Какой праздник у православных 11 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи: история, приметы и почему в этот день не пользуются ножом

Скоро середина сентября, и православные уже успели отметить не один церковный праздник. Отмечают они и сегодняшний день, хотя 11 сентября в церковном календаре сложно назвать праздником – скорее это памятный день, в который верующие вспоминают не самое радостное евангельское событие.

Что за значимая дата сегодня отмечается в церкви, какова ее история, и какие традиции с ней связаны? Об этом и других подробностях читайте далее.

Сегодня православная церковь чтит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Согласно евангельскому преданию, в этот день от царского произвола погиб самый почитаемый после Богоматери святой в христианском мире – Иоанн Креститель.

Христианская традиция называет Иоанна Предтечей или, если перефразировать на современный лад, «предшественником»: согласно Евангелию, святой Иоанн подготовлял простых людей к приходу Иисуса Христа, проповедуя и ведя аскетический образ жизни. Свою миссию он завершил крещением Спасителя.

Впоследствии правитель Галилеи царь Ирод Антипа бросил его в темницу, разгневавшись на святого за то, что тот дерзко обличал его пороки и неправедные поступки. Тогда еще он не собирался убивать Иоанна, опасаясь народного гнева. Однако в результате коварного заговора со стороны его жены и по совместительству родной сестры Иродиады, задетой за живое упреками Иоанна, Ирод все-таки вынужден был казнить святого через усекновение головы.

Произошло это так: дочь Иродиады от первого брака Саломея исполнила столь искусный танец на пиру перед Иродом и его гостями, что он предложил ей в награду любой подарок, какой только она пожелает. Наученная своей матерью, Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя на блюде, и царь не смог ей отказать.

Его голову захоронила на Елеонской горе супруга домоправителя Ирода, а тело Иоанна было погребено его учениками в Севастии. Именно ученики Иоанна положили начало традиции отмечать день его мученической смерти, в память о подвигах святого.

Традиции и обычаи

В этот день церковью предписан строгий пост – верующим запрещается есть даже рыбу, не говоря уже о мясе, яйцах и молочной продукции, а заправлять еду можно лишь растительным маслом. Священнослужители объясняют это необходимостью вспомнить о том, что тело следует держать в узде, ведь именно во время роскошного пира и благодаря обильным возлияниям царь Ирод расслабился до такой степени, что позволил танцовщице Саломее обвести себя вокруг пальца. Поэтому день мученической смерти Иоанна Предтечи и необходимо отмечать постом, помня о том, что трагедия его началась с пиршества.

Народные обычаи также предусматривают определенные ограничения в этот день. На Усекновение главы Иоанна Предтечи строго-настрого возбраняется брать в руки острые предметы вроде ножа, вилки или иголки. Еду в этот день принято не резать, а разламывать руками. Также в праздник не стоит употреблять в пищу продукты круглой формы: хлеб, капусту, лук, картофель, помидоры, яблоки и арбузы. Также не рекомендуется 11 сентября танцевать и подавать еду к столу на блюде – все эти действия ассоциируются с танцами Саломеи и ее требованием к Ироду.

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 сентября

Усекновение главы Иоанна Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810 – 820 гг.), - в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847 – 857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Приметы и традиции

На Руси история Иоанна Предтечи была хорошо известна. Она горячо переживалась нашими предками и породила много апокрифических пересказов. Имена Саломии и Иродиады обозначали женское злодейство и коварство. Иродиадами или дочерями Ирода были названы 12 лихорадок.

С этим днем связано немало примет и запретов. Считается, что в этот церковный праздник нельзя петь и плясать, рубить капусту, срезать мак, копать картофель, рвать яблоки, брать в руки косарь, топор, заступу или нож. Даже хлеб ломали руками. Ещё не употребляли борщ или щи (блюда из свежей белокочанной капусты).

В народе говорили, что если на Усекновение главы Иоанна Предтечи резать капусту, то из неё непременно потечет кровь. А у человека, который нарушит запрет и съест что-то круглое, весь год будет болеть голова.

Существует легенда о женщине, срубившей в этот великий церковный праздник капусту, когда же она внесла в дом кочан, то увидела вместо него голову своего ребенка.

11 сентября необходимо соблюдать строгий пост, нельзя есть скоромную пищу. Отсюда и название «Иван постный». Считается, что тот, кто нарушит запрет, в рай не попадет. В народе также эта дата получила название «полетний». Это связано с тем, что наши предки считали, что с этого дня начинается осень.

11 сентября совершали поминовение всех православных воинов, погибших на поле брани. Установлено это поминовение в Русской Православной Церкви ещё при императрице Екатерине II в 1769 году во время войны с турками.

До XIX века в этот день соблюдался торжественный обряд: со всего села к околице собиралась молодежь; туда несли глиняную куклу без головы, одетую в холщовый саван; эту куклу две девушки поднимали и несли к реке, где клали на землю на самом крутом берегу. Толпа, пришедшая с ними, начинала причитать над куклой, как над покойником. После этого двое парней поднимали куклу и бросали в воду.

Наши предки наблюдали за полетом журавлей. Если птицы полетели к югу, то скоро похолодает. Знахари отправлялись в лес собирать коренья. Крестьяне приступали к уборке репы. В некоторых местах устраивали своеобразный «репной праздник», во время которого потчевали бедных и обездоленных.

В этот день угощали родных и близких, а также нищих и странников. Женщины пекли «кулагу», которую готовили из ржаного солода, гречневой или ржаной муки. По внешнему виду она напоминала кашу, но была настолько густой, что её резали ножом. Цвет блюда – от золотисто-розоватого до тёмно-коричневого. На вкус оно кисло-сладкое, с медовым ароматом.

Кулагу варили или заваривали кипятком, ели пресной или закашивали. Блюдо, приготовленное из солода, само по себе имело сладковатый вкус, а кулагу из муки немного подслащивали медом. Обязательно добавляли ягоды, чаще всего калину, аромат которой отлично сочетается с ржаным солодом.


Что нельзя делать в этот день

Также сообщаем важную информацию о том, что нельзя делать на Усекновение. В церкви этот день – строгого поста, нельзя есть мясо, молочные продукты, рыбу. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания (мысль о прелюбодеянии Ирода). Распространены также суеверия о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя есть пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы. На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Это касается и подачи еды. В этот день нельзя есть что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи. Запрещалось также петь и танцевать.

9 Сен 2018

Праздники 11 сентября 2019 года

Сегодня, 11 сентября, в России отмечается 3 праздника: День воинской славы или День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790) , Всероссийский День Трезвости и День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил России.

День воинской славы России - День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790)(Россия)

Праздник День победы русской эскадры у мыса Тендра (1790) или День воинской славы отмечается в России каждый год 11 сентября, в день победы в русско-турецкой войне 1787-1791 у мыса Тендра эскадры России над эскадрой Турции. Русским сухопутным силам в этой войне успешно содействовал Черноморский флот, которым командовал контр-адмирала Федор Ушаков.
Праздник был учрежден Федеральным законом 13 марта 1995 года.

Всероссийский День Трезвости (Россия)

11 сентября в России отмечают Всероссийский День Трезвости, который был проведен впервые по инициативе служителей Православной Церкви в 1913 году как Российский День трезвости.
Ежегодное празднование Всероссийского Дня Трезвости 11 сентября в России было принято Решением Святейшего Синода в марте 1914 года.
Дата этого праздника была выбрана потому что в этот день все православные христиане отмечают православные праздник — день Усекновения главы Иоанна Предтечи — святого Пророка. В это время все соблюдают строгий пост.
В эти дни в России прекращалась продажа алкогольных напитков и закрывались все винные лавки, а в православных храмах священники читали воззвания о значимости трезвого образа жизни и проводили крестные ходы и молебен Иоанну Крестителю.
Любой желающий может в этот день дать обет трезвости, который благословляет священник.

День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил (Россия)

11 сентября в России отмечается профессиональный праздник праздник — День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных Сил России- организации, на плечи которой ложится ответственность не меньшая, чем на долю командиров.
Именно в этот день - 11 сентября 1766 года в России был утвержден Устав Кадетского сухопутного корпуса, на основании которого в российской армии впервые была введена должность офицер-воспитатель.
Главное управление по работе с личным составом в Министерстве обороны Российской Федерации было образовано в 1992 году, а в 1997 году его переименовали в ГУВР ВС — Главное управление воспитательной работы ВС РФ. В 2010 году на его базе было сформировано Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Необычные праздники 11 сентября

Сегодня, 11 сентября, в России отмечается необычный праздник — День граненого стакана. В этот день можно отметить также прикольный праздник — День ПРАВИЛЬНОГО ожидания необъяснимого и необычный праздник — День милостей божьих. Все, кто любит ласковое обращение отмечают сегодня свой праздник ласкового обращения

День граненого стакана

Граненый стакан - это очень универсальная посуда, которая подходит для любого напитка. Этот праздник с необычным названием «День граненого стакана» действительно существует!
Его днем рождения считается сегодняшний день 11 сентября 1943 года, когда на Гусь-Хрустальном стекольном заводе выпустили первый советский граненый стакан.
Прикольное выражение «сообразить на троих» связано с граненым стаканом, потому что в 200-граммовом граненом стакане до стеклянного ободка помещается 167 граммов водки или третья часть от пол-литровой бутылки. Именно эта особенность граненного стакана позволяла поделить содержимое пол-литровой бутылки поровну, «по совести».

День ПРАВИЛЬНОГО ожидания необъяснимого

Ожидание вообще-то всегда сводится к необъяснимому. Мы всегда чего-то ждем и ожидаемое приходит часто совсем не таким, каким мы его в своем воображении рисуем! Нашим ожиданием пронизана вся наша жизнь. А умеем ли мы ожидать правильно? Давайте попробуем это сделать сегодня, 11 сентября, внимательно изучая свои ожидания…

День милостей Божьих

Какова милость Божья? Она безмерна, а какова наша благодарность за милость Божью - мизерная. Сегодня, 11 сентября в день милостей Божьих, мы можем подумать о милости Божьей и о своей благодарности.
Бог молча с неба смотрит гневно,
Свободу дав любой бездарности,
Мы ж источаем ежедневно.
Свой черный грех неблагодарности.

Праздник ласкового обращения

Вы любите когда к вам обращаются ласково? Ласковое обращение — это слова, которые всегда располагают к хорошим поступкам. Это простые нежные и милые прозвища, которые нам дают любящие нас люди. Сегодня, 11 сентября можно устроить праздник ласковых обращений. Как? Да просто обращайтесь к своим знакомым и просто к окружающим ласково, используя нежные слова и увидите — мир изменится.

Церковные праздники

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (православный праздник)

Согласно предсказаниям, Святого Иоанна Крестителя заключил в темницу Ирод Антипа — правитель Галилеи, потому что он обличал Ирода за то, что тот ставил свою законную жену, и сожительствовал с женой своего брата Филиппа — Иродиадой,.
Ирод, в день своего рождения, устроил старейшинам, тысяченачальникам и вельможам великий пир, на котором перед гостями плясала Саломия — дочь Иродиады и этим угодила Ироду, который в благодарность он поклялся девице дать все, что она у него попросит, даже половину своего царства.
Саломия, по совету злобной матери Иродиады попросила принести ей голову Иоанна Крестителя на блюде.
Ирод сильно опечалился, потому что за убийство пророка боялся гнева Божия и народа, который любил Иоанна — святого Предтечу. Но из-за своей неосторожной клятвы все же повелел святому Иоанну отрубить голову и отдать ее Саломии.
Согласно народному преданию, уста мертвой главы Иоанна произнесли: «Ирод, тебе не должно иметь жену брата твоего Филиппа». Саломия отнесла блюдо с главой святого Иоанна своей матери - неистовой Иродиаде, которая иглой исколола язык пророка, а его святую главу закопала в нечистом месте.
Жена домоправителя Ирода благочестивая Иоанна погребла голову святого Иоанна на горе Елеонской в глиняном сосуде.
Святое тело Иоанна Крестителя в ту же ночь было погребено его учениками там, где совершилось злодеяние — в самарийском городе Севастии.
Ирод еще некоторое время после убийства Иоанна Крестителя продолжал править страной. Но вскоре над ним, Иродиадой и Саломией совершился Суд Божий.
Саломия зимой провалилась под лед на реке Сикорис. Лед так сдавил ее, что она своим телом висела в воде, а ее голова находилась надо льдом, и она, словно танцовщица, в ледяной воде производила беспомощные движения. Острый лед в итоге перерезал ее шею.
Ее труп так и не был найден, а ее голову принесли матери Иродиаде и Ироду как когда-то приносили главу святого Предтечи.
В отмщение за свою дочь, Аравийский царь Арефа выдвинул свое войско против Ирода. Ирода с Иродиадой, потерпевших поражение, сослали в заточение в Галлию, а затем в Испанию, где их поглотила разверзшаяся земля.
Ученики Иоанна Крестителя начали первыми отмечать день мученической кончины их учителя.
По приказу императора Юлиана в 362 году язычники вскрыли могилу святого Иоанна Крестителя и его останки сожгли, но христиане смогли приобрести часть из них и переправить их в Александрию, где и по сей день они хранятся как величайшая святыня.
В день усекновения главы святого Иоанна Крестителя установлен церковью праздник и строгий пост, в этот день также проводится поминовение усопших воинов.

Церковный праздник по народному календарю — Иван Постный

11 сентября, православные христиане знают какой сегодня церковный праздник, они отмечают День усекновения главы Иоанна Крестителя — ближайшего предшественника Иисуса Христа, который предсказал пришествие Мессии — Сына Божия и крестил Его в водах Иордана.
Церковный праздник — День усекновения головы святого Иоанна православная церковь отмечается постом. В этот день нельзя есть ничего круглого, из круглого кочана нельзя варить щи, нельзя срезать головки мака и копать клубни картофеля а также рвать яблоки. В этот день на Руси было принято совершать поминовение воинов, которые погибли в сражениях.
Церковный праздник — Иоанн Постный — это переломным рубеж в крестьянских заботах. В этот день заканчивались полевые работы и начиналась заготовка на зиму разных разносолов. В этот день открывались осенние торги и ярмарки. На Предтечу сходились вместе запреты и соблазны,поэтому и пост в этот праздник переносился тяжело.
Наступал большой поворот в этот день и в самой природе — заканчивалось лето, а вместе с заморозками приходила осень.
По поведению птиц в этот день наши предки судили о погоде. Замечали - если лебедь летит по небу — значит к снегу, а если летит гусь - к дождю.
Если на юг летели журавли, то будет короткая осень и ранний снег, если же скворцы долго не улетают, то нужно ждать сухую осень. Если над землей тянутся стаи грачей - то будет хорошая погода.
На Постного Ивана крестьяне убирали с огородов репу и отмечали «Репный праздник».
Именины 11 сентября у Ивана

11 сентября в истории

1952 — Состоялась премьера Шестой симфонии С. Прокофьева
1957 — Президиум Верховного Совета СССР постановил прекратить присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни
1973 — Военный переворот в Чили, профинансированный ЦРУ. Убийство законно избранного президента Альенде и приход к власти Пиночета. Прекращение проекта Сайберсин
1986 — В Польше объявлено об освобождении всех политзаключённых
1988 — Эстонский язык провозглашён государственным в Эстонии
1990 — Президент США Джордж Буш-старший в своём телевизионном выступлении перед нацией по поводу Кувейтского кризиса впервые после окончания холодной войны использует термин «Новый мировой порядок»
1993 — В Киеве открыт памятный знак жертвам голодомора
1997 — Иосиф Кобзон заявил о том, что завершает концертную деятельность.
На референдуме большинство жителей Шотландии одобрило идею создания шотландского парламента, независимого от Лондона.
2000 — Правительство Северной Осетии приняло решение увековечить память членов экипажа подводной лодки «Курск», назвав одну их горных вершин Центрального Кавказского хребта, «Курском». Это решение принято по просьбе восьми альпинистов покоривших горную вершину
2001 — Террористическая атака на Всемирный торговый центр и Пентагон
2007 — В РФ испытан наиболее мощный неядерный боеприпас в мире
2009 — Владимир Воронин сложил с себя полномочия президента Молдавии
Праздники в сентябре


class="title">

11 сентября у православных христиан строгий пост. Это странный на первый взгляд праздник - день, нет, даже не казни, циничного убийства человека, которого сами его убийцы признавали святым, пророком, передающим людям волю Бога, в которого они верили. И не из мести или из принципа, а так, в пьяном кураже, из злобного каприза.

Иоанн Креститель самый чтимый в христианском мире святой после Девы Марии, в истории мученической кончины которого, рассказанной евангелистами Матфеем (Мф. 14, 1-12) и Марком (Мк. 6, 14-29), веками черпало вдохновение все европейское искусство.

Сын священника Захарии и праведной Елизаветы из Хеврона, по материнской линии родственник Иисуса Христа, он, много лет живя отшельником в пустыне, готовился к своему призванию, а потом, повинуясь ему, пошел готовить народ проповедью к принятию Христа и завершил свое пророческое служение крещением Спасителя.

А потом правитель Галилеи Ирод Антипа посадил его в тюрьму за слишком смелые обличения его пороков. Впрочем, причинять ему большого зла Ирод вовсе не хотел: боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался, боялся народа, который любил святого. И все-таки отдал приказ обезглавить Иоанна — просто неудобно стало перед гостями, на глазах у которых он поклялся исполнить любое желание понравившейся ему танцовщицы, а та пожелала голову Крестителя на блюде.

Голову пророка потом в глиняном сосуде погребла на Елеонской горе жена Иродова домоправителя, а ученики похоронили его тело в Севастии, где совершилось злодеяние.

И отмечать день мученической кончины Иоанна Крестителя начали они же — его ученики. А в 362 году, когда по приказу императора Юлиана Отступника его могилу вскрыли и останки сожгли, христианам удалось приобрести часть обгоревших костей и переправить их в Александрию, где они хранятся по сей день.

В Севастии было воздвигнуто два храма во имя Иоанна Предтечи: один на холме, возле дворца Ирода Антипы, был построен в VI веке на месте темницы, где его казнили, другой — на месте его погребения. А в середине XII века крестоносцы построили там большую базилику, превращенную Салах-ад-Дином в мечеть. Существующая ныне мечеть конца ХIХ века Наби-Яхья (Пророк Иоанн) занимает лишь часть прежнего храма.

Но почему же все-таки день убийства стал праздником? Митрополит Антоний Сурожский объяснял это так:

"Слово "праздновать" мы привыкли понимать как радость, но оно же значит "оставаться без дела", а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник…

В этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: "Верь до конца, и будь верен до конца!"

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, – быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? – и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть – Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, – словно этого человека нет. Он и его призвание – одно и то же; он – голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он – друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он – друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее – страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди – мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он – Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он – Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, – ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех – самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.