Как призвать силы природы на помощь. Ритуал на деньги: как призвать на помощь силу природных стихий


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ

История праздника

Крещение Господа Иисуса Христа, повествование о котором весьма кратко изложено у всех четырех евангелистов (Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-23; Ин. I, 33-34), является важнейшим событием евангельской истории, знаменуя собой начало публичной деятельности Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.

Как повествуется в Евангелии, до явления Иисуса Христа людям, в иудейской пустыни крестил народ и проповедовал скорое пришествие Мессии Предтеча Господень Иоанн, предвозвещенный пророком Исаией в образе «гласа вопиющего в пустыни»: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мф. III, 3). Крещение, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось крещением покаяния и исповедания своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. III, 2).

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом и вся страна иудейская ждала Его пришествия, благодаря чему многие евреи приняли Иоанна за Спасителя мира как человека чистой жизни, жившего в пустыне, носившего одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней (Мф. III, 4). Однако Иоанн сам им свидетельствовал о том, что он не Христос и крещает только водою, но что после него придет Муж, Которому он не достоин понести сапог. Он и есть Спаситель мира, Который крестит людей «Духом Святым и огнем» (Мф. III, 11).

В самый день Крещения, как говорится в евангельском рассказе, «приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от Него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Ты есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. III, 17). Таким образом, Господь ясно указал Иоанну Крестителю и народу, о том, что перед ними Спаситель мира Христос, по свидетельству самого Предтечи: «но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.I, 33-34).

Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Установление праздника

Начало празднования Крещения Господня, как и Рождества Христова относится еще к временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других - до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Важным побуждением при установлении этого праздника явилось желание пастырей раннехристианской Церкви, по словам свт. Иннокентия Херсонского, «оградить верующих от заблуждения некоторых еретиков, отвергавших троичность Божества»

(1). Событие Крещения Господня, по их мысли, представляло собой неоспоримое свидетельство троичности Божества. Свое название Богоявления праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Св.Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца»(2)

В древности праздник Крещения являлся также и торжественным днем крещения новообращенных, отчего и назывался иногда праздником светов, святыми светами. Эти наименования указывают на действие крещения, которое состоит в просвещении и очищении греховного естества человеческого. В связи с обычаем крещения в этот день оглашенных отличительной особенностью праздника стало освящение вод. Позже, с исчезновением института оглашенных, это обыкновение осталось неприкосновенным в воспоминание события самого праздника: «Паки та же вода, - как пишется в Новой Скрижали, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания крещения Христова».

Духовный смысл праздника

Крещение Господне в смысле духовного осмысления этого праздника является «сотворением мира наново, подобно Рождеству Христову». «В этом празднике, - пишет инок Григорий Круг, - сотленный мир таинственно сотворяется заново, и, как и при сотворении мира, Бог касается и очищает и животворит водное естество. Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их <…>»(3)

Подобно тому, как Дух Божий при сотворении мира витал над водой, в таинстве водоосвящения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в таинстве крещения, быть водой «приснотекущей в жизнь вечную»(4)

Сам образ Крещения Христа Спасителя стал предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без крещения (Мф. 28, 19-20). Трикратное погружение в церковном таинстве крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Крестившись от Иоанна, согласно евангельским словам, Христос исполнил «всякую правду», то есть верность и послушание Отцу Небесному. Этим Он дал пример христианам послушания воле Божией и смирения, которыми они должны уподобиться Христу, восприняв благодать таинства крещения.

Иконография

Истоки иконографии праздника Крещения Господня восходят к раннехристианским временам. В памятниках IV-V вв. таких, как ампулы Монцы, мозаика свода арианского баптистерия в Равенне, плакетка трона архиепископа Максимилиана, крещаемый Предтечей Христос изображается молодым безбородым юношей. В более поздних памятниках, в соответствии с церковным преданием распространение получает изображение Спасителя во взрослом возрасте.

На многих иконах данного праздника, в подражание античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины, основывающиеся на тексте псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Пс. 113, 3).

Хотя в Евангелии нет упоминания о присутствии при Господнем Крещении ангелов, их фигуры, начиная с VI-VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от св. Иоанна Предтечи берегу Иордана, как правило, занимая правую часть композиции. Чаще всего здесь пишутся три ангела, склонившиеся ко Христу, и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Встречаются и варианты, когда ангелы слетают ко Христу с небес, как это представлено в миниатюре из Слов Григория Назианзина (XI в. ГИМ).

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь - символ Святого Духа и лучи божественного света. В мозаике, находящейся в одном из тромпов, поддерживающих купол главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI в.), так же, как и во многих книжных миниатюрах и иконах, изображается благословляющая десница Всевышнего, символизирующая глас с небес. Похожее изображения Богоявления присутствует и в мозаичном убранстве Палатинской капеллы в Палермо и церкви Св. Луки в Фокиде (XII век).

Наряду с лаконичной иконографической схемой, в византийском и древнерусском искусстве была распространена и более обогащенная различными дополнительными деталями. Так, во фреске церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) на берегу Иордана представлен ожидающий крещения народ. Один из них снимает рубаху, а другой человек изображен уже плывущим по воде. Обращает на себя внимание и то, что фигура Спасителя не обнажена, как в некоторых других памятниках, а имеет препоясание. В руке св. Иоанна Предтечи находится свиток - символ его проповеди о Христе народу. На воде, слева от Иисуса, начертано изображение креста как знака освящения мировых вод. Такое же изображение креста на воде, выделенное красным цветом, присутствует на иконе «Крещение Господне» XIII века, хранящейся в монастыре св. Екатерины на Синае.

В Национальном музее Сербии (г. Белград) находится икона XIV века, обладающая большим количеством деталей. Многочисленная толпа иудеев, присутствующих при крещении Господа, представлена по обоим берегам реки, в ней выделяются старцы, юноши, женщины, держащие на руках младенцев. В верхней части иконы изображены две небольшие обнаженные фигурки, сидящие на вершинах горок и изливающих воду из сосудов. Это персонификации легендарных источников Иора и Дана, при слиянии которых образовался Иордан, о чем сообщалось в древних преданиях - у Иосифа Флавия и блаженного Иеронима. Кроме того, у ног Иоанна Предтечи изображена секира, напоминающая о мученической кончине пророка, а слева - сцена его проповеди. Главной иконографической особенностью образа является изображение отворяющихся небесных врат, как об этом говорится в Евангелии от Матфея (Мф. III, 16), ангелов и Христа Эммануила в небе.

Исследователь Л.И. Лифшиц отмечает, что в изображениях Крещения художники различными способами вводили мотивы, напоминающие о погребении Спасителя и Его Сошествии во ад. Так, с погребением ассоциировались изображения Христа, погруженного под воду с головой, а с Сошествием во ад - изображения Спасителя стоящего в Крещении на подножии, напоминающем, как, например, во фресках сербского монастыря Грачаница (1321 г.), попираемые врата ада.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, возлагющего десницу на главу Христа. Этот жест перешел в искусство из церковной практики. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» (тропарь водоосвящения). Поза Христа бывает различна. Практически во всех иконах Богоявления Спаситель благословляет правой рукой. В ранних памятниках Его фигура часто представлена строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг, что соответствует евангельскому тексту, где сказано, что, крестившись, Иисус «взыде абие от воды» (Мф. III, 16). Именно так показано Крещение на Васильевских вратах (XIV в. Троицкий собор г. Александрова), иконах-таблетках из Сергиево-Посадского музея и Софийского собора (XV век).

Тропарь, глас 4

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя: / и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: / явлейся, Христе Боже, // и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, // свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию Крестившагося / от Иоанна // в водах Иорданских.

Примечания:

  1. (Свт. Иннокентий Херсонский О великих Господских и Богородичных праздниках. СПб. 2005).
  2. Христианство, Т.1, 1993. С.290.
  3. Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. С. 55-56.
  4. Там же. С. 56

Оригинал взят у iov75 в Богословие иконы. «Крещение Господне» Андрея Рублева

Перед намиикона XV века «Крещение Господне» , принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева . Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещения, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах: Бог-Сын - Иисус Христос, Бог-Дух Святой - в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение» , как поется в тропаре праздника. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. И потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.
Особенность иконы и ее завораживающая красота - в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.
Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна. Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы рекой. Другая - с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре - на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа. Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» .

Образ Иисуса Христа - центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее - грудь, плечи, руки, ноги - округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.
Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть. Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу. Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье - это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.
Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте. Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный. Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная...
На противоположном берегу - прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны. Впереди - два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые Его тотчас принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первые два.
Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака. Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные - Иоанн Креститель и трое ангелов - заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление - Троицу Триипостасную. Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.
Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности. Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу - еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой - видимые образы: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…» , указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки - античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

Крещение Господне; фрагмент трёхчастной иконы, 12 век, Монастырь св. Екатерины, Синай

Икона Крещения рассказывает не только о самом Крещении Христа в Иордане от Иоанна Предтечи. Главное «событие», которое стремится передать икона – явление миру воплотившегося Сына Божия как одного из Лиц Святой Троицы.

В Крещении Христа впервые зримо для всех людей , пришедших креститься, Бог открылся как Святая Троица: Бог-Отец говорил с неба, Сын Божий крестился в водах Иордана, а Святой Дух сошел на Сына в виде голубя.

И потому на иконе мы видим в центре, в водах Иордана, - Иисуса Христа, вверху – Небо, с Небес спускается белый голубь - символ Святого Духа.

Так исполнилась «всякая правда», о которой говорит Христос в Евангелии: тем, кто услышал призыв Иоанна Крестителя к покаянию и крестился с верой, исповедуя свои грехи, было дано увидеть исполнение пророчеств – явление миру Бога Отца и Сына и Святого Духа.

Так верующее и чистое сердце видит Бога. Поэтому событие и праздник Крещения получили еще одно название – Богоявление.


Крещение Господне, фреска,1668 г., Переяславль-Залесский, Троицкий собор, придел св. Иоанна Предтечи

Начало XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай


Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Иоанна Крестителя мы видим изображенным, склонившись к Иисусу, и возложившим в знак крещения свою правую руку на Его главу. А на правом берегу Иордана - ангелы, также склонившиеся к Иисусу Христу. Они словно сослужат Иоанну Крестителю.

Иисус Христос в водах Иордана соединяет Собой два «берега» жизни: земное (Иоанн Предтеча – человек) и небесное (ангелы). Так и мы через Иисуса Христа и личное крещение получаем возможность приобщиться к миру духовному, небесному.

Крещение Господне. VI в., Равенна


Крещение Господне. 1001-1015 гг., Грузия

Крещение Господне, Византия XI в., Императорский менологий, США. Балтимор

Крещение Господне, прп. Андрей Рублев, 1405 г


Крещение Господне. Сербия, Косово, монастырь Грачаница, XIV в

В Иордане мы видим две небольшие фигуры: старец – символ реки Иордан и женская фигура верхом на дельфине – символ моря. Эти символы пришли из византийского искусства: в древнегреческом языке слово «река» мужского рода, а «море» – женского рода.

Фигуры-символы реки Иордан и моря отсылают к словам из псалма 133: «Море виде и побежало, Иордан возвратился вспять», которые повторяются и в крещенских песнопениях. Поскольку фигуры в реке не реальные люди, а символы, они изображаются меньшими по размеру.


Крещение Господне, Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Новгород

Крещение Господне, вторая половина XI века. Афины, монастырь Дафни, церковь Успения Пресвятой Богородицы


Крещение Господне, XI в., Греция. Монастырь Осиос Лукас

Крещение Господне. Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век


Богоявление. Фреска церкви св.Георгия в Старо-Нагоричане, 1316-17. Македония

Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII – нач.XIX в. Рыбинский музей-заповедник

Двусторонняя икона-таблетка, 2-ая четверть XVв. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Мастер Михаил. Икона из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Нач. XVII в. Государственный Русский Музей, Спб

С раннехристианских времен рыба изображается как аллегорический символ Иисуса Христа. На древнегреческом («ихтис») это слово представляет монограмму из начальных букв имени Иисуса Христа – Иисус Христос Сын Божий Спаситель.

Христианский богослов III века Тертуллиан связывает символ рыбы с таинством Крещения: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus (Иисусом Христом), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Пелена. 1580-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Крещение Господне, современная икона


Крещение Спасителя. 1880-е, Иванов Андрей Иванович, Государственная Третьяковская галерея


Крещение Господне. Семирадский Генрих Ипполитович, 1876 г

Крещение Господне (Богоявление). Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Крещение. Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг

Иконы Крещения Господня


Нестеренко Василий Игоревич
Крещение Господне
Северный Тимпан Храма Спасителя

Крещение Господне, или Богоявление, называется так потому, что в момент Крещения Спасителя явились все три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, крестящийся в Иордане, и Дух Святый, сошедший в виде голубя.

Богоявление, со сценами жития
Малыганов Иван Анисимович (ок. 1760 - после 1840)
Частное собрание Ю. М. и Л. Д. Рязановых, Екатеринбург, Россия

Синайский диптих из монастыря Св. Екатерины. Фрагмент

Крещение. (Мф 3:13-17 и паралл.) В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

Вторая половина XI века.
Церковь Успения Богоматери, Дафни.
Мозаика в тромпе

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, разверзлись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря.
Середина XIV века.
Национальный музей, Белград.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении. В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления.


XI век. Греция. Монастырь Осиос Лукас

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, "водами погребсти человеческий грех", исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить "водное естество" и подать нам образ и пример Крещения.
отсюда


Коптские иконы

Над стоящим в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа и лучи «троичного света». Во многих памятниках, в том числе и знаменитых мозаиках главного храма монастыря Дафни под Афинами (вторая половина XI века), книжных миниатюрах и иконах изображается благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи», глас с небес.

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа. В гимнографии праздника, как и в иконах, акцентируется тема принятия Господом Крещения от Своего раба: «како возложит раб руку на Владыку» - поется в тропаре на водоосвящении. Поза Христа бывает различна. В ранних памятниках Его фигура часто представала строго фронтально, в дальнейшем наиболее популярными становятся изображения в легком развороте и движении, как будто Христос делает шаг. Это напрямую связано с евангельским текстом, где говорится, что, крестившись, Иисус «взыде абие (то есть тотчас, немедленно) от воды» (Мф. 3, 16).


Древние иконописные подлинники, составленные согласно с византийскими памятниками, дают описание Крещения Господня кратко: “Спас наг... правою рукою благословляет о бедре, а Предтеча крестит Христа. Три ангела... наклонены к Господу, а Предтеча аки на колена преклонился”.

Миниатюра
Минология Василия II.
Константинополь. 985 г

Более поздние тексты дают описание подробнее: “Господь наш Христос стоит в Иордане реце, наг, главу Свою преклонил к Предтече, рукою Своею благословляет Иордан. С правой стороны гора празеленая (т.е. неяркого зеленого цвета); Предтеча на ней стоит возле Иордана, приклонился ко Господу; и прикоснувся Иоанн десницею своею к пречистому верху Господню, крести единаго от Святыя Троицы. На Предтече риза от влас велбужих и пояс усмен о чреслех его, а риза мохнатая санкиро-дикая (коричнево-оливковая). С другой стороны реки гора вохра с бел, аки песчаная; ангели стоят, поклонившись Господу; един ангел держит ризу белую, риза на нем багряная, исподняя лазоревая; второй ангел держит ризу багряную, риза на нем киноварная, исподняя празеленая; третий ангел держит ризу лазоревую с белилы, а на нем риза празеленая, исподняя баканная с белилами”.


В русских памятниках XVI – XVII веков, несмотря на запрещение церковными соборами изображать Бога-Отца, в Богоявлении, в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. Так, на иконе начала XVII века мастера Михаила Саваоф в белых одеждах изображен сидящим на престоле, по сторонам от Него шестикрылые серафимы. Из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух. В поздней иконописи XVIII – XIX веков Бог-Отец часто изображался сидящим на облаке со свитком в руках. Этот свиток с текстом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», - выполнял ту же функцию, что и в древних памятниках символ руки в небе.

Крещение Господне. Коптская икона.


Икона Богоявление (Крещение Господне)
Удалов И. (рубеж XIX–XX вв)

Cледуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке вместе с персонификацией моря, в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на тексте псалма: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять… (Пс. 113, 3). Н.В. Покровский объяснял причину соединения иллюстрации на этот текст псалма с изображением Крещения тем, что данные слова указывают на ветхозаветный переход евреев через Красное море, а это событие в Новом Завете (1 Кор.10,1–2) и святоотеческой литературе понималось как пророческое указание на Крещение. Сообразно этому толкованию названный стих псалма был перенесен в гимнографию праздника
отсюда


Киево-Печерская Лавра. Фреска

Christ"s Baptism in the Jordan

Арианский баптистерий в Равенне (Италия)
493-526 гг. Мозаика купола

Армянская икона

Икона конца XV в.
Музей Рублева

Крещение Господне (Богоявление) Греция XVII в.
место нахождения: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
33.6 x 42.2 см. дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные
техника: золочение, темпера яичная

Крещение Господне
Андрей Рублев (?)
первая половина XV века
81 x 62 см доска липовая, ковчег, неглубокая лузга.
Паволока, левкас, темпера
Благовещенский собор Московского Кремля

Крещение Господне Северная Греция. Поздний XVI в.

Крещение. Икона. Мастер Михаил.
Начало XVII века.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Миниатюра из Евангелия
Монастырь Дионисиат, Афон, XI в.

Миниатюра
Императорский менологий (cod. Walters 521), XI в.

Мистра. Церковь Богоматери
Перивлепты, XIV в.

Мозаика кафоликон монастыря Хора. 1316–1321 гг.
Стамбул

Мозаика собора Сан Марко, XIII век, Венеция

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия, Метохия, XIV в.

Около 1497 г.
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Первая половина XIV в., Галерея икон в Охриде

Первая половина XVI в., Псковский музей-заповедник

Псков, середина XIV века, Эрмитаж

Роспись придела св. Иоанна Предтечи, 1668 г.
Троицкий собор Переславля-Залесского.

Роспись ц.Спаса на Нередице, 1198 г.
Новгород (утрачена)

Шитая пелена, 1580-е
Государственный Русский Музей

Армянская икона. Крещение

Равеннская мозаика