Какие бывают верования. Основные виды религий

Мишку Япончика называют предтечей русских «воров в законе». Он был «королем» одесской преступности, держал в страхе богачей и устраивал театрализованные ограбления. Одно время Мишка Япончик даже командовал отрядом Красной Армии.

Молодая воля

По основной версии будущий «король» родился 30 ноября 1891 года в Одессе в семье Мейера Вольфа Винницкого. Мальчика назвали Мойша-Яков, по документам - Моисей Вольфович. Когда Мойше шел седьмой год, семья его осталась без отца. Чтобы заработать хотя бы какие-то деньги на пропитание, Мойша устроился работать учеником на матрасную фабрику Фарбера. Параллельно с этим он учился в еврейской школе, и успел закончить четыре класса. В возрасте 16 лет Мойша Винницкий пошел работать электриком на завод «Анатра».

Жизнь Мойши изменилась коренным образом в 1905 году, когда вслед за изданием царского манифеста о даровании свобод в Одессе начались еврейские погромы. В кровавые беспорядки, устраиваемые черносотенцами на Молдованке, полиция предпочитала особо не вмешиваться и местное население начало организовывать отряды еврейской самообороны. В одном из таких отрядов и получил свой первый боевой опыт будущий Мишка Япончик.

С тех пор он не расставался с оружием. Мойша Винницкий вступил в анархистский отряд «Молодая воля», который прославился дерзкими налетами, грабежами и рэкетом. В 1907 году рука правосудия все-таки схватила Мойшу за шиворот. Анархист получил 12 лет каторги. Был бы Мойша совершеннолетним, Мишки Япончика мы бы точно не узнали. По совокупности всех поступков смертная казнь была ему обеспечена.

Король

Обратно в Одессу Япончик вернулся летом 1917 года. Это был уже не тот мальчик, которого могли послать отнести бомбу для подрыва полицмейстера - за время каторги Мойша успел пообщаться и с «политическими» и с «блатными».
Мойша быстро оценил ситуацию. Пользуясь постоянно творящимися в Одессе беспорядками, Япончик быстро сколачивает свою банду, «выносит» кассы и магазины.

Берет на вооружение Мойша и революционную риторику. Теперь он не просто грабит, но экспроприирует для нужд революции и рабочего класса. Он организовывает большой революционный отряд еврейской самообороны. Хрестоматийной стала история с ограблением его бандой игорного клуба. Люди Япончика были переодеты в форму революционных матросов. Выручка была знатной: 100 тысяч с кона и 2000 тысяч с посетителей. Один из посетителей клуба в прямом смысле умер на месте, когда увидел перед собой толпу вооруженных людей.

Друг артистов

Выросший в бедности, Япончик любил шиковать, широко гулять и тратить деньги. У него был свой ресторан «Монте Карло» на Мясоедской улице и кинотеатр «Корсо» на Торговой улице. Во время свадьбы Мишки и Цили Аверман, пока в зале танцклассов Двойреса плясали семь-сорок сотни гостей, люди Япончика подожгли полицейский участок. Этот факт стал основой для одного из эпизодов «Одесских рассказов» Бабеля.
Одесса любила Мишку Япончика. Во-первых, потому что он старался избегать кровопролития, во-вторых, потому что грабил богатых и распределял доходы между своими людьми, которые в этой Робин Гудовской модели были «бедными». Также Япончик был не чужд искусству и поддерживал артистов. Товарищем Япончика был певец Леонид Утесов.

Красный командир

Особая среда, сформировавшаяся в Одессе, требовала от большевиков большой гибкости. Если первое время красные командиры хотели «задушить» бандитизм и воровскую среду, то потом, поняв, что сделать это быстро не получится, решили сотрудничать.
В газете «Одесская почта» за 2 февраля 1918 года было напечатано воззвание «группы воров Одессы». Воры-профессионалы обязывались грабить только богатых и требовали к себе уважения.

Воры писали: «Мы, группа профессиональных воров, также проливали кровь в печальные январские дни, идя рука об руку с товарищами матросами и рабочими против гайдамаков. Мы тоже имеем право носить звание граждан Российской республики!»

«Бандитско-босяцкий элемент» играл в жизни Одессы большую роль. И если его нельзя было подавить, то нужно было его возглавить, поставив на место «короля» своего человека. Таким «своим» и оказался Мишка Япончик. Он был знаком с Григорием Котовским по ссылке, знал и других красных командиров, выросших из вчерашних уголовников.

За ним была большая сила - дружины еврейской самообороны, а также поддержка бедного населения Одессы и её пригородов. Надо отдать должное и самому Япончику, он умело использовал ситуацию и игру в политику, заручился серьезной финансовой и организационной поддержкой большевиков

Япончик даже стал командиром отряда Красной армии. Полк был собран из одесских уголовников, боевиков-анархистов и мобилизованных студентов. Перед отправкой полка на фронт против Петлюры в Одессе был устроен шикарный банкет, на котором Мишке Япончику торжественно вручили серебряную саблю и красное знамя.

Однако благонадежности и революционной сознательности от людей Япончика ждать не приходилось. Из 2202 человек отряда до фронта дошло только 704 человека. Долго воевать воры тоже не захотели и быстро «навоевались». На обратном пути к Одессе Япончик был застрелен комиссаром Никифором Урсуловым, который получил за свой «подвиг» Орден Красного Знамени.

Герой литературы и кино

Первый вклад в увековечивание образа Мишки Япончика сделал Исаак Бабель. Главный герой «Одесских рассказов» Беня Крик был создан на основании тех рассказов, которые Бабелю рассказывали про Мишку Япончика. Рассказы про Беню Крика были переведены на нексолько языков и получили признание даже не столько в Советском союзе (где, понятно, они были раскритикованы), сколько в Европе и даже Америке.
В 1926 году в журнале «Красная новь» вышла и киноповесть «Беня Крик», по которой буквально через год был снят одноименный фильм. Фильм был встречен далеко не однозначно. Критики накинулись на режиссера за то, что он романтизирует образ молдаванских бандитов.
Был в этой критике и разумный элемент. Мальчишки смотрели на смелого и предприимчивого Беню Крика и хотели быть на него похожим. Впрочем, не только мальчишки. Актер Кучеренко, который в «Бене Крике» играл роль бандита, а в фильме «Красные дьяволята» роль самого Махно, так проникся романтикой вольной преступной жизни, что сколотил собственную банду налетчиков. Шайка Кучеренко грабила магазины и кассы. Кучеренко уголовный мир Одессы так и запомнил по кличке «Махно.


Мишка Япончик. Настоящее имя - Мойше-Яков Вольфович Винницкий. Родился 30 октября 1891 года в селе Голта Ананьевского уезда Херсонская губернии (Российская империя) - расстрелян 4 августа 1919 года в Вознесенске Херсонской губернии. Знаменитый одесский налётчик.


Мойше-Яков Вольфович Винницкий hодился 30 октября 1891 года в селе Голта (сейчас город Первомайск Николаевской области Украины) Ананьевского уезда Херсонская губернии в семье фургонщика Меера-Вольфа Мордковича Винницкого.


Потомок знаменитой еврейской династии Коротичей. Когда ребёнку было четыре года, семья переехала в Одессу, на Молдаванку. По другим данным, родился уже в Одессе.


При рождении получил двойное имя Мойше-Яков, отчего его иногда неверно именуют «Моисеем Яковлевичем».


У него было четыре брата и сестра. Три брата – Абрам, Григорий и Юда - погибли на фронте во время войны. Брат Исаак умер в Нью-Йорке. Сестра Женя умерла в 1919 году.


На шестом году жизни потерял отца. Работал учеником в матрацной мастерской, одновременно посещая еврейскую школу, затем поступил электриком на одесский завод аэропланов Анатра (отделение на улице Канатной, 22).


Во время еврейских погромов в октябре 1905 года участвовал в еврейской самообороне. После этого присоединился к отряду анархистов-коммунистов «Молодая воля». После убийства полицмейстера Михайловского участка подполковника В. Кожухаря осуждён на смертную казнь, которую заменили 12 годами каторги (1907). В тюрьме познакомился с Г. И. Котовским.


Согласно данным исследователя Савченко В. А., в следственных материалах по делу Япончика числились произведённые в 1907 году совместно с анархистами из «Молодой воли» налёты на мучную лавку Ланцберга и на богатую квартиру Ландера.


Артист Леонид Утёсов, лично знавший Япончика, описал его так: "Небольшого роста, коренастый, быстрые движения, раскосые глаза - это Мишка «Япончик». «Япончик» - за раскосые глаза... У Бабеля он - Беня Крик, налётчик и романтик. У «Япончика» недурные организаторские способности. Это и сделало его королём уголовного мира в одесском масштабе. Смелый, предприимчивый, он сумел прибрать к рукам всю одесскую блатную шпану. В американских условиях он, несомненно, сделал бы большую карьеру и мог бы крепко наступить на мозоль даже Аль Капоне. У него смелая армия хорошо вооружённых уркаганов. Мокрые дела он не признаёт. При виде крови бледнеет. Был случай, когда один из его подданных укусил его за палец. Мишка орал как зарезанный. Белогвардейцев он не любит".


В 1917 году вышел на свободу по амнистии, организовал большую банду налётчиков и стал «грозой» Одессы.


Происхождение клички Япончик. По одной из версий, прозван Япончиком за характерный разрез глаз. По другой, его прозвище связано с тем, что он рассказал одесским ворам об образе жизни японских воров в городе Нагасаки. Японские «коллеги», по его словам, договорились о единых правилах «бизнеса» и никогда их не нарушали. Винницкий предложил одесситам брать с них пример.


Уже осенью 1917 года банда Япончика совершила ряд дерзких налётов, в том числе ограбив средь бела дня Румынский игорный клуб. В новогодние дни 1918 года были ограблены магазин Гольдштейна и сахарозаводчик Ю. Г. Гепнер.


В то же время Япончик организует так называемую Еврейскую революционную дружину самообороны под предлогом борьбы с возможными погромами и выпускает «воззвание» с призывом грабить «только буржуазию и офицеров». В ноябре 1917 года один из грабителей даже был убит самим Япончиком за ограбление рабочего.


Япончик налаживает контакты с одесским анархистским движением. В ноябре-декабре 1917 года в Одессе появилась группа так называемых «анархистов-обдиралистов» («обдирающих» «буржуазию»). По данным исследователя Савченко В. А., «обдиралисты» устроили в 1917 году мощный взрыв на Дерибасовской, требуя прекратить самосуды над пойманными бандитами. В декабре 1917 года анархисты и бандиты захватили публичный дом Айзенберга на улице Дворянской, устроив там свой штаб.


В январе 1918 года дружина Мишки Япончика совместно с большевиками, анархистами и левыми эсерами участвовала в уличных боях. Бандиты воспользовались этими событиями для налёта на Регистрационное бюро полиции, в ходе которого была сожжена картотека на 16 тыс. одесских уголовников.


12 декабря 1918 года, во время эвакуации из Одессы австро-германских войск, организовал успешное нападение на Одесскую тюрьму, результатом которого был массовый побег заключённых.


В начале 1919 года активно сотрудничал с большевистским подпольем (в том числе через Григория Котовского). По словам дружившего с ним Леонида Утёсова, старался избегать убийств и покровительствовал артистам.



В период франко-греческой интервенции банда Япончика совершила множество новых дерзких ограблений, занималась также похищениями и рэкетом. Ряд предпринимателей, не желавших платить бандитам, были убиты: Масман, Литейман, Энгель. В январе-феврале 1919 года был совершён дерзкий налёт на Гражданское общественное собрание Одессы во время торжественного обеда, также была ограблена квартира княгини Любомирской и номер испанского консула в гостинице «Лондонская».


После того, как в апреле Одесса перешла в руки красных, по некоторым утверждениям, командовал советским бронепоездом № 870932, направленным против атамана Григорьева.


В мае 1919 года в Одессе распространились слухи, что Мишка Япончик якобы служит секретарём Одесской ЧК. 28 мая председатель ЧК был вынужден опубликовать опровержение в официальной газете « Одесского совета рабочих депутатов», в котором сообщил, что в действительности секретарём ЧК является Михаил Гринберг, который никакого отношения к Мишке Япончику не имеет.


В мае 1919 года получил разрешение сформировать отряд в составе 3-й Украинской советской армии, позднее преобразованный в 54-й имени Ленина советский революционный полк. Адъютантом у него был Мейер Зайдер по кличке «Майорчик», который впоследствии, согласно официальной версии, застрелил Котовского.


Полк Япончика был собран из одесских уголовников, боевиков-анархистов и мобилизованных студентов Новороссийского университета. Красноармейцы Япончика не имели единой формы, многие ходили в шляпах канотье и цилиндрах, но каждый считал делом чести носить тельняшку.


Попытки наладить в сформированной части «политработу» провалились, так как многие коммунисты отказались вступать в полк для ведения в нём пропагандистской работы, заявив, что это опасно для жизни. Официальным комиссаром полка был назначен анархист Александр Фельдман «Саша». По данным исследователя Виктора Ковальчука, прибывшего в полк комиссара Фельдмана «бойцы» Япончика встретили громовым хохотом.


Полк был подчинён бригаде Котовского в составе 45-й стрелковой дивизии Ионы Якира и в июле направлен против войск Симона Петлюры. Перед отправкой в Одессе был устроен пышный банкет, на котором командиру полка Мишке Япончику были торжественно вручены серебряная сабля и красное знамя. Начать отправку удалось только на четвёртый день после банкета, причём в обоз полка были погружены бочонки с пивом, вино, хрусталь и икра.


Дезертирство «бойцов»-уголовников началось ещё до отправки. По данным исследователя Савченко В. А., в итоге на фронте оказалось лишь 704 человека из 2202. Уже тогда комдив Якир предложил разоружить полк Япончика как ненадёжный. Тем не менее, командование 45-й дивизии признало полк «боеспособным», хотя бандиты всячески сопротивлялись попыткам наладить военное обучение.


Первая атака полка в районе Бирзулы против петлюровцев была успешной, в результате чего удалось захватить Вапнярку и взять пленных и трофеи, но последовавшая на следующий день контратака петлюровцев привела к полному разгрому. Уголовники Япончика побросали оружие и сбежали с поля боя. Затем они решили, что уже «навоевались» и захватили проезжавший мимо пассажирский поезд, чтобы вернуться в Одессу. Однако поезд до Одессы не доехал, очень скоро будучи остановленный спецотрядом большевиков. Япончик попытался оказать сопротивление - и был застрелен коммунистами прямо на перроне. Оставшиеся «бойцы» 54-го полка были частично перебиты кавалерией Котовского, частично выловлены частями особого назначения; уцелел только бывший «начальник штаба» полка, бандит Мейер Зайдер, который через 7 лет застрелит самого Котовского. Кроме того, до 50 человек были направлены на принудительные работы.


Уцелевшие люди Япончика обвинили в его смерти комиссара полка Фельдмана и убили его в октябре 1919 года. По данным исследователя Савченко, Фельдман прибыл на могилу Япончика лишь через четыре часа после похорон и потребовал раскопать её, чтобы удостовериться, что там действительно похоронен Япончик. Через два дня на место прибыл наркомвоенмор Украины Н. Подвойский, потребовавший снова вскрыть могилу.


В то же время, согласно архивным данным, в действительности Мишку Япончика расстрелял уездный военный комиссар Никифор Иванович Урсулов, награждённый за это орденом Красного Знамени. В своём рапорте на имя одесского окружного комиссара по военным делам Урсулов ошибочно назвал Мишку Япончика «Митькой Японцем».


Мишка Япончик



Личная жизнь Мишки Япончика:


Жена - Циля Аверман. После смерти мужа, оставив маленькую дочь Аду свекрови, уехала с мужем покойной сестры Винницкого заграницу. Жила в Индии (в городе Бомбей), затем переехала во Францию, в Париж.


Циля Аверман - жена Мишки Япончика



дочь Мишки Япончика



Мишка Япончик в литературе и искусстве:


Япончик стал прообразом литературного и кинематографического персонажа налётчика Бени Крика из «Одесских рассказов» Исаака Бабеля и их постановок на сцене.


С начала 1960-х годов в одесском театре музыкальной комедии шла оперетта Оскара Сандлера «На рассвете», где роль Мишки Япончика исполнил Михаил Водяной. Также куплеты Япончика из данной оперетты исполняли Борис Сичкин и Г. Плотник.


Япончик стал одним из прообразов «Семэна» в некоторых блатных песнях «одесского» цикла 1981-1984 годов Александра Розенбаума.


Существует песня Михаила Шелега «Памятник Мишке Япончику».


В 1968 году снят фильм «Первый курьер» (СССР-Болгария). Роль Яши Барончика сыграл одессит Николай Губенко.


Одессит Михаил Водяной исполнил роль Мишки Япончика в советском художественном фильме «Эскадра уходит на запад» (1965).


В фильме польского режиссёра Юлиуша Махульского «Дежа вю» (1989; СССР-Польша), действие которого происходит в Одессе в 1925 году, есть персонаж Мишка Япончик, его роль исполнил Николай Караченцов.


Персонаж Мишка-Япончик мелькает в биографическом сериале «Утёсов. Песня длиною в жизнь» (2006), в роли - Алексей Горбунов и Михаил Шкловский.


В 2011 году снят сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (в главной роли Евгений Ткачук), никак не претендующий на историческую достоверность и во многом ей противоречащий. Так, отец Япончика скончался, когда Мойше-Якову было около шести лет; Гришина-Алмазова, отстраненного от должности военного губернатора Одессы в марте 1919 года, обстреляли из пулемёта ночью и не Япончик; белых в мае и летом 1919 года вообще не было в Одессе, хотя белые находились в городе после разгрома петлюровцев в марте-апреле 1919 года, а когда 23 августа 1919 года они опять вступили в Одессу, Мишки Япончика уже не было в живых, и т. п.

Одесса без Япончика не Одесса. Именно Моисей Винницкий, он же Миша Япончик, ужас жандармов и народный любимец, сделал провинциальный приморский город криминальной столицей России и правил в этой столице безраздельно. Пусть всего несколько месяцев, но правил. И ведь как красиво правил! С собственным кодексом чести, с церемониями, почти по-японски.

Он ведь почему стал Япончиком? Не просто за раскосые глаза и широкие скулы. Он предложил одесским джентльменам удачи жить по законам якудза: создать свое воровское сообщество с армейской иерархией, не грабить бедняков и вообще работать красиво. И те согласились. Какой же одессит не захочет работать красиво! Каждый налет Япончика был маленьким, но хорошо поставленным спектаклем. Ограбленным непременно оставляли по 10 целковых «на извозчика».

Непострадавшая публика Япончика обожала. Артистизма ему было не занимать – он ведь одессит, Мишка (родился в 1891 году во дворике по улице Тихая, 9). Да и налетами занимался еще с детства. В 14 лет прибился к дружине анархистов и за убийство полицейского загремел на каторгу. А после революции вернулся вербовать воров под черные и красные знамена.

Моисей Винницкий, он же Мишка Япончик

Именно тогда, в начале 1918-го года, после роскошной свадьбы с работницей фабрики Жако Цилей (в 1923 году она сбежала во Францию, где дожила до седин) в газете «Одесская почта» появилось воззвание «группы воров». В нем биндюжники клялись грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Самого Япончика уважают в Одессе до сих пор. И даже видят призрак Япончика: узнают они его по характерному отличию - узкому разрезу глаз и полосатому костюму. Чаще всего его призрак разгуливает в окрестностях улицы Тихой. Работница одного из баров, которая живет неподалеку, едва не договорилась о свидании с покойным вором. «Помню, когда ночью возвращалась с работы домой, заметила симпатичного молодого человека, только одет он был как-то странно, - рассказывает администратор кафе Наталья. - Он обратился ко мне и предложил пойти выпить чашечку кофе, однако я спешила домой и отказала мужчине, но как только я прошла несколько метров, оглянулась, а его и след простыл».

Вор в законе

Одесский историк Игорь Шкляев задался целью раскопать документы о Мишке Япончике, чтобы отделить реальность от мифов.

– Вполне логичным представлялось, что материалы о столь маститом уголовнике можно найти в фондах Одесского сыскного отделения, однако ни в каких крупных уголовных делах Моисей Винницкий в дореволюционное время замешан не был. Удалось обнаружить несколько документов только в Центральном госархиве Советской армии. Вот свидетельство секретаря одесского Оперативного штаба Военно-революционного комитета Френкеля: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу главным образом лимонки и револьверы». В разговоре с Федором Фоминым, начальником Особого отдела 3-й Украинской Советской армии, Винницкий уже заявлял: «Я пришел не каяться. У меня есть предложение, я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной армии…»

А вот свидетельство о торжественном марше отряда Японца по улицам города: «Впереди командир на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествует пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки, правда, головные уборы были разнообразнейшие – от цилиндра и канотье до фетровых шляп и кепок».

До фронта, правда, добрались лишь 700 человек, да и те сбежали после первого боя с петлюровцами. Во время того отступления в августе 19-го большевики и застрелили Япончика, который считается первым российским вором в законе.

От Япончика 20-х до Япончика 90-х

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, – чуть ли не первый «благородный бандит» в советской литературе.

– Мишка Япончик действительно не любил насилие, в особенности «мокрые дела», но вором в законе не был хотя бы потому, что сам воровской закон появился лишь в конце 20-х, – уверяет исследователь отечественного криминала профессор Яков Гилинский. – Япончик создал «воровской» стрелковый полк и даже успел повоевать за советскую власть, а потом эта же власть его убила. В результате смерть Япончика помогла создать «бульон», из которого потом получились воры в законе.

После Мишки Япончика честный вор не должен был не только воевать за государство, он вообще не должен был иметь с ним отношений: ни жениться (через загс), ни работать (через отдел кадров).

– Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей воров в законе, – считает Гилинский. – Однако нынешним «коронованным» уже можно убивать самим, хотя ворам в законе запрещалось. Кстати, Япончик, который Иваньков, содержался в тюрьме именно по подозрению в убийстве. Кроме того, почетное звание вора в законе теперь можно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться «законники», ни одной ходки не имевшие. Они легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов власти. Поэтому сегодня грань между бандитами и ворами в законе очень условна.

Досье

Жертва режима

«Относительно моей деятельности со дня освобождения меня из тюрьмы по указу Временного правительства, до которого я был осужден за революционную деятельность на 12 лет, из которых я отбыл 10 лет, – могу показать документы, находившиеся в контрразведке, а также и приказ той же контрразведки, в котором сказано, что за поимку меня обещали 100 тысяч рублей как за организатора отрядов против контрреволюционеров, но только благодаря рабочим массам я мог, укрываясь в лачугах, избежать расстрела».

Из автобиографии Япончика

Яна Поплавская: У Япончика была своя идея, у Соколовской – своя

– Роль революционерки Соколовской в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» («Первый канал») я выбрала себе сама. Тогда у меня еще была такая возможность (режиссер сериала – Сергей Гинзбург, с которым актриса развелась лишь недавно. – Ред.). Соколовскую захотела сыграть по той причине, что она отличалась от тех ролей, которые мне предлагают в других сериалах. Было очень интересно. То время отличала готовность людей нарушать любые социальные нормы. У Мишки Япончика была своя идея, у Соколовской – своя. Мне удалось застать своего прадеда, служившего офицером в царской армии. Помню его рассказы про безумных женщин, которые, будучи дворянками, совершали во имя идеи абсолютно идиотские поступки. Многие, объявляя себя борцом, становились бесполыми. Моя Соколовская именно такая. Играя женщину, которая подменяет свое женское счастье борьбой за идею, хотела показать, как это нелепо.

Бандит с испитой рожей

«По улицам для поддержания порядка дефилирует полк Мишки Япончика…

Ужасом веет от этих разбойничьих физиономий. До чего может дойти советская власть… Недели две тому назад Мишка Япончик устроил в городском театре спектакль – концерт, на котором сам выступал с речью.

И в том самом театре, где хранились лучшие традиции русского искусства, в том самом театре, стены которого видели Комиссаржевскую, Савину и Давыдова, Моисей Винницкий – Мишка Япончик – бандит с испитой рожей осипшим голосом призывал к новым убийствам». - Из дневника В. Маргулиеса, 1919 год

За плечами авантюрного и известного мужчины, как правило, стоит красивая и мудрая женщина. Она не только делит с ним семейный быт, являясь надежной поддержкой и единомышленником, но и его славу. Так, в начале прошлого века по России пронеслась новость о короле одесских воров - Мишке Япончике. А его любимой женщиной и музой была Циля Оверман.

Ее туманная биография и загадочное исчезновение стали поводом для сомнений и споров историков. Но недолгий искрометный роман и семейная жизнь одесского налетчика и интеллигентной девушки все же отразились в искусстве, а неугасаемая известность Япончика навсегда наложила отпечаток на фамилию Оверман.

Биография

Циля Оверман (по другой версии, Аверман) родилась в Одессе, в еврейской аристократической семье. Точная дата рождения и смерти ее не указывается ни в одном источнике. Но по предположениям исследователей, это был период 1890-1970-х годов. У Цили была младшая сестра - София. О судьбе ее знают только в тесном семейном кругу. Известно лишь, что ей не удалось пережить Великую Отечественную войну.

Циля получила хорошее образование, обладала интеллигентными манерами. Начало нового столетия ознаменовалось тяжелым экономическим положением в России, поэтому примерно в 20 лет аристократка Оверман Циля пошла работать на фабрику «Жако», занимающуюся производством ваксы.

Личная жизнь

В Одессе вряд ли нашелся бы человек, который похвастал бы тесным знакомством с еврейской красавицей по имени Оверман Циля. Личная жизнь ее не богата жаркими любовными историями. Напротив, девушка была очень воспитанна и скромна, в меру остроумна и резка. Некоторые парни даже побаивались подходить к ней. Но только не молодой и предприимчивый налетчик. Мойша-Яков Винницкий (или Мишка Япончик) и Циля Оверман познакомились на заре его бандитской славы, в очереди за водой. Для Одессы проблема воды всегда стояла на первом месте. К колонкам выстраивались огромные очереди, в одной из которых судьба и свела юного коренастого хулигана и большеглазую высокую девушку. Поначалу Циля всячески игнорировала и даже отклоняла ухаживания Миши Япончика. Но его напористость и терпение все же сломили нрав и растопили суровость красавицы. И в 1918 (по другим источникам, 1917-м) году по Одессе пронеслась новость: Циля Оверман - жена Мишки Япончика.

Свадьба

Свадьба Япончика и Цили прошла по всем еврейским традициям. Гуляние было самым пышным и громким событием в Одессе того времени. Сотни гостей были приглашены и размещены в танцклассах Двойреса. Свадьбу отмечали несколько дней. Танцевали в помещении и на улице. Гремела вся Одесса, конечно, это не могло не привлечь внимания со стороны властей. Но и это предусмотрел жених-уголовник. Чтобы мероприятие вдруг не испортили и не сорвали полицмейстеры (тогда на сленге воров «драконы»), банда Япончика подожгла полицейский участок. Это было сделано и с другим умыслом - сжечь уголовные дела друзей и короля воров.

Ребенок

Циля была мудрой женой и снисходительно относилась к делам мужа. Вскоре у молодых супругов родилась дочь. Ее назвали Ада (Адель). По метрическим данным имя ее записано как Удая Мойше-Яковлевна Винницкая (18 августа 1918 год). Но счастье в «королевской» семье продлилось недолго. В 1919 году Мишка Япончик ввязался в революционную борьбу. Но его банда быстро теряла людей, что породило немало кривотолков и осуждений в его адрес. При попытке спасти оставшихся людей он без суда был расстрелян военным уездным комиссаром. А вся семья его теперь была под наблюдением властей и самих одесских бандитов.

Бегство

Циле грозил арест или даже смерть. А на руках у нее была маленькая дочь. Поэтому она просто не могла рисковать и оставаться в Одессе. В 1921 году Циля Оверман (биография ее теперь обрывочна и основана на воспоминаниях и слухах) в сопровождении родственника (Жени Винницкого) бежала за границу. Позже говорили, что она вышла за него замуж.

Сначала Цилю приютила жаркая Индия. В семейном архиве сохранились ее фото из Бомбея в индийском наряде, которые она сама прислала своей маленькой дочери. Затем до одесских родственников дошли новости, что Циля живет во Франции. Она хорошо обеспечена, владеет маленьким заводом и несколькими домами. Вероятно, в этом ей помогли средства и ценности в западных банках, оставленные покойным мужем и природная деловая хватка.

Попытка вернуть Аду

Единственной болью для Цили теперь была разлука с дочерью Адой. Свекровь Дора (или Доба) не отдала ее родной матери, оставив в Одессе. До 1927 года (пока не закрыли границу) она активно пыталась вернуть дочь. Циля посылала подставных людей, которые пытались всячески уговорить свекровь отдать девочку матери, даже украсть или выкупить ее. Но мать Япончика была непреклонна. И все дальнейшие попытки вернуть ребенка не увенчались успехом.

В детстве Адель поддерживала связь с родной тетей по материнской линии - Софией Оверман и ее дочерью. Об этом свидетельствуют семейные фотографии. В военное время им с бабушкой пришлось эвакуироваться в Но даже после этого местонахождение ребенка для отчаянной матери не было потеряно. Циля до 60-70-х годов писала письма, помогала денежными переводами и посылками, но так и не увидела больше свою дочь.

Что помешало сделать это, когда Адель подросла, неизвестно. Почему уже в свободное от преследований время не вернулась в родную Одессу Циля Оверман - жена ее об этом умалчивает. Возможно, долгие преследования родных Япончика, военное время, психологический барьер или другие причины - это так и осталось загадкой для историков. Но по воспоминаниям родных, Адель так и не простила бабушку Дору и всех одесских родственников за разлуку с матерью. После войны она так и не вернулась в родную Одессу, принимая родных у себя в Баку.

Внуки

Долгое время о потомках Мишки Япончика не было известно. Лишь недавно выяснилось, что у Цили и легендарного одесского налетчика есть внуки - Рада, Лиля и Игорь. Они живут в Израиле. Продолжатели известной еврейской семьи знают об истории их деда и бабушки. С того времени их родители прошли нелегкий путь, претерпев немало лишений. Пролился свет и на судьбу Адели - дочь Цили и Япончика. Как выяснилось, она сидела в тюрьме за спекуляцию. В голодное военное время молодая девушка осталась одна с сыном Михаилом (названным в честь деда) на руках, пришлось выживать, торгуя маслом на базаре в Гяндже.

Воспоминания

По воспоминаниям одесских родственников, Оверман Циля была высокой, весьма вежливой и воспитанной. У нее был хороший вкус в одежде. До замужества, несмотря на экономическую сложность времени, она выглядела элегантно и сдержанно. Это передавалось не только в четком подборе стиля и элементов одежды, но и в ее аристократических манерах, прямой осанке и чуть высокомерном взгляде. Говорила мало, метко и знаменитым одесским говором.

Передвигалась по городу Циля исключительно на извозчике, чем демонстрировала свой высокий статус. Такая гордая и неприступная барышня просто не могла не влюбить себя короля воров. Как вспоминают одесские родственники, Циля положительно влияла на Мишку Япончика, пыталась усмирить его хулиганскую удаль, облагоразумить и обернуть в тихую, семейную жизнь. Но,видимо, напряженная политическая обстановка в России и прежние привычки воспрепятствовали этому.

Циля Оверман - жена Мишки Япончика - положительно вспоминается наследниками. И никогда ее не осуждали за разлуку с Адель, напротив, считали это вынужденной мерой.

Семейные традиции

Память о легендарном прадеде передается из поколения в поколение. Потомки Япончика хранят семейные фото, некоторые его вещи. Слава о нем до сих пор не остыла в Одессе. Знаменитый дом на Молдаванке, где когда-то родился и вырос легендарный «король», до сих пор стоит в городе и хранит память о своем прежнем хозяине. Уже третье семейное поколение посетило его.

У родовой линии Винницких есть традиция через поколение называть мальчиков в честь легендарного прадеда, а девочек в честь его дочери - именем Адель. Удивительно, но Цилей еще не была названа ни одна наследница семьи.

Была ли Циля на самом деле?

Существует версия, что персона Оверман Циля вымышлена. На это указывает в первую очередь скудность биографических данных, множество белых пятен, вопросов и неточностей. Эта мысль проскальзывает в документальном фильме «В поисках истины. Мишка Япончик. Смерть короля». Он был снят в 2008 году и основывался на документальных данных и свидетельствах, собранных о жизни одесского Робин Гуда. Так вот, имени Цили Оверман там не прозвучало. Более того, некоторые исследователи считают, что ее образ исключительно литературный, он создан для придания типажу одесского налетчика ореола романтики. Некогда Мишка Япончик был завсегдатаем одесских борделей, следствием этого было венерическое заболевание. И это установленный факт. Но ведь девушку легкого поведения к харизматичному хулигану не припишешь. Легендарному герою необходима не менее легендарная спутница. Потому, по мнению скептиков, была придумана аристократка Оверман Циля - жена и единственная любовь. Однако потомки Япончика все же настаивают на официальной версии. А где и чья правда, теперь уже вряд ли станет известно.

В искусстве

Образ и деятельность Мишки Япончика и его история любви с Цилей Оверман стали источником вдохновения для создания многих литературных и кинематографических произведений. Так, в 2011 году на экраны вышел российский криминальный сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика», основанный на «Одесских рассказах» Исаака Бабеля. Писатель был современником и знакомым налетчика, потому был в курсе основных перипетий жизни героя. Кинокартина полна ярких, эксцентричных образов, характерного одесского говора, шуток и речевых оборотов. Многие из них, например «шикарный вид», «замолчи свой рот» и другие, вошли в живой обиход современников.

Телесериал главным образом повествует о трогательной и романтичной истории любви бандита и красавицы-аристократки. Авторы не преследовали точное соответствие реальным событиям, их задачей было передать характеры основных героев. И все же критики указывают на ряд фактических неточностей. Например, отец Цили Оверман никогда не был связан с коммерцией. А в телесериале показана противоположная ситуация. Хотя опять-таки точно об этом утверждать невозможно за неимением документальных доказательств.

Главную роль - Мишки Япончика - сыграл Евгений Ткачук. предстала как очаровательная Циля Оверман. Актриса, по отзывам критиков, создала великолепный психологический характер жены Япончика. Хотя героиню Цилю в сериале правильнее определить как собирательный образ, который отражает умонастроение представительниц интеллигенции той эпохи.

P.S.

Сегодня личность Цили Оверман является одной из самых загадочных. После 1970-х годов связь с ней окончательно была оборвана. Возможно, это значило конец ее жизни. Была ли она литературным вымыслом или реальным человеком, навсегда останется семейной тайной Винницких. Однако доказательства в пользу ее реального существования гораздо весомее и убедительнее, чем противоречия и сомнения. Ясно одно: за плечами легендарного одесского «Робин Гуда» стояла некая Циля Оверман. Фото с ее изображением и именной подписью до сих пор хранятся в семейном архиве, оберегают светлую память Мишки Япончика. Она приходится матерью единственной его дочери и наследников известной одесской семьи. И хотя имя Цили окутано больше вопросами и тайнами, она навсегда вписана в историю как мудрая и предприимчивая женщина - первая и единственная жена короля воров.

Мойше-Яков Вольфович Винницкий, он же впоследствии , родился в 1891 году в Херсонской губернии и лишь в четырехлетнем возрасте родители перевезли его в Одессу. Почему он стал называться Япончиком, точно до сих пор неизвестно, но существует две версии. Согласно первой из них – благодаря особой «любви» к японской мафии, которая установила воровские правила, а вторая версия более прозаическая – у него были характерный японский разрез глаз.

Банда Мишки «Япончика»

Биография Мишки Япончика как и всех более-менее деятельных людей в то время, а он, безусловно, отличался среди многих своим неуемным характером, была очень разнообразной и по современным меркам не совсем понятной. Мойше-Яков не сразу стал одним из самых известных одесских налетчиков. До этого он успел побывать в рядах анархистов-коммунистов, убил полицмейстера и был осужден к смертной казни, впоследствии замененной на каторгу.

На каторге он познакомился с еще одним налетчиком – Григорием Котовским, с которым подружился на всю жизнь. Только в 1917 году, когда его амнистировало революционное правительство, вернулся в Одессу и организовал одну из самых больших банд налетчиков. В это же время Мойше-Яков Винницкий превратился в Мишку Япончика и организовал Еврейскую революционную дружину самообороны, которая совершала дерзкие ограбления в городе: как правило, грабили тех же богатых евреев.

Кроме грабежей, банда Япончика в 1918 году напала на тюрьму и выпустила всех заключенных, сожгла досье на 16 тысяч уголовников, принимала активное участие в совместных действиях по «экспроприации наворованного» вместе с большевиками, правда, при этом не забывая большую часть наворованного оставлять себе, а не отдавать на нужды революционной борьбы. В 1919 году с разрешения своего подельника Котовского начал формироваться революционный полк: рвался делать мировую революцию в надежде, что сможет грабить весь мир вместе с большевиками.

Его «войско» насчитывало более 2 тыс. бандитов, которые перед отправкой на «революционный фронт» четыре дня пьянствовали, а в вагоны сумели погрузиться всего чуть более 700 немного протрезвевших бандитов. Через несколько дней с сотней своих ближайших друзей Мишка уже передумал воевать и бежал назад в Одессу, по дороге «криминалиста» поймали чекисты и расстреляли как дезертира. Так бесславно закончилась жизнь бандита. Мишка Япончик вошел в культ среди бандитов тех времен.