый. Каждый может близко общаться с Господом , потому что именно для этого Господь Бог нас и сотворил!

2. Сейчас мы поговорим о том, как слышать голос Божий — приготовьте Библию и тетрадь для конспектов. Когда мы читаем Библию, мы все время видим, что постоянно Господь Бог разговаривает с людьми, и не только с верными Ему, но даже с теми, кто Его не знает или знает, но игнорирует. Вообще, само существование Библии говорит о том, что Господь Бог разговаривает с людьми , потому что Господь Бог говорил с людьми, а люди это записывали — и у нас появилась Библия. И Бог может говорить и с нами.

И когда мы читаем Библию — мы видим как Господь Бог разговаривал с людьми, например с Давидом, Моисеем, Авраамом, апостолом Павлом. Например, апостол Павел сказал, что я Евангелие принял напрямую от Иисуса Христа , напрямую — Иисус пришел к Павлу и лично и проповедовал, говорил Павлу лично.

3. Моисей на горе общался лично с Господом Богом , и Господь Бог рассказывал Моисею много подробностей об устройстве общества, об отношениях, о скинии, о законах.. и все что он услышал от Господа Бога было записано и изменило мир. Мир изменен откровениями этих людей, потому что эти люди провели время с Богом, они молились, они слушали голос Божий , поделились с этим с нами и изменили мир. Откровения Моисея изменили мир. То, что слышал апостол Павел, изменило мир.

Когда мы читаем Божье слово , мы видим как люди общаются с Богом . В книге Бытие написано как Господь Бог сотворил мир. Вначале ничего и никого не было кроме Господа Бога, и Господь Бог начал все сотворять с нуля, с полного нуля. Эту книгу написал Моисей. Моисей не мог этого знать, его не было там в момент сотворения мира. Эти откровения он услышал от Господа Бога на горе в личных разговорах с Господом Богом, Творцом. Господь показывал Моисею происходившее от начала мира и это было сверхъестественное слово знаний, слово мудрости — и Моисей написал для всех нас то что услышал от Бога.

4. Когда мы читаем Библию, то постоянно встречаем описания историй, где, Бог кому-то сказал то-то сделать — и возникает вопрос: как же и мне слышать голос Бога ? Могу ли я, обычный человек, простой, слышать голос Бога или это доступно только супер-духовным людям?

Если Господь сотворил нас для общения с Собой, то слышать Его голос — это нормально для каждого обычного простого человека. Бог живой, Он личность и Он больше всего ценит общение с нами.

5. Мысль 1-я: Бог говорит с нами без остановки, со всеми, и всегда. Он говорит со всеми! Бог говорит всегда. Господь Бог говорит с нами прямо сейчас. Бог говорит каждый день. Все люди слышат голос Бога. Ошибаются те люди, которые думают, что никогда не слышали голос Бога — Бог разговаривал с ними много раз. Вопрос не в том, чтобы нам услышать Господа Бога , а в том, чтобы БОГ ЗАГОВОРИЛ С НАМИ. Дело не в нас, дело в Боге.

Господь Бог говорит когда хочет, и мы не можем контролировать этот процесс. И Господь Бог говорит каждый день. Вопрос не в том, чтобы нам услышать Господа Бога , а в том, чтобы РАЗЛИЧИТЬ ГОЛОС БОЖИЙ, чтобы среди многих голосов отличить голос БОГа. Главное — отличать голос Бога от собственного внутреннего голоса, от голоса искусителя диавола, от голоса других людей. Важно понять, что это голос именно Господа Бога.

6. Когда мы говорим о слышании голоса Господа Бога, нам нужно доверять Богу и надеяться не столько свою способность слышать Его голос , сколько на Его способность нам говорить. Слышать не желаемое и ожидаемое, а то, что Господь Бог может сказать , даже нежеланное. Нужно ожидать от Господа Бога такую речь, которая нам будет понятна. Для Господа Бога не ничего невозможного — Ему очень просто говорить так, чтоб ты Его ясно понял.

Мы бываем так напряжены, чтоб услышать Господа Бога, но надо расслабиться и доверять Ему говорить нам — Ему это сделать просто. Господь Бог способен с нами говорить, со всеми, с кем захочет.

7. Перенесите центр усилий в разговоре с Богом с себя — на Него. Когда Господь Бог хочет кому-то что-то сказать — Он говорит это! И мы все слышим Бога каждый день. Даже если вы думаете, что никогда Его не слышали — это не так, вы слышали голос Господа Бога , просто думали, что это не Он вам говорил.

Хорошая новость: все слышали голос Господа Бога . Алилуйа! Слава Богу! Каждый слышит голос Бога сегодня, и услышит Его голос завтра. Но главные вопросы:
1. Различить голос Бога.
2. Когда вы Его услышите — что вы с этим будете сделаете?

8. Станет вопрос о том, чтобы верить тому, что Господь говорит. Ведь Господь Бог ожидает, что вы будете верить тому, что Он вам говорит. А вера — наш выбор. Речь идет о послушании Господу , верить Его слову и ПОВИНОВАТЬСЯ. Довериться Богу, верить, что Он не хочет нам зла, и никогда не пожелает плохого. Тогда сердце откроется к тому, чтобы делать для Него все что угодно — все, чего бы Он не пожелал. Тогда будет уверенность, что все пожелания Бога направлены на добро всем людям, на пользу и Господь Бог обо всем позаботится.

Господь Бог достоин доверия и мы можем верить каждому Его слову . Господь Бог — это истина. Господь Бог честный. Бог верный. И если кому доверять в этом мире, то только Богу! И если кого и слушаться, то только Господа Бога, потому что он нас ЛЮБИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ! Он желает нам лучшего больше всех! И, поэтому, если Он и попросит нас о чем то, то только чтоб сделать лучше вам и другим людям. Поэтому Его можно смело слушаться и не сомневаться, уверенно, никогда не бояться.

9. И когда мы настраиваем свое сердце на этот лад, тогда мы говорим: — Господи, я буду Тебя слушаться! Если Ты ко мне проговоришь — я сразу буду Тебя слушаться. С момента принятия этого решения мы сразу начинаем лучше Его слышать! (это один из секретов) Принять решение слушаться Его и делать все, что Он ни попросит с верой в то, что Он любит нас! Слушаться, потому что Он мне желает только самого лучшего. Сразу открывается сердце к слышанию Господа Бога!

Когда мы хотим послушаться и ждем-ждем, когда ж Господь Бог что-то мне скажет, чтоб я тогда я быстро и с радостью сделал это — в таком состоянии мы намного яснее слышим голос Господа Бога.

10. Если мы не хотим слышать голос Господа Бога и боимся, чтоб Он ни попросил что-то такое, чего мы не хотели бы делать или боялись бы делать — наше ухо становится тугим на слышание. В таком состоянии даже если Господь Бог будет кричать нам на ухо — мы не услышим Его.