Любовь к гробам и пепелищам. Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу:…: koparev

В различных изданиях это стихотворение печатается в двух вариантах. Один вариант состоит из двух строф, и в нем встречаются пропуски слов. Второй вариант включает еще одну строфу. И скорее всего, эту строфу редакторы вставили самостоятельно, основываясь на черновиках поэта.


В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Стихотворение было написано в . Наверное, каждый согласится с истинностью пушкинских слов. Отеческие гробы незримо связывают нас с родными людьми, ушедшими в мир иной. И человек, приходя к могиле, чувствует, что на какой-то миг сближается с этим человеком. Любовь к отеческим гробам заложена в нас на генетическом уровне.

Любовь к родному пепелищу – это любовь к родному дому, деревне, городу в котором вырос, ностальгия по родным местам. Она тянет человека возвратиться домой.

На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Духовная связь человека с родными местами и родными людьми – это духовные корни, которые позволяют человеку не опускаться до животного уровня, сохранять «самостоянье человека». Эта мысль подтверждается третьей строфой

Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.

Стихотворение относится к философской лирике, в нем говорится о человеческих привязанностях, корнях его существования. По композиции оно состоит из одной цельной части. В первой строфе поэт выносит свое философское утверждение, во второй и третьей строфах развивает и углубляет основную идею стиха.

Во второй и третьей строфах рифма перекрестная, в первой кольцевая. Но в первой строфе обращает на себя внимание один момент: гораздо логичнее на первое место было бы поставить любовь к отеческим гробам, и только потом любовь к родному пепелищу. Тогда в первой строфе рифма тоже была бы перекрестная.

Поневоле напрашивается вопрос: случайна ли в этой строфе такая постановка строк, почему автор не использовал также перекрестную рифму, и не должна ли эта строфа выглядеть таким образом:


В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу?

В этом стихе поэт применяет христианскую терминологию, встречаются церковнославянизмы: самостоянье, святыня, величие, алтарь, божество. Тем самым подчеркивается духовная направленность поэтического размышления

Любовь к отеческим гробам

Любовь к отеческим гробам
Из стихотворения «Черновые наброски» (1830, опубл. 1855) А. С. Пушкина (1799-1837):
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Иносказательно: о патриотизме, любви к родине, которая обычно проявляется в простой, естественной форме - как привязанность к родному дому, как верность памяти предков.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Любовь к отеческим гробам" в других словарях:

    Два чувства дивно близки къ намъ: Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. С. Пушкинъ. Черновые наброски. 10. См. И дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин. Черновые наброски. 10. См. и дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    чувство - [у/ств], а, с. 1) Способность живого существа ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия. Органы чувств. Чувство боли. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус чувства, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. 2) Состояние,… … Популярный словарь русского языка

    ПАМЯТЬ ДУШИ - (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и… … Большая психологическая энциклопедия

    Усадьба дворянская - комплекс жилых, хоз., парковых и др. построек, составляющих одно хоз. и архит. целое; феномен рус. бытовой культуры 18 1 й пол. 19 в. Чтобы создать усадеб, ансамбль, требовались специалисты в архитектуре и садовом иск ве, часто это были… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Русская философия - органическая часть всеобщей истории философии, являющаяся специфическим отображением многовековой истории развития рус. самосознания, выраженная в идеях, взглядах и концепциях, отражающих национально своеобразное осмысление универсальных… … Русская Философия. Энциклопедия

    - «ЗЕЛЕНИНСКИЙ ПОГОСТ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/ЛАДОГА, 1989, ч/б, 72 мин. Социально психологическая драма. «Зеленинский погост», снятый в 1989 году на Ленфильме, провалился в черную дыру постсоветского небытия и лишь благодаря счастливому стечению… … Энциклопедия кино

    Запрос «Ишимбай» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Ишимбай башк. Ишембай … Википедия

    бастион - а м. bastion m. 1. форт. Земляное или каменное укрепление в форме пятиугольника. Сл. 18. Полубастиона фас увышен, для настоящаго действия через палисад, на 2 1/2 фута. 1759. Р. Томилов Объяснение работ в Познани. // Ласковский 3 776. Бог судил… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Бениамин Оганесович Галстян Б. О. Галстян в форме бригадного комиссара (1942 год) Дата рождения … Википедия

Книги

  • Семен Каплан , Н. С. Гамба, Б. В. Бланков. Эта книга посвящается не только юбилейной дате - 100-летию со дня рождения известного ленинградского танцовщика и педагога Семена Соломоновича Каплана, но она призвана пробудить интерес к…
  • Новодевичий некрополь и монастырь , Алексей Дельнов. Книга Алексея Дельнова – не просто путеводитель по одному из самых известных мемориальных кладбищ российской столицы. Это еще и любопытные размышления о русской культуре и архитектуре, о…

«Пути Господни неисповедимы», но в итоге «все дороги ведут в храм». Нехитрая история, которую мы здесь излагаем, не претендует на библейские высоты. Но свидетельствует о крепнущей в последнее время богоискательной тенденции. Не всему суждено сбыться на этом пути, но сам факт такого движения трогателен и поучителен.

У отеческих могил
Отправной точкой для появления этой публикации стал телефонный звонок Татьяны Чесноковой из дальней деревни Любуницы, до которой от райцентра по спидометру более 60 километров. Татьяна Анатольевна из породы тех, для кого заботы и чаяния земляков - не пустой звук. Памятуя, что под лежачий камень вода не течёт, общественница не стесняется «загружать» письмами ответственные инстанции. В этом ряду запросы по состоянию местных дорог, работе автолавок райпо. Но главным, по единогласному мнению односельчан, здесь числят вопрос духовный.

Неподалёку от Любуниц, в четырёх километрах от Вольной Горки, шоссе пролегает через маленькую деревеньку Лугско. Здесь у дороги высятся развалины церкви Святого Георгия Победоносца постройки конца XIX века. Рядом - известное на всю округу древнее кладбище. Здесь нашли упокоение предки многих поколений здешних обитателей. В том числе и тех, кого жизнь разметала по дальним градам и весям, чаще всего новгородцев и питерцев. Потому на Троицу здесь непривычно многолюдно. Ведь в Любуницах из постоянно прописанных – 16 человек, а в Лугско - всего трое. Слава Богу, живинку в демографическую ситуацию вносят вездесущие дачники, большинство из которых имеют здесь родственные корни.

Митрополит благословил
Красивый храм в Лугско был разрушен в самом начале Великой Отечественной войны. От него почти целым остался центральный вход в стенах бывшей колокольни. Удивительно, что за все эти годы тлен не смог одолеть это монументальное строение. Как говорит Татьяна Чеснокова, со временем глаз привык к виду развалин, а вот душа не смирилась. Старожилы вспоминают, что церковь была большой, действующей зимой и летом. Фотоснимков храма у них не сохранилось, потому что всё население во время войны было угнано в Германию и Прибалтику. Тогда здесь была Ленинградская область. Но в епархиальных архивах Санкт-Петербурга, куда по просьбе Чесноковой сделала запрос администрация Батецкого района, и в Новгородской епархии документов не сохранилось. И всё же сельчане обратились к Владыке Новгородскому и Старорусскому Льву с просьбой о благословении и помощи в возрождении этого святого, намоленного многими поколениями места. И благословение было получено. Весь местный люд радовался, когда 6 мая у разрушенной церкви прошло первое богослужение. Место было освящено при большом скоплении народу. Потом оно обрело «профильную» иконку. Состоялись ещё два богослужения, в том числе 3 июня, в день Святой Троицы. Службы проводит направленный митрополитом отец Святослав из Новгорода. Он служит в Софийском соборе, а также окормляет церкви в Рогавке, Тёсово‑2 и часовню в Вольной Горке.

Речь идёт о восстановлении колокольни в качестве часовни и сооружении к ней небольшой пристройки. Важно не дать разрушиться остаткам. И ещё сельчане очень хотят вернуть к жизни расположенный неподалёку заброшенный и заросший родниковый колодец со святой водой.

На Ивана Буслова и Николу
На встречу с журналистом у живописных церковных останков в Лугско Татьяна Анатольевна пригласила ещё двоих «соратников‑единомышленников». Валерий Викторович Шорин, по сути дела, вырос в Любуницах, воспитывался у бабушки. Здесь его родительский дом, огород, родовые могилы на кладбище, священная, как он говорит, земля. Когда в своё время хаживал в Лугско, бабушка неизменно наказывала набрать в колодце святой водицы. А ещё он помнит, как в 70‑х годах сосед дядя Федя Морозов нашёл в земле неподалёку от родника древний меч. И тогда в Пушкинском музее находку отнесли ко временам Александра Невского…

А с Лидией Михайловной Ушаковой - особая история. Кто ж её не знает? Бессменный на долгие годы здешний бригадир и депутат, она, почитай, всю жизнь отдала родной земле - в прямом и переносном смысле. И трагичные годы войны помнит отчётливо, ведь её соседнюю деревеньку Заолешье фашисты просто сожгли «за связь с партизанами». Впервые она попала в величественный Георгиевский храм с родителями, когда ей было семь лет. Перед Николой, 21 мая, был престольный праздник деревни Любуницы - Иван Буслов. А на следующий день в Вольной Горке традиционно отмечали никольские торжества. В храме был обязательный крестный ход с заходом на святой источник. Священника в тридцатые годы арестовали и, сказывают, расстреляли. Церковь закрыли, но она была невредимой до самой войны. На колокольне, как господствующей высоте, обосновался наблюдательный пункт наших войск. Вскоре немцы обнаружили корректировщика и бешеным артиллерийским огнём превратили церковь в руины. А потом оккупанты разобрали кирпич и камень на мощение дорог…


Работа для чистого сердца

Чтобы переделать бывшую колокольню в часовню с крышей, соорудить пристройку, очистить родник и восстановить колодец с навесом, понадобится немало денег. У районной и поселковой администраций лишние траты не прописаны. Тут своих забот хватает - о тех же воинских захоронениях, о завершении ремонта Черновского храма. Поэтому, очевидно, придётся объявлять сбор средств. Инициаторы планируют задействовать для этого епархиальный сайт, где есть страничка «Разрушенные церкви Новгородчины». Отцу Святославу пришлось специально для этого получать благословение митрополита. Поскольку физическим лицам такое начинание лучше не доверять, придётся учинять целевой благотворительный фонд и проходить регистрацию через налоговую службу и органы юстиции. В своё время в соседней Вольной Горке состоятельные люди сумели возвести часовню. Может, найдутся неравнодушные и на этот раз? Основная надежда именно на такой исход, ибо местного народу совсем мало, в десяти ближайших деревнях - не более двухсот человек. Этим во многом и обусловлен лёгкий скепсис руководящих персон. Но вот что говорит Татьяна Чеснокова: «Возможно, нашей жизни на это дело не хватит. Но хорошие, светлые, чистые дела всегда имеют продолжение, да и души людей становятся мягче». Тут трудно что-либо возразить. Остаётся только вспомнить Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как........ пустыня.

И как алтарь без божества».

1830год.

Примечания

ДВА ЧУВСТВА ДИВНО БЛИЗКИ НАМ. Черновой набросок.

Из ранних редакций

Второе четверостишие первоначально читалось:

На них основано от века

По воле бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.


Очерк Игоря Изборцева

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам

Замечательные пушкинские строки! Замечательные, родные и понятные каждой русской душе чувства! Но сегодня… Так ли они нам близки? Да и близки ли? Сегодня, когда "родные пепелища" уже не поэтическая метафора, не художественный образ, но суровая реальность нашего бытия. Болит ли у нового молодого поколения сердце при виде заброшенных, забытых русских деревень, вдохновлявших некогда высокую поэзию и Пушкина, и других поэтов XIX и XX веков?

Разрывается ли душа от горького молчания разрушенных заводов, слепоты заколоченных окон сельских домов? А зарастающая сорной травой земля - где ее золотые нивы? Скорбит ли от сей безрадостной картины нынешнее "младое племя", рвется ли восставить, возродить? Увы… Это единственно честный ответ. И нет в том их вины. Посмотрим, чему их учат в школе, к чему призывают со страниц газет и экранов телевизоров? Каждое слово, каждый образ - словно удар топором по родным корням.

Не было ничего святого и великого в нашей истории, твердят, словно написанные проданным пером учебники, да и сама эта история - всего лишь цепь ошибок, постыдных поражений, пустого бахвальства и насилия над малыми народами. Но если так, отчего сами эти племена и народы просились под русский державный омофор, зачем настойчиво стучали в российские государственные врата? Видно, доподлинно знали, что только так могут обрести возможность благополучного и спокойного существования.

Увы, историческая правда попрана и перелицована под либеральные общечеловеческие шаблоны. "Родина там, где нам хорошо" - эта формула предательства стала определяющей в современных воспитательном и образовательном процессах. Но если не уважаешь Родину - не уважаешь сам себя. От кого тогда дождешься уважения? О, как хорошо это было понятно Александру Сергеевичу Пушкину! Продолжая размышление о "дивно близких нам" чувствах, он, по праву знающего истину, утверждает:

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва…

Мы пробуем без них. Авось на кривой и выедем. Ан нет! Потому-то и мертвеет наша земля… Не слышно слово правды в потоке лжи и обмана. Если и звучит, то так слабо и неуверенно, что никак не может возыметь должной для правды силы. И кажется, кроме Пушкина уже некому напомнить о ней, правде; предупредить, что дальнейшее отступление и есть самая смерть земли Русской.
Слава Богу, что твердыню пушкинского гения преодолеть еще не удалось никому. И не удастся! Звучит и будет звучать голос нашего великого поэта. Он зовет и будит русскую душу. Поэтому есть надежда. Есть!

В Даугавпилсе Русское общество Латвии составило собственный список исторически значимых захоронений.

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу…

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основаны от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его».

А.С. Пушкин.

Восстановить справедливость

Активисты общины обнаружили братское кладбище за тюрьмой, совершенно заброшенное, превращенное в пустырь. После субботника оно приобрело более ухоженный вид. Но на этом дело не закончилось.

Российское консульство в Даугавпилсе выделило средства на реконструкцию памятного места. Будет заменен и скромный памятник, на котором указано, что здесь были расстреляны бойцы и командиры Советской армии, замученные фашистскими захватчиками в период 1941-1945 годов. Однако на новом памятнике появится другая надпись. Роловцы установили, что в этих могилах покоится не менее трех тысяч мирных жителей.

Заместитель председателя этой организации Владимир Денисов нашел в архивах документы, подтверждающие, что в июне и июле в железнодорожном садике возле тюрьмы расстреливали еврейское население Даугавпилса.

Об этом есть сведения в заключении судебно-медицинской комиссии экспертов по делу совершенных немецко-фашистскими захватчиками злодеяний в районе Даугавпилса, – рассказывает Владимир Михайлович. – В первые же дни оккупации гитлеровцы бросили сотни людей в тюрьму и подвалы полицейских участков. Вскоре было создано гетто, куда согнали все еврейское население города. И первый расстрел был проведен именно возле тюрьмы. А потом уже убивать стали в Погулянке, в сосновом бору на окраине. Об этих трагических событиях помнят и старожилы города. Ведь в репрессиях участвовали и полицаи, набранные из местных. Они не особенно скрывали, чем занимались. Моя мама рассказывала, как наш сосед в то время хвастал: «Пристрелил сегодня жиденка. Его мать научила прятаться под детской ванночкой и ползти потихоньку. Ну, мы по этой ванночке и ударили очередью». Память о безвинных жертвах фашизма будет увековечена в новой надписи.

Денисов верит, что в этой братской могиле похоронен и его отец, участник Сопротивления. Он входил в группу Павла Лейбча, действующую на территории Латвии. Был схвачен гестапо, подвергнут страшным пыткам и расстрелян.

Это тоже история

Я уверен, что память о прошлом – это единственный шанс избежать подобного в будущем. А мы не умеем ее хранить. В бывших гестаповских подвалах фирма «Диттон» устроила ресторан. Улицу Павла Лейбча переименовали. А в старинных оградах на кладбищах странным образом появляются новые захоронения. Так разрушается история, – говорит Денисов.

По профессии он механик, но летописью родных мест увлечен всерьез. В местном отделении общины отвечает за историческое направление, считает своим долгом сберечь для потомков свидетельства эпохи.

Кстати, не все знают, что если за могилой никто не ухаживает, ее абсолютно законно через 25 лет могут сровнять с землей. В Риге по вновь принятым правилам этот срок еще короче. При нашей действительности – войнах, революциях, перемещении по всему земному шару – скоро исчезнет само понятие – старинное кладбище. А ведь это тоже история, причем удивительная.

В Даугавпилсе есть гарнизонное кладбище, известное уникальной деревянной Александро-Невской церковью. Как знаменитые Кижи, она срублена без единого гвоздя. Построен храм на пожертвование купца Чурсина. Он проезжал в конце XIX века через Двинск. По дороге тяжело заболел сын и скоропостижно скончался. Здесь он и похоронен. Как говорят старожилы, гроб был сделан с окошком и поставлен в склеп, над которым установлен ажурный железный купол. Проржавевшие остатки этой усыпальницы еще видны.

Да и самые обыкновенные могилы с крестами многое расскажут о былом. Вот, к примеру, надпись на камне: «Евгения Брониславовна, жена штабс-капитана Мозулевского». До революции и в паспортах женщин обязательно указывалось, чья это жена или вдова, для незамужних – чья дочь или сестра. В наши феминистические времена это трудно понять, а некогда было нормой.

Это старинное русское кладбище при крепости – напоминание о славной странице в истории города, связанной со строительством этого бастиона, с первым гарнизоном, размещенным за крепостными валами.

А на другом кладбище, православном, есть памятник броненосцу «Петропавловск», участвовавшему в Цусимской битве. Историки знают, что в том морском сражении с японцами на «Петропавловске» погибли адмирал Макаров и художник Верещагин. Среди героев был и мичман Шишко, уроженец Двинска. В память о сыне его матушка поставила памятник кораблю и всем морякам, на котором установлены настоящие якоря.

«Мы не Иваны, не помнящие родства»

Такой позиции придерживаются в русской общине. И потому взяли шефство над многими безродными могилами. В самом деле, если слепо следовать кладбищенским правилам, то давно надо срыть и могилу Гагельстрома, основавшего 150 лет назад театр, и Дубровина, посадившего чудный парк в центре города.

Мы обследовали кладбища, составили собственный список исторически значимых захоронений, – рассказал председатель отделения РОЛ Алексей Васильев . – В нем примерно 60 объектов. В этом перечне указано, что нужно сделать, чтобы сохранить тот или иной памятник. Документ этот передали в муниципальное предприятие по благоустройству. Это хотя бы послужит гарантией того, что старые могилы не уйдут под бульдозер. Дума обещала по возможности выделить средства на уход за этими объектами.

Конечно, РОЛ не остается в стороне от непосредственной работы по уходу за памятными местами. Не один субботник провели активисты. Некоторые памятники уже восстановлены.

Одни спасают, другие – варварски разрушают. Красивую кованую ограду, ажурный металлический крест могут в одну ночь выломать и вывезти. То ли бомжи, то ли «любители старины». Поэтому еще одной своей важной задачей энтузиасты считают приобщение всех горожан к истории родных мест. Ведь, как писал Пушкин, залог величия человека основан на двух чувствах – любви к родному пепелищу и отеческим гробам.