Личность – социальная сущность человека. Социальная сущность человека - человек в обществе Социальная сущность человека презентация для 10

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна.

Они полагали, что свою суть человек должен познавать в течение всей земной жизни, а после смерти - за ее пределами, в мире ином. И действительно, все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира

человека оказались неудачными. Человек оказался слишком

сложным предметом для исследования точной науки.

«Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». (А. Лосев)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

«Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы»

«Человек – это дикое, страшное животное, инстинкты которого цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия»

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Человек является объектом изучения многих наук, можно насчитать до 200 дисциплин.

  • Как биологической субстанции – анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.;
  • Науки о человечестве – демография, социология, этнография, политология, экономика и др.;
  • Человек и его взаимодействии с природой и космосом –экология, биогеохимия,
  • космическая медицина и др.;

  • Человеке как личность –
  • педагогика, этика, психология,

    эстетика и др.;

  • Человек как субъект
  • деятельности – инженерная

    психология, эвристика и др.).

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Между человекообразными обезьянами и и Homo sapiens пролегает незримаяграница:

  • Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность.
  • Способность абстрактно мыслить, т.е. осознавать связи между конечной целью и промежуточными операциями трудовой деятельности.
  • Человек способен непрерывно осваивать культуру с
  • каждым новым поколением,

    т.е. происходит социализация человека.

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология - философское учение о природе и сущности человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных.

Философский подход в изучении человека состоит в том, что человек рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала

природы и общества, как творец

духовного мира. Начало философской

антропологии связано с появлением

классических работ Макса Шелера

«Положение человека в космосе»

(1928) и Хельмута Плеснера «Ступени

органического и человек» (1928)

МАКС ШЕЛЕР (1874-1928) - НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ И СОЦИОЛОГ

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология возникла в XIX в. как самостоятельное направление исследований проблемы сущности человека – его разумность, орудийная деятельность, способность создавать символы и т. д. Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум?

Человек – цель, а не средство для другого человека (И. Кант)

Человек - универсальный и высший предмет философии. Сущность

человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела и души (Л. Фейербах)

ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Концепция философской антропологии:

  • Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.
  • Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.
  • Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
  • Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».
  • Их единство и образует сущность человека.
ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ЧЕЛОВЕК

Философская антропология оказала значительное влияние на развитие:

  • Психоанализ – комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека.
  • Экзистенциализм – философия существования, считает отличительным признаком человека его свободу.

Сущность человека, есть сложный процесс обретения человеком человеческого, допускающий не только прогрессивную, но и регрессивную линию развития.

(М. Шелер)

Человек представляет собой сложную,

многоуровневую систему, здесь

взаимосвязаны биологическое,

социальное и духовное начала,

сознание и сфера подсознательного.

  • Субъект - активно действующий
  • человек с его знаниями, опытом и

    способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности.

  • Субъектность - важный аспект индивидуального бытия человека, его связи с социальным бытием.
  • Человеческая субъективность – присущий человеку мир мысли, воли, чувств.
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Обладает сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготовлять орудия труда.

Субъект общественно-исторической деятельности и культуры

Биосоциальное существо

  • Деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.
  • Деятельность – взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.
  • Деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человек не мыслится вне связи с обществом, поэтому любая человеческая деятельность носит социальный характер

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Субъективный аспект деятельности, т.е. зависящий от человека

Объективный аспект деятельности, т.е. не зависящий от человека

СОЗИДАНИЕ

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность – основа человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он продал ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Речь – универсальное средство формирования и выражения

мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь – это орудие мышления.

Внутренняя речь - это речь, лишенная звукового оформления, внутреннее проговаривание.

Внешняя речь - система звуковых сигналов и символов для передачи информации, процесс материализации мысли..

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Человек называет, обозначает в своей речи это явление словами. В результате в голове другого человека возникает представление или понятие, мысль об этом явлении.

Социальная сущность человека

Арисова Анастасия М-10-1

Определение сущности человека неотделимо от споров о его происхождении. Проблема человека являлась предметом дискуссий и загадкой, волновавшей умы мудрецов, художников, мыслителей, ученых всех времен. «Что такое человек?» являлся и по сей день является одним из основных вопросов философии. Карл Маркс, немецкий философ, рассматривал сущность человека в совокупности общественных отношений, образующих разное отношение человека к миру в разные исторические периоды.

Человеческая природа двойственна. Во-первых, человек является результатом биологической эволюции, во-вторых, продукт развития общества. Человек – биологическое существо, так как является частью живой природы, его мозг и тело – результат деятельности природы; у человека есть биологические потребности – дышать, спать, питаться и др., также имеются инстинкты. Человек – социальное существо, так как он может подавлять свои инстинкты, у него имеются членораздельная речь, способность мыслить, умения и навыки, которые формируются в обществе. Человек не может жить без общества, не мыслит себя вне него. То есть человек – биосоциальное существо. Именно физиологические и психологические особенности влияют на развитие умений и способностей человека. Однако всякая природная предрасположенность человека осуществляется в социальных (общественных) обстоятельствах. Для формирования человека как члена общества, важны условия, в которых оно протекает.

Человек как личность. Социальные качества, свойства человека чаще всего определяются понятием «личность». Что же такое личность? Личность – это индивид, наделенный социальными качествами, приобретаемыми в процессе социализации. Личностью не рождаются, а становятся в социуме в ходе взаимодействий с другими людьми посредством получения и приобретения различных социальных качеств.

В науке рассматривают личность с 2 сторон: ролевые ожидания – то, что ждут от той, или иной роли личности, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. С одной стороны, человека как личность рассматривают, сопоставляя с установленными в обществе нормами и правилами. А с другой стороны, личность рассматривают через набор ролей. Человек способен и должен выполнять разные роли одновременно – к примеру, роль работника, семьянина, гражданина и т.д. Личность совершает различные поступки, показывает, проявляет себя в социальных действиях. Набор ролей (функций) и их выполнение связаны и с социальным, общественным устройством, и с индивидуальными умениями и качествами самого человека. Например, при родовом строе взаимоотношения в семье от ее членов требуются безоговорочное подчинение старшим, жесткое разграничение хозяйственных функций, связанное с традициями, обычаями. А в современном обществе от членов семьи требуются готовность к равноправному взаимодействию, забота, любовь, взаимопонимание и др.

В своих ролевых проявлениях личность формируется, развивается, совершенствуется, изменяется. Именно человек, обладающий личность, а не сама личность, любит, ненавидит, злится, борется, грустит, действует, и тоскует. Через личность, только присущим ему образом, формируя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, осуществления его разнообразных общественных связей и развития социальных качеств, важными являются самосознание и самореализация человека.

Под самосознанием чаще всего понимают полное понимание человеком самого себя как личности, своего значения, своей роли в жизни и обществе. То есть человек способен принимать собственные решения и вступать в определённые взаимоотношения с другими людьми и природой. Под самореализацией понимают процесс наиболее полного выявления, развития и осуществления человеком своих личностных возможностей, достижения поставленных целей. К примеру, Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, который был одержим целью создать автомобиль, доступный для всех, и воплотивший свою мечту в реальность. В настоящее время созданная им компания является четвертой в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования. Абрахам Маслоу, американский ученый, считал, что потребность к самореализации является одной из высших потребностей человека.

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

Формирование современных представлений о сущности человека;

метапредметных:

Умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров - социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;

Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Задачи занятия:

1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;

2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: «Деятельность - способ существования людей», «Познавательная и коммуникативная деятельность», «Свобода и необходимость в деятельности человека». Дальнейшее углубление знаний учащихся о сущности человека происходит при изучении § 11 «Духовный мир личности».

Опорой для осмысления темы может явиться материал § 1 «Что такое общество» (роль человеческой деятельности; изготовление орудий труда; целеполагание и коллективность как основы человеческой жизнедеятельности; человек как творец культуры и её результат).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Везклубая С. А. Человек и культура // Культурология / под ред. Б. А. Эренгросс. - М., 2007.

Юдин Б. ГБорзенков В. Г., Малков С. М. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке: антология. - М., 2007.

Брызгалина Е. В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 8-10.

Оборудование

Раздаточный материал: фрагмент из работы академика А. А. Гусейнова для мотивационной части; отрывок из работы Т. Гоббса «Человеческая природа» для проведения диспута; классная доска (запись формы таблицы «Биологическое и социальное в человеке») и схема «Социобиологический путь человека».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант . Два комбинированных урока с последовательным изучением вопросов плана, работой учащихся с текстом параграфа и выполнением учебных заданий (№ 1, 3 из рубрики «Задания»).

2-й вариант (для более подготовленных учащихся). 1-й час: школьная лекция «Преемственность взглядов на сущность человека в философии» с освещением вопросов из рубрики «Вопросы для самопроверки». 2-й час: первичное изучение содержания параграфа с последующим составлением развёрнутого плана и работой с документом - фрагментом работы С. Л. Франка. 3-й час: диспут «Изменяется ли человеческая природа?» (по отрывку из работы Т. Гоббса «Человеческая природа»).

Мотивационный этап

Сообщаются особенности изучаемой темы: её сложность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невозможно без человека, ни человек немыслим вне общества.

Логическим переходом к изучению вопросов плана занятия может стать выяснение перечня наук, изучающих человека. В ходе обсуждения устанавливается, что проблемами природы и сущности человека занимаются дисциплины, относящиеся к различным отраслям знания - гуманитарным, общественным, естественным. Учащиеся подводятся к мысли, что практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать. Учащимся предлагается найти в обсуждаемом тексте место, указывающее на это обстоятельство.

Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «...единственным предметом исследования, его ограничивающим условием».

Учащимся разъясняется, что научное знание есть знание объективное (знание об объекте). Оно всегда является знанием о чём-то, что существует само по себе, независимо от субъекта, и выносится на суд субъекта. Научное знание как объективное, т. е. независимое от воли и идеологических устремлений исследователя, только потому и может состояться, что гносеологический (познавательный) субъект вынесен за объект познания. В случае с человеком, когда он одновременно выступает в роли объекта и субъекта познания, всё обстоит гораздо сложнее («или человек как предмет исследования - или человек как свобода» (К. Ясперс).

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что такое человек?

2. Природа и сущность человека.

3. Индивид. Человек. Личность.

Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.

1. Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», соотношения природных и культурных факторов в человеческом поведении, в самой человеческой природе. В изучении такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно ответить на целый ряд важных вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему предназначению в этом мире? Чем заполнялось время, свободное от добывания пищи (охоты и собирательства)?

Прежде чем предложить учащимся эти вопросы к осмыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естествознания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного). Можно рекомендовать проведение работы учащихся с различными определениями в параграфе учебника, в школьном словаре и других изданиях (наиболее надёжным вариантом является использование раздаточного материала для проведения сопоставительного анализа).

После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Прокомментировав несколько ответов учащихся, можно сообщить им лаконично выраженную позицию К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:

«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.

2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.

3. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека - это его искусственность.

4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.

5. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже человек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. - Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).

Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» из § 1 учебника. Учащимся предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:

Биологическое и социальное в человеке

Биологические свойства человека

Социокультурные качества человека

Прямохождение;

Большой и развитый мозг;

Своеобразие телесной организации;

Гены (наследственность);

Мускулатура и многофункциональность развитой руки;

Наличие развитых мышц лица (способность смеяться);

Способность к членораздельной речи;

Половая дифференциация;

Расовые различия;

Конечность жизни и др.

Орудийная деятельность;

Труд и коллективная деятельность;

Сознание;

Язык, речь, общение;

Нравственность;

Способность к духовному творчеству и фантазиям;

Проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);

Совершенствование своей биологической природы;

Способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;

Ответственное отношение к своим действиям и поведению;

Осознание своей смертности

Учащиеся разделяются на две группы. Первая работает по выявлению биологических свойств человека, вторая группа определяет социокультурные качества человека. По завершении работы обсуждаются результаты: представители каждой из групп поочерёдно выступают в роли экспертов и вносят коррективы. Уместно предложить учащимся подумать о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалостное отношение к природе и жестокое - к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире).

2. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обращение к смысловым различиям таких важных понятий темы, как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю провести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий самими учащимися.

Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущность человека» нередко встречаются в литературе как синонимы. Под человеческой природой в философской антропологии понимают совокупность неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследуется его сущность.

Например, наука в этом вопросе исходит из того, что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего человека, который овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически.

Можно обратить внимание учащихся на то, что существующие в истории философской мысли определения сущности человека страдают односторонностью. Сущность человека в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятельности, не являющимся для человека характерными и всеобъемлющими. Например, орудийная деятельность, человеческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизнедеятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущности человека следует, что она (сущность) как бы отделяется от самого человека (будь это всемогущий Бог или совокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (например, «человек - биопсихосоциальное существо», «человек - биосоциально-нравственное существо» или «человек - культуросозидающее существо»).

На сопоставлении этих подходов к определению сущности человека с последующим аргументированным определением наиболее предпочтительного целесообразно построить учебное задание.

В последнее время в философской антропологии утвердился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодействие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплощение в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основополагающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.

3. Изучение третьего пункта плана целесообразно осуществлять в контексте работы учащихся с учебником (подтема «Социальные качества личности»). Учащимся предлагается сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, используя логическую аргументацию и полученные в ходе занятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индивидуальность» и «человек» действительно являются социальными понятиями.

Подобная работа имеет большое значение не только для углубления понятия «личность», но и для системного восприятия фундаментального социально-гуманитарного понятия «человек».

Понятия индивида, индивидуальности и личности представляют собой взаимосвязанные сущностные характеристики человека. Уяснение учащимися их смысловых особенностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо-гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по содержанию текстах и коммуникационных ситуациях (например, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).

Представляется, что успешного усвоения учащимися этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. Учащимся можно будет предложить призадуматься при разрешении следующего очевидного парадокса. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного действия или долга, используются обращения: «Будь же человеком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не применяется более социально престижное - «личность»? А в какой разряд занести «Человека с большой буквы»? Полагаем, что при организации этой работы с учащимися целесообразно использовать схему, которая придаст ей наглядность:

Этап закрепления

В качестве материала на закрепление полученных знаний целесообразно использовать позиции 1, 3 из рубрики «Задания».

Тема 1.1 Биосоциальная сущность человека


  • Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
  • Отличие человека от животного.
  • Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита.
  • Роль труда в антропогенезе.
  • Происхождение мышления и речи.
  • Социогенез.
  • Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху
  • Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза.
  • Культурогенез
  • Возникновение мифологических представлений.
  • Мифология как первичная форма духовного производства
  • Бинарная природа человека.
  • Проблема природы и культуры

  • Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Религиозная

теория

Теория

палеовизита

Естественно-научные

(материалистические) теории

Божественное

происхождение

человека.

Душа - источник

человеческого в

человеке.

Ч. Дарвин (1809-1882) -

английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Человек создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на

ней человеческие существа

Ф. Энгельс (1820-1895) - социальный мыслитель, политический деятель

Человек как биологический

вид имеет естественное,

природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Главная причина появления человека - труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное.

Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

  • Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы.
  • Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного

  • Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
  • Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
  • Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
  • Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.
  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

4. Роль труда в антропогенезе.

  • Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку.
  • Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
  • Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.

5. Происхождение мышления и речи.

  • Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

6. Социогенез.

  • Социогенез - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации.
  • Этапы:
  • Человеческое стадо, Родовая община, Соседская община.
  • Человеческое стадо,
  • Родовая община,
  • Соседская община.












«Человек принадлежит к роду двуногих без перьев»ПЛАТОН

ЧЕЛОВЕК – ЭТО….

человек - это существо политическое
(Аристотель);
человек - животное, способное
изготавливать орудия труда (Б. Франклин);
сущность человека заключается в том, что у
него нет никакой сущности (К. Маркс);
человек - не статический центр мира, а ось
и вершина эволюции (Тейяр де Шарден)
Человек есть разумное существо
Человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила
цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи
законного порядка и наступает анархия
Человек есть продукт труда.
Человек есть субъект труда.

ОПТИМИСТЫ
Существо духовное,
наделенное
сознанием,
стремящийся к
истине
«Человек
- это
звучит
гордо!»
ПЕССИМИСТЫ
Биологическ
ая природа
человека
«Как ты ничтожен,
человек, при всем
величии твоем, в
сравнении со
Вселенной!»

Науки, изучающие человека

Анатомия,
физиология,
генетика,
медицина
психология,
Социология
Антропология («наука о человеке») – наука, изучающая человека,
его происхождение, развитие, существование в природной
(естественной) и культурной (искусственной) средах
(биологическая и философская)

Что есть
человек
?
Место
челове
ка
ФИЛОСОФСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
в мире
Смысл
жизни
Происхо
ж- дение
человека

1. «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира

обозначение всеобщих, присущих
всем людям способностей,
отличающих нас от животного мира

Отличие человека от животных

Сходства человека и животных

Основные отличия человека от животного:

1.
2.
3.
4.
5.
Человек обладает мышлением и
членораздельной речью.
Человек способен к сознательной и
целенаправленной творческой деятельности
человек преобразует окружающую
действительность
Человек способен изготавливать орудия
труда и их использовать.
Человек удовлетворяет не только
биологические, но социальные и духовные
потребности

3. Человек – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО,

Биологическая
сущность
Черты человека как
Homo sapiens
Пример:
Социальная
сущность
Те черты, которые получаем в
общении с другими людьми
Пример:
Распределите: Сознание и разум, готовность к труду, анатомия,
потребности физиологические (в пище, воде и т.д.), свобода и
ответственность, потребность в общении, кровеносная система,
творчество, инстинкт самосохранения. способность к
абстрактному мышлению, умение говорить, субъект познания и
изменения мира. строение костной и мышечной систем.

ВЫВОД

ЧЕЛОВЕК – ЭТО….

Целостное
Уникальное
существо
(интегрирует в
себе
физическое,
психическое и
духовное начала)
(открытое миру,
неповторимое,
духовно
незавершенное)
Универсально
е (способное к
любому виду
деятельности)
ЧЕЛОВЕК

Подумайте!

1. Как вы относитесь к утверждению, что различия между человеком и
животным носят не качественный, а всего лишь количественный
характер?
2. Известно, что Homo sapiens - это Человек разумный. Чем, на ваш
взгляд, объясняется то, что это определение не соответствует
реальному поведению многих людей?
3. Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным.
Животные не совершают неразумных действий.
4. Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим
объяснить все преступления и войны?
5. То, что делает человека человеком, и то, что делает его человечным,
- совсем не одно и то же.
6. Как объяснить расхожую формулу «Ничто человеческое мне не
чуждо»?
7. Притча «Иди вперёд!»