Как зеркало стало дверью между физическим миром и тонким. аспид, горний, державный, скверна, внемли

Магические свойства зеркал, их влияние на жизнь человека известны с момента изобретения этого удивительного предмета. Издревле их наделяли магическими свойствами, использовали для гаданий, по ним предсказывали будущее.

В зеркалах поселяются души их умерших хозяев – именно поэтому занавешивают зеркала в доме, где есть покойник. Наконец, зеркало способно накапливать как положительную, так и отрицательную энергию. Вполне возможно, доля правды в эих поверьях есть.

Дьявольский подарок

Однажды некий старец, идя по пустыне, увидел слова Священного Писания, начертанные на песке: «Просите, и дастся вам». Решил он проверить правдивость этого высказывания и отправился к царю, чтобы просить руки царевны. Царь с дочерью очень удивились сватовству немолодого человека. Тем не менее, сразу не отказали, а царевна сказала, что выйдет замуж за старца только в том случае, если он принесет ей предмет, в котором она могла бы себя увидеть. В ту пору о зеркалах еще никто не знал. Делать нечего, пошел наш жених искать такой предмет. Много дорог исходил он, пока не оказался снова в пустыне. Присев отдохнуть, старец услышал чей-то стон. Осмотревшись, он увидел дьявола, запечатанного крестом в рукомойнике. За свое освобождение тот пообещал выполнить любое желание. Конечно, старец попросил тот самый желанный предмет и выпустил дьявола. Правда, увидев себя в зеркале, он забыл о намерении жениться, отдал царевне дьявольский подарок и вернулся в пустыню замаливать свой грех.

Вот такая легенда есть у староверов. Поэтому все, связанное с зеркалами, они считают греховным.

Атрибут Девы Марии

В древности люди использовали вместо зеркала поверхность водоема. А первый предмет, который уже можно было назвать зеркалом, появился в IV веке до н. э. Это были отполированные пластины из бронзы и меди. Позже зеркала стали делать, полируя грани полудрагоценных камней, а в Римской империи покрывали бронзовые пластины золотом и серебром. Иметь такие вещи разрешалось только избранным, ибо зеркало считалось атрибутом богов.

В 1240 году появились стеклянные зеркала, так называемый «воловий глаз». Были они не плоскими как сейчас, а полусферическими: стеклодув выдувал колбу, в нее вливалось расплавленное олово, равномерно распределяемое по внутренней поверхности. Затем колбу разрезали на куски. Зеркала получались вогнутыми и прилично искажали отображение. Лишь в 1507 году итальянцы придумали покрывать стекло серебряной амальгамой. Цена такого зеркала была выше в 2,5 раза, чем полотна Рафаэля.

В символизме средних веков «чистое зеркало» являлось атрибутом Девы Марии, которая «отразила в себе Бога через Иисуса Христа, не исказив изображение».

Вестники смерти

Каждому известна примета: разбилось зеркало - жди беды. Казалось бы, просто суеверие, но жизненный опыт говорит об обратном, и связь между событиями все же есть. Пожалуй, одной из самых ярких иллюстраций такой связи является случай с зеркалом с линкора «Новороссийск».

Осенью 1955 года на линкоре, стоявшем в гавани около Севастополя, произошел взрыв такой силы, что пролом образовался от трюма до верхней палубы. Заполняемый водой, корабль лег на бок, а затем опрокинулся килем вверх. Больше тысячи человек оказались в холодной воде. Тех, кто не погиб под тяжестью навалившейся громады, затягивало водоворотом на дно. А кто-то остался заживо похороненным внутри судна. В это время в Москве, на расстоянии более тысячи километров от места трагедии, произошло то, чего никто не может объяснить.

Капитан второго ранга О. Бар-Бирюков в 1950-х годах служил на линкоре. В 1953 году судно встало на ремонт, и Бирюков, уезжая в отпуск, взял на память старинное зеркало, висевшее в его каюте. Дома он повесил его в прихожей. В ночь трагедии капитана не было на судне, он только подъезжал к Севастополю. Потом родные рассказали ему, что проснулись они в московской квартире от страшного грохота. Бросившись на этот звук, они увидели на полу разбитое вдребезги зеркало. Часы показывали 4 часа 14 минут – время взрыва на «Новороссийске».

Что за сила заставила зеркало сорваться со стены?

Исследователи все чаще говорят об энергоинформационном обмене в природе: если предметы соприкасались друг с другом хотя бы однажды, невидимая связь между ними остается навсегда. Ее природа пока неизвестна, но эта связь существует и между человеком и вещами, с которыми он контактировал. Возможно, причина в том, что «Новороссийск» был построен еще в 1913 году (он назывался тогда «Юлий Цезарь»), а значит, зеркало висело в каюте 40 лет. За это время оно стало частью корабля, и поэтому «почувствовало» его гибель.

Портал между мирами

Необычные свойства зеркал давно признали и в научном мире. Некоторые ученые согласны с тем, что зеркала – это своеобразный инструмент, погружающий в измененное сознание, что с их помощью можно заглянуть в иную реальность, что они помогают «прочитать» мысли других людей. Кроме того, зеркало может выступать в качестве портала между мирами. Именно поэтому зеркала часто используют в своей работе экстрасенсы, маги и ясновидящие.

Одно из известных зеркал принадлежало графу Сен-Жермену. Говорили, что в нем можно увидеть будущее и узнать судьбу. Согласно легенде, до графа владельцем этой удивительной вещи был сам Нострадамус. В сохранившихся дневниках Марии Медичи есть запись: «Там были картины каких-то празднеств, огни пожаров и потоки крови - это была ночь Святого Варфоломея. Затем появилось смертное ложе – пышное, королевское. Лицо мужчины, но с женскими серьгами и ожерельями - это был Генрих III. Потом в зеркале появилась чья-то большая тень». Да и в записках Нострадамуса есть упоминание о некоем бронзовом подносе, в котором он видит будущие события. Как сей предмет оказался у Сен-Жермена и куда он потом пропал, неизвестно.

Подтверждает ясновидение зеркал и легенда о том, что Александр Македонский в ночь перед битвой с персами увидел свою победу в походном зеркале.

Известный психиатр Реймонд Моуди, написавший книгу «Жизнь после жизни», интересовался ясновидением с помощью зеркал. В частности появлением в них умерших людей. Моуди выяснил, что в Древней Греции существовали психомантеумы, где люди могли общаться с умершими родными посредством зеркал. Ученый решил воссоздать психомантеум в современных условиях. Для этого в старой заброшенной мельнице на стене он поместил огромное зеркало под таким углом, чтобы посетитель, сидевший в кресле напротив, не видел своего отражения. В зеркале отражался лишь черный бархатный полог, на его фоне предполагались видения. Окна при этом были наглухо закрыты.

В этом эксперименте участвовали люди разных профессий и возрастов. До начала опыта всем было предложено вспомнить об умерших, посмотреть их фото, потрогать их вещи. И только потом по одному проводили в комнату с зеркалом. По окончанию половина испытуемых подтвердили, что видели покойных и общались с ними.

В 2010 году американский ученый Бэм опубликовал результаты своего исследования, которое доказывало, что каждый может «услышать» и «увидеть» сигналы из будущего. В эксперименте принимали участие люди, не имеющие экстрасенсорных способностей. На одну часть монитора, закрытого светонепроницаемой тканью, выводилась картинка, а вторая была пуста. Испытуемый должен был определить, в какой части находится картинка. Половина ответов была правильной, а если в комнату приносили зеркало, то количество верных ответов возрастало.

Убивающие взглядом

Существует поверье, что если очень долго смотреть в зеркало, можно преждевременно состариться или серьезно заболеть. Многие, прочитав это, скептически улыбнутся, а вот биоэнергетики относятся к этому эффекту серьезно. Они считают, что отражение энергий губительно для нашей ауры, и, как следствие, для физического тела.

Немецкий ученый Карл фон Рейхенбах еще два столетия назад утверждал, что взгляд, отразившийся в зеркале, может причинить вред здоровью и даже убить. Объяснял Рейхенбах это следующим: в течение жизни человек накапливает в себе негатив. Глядя в зеркало, он непроизвольно отсылает своему отражению накопленное. И получает отдачу, только во много раз усиленную.

По этому поводу есть известная история о человеке, когда-то жившем на Сицилии. О нем говорили, что взгляд его смертельно опасен. И действительно, люди, которые встречались с ним взглядом, заболевали, а некоторые даже умирали. Но однажды феномен обернулся во вред ему самому. Проходя мимо магазина, он заметил в витрине большое зеркало и, остановившись, стал смотреть на него. Зеркало отразило убийственный взгляд, и вскоре мужчина умер.

А вот совсем реальный случай. Однажды на канадского охотника Стива Мак-Келлана напала медведица. Он упал на землю и уставился прямо в глаза животного, вложив туда всю ярость и страх. И медведица вдруг упала мертвой. Исследовав труп животного, на котором не было ни одной раны, ученые пришли к выводу, что смерть наступила в результате воздействия мощного биоэнергетического импульса, шедшего из глаз охотника. Этот импульс разрушил нервные клетки в мозгу медведицы. То есть взглядом убить все же можно. Возможно, именно поэтому Иван Грозный держал у себя зеркала, изготовленные только слепыми мастерами.

Кстати, американские ученые 15 лет занимались изучением влияния зеркал на организм человека и пришли к выводу, что зеркало – это своеобразный энергетический вампир. Только забирать энергию оно начинают не сразу, а если рассматривать себя более трех минут. У любителей полюбоваться на свое отражение быстрее появляются морщины, возникает чувство усталости и начинаются проблемы с памятью.

Спасители человечества

Да, зеркало предмет неоднозначный. И если, по мнению одних исследователей данного феномена, длительный контакт с зеркалом вреден, другие рекомендуют подольше смотреть на свое отражение, чтобы избавиться от переживаний и депрессии. Известны случаи, когда самоубийцы, решив свести счеты с жизнью, случайно бросив взгляд на зеркало, отказывались от своих намерений.

Еще в средние века врач Парацельс использовал зеркало для определения болезни и излечения. Чтобы понять, что за недуг поразил больного, он подносил к его губам зеркало, и по характеру запотевания поверхности от дыхания пациента ставил диагноз. А потом читал заклинание, которое, по его мнению, передавало больную энергию от человека его зеркальному двойнику. Врач был уверен, что зеркальная поверхность обладает способностью впитывать энергетику болезни. Возможно, поэтому существует поверье, что больному лучше не смотреться в зеркало, чтобы не «заражать» его. Ведь не исключено, что оно «отдаст» болезнь кому-то другому, решившему посмотреться в него.

В наше время многие целители тоже используют зеркала для лечения больных. Вначале зеркало выставляют на 2 часа на солнце, затем произносят заклинание, протирают поверхность святой водой и прикрывают тканью. Это не мракобесие, обряду есть научное объяснение. Если зеркало имеет напыление из «теплых» металлов, латуни, бронзы, золота или меди, то оно поглощает холодную энергию, а отдает теплую. Такое зеркало непременно принесет облегчение. С «холодными» металлами все произойдет наоборот.

Интересно, что если на расстоянии 10 см от зеркала поместить зажженную свечу, и смотреть поочередно на огонь и зеркало, то это помогает снять усталость глаз и даст отдых мозгу, нормализует давление и улучшает зрение.

В заключение хочется напомнить читателям, что особую опасность, по мнению исследователей аномальных явлений, представляет треснувшее зеркало. По природе воздействия на человека оно, сродни разлому в земной коре, является источником опасного излучения. Еще Ванга говорила, что в семье, где на стене висит треснувшее зеркало, никогда не будет мира: «Трещина в зеркале – трещина в судьбе».

Вообще, о зеркалах можно говорить много, жизненных историй о них более чем достаточно, но от этого их загадочность и непредсказуемость не уменьшаются. Каждый из нас ежедневно смотрится в зеркало, чтобы поправить одежду, прическу и т. д., забывая, что оно не терпит небрежного к себе отношения.

Галина Белышева

Зеркалам издревле приписывали магические свойства, с ними связано множество легенд и суеверий. Даже в наше прагматичное время, когда зеркала используются для «сэлфи», по-прежнему остается открытым вопрос: врут ли они? Будем разбираться.

ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЗЕРКАЛ И ОРГАНОВ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Чтобы прояснить вопрос правдивости зеркал, нужно вспомнить уроки истории, физики и анатомии. Отражающий эффект современных зеркал базируется на свойствах стекла, покрытого специальным слоем металла. В древности, когда способ получения стекла еще не был открыт, в качестве зеркала использовали пластины драгоценных металлов, чаще всего круглой формы.



Для увеличения светоотражающей способности металлические диски подвергались дополнительной обработке – шлифовке.
Стеклянные зеркала появились лишь в XIII веке, их научились делать римляне, разбивая на куски сосуды с застывшим слоем олова внутри. Листовые зеркала на основе сплава олова и ртути стали изготавливать на 300 лет позднее.

Светоотражающую часть зеркала многие по старинке называют амальгамой, хотя в современном производстве используется алюминий или серебро (толщиной 0,15–0,3 мкм), покрытые несколькими защитными слоями.

КАК ВЫБРАТЬ «ПРАВДИВОЕ» ЗЕРКАЛО?
Отражающие свойства современных зеркал зависят не только от вида амальгамы, но и от ровности поверхности и «чистоты» (прозрачности) стекла. Лучи света чувствительны даже к таким неровностям, которые не видны человеческому глазу.

Любые дефекты стекла, возникающие в процессе его изготовления, и структура отражающего слоя (волнистость, пористость и прочие дефекты) влияют на «правдивость» будущего зеркала.


Степень допустимого искажения отображает маркировка зеркал, она делится на 9 классов – от М0 до М8. Количество пороков зеркального покрытия зависит от метода изготовления зеркала.
Наиболее точные зеркала – класса М0 и М1 производят методом Флоат. Горячую стекломассу выливают на поверхность раскаленного металла, где она равномерно распределяется и охлаждается. Такой способ отливки позволяет получить максимально тонкое и ровное стекло.

Классы М2-М4 изготовливают по менее совершенной методике – Фурко. Горячую ленту стекла вытягивают из печи, пропуская между валиками, и охлаждают. В этом случае конечный продукт имеет поверхность с утолщениями, которые являются причиной искажения отражения.
Идеальное зеркало М0 встречается редко, обычно в продаже самое «правдивое» – М1. Маркировка М4 говорит о незначительном искривлении, покупать зеркала последующих классов можно разве что для оборудования комнаты смеха.

Специалисты считают наиболее точными зеркала с серебряным покрытием, произведенные в России. У серебра более высокий коэффициент отражения, а отечественные производители не используют маркировку выше М1. А вот в изделиях китайского производства мы покупаем зеркала М4, которые не могут быть точными по определению. Нельзя забывать про свет – наиболее реалистичное отражение обеспечивает яркое равномерное освещение объекта.

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…
Все в детстве посещали так называемую комнату смеха или смотрели сказку про Королевство кривых зеркал, поэтому никому не нужно объяснять, как меняется отражение на выпуклой или вогнутой поверхности.

Эффект кривизны присутствует и в ровных, но очень больших зеркалах (со стороной?1 м). Это объясняется тем, что их поверхность деформируется под собственным весом, поэтому большие зеркала делают из листов толщиной не менее 8 мм.


Но идеальное качество зеркала не является залогом его «правдивости» для отдельного индивида. Дело в том, что, даже имея безупречно ровное зеркало, которое очень точно отображает внешние объекты, человек воспримет отражение с дефектами, обусловленными его индивидуальными особенностями.

То, что мы привыкли считать своим отражением, в действительности не является им – это всего лишь зрительная проекция, которая проявляется в подкорке головного мозга, благодаря работе сложной системы восприятия человека.
На самом деле восприятие во многом зависит от функции органов зрения (глаз человека, который смотрится в зеркало) и работы мозга, трансформирующего поступающие сигналы в образ. Как иначе можно объяснить визуальную зависимость искажения отражения от формы зеркала?! Ведь всем известно, что вытянутые (прямоугольные и овальные) зеркала стройнят, а квадратные и круглые зрительно полнят. Так работает психология восприятия человеческого мозга, который анализирует поступающую информацию, привязывая ее к знакомым предметам и формам.

ЗЕРКАЛО И ФОТО – ЧТО ПРАВДИВЕЕ?
Известен еще один странный факт: многие люди подмечают разительные отличия между своим отражением в зеркале и собственным изображением, которое они видят на фото. Особенно это волнует представительниц прекрасного пола, желающих по старой русской традиции знать лишь одно: «я ль на свете всех прекрасней?».

Явление, когда человек не узнает себя на фотографии, довольно распространено, ведь в своем внутреннем мире он или она видят себя иначе – и во многом благодаря зеркалу. Этот парадокс послужил причиной сотен научных исследований. Если все ученые выводы перевести на простой язык, то подобные различия объясняются особенностями оптического устройства двух систем – объектива фотоаппарата и органов зрения человека.

1) Принцип действия рецепторов глазного яблока совсем не такой, как у стеклянной оптики: линза фотоаппарата отличается от строения хрусталика глаза, а еще он может быть деформирована вследствие усталости глаза, возрастных изменений и пр.

2) На реальность изображения влияет количество точек восприятия объекта и их расположение. В фотоаппарате только одна линза, поэтому изображение получается плоским. Органы зрения у человека и доли мозга, фиксирующие изображение, – парные, поэтому мы воспринимаем отражение в зеркале объемным (трехмерным).

3) Достоверность фиксации образа зависит от освещения. Фотографы часто используют эту особенность, создавая на фото интересный образ, разительно отличающийся от реальной модели. Рассматривая себя в зеркале, люди обычно не меняют освещение так, как это делает вспышка фотоаппарата или софиты.

4) Еще один немаловажный аспект – расстояние. Смотреться в зеркало люди привыкли вблизи, тогда как фотографируются чаще издалека.

5) Кроме того, время, необходимое фотоаппарату для снимка ничтожно мало, в фотографии даже существует специальный термин – выдержка. Фотообъектив выхватывает долю секунды, запечатлевая порой неуловимое для глаз выражение лица.

Как видите, каждая система имеет свои особенности, влияющие на искажение изображения. Учитывая эти нюансы, можно сказать, что фото точнее фиксирует наш образ, но только на мгновение. Человеческий же мозг воспринимает изображение в более широком спектре. И дело не только в объеме, а еще и в невербальных сигналах, которые люди посылают постоянно. Поэтому с точки зрения восприятия нас окружающими людьми, отражение в зеркале более правдиво.

В вопросах внешнего вида мы ориентируемся, прежде всего, на наше отражение в зеркале. Однако оно не только не может передать всю правду, но и может нас обмануть.

Чтобы прояснить вопрос правдивости зеркал, нужно вспомнить уроки истории, физики и анатомии. Отражающий эффект современных зеркал базируется на свойствах стекла, покрытого специальным слоем металла. В древности, когда способ получения стекла еще не был открыт, в качестве зеркала использовали пластины драгоценных металлов, чаще всего круглой формы.

Для увеличения светоотражающей способности металлические диски подвергались дополнительной обработке – шлифовке.
Стеклянные зеркала появились лишь в XIII веке, их научились делать римляне, разбивая на куски сосуды с застывшим слоем олова внутри. Листовые зеркала на основе сплава олова и ртути стали изготавливать на 300 лет позднее.

Светоотражающую часть зеркала многие по старинке называют амальгамой, хотя в современном производстве используется алюминий или серебро (толщиной 0,15–0,3 мкм), покрытые несколькими защитными слоями.

Как выбрать «правдивое» зеркало?

Отражающие свойства современных зеркал зависят не только от вида амальгамы, но и от ровности поверхности и «чистоты» (прозрачности) стекла. Лучи света чувствительны даже к таким неровностям, которые не видны человеческому глазу.

Любые дефекты стекла, возникающие в процессе его изготовления, и структура отражающего слоя (волнистость, пористость и прочие дефекты) влияют на «правдивость» будущего зеркала.

Степень допустимого искажения отображает маркировка зеркал, она делится на 9 классов – от М0 до М8. Количество пороков зеркального покрытия зависит от метода изготовления зеркала.
Наиболее точные зеркала – класса М0 и М1 производят методом Флоат. Горячую стекломассу выливают на поверхность раскаленного металла, где она равномерно распределяется и охлаждается. Такой способ отливки позволяет получить максимально тонкое и ровное стекло.

Классы М2-М4 изготовливают по менее совершенной методике – Фурко. Горячую ленту стекла вытягивают из печи, пропуская между валиками, и охлаждают. В этом случае конечный продукт имеет поверхность с утолщениями, которые являются причиной искажения отражения.
Идеальное зеркало М0 встречается редко, обычно в продаже самое «правдивое» – М1. Маркировка М4 говорит о незначительном искривлении, покупать зеркала последующих классов можно разве что для оборудования комнаты смеха.

Специалисты считают наиболее точными зеркала с серебряным покрытием, произведенные в России. У серебра более высокий коэффициент отражения, а отечественные производители не используют маркировку выше М1. А вот в изделиях китайского производства мы покупаем зеркала М4, которые не могут быть точными по определению. Нельзя забывать про свет – наиболее реалистичное отражение обеспечивает яркое равномерное освещение объекта.

Отражение как проекция

Все в детстве посещали так называемую комнату смеха или смотрели сказку про Королевство кривых зеркал, поэтому никому не нужно объяснять, как меняется отражение на выпуклой или вогнутой поверхности.

Эффект кривизны присутствует и в ровных, но очень больших зеркалах (со стороной ≥1 м). Это объясняется тем, что их поверхность деформируется под собственным весом, поэтому большие зеркала делают из листов толщиной не менее 8 мм.

Но идеальное качество зеркала не является залогом его «правдивости» для отдельного индивида. Дело в том, что, даже имея безупречно ровное зеркало, которое очень точно отображает внешние объекты, человек воспримет отражение с дефектами, обусловленными его индивидуальными особенностями.

То, что мы привыкли считать своим отражением, в действительности не является им – это всего лишь зрительная проекция, которая проявляется в подкорке головного мозга, благодаря работе сложной системы восприятия человека.
На самом деле восприятие во многом зависит от функции органов зрения (глаз человека, который смотрится в зеркало) и работы мозга, трансформирующего поступающие сигналы в образ. Как иначе можно объяснить визуальную зависимость искажения отражения от формы зеркала?! Ведь всем известно, что вытянутые (прямоугольные и овальные) зеркала стройнят, а квадратные и круглые зрительно полнят. Так работает психология восприятия человеческого мозга, который анализирует поступающую информацию, привязывая ее к знакомым предметам и формам.

Зеркало и фото – что правдивее?

Известен еще один странный факт: многие люди подмечают разительные отличия между своим отражением в зеркале и собственным изображением, которое они видят на фото. Особенно это волнует представительниц прекрасного пола, желающих по старой русской традиции знать лишь одно: «я ль на свете всех прекрасней?».

Явление, когда человек не узнает себя на фотографии, довольно распространено, ведь в своем внутреннем мире он или она видят себя иначе – и во многом благодаря зеркалу. Этот парадокс послужил причиной сотен научных исследований. Если все ученые выводы перевести на простой язык, то подобные различия объясняются особенностями оптического устройства двух систем – объектива фотоаппарата и органов зрения человека.

  1. Принцип действия рецепторов глазного яблока совсем не такой, как у стеклянной оптики: линза фотоаппарата отличается от строения хрусталика глаза, а еще он может быть деформирован вследствие усталости глаза, возрастных изменений и пр.
  2. На реальность изображения влияет количество точек восприятия объекта и их расположение. В фотоаппарате только одна линза, поэтому изображение получается плоским. Органы зрения у человека и доли мозга, фиксирующие изображение, – парные, поэтому мы воспринимаем отражение в зеркале объемным (трехмерным).
  3. Достоверность фиксации образа зависит от освещения. Фотографы часто используют эту особенность, создавая на фото интересный образ, разительно отличающийся от реальной модели. Рассматривая себя в зеркале, люди обычно не меняют освещение так, как это делает вспышка фотоаппарата или софиты.
  4. Еще один немаловажный аспект – расстояние. Смотреться в зеркало люди привыкли вблизи, тогда как фотографируются чаще издалека.
  5. Кроме того, время, необходимое фотоаппарату для снимка ничтожно мало, в фотографии даже существует специальный термин – выдержка. Фотообъектив выхватывает долю секунды, запечатлевая порой неуловимое для глаз выражение лица.

Как видите, каждая система имеет свои особенности, влияющие на искажение изображения. Учитывая эти нюансы, можно сказать, что фото точнее фиксирует наш образ, но только на мгновение. Человеческий же мозг воспринимает изображение в более широком спектре. И дело не только в объеме, а еще и в невербальных сигналах, которые люди посылают постоянно. Поэтому с точки зрения восприятия нас окружающими людьми, отражение в зеркале более правдиво.


Зеркала все хранят, а потом возвращают.
Их «нечистые силы» в ночи навещают.
Коли ночью смотреть очень долго в него,
То увидишь ты в нем двойника своего.
В. Антош

«Это первый волшебный предмет, созданный человеком. Аборигены Африки, Австралии и Океании отдавали за него колонизаторам все, что имели. За ним тянется шлейф суеверий. Долгое время этот предмет был роскошью, доступный лишь королевским особам и очень богатым людям. Самый дорогой из них в Лувре, принадлежал королеве Марии Медичи, украшен агатами ониксами. В России производство этого предмета налажено по велению Петра I».
О каком предмете идет речь? (Зеркало)

Зеркала… Загадочные предметы, без которых не представима жизнь человека. Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром, и не увидеть своего отражения? Кажется, - ерунда, мелочи. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания с древних времен лишали отражения.
Но зачем же человеку нужно зеркало? Почему каждый с таким упорством вглядывается в свое отражение? Только ли это прихоть, или в желании увидеть себя в волшебном стекле есть нечто большее?

Во все времена люди желали узнать о себе и своей судьбе все возможное и невозможное. Особенно то, что скрыто от них. Любовь и удача, богатство и слава, власть и смерть - ко всему подбираются свои магические ключики. Они отпирают тайники информации, хранящиеся, как полагают некоторые, в планетарном банке данных. Магия гадания, хиромантия, нумерология, астрология - все они имеют в своем арсенале множество различных обрядов, приемов, методов, позволяющих заглянуть «за занавес». Не последнее место среди них занимают магические манипуляции с зеркалами. С помощью зеркал маги древности приобретали себе союзников из иных миров, целители лечили различные заболевания, а обыкновенные люди пытались и по сей день стараются заглянуть в свое прошлое и будущее.

Философия зеркал

Всю свою историю человек пытается познать мир. Но познание мира это, в первую очередь, познание себя. Мы рождаемся, и с нами рождается наш мир, мы умираем, и наш мир тоже умирает в момент нашей смерти. Конечно, остаются другие люди и другие миры, но наш уходит вместе с нами. Как же можно познать этот мир, не познав себя?
Издавна слова «познать» и «увидеть» считаются синонимами. Мы говорим - «я видел собственными глазами», считая это достаточным доказательством существования явления. Язык отразил эту синонимичность. Так, во французском языке «reflet» - отражение, «reflechir» - размышлять; в английском «speculate» - размышление, «speculum» - зеркало; в немецком «reflektieren» - отражать, рассчитывать, размышлять, в русском языке - созерцание, зерцало (зеркало).

В философии зеркало воспринималось как образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности. Главным содержанием образа является мотив отражения: Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир — это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом. Зеркало связано с комплексом вода — луна — женщина. Подобно воде, оно является отражающей поверхностью (в которой можно увидеть образы неведомого). Поскольку оно лишь отражает облики других предметов, не обладая своим, зеркало подобно луне, которая отражает солнечный свет, лишенная собственного; его природа переменчива — оно то «населено», то пустынно, что отсылает нас к лунной и женской символике. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале.

В индийской традиции зеркало считается символом истины. «Зеркало кармы» является атрибутом судьи загробного мира Дхармараджи («царь закона»), в нем отражаются поступки умерших. В Японии зеркала являлись символом и образом божества и помещались в синтоистских храмах; как считалось, они выступают посредниками в общении с богами. Также зеркало — один из атрибутов священной власти императора, символизирующий чистоту. В японской буддийской традиции возник обычай класть бронзовое зеркало возле головы умершего, чтобы предохранить его душу от действия сил зла (с аналогичной целью медное зеркало клали под голову покойника в доэллинистическом Египте). В Древнем Китае зеркало связывается с числом 8 как знаменующим божественное совершенство и является символом знания, отваги, милосердия; ручные зеркала, в частности, являются символами истины. В Китае верили, что зеркалам присуща способность содействовать в супружеском счастье, а также защищать от влияния вредоносных сил. Кроме того, зеркала являлись принадлежностью загробного суда, а также атрибутами китайского божества молнии, которое, сводя и разводя их, вызывало молнию. «Энергетические» функции зеркала нашли применение в китайском искусстве дизайна и интерьера фэн-шуй.

В средневековой Европе зеркало, с одной стороны, воспринималось резко негативно в качестве предмета роскоши, атрибута тщеславия, самолюбования, а также образа безумия; однако в то же время оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины, и в этом своем значении уподоблялось глазу. В этот период создаются многочисленные «зерцала», особая разновидность дидактических сочинений (к примеру, «Великое зерцало» Винсента из Бове). Природа толковалась как зеркало божественного замысла; зеркало также выступает символом слова Божьего. В иконографии оно изображалось в руках Девы Марии, которая, таким образом, показывается как бы отражающей божественный свет Христа; кроме того, оно символизировало чистоту и непорочность богоматери.

В суфизме образ зеркала, которое отражает различные объекты, но само сохраняет свою природу, использовался для иллюстрации идеи единства и многообразия универсума. Также двум зеркалам, отражающим друг друга, уподоблялись мир и Аллах.
В русском фольклоре зеркала — изобретение дьявола, которое обладает силой вытягивать души из тел. Ацтеки использовали похожие на зеркала поверхности, чтобы держать на расстоянии колдунов.

История зеркал

Водная гладь стала первым зеркалом для человека. Увидев себя в ней, он уже не мог успокоиться и пытался создать что-либо подобное сам. Так в жилищах Древнего Востока появились отполированные до блеска куски обсидиана. Египтяне использовали полированные золотые пластины, а бронзовые диски украшали дома в Китае.
Археологи, осматривая Помпеи, удивлялись, видя почти во всех тамошних дворах небольшие мелководные бассейны с мраморным парапетом. Они не применялись для купания, но и не были простым украшением интерьера. Это были зеркала, и, сидя над отражением в неподвижной глади воды, помпеянки приводили свою внешность в порядок точно так же, как в наши дни перед зеркалом. Жестокая соперница, желая навредить своей жертве, подбрасывала в её зеркальный бассейн гальку.

Первые стеклянные зеркала появились в Риме. Были они крошечными, смотреться в них было невозможно, поэтому их использовали как амулеты и украшения. Настоящие зеркала появились позже, в средневековой Голландии.

В средние века зеркала не жаловали. Зеркала того времени - выпуклой формы с темной поверхностью - вызывали суеверный страх и именовались не иначе как зеркалами колдуний. Каждая приличная ведьма имела в своем арсенале не только большой котел для приготовления снадобий, но и маленькое зеркало. Его полагалось подпитывать светом полной луны, а днем прятать от солнца. Считалось, что с помощью этого магического предмета ведьма может наводить порчу и сглаз, вызывать дьявола и удерживать взаперти демонов и злых духов. Инквизиция смотрела на зеркала с подозрением. Так, в 1321 году девицу Беатрис де Планиссоль обвинили в ереси и приговорили к пожизненному заключению только за то, что среди ее вещей было найдено зеркало. Сам факт обладания такой вещицей мог привести женщину не только в тюрьму, но и на костер.

Просвещенная Европа разделяла суеверное отношение к зеркалу — во многих странах было принято вставлять зеркала в окна, чтобы отразить «дурную» энергию от плохого соседа или близко стоящих «вредных» зданий: промышленных объектов, больниц, тюрем...

Недолюбливали зеркала и на Руси - вплоть до 17 века их не выставляли напоказ, а завешивали тафтой или прятали в сундуках.
Еще один любопытный штрих: Иван Грозный, смертельно боявшийся всяких наговоров и проклятий, велел, чтобы зеркала для его жены Марии Нагой изготавливали слепые мастера. А как же! Ведь на Руси были убеждены, что зеркало может «заразиться» порчей и передать ее всякому смотрящему в него. По этой же причине женщинам запрещалось глядеться в зеркала в «нечистые периоды» — в дни месячных, беременности и первые недели после родов.

А во времена Ренессанса возникают стеклодувные мануфактуры в веницианском городке Мурано. Стеклодувы из этих мануфактур достигали невиданных по тем временам результатов: создавали цветное стекло, вплавляли в него золотые нити, выдували сложной формы сосуды и вазы. Секреты стеклянного производства хранились в строжайшей тайне, до сих пор остаются загадкой некоторые технологические приемы муранских мастеров. Там же впервые горячее стекло было раскатано на полированной бронзовой пластине - получилось почти современное зеркало.

Зеркала - особенные предметы в нашем доме. Ни один предмет нашего быта, пожалуй, не оброс столькими легендами, преданьями, поверьями, как зеркало.

Легенды зеркал

С зеркалами связано множество мифов и легенд. Древнегреческий миф гласит, что Нарцисс, увидев свое отражение в пруду, не смог от него оторваться и превратился в цветок. Медуза Горгона взглянула себе в глаза, отразившиеся в блестящем щите, и окаменела. Честь изобретения этого сплава якобы принадлежала самому Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла.

Легенды говорят о том, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто смотрелся в них. Считается, что если зеркало хранит отражение злого человека, покойника, убийцы, или «видело» сцену убийства, то оно само становится «злым». Такое зеркало всегда холодное на ощупь, перед ним гаснут церковные свечи, и оно может принести неприятности новому хозяину, вплоть до его смерти. Это зеркало нужно разбить, и только так можно избавиться от проклятия, которое в нем заключено.

Хорхе Луис Борхес упоминает о зеркальных существах, в частности, миф о Рыбе: “В те времена, в отличие от нынешнего времени, мир зеркал и мир людей не были разобщены. Кроме того, они сильно отличались, - не совпадали ни их обитатели, ни их цвета, ни их формы. Оба царства, зеркальное и человеческое, жили мирно, сквозь зеркала можно было входить и выходить. Однажды ночью зеркальный народ заполонил землю. Силы его были велики, однако после кровавых сражений победу одержали чары Желтого Императора. Он прогнал захватчиков, захватил их зеркала и приказал им повторять, как бы в некоем сне, все действия людей. Он лишил их силы и облика и низвел до последнего рабского положения. Но придет время, и они пробудятся от этой колдовской летаргии.

Первой проснется Рыба… Затем одна за другой пробудятся и остальные формы. Постепенно они станут отличными от нас, перестанут нам подражать. Они разобьют стеклянные и металлические преграды, и на этот раз их не удастся победить. Вместе с зеркальными тварями будут сражаться водяные” (Хорхе Луис Борхес “Энциклопедия вымышленных существ»).

Легенды, связанные с зеркалами, - почти бесконечная тема. Более того, у каждого, наверняка, есть своя личная история о зеркале. Иногда я думаю, что каждый, кто посмотрел в зеркало, сразу же начинает сочинять странную историю. Это не такая абсурдная мысль, как может показаться с первого взгляда. Вспомните только, как удивляется ребенок, впервые увидев себя в зеркале. Как-то я наблюдала, как растерялся котенок, увидев свое отражение. Он трогал гладкую поверхность лапкой, мяукал и тыкался лбом в стекло и изо всех сил пытался завязать хорошие отношения с тем котенком, которого видел с другой стороны зеркала. Котенок не понимал, что это - он сам, только отраженный. Ребенок тоже не сразу начинает воспринимать отражение, как себя, свою копию. Скорее, он считает, что это - другой ребенок. И в сознании откладывается мысль, что там, за зеркальным стеклом, кто-то живет. И ребенок приходит к понятию «двойника».

Магия зеркал

Тысячелетиями рассматривали люди свое отражение в ведре с водой, в отполированных каменных, а позднее металлических пластинках и никаких предназначений, кроме чисто утилитарных, с этим не связывали.

Но вот появившиеся у римлян в Ι веке н. э. стеклянные зеркала с металлической подкладкой, сразу стали предметами мистическими и потому ощутимо влияющими на судьбу людей. И в этом нет ничего удивительного. Ведь глядя в зеркало, мы как будто раздваиваемся, мы видим фактически не себя, а очень похожего на нас человека. Только у него все наоборот: что у нас право, у него лево. И это в древности пугало людей, заставляло их очеловечивать своего двойника, ожидать от него всего, что угодно, в том числе и враждебных действий.

Говорят, что через зеркало можно «навести порчу». Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть, зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии.

Так же существует множество методов гадания с помощью зеркал.
Одна из древнейших форм гадания — это кристалломантия, или гадание на зеркалах, которое осуществляется с помощью волшебного зеркала. Считалось, что такими зеркалами пользовались маги Персии, а также древние греки и римляне. В Древней Греции ведьмы Тессаля писали свои предсказания человеческой кровью на зеркалах. Тессалийские ведьмы предположительно учили Пифагора, как гадать на волшебном зеркале, если держать его, направив на Луну. Римлян, которые умели читать по зеркалам, называли «спекулариями».

Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя. Средневековый алхимик Альберт Великий записал формулу изготовления магического зеркала: "Купите обычное зеркало и напишите на нем "S.Solam S.Tattler S. Echogordner Gematur". Закопайте его на перепутье в нечетный час. На третий день идите к этому же месту в то же время и выкопайте, однако вам нельзя первому глядеться в это зеркало". Альберт утверждал, что сначала надо дать посмотреться в зеркало кошке или собаке.
В английской фольклорной традиции день накануне Святой Агнессы (21 января) считался ритуальным днем, когда девушки в зеркале могли увидеть суженого.

На Руси, например, самым верным способом узнать свою судьбу испокон веков считалось святочное гадание.
Перед гаданием надо было завесить иконы, снять с шеи крест и положить его под пятку — то есть фактически отречься от защиты святых сил! Может быть, именно с тех пор и пошло поверье, что сам сатана подарил человеку зеркало, дабы тот не скучал в одиночестве и мог вести вечную беседу с самим собой. Князь Тьмы рассуждал правильно: одиночество просветляет душу, а внутренний диалог, своего рода раздвоение, напротив, вносит смуту в душевный мир...

Девушка запиралась в пустой комнате одна, ставила на стол два прибора, зеркало, свечи и начинала вызывать суженного: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать». Минут за пять перед его приходом зеркало начинало тускнеть. Девушка вглядывалась в зеркальную поверхность, пытаясь рассмотреть жениха. Разглядев, нужно было «зачурать» суженого. Иначе дьявол, принявший его образ, мог выйти из зеркала и сесть рядом за стол. Одним из самых страшных считалось гадание в полночь с двумя зеркалами. Два одинаковых зеркала устанавливали напротив друг друга и освещались двумя свечами так, чтобы отражения образовали бесконечный зеркальный коридор. Гадающая садилась между зеркалами и начинала всматриваться в этот коридор, в конце которого должен был показаться суженый.

Заветного суженого можно увидеть, глядя в зеркало ночью на перекрестке (очертив вокруг себя круг и приговаривая: «Суженый, ряженый, приди ко мне по дороженьке, да по белому снежочку»). Увидев пугающие символы или услышав похоронное пение, спешите прочесть «Отче наш». В зеркало заглядывают ночью так, чтобы увидеть в нем отражение месяца. Через некоторое время появятся несколько месяцев - таково и будет число домочадцев в доме будущего мужа. На ночь под кровать кладут зеркало, а вокруг него еловые ветви. На зеркале пишется имя любимого человека или сокровенное желание. Если утром надписи исчезнут - желание исполнится, если останутся - увы: мечта не сбудется.

Святочные гадания на жениха известны с давних времен. И сейчас гадают таким образом, кто в шутку, а кто и всерьез. И даже то, что начинается, как шутка, становится чем-то серьезным и настоящим, когда перед глазами в темноте разворачивается бесконечный зеркальный коридор.

Зарегистрированы даже случаи «проникновения» в прошлое и будущее с помощью зеркал. Кто-то уверяет, что видел в зеркале при гадании своего будущего мужа, кто-то - жену; записана история о том, как две девушки наблюдали в зеркале встречу императоров Александра I и Наполеона в 1807 году; рассказывают, как деревенские знахарки с помощью зеркала находят вора…

Клара Райц, 23-летняя жительница Мюнхена, вернувшись с прогулки, как обычно, уселась перед зеркалом, чтобы привести себя в порядок. Вдруг она увидела, что из зеркала на неё пристально смотрит какой-то смутно знакомый мужчина. Клара резко обернулась - в комнате никого не было. Да и вообще она была в доме одна. Вечером она стала рассказывать об этом матери и вдруг вспомнила, чье лицо она видела в зеркале: это был её дядя Генрих, который несколько лет назад уехал в США. А на следующий день пришла телеграмма, в которой извещалось о его внезапной кончине. Стоило ли уточнять, что дядя умер именно в тот момент, когда Клара увидела его в зеркале.

В общем, эти истории почти бесконечны и столь же разнообразны, но все сводятся к одному - зеркала являются предметами, способными показать что-то неведомое, раскрыть новые знания, если с ними правильно обращаться.

В примитивных обществах верили и до сих пор верят, что зеркала отражают душу и их надо защищать, иначе душа погибнет. Эти страхи перешли в суеверные обычаи. И до сих пор приметы, связанные с зеркалами, заставляют многих менять свои поступки, что называется на ходу.

«Ее тревожили приметы...»

Испанцы верят, что подвесив зеркальца на плечи маленьким детям, они избавят их от злобных взглядов.

Европейцы считают, что неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде. Этого несчастья можно избежать, примеряя свадебный наряд без одной перчатки. Кроме того, вернувшись из церкви, молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно принести им удачу.

У многих народов - индийцев, таджиков, персов и других - существовал свадебный обряд, когда жених и невеста должны были смотреться в одно зеркало, словно связь зеркальных двойников должна укрепить и благословить земной брак. Более того, у некоторых народов жених и невеста видели друг друга впервые именно отраженными в зеркале, а не непосредственно. То есть, знакомство происходило через зеркальных двойников. Считалось, что именно это должно принести удачу и счастье семье. Мне кажется, что практически у каждого в жизни было такое - когда смотришь на свое отражение рядом с дорогим человеком и говоришь: «Посмотри, милый (-ая), как мы хорошо вместе смотримся!» И это «хорошо вместе смотримся» наполняло дополнительной уверенностью в собственных силах. А ведь это - отголосок веры в самостоятельное существование двойника, и его улыбающееся лицо доставляет радость, на какой-то момент становясь лицом постороннего счастливого человека. Независимо от возраста, мы подсознательно верим в самостоятельность зеркального отражения.

У разных народов - разные приметы, но есть и такие, которые повторяются почти повсеместно.

Разбитое зеркало - к несчастью
Не храните разбитых зеркал,
Отражаться в нем будет все битое
Эта притча верна и теперь
Только жаль, что она позабытая.
В. Антош

Наверняка кое-кто из нас помнит неприятное и тревожное чувство, закрадывавшееся в душу, если вдруг нечаянно разбилось зеркало. А страх этот идет от языческих верований: поверхность зеркала напоминает поверхность воды, в которую смотрелся древний человек, когда еще и зеркал то не было. Отражение в зеркале - отражение души человека. Разбитое зеркало искажает внешность человека и, кажется, что это может нанести ему вред.

Почему разбитое или треснувшее зеркало приносит несчастье? Да ведь в этом случае в структуру зеркала вносятся дополнительные дефекты, которые, естественно, влияют на свойства отраженной волны. Получается, что в данном случае опять происходит так называемый сглаз для смотрящегося в такое зеркало. Это наш двойник, и если ты ранишь его, он ранит тебя. Чтобы этого избежать, осколки (те, что побольше) надо закрасить черным, или погрузить в проточную воду.

Очевидно, подсознательно каждый человек чувствует себя связанным со своим двойником в зеркале. Чем-то это напоминает общепринятое представление о связи между близнецами. Так считается, что если умирает один из близнецов, то умирает и второй, или, по крайней мере, чувствует смерть первого. То же и с зеркалом - разбитое (умершее) зеркало несет несчастье и смерть своему хозяину. То есть, «смерть» зеркального двойника означает смерть оригинала. И вообще, Зазеркалье - это особый магический мир, мир, в котором можно узнать прошлое и будущее, поэтому с ним надо было обращаться бережно.

Зачем в доме покойника закрывают зеркала?
Зеркала закрывали плотным, желательно черным полотном. Считается, что это делается для того, чтобы живые не видели в нем отражение гроба с покойным (чтобы не вспоминать и не бояться его потом, вариант - чтобы покойник не являлся потом вампиром, не забрал с собой).

Кто знает, какие энергетические процессы сопровождают смерть человека… Весьма возможно, что зеркало поглощает подобную энергию в таком количестве, что изменение свойств отражающей поверхности становится необратимым. Чтобы «освободить душу», следует разбить зеркало. То есть, с точки зрения физики, разрушить кристаллическую решетку отражающей среды, что приведет к рассеянию накопленной в ней энергии.

Истоки суеверия можно объяснять как с практической, так и магической точки зрения. С одной стороны, в доме покойного все устраивалось так, чтобы не отвлекать от скорби. С другой, - считалось, что зеркало пребывает на границе между миром здешним и нездешним и, следовательно, занавешивая его, мы закрываем путь в тот мир. Отражение в воде или в зеркале мыслилось душой человека, которую может похитить дух покойного.

Сюда же относится обычай выносить из комнаты больного зеркала, поскольку во время болезни душа более уязвима. Согласно другому суеверию, если кто-то ночью смотрит в зеркало, он может увидеть дьявола.

Есть еще поверье, что, возвращаясь домой с полдороги, нужно обязательно посмотреться в зеркало. Это делается для того, чтобы восстановить защиту дома от посторонних воздействий, ту защиту, которую обеспечивает зеркало, отражая все негативные воздействия.

Существуют даже правила размещения зеркал в квартире.

Например, любое зеркало следует вешать так, чтобы оно не «срезало» голову самого высокого члена семьи.
А почему? Якобы неудачно повешенное зеркало может принести несчастья и болезни. С одной стороны, конечно, хочется посмеяться. В самом деле, каким образом кусок стекла, покрытый металлом, может воздействовать на обстановку в семье, здоровье или удачи и неудачи на работе? Но если принять то, что различные части человеческого тела излучают разные энергии, то такое влияние представляется возможным. «Срезанная» голова будет в этом случае означать недополученную энергию определенного типа, а, как следствие, отраженная волна тоже будет иметь другие свойства, чем при «правильном» расположении зеркала. То есть, получается, что хозяин зеркала сглазил себя сам. А уж человек, который плохо себя чувствует, не уверен в себе, естественным образом становится сам источником всех своих неприятностей.

Зеркала должны быть в оправах-окладах, чтобы не травмировать Ваше энергетическое и физическое здоровье.

Не вешайте зеркало слишком низко или слишком высоко: если оно отражает нас в полный рост, то убывает наша энергия.

Не подносите младенца к зеркалу, иначе у него с трудом будут резаться зубки или он поздно начнет говорить.

Не ешьте, сидя перед зеркалом, иначе есть шанс «съесть» свою красоту.

По той же причине не заглядывайте в зеркало в полутемной комнате или при свечах.

Ни под каким предлогом не принимайте в подарок пудреницу, шкатулку, косметичку - любую вещь, украшенную зеркалом.

Не ставьте зеркало «лицом» к постели: ночные кошмары, головные боли, хроническое невысыпание будут вам обеспечены. Переставьте мебель или хотя бы закрывайте зеркало чем-нибудь на ночь.

Никогда не ругайте себя (и не ругайтесь с другими) перед зеркалом. Пореже смотрите в него в «критические дни», когда больны или переутомлены.

В связи со всем вышеизложенным, зеркала в доме надо держать чистыми. Протирать их надо каждую неделю, а при необходимости - чаще.

Помните, что некоторые зеркала обладают сильной отрицательной энергией, особенно если на «их глазах» происходили негативные сцены ссор, насилия, а уж тем более убийств.

Стоит также хорошенько подумать, прежде чем взять в дом зеркало, оставшееся после умершего. И уж тем более, нужно быть бдительным, приобретая зеркало, история которого вам неизвестна. Но если вам все-таки «повезло» и перед вашим зеркалом гаснут свечи, унесите его подальше от дома и разбейте.

Если вы подозреваете, что против вас кто-то затевает зло, постарайтесь подвести этого человека к зеркалу. Взгляните на ваше совместное отражение. Если ваши подозрения обоснованы, на лице вашего недруга на мгновение проступят его истинные чувства.

Можно каждое утро подходить к зеркалу (лучше к тому, что в прихожей, гостиной) и, проводя над ним рукой (расстояние между рукой и зеркалом должно быть 0,5 см - не больше), просить: "Зеркало, отрази всё плохое, что в этот дом придёт. Обереги всю нашу семью (перечисляете имена)".

Феномен зеркала

Удивительно, но большинство сегодняшних исследователей, сталкиваясь с феноменом зеркала, не считают беспочвенными выкладки своих предшественников. Наши современники убеждены: зеркало, как и всякая вещь, окружено неким невидимым полем. Вокруг шероховатых предметов это поле рыхлое и поглощает падающую на него энергию, предметы же гладкие и блестящие создают вокруг себя плотное поле, и оно практически полностью отражает тонкие излучения. В том, что зеркало обладает именно таким плотным полем, можно убедиться и в домашних условиях.

Попробуйте управлять телевизором с дистанционного пульта, но не так, как обычно — напрямую, а направив пульт в зеркало. И увидите: программы будут прекрасно переключаться. Но если зеркало отражает невидимые глазу лучи, значит, оно способно отражать и более тонкие энергии, например, энергии человеческих чувств и эмоций! Именно поэтому и ученые, и экстрасенсы хором советуют не экспериментировать с зеркалом: не гадать, не ворожить. Ведь «зеркальный удар» может повредить (а то и разрушить) нашу хрупкую энергетику.

Одним из первых объяснений зеркальному феномену дал Парацельс. Он полагал, что зеркала служат тоннелем между двумя мирами: тонким и физическим. И что через этот тоннель потусторонняя информация проникает к нам. Очевидно, именно эта энергия мощнейшим образом влияет на психику человека, обрушивая на него галлюцинации и видения.

Итак, вернемся к тому, с чего начали: веселы мы или огорчены — каждый раз, подходя к зеркалу, мы впечатываем в его глубину слепок с нашей энергии. А заглядывая в зеркало вновь, подсознательно считываем тот «штрих-код», который оставили в последний раз. То есть срабатывает принцип бумеранга. Вывод? Надо быть белыми и пушистыми, красивыми и счастливыми! И только такими лицезреть себя в зеркале! А уж за ним не заржавеет...

Зеркала-целители

Существует поверье, что через зеркало можно «навести порчу». Если какой-либо человек посмотрит в ваше зеркало с пожеланиями зла, то эти пожелания могут исполниться. То есть, зеркало станет своеобразным накопителем и излучателем негативной энергии.

Правда, не все истории о зеркалах так мрачны. С помощью зеркал можно не только «наводить порчу», но и избавляться от нее. Например, если повесить зеркало в той комнате, где собираются гости, то оно заберет все злое себе. Потом зеркало следует очистить, пока оно является только накопителем, а не излучателем. Очистку рекомендуется производить холодной водой.

Еще считается, что если смотреть в зеркало, желая себе самого хорошего, заняться перед ним чем-то вроде аутотренинга, уверяя свое отражение, что оно - самое умное, самое красивое, самое-самое замечательное, то двойник, живущий в зеркале, обеспечит осуществление этих мечтаний.

Так же можно объяснить, почему хорошие мысли перед зеркалом приносят удачу. Это - концентрация положительной энергии, и ее усиление через зеркало. Зеркало в данном случае выступает в роли копилки. Помните, были такие смешные свинки, куда нужно было бросать монетки? Раз монетка, два монетка, три монетка… а потом и на мороженое хватало. А самым упорным - и не на одно мороженое. Так и зеркало. Энергия, которую человек излучает, зависит от настроения. То, что у человека в зависимости от настроения изменяется частота пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры, является известным и бесспорным фактом. А уж вот все эти изменения влияют и на излучаемую энергию. Можно сказать, что зеркало накапливает все ваши хорошие мысли для будущего использования. Или, если сформулировать это ближе к физике, отражающий слой зеркала изменяется в соответствии с получаемой от падающей волны энергией, изменения эти накапливаются до какого-то порогового уровня, а потом происходит излучение. То есть, если вы постоянно смотрелись в зеркало с хорошими эмоциями, то в результате вы получите ваше мороженое, когда копилка наполнится. А вот будет это большой пломбир или маленькое молочное мороженое - зависит только от вашей способности к накоплению.

Кстати сказать, именно на вере в то, что отражение в зеркале - двойник - это не совсем мы, основан один из методов психотерапии. Врач-скульптор создает скульптурный портрет пациента в натуральную величину, в реалистическом стиле. По мере того, как пациент узнает себя в этом скульптурном портрете, а портрет приближается к завершению, болезнь проходит. Портрет этот неуловимым образом носит на себе печать болезни, а оригинал исцеляется. Скульптурный портрет - это тот «двойник», которого больной каждый день видит в зеркале. Созданный врачом «двойник» становится «плохим» членом пары человек-отражение, а пациент - «хорошим».

Сегодня зеркалам находят самое разнообразное применение. Чтобы избавиться от внутренних переживаний и депрессии, психологи советуют чаще смотреться в зеркало. Ученые точно установили, что самоубийцы, решившие перед смертью взглянуть в зеркало, отрывались от своего отражения в нем с любовью к жизни. И наоборот. В одном из нью-йоркских институтов долго изучали влияние зеркала на человеческий организм. В итоге выяснилось, что здоровые и уверенные в себе люди, которые любили подолгу рассматривать себя в зеркале, начинали испытывать хроническую усталость и ухудшение памяти.

Кстати, основываясь на теории Парацельса, медики прошлого использовали зеркала для гипноза и разного рода внушений. Парацельс с их помощью лечил людей. И сегодня многие гадалки и ворожеи с успехом используют зеркала для исцеления больных. Они рекомендуют выставить зеркало на пару часов на солнце, затем подойти к нему и прошептать: «Зеркало, зеркало, возьми мои болезни, отдай мне луч солнца». Постоять так минут 5-10, после чего протереть магический предмет святой водой и закрыть непрозрачной тряпочкой.

Удивительно, но ученым удалось доказать, что такие обряды имеют научное объяснение. Оказалось, что зеркала с напылением из металлов теплых оттенков (бронзы, латуни, золота, меди) поглощают холодные, угнетающие энергетические потоки и отражают теплые, солнечные. Металлы холодных оттенков работают наоборот. Так что заговор перед зеркалом с напылением из латуни если и не вылечит до конца, то принесет значительное облегчение.

Чтобы дать глазам отдохнуть после длительных занятий на компьютере или просмотра телевизора, врачи-окулисты предлагают использовать зажженную свечу, за которой на расстоянии 5-10 сантиметров помещено зеркало. В течение 10 минут нужно попеременно смотреть то на огонек свечи, то на зеркало. Такое упражнение действует как гимнастика для сетчатки и мозга. В результате мышцы глаза разгружаются, давление внутри глазного яблока нормализуется и зрение резко улучшается.

Заключение

С объяснениями с точки зрения физики, или без оных, зеркала все равно остаются предметами загадочными и, в некоторой степени, опасными. Мы вешаем на стенку предмет, с древних времен применяющийся в магических практиках с разнообразными целями - для излечения, сглаза, видения будущего и прошлого, - и совершенно не думаем об этом. Мы спокойно смотрим в зеркало по утрам, поправляя прическу или репетируя улыбку, которую собираемся кому-нибудь продемонстрировать. И забываем, что зеркало - не так просто, как кажется на первый взгляд. И то, что оно вошло естественным образом в повседневный обиход, еще не означает, что к нему нужно относиться небрежно, не задумываясь о последствиях. В самом деле, хозяин бультерьера никогда не забывает о том, какие у его собаки бойцовые качества. Почему же мы не думаем подобным образом о зеркалах? Сила привычки? Или просто «послушность» отражения завораживает нас, закрывая опасные свойства зеркальной поверхности? Действительно, что может быть опасного в собственном изображении? Казалось бы - ничего. Но многочисленные свидетельства показывают, что к зеркалам нужно относиться с тем же почтением, как и к тому же бультерьеру. И даже с большим, потому что бультерьер ясен и понятен, а зеркала - таинственный предмет, помогающий нам познать мир и себя. Зеркало - инструмент, которым следует пользоваться с осторожностью, так как не все его свойства понятны и объясняемы. Так будем же познавать себя и окружающее осторожно и с уважением.

Литература

  1. Валентинов А. Не стой под зеркалом /А. Валентинов // Российская газета. - 2005. - 1 июля. - С. 30.
  2. Дмитрук М. Зеркало для олигарха / М. Дмитрук // Свет. Природа и человек. - 2002. - № 3. - С. 8 - 10.
  3. Коньшин Ю. Зеркальные миры вселенной / Ю. Коньшин // Уральский рабочий. - 20007. - 4 октября. - С. 18.
  4. Правдивцев В. Неожиданные зеркала / В. Правдивцев // Наука и религия. - 2002. - № 8. - С.37- 40.

Литературная викторина

Угадай из каких литературных произведений взяты эти отрывки:

«…Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай Светлана;
В чистом зеркале стекле
В полночь без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;…» (В. Жуковский «Светлана»)

2. «Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:…» (А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. «Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни злата венца самоцветного, а привези ты мне зеркало из хрусталя восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красу поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота моя девичья прибавлялась.» (С. Аксаков «Аленький цветочек»)

4. «Ах, Китти, как бы мне хотелось попасть в Зазеркалье! Там, должно быть столько чудес! Давай играть, будто мы туда можем пройти! Вдруг стекло станет тонким, как паутинка, и мы шагнем сквозь него! Посмотри-ка, оно, и правда, тает как туман. Пройти сквозь него теперь совсем не трудно…» (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)

5. «-Ох, если бы ты могла посмотреть на себя со стороны.
- Бабушка часто говорит, что хотела бы, чтобы ты увидела себя со стороны…-Но разве это возможно? - удивилась Оля.
-Ну, конечно, возможно. Только для этого тебе нужно побывать по ту сторону зеркала». (В. Губарев «Королевство кривых зеркал»)

6. «Я встал и на цыпочках подошел к зеркалу. Я не увидел своего отражения. В мутном зеркале отражалась занавеска, угол печи и вообще много вещей. Но меня в нем не было.
- В чем дело? - спросил голос. - Есть вопросы?
- Кто это говорит? - спросил я, заглядывая за зеркало. За зеркалом было много пыли и дохлых пауков». (А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»)

7. «Жил-был на свете злой- презлой тролль, настоящий дьявол. Он всегда рад был причинить кому-нибудь неприятность. Однажды он был в особенно хорошем расположении духа: ему удалось смастерить такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось до того, что его и разглядеть было невозможно, а все негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и становилось еще хуже».
И вот это кривое зеркало разбилось, а осколки разлетелись по всему белому свету…. (Х.- К. Андерсен «Снежная королева»)

8. «Это было красивое зеркало, высотой до потолка, в золотой раме, украшенной орнаментом. Зеркало стояло на подставках, похожих на две ноги с впившимися в пол длинными когтями. На верхней части рамы было выгравирована надпись: « Еиналеж еечяр огеома сеш авон оциле шавеню авыза копя».
«Гарри снова заглянул в зеркало. Женщина, стоявшая справа от его отражения, улыбалась ему и махала рукой. Гарри опять отвернулся и вытянул руку. Если бы женщина действительно стояла позади него, он бы коснулся ее, ведь их отражения были совсем рядом, но его рука нащупала лишь воздух». Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»)

9. « Мы остановились на краю поляны. Она поросла невысокой шелковистой травой, а по краям ее, словно специально посаженные кем-то, росли необычные цветы. Короткие, широкие, металлического цвета лепестки окружали серединку цветка размером с большую тарелку. Серединка была зеркальная, зеркала были чуть выпуклыми, и в каждом цветке отражалась вся поляна…
Алиса вышла на середину поляны, огляделась, подошла поближе к цветку. Цветок чуть повернул зеркало, словно хотел, чтобы Алиса в него посмотрелась.
-Возьмем их с собой, - сказала Алиса.
- Ладно, - ответил я». (К. Булычев «Приключения Алисы»)