Как в мустанге хоронят людей. Небесное погребение в Тибете: как проходят похороны

Все люди одинаково приходят в этот мир и одинаково уходят из него. Каждый из нас хотя бы раз задумывался о том, что будет там - за гранью жизни и смерти. Будем ли мы чувствовать, продолжим ли существовать, встретим ли наших близких? Еще мы верим: в перерождения, в рай и ад, в касты, награды и наказания. Достойно проводить усопших в последний путь, соблюдая обряды и традиции их веры, - долг близких. В каждой стране погребальные церемонии уникальны и неповторимы: где-то красивые и пышные, где-то шокирующие и непонятные. О том, чем они интересны в азиатских странах, рассказывают очевидцы, которым удалось на них побывать.

НЕПАЛ

Непал - последнее индуистское королевство, загадочная страна, окруженная самыми высокими горами в мире. Несмотря на то что сегодня все большее количество туристов посещает Непал, он все равно остается одним из наиболее загадочных и самобытных мест на Земле. Здесь свято чтят и соблюдают традиции, особенно те, которые касаются похорон.

Когда приходишь в храмовый комплекс Пашупатинатх, то кажется, что время здесь остановилось примерно 400-500 лет назад: удивительная, почти звенящая тишина, средневековые храмы и небольшие костры по берегам священной реки Багмати. Оказавшись здесь впервые, я смело двинулась в сторону дымящихся костров, не подозревая о том, что это такое. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что это самая настоящая кремация, которая происходит на глазах у посетителей храма, как что-то само собой разумеющееся. Гид, который заметил мое отсутствие, поспешно догнал меня и пояснил, что быть кремированным на берегу Багмати - большая честь для любого непальца-индуиста. «Прах, который сбрасывают в реку, в конечном итоге уносит течением в Ганг, и там он достигает стоп бога Шивы, а это значит, что у умершего есть шанс избежать дальнейших перерождений или хотя бы сократить их количество».

Надо сказать, что Багмати - совсем мелкая, почти пересохшая речушка, и у меня вызывает сомнение, что она действительно впадает в Ганг, а не обрывается за поворотом. Однако непальцам виднее: на кремацию одного тела они тратят до 400 килограммов дров, которые обходятся им в круглую сумму. А так как уровень жизни здесь достаточно низок, то мало кто может позволить себе подобную роскошь для своих близких, даже если люди копят на похороны годами. Как же они выходят из положения? «Покупают дров столько, сколько могут», - невозмутимо сообщает гид, и это значит только одно - тело не сжигают полностью. Несмотря на это, его все равно выбрасывают в воды реки, ведь ритуал проведен хотя бы на какую-то часть.

Сначала умершего раздевают и опускают в реку его одежду и личные вещи, некоторые из которых вылавливают и оставляют себе жители близлежащих деревень - это никого не смущает. Как не смущает и загрязненная река женщин, что стирают там белье. Гид поясняет, что воды священной реки не могут быть грязными, даже если с виду кажется именно так. Хорошей приметой считается помыть в ней руки и умыть лицо, что я и делаю, чтобы не обижать своих непальских товарищей. Удивительное дело: она и мне не кажется грязной - я мою руки и понимаю, что все происходящее здесь ничуть не странно и уж тем более не страшно. Если бы подобная картина предстала передо мной в каком-то другом месте, то я бы еще долго не могла оправиться от шока, а в Непале это нечто само собой разумеющееся. Это одно из немногих мест на Земле, где смиряешься с самим фактом смерти, начиная понимать, что это естественный процесс: логическое завершение Люди в белых одеждах, которые участвуют в кремации, спокойны, а некоторые даже веселы. Непальцы уверены, что в таких случаях надо говорить «счастливого пути» и не оплакивать в голос умерших, ведь каждая смерть физического тела приближает душу к вожделенному бессмертию. Потом она родится еще раз и, может, в куда лучших условиях и в более здоровом теле, если конечно в предыдущей жизни выполнила все положенные ей задачи.

Мы идем к выходу, и я продолжаю, как зачарованная, смотреть в сторону костров. Гид рассказывает, что часть непальцев хоронят в земле, не имея денег, чтобы купить хоть какое-то количество дров, хоть это и не очень хорошо для души. Вся надежда на следующее, куда лучшее перерождение, где уж точно смогут похоронить по всем правилам той религии, которой будет принадлежать человек.

Светлана Кузина

ВЬЕТНАМ



Раньше я и не предполагал, что буду с интересом наблюдать за процессом погребения, да еще и снимать его. Хотя поначалу это вовсе не было похоже на похороны.

Прогуливаясь по городку Сапа, который расположен в горах Северного Вьетнама, я неожиданно увидел шумную процессию с барабанами, дудками, флагами и полотнищами, которая состояла из веселых людей. Я обратил внимание, что на полотнищах лежит ворох ксерокопий американских долларов, и попытался догадаться, что за праздник отмечают местные. Однако когда из-за поворота показался автобус, напомнивший мне катафалк, из которого кто-то выбрасывал те же ксерокопии американских денег, я понял, что передо мной похоронная процессия.

У ворот кладбища автобус остановился, люди вынесли гроб и понесли его в гору на руках. Вскоре появилось облако, которое погрузило кладбище в густой туман и скрыло его от меня. Подойти продолжить съемку я решился не сразу, но любопытство взяло верх - я направился в сторону погоста. На лицах людей, которые несколько минут назад казались веселыми, появилась скорбь, и теперь эти похороны ничем не отличались от привычных нам.

Место на вьетнамском кладбище стоит порядка тысячи долларов, но эта немалая, по местным меркам, сумма, всегда находится. Семьи здесь большие, и собрать деньги с родственников не составляет труда.

Погребение затянулось: родные и друзья прощались с усопшим больше часа. После захоронения родственники окропили могилу жидкостью из бутылки и разбросали вокруг рисовые зерна. Все это время я прогуливался рядом, с удивлением наблюдая, как в паре десятков метров от нас пасутся коровы, неспешно поедая траву и цветы на могилах.

После погребения и проведения необходимых обрядов, последними покидали кладбище по всей видимости, самые близкие родственники - люди с белыми повязками на головах. Я уходил вместе с ними и на прощание попытался выразить сочувствие, приложив руку к сердцу. Они ответили мне кивком головы.

Илья Степанов

БАЛИ (Индонезия)

Я прогуливалась по многолюдному пляжу Куты, когда увидела вдалеке костер и яркие декорации в лучших балийских традициях. Настраивая на ходу фотоаппарат, я отправилась туда в надежде сделать эффектные снимки местного торжества. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что сцена, которая заинтересовала меня, - это похороны. Одна из участниц процессии, улыбаясь, пояснила, что в их деревне умерло восемь человек, - их хоронят. Я огляделась: в бамбуковых прямоугольных сооружениях горели костры, а в воздухе отчетливо чувствовался запах жареного. Люди вокруг воспринимали этот процесс как абсолютно естественный, в их глазах не было ни капли грусти.

Похороны на Бали - всегда праздник. Родственники считают кремацию лучшим подарком умершему, так как благодаря ей душа может быстрее освободиться от тела. Некоторые начинают копить деньги на свой последний костер с самого детства, ведь смерть и похороны считаются здесь одним из главных событий, которого не стоит бояться. Балийцы верят в перерождения и в то, что душа вскоре начнет новую жизнь.

Кремация на острове - процедура не из дешевых, поэтому в некоторых случаях тело приходится закапывать и ждать, пока наберется нужная сумма денег. Помимо этого балийцы с помощью лунного календаря высчитывают наиболее благоприятное для церемонии время. Если ждать приходится долго, тело также закапывают до наступления заветной даты. Балийцы не видят ничего страшного в том, чтобы позже откопать покойных и кремировать их по всем правилам и с полагающимися почестями.

Я отошла на почтительное расстояние и продолжала наблюдать за процессом. В подобном подходе к смерти есть определенная мудрость. Мы с детства слышали о том, что траур - это тяжело и горько, на похоронах нельзя улыбаться, следует скорбеть об умершем. У балийцев все наоборот: плакать здесь - значит доставлять усопшему страдания. К чему грустить, если вскоре для него начнется новая жизнь?

Вокруг костров бегали дети, взрослые общались между собой, улыбались и раскладывали угощения в специальных шатрах, которые были расставлены рядом на траве. В ста метрах от нас по волнам прыгали серферы, дети собирали ракушки, туристы загорали на песке, торговцы предлагали свой товар, совершенно не обращая внимания на странную процессию и горящие костры.

Елена Калина

ЯПОНИЯ

Большинство похорон в Японии проходят согласно обрядам буддизма, который является основной религией в стране. В день смерти и в последующий устраивают поминки - карицуя и хонцуя, а само захоронение проходит только через два дня. Считается, что есть благоприятные и неблагоприятные дни для похорон, поэтому даты согласовывают со священником и буддийским календарем. В процессе подготовки тела к кремации родственники омывают и обтирают его, а затем облачают в белое кимоно, которое называется кёкатабира. Полы кимоно обязательно запахиваются справа налево, в отличие от повседневного варианта слева направо. На голову покойного надевают белый головной убор, а на ноги - соломенные сандалии. После смерти священник дает усопшему новое имя "каймё" для того, чтобы не тревожить душу при упоминании настоящего имени покойного. Перед отпеванием тело кладут в гроб, иногда туда же складывают любимые вещи умершего или сладости, а родственники и семья возлагают цветы.

Обязательно проводится цуя - ночное бодрствование у гроба, а на следующий день тело кремируют, на что уходит, как правило, один-два часа. По окончании процедуры семья и родственники палочками собирают оставшиеся кости и помещают в одну или несколько урн. Захоронение праха обычно происходит в семейной могиле, а на монументе гравируют имя или же пишут его на сотобе - отдельной деревянной дощечке, которая устанавливается рядом.

После погребения проводятся обряды поминовения, когда вся семья собирается вместе, чтобы почтить память покойного и побывать на службе в храме. В доме в этот период обычно устанавливают небольшой буддийский алтарь "буцудан" с именами и фотографиями умерших, на который ставят угощения, и зажигают благовония.

В Японии считается, что души усопших возвращаются в свои дома, что происходит раз в год - в осенний праздник о-бон. В эти дни готовится традиционная еда и зажигаются бумажные фонари.

Таша Войт

КИТАЙ

В деревню Чжанцзя Сяцунь мы прибыли по утренней темноте и прохладе в надежде встретиться со знакомым чаеводом. Несмотря на ранний час, в доме никого не оказалось, да и весь край деревни был непривычно пустым и тихим. В поисках нашего хозяина мы прошли до небольшого, но очень почитаемого даосского храма, который всегда был главным центром этого места. Вокруг храма было оживленно, кажется, здесь собралась вся деревня.

Там мы и узнали, что несколько дней назад умер один из старейших жителей, и похороны назначены на сегодня. Мой спутник знал старика, и мы пошли к дому покойного. Вдоль улицы в сторону кладбища стояли столы с чайными принадлежностями, убранные синими и белыми бумажными цветами.

У ворот дома покойного витал запах петард, на земле дымились их остатки, но не красные, как для счастливых торжеств, а синие; петардами оповещаются все соседи о скором времени похорон: в деревне это считается приглашением, так как ближайшие родственники покойного до самых похорон не должны входить в соседские дома. Дверь была снята с петель, ибо на ней покойный провел последние часы жизни: считается, что если умереть в обычной кровати, то на ней нельзя будет спать живым членам семьи, поэтому в богатых семьях такая кровать сжигается, а в бедных устраивают специальное ложе для умирающего, используя дверь и особые постельные принадлежности.

Умирающий и покойный не должны быть одеты в ткани животного происхождения или кожу, потому что после смерти душа может вселиться в животного-оборотня. Лучше всего черные и белые одежды из хлопка, в богатых семьях - шелка. Родственники омывают тело усопшего, обривают голову и усы, облачают его в загробные одежды, закрывают лицо умершего отрезом шелковой ткани, а в гроб кладут медные монеты, гребень и зеркало.

Во время приготовлений нельзя причитать и проливать слезы. Считается, что если слеза попадет в гроб, то покойный не явится своим близким в вещих снах и не сможет подать совет или предупреждение. Положение гроба в доме определяет даос-геомант, рассчитывая наилучшую ориентацию, согласно правилам фэн-шуй. Даос также определяет благоприятную дату похорон: иногда удачный день выпадает на неделю позже и даже более, а в древности могли похоронить умершего через несколько месяцев или даже лет. Сейчас стараются подыскать лучший день в ближайшие две недели. В деревнях по-прежнему хоронят в вырытой могиле, а в городах кремируют.

Мой спутник был выходцем из этой же деревни и знал покойного старика, а также его семью. Пока родственники читали у гроба положенные ритуалом слова и развешивали в доме и дворе белые полоски с прощальными иероглифами, мы вернулись к храму. Мой сопровождающий вынул из кошелька несколько крупных купюр и отдал их даосу, который свернул деньги особым образом, запечатал полоской синей бумаги и написал на ней точную сумму скорбного подношения семье умершего. Готовили денежные подношения и другие односельчане в зависимости от своего достатка и уважения к умершему и его семье. В храме ворохом лежали «бумажные деньги» - листы рисовой бумаги с изображением Небесного Императора на одной стороне и крупным номиналом на другой. Рядом готовили атрибуты похоронной процессии: бумажного дракона, колесницу, вымпелы с именем умершего, курильницу в виде беседки из Страны Бессмертных.

Мы вернулись в дом покойного, где уже готовилась процессия. Гроб накрыли крышкой, и старшая невестка ритуальным веничком смела с крышки гроба «счастливую пыль» - ее оборачивают в особую бумагу и укладывают на семейный алтарь. Родственники трижды обошли вокруг гроба и затем понесли его к выходу. В это время плакальщицы у ворот завели ритуальный речитатив, время от времени прерываемый одиночными ударами гонга. Процессия двинулась вдоль улицы к холму за деревней, замыкали шествие односельчане, разбрасывающие по пути следования бумажные деньги. Головы участников похорон были покрыты отрезами белой ткани. У каждого дома процессия делала небольшую остановку, соседи подносили членам семьи умершего чай. Проходя вдоль реки, люди бросали в воду белые цветы и бумажные деньги. На кладбищенском холме уже была вырыта могила, где даос-геомант, следуя указаниям компаса и своим расчётам, показал точное направление гроба во рву. Затем туда опустили фонари и ритуальные предметы, которые должны сопровождать покойного в загробном мире. У могилы разбили горшок с ритуальной пищей: чем на большее число осколков разлетится керамика, тем лучшим предзнаменованием это считается. Позже в доме покойного началась поминальная трапеза.

Члены семьи, соблюдая траур, не должны как минимум сто дней посещать парикмахера, женатые сыновья в этот период не делят постель с женами, не принято участвовать в банкетах, принимать приглашения на торжественные события, надевать цветную одежду. Траурными считаются белые и синие цвета.

Ирина Чуднова

Направляясь в Тибет, я понимала, что не стану первым человеком, покорившим священную гору Кайлас. Не надеялась стать первооткрывателем мифической Шамбалы, воспетой в древних тибетских текстах. Моей главной целью было увидеть красивые пейзажи и буддийскую академию Ларунг Гар, живописно раскинувшуюся красными домиками посреди гор. Но я совсем не предполагала, что проделанный мной путь позволит мне увидеть традиции и ритуалы, не вытравленные Культурной революцией, нечто, никак не укладывающееся в рамки западного сознания - тибетские похороны, которые являются доступным для туристов ритуалом.

Церемония «небесных похорон» (天葬), самый распространённый способ погребения в Тибете и тибетских автономных районах провинции Сычуань и Цинхай - одна из тех вещей, что разрывает в клочья сознание неискушенных иностранцев. Все потому, что во время церемонии тела покойников скармливают птицам. Тибетцы верят, что после смерти тело представляет собой пустой сосуд, который будет либо испорчен природой, либо послужит благой цели и будет отдан птицам в качестве пищи. Поэтому «небесные похороны» - это некий акт щедрости, так как усопший и его живые родственники поддерживают жизнь живых существ. Щедрость в ламаизме является одной из важнейших добродетелей.

Прежде всего, церемония проводится в открытую и любой желающий, будь то близкий родственник или ищущий новых ощущений незнакомец, может её посетить. Ритуал проводится каждый день, около полудня, но частенько начало ритуала затягивается, и к тому моменту, когда все начинается, собирается уже довольно много «зрителей», как среди людей, так и среди птиц, ждущих своего часа. В один день разрешается провести погребение не более 20 тел, и когда мы присутствовали на церемонии, было объявлено о погребении 11 тел.

После смерти все эти тела оставались нетронутыми в углу дома, где ранее жили покойники, три дня, в то время как лама зачитывал над покойными тексты из Тибетской книги мертвых. Так усопшим указывается путь на данном отрезке между смертью физического тела и следующим перерождением, ведь остановка дыхания - это только первая стадия смерти. А смерть сама по себе не конец, а трансформация. По истечении трехдневного срока и только после того, как появилась уверенность в том, что процесс отделения духа от тела завершился окончательно, покойников перенесли к месту похорон.

Перед нами предстает уникальная для всего мира сцена похорон: смерть в Тибете, в высокогорьях которого едва теплится жизнь - это венец существования и ось картины мира. Трудно представить, что где-либо еще в мире страшная сцена похорон будет доступна кому-то кроме близких родственников, но не в Тибете, где она превращается в редкий и яркий ритуал бесплодной горной пустыни, доступный для всех желающих. Недаром тибетское общество, ламаизм и культы смерти притягивали к себе исследователей-мистиков из гитлеровской Германии и особые экспедиции НКВД, искавших подземного царя Шамбалы.

Мы на месте. Тела лежат чуть поодаль, за тонкой, полупрозрачной ширмой, прямо перед нами, но со стороны видно только монаха, работающего с ловкостью мясника. Зрители смотрят во все глаза, пока монах начинает свои приготовления: зажигает можжевельник для привлечения стервятников и совершает обход с молитвами вокруг церемониальной площадки. И только потом монах наклоняется к телу, лежащему лицом вниз. Сначала отрезаны волосы. Затем на части разрублена спина, позволяя свисать лохмотьям кожи, обнажая плоть. Трупный запах смешивается с запахом тлеющего можжевельника. Монах работает без маски. Уже в самом начале ритуала китайские туристы не выдерживают и спешно покидают место, зажав нос и рот…

Поначалу казалось, что ничего не происходит, но потом мы услышали звуки: удары инструментов во время расчленения тел. Несмотря на то, что все огорожено тканью, именно в этот момент по телу пробежал холодок. Чем больше разыгрывалось наше воображение, тем ближе птицы спускались по холму к месту действия. В какой-то момент птицы десятками начали кружить над головами, что придавало остроту ощущений итак уже зашкаливающему сюрреализму происходящего.

К тому моменту, когда ритуал подходит к своему завершению, птицы повсюду: кружат в воздухе, сидят на стенах, сторожат занавесь и выжидают, когда же она поднимется. И вот, по сигналу, ткань срывают и вместе с тем птицы теряют все «правила приличия», моментально заполонив всю площадку, где только что были видны люди, живые и мертвые. Зрители в оцепенении наблюдают за птицами, кто с отвращением, кто со страхом, а некоторые с безразличием, умудряясь при этом фотографировать церемонию, несмотря на запреты.

Птицы не обращают на живых никакого внимания, хотя их так много, что порой кажется, они вот-вот спикируют на зрителей. В реальности же головы некоторых стервятников уже покрылись красным. Где-то между птицами перекатывается окровавленный череп. Постепенно стая редеет, но прибывают все новые и новые птицы, чтобы поживиться остатками того, что 10 минут назад было человеческим телом. Хотя церемония уже закончилась, последние зрители все ещё не в силах оторвать взгляд от происходящего…

Тема смерти вовсе времена заботила умы человечества и это естественно, ведь по сути все, что у нас есть это жизнь и смерть. Во всех религиях к смерти относятся по-разному, одни посчитали, что погребение в землю будет наилучшим способом почтения памяти умершего, другие решили, что тела усопших нужно подвергать кремации, ну а третьи пошли дальше и просто стали скармливать бездыханные тела своих родственников грифам. Об этих и других интереснейших способах погребения читайте далее.

Китай. Парящие гробы

Народ бо, населявший современные провинции Сычуань и Юньнань, исчез с карты Китая столетия назад, не устояв в борьбе с династией Мин. От блестящей культуры бо почти ничего не осталось, только удивительные гробы, словно парящие вдоль отвесных стен. Возраст самого древнего захоронения составляет 2500 лет, а самые «свежие» были сделаны 400 лет назад. Гробы изготавливали из цельного куска дерева и поднимали на скалы, устанавливая в пещеры и расщелины, либо на вбитые в скалу опоры. Ученые дают несколько объяснений этому необычному погребальному ритуалу. По мнению одних, это делалось, чтобы ни животные, ни люди не могли до них добраться. По другой версии, таким образом народ бо старался обеспечить умершим легкий переход в другой мир, так как скалы считались лестницами в небо.

Южная Корея. Бусинки на память

Несколько южнокорейских фирм предлагают родственникам умерших людей необычную услугу: пепел после кремации обрабатывают очень высокими температурами, он кристаллизуется и превращается в бусины, которые затем окрашивают в сине-зеленый, розовый, фиолетовый или черный цвета - по желанию заказчика. Хранят их обычно дома в красивом флаконе.

Надо сказать, что сервис, несмотря на всю экзотичность, пользуется популярностью. А всему виной законы и традиции, между которыми корейцы оказались зажаты как между Сциллой и Харибдой. Дело в том, что конфуцианство, бывшее на протяжении столетий господствующей идеологией в Корее, требует ревностного почитания предков и обязательного погребения в землю. В то же время в ХХ веке в густонаселенной, но маленькой Корее назрел дефицит площади. И правительство начало пропагандировать кремацию как более «компактный» способ похорон. Финальную точку в этом поставил закон, принятый в 2000 году, согласно которому могилы получали «срок действия», равный 60 годам, после чего родственники должны убрать ее. Так что теперь только трех из десяти корейцев хоронят в землю по старым обычаям, а других ждет участь обратиться в пепел, ну или, если повезет, в цветные бусины.

Тибет. Скармливание останков грифам

Тибетцы верят в переселение душ, тело для них - лишь бренная оболочка, которая утрачивает ценность после смерти. Кремация или погребение в землю в Тибете малоосуществимо - под ногами скалы и почти нет деревьев. Неудивительно, что здесь возник такой необычный ритуал, как «небесные похороны» - скармливание останков грифам. Шокирующий для западного человека обряд проводится на особых площадках специально обученными людьми - рогьяпами. Могильщик острым ножом делает надрезы на теле и оставляет его птицам.

Грифы, по мнению тибетцев, выполняют две задачи: поедают останки и возносят душу на небо. Когда от тела остаются только кости, рогьяпа их дробит, смешивает с цампой (ячменная мука с маслом яка) и снова предлагает птицам. «Небесные похороны» практикуются до сих пор, хотя экологи и медики уже высказывают свое недовольство. Ведь грифам предлагают в пищу не только останки людей, умерших от старости или в результате несчастного случая, но и от заболеваний, включая такие как СПИД и грипп.

Бали. Кремация, достойная королей

Индуизм на Бали сильно отличается от индийского мейнстрима. Одной из таких балийских особенностей является обряд кремации «нгабен». Если средства позволяют, нгабен проводится спустя три дня после смерти. В противном случае тело хоронят в землю. Там оно может пролежать месяцы и даже годы, пока не будет собрана необходимая сумма.

Когда кто-нибудь умирает, родные продолжают относиться к покойнику как к живому, но спящему человеку. В назначенный день тело помещают в гроб, а тот, в свою очередь, - в носилки в виде храма (вада). Вад несут к месту кремации, причем процессия проходит максимально длинным путем, петляя по улицам. Балийцы верят, что это помогает ввести в заблуждение злых духов. Уже у погребального костра тело переносят из вада в саркофаг в виде черного быка, который и сжигают. Через 12 дней (или как только родственники смогут оплатить церемонию) прах торжественно развеивают над морем или рекой.

Амазония. Круг жизни

Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи, порой кажущиеся шокирующими представителям западной цивилизации. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм - поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир - последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней. Индейцы верят, что, если этот ритуал не будет проведен, душа навсегда застрянет между миром живых и миром мертвых.

Гана. Когда форма имеет значение

В Гане представители народа га могут заказать для умершего гроб любой формы так, как мы заказываем торт на день рождения. Mercedez-Benz - для успешного бизнесмена, автобус - для того, кто водил его при жизни, гигантская рыба - для рыбака, курица-наседка - для самой любящей и любимой мамы на свете. Традиция эта появилась в 1950-х благодаря курьезу. Правитель страны заказал себе паланкин (носилки в виде ложа и кресла) в форме орла, однако как раз в день доставки внезапно умер. Родственники недолго думая положили тело на эффектные носилки и в них и похоронили.

Сегодня мастерские гробовщиков-художников превратились в популярную туристическую достопримечательность, а их изделия (уменьшенных размеров) - желанные гости в частных коллекциях, музеях и арт-галереях.

Австралия. Сложная простота

В северной Австралии, где традиционный уклад жизни аборигенов сохранился лучше всего, похороны проходят в два этапа. Сначала тело умершего укладывают на специальной деревянной платформе, укрывают листьями и ветвями и оставляют на несколько месяцев. Затем оставшиеся кости окрашивают красной охрой. Их дальнейшая судьба зависит от верований конкретной группы аборигенов. Где-то хоронят, где-то помещают в пещеру, а аборигены полуострова Арнемленд торжественно складывают кости в «тубус» из полого ствола дерева, который устанавливают в специально отведенном месте. Для изготовления этих своеобразных гробов используют изъеденные термитами деревья, так что мастерам остается только обработать и расписать поверхность тотемными знаками. Аборигены верят, что этот ритуал помогает душе преодолеть полный опасностей путь в иной мир.

Обряд считается в Тибете очень почетным. Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Смысл прост - тело умершего привозят на специальную площадку на отшибе города, на возвышенности, где "могильщик" рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть. Далее "могильщик" собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам. Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое. Ритуал называется jhator (Вайли: bya gtor) - "небесные похороны " или "небесное погребение ".

"Небесные похороны" практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш. Рогьяпа , (букв. “dead-breakers”, обычно живут на небольшом удалении от городов, и достаточно зажиточно, если не сказать богато, поскольку «небесные похороны» - удовольствие далеко не из дешевых (раньше бедняки, которые не могли себе позволить заплатить за похороны, просто бросали своих мертвецов на открытых каменистых площадках в горах, чтобы их могли съесть птицы). Рогьяпа передают свое дело от отца к сыну, бизнес это семейный. Если у «могильщика» рождается только дочка, то ей крайне сложно найти себе жениха, поскольку именно он должен после смерти тестя взять этот малоприятный бизнес в свои руки. Погребение идеальное для подобной местности в первую очередь. На Тибетском плато очень тонкий слой почвы, под которым начинается сплошной камень, а древесины для сожжения мало, она очень дорогая и вообще священна.

Тело везут для совершения ритуала.

Для компактности тело перевозят связанным.

Небесные могильщики уже ждут.

Рогьяла подготавливает тело для похорон.

Птицы довершают ритуал.

Кости дробятся.

От переворачивания костей на Мадагаскаре до захоронений в небе на Тибетском плато... Узнайте самые уникальные и странные погребальные обряды.

Зороастрийские похороны

Ключевым принципом зороастризма, древней персидской религии, является поддержание как физической, так и духовной чистоты. Смерть рассматривается как зло, а разложение считается работой демона под названием Друй-И-Насуш. Этот демонический акт вреден для духа и очень заразен, поэтому во время похорон делают все возможное, чтобы не касаться тела умершего.

После смерти человека моют в бычьей моче, а затем одевают в старую одежду. Специальная собака дважды посещает труп, чтобы отогнать от него нечистую силу. Только после этого на него можно будет посмотреть всем людям. Затем труп помещают в дахму (или «башню молчания»), где тело находится в свободном доступе для стервятников.

Сантхара

Что случилось бы, если бы был способ приблизить смерть, так сказать, ускорить ее наступление? Для многих приверженцев джайнизма (своеобразная религия, которая считает, что самоконтроль и отсутствие насилия являются средствами духовного освобождения) такой ритуал является нормой. Это называется сантхара, или саллехана. Эта древняя практика допустима только для людей со смертельными заболеваниями или инвалидностью.

Постепенно человек отказывается от небольших удовольствий в жизни. Начинает с книг и развлечений, затем идут сладости, чай и медицина. Наконец, человек отказывается от всей пищи и воды. День смерти — это праздник, члены семьи умершего одеваются в яркие наряды и обедают в честь ушедшего человека. Такой вот радостный день траура свидетельствует о том, что жизнь прошла хорошо.

Небесное захоронение

Есть гробы, есть урны и, конечно же, знаменитые мумии Египта. Но высоко на плато в Центральной Азии практикуется еще один вид погребального обряда - захоронение в небе. Известный на тибетском языке как bya gtor, или «милостыня птицам», похоронный обряд включает в себя размещение трупа на вершине горы, где его будут понемногу съедать хищные птицы.

Широко практикуемые приверженцами буддизма в Тибете, Непале и Монголии, погребения в небе напрямую связаны с концепцией возрождения. Кроме того, на любом отрезке жизненного пути человек должен приносить пользу. Здесь считается самой настоящей милостыней отдать тело назад земле, небу и другим существам.

Фамадихана

В некоторых культурах мертвые снова поднимаются, переворачиваются. Малагасийский народ Мадагаскара практикует famadihana, что означает «переворот костей». Люди периодически эксгумируют мертвых из семейных склепов и заворачивают их тела в свежие саваны. Музыка играет, поскольку все члены семьи объединяются, чтобы поднять труп, и танцуют возле могилы. Согласно ритуалу, душа входит в царство предков только после полного разложения и многочисленных подобных церемоний.

Похоронные обряды аборигенов

В то время как культуры коренных народов Австралии отличаются по всему континенту, духовные убеждения часто группируются под понятием Dreamtime (время создания). Во время похорон родственники и знакомые усопшего разрисовывают свои тела белой краской, режут себя (акт проявления траура) и поют песни, чтобы способствовать возрождению умершего.

Похоронные обряды четко разработаны для жителей Северной Австралии. Погребение происходит в два этапа. Сначала тело поднимают на деревянные доски и покрывают листьями, и в таком положении оно находится месяц, до того момента, пока не начнет гнить. Второй этап начинается после того, как кости собирают и покрывают охрой. Члены семьи иногда берут кость и несут ее с собой на память. В других случаях останки бросают в пещере.

Сати

Хотя этот обряд больше не практикуется, но сати заслуживает упоминания из-за его связи с узами брака. В индуизме тела кремируются в погребальном костре. В некоторых сектах индуизма вдова добровольно сжигалась на костре с уже мертвым мужем. Ритуал был запрещен в 1829 году, но сообщения о таких актах все еще остаются. Был один случай в 2008 году в индийском штате Чхаттасгарх, когда пожилая женщина совершила ритуальный обряд сати.