Как зовут бога воды. Боги Древней Греции – список и описание

Боги и богини водной стихии

СЕКВАНА - богиня - покровительница священной реки Сены (Галлия). Вода этой реки очищает, избавляет от неизлечимых болезней.
Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
Лимнады — нимфы озёр и болот
Наяды — нимфы родников, источников и рек
Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену

Океаниды — дочери Океана
Понт — бог внутреннего моря
Посейдон — бог моря
Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид
Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
Тритон — бог, вестник глубин
_____________________________________________________

Ацтекстские:

Акуэкукиотисиуати - богиня океана, проточной воды и рек
Амимитль - бог озёр и рыбаков.
Атл - бог воды.
Атлакамани - богиня штормов, берущих начало в океане.
Атлауа - "Владыка вод", могущественный бог воды
Коатлантонан - Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба
Тлалок - бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений;

____________________________________________

Греческие боги

Нерей — сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
Посейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией.
Протей — морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей.
Тритон — сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину - рог.

______________________________________________________________

Египетские боги:

Хапи — бог Нила. Его изображали тучным человеком с сосудами в руках, из которых льется вода.
Славянские боги:
Дана - Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей даётся имя реки данного края.
Дунай - Бог рек и рыболовства. Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки.
Купало- Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнём. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Супруг Купальницы.
Переплут - Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных.
Перун - Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Крышня, Ситиврата
Ситиврат - Бог дождя, плодородия. сын Додолы и Перуна.
Эвринома,она когда-то заведовала всем нижним подводным миром,пещерами,источниками

_____________________________________________

Боги и богини маяй и ацтеков:
Камаштли (Camaxtli) - бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы.

_____________________________________________________________________________________

ОКЕАНИДЫ И НЕРЕИДЫ

Океаниды — в древнегреческой мифологии[ нимфы, три тысячи дочерей титана Океана и Тефиды. Хотя океаниды очень отличались друг от друга по своим функциям и степени важности в мифологической системе, как правило они ассоциировались с бесчисленными реками южной Европы и Малой Азии, как и их братья — речные потоки. Составляют хор в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей».

Наиболее известные по мифам океаниды: Асия, Гесиона, Диона, Дорида, Каллироя, Климена, Клития, Клония, Лета, Метида, Озомена, Плейона, Персеида, старшая из океанид — Стикс, Тихе, Филира, Эвринома и Электра.

________________________________________________________________________________________________

Нереиды (др.-греч. Νηρηδες) — в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды.

Их 50 (Гесиод в «Теогонии» утверждает, что их пятьдесят, но поименно называет пятьдесят одну) или 100. Живут в гроте на дне моря.

Судя по их именам, они — олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды. Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.

Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции — вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

Особенно известны из них были:

Амфитрита — супруга Посейдона;
Фетида — руководительница хора нереид, к которой сватались Зевс и Посейдон, но выдана Зевсом за смертного Пелея после получения неблагоприятного предсказания от Прометея;
Галатея — возлюбленная Акида, убитого циклопом Полифемом в приступе ревности;
Немертея (др.-греч. Νημρτεια — истина);
Талия — участвовала в плаче нереид вместе с Ахиллом по погибшему Патроклу.

Источник-собираю имена в инете,в основном Википедия мне помогает.

Дана – Богиня Воды, Мать-Водица, первобытная вода Дива, дарительница Небесной воды и рек, один из Ликов Женского Начала мира. Ведь ВОДА – живая мыслящая субстанция. Дана – олицетворение Лады, несущей живительную влагу в миры Прави, Яви и Нави.

Дана – основа здоровья и красоты телесной, потому в Славянской здраве так почитаема ВОДА.

С помощью воды нам Богами завещано освещать и очищать Души и Тела свои, ибо ключевая вода в холоде своём содержит жар огня, так же как огонь домашний содержит свежесть и прохладу воды, очищая и питая сознание ясностью мысли.

Зимой Она неподвижно-скованной является, и Сонце-Даждьбогъ Её освобождает.
Дана – жена Даждьбога и противоположностью Его отображена.
Этот семейный союз Даны и Солнца благословляют Боги и вся Вселенная на празднике Купалы. Чтобы дождь вызвать, помощью ли в чём заручится, следует Дане хлеб жертвовать, ибо он – наилучшее и наибольшее пожертвование человеческое.

Дана Родным Богам свидетельствует, что человек хлеб вырастить и сохранить может, трудиться не ленится, гостиприимен и искренен для Рода, страждущим – не откажет.

Свещенное Древо Богини Даны – липа, а день для славлений наилучший – пятница. Воспевают славу Дане возле источников целебных, перед тем их от грязи очистив и лентами украсив.

Возле источника и колодцев всегда посуда должна быть, чтоб путник напиться мог, потому что воды жалеть – кривда великая.

Вода Даны не только очищает и освещает, правдивой, живой и мёртвой, будучи.
Она ещё Силой и Уверенностью питает, ибо омывает вечнозелёное Древо Рода, от самого наитяжёлого к наилёгкому ведя.

Дану часто призывают молодые девушки, любимого найти стремясь. Зовут Её, также, пред славлениями и воспеваниями Богов, чтобы тела и души, очистив, – освятить. Во время радости, веселья и для благословения – водой орошают на счастье, на счастливую судьбу, на любовь.

Предал ход времени, сделав мир подвижным. Кроме всего прочего при сотворении мира были задуманы стихии: огня, воды, земли и воздуха.

Олицетворением земли является Мать-сыра земля, огненную стихию представляет Семаргл, воздушную - Стрибог. А вот с водной стихией все намного сложнее. Вода заняла огромную часть мира яви, здесь моря, океаны, реки (горные, равнинные), родники и ключи, болото, небесная влага и дождевая. Каждая вода отличается своим характером и предназначением. Разрешил тогда демиург планеты нашей занять водную стихию многим богам, божествам и духам. С тех пор повелось что единый бог воды не существует. Каждый бог воды занимает свое определенное место и выполняет отдельные функции. Немного попробуем разобраться.

Список повелителей водной стихии

Любое поселение древних людей было у источника воды: берега рек, озера, родники, ключи. Разные племена и поселения почитали своего бога воды в зависимости от геолокации.

Какие славянские боги воды известны современному миру:

  • Водан, Водяной, Водяник;

    Дана (Дану);

    Кострома;

    Ний (на западе Ниптун);

    Перун- повелитель грозы почитался как податель дождя;

    Переплут - бог особенно почитаем моряками;

  • Сытиврат (Ситиврат);

    Эвринома в давние времена считалась богиней вод подземных;

    Ящер морской.

Каждое божество или дух имеет свой характер и почитание происходит по разному. Давайте попробуем разобраться на какие даты приходится чествование повелителей водной стихии.

В какие даты праздники воды у славян

Водокрес – современные традиции как наследие древнего мира.

Существует много праздников посвященных воде прямо или косвенно. Наиболее яркий день посвященный целительной силе живительной влаге празднуется и по сей день только под другим названием. Всем известно крещение, этот праздник перешел именно со славянской религии и сохранен до наших дней.

  • М алый Водокрес с 6 по 7 января.
  • 19 января большой Водокрес - Водосвет, в этот день вода во всех источниках приобретала наиболее правильную структуру и окунувшись в нее можно было получить здоровье и очищение. Люди купались в проруби и обливались водой, также в этот день желали друг другу здоровья душевного и физического до следующего водосвета.
  • 3 апреля день почитания водяного или водопол считалось что в этот день пробуждается водяной. Люд и задабривали хозяина рек чтобы он присм и рил русалок и они не навредили. Также водяного чествовали рыбаки чтобы рыбалка была удачной, рыбы хватило прокормить семью и не случилось несчастья на воде.

    3 апреля обычно наблюдается ледоход и реки разливаются, неся влагу на прилегающие территории.

    Подношением служили блины, молоко, яйца которые славяне бросали непосредственно в воду.

    Особо чествовали дедушку водяного мельники, задабривали всячески и просили чтобы колесо мельничное хорошо крутилось. В дар несли выпечку разную да зерно.

  • 16-22 апреля время первых русалиев. В это время девушки дары несли к рекам разные да гадали на будущее, на суженного.
  • С 26 мая по 2 июня начиналась Русалья неделя или зеленные русалии (1 июня духов день). В эту дату наши прадеды приглашали в гости духов умерших предков. Раскладывали по углам жилища березовые поленья олицетворяющие крепкую связь внутри рода. Именно на второй русальей недели красили яйца и бились ими. На духов день активировались и русалки которыми становились утопленницы.

    Всю русалью неделю к берегам рек приносили требы: одежду и рушники расшитые своими руками, дарили и угощения. Для предупреждения подселения духа в тело человека использовались обереги с одолень травой. Проводились празднования, девушки водили хороводы по берегам рек.

    Время русальей недели это время чествования воды. Считалось что наибольшаяя магическая сила водной стихии наблдается всю неделю. Люди использовали силу воды для исцеления, приворотов, через различные гадания узнавали будущее. Вода в дни русалий является мощным проводником между мирами (Правью, Явью и Навью), эту силу использовали девушки в своих целях.

  • 19-22 июня праздновался Купало, где помимо чествования солнца были обряды посвященные воде. В этот день чествовали воссоединение огня и воды.
  • 23 июня Аграфена Купальница. В данный праздник открывался сезон купания. Люди топили баню, окунались в открытые водоемы с целью восстановления энергии и здоровья. Подношениями были расшитые рубахи (и другая одежда славян), подносили и серебряные изделия с обережной символикой.

    2 августа день бога грозы - Перуна. В качестве жертвы подносили хлеб, квас, вино к чуру бога или в дубовую рощу. В этот день славяне призывали дождь необходимый для хорошего урожая и изготавливали обереги для своих родных и любимых.

  • 4 октября провожали Водяного на зимнюю спячку (до 3 апреля). Благодарили за удачную рыбалку. Считалось что в этот день Водяной и русалки начинали готовиться ко сну. В этот день благодарили водную среду за урожай. В подношении часто можно было увидеть утку запеченную, мед и блины.

Кроме определенных дат подношения богам и духам водным подносились по желанию или необходимости, например моряками перед дальним плаванием и по возвращению, рыбаками при выходе на рыбалку просили благословение а по возвращению благодарили за добрый улов.

С праздниками немного разобрались, теперь пришло время ознакомиться и с повелителями водной стихии.

Агидель

Агидель - славянская богиня воды дарующая здоровье, укрепляющая дух и усиливающая красоту. Праздник славянской богини Агидель совмещен с Купало, именно для нее девушки плетут венки и по воде пускают в плавь. Обращались к богине молодые девушки что суженного для себя искали. По венку предсказывали выйти замуж в данном году или нет.

Чествовали Агидель как животворящую силу способную усталость смыть, недуг забрать, здоровье укрепить, в дороге напиться. В понимании наших предков это добрая и светлая богиня несущая благодать и любовь. Благодаря дождю возможен своевременный всход семян, хороший урожай, а значит и достаток.

Атрибуты богини воды Агидель

Символикой девушки реки:

    венок сплетенный из цветов и трав что девы на Купало по реке пускают;

    дерево - ракита;

    лебедь белая - птица;

    подношением цветы служили, да вода чистая;

оберег Агидель

Древние славяне видели богиню в воде и особых оберегов не создавали. Имеется у богини чур, выточенная из дерева дева прекрасная к коей обращались девы молодые красоту и здоровье просящие. Знак покровительницы водной стихии – «хляби небесные» можно использовать в качестве оберега.

Сила знака «хляби небесные»:

    убережет от бед разных да тревог,

    неудачи отведет;

    да мысли от темноты оградит.

Кроме защитных свойств символ богини Агидель поможет интуицию развить, душевную чистоту сберечь да удачу в дом привлечь.

Легенда о Агидель

Пожертвовала внучка отца небесного Сварога собой ради жизни и процветания на земле, обратилась в воды чистые.

Как произошло это рассказывает легенда. Перекрыла гидра поток мировой камнем черным, пресекла движение води начали мелеть моря да океаны, реки пересыхать, родники загибаться. Пришел Дон - повелитель рек да озер к отцу небесному Сварогу да поведал печаль о случившемся.

Обратились боги за помощью к за советом: как с бедой справиться. Поведала великая богиня что лишь внучка Сварога способна беду одолеть, этой внучкой оказалась Агидель - дочь Сварожича.

Помогли боги повелительнице вод кто чем мог, богиня Макошь амулет волшебный дала в помощь и сказала что подскажет он как поступить следует. лук со стрелами волшебный подарил. И пошла Богиня против засухи битву вести.

Пришла в пещеру, увидела камень аспида поток перекрывший и пустила стрелу из лука Хорсом подаренного, раскололся камень, в пыль обернулся и хлынула вода животворная. В этот момент услышала богиня голос Макоши «беги, воды за собой веди» и выполнила предначертанное.

Выбежала из пещеры Агидель, а воды сразу за ней устремились, поняла все богиня, попрощалась с богами обернулась и повела потоки животворные вслед за солнышком красным. Долго бежала богиня по лесам, по горам, да лугам. Где вступала нога ее, родник образовывался. После взмыла вверх, обратившись птицею.

Так пожертвовала богиня жизнью своей ради спасения других. А люди легенды складывали богине воды да былины, так и дошла до нас слава о жертве во имя жизни.

Водяной

Водяной считался злым духом воды. По преданиям славянским водяной жил в озерах, реках, колодцах и олицетворял злое начало и опасность водной стихии. О негативной роли водяного говорит и образ: нагой седовласый старик с рыбьими глазами и хвостом, длинной бородой и зеленными усами. Часто водяного изображали с рогами и большими лапами покрытого тиной.

Мельники держали в хозяйстве черного петуха или козла, таким образом они защищали свое хозяйство от проделок водяного.

Чем опасен водяной? Считали что он заманивает людей в реку или колодец и порабощает. Синяки и ссадины утопленников интерпретировали как следы от лап водяного, полученные в момент утопления.

Мельники на Руси ладили с водяными ведь мельник всегда подле воды селился.

Древние люди верили что жертвой злого духа воды может стать человек купающийся после захода солнца, а также в полдень. Для задабривания божества приносили в жертву животных черного цвета.

В русском народном фольклоре описано много сцен как герой попадает в лапы водного божества и должны выполнить 3 задания или остаться на дне в качестве раба.

Существуют легенды де происхождение водяного связывают с падением ангела с небес при изгнании их богом.

Дунай бог рек и покровитель рыбаков

Дунай бог речной воды, покровительствовал рыбакам.

О славянском боге рек - Дунае, на просторах интернета не удалось найти подробной информации или каких либо легенд, все что есть, это справочная информация. Дунай считался покровителем рек, по его имени названа самая большая река. К нему обращались рыбаки, они же и приносили требы. В подношения годились каша, мед, орехи, яйца. Не отказывался Бог рек и от серебренных монет или иных изделий из серебра.

Дунай известен как супруг Богини воды Даны, отец русалок и сводный брат (или названный) для Святогора и Святибора.

Дана богиня воды и повелительница весенних гроз

Дана была светлой богиней дарующей благодать. Через воды люди получили исцеление телесных и душевных недугов.

Имя славянской богини воды связано с пресными источниками. Считалось что Богиня исцеляет душу и тело через воду, ее имя переводится как Вода – Мать. Люди ее почитающие оставляли посуду у источников пресной воды чтобы усталые путники могли испить живительной влаги. Кроме целебной силы воды Даны обладают жизненной силой, проливаясь на землю с весенними грозами такая вода способствует всхожести семян.

Особо почитали покровительницу живительной влаги 6 января. Днем недели считается пятница. Данью уважения считается украшение деревьев разноцветными лентами вокруг источника обладающего целебными свойствами.

По одним источникам Дана являлась супругой Даждьбога, по другим Дуная.

Кострома покровительница влюбленных

Вся жизнь Костромы связана с водой…

Кострома считалась воплощением воды, женской энергии и красоты. Кострому почитали как богиню плодородия, солнечного тепла, лета и любви. Родилась она вместе с братом Купалой в день летнего солнцестояния. Отец - Семаргл являющийся стражем солнечного диска и повелителем огня. Мать - богиня летней ночи Купальница. По древней легенде именно на их рождения Перун подарил цветок папоротника как мощный оберег наделенный силой защиты от всякого зла. Позже Перунов цвет был подарен людям как символ любви и защита от сглаза, порчи и наговора.

Ний бог морей и океанов. Покровитель судоходства

Бог морей и океанов Ний особо почитался у народов Украины, считалось что он покровительствует именно роду Антов, предков Украинцев и Малороссов.

Образ Ния перенесен на современного Нептуна (Посейдона). Изображали его с трезубцем и ракушкой в руках. С помощью трезубца Бог океана мог вызвать или усмирить шторм, повлиять на течение или изменить погоду.

Ракушка представляла собой современную рацию через которую Ний мог призвать к себе дельфинов, касаток и китов составлявших его воинство.

Считается что Ний не жил непосредственно в море, там был водяной дворец который он посещал лишь изредка. Большую же часть времени Ний проводил в небесном чертоге.

Перун

Является повелителем грозы и относится к водной стихии. Однако больше его почитали как покровителя воинов и князей.

Переплут

Бог восточных славян Переплут относится к водной стихии и плодородию. Упоминание о нем встречается в нескольких источниках, например в Слове св. Григория. Однако подробной информации не сохранилось.

Русалки

Русалки относились к злым духам воды способными извести человека. По славянским преданиям они обладали завораживающим пением которому не могли противиться мужчины. С помощью волшебной песни они заманивали неосторожного путника и забирали его жизненную энергию. Русалками становились девушки-утопленницы а также дети и девушки проклятые родными и не получившие прощение.

Сейчас часто можно встретить описание русалок в виде прекрасных дев с рыбьем хвостом. В древности же русалка относилась к нечистой силой и образ был далек от прекрасного. Чаще всего русалки представали в образе сморщенной неопрятной старухи с гнилыми зубами и уродливыми руками. Чаще вместо рук представляются крюки которыми русалки захватывали путников.

Русалка это лишь одно из имен, в разных народностях их называли по своему:

Кроме того в разных источниках русаки называются Лоскотухами. Мертвушками. Мавками, Навками.

В древней вере русалки считались нечистой силой вредоносной и опасной.

Ситиврат бог благодатного дождя

Ситиврат рожден Перуном и , относится к божеству водной стихии, а именно дождя необходимого для хорошего урожая.

Поклонялись Ситиврату земледельцы. Атрибутами повелителя благодатного дождя были белка, шмель и сорока.

Хранитель вод и покровитель земледелия - Ящер

Ящер был сыном Кащея и супругой ему стала одна из утопленных девушек. По сохранившимся легендам ящер относился к божеству связанному с царством нави, его боялись и приносили жертвы. Точное значение данного божества не сохранилось, известно лишь то, что ему поклонялись даже после принятия христианства.

Заключение

Вода занимала особое место в жизни язычников. Имея огромную силу она могла исцелить от недуга, предать сил в момент сильной усталости, утолить жажду. Без воды не могло быть речи о хорошем урожае. В засушливые годы люди проводили различные обряды на призыв дождю. В каждом из них было обращение к определенному богу воды, обращались славяне к разным покровителям данной стихии.

Единого письменного источника о славянских божествах воды не сохранилось. Информация восстанавливается по дошедшим до наших времен легендам, мифам, сказаниям, былинам, сказкам и другим источникам фольклора.

Покровителей водной стихии много, каждый имеет определенные функции и отличается по характеру.

За время своего существования славянское язычество прошло три ступени развития. На каждой ступени были свои божества и мифология видоизменялась. Каждая новая ступень развития оставляла старые традиции и присовокупляла к ним новые.

Противоречия по поводу пантеона богов

В российской истории одной из самых противоречивых тем является спор о славянских богах. О пантеоне божеств накоплено множество информации и нередко одни источники противоречат другим. Боги имеют множество имен. Так, бог воды в разных источниках именуется по-разному. Откуда столько расхождений? Дело в том, что у восточных и западных славян мифология несколько различалась. Плюс со временем идеология древнерусских народов менялась, а летописцы записывали легенды, обряды и предания каждый на свой манер. Далее, литераторы писали каждый свою историю. И вот научные мужи пытаются из всего этого народного эпоса и литературных источников вычленить правдивую информацию. Но и тут мнения их расходятся.

Проблема еще и в том, что древнерусских памятников литературы, в которых бы описывались божества, практически не сохранилось. В основном до нас дошли памятники культуры скандинавские и летописи викингов. Таким образом, все, что мы знаем о религии и божествах древних славян почерпнуто уже из поздних источников христианских времен.

Бог воды из былины

В былине о Садко говорится, что богом морей был Водяник или иначе Поддоный царь. Его еще называли Морским царем и Чудом Морским. Однако историки считают, что этот царь является не истинным, был бог воды у славян по имени Ящер, вот его и переосмыслили в былине о Садко.

Также в древних мифах встречается Переплут, который был покровителем мореходов и хозяином водяных. И упоминается еще одно имя бога воды - Дунай. Его считали повелителем рек и рыболовства, а также отцом всех русалок, и в его честь назвали самую большую реку. Дунай, по преданию, был сыном Переплута.

Кроме них упоминается еще и сын Перуна - одного из главных богов - Сытиврат или Ситиврат. У западных славян он считался богом дождя и посевов.

Ящер

Бог воды и морей, владыка Подводного Царства у древних славян. О нем сохранилось мало сведений. Известно, что женой его стала утопленная девушка, а отцом его был Кощей. Ящеру поклонялись на озерах, болотах, приносили ему жертвы. В одной из летописей говорится, что он поедал тех, кто ему не приносил дары и не поклонялся.

Жертвовали морскому богу молодых девушек и черных кур. Из-за этого он ассоциировался еще и со смертью и подземным царством. Позднее появился новый обряд жертвоприношения. Три дня лошадь кормили только хлебом, затем обмазывали ей голову медом, надевали на нее два жернова и топили в реке.

Ящер был хранителем и защитником вод. Этим сведениям по некоторым данным около миллиона лет. У восточных же славян бог воды трансформировался в образ крокодила и одновременно считался покровителем земледелия и пожирателем крупного рогатого скота.

По летописным источникам, можно судить о том, что культ Ящера существовал даже после принятия христианства. Сведения о нем сохранились до XII века, а также было найдено множество украшений и домашней утвари древних славян с изображениями Ящера. В связи с этим можно судить, что данное божество играло в их жизни большую роль.

Славянская богиня воды

Ящер один из старейших в славянском пантеоне. Он бог морской воды. Но также существовала у древних славян и богиня пресных источников Дана. Она изображалась в виде молодой светлолицей девушки и являлась светлой богиней, дарующей жизнь всему на земле и исцеляющей своей водой путников. Ей также поклонялись и возносили молитвы. Считалось, что вода очищает не только тело, но и душу. Так, по преданию, людям завещали боги. До наших дней дошла славянская молитва богу воды и другим божествам, относящимся к живительной влаге. Она читалась, чтобы воду освятить. Упоминалась в этой молитве и светлоликая богиня: «Дана-Водица, живая криница». В честь богини были названы реки Двина и Днепр. Кроме того, она была воплощением телесной красоты и почиталась еще и как богиня света и повелительница весенних гроз.

Низшие водные божества

Всем с детства известны сказки и былины о водяных и русалках. Эти сказочные существа тоже вышли из древнеславянской мифологии. Они являлись низшими божествами, но, тем не менее и их люди уважали и поклонялись им.

Водяной был духом воды и обитал в реках и других водоемах, в большинстве своем в темных местах и лесах. Изображался старичком в тине и шапке из водорослей. Ездил верхом на соме и питался раками. Забирал с собой в воду тех, кто купался после захода солнца. Когда злился, разгонял рыб и крушил мельницы. Чтобы его задобрить, ему дарили гусей и поливали воду маслом. Зимой водяной спал подо льдом, весной пробуждался голодный и злой и ломал лед. Водяной был хозяином русалок и Исчетика - своего помощника, который выполнял за него черную работу, например, такую, как размывание берегов и поломка плотин.

Русалки или Берегини были водными девами. Позже ими стали считаться души утопленниц. Русалки чесали волшебным гребнем свои волосы, и с них текла вода, так они могли затопить даже доселе сухое место. Но далеко от водоемов речные девы не отходили, так как их волосы могли высохнуть и тогда они умирали. Русалки могли защекотать до смерти, спастись от них можно было только полынью, если кинуть траву им в лицо.

Еще одно водное божество, праздник которого у нас отмечается по сей день, Купало или Купала. Бог росы, влаги и лета. В ночь летнего солнцестояния праздновался День Купала в честь самого божества, солнца и огня. Отсюда и традиция купаться в водоемах и прыгать через костер в этот день.

Продолжая цикл блогов о стихиях, после Стихии Огня перехожу к Воде. Сегодня я также расскажу об этой стихии, её Духах и многом другом.

В круге Стихиях, свойственной Западной Традиции, после Огня (Юг - полдень), следует Стихия Воды (Запад – закат).

Качества элемента Воды: пассивная, женская, восприимчивая, поддерживающая, подсознательная, творческая, текучая и порождающая. В мирском физическом смысле вода - жидкая смесь молекул кислородаиводорода.В эзотерическом смысле концепция Воды подразумевает все жидкие вещества. Кроме того, первобытные Воды, как первообраз всей материи, содержат все твердые тела до того, как они стали твердыми и обрели форму. Так называемое «подвижное тело» человека в современной психологии переводится как символ бессознательного или архетип женственности в индивидууме. Вода видится как символ Материнства, Великой Матери, а так же и великого, непостижимого и таинственного источника Мудрости, который находится внутри подсознательного. Кратко, Вода символизирует бесконечное царство возможностей, которые предшествуют всем формам и всем созданиям. Водное творение - безгранично и бессмертно. Погружение в Воду намекает на возвращение в состояние, когда форма еще не появилась. Подобно Элементу Огня, Вода также символизирует идеи, связанные с преобразованием и регенерацией.

К элементу Воды относятся высшие формы Любви и глубокие эмоции - сострадание, вера, верность, преданность. Ассоциируются с Водой: дружба, сотрудничество, любые союзы на основе близости, притворство, сжатые переговоры, красота, отдых, восстановление сил, медитация, духовность, раны, восстановление, детство и младенчество, дом, восприимчивость, семья, плавание, погружение, рыболовство, предки, медицина, больницы, сострадание, врачи, няни, проницательность.

Ундины – Духи Стихии Воды. Этот вид бестелесных духовных сущностей состоит из влажного или жидкого эфира. Уровень их вибраций близок к Элементу Воды. Поэтому Ундины способны контролировать и управлять водяными потоками в природе. Они также воздействуют на жизненные жидкости в растениях, животных и людях. Мифы описывают Ундин как водных нимф, водных эльфов, русалок и нереид. Согласно традиции, они энергичны, изящны и вообще благосклонны к людям. Короля духов Воды называют Никса.

Так обозначают существа, связанные с водной стихией. Их и обнаружить можно там, где есть естественный источник воды. Во всех водах планеты, дождевых, речных, морских и т.д., проявляют свою бурную деятельность ундины. Они смертны, но живут дольше людей и других Духов. Ундины заняты поддержанием астрального тела человека и стимулируют нашу восприимчивость к природе. Они воздействуют на возвышенные психические, а также эмоциональные чувства. С ними связана энергия созидания, рождения и интуиции. В каждом из нас ундины поддерживают телесные флюиды - кровь, лимфу и т.д. Когда мы вредим собственному телу, мы вредим и им, ундинам, чье положение вынуждает все это терпеть. Их собственное развитие находится в зависимости от человека. По мере нашего роста растут и они. Болезни крови заражают их, и многие современные заболевания, затрагивающие органы внутренней секреции, такие, как СПИД, связывают ундин с человеческой кармой и последствиями болезни, независимо от их собственного желания. Вода - это источник жизни, и эти создания играют существенную роль в отыскании такого источника в нас самих. Они имеют большое отношение к открытию в нас дара сопереживания, целительства и очищения. Ундины обычно женского пола, хотя это могут быть и водяные. Они помогают нам выявить собственную красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, - и уяснить, что истинная красота определяется тем, что мы делаем, а не тем, как мы выглядим. Ундины также пробуждают в нас сильные эмоции и творческие возможности. Они способствуют усвоению нами жизненного опыта, чтобы мы могли как можно полнее им воспользоваться. Они помогают нам ощущать всю полноту жизни и получать максимум удовольствия в разных сферах творческого созидания, будь то секс, искусство или беззаветная реализация возложенных на нас обязанностей. Ундины зачастую работают с нами посредством наших снов. Когда нам снится вода и чувственные образы, такие сны нередко отражают деятельность ундин, их старание пробудить в нас стремление к творчеству. Сотрудничая с ними, мы укрепляем свое астральное тело, расширяя возможности восприятия.

У славян с водой явно ассоциировались русалки (мавки или навки). Навки, навьи – видна прямая связь с Навью, подземным миром славян.

Они выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Большой праздник у русалок - Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке. Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Часто их путали с сиренами из античных мифов, но жить они могут не только в воде но и на деревьях и в горах. Подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу. Русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась… В славянской мифологии русалки существа, как правило, вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки - венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок. Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, парни с криками разбегались, а «русалка» догоняла. Часто русалок изображали в виде чучела (иногда - обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки». Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов (иногда русалку представляли в свите водяного) и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие, типа Костромы, Ярилы и т. п., смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалки с миром мёртвых: по-видимому, под влиянием христианства русалки стали отождествлять лишь с вредоносными «заложными» покойниками, умершими неестественной смертью.

Подобные персонажи встречаются и у многих других народов. Прекрасно нарисовал (и описал) русалку ирландской мифологии - The Fideal, британский художник Брайан Фрауд.

По берегам одиноких озер Фидеал блуждает в полуночи, страстно желая найти любовника. Ее песня печальная и завораживающая, подавляющая волю. Ее поцелуи холодны, ее руки держат тебя, тянут вниз и затаскивают тебя в глубину холодных вод. Может быть, ты и был бы счастлив остаться там с ней навсегда, но она уходит. Она уходит обратно на берег, и ты забыт. Фидеал вновь поет в поисках нового возлюбленного, а ты остаешься лежать в холодной воде с невидящими глазами и с водорослями во рту.

Как и в прошлый раз, предлагаю вашему вниманию Медитацию Воды.

Для того чтобы провести медитацию, лучше всего отыщите тихое место на берегу озера, реки или океана, где вы сможете расположиться так, чтобы ваши пальцы могли быть погружены в воду. Если вы не испытываете страха, то можете находиться непосредственно в воде или в лодке. Главное, чтобы вы себя чувствовали спокойно и уверенно. Те, кто живет в городе, могут использовать для этой медитации большой сосуд с водой. Расслабьтесь и взгляните в воду. Прикоснитесь к ней руками. Дышите ровно, медленно. Вдыхайте через нос и ощущайте запах воды, пусть он наполнит вас, вместе с воздухом коснется вас изнутри и покинет вместе с выдохом через рот. Ощутите прикосновение воды к коже, протяните руки дальше и продлите его. Сконцентрируйтесь и позвольте мыслям стекать с ваших ладоней подобно каплям. Теперь и вы вода, ощутите собственное течение, то, как вы касаетесь дна, песчаного берега, илистого дна. Услышьте гул камней, которые уступают вашей силе и грохочут, увлекаемые водопадом. В вас теперь -изначальное движение, первобытная силы. Чувствуйте это. Позвольте воде заполнить ваше сознание и вести вас. Пусть она очистит вас от горестей, бед, омоет вашу душу, разум, тело. Когда почувствуете, что можете это сделать, верните сознание обратно в собственное тело, уберите руки от поверхности воды и сделайте несколько глубоких вдохов. Зачерпните немного воды в горсть, умойте ей лицо, позвольте стечь по волосам. Поблагодарите воду, проститесь с ней и встаньте. Если вы проводили медитацию в помещении, вылейте воду из сосуда на землю (сад, клумба и т.п.)

Вода издревле ассоциировалась у людей с тайной, мистикой. Провидицы заглядывали в водную гладь, дабы узнать грядущее. Вода – элемент, дарующий мудрость, знания, способности к общению. Свойства и поведение воды еще до конца не изучены. Вода, как известно, запоминает информацию, что не может не быть полезным в ритуалах. К примеру, можно просто сказать пару нежных и ласковых слов на воду и выпить ее. Вот увидите, настроение поднимется, и на душе станет легче. В целом же ритуалы, обращенные к воде, направлены на то, чтобы проникнуть в суть вещей, познать что-то тайное, получить ответы на вопросы, увидеть будущее. Также вода часто используется в любовной магии (различные наговоры на воду, приготовление зелий).

Вода обладает памятью и при наговоре на нее меняет структуру. Так сказать «вводишь программу» и пьешь ее родимую, или сидишь в ней же. И получаешь результат. Японский исследователь Масару Эмото (Masaru Emoto) нашел способ показать, как изменяется вода при транслировании ей нашего намерения-настроения (вербально), сфотографировав ее замороженные кристаллы, полученные сразу после воздействия, с помощью мощного электронного микроскопа и вмонтированного в него фотоаппарата. Ниже приведу пару фотографий.

Первая - энергия Любви, вторая - слова «ты меня достал».

Что бы вы ни предприняли, обращаясь к Воде и ее Духам, старайтесь соблюдать несколько правил:

Для начала, расслабьтесь. Вода не любит суеты и напряжения. Можете немного помедитировать перед началом действа или же просто сделать пару глубоких вдохов-выдохов.

Лучше всего проводить ритуал на открытом воздухе близ водоема. Однако зачастую это не представляется возможным, поэтому можно просто установить в месте проведения ритуала чашу с водой.

Наиболее подходящее время, для проведения «водных» ритуалов – ночь. Как все тайное, вода любит тьму и полумрак. Если же вы хотите провести ритуал днем, выберите дождливый день. Если не вышло, проводите действо ближе к вечеру.

Вода любит тишину. Это может быть и природная тишина (естественные природные звуки без посторонних шумов). Поэтому проводите ритуал в тишине или же при спокойной, медленной музыке. - При воззвании к Воде, при возможности, обратите взор на запад.

И, наконец, сделайте подношение Воде. Если вы на природе, можете опустить в водоем венок из живых цветов, капнуть в нее вина или собственной крови. Если вы дома, можете сделать то же самое (разве что венок замените букетом цветов).

Продолжаю публиковать способы очищения физического тела (применительно к каждой из Стихий) по Леонарду Орру.

Очищение стихией Воды:

Занимайтесь пранаямой в ванне.

Принимайте ванну два раза в день.

Пейте только чистую воду.

Обучитесь науке очищения своего энергетического тела.

Достигните мира и расслабленности.

Почти каждый житель западной цивилизации (в том числе и жители России) имеет у себя дома туалет и горячую воду; и это открывает двери к физическому бессмертию широким массам. Для большинства современных людей не составляет труда принимать ванну два раза в день, как это делают бессмертные йоги. Я считаю, что возможность принимать горячие ванны – высший дар современной цивилизации человечеству. Я уверен, что продолжительность человеческой жизни возросла за последние сто лет в два раза в основном благодаря тому, что оснащение жилищ водопроводом сделало водное очищение столь приятным занятием. Теплая вода способствует раскрытию и очищению чакр. Холодная же вода очищает и автоматически закрывает чакры. Но этот дар науки и технологии не принесет нам пользы, если мы сознательно не воспользуемся им. Для полного понимания значения водного очищения необходимо как принимать душ, так и полностью погружаться в воду. Эффект от дыхательных упражнений возрастает, если делать их в ванне. Океаны, реки, озера и, особенно, горячие источники – бесценные дары природы. Выполнение дыхательных упражнений в теплой воде дает совершенно иной эффект, чем дыхание в холодной. Простое дыхательное упражнение в горячей воде, если его выполнять ежедневно, может оказаться мощным актом духовного очищения. Чтобы извлечь максимальную пользу, практикуйте погружение в ванну, море или реку, как во время медитации, так и до и после нее. Осознание своих мыслей и тела при вхождении в воду и выходе из нее позволяет заметить, насколько купание изменяет ваше эмоциональное и психическое состояние. Раздумья в то время, когда лежишь в теплой ванне, – лучшая из всех известных мне форм медитации. Ежедневные купания очищают ваше энергетическое тело, являющееся основой тела физического. Чтобы стать бессмертным в наши дни, нужно, прежде всего, научиться хорошенько отмокать в воде.

Говоря о Стихии Воды, упомяну и о славянской Традиции.

В этот раз я также приведу славянскую (вендскую) руну Воды.

Леля (по работам А.Платова)

Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля

Богиня этой руны - Леля - почиталась славянами как дочь Великой Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля («дитя, девочка»), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила - «игра». И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях. В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, - подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих другихъ обрядовых мифах. В магии руна Лели - это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости. В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо.

Напоследок расскажу о славянской Богине Воды – Дане.

Дана - богиня воды

Дана, в описаниях древнеславянских богов, представлена светлолицей девушкой, она как река с голосом, журчащим жизнерадостную песню. Она может напоить уставшего путника, омыть раны война или, поднявшись в небо, упасть проливным дождем на землю. Дана имела почет, как добрая и светлая богиня, которая дает жизнь всему живому. По аналогии от ее имени происходит название таких рек, как Днепр (Данаприс), Дунай, Двина, Днестр, Донец. Имя Дана сложносочиненное, происходит от ДА (вода) и НА (неня), то есть «Вода – Мать». Дана первоначально имела имя Дыва, то есть космическая вода, в Яви – мире людей, она проявляется всем земными реками и водоемами и имеет женское начало. Дана приходит в наш мир вместе со светом и огнем, она юная Лада. Она – воплощение здоровья и телесной красоты. Водой по славянским традициям Боги завещали людям очищать и освещать Тело и Душу, так как вода источника, ледяная, в холоде своем имеет жар огня, также как огонь домашнего очага содержит прохладу и свежесть воды. Это ее, Дану, Солнце – Даждьбог заточает на зиму, чтобы на Водокрес освободить, ведь она – повелительница весенних гроз. Что бы умыть землю и сделать урожай богатым нужна живая вода Богини – Даны.

Дана – есть супруга Даждьбога и его же противоположность, они оба - дети Великой Матери Лады. Вода в славянской мифологии многопроявна и прибывает в течение года в четырех состояниях, равно как и состояние Солнца – Даждьбога. Весь славянский мир празднует венчание Даны и Даждьбога на день Ивана Купалы. Деревом Даны является липа, а днем прославления 6 января и каждая пятница года. Прославлять богиню нужно около целебных источников, при этом украшая их лентами и деревянными образами богини. Славяне всегда ставили около источников и колодцев сосуды, чтобы уставший путник мог напиться. Воды богини не просто освящают и очищают тело, но и омывают вечнозеленое дерево Рода.