Константинопольская цареградская пресвятая богородица. Чудотворный образ цареградской иконы богородицы

С рождением на земле Сына Божьего Иисуса Христа появился небесный Царь, который стал гражданином земного царства - Римской империи.

"Земные правители предали Его смерти, но после воскресения Господь не оставил землю, Он соцарствует земным царям того царства, в котором хранится ковчег православной веры" (иг. Елисавета Беляева).

На иконе Матерь Божия держит младенца Господа на руках, Господь в руке держит голубя - образ Духа Святого, одндой ножкой Он утверждает кающегося грешника, а другой отталкивает нераскаявшегося. В ладошке у Богомладенца ниточка - связующая нить между Богом и человекам, душой человека и Господом. Этой ниточкой Он связан с нами и по плоти, мы дети по благодати, принимая Его Кровь в причастии.На начало христианской эры на крови мучеников утвердилось первое римское царство. Как знамение того, что Господь пребывает в этом Царстве Царей, в Риме хранилась Царьградская икона Богородицы. Рим поэтому и именуется Царьградом, городом Небесного Царя.

Когда Первый Рим отклонился от догматов веры, то царство разделилось на две части - западную и восточную. Незадолго до разделения в 1051 году Царьградская икона покидает Первый Рим и становится хранительницей Второго Рима - Византии.Незадолго до падения Константинополя, в середине XV века. Патриарх Царьградский Геннадий II передает Евфросину, монаху Елеазаровой обители, чудотворную Царьградскую икону Божией Матери, как дар Небесный, прибежище православных, щит против врагов. "Великая православная святыня была предпослана на святую Русь как указание на то, что единоверная ему Византия под Святым Покровом Церкви, дотоле росла, укреплялась и возвышалась, доколе крепко держалась православия и не впадала в новшества Рима" (Иг. Елисавета Беляева).

Встречать преподобного Евфросина с иконой Царьградской Божией Матери из Константинополя на дорогу, ведущую из Пскова в Елеазарову обитель, вышла вся монастырская братия. На месте, где произошла встерча, забил святой источник. В память Сретения иконы Царицы Небесной насельники обители со временем заложили на сем источнике деревянную часовню с кладезем. Это часовня и поныне существует, будучи вместо ветхой по временам заменяема новой. Первоначальное название монастыря было Сретенский - в знак встречи Царьградской иконы Божией Матери.

После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсветительским.В середине XV века набирает силу процесс объединения земель вокруг Москвы, Псков присоединяется к Московскому княжеству. Собирателем русских земель вокруг московского князя явился преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Евфросин был младшим современником преподобного Сергия. Ему была поручена высокая миссия: хранить откровение о высочайшей миссии Руси, русского православия. Однако Московское княжество в это время было еще слабым, поэтому не время было открывать это откровение миру.

"В недрах обители преподобный Евфросин воспитал ученика Филофея, причастного Божественному откровению о судьбах мира и человечества. Псков считается родиной Третьего Рима, а Москва его священной столицей наравне с Римом и Константинополем. Это откровение о том, что Россия будет последним на земле царством, удерживающим наступление антихриста. С исчезновением этого царства с лица земли придет царство антихриста, а за ним и страшный Божий суд. Старец Филофей был воспитателем и духовным наставником правящей власти в России. В своих посланиях к московским князьям он писал: "Князь, ты хранитель Престолов Божиих во всей вселенной." Именно от благочестия и мудрости правителя Руси зависит судьба не только российского народа, но и всего мира... В своих посланиях к московским князьям Филофей пишет о России как хранительнице всех христианских престолов, как о Третьем Риме, которому надлежит стоять до скончания мира, ибо Четвертому Риму не бывать" (Иг. Елисавета Беляева).

"Цареградская икона Божией Матери - хранительница России, она покровительствует правящей власти земного царства Христова. День почитания Цареградской святыни - (17) 30 сентября - принесение ее в обитель в середине XV века из КОнстантинополя, в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Память этой иконе празднуется еще (25) 8 мая, это знамение того, что Матерь Божия не оставила Россию, является победа русского народа в Великой Отечественной Войне, это была победа Третьего Рима над Третим Рейхом" (иг. Елисавета Беляева).

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Цареградской

К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь.


Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская

глас 8

Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.

Величание чудотворной Цареградской иконе Божией Матери

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.



Как защищает икона

Просите Божию Матерь перед Её Цареградской иконой, чтобы Она своей святою молитвой к Сыну защитила Вас от всех бед, какие могут посетить Вас. По типу этот образ восходит к Одигитрии - Путеводительнице. На этой иконе Богоматерь указывает на Сына Своего, а Он, в свою очередь, - на свиток, где начертаны Его заповеди. Следование этим заповедям - лучшая защита и спасение всем. А просить о защите от искушений, о прибавлении духовных сил и заступничестве Богородицы в следовании по «узким путям» (Мф. 7:13-14) Вы можете перед Её иконами и, конечно, перед Цареградской иконой Божией Матери.

Молятся об избавлении от иноземного вторжения и о помощи во всевозможных житейских нуждах.

Перед иконой Цареградской Божией Матери молятся с просьбой о душевном и телесном исцелении, а также с просьбой о придании душевных сил для преодоления неприятностей.

В чем помогает икона

Молитва перед Цареградской иконой Божией Матери поможет в душевном и телесном исцелении, придаст душевные силы для преодоления неприятностей, решения сложных и наболевших проблем. Написанная евангелистом Лукой Одигитрия - первообраз Цареградского образа - укажет путь - через Христа и Христову веру.



История иконы

Ца-ре-град-ской на-зы-ва-ют две зна-чи-тель-но от-ли-ча-ю-щих-ся друг от дру-га ико-ны. По пре-да-нию, Ца-ре-град-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри, па-мять ко-то-рой празд-ну-ет-ся 8 мая (25 ап-ре-ля по ста-ро-му сти-лю), - од-на из икон, на-пи-сан-ных свя-тым апо-сто-лом и еван-ге-ли-стом Лу-кой. Как и при ка-ких об-сто-я-тель-ствах яви-лась эта Ца-ре-град-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри неиз-вест-но, но из-вест-на да-та её яв-ле-ния - 25 ап-ре-ля 1071 го-да.

Су-ще-ству-ет пре-да-ние, что ико-ну (ли-бо её спи-сок) в се-ре-дине XV ве-ка при-нёс из Ца-рь-гра-да пре-по-доб-ный Ев-фро-син Псков-ский, по-лу-чив-ший об-раз от Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха. Чти-мый древ-ний об-раз на-хо-дил-ся в Спа-со-Еле-аза-ров-ском мо-на-сты-ре под Пско-вом, но, к со-жа-ле-нию, по-гиб в пу-чине пол-но-вод-ной ре-ки Тол-ба вме-сте с ко-раб-ля-ми шведов, ко-то-рые раз-гра-би-ли Спа-со-Еле-аза-ров-ский мо-на-стырь и по-пы-та-лись вы-вез-ти его цен-но-сти.

О дру-гой Ца-ре-град-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри, празд-но-ва-ние ко-то-рой со-вер-ша-ет-ся 30 сен-тяб-ря, со-хра-ни-лось пре-да-ние, что в дав-ние вре-ме-на два гре-че-ских мо-на-ха из Ца-рь-гра-да бы-ли про-ез-дом в Ста-рой Рус-се и слу-жи-ли здесь в со-бор-ной церк-ви Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию.

На па-мять о сво-ём пре-бы-ва-нии они оста-ви-ли в со-бо-ре ми-ни-а-тюр-ную ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри, вы-би-тую на гри-фель-ной дос-ке. Эта ми-ни-а-тюр-ная ико-на вско-ре про-сла-ви-лась чу-до-тво-ре-ни-я-ми.

Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября, хотя она и является списком с нее. (Чудотворная Цареградская икона явилась в 1071 году, 25 апреля.)

Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Спасо-Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха.

События из истории иконы

Икон Божией Матери, называемых «Цареградская», существует две. Одна из них - древний первообраз, выбитый на грифельной доске. Она мала размером, всего пять с небольшим сантиметров в ширину. Празднование в честь нее совершается осенью. Другая икона более известна. Явление её случилось 25апреля/8 мая 1071 года при следующих обстоятельствах, которые, впрочем, не являются однозначным историческим свидетельством.

Предполагается, что Цареградская икона Божией Матери была перенесена из Рима, хранительницей которого она являлась. В 1054 году Рим отпал от Православной - византийской - христианской веры, и Цареградская икона была перенесена в Константинополь, именуемый на Руси Царьградом. В 1439 году митрополит Исидор от имени Руси подписал Флорентинскую унию - компромиссное соглашение об объединении католической и православной церквей. При нем православной церковью признавались католическая догматика и главенство Папы Римского, однако при условии сохранения православных обрядов. Уния просуществовала недолго: русское духовенство и Великий князь Василий II Тёмный соглашения, которое профанировало и Православие, и христианскую веру как таковую, не приняли, а митрополит Исидор был вскорости низложен.

Так или иначе, Цареградская икона Божией Матери (или список с нее), по преданию, которое, однако, другими исследователями христианской истории ставится под сомнение, была принесена на Русь в 1439 году преподобным Евфросином Псковским, получившим её для перенесения из рук патриарха Константинопольского в Спасо-Елеазаровский монастырь на Псковщине, который какое-то время именовался Сретенским именно в память о встрече с древней святыней.

Это были годы, когда на псковские земли не раз совершали грабительские набеги шведские захватчики. Подвергалась им и Спасо-Елеазаровская обитель. Список, что был по преданию принесен преподобным Евфросином на Псковскую землю, судя по всему, исчез безвозвратно: богато украшенный серебряным с каменьями оклад святыни не мог не привлечь внимания мародеров-иноверцев. Но, согласно преданию, скандинавские судна, на которых вывозилось награбленное, затонули в Псковском озере близ места впадения в него реки Толбы. Возможно, на то была воля самой Царицы Небесной, Которая не пожелала, чтобы христианские святыни оказались в нечестивых руках.

Теперь в Спасо-Елеазаровском монастыре, хранится более поздний список, равно как и тот, что находится в Москве.

В годы гонений на Православие после революции 1917 года монастырь был разогнан и разграблен, но известно, что там хранился список иконы, относимый к XV веку, возможно, речь шла именно об упоминаемом здесь списке Цареградской иконы Божией Матери. Во всяком случае, известную ныне Цареградскую икону, находящуюся в Спасо-Елеазаровском монастыре, сохранил старец Николай Гурьянов, проживавший на острове Залита. Он и передал образ обители, когда началось её радостное возрождение.

О другой иконе, которая также носит название «Цареградская», но празднуется осенью, известно ещё меньше, и историческое свидетельство о ней покрыто ещё большей завесой тайны времени. Предполагается, что давным-давно в Старую Руссу, что расположена в 93 км от Новгорода, заходили по пути странствий из Царьграда - Константинополя два монаха-грека. Они отстояли здесь службу в соборе, название которого не упомянуто, но, судя по всему, имеется в виду Спасский собор, первый, который был сооружен в 1198 году в древнем Спасо-Преображенском монастыре. Богослужение столь пришлось по душе монахам, что они оставили в дар собору маленькую икону Богоматери, выбитую на твердой грифельной доске, видимо, специально изготовленную в таком «походном» размере для дальнего пути, чтобы Одигитрия - Путеводительница сопровождала их в долгих странствиях.


Значение иконы

Цареградская икона Божией Матери - один из самых уникальных образов Её, пришедших на Русскую землю из самого сердца православной христианской веры Константинополя - Царьграда, где началось становление христианства и Православия, которое в наибольшей мере унаследовало черты времен апостольской веры.

Каждый раз, когда мы возвращаемся к истории православной иконописи, истокам богородичных образов, которые оставил нам по воле Божией и благословению самой Пресвятой Богородицы апостол Лука, любой из нас, кто чувствует связь времен, которая тянется через два тысячелетия к дням сегодняшним, не может не испытать восхищенного трепета перед древностью святынь. Они стали устойчивым, совершенно современным нам духовным мостом, перекинутым через многовековую пропасть, которая оказалась преодолимой…

Мы, как и наши предки две эпохи назад, в течение последующих веков испытываем те же вдохновительные и трепетные чувства. Они объединяют нас с прошлым особой, духовной, «внеисторической» историей, и они незыблемы. И, глядя на чудесный лик Цареградского образа Божией Матери, дошедшего до нас через века, молясь перед ним, стоит, наверное, поблагодарить Бога за Его Промысел, благодаря которому нам дана такая возможность. А тем иконописцам, кому принадлежат списки с иконописных трудов апостола Луки, - благодарение во веки веков за воплощение ими в красках возможности обратиться с молитвой и благодарностью к Господу, святым Его и к главной нашей Заступнице, Которая никогда не оставит притекающего к Ней с искренней и сердечной молитвой.

Царьградом, городом царя у славян назывался Константинополь - столица древней Византийской империи, правоприемницы культурного наследия древних греков и римлян. Именно из Константинополя на Русь пришло христианство: одними из первых крещёных славян были равноапостольная княгиня Ольга и её великий внук, князь Владимир Святославич. Оба они приняли веру Христову на территории Византийской империи: Ольга в самом Царьграде, а Владимир - в Корсуни, территорию которого сейчас занимает Севастополь. Более того, царьградские святые равноапостольные братья Мефодий и Кирилл принесли на Русь церковнославянский язык и всячески способствовали его развитию и распространению.

Существует две чтимые иконы Цареградской Божией Матери. Одна из них, написанная евангелистом Лукой, появилась на Руси 25 апреля 1017 года. К сожалению, не сохранилось никаких свидетельств о том, кто, как, и при каких обстоятельствах принёс чудесный образ Богородицы на славянскую землю. Зато достоверно известно, что списки с этой Цареградской иконы Богоматери находятся в Московском Храме Успения Богородицы в Путинках, в деревенской церкви ярославского села Нажерово, и в Спасо - Елеазаровском монастыре во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Заслуживающим внимания является тот факт, что первоначально Спасо - Елеазаровский носил название Сретенского, в честь встречи иконы Цареградской Божией Матери, списка с оригинального константинопольского образа.

Второй образ Цареградской Богородицы предание связывает с двумя константинопольскими монахами, которые, находясь проездом через Новгородскую губернию, пришли послушать Божественную литургию в местном Старорусском соборе. Так понравилась им служба, что в благодарность два Божьих человека оставили собору небольшую,чуть меньше 6 сантиметров в ширину икону Божьей Матери. Икона прославилась как чудотворная, и привлекла к себе большое количество верующих, желающих поклониться святому образу Богоматери.

Цареградская икона Божией Матери - название двух различных икон. Или же, хотя один образ и является списком с другого, но они сильно отличаются. Чудотворная икона Цареградская явилась в 1071 году. Других сказаний о ней не имеется. Список с нее находится в Елеазаровском монастыре под Псковом. Празднование Цареградской иконе Божией Матери 25 апреля совершается в честь местночтимой иконы, находившейся в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке. Написана, по преданию, евангелистом Лукой. Явилась 25 апреля 1071 года. Других сведений о ней не имеется. Изображение этого образа отлично от Цареградской иконы Пресвятой Богородицы, празднество которой 17 сентября (выбита на доске), хотя она и является списком с нее. Списки с этой иконы находятся в Москве, в приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Малой Дмитровке, в селе Нижерове Ростовского уезда Ярославской губернии, и в Елеазаровском монастыре в 25 верстах от Пскова. Первоначальное название Спасо-Елеазаровского монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, которая была принесена в обитель после падения Константинополя преподобным Евфросином Псковским, получившим список от Константинопольского патриарха. Тропарь, глас 1 Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления. Кондак, глас 8 Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная. Тропарь Пресвятой Богородице, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы. Кондак Пресвятой Богородице, глас 6 Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Кондак Пресвятой Богородице, глас 8 Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице. Но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная. Кондак Пресвятой Богородице, глас 6 Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,// предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Величание Пресвятой Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим. Молитва Богородице Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице. Приятилеще сирых и странных Предстатильнице. Скорбящих радосте, Обидимых Покровительнице, Зриши мою беду, Зриши мою скорбь. Помоги мне, яко немощну, Окорми мя яко странна... Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши. Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, Не иныя Предстательницы. Не благия Утешительницы, Токмо Тебе, о Богомати... Яко да сохраниши мя и покрыеши, Во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, Просвети нас светом Сына Cвоего. Аллилуйа, аллилуйа, аллилуйа.

В древности на Руси городом Царьградом называли знаменитый Константинополь — столицу Византийской империи. Что касается первых крещеных славян, то ими стали известные из истории равноапостольская княгиня Ольга и ее внук князь Владимир Святославович, впоследствии много потрудившийся для внедрения православной веры на Руси. Сами они христианскую веру приняли на территории Византии — Ольга в самом Константинополе, а великий князь Владимир в Корсуни (сейчас на этой территории находится Севастополь). Именно из Царьграда русские люди получили в дар драгоценный список Цареградской иконы Божией Матери.

В 1054 году Великий Рим отсоединился от Византии и, согласно древним источникам, в 1071 году 8 (25) апреля эта икона была перенесена из Рима в Константинополь.

После принятия унии, раскола на два лагеря и падения Византии в 1453 году от руки Мехмеда Второго, когда и на Руси местами стали рождаться еретические настроения, список чудотворного образа явился русскому народу.

Принесение образа Пречистого образа Божией Матери в Елеазаровскую обитель

В XV веке Псковская область сильно страдала от нашествия шведов, латышей и эстонцев. В это же время Геннадий Второй в новоустроенную Елеазаровскую обитель послал список чудотворной Цареградской иконы Божией Матери. Икону преподнесли как дар Божий, как символ того, что Бог отворачивается от впавшего в ересь народа и оборачивается лицом к тем, кто крепко держится православия.

Насельники обители с верою и благоговением отнеслись к образу Пречистой Матери и Богомладенца. Преподобный Ефросин вместе с братией вышли встречать икону на источник воды, и там приняли ее пением акафиста и служением молебна. На месте встречи построили деревянную часовню с колодцем, вода которого и тогда, и сейчас считается целебной. Часовня существует до сегодняшнего дня: перестроенная из деревянной в каменную, она носит название «Часовня Пречистой». Монастырь долгое время именовался Сретенской Елеазаровской пустынью.

Исцеления и чудеса

За время пребывания Цареградской иконы Божией Матери в монастыре, по милости Божией от нее исходили чудеса. Множество людей исцелялись от душевных и телесных болезней. К ней притекали не только православные люди, но и латыши, эстонцы и все, кто нуждался в помощи и защите.

Лютеранка Эмилия, много лет страдавшая от женской болезни, впала в полное истощение и едва могла ходить. Едва придя в храм и выстояв пение акафиста Цареградской иконе Божией Матери, она была помазана елеем от лампады, зажженной перед образом. Женщина сразу же почувствовала исцеление и, раскрыв свое сердце Богу, приняла православие. Домой она возвратилась уже православной христианкой, хваля Господа и Его Пречистую Матерь.

Известен другой, не менее удивительный случай исцеления. Слепой с юности человек по имени Андрис частенько заходил в Елеазаровскую обитель и молился перед чудотворной иконой. Однажды во время Водосвятного молебна, придя в исступление и усердно молясь, он попросил Деву Марию и Господа получить исцеление от слепоты. При окроплении водой Андрей (Андрис) почувствовал, как капли воды попали ему в глаза и, омыв их, сделали зрячими. Взор человека упал на лик Богомладенца и Его Пречистой Матери, потом он увидел преподобного Ефросиния и других людей, радостно смотрящих на него. Были и другие чудеса, исходившие от иконы.

Потеря иконы

К сожалению, на Спасо-Елеазаровскую обитель постоянно совершались набеги, и по преданию чудотворную Цареградскую икону Божией Матери, украшенную серебряным окладом с драгоценными камнями, вместе с другими ценными вещами захватили на свои судна шведы, но не довезли — утонули в Чудском озере, в месте впадения в него реки Толбы. Ни корабля, ни иконы до сих пор не нашли.

Когда-то эта икона была хранительницей Рима (Первый Рим), потом ее перенесли в Константинополь (Второй Рим), а последним пристанищем стала Русь или, как говорят, Третий Рим. Четвертого же не дано. Но другой список иконы долго хранился в обители.

Обретение иконы

В тяжелый период Октябрьской революции, когда верующие подверглись гонениям, Спасо-Елеазарский монастырь был разграблен, а монахи разогнаны. Хранящийся там список Цареградской иконы на радость всем уцелел благодаря проживавшему на острове Залита.

В период возрождения обители, он передал ее настоятелю монастыря, и теперь все желающие могут перед Цареградской иконой Божией Матери молитву и просьбу свою с истинной верой возносить к Господу.

Другой образ Цареградской иконы

Есть еще один образ Цареградской иконы, который сильно отличается от предыдущего. По преданию эту икону подарили два византийских монаха. Достоверных сведений об этом нет, но уцелело предание, гласящее, что когда-то в Старую Руссу, находящуюся в 93 км от Новгорода, зашли два путника. Они странствовали из Царьграда (Константинополя) и в местном соборе (скорее всего, Спасо-Преображенском) отстояли службу.

Богослужение до того понравилось грекам, что они в дар оставили небольшую икону с изображением Цареградской Божией Матери. Икона, выбитая на твердой была специально изготовлена небольшого размера для путешествующих. Славят ее 30 сентября.

Цареградская О чем молятся перед ней?

Эта икона — один из удивительных образов, который оставил верующим святой апостол Лука. Она пришла на Русь из самого сердца Православия — Византийского государства, который долгие века сохранял апостольские предания и учения.

Как и перед всеми другими образами Божией Матери и Ее Пречистого Сына, молиться перед ней нужно о своих нуждах, просьбах, благодарить наших небесных покровителей. Одним словом, нет никаких ограничений, но бывает так, что некоторые образа святых, ангелов, Божией Матери, Господа Иисуса Христа помогают в конкретных проблемах.

Икона Божией Матери «Цареградская» в чем помогает?

Этот святой образ укрепляет веру православную, борется с ересями и идолами. Как только где-то возникают отклонения от чистого православного учения и люди отходят от правды, обязательно следует помолиться за страну, за то, чтобы не впадать в ересь, не принимать унии и так далее.

Икона — хранительница очага апостольского учения и правды Божией. В настоящее смутное время Цареградская икона Божией Матери, фото которой можно увидеть в данной статье, находится в Свято-Елеазарском монастыре. Через века глядя на образы Господа и Его Пречистой Матери, можно почувствовать связь времен и поблагодарить Бога за Его Промысел — возможность молиться или просто лицезреть список иконы, написанной самим евангелистом Лукой.

Связь времен не нарушена: как и два тысячелетия назад, так и теперь верующие люди испытывают те же чувства, которые объединяют нас с прошлым.