Как развить тонкие тела человека. Тонкие тела человека: их формы и строение

Определения

Наиболее интенсивные исследования в области экономической безопасности Российской Федерации начались с создания Межведомственной комиссии Совета безопасности по экономической безопасности, хотя проблемам, сопряженным с этим понятием, были посвящены многочисленные исследования российских экономистов, социологов, политологов и исследователей в области ряда смежных дисциплин.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности была образована в соответствии с законом Российской Федерации О безопасности, положением о Совете Безопасности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1993 г. № 1686 О совершенствовании деятельности межведомственных комиссий Совета безопасности Российской Федерации. По существу, перечисленными документами было введено понятие экономическая безопасность, до этого иногда упоминавшееся в прессе в разнообразных контекстах.

Понятие экономическая безопасность в наиболее общем смысле означает возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является материальной основой как национальной безопасности в целом, так и практически всех ее составляющих (продовольственная, энергетическая, научно-техническая, экологическая, информационная и др.).

События 10 – 11 октября 1994 г., связанные с резким падением курса рубля (черный вторник) обострили интерес как научной общественности, так и широких слоев населения к экономической безопасности. В апреле 1995 г. Указом президента РФ была образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности по экономической безопасности (1), в результате деятельности которой была разработана Государственная Стратегия Экономической безопасности Российской Федерации (основные положения), одобренная Указом президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Рассмотрим кратко структуру и содержание этого документа

Государственная стратегия включает характеристики внешних и
внутренних угроз экономической безопасности России, определение и
мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально- экономической системы государства, определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в сфере экономики, формирование экономической политики,

институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Стратегия определяет цели и объекты экономической безопасности.

Цель Государственной стратегии – обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранение целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

Защиту гражданских прав населения, повышение качества его жизни, гарантирующих мир в стране и спокойствие в обществе;

Эффективное решение внутренних и внешних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;

Активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Стратегия определяет следующие угрозы экономической безопасности:

1.Увеличение имущественной дифференциации населения.

1.1.Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных.

1.2.Увеличение доли бедных слоев населения.

1.3.Рост безработицы.

1.4.Задержка выплаты зарплаты, остановка предприятий.

2.Деформированность структуры российской экономики.

2.1.Усиление топливно-сырьевой направленности экономики 2.2.Отставание разведки полезных ископаемых от их добычи 2.3.Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий.

2.4.Свертывание производства в машиностроении.

2.5.Подрыв научно-технического потенциала России, деградация.

2.6.Приобретение иностранными инвесторами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков.

Уроки Форекс - это блестящая для тебя подготовиться к успешной работе на Forex!

2.7. Рост внешнего долга России.

3.Возрастание неравномерности социально - экономического развития регионов.

3.1.Наличие депрессивных регионов. 3.2.Нарушение производственно-технологических связей. 3.3.Увеличение разрыва в производстве ВВП на душу населения в регионах.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

4.1.Рост безработицы.

4.2.Сращивание части чиновничества с организованной преступностью.

4.3.Ослабление системы государственного контроля над процессами приватизации, процессами в финансово-банковской сфере, экспортно-импортными операциями и др.

Существование перечисленных и других угроз привело, в конечном итоге, к кризису 17 августа 1998 г. Причины и последствия возникновения кризиса широко обсуждались в печати. К числу основных причин кризиса относятся такие, как искусственная поддержка заниженного курса доллара, не способствовавшая развитию отечественного производства и импортозамещению, низкие цены на нефть на мировом рынке, крушение пирамиды ГКО и др. Мы не будем их здесь комментировать.

Проиллюстрируем только первые последствия этого кризиса на примере динамики изменения курса доллара в период с 14.08.98 по 24.09.98 (см. Рис.1).

Как видно из графика, сложившаяся конъюнктура на ММВБ была такой, которая позволяла, при наличии инсайдерской информации, за короткий период заработать не менее 400% от вложенных в валюту средств. Трудно предположить, что такой информации никто не располагал!

Вслед за угрозами экономической безопасности Стратегия определяет критерии и параметры экономической безопасности, причем критерии определяются на содержательном уровне как группы социально-экономических показателей, подлежащих постоянному мониторингу. При этом с момента появления Стратегии и до настоящего времени предполагается, что о состоянии экономической безопасности можно судить по достижении соответствующими показателей некоторых пороговых значений, которые в дальнейшем подлежат экспертному определению. С нашей точки зрения, это не лучший способ конкретизации понятия экономическая безопасность. Определением пороговых значений показателей занимаются до сих пор (2), причем эти работы могут иметь целью обратить внимание Правительства на наиболее неблагоприятные значения социально-экономических показателей, (или сочетания их), содержащихся в соответствующих базах данных, и служить индикаторами, привлекающими внимание властных структур к тем или иным угрозам. Забегая вперед, скажем, что существующие пороговые значения показателей экономической безопасности таковы, что о состоянии, близком к экономической безопасности говорить вообще не приходится.

В рассмотренном кратко документе впервые содержательно определено понятие экономическая безопасность. Это определение, конечно же, не является единственным, и нуждается в уточнении.

Конструктивная критика этого определения содержится в работах группы академика РАН А.А.Петрова (4). Критика сводится к тому, что пороговый подход не является вполне корректным. Направление работ, которые возглавляет А.А.Петров, связано с построением сложных динамических моделей в рамках созданного им направления Системный анализ развивающейся экономики. В рамках этого направления под экономической безопасностью понимается определение равновесных и эффективных траекторий развития экономики, определяющих макроэкономический рост. Несмотря на глубокую научную проработку моделей системного анализа работы группы А.А.Петрова пока рано говорить о том, что такой подход может полностью вытеснить подход, сложившийся в результате принятия Стратегии экономической безопасности.

Среди мер, экономической политики, предлагаемых Стратегией, направленных на обеспечение экономической безопасности, центральное место занимает мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Такой мониторинг осуществляется в настоящее время Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике. На основании данных, получаемых нами от этой организации, построены информационно-аналитические системы, которые будут описаны в последующих разделах. В развитие Государственной Стратегии экономической безопасности были выпущены Постановления Правительства, предписывающие создание подразделений анализа экономической безопасности всем экономическим Министерствам и ведомствам, включая Минэкономики, Банк России, Минфин, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и др.

1.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации (3), в основу которой вошли и материалы Государственной Стратегии. Структура этого документа приводится ниже. Основные разделы документа следующие.

Россия в мировом сообществе,

Национальные интересы России, (в экономической сфере – ключевые, их мы и будем рассматривать),

Угрозы национальной безопасности,

Обеспечение национальной безопасности РФ.

В первом разделе Концепции говорится об ориентации России на создание многополярного мира. Утверждается, что становление многополярного мира будет продолжительным. Указывается на недостаточное влияние России на решение крупных международных проблем. Констатируется, что перспектива расширения НАТО на Восток неприемлема для России, поскольку представляет угрозу национальной безопасности. Говорится также об определенной изоляции России от интеграционных процессов, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и неприемлемости этого для России как для влиятельной державы, имеющей национальные интересы в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Отмечаются кризисные явления в российской экономике: 1.Сократилось производство и ухудшилась его структура. 2.Снижается инвестиционная и инновационная активность. 3.Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. 4.Усиливаеися зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров. 5.Растет внешний и внутренний долг.

6.Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального производства и из научной сферы. 7.Увеличивается количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

8.Растет имущественное расслоение общества, снижается уровень жизни большей части населения.

9.Сокращается экономический, научный и демографический потенциал страны.

10. Все еще велик уровень преступности и коррупции. 11.Сузились рынки сбыта и сырьевая база российской промышленности. 12.Интеграция России происходит зачастую на условиях, не выгодных для нашей страны.

В разделе Национальные интересы России определяется система национальных интересов Российской Федерации как совокупность интересов личности, общества и государства.

Интересы личности на современном этапе состоят в обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижении и поддержании общественного согласия, повышении созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государства определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области и духовной жизни и культуре.

В разделе Угрозы национальной безопасности России кроме факторов, перечисленных в предыдущем разделе, говорится о таких, как: 1.Стагнация аграрного сектора, 2.Расстройство платежно-денежной системы. 3.Уменьшение доходной части федерального бюджета. 4.Увеличение доли топливно-сырьевого сектора.

5.Увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных ресурсов при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли и неконтролируемой утечке капитала.

6.Неразвитость финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта. 7.Нерациональная структура импорта.

Мы не будем здесь подробно анализировать рассматриваемый документ, ограничиваясь только основной целью нашего курса – экономическая безопасность России, несмотря на то, что угрозы в сфере экономики тесно связаны с угрозами в социальной, экологической, духовной и оборонной сферах. Предлагаем читателям обратиться к первоисточнику.

Что касается последнего раздела, Обеспечение национальной безопасности России, то меры, предусматриваемые Концепцией и последующей ее редакцией, наряду с другими мерами, мы рассмотрим в заключительной части этой работы.

1.4. Концепция национальной безопасности в редакции Указа Президента от 17 января 2000 г.

Документ (5) имеет ту же структуру, что и предыдущий. Однако, содержание его в значительной степени отличается.

По первому разделу . Значительно более мягко говорится об идеологии становления много полярного мира. Констатируется, что Россия, несмотря на сложности международной обстановки и трудности внутреннего характера, является одной из крупнейших стран мира, обладающая значительным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом и уникальным геостратегическим положением на Евразийском континенте. Говорится о попытках игнорировать интересы

России при решении крупных проблем международных отношений, что может затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях. Констатируется резкое обострение проблемы терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения всего мирового сообщества, повышения эффективности форм и методов борьбы с этой угрозой. В настоящее время эти положения реализуются в полной мере, несмотря на целый ряд трудностей и противоречий.

Во втором разделе , Национальные интересы России также можно отметить целый ряд уточнений. Так, более четко формулируются интересы личности, общества и государства.

В третьем разделе , Угрозы национальной безопасности, в части, касающейся экономических угроз, говорится об их комплексном характере, а сами угрозы, сформулированные в предыдущей редакции концепции, определяются более четко. Говорится и о серьезных просчетах допущенных на начальном этапе реформ, в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Констатируется ослабление системы государственного регулирования и контроля, недостатки в правовой базе, отсутствие сильной государственной политики, снижение духовно-нравственного потенциала рост преступности, особенно ее организованной части, и коррупции.

В четвертом разделе, Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации определяются основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к числу которых относятся:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета м территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

Преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной деятельности иностранных государств, направленных против Российской Федерации;

Коренное улучшение экологической ситуации в стране.

1.5. Обеспечение национальных интересов в экономической сфере

Основными направлениями в обеспечении национальной безопасности во внутриэкономической сфере являются: 1.Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства. 2.Усиление государственного регулирования в экономике. 3.Принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического потенциала, переход к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, подъему благосостояния народа.

Отметим еще одну важную угрозу экономической безопасности – слабая информированность руководящих структур о состоянии дел в России.

Даже относительно запасов топливно-энергетических ресурсов Правительство страны не имеет однозначных оценок. Так, например, в статье ведущих ученых СО РАН (Нефть и газ в 21 веке, ЭКО, 2, 2001), говорится о том, что спрос на энергоносители в АТР в ближайшие 10 лет резко возрастет, и что Россия может обеспечить этот спрос за счет вновь открытых гигантских месторождений нефти и газа в Восточной Сибири и республике Саха. Говорится о 8-10 млрд. нефти. 26 – 28 трлн.куб.м. газа, содержащего большой процент гелия. Говорится, в частности, о том, что в связи с этим активный выход России на топливно-энергетический рынок АТР должен стать новым важным направлением внешней энергетической стратегии. Вместе с тем говорится и о некоторых трудностях – необходимости переброски энергоносителей на дальние и сверхдальние расстояния, большой глубине залегания ресурсов, неразвитости инфраструктуры. Но, Россия должна стать активным участником суперпроекта снабжения АТР энергоресурсами не только как страна, располагающая огромными энергетическими ресурсами, но и как страна, имеющая уникальный научный и технический потенциал.

В следующем номере ЭКО за 2001г. говорится о тяжелом положении в топливно-энергетическом комплексе России. За 7 последних лет объем геологоразведочных работ сократился в 3.5 раза. Прирост разведанных запасов по отношению к добыче газа составлял в 1999 г. 37 %, а по нефти – 65%. Таким образом, мы проедаем запасы – эти данные заложены в стратегии социально-экономического развития, подготовленном Центром стратегических работок. Говорится и о том, что удельная энергоемкость ВВП нашей стране в 3.5 раз выше, чем в развитых странах.

Такой разнобой в оценках стратегических запасов вызывает не только недоумение, но и крайнюю обеспокоенность. В качестве примера десятилетиями складывавшегося отставания России в технологической области, в частности, в информационной сфере, приведем краткую историю Интернета.

1.6. История Интернет

Развитие Интернета происходит так стремительно, что этот процесс можно сравнить с Большим взрывом, только в виртуальном мире. Взрыв произошел в начале 90-х, и его последствия становятся ощутимыми на все более обширной территории, практически во всем мире.

1.Пентагон, Агентство Перспективных исследований (ARPA), весна 1966 года. Роберт Тэйлор, руководитель бюро технологий обработки информации, работает с 3 компьютерами, установленными в MIT и в Калифорнийском университете в Беркли и в Санта-Монике. Почти все американские университеты и НИИ выполняют задания ARPA , поскольку эта организация берет на себя все расходы на оборудование.

Ввиду сложности передачи данных с одного компьютера на другой, возникает необходимость унификации систем ввода данных и их представления на терминалах. На создание сети из 12 компьютеров ARPA выделяет $1 млн.

Лоуренс Робертс, MIT , разрабатывает необходимую документацию.

2.Еще ранее, в 1960 RAND (Пол Баран) разрабатывает концепцию распределенной сети на случай ядерной войны. Происходит переход на цифровую передачу данных, а также на их пакетную обработку. Независимо от RAND в Англии Дональд Дэвис выдвигает ту же идею, с добавлением к функциям компьютерных узлов функцию трансляции с различных стандартов.

В 1968 г. Робертс рассылает 140 фирмам предложение - принять участие в конкурсе на разработку плана компьютерной сети. Крупнейшие производители, IBM и AT & T , отказываются, за работу берется фирма (малоизвестная) - BBN . Эта компания разрабатывает спецификации за $100000 и получает заказ на $1 млн. на разработку сети. Разрабатывается интерфейсный процессор – в нашей терминологии – процессор телеобработки.

3.Инженер Фрэнк Харт, BBN , имея разработки Барана и Дэвиса, с командой из 12 человек выполняет этот проект, связав несколько университетов, несмотря на скептицизм своих коллег. В работе принимали участие студенты.

4.К 1971 г. сеть разрослась до 23 хостов. В 1972 г. инженер BBN Раймонд Томлинсон написал первые программы для электронной почты. Он же ввел символ @.

5.Вскоре E - mail стала самым скоростным средством телекоммуникации.

6.Возникают компьютерные сети во Франции и на Гавайях. Во всей полноте проявляются проблемы совместимости компьютеров. В 1974 г. в журнале IEEE , известном в те годы в СССР под именем Иван, три Елены, появляется статья Роберта Кана и Винтона Серфа Протокол для пакетных сетевых коммуникаций Transmission Control Protocol / Internet Protocol (TCP / IP) - это фактически рождение Интернета.

7.В 1975 г. в DARPA (бывшая ARPA) организуется электронный дискуссионный клуб, ставший первым виртуальным местом встречи специалистов в области телекоммуникаций.

8.Интернет стремительно разрастается: в 1973 г. работало 2000 человек на 35 хостах, в 1981 – 500000 человек на 188 хостах. Осенью 1989 г. к сети было подключено 159000 хостов. Недоставало софтвера, который давал бы любому пользователю возможность свободно ориентироваться в Интернете.

9.Весна 1989 г. Европейский центр ядерных исследований - CERN . Работают люди из разных стран, используются разные языки программирования, собственные операционные системы. Специалист CERN Тим Беренс-Ли, используя идеологию гипертекста, создает программу WWW . Она в CERN остается без внимания. В 1991 Беренс-Ли помещает программу WWW в сети, откуда каждый может качать ее бесплатно.

10.После этого десятки и сотни тысяч программистов пишут свои веб-страницы.

11. Конгрессмен Рик Бучер 9 июля 1992 г. вносит в Конгресс США предложение открыть Интернет для коммерческого использования. До этого Интернет финансировался из бюджета США. Торговля в Интернете уже шла, но нелегально. Продавались, например, антивирусные программы.

12.Студент Иллинойского университета Марк Андреессен в 1993 г. создает программу MOSAIC , затем NETSCAPE NAVIGATOR , и открывает свою фирму. Затем появились многочисленные разработчики броузеров и других прикладных программ. Многое монополизировала Microsoft .

13.Сегодня в Интернет 60 млн. хостов – только хостов. Значимость Интернета сегодня сравнить не с чем.

14.Отцы Интернета не преуспели. Пол Баран и Дональд Дэвис, создатели идеи распределенной сети и пакетной передачи данных, Боб Тэйлор, Ларри Робертс и Френк Харт, запустившие ARPAnet , Винтон Серф и Боб Кан, предложившие протокол TCP / IP , Раймонд Томлинсон, отец электронной почты, Тим Беренс Ли, в одиночку создавший World Wide Web – никто из них не получает ни цента в качестве лицензионного вознаграждения за то, чем пользуются сегодня в Сети.

15.Кто хозяин Интернета? Никто. Однако, крупные фирмы, за счет своих финансовых возможностей, могут многое. Кроме Microsoft и NETSCAPE , можно назвать только ICCAN – международная организация по присвоению доменных имен.

Есть определенная ирония в том, что именно Пентагон финансировал первую в истории компьютерную сеть.

В виртуальной войне США оказались самой уязвимой страной.

В США над проблемой защиты информации работает сейчас больше специалистов, чем трудились над созданием сети. Но все же, мировая сверхдержава находится сейчас под угрозой нового Пирл-Харбора.

Добавим, что в настоящее время ежедневно открывается 1.5 млн. сайтов.

Россия, длительное время являвшаяся лидером противоборствующих стран, в условиях формирования индустриального и военного потенциала и отсутствия рыночных механизмов значительно дольше сохраняла промышленную и военную ориентацию.
Усилившийся в связи с этим разрыв между промышленными, военными и гражданскими структурами обусловил актуальность, остроту и сложность решения этих проблем сегодня.
В результате длительной ориентации страны на преимущественное развитие средств производства и ВПК произошла глубокая деформация структуры национальной экономики - получили необычайно мощное развитие ВПК и обслуживающие его отрасли I подразделения и недостаточное - отрасли П подразделения.
За счет ВПК и развитого I подразделения страна превратилась в великую мировую державу, способную к военному противостоянию противнику.
За счет концентрации усилий страны к 80-м гг. удалось достичь определенных успехов. Официальная статистика констатировала опережение Советским Союзом Соединенных Штатов Америки по производству ряда важнейших стратегических средств производства - нефти, стали, цементу и т. д.
Вместе с тем, экономика приобрела однобокий характер - с одной стороны - мощный ВПК и базовые отрасли I подразделения; с другой - не получившие достаточного развития противоречиво развивающиеся "нестратегические" отрасли экономики, представляющие ее деформированную структуру в конце XX в.:
крайне слабо развитые гражданские отрасли, не имеющие современной технической базы, соответствующей достижениям научно-технического прогресса;
неразвитая система услуг;
значительный спад производства в топливной и сырьевых отраслях;
застойное состояние сельского хозяйства;
замедленный рост производства предметов потребления и т. д.
Следствием явился глубокий и затяжной экономический кризис, развер-нувшийся в стране с начала 90-х годов.
Правительство начало" решать проблему выхода из кризиса в рамках общей программы антикризисного регулирования.
Основные термины и понятия
Совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в стране в течение определенного периода времени (обычно за год) или совокупная товарная стоимость.
Военно-промышленный комплекс - специфическое объединение предпри-ятий, представителей вооруженных сил и правительства, занятых производством военной продукции и поддержанием военного сектора экономики.
Структурные кризисы - частичные кризисы, затрагивающие какую-либо одну сферу или отрасль экономики.
Контрольные вопросы
1. Представьте натурально вещественную и стоимостную структуры сово-купного общественного продукта.
2. Назовите условия реализации СОП при простом воспроизводстве.
3. Назовите условия реализации СОП при расширенном воспроизводстве.
4. Охарактеризуйте влияние НТР на развитие экономики.
5. Охарактеризуйте место, роль ВПК в экономике.
6. Что представляют собой структурные кризисы, в чем их специфика?
7. Назовите важнейшие диспропорции современного развития.
8. Назовите основные диспропорции современной российской экономи-ки.
9. Определите необходимые, на ваш взгляд, меры правительства в связи с кризисным состоянием в угольной промышленности России.
10. На каком уровне, на ваш взгляд, должны решаться проблемы, связанные с энерго- продукто- обеспечением, например районов Крайнего Севера, какие меры для их решения должны быть приняты?

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

  • Матвиенко Валерия Дмитриевна , студент
  • Дальневосточный федеральный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье раскрывается проблема экономической безопасности России. Представлены результаты исследования существующих реальных и потенциальных угроз экономической безопасности страны.

  • Основные аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности России
  • Вопросы сбалансированности как основной элемент стратегического управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития и экономической безопасности
  • Механизмы обеспечения экономической безопасности проектных организаций
  • Экономическая безопасность предприятия, угрозы экономической безопасности предпринимательства
  • Инновационный потенциал как основа для управления экономической безопасностью предприятия

В России с начала 90-х годов проблема экономической безопасности достаточно актуальна. Это естественно, так как процесс создания нового государства сопровождается развалом старых институтов и созданием новых. Как правило, этот процесс долгий и требующий больших затрат. Соответственно, в этом периоде страна находится в переходном состоянии и достаточно уязвима. К сожалению, до сих пор правительство Российской Федерации не может вывести страну на тот уровень, который помнят бывшие советские граждане.

В современном мире для многих государств изучение внутренних угроз экономической безопасности является актуальным, так как длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну недостаточно защищенной для внешних угроз, поэтому именно их изучению посвящена наша статья.

Под внутренними угрозами принято понимать, неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов.

Все перечисленные угрозы в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, являются внутренними. В них входят:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
  2. Деформированность структуры российской экономики;
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В данной статье нас интересует потенциальные и реальные угрозы экономической безопасности. Разделение внутренних угроз по такой классификации позволяет понять, что реальные угрозы требуют немедленных мер со стороны правительства, а потенциальные - мер по недопущению их развития в реальные.

При рассмотрении потенциальных угроз, мы видим, что они обусловлены долговременными факторами геополитического положения страны и существуют практически всегда. Соответственно, реальными (актуальными) они становятся в связи с общим кризисным состоянием внутренней среды, обострением внутренних и внешних противоречий.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации все перечисленные угрозы являются потенциальными. Соответственно, основной задачей статьи является определение реальных угроз из перечня Государственной стратегии. Рассмотрим, на наш взгляд, самые острые угрозы, такие как увеличение имущественной дифференциации населения, повышение уровня бедности и деформированность структуры российской экономики.

Первая угроза определяется следующими факторами:

  • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
  • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;
  • рост безработицы;
  • задержка выплат заработной платы, остановка предприятий.

Рассмотрим ее подробнее.

Численность малоимущих в России, как поясняют эксперты Росстата, "в значительной степени" обусловлена высокими темпами роста стоимости потребительской корзины. По их данным во втором квартале 2010 года стоимость потребительской корзины в России составляла 5625 рублей, а в этом году она увеличилась до 6505 рублей на человека в месяц.

В это же время по версии Российского Forbes, в 2011 году количество миллиардеров в России выросло в полтора раза. В число богатейших бизнесменов вошли 200 отечественных предпринимателей. Список богатейших россиян возглавляют владельцы крупных металлургических и нефтяных компаний. Однако в него также вошли 18 членов Федерального Собрания РФ - десять депутатов Госдумы и восемь сенаторов.

Рассматривая вопрос о бедности, стоит отметить, что она более вероятна среди сельского населения. Согласно оценкам, около 30,4 процента сельского населения живет в бедности, против 15,7 процента городского населения, живущего в бедности. Население небольших и удаленных городов подвержено большему риску бедности, чем население крупных городов.

Следующим фактором, не менее важным является уровень безработицы. На 2010 год из общего числа экономически активного населения (75439,92 тыс. человек) 5636,3 тыс. человек являются безработными.

По данным таблицы можно увидеть, что относительно 2009 года уровень безработицы понизился, а с 2005 г. по 2008 г. – вырос (см. таблицу 1).

Российская Федерация

Уровень безработицы населения в Российской Федерации, в среднем за год (%)(табл. 1).

Следующий фактор – это задержка выплат заработной платы. На 1 ноября 2011г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2427 млн.рублей и по сравнению с 1 октября 2011г. увеличилась на 38 млн.рублей (на 1,6%).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 ноября 2011г. составила 2383 млн.рублей, или 98,2% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 октября 2011г. она увеличилась на 13 млн.рублей (на 0,5%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 44 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 2011г. на 25 млн.рублей (в 2,4 раза), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 37 млн. рублей (увеличение на 24 млн.рублей, или в 2,9 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации - 2 млн.рублей(снижение на 2 млн.рублей, или на 47,1%), местных бюджетов - 5 млн.рублей (увеличение на 3 млн.рублей, или в 2,5 раза) (см. рис.3).

В целом в 2011 году отмечена тенденция снижения уровня просроченной задолженности по заработной плате. По сравнению с показателем января 2010 года (4119 млн. рублей), уровень задолженности снизился на 1730 млн. рублей или на 42 %.

Вторая угроза - деформированность структуры российской экономики.

К данной угрозе отнесем такие факторы как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;
  • подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Кратко остановимся на некоторых из них.

Давно известно, что российская экономика носит ярко выраженный сырьевой характер. Почти половина экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы. Для примера, скажем, доля машин и оборудования в российском экспорте составила в 2008 году 4,9%, а минеральные ресурсы - 69,7%.

Относительно второго фактора, мы видим, что проблема эффективного и рационального использования богатств недр остается актуальной и по сей день, в современных условиях она особо обострилась, что предопределяется прежде всего тем значением, которое придается вопросам поиска и разведки полезных ископаемых (нефти и газа), добычи и использования природных ресурсов.

Что касается конкурентоспособности, то наша страна в международных рейтингах занимает весьма низкие места. В рейтинге IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума) за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место. Если рассматривать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет).

Список литературы

  1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
  2. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004: Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf
  3. Доктрина развития российской науки (одобрена указом президента Российской Федерации от 13 июня 1996 Г. N 884):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
  4. Индикаторы науки:2009; Статистический сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
  5. Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
  6. Осипов Г.В. Академия наук под ударом // Независимая газета: [Электронный ресурс] - 2001-режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2001-02-23/8_ran.html
  7. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608": [Электронный ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/135355/#1000
  8. Сайт Государственного комитета статистики: [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru/
  9. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  10. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
1

В статье исследуется система угроз экономической и национальной безопасности России, среди которых выделяются угрозы объективные и субъективные, внешние и внутренние, реальные и потенциальные, долговременные и текущие, прямые и опосредованные. Показано, что особого внимания требуют потенциальные угрозы, которые при несвоевременном реагировании способны стать реальными и привести к деструктивным последствиям. Также показана особая роль, которая отводится внешним угрозам в современных условиях, направленным на ослабление самостоятельности экономического и политического развития государства, его оборонного потенциала, а также продовольственной безопасности. В контексте внешних угроз отмечена важность роли глобальных угроз человечеству, которые выходят на первый план в спектре вопросов обеспечения безопасности государства. В качестве реальных угроз выделяются снижение производственного потенциала, утрата рынков сбыта, вывоз капитала за рубеж, низкий уровень жизни населения.

национальные интересы

национальная безопасность

глобальные угрозы

потенциальные угрозы

угроза экономической безопасности

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Ин-т новой экономики, 1997. – С. 831.

3. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

4. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000. – С. 16-17.

5. Кобранов С. Безопасно! // Речной транспорт (XXI век). – 2011. – № 3. – С. 43.

6. Пономарев И., Ремизов М., Карев Р., Бакулев К. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад [Электронный ресурс]. – Агентство политических новостей. – 2009. – URL: http://www.apn.ru/publications/article22100.htm (дата обращения: 17.05.12).

7. Швец М. Ю. Обеспечение экономической безопасности России на основе развития производительных сил регионов (методологические и методические аспекты). Дисс… докт. эк. наук. – М., 2002. – С. 48; 43.

Для обеспечения экономической безопасности страны, региона, отрасли, предприятия необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (1996 г.) внешние и внутренние угрозы экономической безопасности России определяются как совокупность «условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства» .

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Угроза национальной безопасности - возможность нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности государства, его безопасности и обороне, конституционным правам, свободам и уровню жизни граждан, устойчивому развитию страны. Национальный уровень экономической безопасности связан с обеспечением защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства, обеспечением невмешательства в развитие государства со стороны иных государств, предотвращением экологических угроз национального масштаба, гарантией рационального использования природных ресурсов, обеспечением развития сферы науки и образования, повышением эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе транспортных инфраструктур, обеспечением экономической свободы и социальной справедливости, реализацией социальной защиты населения и повышением уровня его жизни, обоснованием системы приоритетов решения социально-экономических задач, сохранением национальных ценностей и образа жизни, обеспечением гармоничного развития страны.

Угроза экономической безопасности страны - возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации в качестве наиболее вероятных угроз экономической безопасности России, на локализацию которых должны быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, определены:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности.
  2. Деформированность структуры российской экономики.
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В настоящее время рост ВВП и рост цен на топливо и сырье, наблюдаемые с 2004 г., привели к состоянию профицита бюджета, существенному улучшению экономической ситуации и преодолению долговой зависимости страны, напряженности отношений регионов и центра, сокращению рождаемости .

Сегодня остаются действующими следующие угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорциями в структуре экономики, низкой конкурентоспособностью продукции, вывозом капитала за рубеж, ростом корпоративного внешнего долга, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества по имущественному признаку, а также разрывом уровней экономического и социального развития между субъектами Федерации .

Экономические угрозы представляют собой развитую систему взаимопересекающихся связей. Необходимо отметить, что значимость для реального сектора экономики этих угроз различные авторы оценивают различным же образом, иногда ограничиваясь выделением одной пары (чаще - внешних и внутренних угроз ). В рамках же системного подхода, которого придерживается автор статьи, представляется необходимым ориентация на максимально объемное представление данной проблемы, где учитывается многоаспектность функционирования сферы экономической безопасности и принимается во внимание мнение различных исследователей по данному вопросу.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. Угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же - обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз - угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие - то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер - в период с 1945 г., момента окончания Второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «околоядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину . Сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» - слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий... на локальном, региональном и глобальном уровнях» . Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 %.

Сегодня к числу глобальных угроз относят также угрозы международного терроризма, мировых эпидемий «социальных болезней» наподобие СПИДа, загрязнения Космоса и мирового океана, нарушения торгового и финансового баланса, где долг низкоразвитых стран высокоразвитым, который превышает триллионы долларов и не подлежит выплате, становится источником опасности и средством манипуляции на национальном уровне, а также проблемы, связанные с демографическим балансом, с состоянием образования и культуры. Усиливается угроза, связанная с транспортным балансом, где только на автодорогах в катастрофах погибает четверть миллиона людей и около миллиона получает серьезные ранения. Так, в России за 2010 г. на автомобильных дорогах и улицах погибло 26 600 человек, получило ранения - 250 600 человек. Повышаются риски морских и речных, авиа- и железнодорожных рейсов в связи с ростом международного терроризма.

В рамках натуралистического подхода опасность для человека представляет все, что его окружает, поэтому для предотвращения опасности следует оградиться от опасного окружения. В границах деятельностного подхода в качестве источника опасности рассматривается сама человеческая деятельность, следовательно, для предотвращения опасностей необходимо правильно её организовать. Эти два подхода объединяет интегративный, более реалистичный, который исходит из необходимости учета и субъективных, и объективных источников опасности.

О значимости внешних угроз для любого государства свидетельствует факт осуществления во множестве стран мира (Японии, Южной Корее, странах ЮВА, некоторых государствах Латинской Америки) экзогенной модернизации, обусловленной давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элит и народа. Тот же путь, по-видимому, предстоит пройти и России, стремящейся преодолеть воздействие внешних угроз - прежде всего, усиливающейся глобальной конкуренции - посредством модернизации экономико-политической системы и общественных отношений.

В качестве внутренних (эндогенных) угроз России сегодня выступают: деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики; институциональная незавершенность экономических преобразований; несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы; слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов; ограниченные возможности по страхованию рисков; ухудшение состояния научно-технического потенциала; изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта; нарастание безработицы; дифференциация в доходах населения. К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни. Задача воспроизводства населения, на решение которой в настоящее время направлено большинство социальных проектов, вышла на первый план вследствие провала в демографической сфере в 1990-е годы и в первой половине 2000-х годов.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие - рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные - рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных. В частности, для периода 2000-х годов были характерны такие угрозы, как «усиление отраслевой структурной деформации экономики; снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала; усиление тенденции к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; усиление импортной зависимости; постоянная утечка из страны валютных ресурсов; углубление имущественного расслоения общества; значительная внешняя задолженность; усиливающаяся открытость экономики; криминализация экономических отношений в стране».

Суть унаследованной от СССР структурной отраслевой деформации авторы видели в «гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрезвычайно отсталом состоянии сфер производства, работающих непосредственно на удовлетворение потребностей человека, с другой». Авторы имели в виду «отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта, а также последствия «отраслевых» кризисов 1990-х - армии, социальной сферы, образования, государственного администрирования, правового регулирования и т.д., которые «были слагаемыми разрушения общества модерна в отдельно взятой стране», и отмечали что «с подобной структурой выйти в режим рыночных отношений будет сложно» .

Сегодня можно констатировать, что многие из названных угроз преодолены - военно-промышленный комплекс сокращен и реформирован, индустрия услуг стремительно развивается, а тяжелая промышленность, напротив, сокращает свои объемы производства. Однако очевидно, что сектор тяжелой промышленности составляет основу любой экономики, и деиндустриализация, в том числе в высокотехнологичных секторах экономики, становится симптомом демодернизации и выступает как новая угроза экономической безопасности. То же самое касается тезиса, который представлялся десять лет назад актуальным, о необходимости развития индустрии услуг. Сегодня интенсивное развитие этой сферы приводит к вытеснению цивилизации труда цивилизацией досуга, и, соответственно, к эрозии этических оснований общества .

В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России можно выделить следующее: снижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта; низкую конкурентоспособность продукции; вывоз капитала за рубеж; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения.

Потенциальными угрозами, имеющими перспективную (прогноз на 10 и более лет) вероятность реализации, являются: во-первых, научно-технологическое отставание от США, Японии, Индии, Китая, Кореи, стран ЕС, Бразилии и Израиля; во-вторых, зависимость от иностранной рабочей силы; в-третьих, обострение экологических проблем, которое примет катастрофический характер, и, в-четвёртых, коррупция в управлении национальной экономикой.

В. К. Сенчагов выделяет угрозы прямые и опосредованные. Прямыми угрозами являются: спад производства; структурная деформированность страны; высокий возрастной уровень основных фондов; низкий технико-технологический уровень производства; низкая инновационная активность в большинстве отраслей производства; ухудшение инновационного потенциала; увеличение материало- и энергоемкости продукции; рост безработицы; снижение профессионального квалификации кадров; криминализация корпоративных отношений; слабое использование природно-ресурсного потенциала; коррупция в сфере регулирования отношений собственности.

Среди опосредованных угроз экономической безопасности выделяются: низкая конкурентоспособность продукции; преобладание сырьевой направленности экспорта; зависимость от импорта техники и технологий; дискриминационные меры к российским товарам на мировых рынках; низкий уровень притока инвестиций; криминальная борьба за передел собственности; неэффективная валютная, налоговая и таможенная политики государства; слабая кредитно-банковская поддержка реального сектора; вывод капитала за рубеж; межотраслевые ценовые диспаритеты; отсутствие реальной протекционистской политики государства по отношению к отечественным производителям.

Таким образом, угрозы имеют - так же как и экономическая безопасность в целом - комплексный характер и проявляются на различных уровнях системы.

Рецензенты:

Рощина Ольга Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета предпринимательства, менеджмента и экономической безопасности ФБОУ ВПО "Московская государственная академия водного транспорта", г. Москва.

Клименко Татьяна Викторовна, доктор экономических наук, профессор, зам. декана факультета дистанционного образования ФБОУ ВПО "Московская государственная академия водного транспорта", г. Москва.

Библиографическая ссылка

Костин В.И. СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6540 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Россия, длительное время являвшаяся лидером противоборствующих стран, в условиях формирования индустриального и военного потенциала и отсутствия рыночных механизмов значительно дольше сохраняла промышленную и военную ориентацию.
Усилившийся в связи с этим разрыв между промышленными, военными и гражданскими структурами обусловил актуальность, остроту и сложность решения этих проблем сегодня.
В результате длительной ориентации страны на преимущественное развитие средств производства и ВПК произошла глубокая деформация структуры национальной экономики - получили необычайно мощное развитие ВПК и обслуживающие его отрасли I подразделения и недостаточное - отрасли П подразделения.
За счет ВПК и развитого I подразделения страна превратилась в великую мировую державу, способную к военному противостоянию противнику.
За счет концентрации усилий страны к 80-м гг. удалось достичь определенных успехов. Официальная статистика констатировала опережение Советским Союзом Соединенных Штатов Америки по производству ряда важнейших стратегических средств производства - нефти, стали, цементу и т. д.
Вместе с тем, экономика приобрела однобокий характер - с одной стороны - мощный ВПК и базовые отрасли I подразделения; с другой - не получившие достаточного развития противоречиво развивающиеся "нестратегические" отрасли экономики, представляющие ее деформированную структуру в конце XX в.: крайне слабо развитые гражданские отрасли, не имеющие современной технической базы, соответствующей достижениям научно-технического прогресса; неразвитая система услуг; значительный спад производства в топливной и сырьевых отраслях; застойное состояние сельского хозяйства; замедленный рост производства предметов потребления и т. д.
Следствием явился глубокий и затяжной экономический кризис, развернувшийся в стране с начала 90-х годов.
Правительство начало" решать проблему выхода из кризиса в рамках общей программы антикризисного регулирования.
Основные термины и понятия
Совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в стране в течение определенного периода времени (обычно за год) или совокупная товарная стоимость.
Военно-промышленный комплекс - специфическое объединение предприятий, представителей вооруженных сил и правительства, занятых производством военной продукции и поддержанием военного сектора экономики.
Структурные кризисы - частичные кризисы, затрагивающие какую-либо одну сферу или отрасль экономики.
Контрольные вопросы Представьте натурально вещественную и стоимостную структуры совокупного общественного продукта. Назовите условия реализации СОП при простом воспроизводстве. Назовите условия реализации СОП при расширенном воспроизводстве. Охарактеризуйте влияние НТР на развитие экономики. Охарактеризуйте место, роль ВПК в экономике. Что представляют собой структурные кризисы, в чем их специфика?
7. Назовите важнейшие диспропорции современного развития.
8. Назовите основные диспропорции современной российской экономики.
9. Определите необходимые, на ваш взгляд, меры правительства в связи с кризисным состоянием в угольной промышленности России.
10. На каком уровне, на ваш взгляд, должны решаться проблемы, связанные с энерго- продукто- обеспечением, например районов Крайнего Севера, какие меры для их решения должны быть приняты?

Еще по теме Структурные деформации российской экономики:

  1. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
  2. структурная единица 1.5 Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  3. Структурная единица 4.2 Бюджетное устройство Российской Федерации
  4. Блок 2. Государственные внеоюожетные фонды Российской Федерации Структурная единица
  5. Структурная единица 2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
  6. Структурная единица 2.4 Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации
  7. Структурная единица 2.1 Государственный долг Российской Федерации: понятие, структура, виды, срочность долговых обязательств
  8. структурная единица 2.2 Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, структура, виды, срочность долговых обязательств