Какой православный праздник 14 августа. Когда проходит Успенский пост

Сегодня 14 января (1 января по старому стилю) - Церковный, Православный праздник сегодня:

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год . Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

* Семи мучеников братьев Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 до Р.Х.). ** Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня. * Празднование Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице (1164).
Мучеников в Пергии Памфилийской пострадавших Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кирпака, Минеона, Катуна и Евклея (ок. 284-305); Папы Нового; Елеазара; Кирика; Феодора; Полиевкта. Преподобномученицы Елесы на острове Кифирстем (375). Святителя Тимофея, епископа Проконнеса (VI). Воспоминание Крещения Руси (988). Священномученика Димитрия (Павского) протоиерея (1937). Преподобного Александра (Уродова), архимандрита, исповедника (1961).

Успенский пост

Успенский пост установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста

Праздник происхождения честных древ Животворящего Креста установлен так. В 1164 году греческому царю Мануилу и русскому князю Андрею Боголюбскому в один и тот же день выступить на брань: первому - против сарацин, второму - против болгар камских. Андрей Боголюбский, выступая в поход, взял с собой святой крест и икону Богородицы, и их несли священники перед его войсками, совершая молебны и окропляя святой водой войско. Господь помог Андрею победить врагов, и когда он возвращался с победой, то видел чудесное явление: от его княжеского знамени с изображением иконы Спасителя проливался как бы луч света на все войско. Князь написал об этом явлении греческому императору Мануилу, и тот, также одержавши победу над своими врагами, понял, что это было благодаря помощи Божией, и в благодарное воспоминание сей помощи себе и русскому князю, установил праздник. Праздник назван происхождением, т.е. прохождением, или проношением Честнаго Креста Господня потому, что вспоминается ношение креста перед рядами российского войска, и потому, что в этот праздник положен вынос креста для поклонения на всенощной и для водоосвящения на литургии. Праздник 1/14 августа называется в просторечии «первым Спасом», то есть первым в этом месяце праздником Спасителя, так как в течение его еще бывает два праздника Спасителя: - второй Спас, и - третий Спас.

Медовый спас

14 августа издавна отмечался отмечался первый из трех праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, установленный по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Кроме того, день 14 августа посвящался памяти семи святых мучеников Маккавеев - Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсенона, Адима и Маркелла, а также матери их Соломонии и учителя их Елеазара. На Медового Спаса принято было освящать в церкви мед; после освящения пчельники разговлялись свежим медом, а также пекли пироги с пшенной кашей и медом. Вообще, строгие блюстители народных обычаев и постники начинали есть мед только с этого дня. Первый Спас - начало Успенского поста, о котором в народе говорили: "Спасовка - лакомка, а Петровка () - голодовка". В , кроме лука, у крестьян обычно не бывало другой зелени, а к Успенскому посту уже появлялись многие овощи и фрукты. На первый Спас святили колодцы, а также повсеместно устраивали крестные ходы на воду.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар.

Мученики Маккавеи: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар пострадали в ветхозаветное время. Незадолго до Рождества Христова иудеи подпали под власть сирийских царей, и один из них, Антиох Епифан, начал принуждать иудеев оставить еврейский закон и принять греческий - языческий. Тогда многие из иудеев твердо стояли за свою веру и закон и пострадали за это. Таковы были Маккавеи. Елеазар был всеми уважаемый за свою ученость и добродетельную жизнь 90-летний старец. Когда сирийский наместник в Иерусалиме потребовал, чтобы он вкусил идоложертвенного свиного мяса в знак отречения от закона Моисеева, Елиазар отвечал, что он согласен скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Ему обещали пощаду, если он хотя бы сделает вид, что ест идоложертвенное мясо; но благочестивый старец сказал: «Не посрамлю седин моих таким лицемерием и не дам юношам соблазнительного примера. Если я избавлюсь мучений от руки человеков, то избавлюсь ли от руки Всемогущего? Нет, иду на смерть и покажу молодым людям, как должно умирать за святой закон». И он с мужеством испустил дух под ударами палачей. Между многими иудеями, твердыми в своей вере, также представлена была Антиоху Епифану женщина по имени Соломония с семью сыновьями. Чтобы принудить к принятию язычества, Антиох приказал сечь их бичами и воловьими жилами. Но несмотря на жестокие удары бичей, старший из сыновей Соломонии с твердостью сказал царю: «Мы скорее умрем, чем преступим отеческие законы». Антиох воспламенился гневом и велел отрезать ему язык, отрубить пальцы на руках и ногах, содрать с головы кожу, потом еще живого жарить на сковороде. Прочие братья и мать должны были смотреть на его мучения. После него таким же образом мучимы были и другие пять братьев. Все они умерли с твердой надеждой на воскресение в жизнь вечную. Оставался седьмой, самый младший брат. Царь уговорами и обещаниями старался склонить его к отречению от веры, но напрасно. Тогда он приказал матери уговорить отрока и тем сохранить для себя хоть одного из семи сыновей. Мать подошла к сыну и сказала: «Дитя мое! Я с таким трудом и нуждой воспитывала тебя, не отрекаясь от Бога, Которому мы поклоняемся; умри так же, как братья твои, чтобы мне встретить тебя с ними в блаженной жизни». Выслушав свою мать, отрок обратился к мучителям и сказал: «Чего вы ожидаете? Не думайте, что я послушаюсь вас и нарушу законы, данные нам через Моисея. Не будет этого! А ты, царь, причинивший столько зла иудеям, не избежишь суда Божия. Среди жесточайших мучений ты признаешь наконец, что Бог Израилев - Единственный Бог». Раздраженный Епифан подверг юного исповедника самым жестоким мучениям. После него была сожжена и доблестная Соломония. Святые Маккавеи пострадали в 166 г. до P. X.

Девять мучеников Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон (Минея), Катун и Евклей происходили из Памфилийской Пергии и пострадали во время гонения от Диоклетиана. Минеон был плотником, а все остальные - земледельцами. Ночью разорили они капище богини Артемиды. За это их жестоко мучили, наконец, бросили на растерзание зверям, но звери не коснулись их. Тогда им всем отсекли головы.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

25 сентября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 25 сентября

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Последний день многодневного праздника в честь рождения Девы Марии. В церквях проходит служба, читаются молитвы, песнопения.

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящихся много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого - аподосис - переводится с греческого языка как возвращение?

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8-й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления, а позже и Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция праздновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразднства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета, вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.

Артамон Змеевик

Священномученика Автонома Италийского, епископа

Церковь чтит память святого Автонома. Изначально он был епископом в Италии. При гонении на христиан во время правления императора Диоклитиана переехал в Вифинию. Был убит язычниками.

Священномученик Автоном был епископом в Италии. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284-305) святитель Автоном для пользы Церкви оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея у страннолюбца Корнилия. Святой Автоном с ревностью совершал свое апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая Церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила. К этой Церкви святитель рукоположил Корнилия сперва в сан диакона, а затем в пресвитера. С проповедью о Христе святитель Автоном посетил также Ликаонию и Исаврию. Император Диоклитиан повелел схватить святителя Автонома, но он удалился в Клавдиополь на Черном море. Возвратившись в Сорею, святитель Автоном посвятил пресвитера Корнилия во епископа. Сам он направился в Асию, а когда вернулся оттуда, начал проповедовать в местечке Лимны, близ Сореи.

Однажды новообращенные разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить христианам. Выбрав момент, когда святитель Автоном служил Божественную литургию, язычники напали на храм Архистратига Михаила и после истязаний убили святого Автонома, обагрив алтарь церкви его мученической кровью. Диакониса Мария извлекла тело святого мученика из-под груды камней и предала погребению.

В царствование святого Константина Великого на месте погребения святителя была воздвигнута церковь. Около 430 г. обветшавшую церковь разобрал один священник. И, не зная, что под храмом похоронено тело мученика, устроил церковь на новом месте. Через 60 лет мощи святого были обретены нетленными и создан храм во имя священномученика Автонома.

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского)

Праздник в честь перенесения мощей святого Симеона из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. Данное событие произошло в 1704 году, по благословению митрополита Тобольского Филофея.

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления.

Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего:

«Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

«Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул:

«Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря).

Конец лета и начало осени - время, богатое на праздники, посвященные Спасителю. Три Спаса посвящены разным событиям в христианской и дохристианской жизни. Они все приходятся на первый день Успенского поста, который посвящен памяти Успения Богородицы.

14 августа - день происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня

Медовый Спас - день, в который отмечается сразу три христианских события:

  • праздник Честного Животворящего Креста;
  • крещение Руси;
  • почитание памяти братьев Маккавеев, живших в дохристианском периоде.
Внимание! В народе 14 августа называют Медовым Спасом или Маковеем, хотя к меду и маку этот день имеет очень отдаленное отношение, если смотреть с христианской, а не языческой позиции.

Этот праздник можно назвать днем благодарения. Именно в знак благодарности за победу над язычниками и сарацинами 14 августа стали праздновать, как день Древа Животворящего Креста.

День памяти Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников

Это случилось в 1164 году, когда в поход одновременно выступил русский князь Андрей Боголюбский против болгар (язычников) и греческий император Мануил против сарацинов.

Будучи ревностным христианином, князь никогда не шел на битвы без благословения и покрова чудотворной иконы Божьей Матери. Два Священника несли впереди войска Владимирскую икону Богоматери и Христов Крест. Перед битвой все войско участвовало в Таинствах Исповеди и Причастия, после чего звучала молитва из уст самого князя.

Андрей Боголюбский утверждал, что всякий, кто уповает на защиту Богоматери, не погибнет, на Нее надеются все грешные, видя в Матери Божьей покров. После молитвы все войско, начиная от полководцев и заканчивая низшим чином, совершали целование Святого лика и Креста Животворящего. Русский князь разбил болгар и освободил от их ига волжские земли.

В это же время греческий император просил защиты Всемогущего Спаса, греки легко одержали победу.

Эти события одновременно в разных местах ознаменовались огненными лучами, исходящими от икон. Яркий свет, покрывающий войска, видели как русские, так и греки.

Важно! Освещенная Божьей славой победа стала событием, в память о котором православные христиане празднуют 14 августа день Всемогущего Спаса, Пресвятой Богоматери и Животворящего Креста.

Есть еще одна версия праздника Изнесения древ Честного креста. В конце лета в Византии стояла сильная жара, страну накрывали моры, случались эпидемии, смерть косила людей, ведь уровень медицины даже у греков того времени был на низком уровне.

В X веке Церкви греческого обряда утвердили обычай совершать молебны и выносить Честный Крест, на котором был распят Иисус, на улицы города. В Константинополе пышную процессию сопровождало большое количество народа. После молебнов, в признании своей немощи и прошений Бога о защите, смерть отступала от страны.

С того времени в Греции 14 августа совершается крестный ход, это праздник благодарения и прошения о дальнейшей защите и дарования благодати.

В этот день Крест во всех православных церквях выносится посреди храма для целования, после чего Его несут к источникам воды для освящения ее, при этом совершается молитва.

Празднуем, братии, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси- Честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос. Аминь.

Отсюда этот праздник получил народное название Мокрый Спас или Спас на воде.

Крещение князя Владимира Великого

Именно 14 августа (или 1 августа по старому стилю) считается днем крещения Руси. Хотя в этот день принял христианское крещение великий язычник, блудник и поклонник божествам русский князь Владимир, который до 25 лет жил, Бога не зная.

Князь Владимир принял христианское крещение

Князь всея Руси прибыл в Херсонес, чтобы жениться на прекрасной гречанке Анне, хотя у него уже было несколько жен.

До похода русский правитель вел бурную жизнь, жестоко расправлялся с христианами, в то же время много слышал о расцвете стран, принявших христианство. О силе благодати, которая исходила на верных поклонников Христа, говорили все в мире.

Князю было отказано в женитьбе, и он взял Херсонес в осаду. По преданию, Владимир получил записку, в ней неизвестный писал об источнике, перекрытие которого оставит город без воды, и тот сдастся. Князь вскрикнул: «Если будет так, то крещусь». Город пал, Анна согласилась стать женой русского князя по просьбе братьев, которые надеялись, что таким образом христианство придет на Русь.

Перед свадьбой князя Владимира и Анну ждало новое испытание, правитель Руси ослеп.

Интересно! Чудо исцеления произошло в момент крещения Владимира, сразу после этого князь вскричал, что познал истинного Иисуса. В одно мгновение закоренелый язычник очистился и стал верным поклонником Иисуса.

После венчания пара возвратилась в Киев.

По возвращении домой князь Владимир отпустил всех своих жен, дав им свободу, и крестил вначале своих сыновей, а затем и весь люд.

Память о подвиге братьев Маккавеев

Семь братьев, живших в ветхозаветном периоде, стали примером верности Богу. Это случилось в 166 году до эры христианства. Сирийский царь Антиох Епифан был греческим язычником, эллином и поклонялся богу Зевсу, статуей которого был осквернен Иерусалимский храм.

Греческий царь обязал каждого иудея поклоняться Зевсу, отказаться от Бога и жить по законам язычества. Первым отказался предать Бога учитель Закона Елизар. Его отвели на суд, подвергли мучениям и предали смерти.

Смерть учителя не испугала братьев Маккавеев и их мать Соломонию. Они привселюдно объявили себя последователями Единого Бога, Творца и Создателя вселенной и с бесстрашием отказались поклоняться языческим богам.

Святые мученики Маккавеи

Один за другим умирали братья, с них живых сдирали кожу, крючьями выдирали внутренности и распинали на колесе. Ни один из них не отказался от Бога, принимая мучения. Когда остался последний, самый младший сын, Антиох «смиловался» и предложил матери уговорить малыша отказаться от веры.

Любящая мать, поседевшая от горя, видя страдания старших сыновей, встала на колени, обняла сыночка и прошептала: «Потерпи, там тебя ждет Бог и братья. До встречи»

Праздник Православной церкви – Медовый Спас

Празднование приходится на первый день Успенского поста и отмечает необыкновенную чудодейственную силу креста, которая появилась на Земле вместе с Иисусом Христом. Исторически праздник стали праздновать в Константинополе. В церквях выносится крест и люди поклоняются ему. Происходит много излечений. В это же время освящается вода и мед. Силою Креста Господь ограждает верующих от врагов на жизненном пути. В этот же лень отмечается и праздник Пресвятой Богородицы, в честь знамения от иконы и Святого Креста во время сражений с волжскими булгарами.

День Корриды в Португалии

Абиула (Abiul) отмечает главное событие Португалии — коррида в национальных традициях, своеобразное и удивительное сочетание искусства и спорта, зрелищное шоу, при котором отчаянные смельчаки священнодействуют на поле наедине с быком. Участники корриды могут быть пешими (фуркадуш) или на лошади (кабальеро). Вначале выезжает боец на лошади, а когда бык уже ранен пикой – в бой вступают пешие бойцы.

В былые времена конные воины были всегда из аристократов, а пешие — обычные простолюдины. Это отражалось и в пышности костюмов. Участники корриды делятся на несколько групп. В младшую могут входить мальчики от 10 до14 лет, которые борются с маленькими бычками. В основном на арену выходят мужчины от 18 до 35 лет, иногда верхняя граница повышается до 40-45 лет. Что касается быков — их возраст 3-4 года, вес 500-600 кг.

День памяти защитников Отечества в Абхазии

В 1992-93 году во время Отечественной войны с Грузией в стране было много жертв (2700 человек). К памятникам и могилам возлагаются цветы и венки. Введение грузинских войск закончилось вооруженным противостоянием, которое длилось 413 дней. Грузинские войска потерпели поражение.

Успенский пост

Пост продолжается две недели. Это не самый жесткий пост, — два дня в неделю разрешается употреблять растительное масло, один день в неделю – рыбу (в среду или пятницу). Остальные дни – горячая пища без масла, сухоядие по средам и пятницам. Пост учрежден в память о матери Божьей, которая, будучи святой, продолжала поститься и молиться до самой смерти, а также в честь Преображения и Успения.

14 августа в народном календаре

Медовый Спас, Маковый Спас

У этого праздника есть еще несколько названий – например, Спас на воде, или Первый спас. Установлен он еще в 9 веке и проводится вместе с древним обычаем вынесения Креста господня на улицы города, для защиты от всяких болезней. В России праздник стали отмечать в 15 веке. До яблочного Спаса не рекомендуется пробовать яблоки, виноград. Иногда первый Спас называют еще и мокрым – озера и реки освящались священнослужителями и в освященных водах купались прихожане церкви. В это время подрезают или заламывают соты и продуют новый мед. Эта процедура обязательная для пчельников, иначе мед могу перетаскать соседние пчелы. Мед освящался в церкви, а вместе с ним и первые семена плодов.

Южные районы отличались еще ии освящением маковых головок (Маковый Спас). С использованием меда и мака готовили маковники и другие блюда. Мак на Руси наделялся свойством защищать дом от ведьм и колдунов – семенами дикого мака обсыпали дом. С этого дня крестьяне начинали распахивать поля под озимые, очищать гумно. Традиционно первое зерно в поле бросал самый старый дед из деревни, которого специально стаскивали с печи и везли в поле. Наблюдали за ягодами малины– крупные ягоды в начале созревания говорили о том, что пора сеять рожь раньше, мелкие – нужно подождать. Малину заготавливали в основном женщины — а мужчины были больше заняты полевыми работами. Собирали и сушили на зиму и ягоды черемухи — ее применяли как лечебное средство.

Исторические события 14 августа

Европейский книгопечатник Иоганн Гутенберг открыл типографию в родном городе Майнце, и стал компаньоном с ростовщиком. Средства были очень ограничены, но гутендерг смогт добиться успеха, издав два издания библии, латинскую грамматику. Между компаньонами возникли разногласия по разделу прибыли, которые долго рассматривались в суде. Ростовщик добился перехода типографии ему, и Гутенберг снова начинал свое дело с нуля. В августе 1457 года он напечатал первое издание издание «Псалтири» в Европе.

Ликвидировала Запорожскую Сечь императрица Екатерина II своим указом, не желая больше терпеть вольное поведение казаков и укрывательство беглецов и преступников. Автономная до этого организация казачества вошла в состав России, вместе с ранее присоединенным Крымом. Такую возможность императрица получила после победы русских в войне с турками1768-1774 годов. Кроме того, поводом для роспуска Сечи послужила и некоторая поддержка со стороны казаков в сторону Емельяна Пугачева, который поднимал свой бунт в 1773-1775 годы.

«Пугачевщина» была ликвидирована, та же участь постигла и Запорожскую Сечь. Казацкие земли получили русские и украинские помещики, местное население стало государственными поселянами. Часть казаков перешла за Дунай, и основала Задунайское казачество, числясь при этом на султанской службе. Позднее после победыв над Турцией, казачество переселилось и на Северном Кавказе (Кубань).

Переговоры президента США ФранклинаРузвельта и премьер министра Великобритании УинстонаЧерчилля завершились выработкой согласованной позиции двух стран против нацистской Германии и ее союзников. «Атлантическая Хартия» состояла из 8 пунктов, в котором явно ощущалась поддержка стран, потерпевших от нацистского режима. Война против Германии была объявлена после 7 декабря, после нападения на американскую военную базу в Перл-Харборе. 24 сентября к хартии присоединился и СССР, подчеркнув, что готов соображаться с нуждами обеих стран. В начале 1942 года в Вашингтоне был подписан документ: «Декларация 26 государств».

14 августа 1986 года – подписание документа о прекращении переброски северных рек в южные регионы.

Еще на рубеже 19-20 веков идея «Повернуть реки вспять» будоражила умы ученых. Императорская Академия наук заявила о своем негативном отношении, но при Советской власти проект был реанимирован. Сибирскую Обь решили приспособить для нужд южных регионов, поставив несколько насосных станций, перекачивающих воду наверх. Экологи выразили много претензий, опасаясь смещения зоны холода на юг на 50 километров.

Экологические неприятности могли коснуться и перемещения животных. Сильное испарение речных вод могло привести к засолению регионов Средней Азии. После тщательной проверки проекта выяснилось, что польза от получения воды гораздо меньше, чем предполагалось изначально, и постановление о начале работ было приостановлено.

Родились 14 августа

Даниэла Стил (1947) — американская писательница женских романов

Писательница имеет богатый жизненный опыт, полученный в нескольких браках. Ее романы выпущены тиражом более 125 миллионом экземпляров, многие из романов экранизированы. В память и погибшем сыне она написала книгу «Его яркий свет», романы «Обещание страсти» и «Воспоминание» посвящены третьему неудачному браку. В четвертом браке супруги вместе воспитывали 5 общих детей, но и он распался. Даниэла Стил продолжает свою творческую деятельность.

Эммануэль Беар (1963 г.) – французская актриса

Эммануэль — не только актриса, но еще и посол UNICEF, активистка общественного движения.
первую роль она сыграла в телесериале «Raison perdue». Позже она получила известность за роль пастушки, танцующей нагишом. Эммануэль получала приз фестиваля «Сезар» как лучшая актриса второго плана. Всего актриса имеет около 20 актерских работ в кино, была лицом знаменитой компании «Кристиан Диор».

Холли Бэрри (1968 год) – американская актриса

Темнокожая актриса Холли Мария Берри добилась популярности не сразу. Долгое время она работала всего лишь моделью, ее не останавливал даже диагноз – сахарный диабет. Начиная, как комедийная актриса в сериалах, Холли Берри смогла получить роли в блокбастерах («Умри, но не сейчас», «Девушка Бонда», «Познакомьтесь с Дороти Дэндридж» и др.). За лучшие женские роли получила несколько «Оскаров» и звезду на Аллее Славы.

Именины 14 августа

Именины в этот день отмечают : Александр, Тимофей, Федор, Дмитрий, Леонтий, Софья.