Кресты православные христианские золотые. Какой крест правильный? Венок из роз считался недобрым знаком

Ф. повсеместно распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя , позднее Возрождение и т. д.- вплоть до астрологич. увлечений в бурж. обществе 20 в. ) , подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни (Шпонглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма) . Теологич. Ф., согласно крому ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других - «к погибели», получил особенно пос-ледоват. в исламе ( джабаритов, 8-9 вв. ) , в некоторых христ. ересях средневековья (у Готшалка, 9 в. ) , в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная православия и католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф. с рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр., учение Лапласа о неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в наст. ) . Поздний и философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.- о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследств. биологич. конституцией (Ломброзо) , модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости в обществ.-историч. процессе.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ФАТАЛИЗМ

(от лат. fatalis – определенный судьбой)

Г. Батищев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis - роковой, предопределенный) - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Фатализм берет начало в мифологическом мировоззрении, интуитивном убеждении людей в собственном бессилии перед лицом сил природы и получает широкое распространение в ранних культурах.

В процессе формирования теистических религий, основанных на вере в всемогущее божество, судьбы уступает место идее промысла, который, хотя и недоступен человеческому разумению, является, однако, не безличной предопределяющей силой, воплощением воли божества. В монотеистических религиях фатализм предстает как провиденциализм, основанный на вере во всемогущество и всезнание Бога, который, создавая , заранее предопределил его судьбы, что нашло в исламе (доктрина джабаристов) и христианстве (августинизм, протестантизм).

В классических формах фатализм предстает в античной культуре, вырастая из мифологических представлений о роке, господствующем и над простыми смертными, и над героями и богами (ср., напр., Софокл, “Царь Эдип”, “Эдип в Колоне”). Судьбу нельзя изменить, можно лишь мужественно принять свою участь. В трагедии Эсхила “Прометей Прикованный” (105) Прометей говорит: Ведь я и Предвидел все грядущее, и нет мире господствует (см. Необходимость и случайность), обусловленная всеобщей причинностью и отсутствием случайности. В то как единичные модусы подчиняются внешней причинности, в роли всеобщей причины для всей совокупности модусов выступает непосредственно , являющаяся причиной и самой себя.

Вслед за успехами механики в эпоху Просвещения складывается причинно-механическая , принимающая всеобщую как неоспоримый . Изначально определенными всей предшествующей цепью причинно-следственных связей признаются не только все явления природы, но и поступки людей, равно как и результаты этих поступков. Согласно Гольбаху, “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости... его есть химера” (Здравый . М., 1941, с. 60).

Фатализм нашел своеобразное проявление в теории “вечного возвращения” Ф. Ницше, восходящей корнями к античной мифологии. Для философии и этики 20 в. характерно, скорее, человеческой свободы и ответственности (Н. А. Бердяев, Ж. П. Сартр). Помер видел в историцизме, обосновывающем закономерную неизбежность тех или иных исторических процессов, разновидность фатализма. Т. н. бытовой фатализм представляет собой реакцию человека на свое бессилие перед лицом противостоящего ему мира.

Лит.: Карпенко А. С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ . М., 1990; Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение суверенной личности. М., 1995; Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1995; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Березовский Г. В. От Монтеня к Гольбаху. М., 1996; Cioffäan V. Fortune and Fate from Democritus to St. Aquinas. N. Y, 1935.

К. Е. Новиков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ФАТАЛИЗМ" в других словарях:

    фатализм - а, м. fatalisme m. Вера в предопределение, неотвратимую судьбу. БАС 1. Предопределение fatalisme, которое впрочем замечается в одной речи Спасителя, когда он говорит об Искариотском. 1808. В. А. Озеров А. Н. Оленину. // РА 1869 5 133. Проходя по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат. с греч. окончанием, от лат. fatum рок, судьба). Философское мнение, приписывающее все события человеческой жизни слепому предопределению; судьба, рок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Фатализм - (лат.fatum – тағдыр, fatalis – жазмыштық) ; 1)табиғатта, қоғамда және әрбір адамның өмірінде оқиғалардың жоғары ерікпен, жазмышпен (рок), тағдырмен алдын ала анықталатындығы туралы философиялық концепция; 2)осы концепцияға сәйкес жүріс – тұрыс… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Муж., лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.… … Толковый словарь Даля

Может ли человек самостоятельно строить свою судьбу и выбирать себе будущее? Или он лишь пешка в игре, где все ходы расписаны заранее, а итог предрешен? Тренеры по личностному росту, не сомневаясь, скажут, что человек делает себя сам. Фаталисты убеждены в обратном.

Фаталист – это человек, верящий в судьбу. В то, что будущее предопределено свыше, и повлиять на него невозможно. Слово это происходит от латинского fátalis (определенный судьбой), fatum (судьба, рок). Фаталисты считают, что жизненный путь человека, ключевые повороты его судьбы можно предсказать, но нельзя изменить.

С точки зрения фаталиста человек, как поезд, двигается по определенному судьбой маршруту от станции к станции, не зная, что будет дальше, и не имея возможности свернуть с маршрута. А расписание заранее составлено высшими силами и соблюдается неукоснительно.

Фаталист убежден в том, что «чего быть, того не миновать», и это накладывает на его мировоззрение определенный отпечаток:

  • Такие люди не ждут от будущего ничего хорошего. Поэтому слово «фаталист» иногда используется как синоним к «пессимисту», убежденному в том, что дальше будет только хуже;
  • Отрицая свободу воли, фаталист не верит в человека и его возможности;
  • Зато и об ответственности за поступки с человека снимается – ведь, если все его действия предопределены свыше, то человек лишь инструмент в руках судьбы и не может отвечать за свои действия;
  • Вера в гороскопы, хиромантию, предсказания и пророчества, попытки тем или иным способом «заглянуть в будущее» – также черта фаталистического мировоззрения.

Примеры фатализма

В античной культуре

В мировоззрении древних греков понятие судьбы и неотвратимого рока играли основополагающую роль. Сюжет множества античных трагедий строится вокруг того, что герой пытается «обмануть судьбу» – и терпит неудачу.

Например, в трагедии Софокла «Царь Эдип» родители героя после пророчества о том, что их ребенок собственноручно лишит жизни отца и женится на собственной матери, решают убить младенца. Но исполнитель приказа, пожалев малыша, тайно передает его на воспитание в другую семью.

Повзрослев, Эдип узнает о предсказании. Считая своих приемных родителей родными, он уходит из дома, чтобы не стать орудием злого рока. Однако в пути он случайно встречает и убивает родного отца – а спустя некоторое время женится на его вдове.

В литературе

Самым известным описанием фаталистического мировоззрения можно считать главу «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени». В центре сюжета – спор двух героев, Печорина и Вулича, о том, властен ли человек над своей судьбой.

В рамках спора Вулич приставляет к собственному лбу заряженный пистолет и нажимает на курок – и пистолет дает осечку. Вулич использует это как сильный аргумент в споре о том, что человек не может распоряжаться своей жизнью даже в стремлении к смерти. Однако в тот же вечер его случайно убивают на улице.

Интернет-магазин ювелирной мастерской «София» предлагает большой выбор православных крестов: крупные, которые подойдут мужчинам, изящные миниатюрные для женщин и маленькие, легкие - для детей. У нас вы можете купить нательный крестик. Крест, купленный у нас, можно будет надеть сразу, так как он уже освящен. Вам не придется идти в церковь, чтобы освятить изделие.

При выборе обратите внимание на подразделы сайта.

Все серебряные кресты производства нашей мастерской можно увидеть в соответствующем разделе. Среди них есть изделия с камнями, эмалью и чернением, изделия богатые символикой и, наоборот, лаконичные. Несмотря на различия, все они соответствуют православным канонам. По выражению святого Феодора Студита: «Крест всякой формы - есть истинный крест». Золотые изделия с камнями также представлены в нашем каталоге. Здесь можно выбрать и купить как роскошный, инкрустированный бриллиантами и жемчугом крестик, так и золотой по доступной цене. А подобрать серебряную или золотую цепочку вам помогут операторы интернет-магазина.

В работе над изделиями наши мастера придают большое значение пониманию того, что и зачем мы делаем. Мы считаем, что делать крест можно только с благоговением, с молитвой, с почтением к Тому, в Чью славу он будет потом освящен. Поэтому день в нашей мастерской начинается и заканчивается молитвой.

Драгоценные металлы и материалы

Большинство предлагаемых нашей мастерской крестиков изготавливаются из серебра 925 пробы и покрываются позолотой 999 пробы. Также в работе используются чернение, эмаль, драгоценные камни и фианиты. Мы работаем с этими материалами не первый год и полностью уверены в их качестве.

Авторские изделия ручной работы

Все наши изделия - авторские, эскизы рисуют православные художники, носители традиций церковного искусства. Творчески перерабатывая наследие отечественных мастеров, они с любовью создают ювелирные изделия в современном стиле.

Затем эскиз передается в мастерскую и начинается процесс производства, основную часть которого занимает ручная работа православных мастеров. Каждое изделие бережно передается из рук с руки, дорабатывается до уровня настоящего произведения церковного искусства. Готовые изделия освящаются священником Храма Софии Премудрости Божией, который одновременно проверяет их на каноничность.

Христиане всю жизнь носят на груди маленький нательный крестик — образ креста Господня. Крестик надевает священник во время таинства Крещения, и с этого момента верующий никогда с ним не расстается.
Нательный крест — знак принадлежности человека к Православной Церкви. Это также форма исповедания и свидетельства о христианской вере.

Что важно знать о нательном крестике? Крест — главный христианский символ. Крест — великая святыня и орудие страшной казни Спасителя. Большое заблуждение считать крестик украшением и лишь внешним атрибутом формальной принадлежности к христианству. Недопустимо также носить крестик не являясь членом церкви, а следуя некому поветрию или моде.

Полученный при крещении крестик носят на груди под одеждой, не снимая. Часто бывает так: человека крестили в младенчестве, сознательно к вере он пришел, став взрослым, детский крестик мог затеряться, потому что неверующие родители не придавали этому серьезного значения. Ничего страшного и непоправимого в этом нет. Нужно выбрать себе любой крестик в церковной лавке, надеть и носить.
Ничего мистического в потере того крестика с которым крестился нет.

Немного истории о нательном кресте

Первые христиане кресты на теле не носили. Совершенно точно известно, что апостолы также не носили крестов. О раннехристианской эпохе историкам известно крайне мало. По причине гонений первые последователи Христа совершали богослужения тайно.

Приблизительно к началу III века относят смену эпох — время массовых гонений закончилось. В Римской империи повсеместно началось строительство храмов, купол которых венчал крест. В это же время появились первые свидетельства ношения христианами нательного крестика.

На Руси, в первые века после принятия христианства, вопреки западным обычаям, крест носили поверх одежды «как ясное свидетельство христианской веры». Позже это право осталось только у епископов и священников. Священнический крест стал называться «наперсным», его надевали поверх облачения. Миряне носили нательный крестик исключительно под одеждой.

Как выбрать нательный крест

По церковным канонам на крестике должно быть изображение Распятия Господа Иисуса Христа, чаще всего оно находится на лицевой стороне, а на обратной стороне — надпись «спаси и сохрани». Православный нательный крест имеет изображение Распятия соответствующее православной иконографии.

Никаких строгих правил относительно формы крестика или материала в церкви нет. Традиция изготовления крестов уходит в глубочайшую древность. Исторически сложилось множество форм креста, все они признаны церковью, при соблюдении канонических условий. Верующий вправе выбрать тот крестик, к которому лежит душа. В Русской Церкви традиционно распространен образ креста восьмиконечной форма.

Почитание Креста Господня на Руси выражалось помимо молитв и поклонения, традицией изготовления крестов из золота и серебра, и украшения драгоценными камнями. Использовались также бронза, медь, кость, янтарь и другие материалы. В наши дни большинство предпочитают золотые или серебряные нательные крестики. Их преимущества очевидны — драгоценные материалы полезны для здоровья, не вызывают аллергических реакций, в меньшей степени подвержены потемнению и реакциям на окружающую среду. Какой крестик выбрать золотой или серебряный — дело исключительно личного вкуса и возможностей.

Нательный крестик для младенца

Совсем маленьким деткам чаще всего покупают серебряные крестики. Серебро — мягкий и полезный для здоровья металл, обладающий бактерицидными свойствами. Полезные свойства золота несколько ниже, но это тоже подходящий вариант для крохи. Бытовые сплавы могут вызвать раздражение или аллергию, в нежном возрасте их лучше не использовать.

Детские крестики традиционно имеют четырехугольную лепестковую форму с мягкими закругленными краями. Форма может быть любой, но концы предпочтительно выбирать округлые. Для крестика нужно подобрать мягкую тесемочку из специальной объемной пряжи, на замочке, чтобы можно было снимать при купании. Когда малыш подрастет, можно будет купить детскую цепочку — золотую или серебряную. На этикетке изделия всегда указывается его масса в граммах. Считается, что вес крестика должен быть чуть-чуть меньше, чем масса цепочки.

Приобрести красивые крестильные кресты из серебра можно