Когда надо поститься. Православный пост: древность и современная практика

Сегодня мы публикуем 2 захватывающие главы из книги «Монахиня из разведки» - об одном из боевых заданий майора Натальи Малышевой и об ощущениях от пострига монахини Адрианы – одного и того же человека с по-настоящему удивительной судьбой.

Язык

В апреле 1942 года мы получили задание взять «языка». До тех пор попытки провести эту операцию проваливались. Уже известный наш разведчик Иван Тютюнов был назначен старшим группы захвата. Операцию тщательно подготовили, а затем, досконально изучив распорядок дня во вражеских окопах, начали действовать. Включили в эту группу и меня, чтобы в случае ранения пленного я успела его допросить.

А я отвечаю: Мне Николай Михайлович – это тот командир, который взял меня в разведку, – сказал, что пленный – не враг.

Ночью двое из наших подползли к немецкому окопу, бросили гранату, прыгнули туда и вытащили ошалевшего от неожиданности немца. Мне было поручено обеспечивать отход группы. Словом, получили мы «языка».

Наталья Малышева во время Великой Отечественной войны

И вот он стоит перед нами, потрясенный происшедшим, потерявший свою пилотку и пытающийся что-то сказать. Я разобрала только:

– Меня убьют?

При этом он так дрожал, что мне стало его жаль, хотя проявлять такие чувства к врагу не полагалось. Кто-то, заметив мое состояние, подошел и шепнул мне:

– Ты что, его жалеешь?

А я отвечаю:

– А мне Николай Михайлович – это тот командир, который взял меня в разведку, – сказал, что пленный – не враг.

У меня всю войну так было. Пока немец стреляет в нас, убивает наших солдат – он мой противник, с которым нужно бороться. А если он беспомощный, в наших руках – это для меня живая душа. Дала я ему тогда воды, стала объяснять, что, если хочет жить, должен правдиво ответить на все вопросы. Он с готовностью согласился и сказал, что вовсе не фашист, а простой рабочий. После первого допроса мы отправили его в штаб.

При захвате он потерял пилотку, и я отдала ему свой запасной подшлемник из шерсти. На следующий день в газете подробно описывали, как брали языка, и в конце было сказано: «Видели бы вы этого завоевателя вселенной! Стоит, дрожит, в замызганном одеянии, а на голове накручена какая-то грязная тряпка». Я так возмутилась: «Какое безобразие – это же мой чистенький, новенький подшлемник!» – что даже забыла, что речь в статье идет о нашем подвиге и особо подчеркивается, что на допросе немец выдал важные сведения…

Руководивший той операцией Иван Тютюнов погиб в июле 1942 года при выполнении боевого задания в деревне Врагово Новгородской области.

Наши клюнули на немецкую провокацию. Подосланный агент назвался перебежчиком и сказал, что впереди деревня будет свободной целый день. Решили ее взять и напоролись на засаду. Тютюнова убили на месте. В тот день он впервые выпил полстакана водки и сказал:

– Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

А до этого никогда, идя в разведку, не пил.

Он упал замертво там, откуда никто не мог его вытащить. Нескольких ранило, когда они пытались достать тело – немцы уже пристреляли это место. Все лето труп Тютюнова лежал на солнце, пока совсем не высох…

Адриана

13 апреля 2000 года я была пострижена в мантию с новым именем – Адриана. Так начался новый этап моей жизни.

Никогда не забуду дней трепетного ожидания пострижения и особенно сам этот день. Наше новое одеяние было накануне положено в алтаре. В дальнем углу правого придела будущие монахини облачились в длинные белые холщовые рубахи и чулки. С распущенными волосами, покрытые мантиями своих духовных наставниц, мы медленно продвигались между двумя рядами поющих сестер к Царским вратам. Горели только свечи. Во время шествия мы трижды крестообразно распинались на полу. Я не чувствовала усталости. Странное, отчетливое ощущение возврата в детство овладело мной. Ушли прожитые годы, все немощи – я была тем ребенком, который ранним утром, еще до рассвета, убегал из дома, чтобы «подкараулить» первые солнечные лучи, рождающиеся на краю земли, за горизонтом, и моя душа ликовала. Почти то же самое я испытывала и тогда, когда мы встали перед алтарем и владыкой Алексием, держащим крест и Евангелие. Сердце готово было выскочить из груди.

Никогда не забуду минут ожидания своего нового имени, а когда из уст владыки прозвучало: «Сестра наша Адриана» – мне трудно было сдержать свою радость. Теперь я навсегда останусь со своей святой мученицей Наталией, так как она и Адриан – это одно целое душой и телом.

Мне потом говорили о каком-то необычном выражении моего лица при совершении пострига. Наверное, так оно и было.

Затем последовали три чудесные, незабываемые бессонные молитвенные ночи в храме, введение нас в алтарь, ежедневное причастие Святых Тайн.

Я поселилась в монашеской келье и старалась войти в новую для меня жизнь. Тяготила только моя физическая неспособность трудиться наравне со всеми. Хотя меня деликатно успокаивали, говоря, что в монастырях всегда жили старые монахини, которые только молились и помогали сестрам добрым советом и любовью. В этом большое мое утешение: я действительно искренне люблю милых моих деток, и, кажется, они чувствуют это.

У нас необыкновенно красивый храм, как и вся наша небольшая территория, что поражает всех приходящих особой благодатью, как маленький уголок Царствия Небесного в центре российской столицы.

Келья моя небольшая, но очень уютная. Главное ее достояние – с любовью устроенный иконостас, где гармонично заняли свое место образы всех любимых моих святых и постоянно горит лампадка. Из окна кельи виден храм и большая часть двора, который превращается летом в дивный цветущий садик.

Прощение можно вымолить только искренней верой и добрыми делами, но как мало удалось совершить на этом поприще!

В храме всегда хорошо: и во время богослужения, и в свободное от службы время, когда он остается открытым для людей, желающих поставить свечи или подать записочки. Тишина и покой, мерцающие свечи, лики святых одаривают благодатью сразу же, при входе. Так хорошо сесть в уголок и предаться внутренней молитве! Здесь приходят долгожданные слезы сердечного раскаяния за все скверное, что было в жизни.

В этом храме отпевали моего дорогого племянника Севочку, буквально сгоревшего от страшной болезни, внезапно обрушившейся на него. Я стала, по существу, его второй матерью. Всегда в самые трудные дни своей жизни он приходил ко мне за помощью, он во всем мне доверял, и мы были очень близки с ним во взглядах. С ним ушло все, что еще связывало меня с миром. Верю, что Господь простил его прегрешения и принял душу его во Царствие Свое…

Быстро прошли одиннадцать лет моей монашеской жизни. Сколько еще дней осталось мне для исправления моих деяний? Прощение можно вымолить только искренней верой и добрыми делами, но как мало удалось совершить на этом поприще!

Священник Иоанн Павлов

70. Почему нужно поститься

Всем известно, что пост является неотъемлемой частью христианской жизни. Православные христиане постятся среду и пятницу каждой недели - это так называемые однодневные посты, и, кроме того, существуют еще четыре многодневных поста - перед великими праздниками Пасхи, Рождества, Успения и святых апостолов Петра и Павла. В общей сложности более половины всех дней в году являются постными.

Почему же Церковь придает посту такую важность, уделяет ему так много внимания? Ведь, казалось бы, какое значение для наших отношений с Богом имеет съеденная или несъеденная колбаса или сметана? Такой вопрос обычно задают или люди далекие от Церкви, или же протестанты и католики, у которых посты в настоящее время фактически отменены. Что же отвечать на это? Отвечать надо вот что: наши отношения с Богом, или, по-другому, духовная жизнь, очень сильно зависят от того, соблюдаем ли мы постные уставы Церкви или привыкли никогда и ни в чем себе не отказывать. Для подтверждения этой истины вспомним коротко те причины, по которым христианину необходимо поститься.

Итак, во-первых, пост - это наше участие в жизни, трудах и страданиях Христа. Мы именуем себя христианами, то есть последователями Иисуса Христа. Если мы Его последователи, то должны подражать Ему, учиться у Него, следовать за Ним. Христос, Сын Божий, претерпел Крест, распялся за нас, - и мы в свою меру должны ответить на эту бесконечную жертву Его любви, должны потрудиться и пострадать вместе с Ним, принять участие в Его подвиге, в Его Кресте. Однако мы знаем, что человек слаб, что часто он бывает слишком привязан ко всему земному и потому сам, по своей воле, оказывается неспособным в чем-либо ограничить себя, понести даже и малые аскетические труды. Поэтому мудрая наша мать, Церковь, и установила посты - чтобы человек, соблюдая их, мог хоть немного потрудиться вместе со Христом, принять участие в подвиге Его жизни. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «…желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься, в то время когда Христос за тебя алкал…» Итак, через пост мы участвуем в страданиях и трудах Христа, подъятых Им ради спасения людей.

Во-вторых, пост очень помогает христианам в брани с врагами нашего спасения, к которой мы призваны. Апостол Павел говорит, что мы ведем брань против начальств, властей и мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. В борьбе с ними мы должны устоять и победить. И вот сильнейшим оружием в такой борьбе является пост. На это оружие указывает нам Сам Христос: род бесовский, говорит Он, изгоняется только молитвой и постом. То есть без поста этот род не изгоняется. Диавол получил власть над человеком через невоздержание Адама, вкусившего запретный плод. Может быть, именно поэтому избавление от его власти возможно путем противоположным - через воздержание, или иначе пост. Из Евангелия видно, что именно через сорокадневный пост в пустыне Христос нанес врагу первое поражение. Об этом говорит преподобный Исаак Сирский: «Только через пост человеческое естество одержало первую победу над диаволом: до поста род человеческий не знал победы, и диавол никогда не испытывал своего поражения от нашего естества; но от сего оружия изнемог в самом начале. Господь наш был вождем и первенцем этой победы, чтобы на главу естества нашего возложить первый победный венец. И как только диавол видит сие оружие на ком-нибудь из людей, тотчас приходит в страх этот противник и мучитель, немедленно помышляет и воспоминает о своем поражении Спасителем в пустыне, и сила его сокрушается, и воззрение на оружие, данное нам Началовождем нашим, попаляет его».

Далее, о посте следует сказать, что он очень помогает нам в духовной жизни: в молитве, богомыслии, богообщении. Дело в том, что человек состоит из души и тела, и они, будучи тесно связаны, влияют друг на друга, так что состояние души зависит от состояния тела. Если тело человека пресыщено, то оно и душу привязывает к плоти и материи, делает ее тяжелой и бескрылой, неспособной возвыситься над земным прахом. Птица не может подняться к небу, если подрезать у нее крылья. Также и самолет, если слишком перегрузить его, не сможет взлететь. Вот и человек, если он пресыщен и ни в чем себе не отказывает, не может приблизиться к Богу. «Сытая утроба, - говорит святой Иоанн Кронштадтский, - теряет веру, страх Божий и делается бесчувственной для молитвы, для благодарения и славословия Божия».

Следующая причина, почему нужно поститься: через пост мы оказываем послушание нашей матери Церкви. Если мы не постимся, то показываем этим, что Церковь нам не мать, что мы не хотим ее слушать и сами лучше ее знаем, как нам жить. Если же постимся, то подтверждаем этим, что Церковь - наша мать и мы ее дети, потому что слушаем ее. Мы ведь оказываем послушание различным человеческим установлениям, подчиняемся, например, государственным законам или слушаем, когда врач при наших болезнях прописывает нам ту или иную диету. У кого болит желудок, тому нельзя есть острое и жареное, а у кого диабет, нельзя есть сладкое. Если в этом мы оказываем послушание людям, то Церкви ли не будем слушать? Ведь диета прописывается врачом для здоровья тела, которое кратковременно и смертно, а установления Церкви, в том числе и пост, направлены на исцеление бессмертной души - чтобы подготовить ее к блаженной вечности, к жизни, не имеющей конца.

Далее следует сказать, что пост является сильным оружием в борьбе с теми плотью и кровью, о которых сказано у апостола Павла, что они не наследуют Царствия Божия. Под «плотью» в словах апостола нужно понимать страсти и грехи тела, а под «кровью» - страсти и грехи души. То есть плоть и кровь - это две составные части прокаженной, испорченной и проданной под грех человеческой природы, ставшей после падения Адама нашей неотъемлемой принадлежностью. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «С живою душою сотворен был Адам, душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий; душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении...»

Из падших плоти и крови произрастают, как из семени, все наши грехи и страсти, все наши скверные мысли, слова и дела. Если мы живем этим, живем плотью и кровью, то мы не способны войти в Царствие Божие и пребывать в нем. В другом месте своих сочинений святитель Игнатий говорит, что плоть и кровь не идут по узкому пути спасения еще и потому, что они горды. Будучи горды, они отвергают смирение и покаяние, но всегда хотят процветать, величаться, наслаждаться. «Понимаешь ли, - пишет он в письме к одному монаху, - что плоть и кровь горды? - Всмотрись на украшенную плоть, на обильную кровь, - как они напыщенны и надменны! - Не без причины заповеданы нам нищета и пост!»

Далее, пост - это наша жертва Богу, принесение себя в жертву. Если мы похудели и побледнели за время поста, то это значит, что мы кусок себя, часть собственного тела принесли в жертву Богу. А по словам святых отцов, Богу больше всего угодны именно жертвы, труды и скорби, понесенные ради Него.

Еще следует сказать, что когда мы постимся, то являемся подражателями святых и праведников, которые все без исключения постились, и часто очень строго. Поэтому, соблюдая постные уставы Церкви, мы становимся едиными со святыми, - их последователями и братьями по оружию. Кроме того, через пост мы становимся едиными и со всей вселенской Церковью, распространенной по всей нашей планете. Вот, например, приходит Великий пост, и православные христиане, живущие на всех пяти материках, одинаково начинают постный подвиг: на Соловках и в Эфиопии, в Австралии и Японии, в Америке, Индонезии и даже Антарктиде. И этим свидетельствуется их единство, их братство, их соборное единение, их верность тому пути, по которому шли святые Христовой Церкви.

Итак, мы видим, что много имеется причин для того, чтобы соблюдать посты. Но пост, как и всякая христианская добродетель, должен совершаться с рассуждением. Без рассуждения совершаемая добродетель вместо пользы принесет нам вред. Поститься нужно по возможности строго, но строго в меру. «Всякую вещь красит мера, - говорит преподобный Исаак Сирский, - без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нужно определить для себя правильную меру поста. Эта мера у каждого своя. Одна мера для схимонахов и отшельников, другая - для монахов, живущих в монастыре, третья - для мирян. И опять-таки для мирян эта мера может быть очень неодинаковой: она зависит от возраста, состояния здоровья, физического сложения и образа жизни каждого христианина.

Строгий пост непременно требует, чтобы в душе постящегося был мир. Если же человек живет в ритме большого города, если он часто волнуется, испытывает тревогу и беспокойство, то пост должен быть умеренным, потому что в этом случае строгий пост не принесет пользы душе. Кроме того, он может причинить вред физическому здоровью. Пост не вредит здоровью, если в душе у человека мир, молитва и Благодать. Посетители спрашивали об этом старца Паисия Святогорца: «Геронда, как Ваш желудок не испортился от стольких постов?» И старец отвечал: «Желудок от постов не портится. Однако если человек расстраивается, то ему надо есть. Потому что, когда человек расстраивается, его желудок постоянно вырабатывает желудочный сок, который должен вырабатываться только для переваривания пищи. Сок разъедает стенки желудка, и он начинает болеть. Человек должен есть в соответствии с тем состоянием, в котором находится».

При повреждении здоровья тела часто бывает, что и душа человека получает вред. Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье - это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели… Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

По этой причине Церковью и разрешаются в посте различные послабления. Ведь Церковь наша - это не бездушный тиран, а любящая и мудрая мать. Она не говорит: «Умри, но пост соблюди» - и не измеряет всех механически одной меркой. Например, для страдающих от каких-либо заболеваний разрешаются послабления в посте - вплоть до полной его отмены, потому что болезнь в каком-то смысле заменяет пост. Также разрешаются послабления для беременных, кормящих, путешествующих. Не распространяются посты со всей строгостью и на детей. Вообще, определяя для кого-либо меру поста, нужно всегда помнить, что пост - это не цель, но лишь средство. Да, средство это сильное и необходимое, но все-таки оно - лишь средство. Целью же является приближение к Богу, соединение и общение с Ним. «Пост, - говорит блаженный Диадох, - имеет цену, но не перед Богом. Он есть только орудие. Мастерство художника ценят не по совершенству его инструментов, а по совершенству его произведений». Поэтому в тех случаях, когда пост становится самоцелью, он не приближает человека к Богу, но, напротив, удаляет. И об этом всегда следует помнить.

В церковном календаре есть 4 основных поста – периоды, в которые христиане ограничивают себя в пище и мирских развлечениях. Несмотря на то, что посты различаются по длительности, некоторые могут «плавать» во временных промежутках, их объединяет цель: подготовка к большим праздникам. Как соблюдать пост, чтобы не навредить организму?

Что такое постное питание и в чем его польза?

Для людей не воцерковленных пост – истязание тела, которое заключается в ограничении себя во всех отношениях. Но разобравшись в тонкостях, становится понятно, что постная еда – лишь верхушка айсберга, смысл поста лежит гораздо глубже: в отказе от светских развлечений, уделении внимания молитвам, размышлениям о жизни, добрым делам, помощи близким.

Постное питание без духовной составляющей – лишь один из вариантов диеты, но даже начав с него, нужно понимать, что церковь не требует строгого соблюдения правил, если человеку пока не по силам. Можно начать с малого, отказавшись от мучного, сладкого, кофе – того, что в привычном рационе занимает важное место. Смиряя плоть, удается направить дух на правильный путь, тренировать силу воли. А заодно – очистить тело от шлаков и токсинов, избытка жидкости, убрать лишние килограммы. В итоге кожа станет сияющей, ненавистные бока растают, а настроение и работоспособность значительно возрастут.

В самом строгом понимании постное питание – это полный отказ от продуктов животного происхождения и блюд, в состав которых они входят:

  • Мясо и мясные продукты;
  • Молоко, молочные и кисломолочные продукты;
  • Яйца;
  • Рыба и морепродукты, за исключением икры.

Соответственно, под запретов выпечка и сдоба, майонез, супы на мясном и рыбном бульоне, драники, конфеты, шоколад. В оригинале нужно отказаться от кофе, сладких газированных напитков, алкоголя, курения – искусственных стимуляторов нервной системы.

Звучит угрожающе и создается ощущение, что под запретом оказывается вся возможная еда. На практике выясняется, что можно составить разнообразное и вкусное меню с пользой для здоровья.

Сразу стоит оговориться, что такие строгие правила предъявляются лишь во время Великого поста, в остальные разрешена рыба и есть другие послабления.

Если цель поста – похудеть, то не стоит пытаться объять необъятное и начинать нужно с малого.

Основы полезного постного питания

  1. Умеренность и осознанность. Важно пересмотреть свой рацион, оценить, сколько лишней вредной пищи употребляется и понять, от чего можно отказаться, чтобы ограничения пошли на пользу. Даже уменьшение порций по сравнению с обычными приемами пищи дадут свой результат: желудок привыкает к меньшим порциям, насыщение происходит быстрее.
  2. Клетчатка и сложные углеводы, основа постного питания, дают долгое ощущение сытости, что уменьшает количество съедаемой пищи и способствует похудению.
  3. Время поста – шанс приучить свой организм работать без искусственных стимуляторов – кофе, крепкого чая, энергетических напитков, курения, алкоголя. Современный человек, сам того не понимая, находится в зависимости сродни наркотической от этих, казалось бы безвредных, веществ: утро начинается с чашки кофе и сигареты, они же постегивают работоспособность и успокаивают нервы в течение рабочего дня, который частенько заканчивается бутылкой пива или бокалом вина. Отказ от вредных привычек даст организму шанс стать здоровее.
  4. Фаст-фуд и полуфабрикаты не поставляют клеткам витамины, микроэлементы, аминокислоты, нужные белки и сложные углеводы. Зато калорий и жира – в избытке. Сахар, подсластители, искусственные добавки стимулируют аппетит и приводят к перееданию, а значит – лишнему весу.
  5. Вредная пища зашлаковывает организм, лишая его возможности правильно функционировать, усваивать витамины и минералы. Желудок не справляется со своими функциями, увеличивается нагрузка на почки и печень. Если прибавить сюда неблагоприятную экологическую обстановку, лекарства, которые вынимаются из аптечки по первому чиху, то становится ясно, что организму нужна помощь.

Как работает полезная еда


В основе постного питания – крупы и овощи/фрукты. Блюда, богатые клетчаткой, стимулируют перистальтику кишечника, удаляя все лишнее. Уходит лишняя жидкость, спадают отеки – снижается вес.

Календарь постов указывает дни, во время которых нужно воздержаться от пищи, принимая только воду. Такие разгрузочные дни пойдут на пользу, но насиловать собственный организм не стоит, можно пить травяные чаи, настои и отвары, если тяжело – добавить небольшое количество овощей или фруктов.

Почему без мяса?

Древние люди были охотниками, мясо занимает в рационе современного человека важное место, если не считать тех, кто отказался от него добровольно по тем или иным соображениям. Отказ от мясной пищи во время поста – испытание духа, но оно идет на пользу телу: растительная пища легче усваивается, организм освобождает резервную энергию, которая идет не очищение.

Пища растительного происхождения имеет щелочную реакцию, она помогает чистке, в то время как пища животная закисляет организм, долго и трудно переваривается.

Опасения по поводу недостатка белка не обоснованы и напрасны: в растительной пище белка достаточно, в рацион нужно включить бобовые (фасоль), орехи, семечки, крупы, зелень. Растительный белок легче усваивается и восполняет дефицит быстрее.

Кому не помешает постная пища?

  • Людям, желающим сбросить вес. Сбалансированное питание во время поста помогает избавиться от лишних килограммов без вреда для организма;
  • Людям с нарушением обмена веществ, недостатком веса – шанс наладит обменные процессы и набрать вес, как бы странно это не прозвучало;
  • Людям, подверженным различным заболеваниям, правильное питание с ограничениями даст возможность укрепить иммунную систему;
  • Тем, кто страдает проблемами с пищеварением удастся нормализовать работу ЖКТ;
  • Всем, кто стремится очистить тело и закалить характер, улучшить настроение и самочувствие.

Растительная пища успокаивает нервную систему, снижает нервозность и тревожность. Благодаря уменьшению количества съедаемой пищи и отказе от некоторых продуктов снизится вес, нормализуется работа внутренних органов. Прекрасный внешний вид, здоровая кожа, стройная фигура поднимут настроение. К тому же пост – отличная тренировка силы воли, испытание себя на прочность, а время, сэкономленное на приготовлении пищи, можно потратить на что-нибудь полезное.


К чему быть готовым?

На первый взгляд кажется, что питаться по правилам поста – сложно. На второй взгляд выясняется, что так и есть. Но если подготовиться к посту правильно и сосредоточенно, то многих трудностей и подводных камней можно избежать:

  • Не стоит сразу ограничивать себя по «всем статьям», если решение поститься принято в первый раз, стоит взвесить свои возможности и составить личный план «запретов». Лучше дать себе небольшие поблажки изначально, например, отказаться от сладкого, мучного, жирного, мяса, но оставить молочные продукты, или рыбу 1 раз в неделю, чем ограничить все, а через несколько дней сорваться;
  • Постная еда – не значит невкусная еда. Можно разнообразить рацион, в интернете есть очень много рецептов постных блюд. Хотя, строго говоря, пост предполагает отказ от удовольствий, в том числе, пищевых, рацион не должен быть однообразным.

Главное во время поста – доброе отношение к окружающим, терпение и понимание, духовная работа над собой. Человек, который не ест мяса, но «ест» своих ближних не получит пользы. Пост, котором человек, ограничив себя в еде, обозлен на всех вокруг, потому что голоден, — не полезен. Пост, в котором человек, его соблюдающий, тычет всем вокруг свою святость и указывает на их греховность – неправильный.

Пост – время пересмотреть свои привычки, отказаться от чрезмерного пресыщения и очиститься от духовного и телесного мусора.

Любой пост, если его держать правильно, приносит организму только пользу.

Однако до сих пор многие воспринимают пост как своего рода наказание, что в корне неверно.

Если знать, как правильно питаться в пост, то этот период пролетит для вас незаметно.

Кроме того, вы удивитесь, сколько интересных и разнообразных блюд можно приготовить в пост.

Пост для православных – что это?

Пост – это временное, добровольное ограничение или полный отказ от скоромной пищи, а также борьба со своими страстями. В это время нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от посещения увеселительных мероприятий и заведений подобного рода. Это наша благодарность Богу за его великую Жертву. Пост – это своеобразное лечение, которое призвано усмирить и облегчить тело, а также обезоружить страсти и обуздать желания. Сегодня все больше людей стараются держать пост, но, к сожалению, многие воспринимают его как диету, что в корне неверно. Держать пост – это гораздо больше, чем просто отказ от еды. Как писал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

В посте, как и во всем другом, нужно знать меру. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Прежде чем начать держать пост, посоветуйтесь с вашим духовником или священником. И конечно, пост не должен стать кратким путем попасть в больницу.

В Православии существует четыре многодневных поста:

Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост.

Среда и пятница.

Однодневные посты:

Посты назначаются в преддверии какого-либо праздника либо в честь него.

Великий пост дает возможность каждому православному человеку подготовиться к празднику Пасхи. Христос молился в пустыне сорок дней, после чего был предан и принял мученическую смерть на кресте, тем самым избавив весь человеческий род от греха. Православные, соблюдая этот пост, как бы проходят весь этот путь вместе с Христом. Это один из самых строгих постов.

Когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись проповедовать Евангелие по всему миру, постоянно находясь в трудах, молитве и посте. В честь этого события и был назначен Петров пост . Ведь каждый православный человек должен своей жизнью проповедовать православную веру.

Успенский пост посвящен Богородице. Он позволяет всем православным подготовиться к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, которая, готовясь к встрече со своим Сыном, много молилась и постилась. Этот пост по строгости равен Великому.

Рождественский пост – последний в году. Установлен он для того, чтобы каждый православный очистил свою душу постом, покаянием и молитвой. Мы должны встретить пришедшего в мир Спасителя с чистой душой и сердцем, чтобы показать свое желание следовать учению Христа.

Как правильно держать пост: правила, поведение, посещение церкви

Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться, чтобы понять, как правильно держать пост.

1. Прежде чем начать держать пост, нужно понять, что воздержание от пищи – это инструмент, с помощью которого человек борется со своими грехами. От пищи нужно именно воздерживаться, а не изнурять себя и свое тело. Вы должны трезво оценить свои силы в зависимости от вашей подготовки к посту и состояния здоровья.

2. Пост требует постепенного вхождения и подготовки. Начните подготовку к нему с воздержания от скоромной пищи по средам и пятницам на протяжении года.

3. Для тех, кто желает поститься впервые, рекомендуется предварительно побеседовать со священником, рассказать ему о своем физическом и душевном состоянии и попросить благословение на соблюдение поста.

4. Желательно присутствовать на всех церковных службах, которые совершаются во время поста. Однако современному человеку достаточно трудно соблюдать это правило, особенно тем, кто постоянно работает. Но все же, старайтесь посещать вечернюю службу в субботу и, конечно, воскресные службы.

5. Во время Великого, а теперь и других постов, в церквях совершается таинство Соборования, которое не должен пропустить ни один православный человек, решив держать пост. Время проведения этого таинства нужно предварительно узнать, так как в разных храмах оно проводится в разное время. После обряда Соборования, при первой же возможности необходимо причаститься.

6. Простое воздержание от пищи без молитвы не принесет пользы для души. Более того, это может нанести вред, если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, начинает возноситься над другими. Православный человек во время поста должен посвятить себя молитве, воздержанию от страстей и пороков, покаянию, совершению добрых дел, прощением обид, меньше смотреть телевизор и посещать увеселительные мероприятия.

7. В последнее время все чаще и чаще стало звучать такое утверждение, что якобы необязательно воздерживаться от скоромной пищи, главное, делать добрые дела и никого не обижать. Может, оно и верно, но невозможно смирить свой дух, не смерив, тело. Как уже говорилось выше, не стоит впадать из крайности в крайность. Воздержание и добрые дела во время поста должны быть неразлучны.

8. Пост – время примирения. Старайтесь наладить отношения со своими друзьями и близкими, если до этого вы находились в конфликте.

9. Кроме воздержания в пище, каждый христианин должен сконцентрировать свои силы на добрых делах. По своим силам помогать всем нуждающимся. Это может быть не только материальная жертва, но и ваш труд и забота о тех, кто в ней нуждается.

10. Каждый человек знает о своих слабостях. Пост – это как раз то время, когда вы можете начать борьбу с ними. К примеру, попробовать побороть вредные привычки. Конечно, это сделать невозможно без молитвы. Каждую свободную минуту посвятите молитве и чтению Евангелия.

Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть?

Существует несколько видов поста:

строгий пост – отказ от любой еды и напитков, кроме простой питьевой воды;

сухоядение – употребление растительной пищи в натуральном виде, не подвергая ее готовке;

вкушение вареной пищи — разрешается употреблять растительную пищу, предварительно ее приготовив, но, не заправляя маслом;

вкушение вареной пищи с елеем — разрешено готовить растительную пищу с добавлением постного масла;

вкушение рыбы – допускается не только приготовленная растительная пища, но и рыба, морепродукты.

Церковь четко определяет, каких правил питания нужно придерживаться по тем или иным дням. Рассмотрим их подробно для каждого многодневного поста:

1. Великий пост .

Первая и Страстная седмицы поста – самый строгий пост, разрешено только сыроядение без масла или полный отказ от еды.

Понедельник, среда и пятница – сырые овощи.

Вторник и четверг – блюда без елея. Вареные блюда из овощей, бобовых, грибов и круп.

Суббота и воскресенье – разрешено добавление елея. Сваренные или приготовленные на пару блюда.

Благовещение Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – разрешена рыбная икра и вареные блюда с маслом.

Страстная пятница – полный отказ от еды до выноса плащаницы.

2. Петров пост .

На протяжении всего поста, за исключением понедельника, среды и пятницы можно кушать рыбные блюда.

Понедельник – приготовление без елея. Горячие блюда.

Среда и пятница – сыроядение.

В остальные дни можете готовить блюда с добавлением масла. Грибные, овощные, рыбные блюда и каши.

Рождество Иоанна Предтечи — разрешены рыбные блюда.

3. Успенский пост . Продолжительность поста всего две недели, но по строгости равен Великому.

Понедельник, среда и пятница – сыроядение.

Вторник и четверг – приготовление без масла. Вареные блюда из круп, бобовых овощей и грибов.

Суббота и воскресенье – приготовление вареных блюд с маслом.

Преображение Господне – допускаются рыбные блюда.

4. Рождественский пост . До 19 декабря правила приема пищи такие же, как и правила в Петров пост.

В дни праздников святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Рыба запрещена в последнюю неделю поста.

В среду и пятницу православные постятся, вспоминая предательство Иуды и мученическую смерть Христа.

Конечно, все эти правила соблюдать очень сложно, особенно тем, кто впервые решился держать пост. Поэтому перед каждым постом необходимо пообщаться со священником и взять у него благословение.

Продукты, которые нельзя употреблять в любые постные дни:

— любое мясо и субпродукты;

— животный жир, маргарин и сливочное масло;

— кисломолочные и молочные продукты;

— майонез;

— рыбу и морепродукты (кроме определенных дней, когда это разрешено).

Продукты, которые разрешается употреблять в пост:

— фрукты и овощи;

— зелень;

— растительное масло;

— крупы и хлопья из злаков;

— пряности и специи;

— бобовые;

— соевое мясо.

Как видим, во время поста достаточно большой выбор продуктов, из которых можете приготовить много вкусных и полезных постных блюд.

Как правильно поститься в Великий пост: кому можно допустить послабления

Существуют определенные категории людей, которым разрешены некоторые послабления в соблюдении поста, либо вовсе не рекомендуют поститься. К таким категориям можно отнести:

1. Дети до 7-ми летнего возраста. В этом возрасте организм активно формируется, поэтому не исключайте из рациона ребенка рыбу и мясо. Можете заменить часть этих продуктов растительными белками: гречиха, бобовые, орехи и грибы.

2. Беременные и кормящие. Женщинам в период беременности и вскармливания грудью разрешается употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу.

3. Люди, перенесшие тяжелые заболевания. Для восстановления сил, таким людям необходимы аминокислоты и жиры.

4. Люди, страдающие хроническими заболеваниями.

5. Путешествующие и люди, которые тяжело работают физически.

Если вы поститесь впервые, можете дать себе небольшие послабления, посоветовавшись перед этим со священником.

Если не сдержал пост: какое наказание себе назначить?

Этот вопрос мучает тех, кто пытался держать пост, но в какой-то момент срывался. На самом деле, наказание за это вам может назначить только ваш священник. Он может назначить вам прочтение Покаянного Канона на протяжении нескольких дней либо определенную работу, к примеру, по уходу за престарелыми или больными людьми. То есть какими-то своими добрыми делами искупить этот грех.

На самом деле, соблюдение поста – это очень индивидуально. Даже если вы откажетесь, к примеру, только от мяса, это уже хорошо. Ведь у одного человека хватает силы воли держать сразу строгий пост, а другому это будет не по силам, и он начнет роптать. Сегодня вы откажитесь от мяса, а на следующий пост вы уже и от молока откажитесь. Если вам так легче, можете постепенно отказываться от скоромной пищи.

Календарь постов на 2016 год

Каждая среда и пятница, кроме Сплошных седмиц.

Теперь вы знаете, как правильно поститься. Начните ваш подвиг с соблюдения поста по средам и пятницам. Сегодня на просторах интернета можно найти массу интересных рецептов для постных дней. И помните, что простое воздержание от еды, не ограничивая себя ни в чем другом – это не пост, а диета! Приятного вам поста!

Все знают, что верующий человек должен поститься, однако, не каждому известно истинное значение поста, его основная цель и механизм.

Людям, слабо верующим и несведущим основополагающих Православной Церкви, но при этом искренне стремящимся познать их и жить по Закону Божиему, первостепенно необходимо разобраться в предназначении поста, принять и понять его составляющие, и лишь тогда начинать поститься. Ибо, не будет полезен тот пост, придерживаясь которому верующий не осознает всю подлинную его необходимость.

Что такое пост?

Пост является религиозной традицией временного полного или же частичного отказа от приема пищи и питья, сопряженного с рядом других разнообразных духовно-аскетичных практик. При этом пост должен быть добровольным деянием, совершающимся во славу Господа Бога.

Пост подразумевает:

— воздержание от вкусной и сытной пищи, и всяческих увеселений;

— тщательную и глубинную проверку души своей и очищение ее греховности;

— искреннее побуждение себя на свершение добрых дел, на общение с Богом через молитву и размышление о своем духовном предназначении.

Результатом поста выступает духовный рост, его пользой – пребывание в глубинной сосредоточенности и трезвении, в сердечном и непоколебимом призыве к Богу о том, чтобы Он присутствовал в жизни верующего, прощал его и направлял на путь праведный.

Суть поста.

Человек устроен так, что его плоть непрерывно и мощно оказывает давление на его душу. Каждый из нас постоянно противостоит подобному плотскому давлению. Ибо телесная сторона человека жаждет противного духовной стороне, а дух, соответственно, желает противного плоти. Именно православный пост помогает верующему укрощать свою плоть и справляться с ее греховными желаниями.

Христианин, временно отказываясь от того, к чему он привык и без чего он не представляет собственную жизнь, воспитывает душу свою, обучает ее противостоять своим плотским требованиям. Пост для верующего – это, прежде всего, «воспитатель» души. Именно поэтому поститься нужно осознанно, с целью духовного развития, а не ради бахвальства и одобрения окружающих.

Чтобы понять механизм поста, нужно первостепенно уяснить, что пост не должен расцениваться с точки зрения категории смены рода потребляемой пищи, важно воспринимать пост как время строгого воздержания, умышленного ограничения себя и возможности развития в себе стойкости духа.

Рассматривая механизм поста, необходимо учитывать естественные потребности человека, определяющие его всесторонний рост и развитие. Однако, важно понимать, что для их удовлетворения многого не нужно. Все излишества – это и есть плотские желания, поработившие душу грешника. Каждый из нас должен стремиться избавиться от данного рабства и сделать плоть свою более слабой и немощной при помощи соблюдения поста.

Конечно, пост не дает полного освобождения от телесных страстей, но он помогает подавить их силу и мощь. Пост не искореняет греховные страсти, он ослабляет плоть и ее влияние на душу.

Для каждого верующего пост должен быть не самоцелью, а тем вспомогательным средством, которое позволяет укрощать плоть и возвышать дух.

Принимая решение поститься, важно соизмерять степень поста с тем физическим состоянием здоровья, в котором пребывает верующий, т.е. степень поста должна определяться степенью здоровья человека. Выделяют пять основных степеней поста:

— первая степень допускает употребление рыбы и любых овощных продуктов (как в сыром, так и в приготовленном виде);

— вторая степень разрешает употреблять овощи и вареные фрукты, сдобренные растительным маслом;

— третья степень позволяет вкушать только вареную пищу без добавления растительного масла;

— четвертая степень характеризуется сухоядением (невареная растительная пища без масла);

— пятая степень предписывает полный отказ от пищи, при котором дозволяется только прием воды.

В былые времена человек отличался более крепким здоровьем, нежели сейчас. Основной свод церковных правил писался с учетом того, что большинство людей при посте добивались основной его цели – сделать плоть слабее и немощнее во благо духовного роста.

Однако, нынешнее поколение при наличии многочисленных серьезных и хронических заболеваний не всегда способно получить от поста истинную пользу. В связи с чем, для некоторых людей необходимо определение послабления в посте. Дети, беременные женщины, люди, страдающие серьезным заболеванием или же занимающиеся тяжелым физическим трудом, по наставлению священника, могут получать индивидуальную степень строгости поста, соответствующую их состоянию здоровья и тем особенностям организма, которыми они обладают.

Сопровождайте пост неистовой молитвой, искренней верой и безграничной любовью, и тогда, он будет иметь настоящую ценность, правильное значение и истинный смысл!