М. Рахманова

О,В. Дыбина,

Н.П. Рахманова,

В.В. Щетинина
Неизведанное рядом

Занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников

Творческий Центр “Сфера”

Москва 2002
Содержание


Поисково-познавательная деятельность в младшей группе…………………….. ………………3

Неживая природа…………………………..…………3

Вода………………………………………………….3

Воздух……………………………………………….3

Свет, цвет……………………………………………4

Вес," притяжение…………………………………...5

Звук…………………………………………………..5

Теплота………………………………………………6

Человек……………………………………………….…7

Человек. Рукотворный мир……………………..…...8

Свойства материалов………………………………8

Поисково-познавательная деятельность

в средней группе…………………………………10

Живая природа………………………………………10

Растения и животные как живые организмы:

рост, потребности, размножение………………..10

Характерные особенности сезонов …………….11

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде……………13

Неживая природа……………………………..…….14

Вода………………………………………………...14

Воздух……………………………………………...15

Песок, глина, камни………………………………16

Свет, цвет…………………………………………..18

Магниты, магнетизм ………………………………19

Вес, притяжение…………………………………...20

Звук…………………………………………………21

Теплота…………………………………………….21

Человек ………………………………….…………….22

Человек. Рукотворный мир…………..…………….24

Свойства материалов…………………………….24

Человек. Рукотворный мир. Преобразование…..25

Поисково-познавательная деятельность в старшей группе…………………………………….28

Живая природа………………………………………28

Растения и животные как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности…………………………………………28

Строение, значение, функции, видоизменения частей растения…………………………………….33

Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)…………………………………38


Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде…………….40

Неживая природа……………………………………41

Вода ……………………………………………….41

Воздух……………………………………………...43

Песок, глина, камни………………………………45

Свет, цвет………………………………………….46

Магниты, магнетизм………………………………48

Электричество……………………………………..50

Вес, притяжение…………………………………...51

Звук…………………………………………………52

Теплота…………………………………………….54

Земля. Космос……………………………………..55

Человек…………………………………………………57

Человек. Рукотворный мир…………………………59

Свойства материалов……………………………..59

Человек. Рукотворный мир. Преобразование…..60

Поисково-познавательная деятельность в подготовительной к школе группе ……………..65

Живая природа……………………………………….65

Строение, значение, функции, видоизменения частей растения…………………………………….65

Характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах…………………..66

Характерные особенности факторов внешней среды. Природные зоны…………………………….67

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде……………68

Эволюция…………………………………………..70

Неживая природа……………………………………72

Вода………………………………………………...72

Воздух……………………………………………...73

Свет, цвет…………………………………………..76

Магниты, магнетизм………………………………78

Электричество…………………………………….79

Вес, притяжение…………………………………..79

Звук…………………………………………………80

Теплота…………………………………………….83

Земля. Космос……………………………………..85

Человек. Рукотворный мир…………………………85

Свойства материалов…………………………….85

Человек. Рукотворный мир. Преобразование…..86
Этапы усложнения в поисково-познавательной деятельности дошкольников……………………92

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
ВОДА
Узнаем, какая вода

Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Материалы и оборудование: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья - с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Ход: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две - тяжелые, в одной из тяжелых емкостей - окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй - вода, а в тре¬тьей - чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

Изготовление цветных льдинок

Задачи: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материалы и оборудование: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них веревочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.

ВОЗДУХ
Что в пакете?

Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты.

Ход: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Игры с соломинкой

Задачи:

Материалы и оборудование: Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.

Ход: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют , для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Материалы и оборудование: Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо - мягкий, другой надут сильно - упругий).

Ход: Взрослый вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и пр.). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой - мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).

Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.

Надувание мыльных пузырей

Задачи: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

Ход: Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Взрослый объясняет детям , как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).

Ветер по морю гуляет

Задачи: Обнаружить воздух.

Материалы и оборудование: Таз с водой, модель парусника.

Ход: Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края». Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Затем взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
СВЕТ, ЦВЕТ
Что в коробке?

Задачи: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материалы и оборудование: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Ход: Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь" или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света - фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Волшебная кисточка

Задачи: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого - оранжевый, синего и красного - фиолетовый, синего и желтого - зеленый).

Материалы и оборудование: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены - красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один - нет).

Ход: Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила , предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет. Дети работают последовательно (смешивают, закрашивают) над каждым цветом.

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
Легкий - тяжелый

Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

Материалы и оборудование: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).

Ход: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

Игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

Игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

Игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое - Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.

Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебрашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий - тяжелый» с учетом размера и материала.

ЗВУК
Что звучит?

Задачи: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материалы и оборудование: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

Музыка или шум?

Задачи: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза , остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.
ТЕПЛОТА
Горячо - холодно

Задачи: Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Материалы и оборудование: Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Ход: Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Взрослый спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли. Взрослый обсуждает это с детьми.

Чудесный мешочек

Задачи: Научить определять температуру веществ и предметов.

Материалы и оборудование: Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

Ход: Дети рассматривают мелкие предметы из дереве, металла, стекла (зеркало), называют их, определяют материалы и складывают Предметы в чудесный мешочек. Взрослый предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны (из железа). Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева, стекла. Взрослый предлагает детям подержать металлические предметы в руках и определить, какими стали предметы (теплыми, они согрелись в руках). Дети меняются предметами, сравнивают их по теплоте. Взрослый уточняет, что произойдет с предметами, если они полежат на холодном подоконнике (они станут холодными). Затем дети выкладывают предметы из разных материалов на подоконник и проверяют (через 5-10 минут), как изменилась их температура (стали прохладными, остыли). Взрослый предлагает детям потрогать предметы руками, чтобы определить, все ли они одинаково холодные. Дети делают вывод, что металлические предметы самые холодные; деревянные - теплее.

ЧЕЛОВЕК
Веселые человечки играют

Задачи: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом - нос, глаза, брови, рот; волосами.

Материалы и оборудование: Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи, головы).

Ход: Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют взрослому, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку (у нее есть хвост, крылья и т.д.).

Для эмоционального проживания и активизации обследования тела можно провести музыкальную игру«Где же, где же наши...» (название частей тела) и «Измерялки», когда дети мерятся и выясняют, у кого длиннее или короче ноги, руки, кто выше). Можно также предложить игру «Покажи (сделай) то, что я скажу» (попрыгать на одной ноге, показать ухо и т.п.).

Нарисуем свой портрет

Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

Материалы и оборудование: Маркеры, губки, зеркала (одно большое, например в зале хореографии, и маленькие), салфетки, кисти, клей.

Ход: Взрослый , запомнить цвет глаз, волос, обвести маркером контуры своего тела и его частей, лица и его частей, т.е. нарисовать свой портрет на зеркале.

Починим игрушку

Задачи: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).

Материалы и оборудование: Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.

Ход: Взрослый предлагает детям починить игрушки, которые сломались; при этом объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, взрослый предлагает детям приклеить их на образец. При выборе головы обращает внимание детей на то, что все лица неодинаковые, и выясняет у них, чем они отличаются (разным настроением), и как дети догадались (по линиям рта, бровей и пр.). Взрослый предлагает детям выбрать лицо, например веселое или грустное; подумать, мальчик это или девочка; приклеить подходящую прическу; подобрать одежду. Придумать им имена.

Примечание : всех кукол оставить для дальнейших игр (вырезать их по контуру и подписать предложенные имена на обратной стороне), сделать два гардероба (для мальчиков и для девочек). В дальнейшем для развития игры можно добавлять мебель, посуду и т.д.

Наши помощники

Задачи: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши - слышать, нос - определять запах, язык - определять вкус, пальцы - определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

Материалы и оборудование: «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.

Ход: Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.

Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники , которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охра¬ны органов чувств).

ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР
СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ
Бумага, ее качества и свойства

Задачи: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Материалы и оборудование: Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкос¬ти с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход: Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

Древесина, ее качества и свойства

Задачи: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Материалы и оборудование: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.

Ход: Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается - значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Ткань, ее качества и свойства

Задачи: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Материалы и оборудование: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход: Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья ; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Глина, ее качества и свойства

Задачи: Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Материалы и оборудование: Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

Ход: Взрослый организует выставку глиняных игрушек. После рассматривания ее детьми выясняет, из чего сделаны все игрушки; какой материал был при этом использован; что еще дети хотели бы узнать о нем. Затем предлагает им подставки с лежащими на них кусочками глины и спрашивает, что можно из них вылепить и почему. Дети скатывают шар (глина мягкая, пластичная, ее можно мять: из шара сделать лепешку и т.д.). Кладут небольшой кусочек глины в емкость с водой и наблюдают за ее размоканием. Взрослый демонстрирует, как глиняная игрушка легко разбивается. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Ведущий научный сотрудник. Работает в институте с 1986 г. в Секторе (Отделе) музыки. Доктор искусствоведения, с 1997 г.

Сфера научных интересов — русская музыка разных эпох, от Средневековья до ХХ века, преимущественно русская музыка классического периода, Русского Зарубежья; русская духовная музыка.

Участник федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах.

Награды:

Трижды получала грамоты Института в конкурсе лучших публикаций года, в частности в 2012 за Афонский том в серии «Русская духовная музыка…»

В прошлом:

  • Зав. отделом журнала «Советская музыка»/ «Музыкальная академия»
  • Ученый секретарь Государственного музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, 1998-2010; куратор ряда выставок в Музее; редактор музейных изданий, в том числе трех выпусков, посвященных С. С. Прокофьеву, двух — Д. Д. Шостаковичу, а также М. И. Глинке, С. И. Танееву и др.
  • Редактор «Российской музыкальной газеты» (1996-2008)
  • Член экспертного совета РГНФ (до 2011 г.)
  • Сотрудник радиоканала «Орфей»

Образование:

  • Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (1964-1969)
  • Аспирантура МГК (1969-1972)
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Истоки оперных концепций М. П. Мусоргского », 1987
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Творчество Н. А. Римского -Корсакова: опыт современного осмысления», 1997

Oсновные публикации

Монографии:

Николай Андреевич Римский-Корсакова. М.: Академия имени Гнесиных, 1995.

Руководитель проекта «Русская духовная музыка в документах и материалах»; проект начат в 1998 г.; к настоящему времени вышло 7 томов в 11 книгах.

Последние издания:

  • Том 6 (в двух книгах): Переписка С. В. Смоленского с деятелями русской культуры. М., 2008 и М., 2009 (67 и 45 п. л.).
  • Том 7 (в двух книгах): Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности. М., 2012 (68 и 41 п. л.).

В настоящее время готовится VIII том серии « Литературно-музыкальное наследие» А. В. Никольского (руководитель А. В. Лебедева -Емелина); ведется работа над IX томом «Православное церковное пение советской эпохи».

Материалы конференций:

Пленарные доклады на Бражниковских чтениях (Петербургская консерватория и РНБ, ежегодно, с 2000 г.), с публикацией в буклетах и сборниках Чтений.

Конференции Библиотеки-фонда «Русское зарубежье»; доклад на конференции «Русское музыкальное зарубежье» (2011 г.) «Максим Ковалевский: особый путь» (в печати) — 2 п. л.

Участие в конференциях Пушкинского Дома (Петербург).

Лекция на конференции «Российская музыка: переосмысление и открытие заново» (University of Darham, 2011): «Достижения и проблемы русской музыкальной науки за последние два десятилетия» (в печати).

Организатор (совместно с М. Г. Раку) конференции к 100-летию со дня смерти Н. А. Римского -Корсакова (в рамках «Келдышевских чтений» ГИИ); по итогам конференции подготовлен и издан сборник «Наследие Римского-Корсакова в русской культуре» (21 п. л. М., 2009).

Коллективные труды:

Композиторское творчество // История русского искусства в 22 томах. Т. 17: 1880-1890 -е гг. М.: Северный паломник. — 4 а.л. (в печати)

Церковное пение России с 1825 по 1880 // История русского искусства в 22 томах. Т. 16. М.: Северный паломник. — 4 а.л. (том в процессе подготовки)

Духовная музыка: Новое направление // История русского искусства в ХХ томах. Т. 18: 1900-1917 — 3 а.л. (том в процессе подготовки)

Русская духовная музыка в ХХ веке; Сергей Дягилев и «экспансия русского искусства» // Русская музыка и ХХ век / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997. — 6 а.л.

А. Т. Гречанинов // История русской музыки в 10 томах. Т. 10а. М., 1997. — 6 а.л.

Н. А. Римский -Корсаков // История русской музыки в 10 томах. Т. 7 и 8. М., 1994. — 8 п. л.

Музыка // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира / под ред. Г. Ю. Стернина. М., 1991. — 4 п. л.

Автор передач на «Радио России» в циклах «Образы России» и «Потерянный рай» (русская классическая и духовная музыка); цикла передач на радиостанции «Радонеж» и проч.; принимала участие в съемке нескольких документальных фильмов и телефильмов (в частности, о С. С. Прокофьеве, А. Т. Гречанинове и Синодальном хоре).

[Богатéнков] Яков Алексеевич (1875, Казань - 10.10.1941, Саратов), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист. Семья Б. происходила из казанского старообрядчества; его отец, Алексей Порфирьевич (буд. старообрядческий еп. Рязанский и Егорьевский Александр), с благодарностью упоминается в предисловии к изданию С. В. Смоленского «Азбука знаменного пения (Извещения о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца» (Каз., 1888) за предоставление для работы «превосходной» знаменной рукописи «иосифовского текста». Б. окончил в 1898 г. Строгановское уч-ще по классу живописи, в 1912 г. Археологический ин-т, под рук. прот. В. Металлова написал работу «Русские духовные стихи, канты и псальмы по устному преданию, рукописным источникам и крюковым книгам» (фрагмент опубл. в Сб. работ Этнографической секции Гос. ин-та музыкальной науки (М., 1926. Вып. 1. С. 91-103), местонахождение полного текста неизвестно). В 1900-1910-х гг. Б. содержал в Москве иконописную и реставрационную мастерскую (на Таганке, в Дурном пер.), к-рая была удостоена большой серебряной медали на 1-й Всероссийской выставке икон в С.-Петербурге в апр. 1904 г. Иконы, написанные в мастерской, находились в старообрядческих храмах по всей России; под рук. Б. были выполнены стенные росписи в московских старообрядческих церквах в Покровско-Успенской общине, в Гавриковом пер., и в Покровской, на Новокузнецкой ул. (росписи частично сохр.). В ГЦММК им. Глинки хранится икона св. Иоанна Дамаскина, держащего в руках свиток с рус. певческими знаменами, написанная Б. в дар Смоленскому от московских старообрядцев; известны также живописные и графические работы Б.

В дореволюционный период Б. служил уставщиком в московских старообрядческих храмах, в т. ч. в Покровском соборе на Рогожском кладбище. В 10-х гг. XX в. являлся руководителем хора при старообрядческом Честного и Животворящего Креста Господня братстве и устраивал публичные просветительские концерты со специальными историческими программами в Москве (в т. ч. в аудитории Политехнического музея, в зале Синодального уч-ща) и в провинции. Как правило, эти концерты сопровождались пояснениями Б. Писал статьи по общественным и церковнопевч. проблемам для старообрядческих изданий, чаще всего для журналов «Церковь» и «Старообрядческая мысль», публиковал рассказы из жизни старообрядцев. В 1915 г. написал отзыв на первое исполнение «Всенощной» С. В. Рахманинова. Б. был одним из организаторов Старообрядческого культурно-просветительского об-ва (1915), в программе к-рого говорилось о встрече «новой русской философии и старообрядческой мысли». Преподавал в Старообрядческом ин-те при Рогожской общине (основан в 1911) и был руководителем хора ин-та.

После 1918 г. Б. участвовал в реставрации соборов Московского Кремля, сотрудничал с Этнографической секцией Гос. ин-та музыкальной науки, где пытался создать семинар по изучению крюкового пения. Неоднократно подвергался арестам (в 1919 и неск. раз в 20-х гг.), в т. ч. вместе со своим отцом. Впосл. служил чертежником в разных московских учреждениях и работал над исследованием «Материалы по изучению мелодической структуры знаменного крюкового пения» (РГБ ОР; не опубл.), к-рое до наст. времени сохраняет научную ценность. В июле 1941 г. Б. был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, этапирован в Саратов, где скончался в тюремной больнице. Реабилитирован в 1956 г.

ББК 85.313(2=Рус)53 + 85.313(2)5,81
РУБ IV.03(Б)
Рубрики: Музыка русская, 2-я пол. 19 в.
Композиторы--Россия, 19- нач. 20 вв.

"Пиковая дама"--опера П. И. Чайковского по повести А. С. Пушкина, 1890

"Спящая красавица"--балет П. И. Чайковского по сказке Ш. Перро, 1888-1889

"Снегурочка"--опера Н. А. Римского-Корсакова по пьесе А. Н. Островского, 1880-1881

"Снегурочка"--постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова--Изоматериал

"Млада"--опера-балет Н. А. Римского-Корсакова

"Млада"--постановка оперы-балета Н. А. Римского-Корсакова--Изоматериал

"Кольцо нибелунга"--тетралогия Р. Вагнера ("Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов") по скандинавскому эпосу "Эдда" и немецкому эпосу "Песнь о нибелунгах", 1852-1874

"Ночь перед Рождеством"--опера Н. А. Римского-Корсакова

"Садко"--опера Н. А. Римского-Корсакова, 1897

"Моцарт и Сальери"--опера Н. А. Римского-Корсакова

"Царская невеста"--опера Н. А. Римского-Корсакова по пьесе Л. А. Мея, 1898

"Царская невеста"--постановка оперы Н. А. Римского-Корсакова--Изоматериал

"Сказка о Царе Салтане"--опера Н. А. Римского-Корсакова по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", 1899-1900

"Воевода"--опера П. И. Чайковского

"Сервилия"--опера Н. А. Римского-Корсакова по пьесе Л. А. Мея, 1901

"Орестея"--опера С. И. Танеева, 1894

Аннотация: О русском композиторском творчестве 1880-1890-х гг. В частности, о творчестве Н. А. Римского-Корсакова (с. 478, 506-519) ; П. И. Чайковского (с. 478, 491-506) ; А. К. Глазунова (с. 479, 519-523) ; С. И. Танеева (с. 479, 489-490, 491, 519-520, 523-528) ; А. К. Лядова (с. 479) ; А. С. Аренского (с. 479, 529-530) ; о деятельности М. Беляева (с. 486-488) ; о творческих содружествах композиторов (с. 486-489) ; об опере П. И. Чайковского "Пиковая дама" (с. 503-505) ; кратко о балете П. И. Чайковского "Спящая красавица" (с. 505) ; об опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (с. 506-509) ; об опере-балете Н. А. Римского-Корсакова "Млада" (с. 510-512) ; о влиянии творчества Р. Вагнера на творчество Н. А. Римского-Корсакова (с. 510-513) ; сравнительный анализ тетралогии Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" и балета Н. А. Римского-Корсакова "Млада" (с. 512) ; об опере Н. А. Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" (с.513-514) ; об опере Н. А. Римского-Корсакова "Садко" (с. 514-515) ; об опере Н. А. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" (с. 516) ; об операх Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста", "Воевода", "Сервилия", "Сказка о царе Салтане" (с. 517-519) ; об опере С. И. Танеева "Орестея" (с. 524-526) ; о творчестве М. А. Балакирева (с. 528) ; о творчестве С. М. Ляпунова (с. 528-530) ; о творчестве М. М. Ипполитова-Иванова (с. 530-532) ; о творчестве В. С. Калинникова (с. 532).
На фот.: А. К. Глазунов, 1890-е гг. (с. 481, 1 фот.) ; А. С. Аренский, нач. 1890-х гг. (с. 482, 1 фот.) ; А. К. Лядов, 1890-е гг. (с. 483, 1 фот.) ; А. Т. Гречанинов (фотограф С. Фельзер) (с. 483, 1 фот.) ; М. М. Ипполитов-Иванов, фот. 1900-х гг. (с. 484, 1 фот.) ; С. М. Ляпунов, фот. 1906 г. (с. 485, 1 фот.) ; С. И. Танеев и В. И. Сафонов, фот. 1889-1890-х гг. (с. 490, 1 фот.) ; П. И. Чайковский в разные годы жизни (с. 492, 496, 2 фот.) ; Н. А. Римский-Корсаков, фот. 1894 г. ; Автограф на клавире оперы "Садко" (с. 519, 2 фот.) ;
На ил.: Эскиз афиши к опере "Снегурочка" Московской частной оперы (художник К. А. Коровин) (с. 486, 1 цв. ил.) ; Эскизы декорации "Берендеевка" и костюмов к опере "Снегурочка", 1910 г. (художник Ф. Ф. Федоровский) (с. 508, 509, 3 цв. ил.) ; Эскизы костюмов к опере "Снегурочка", 1885 г. (художник В. М. Васнецов) (с. 509, 2 цв. ил.) ; Эскиз декорации к спектаклю "Млада" Оперного театра С. И. Зимина, 1913-1914 гг. (художник И. С. Федотов) (с. 511, 1 цв. ил.) ; Н. И. Забела-Врубель в партии Волхвы из оперы "Садко", 1898 г. (художник М. А. Врубель) (с. 516, 1 цв. ил.) ; Эскиз декорации "Пристань в Новгороде" из оперы "Садко" Оперного театра С. И. Зимина, 1912-1913 гг. (художник Е. Е. Егоров) (с. 517, 1 цв. ил.) ; Эскизы декораций к опере "Царская невеста" Московской частной русской оперы, 1899 г. (художник М. А. Врубель) (с. 518, 2 цв. ил.) ; Портрет А. С. Аренского, 1901 г. (художник К. Тавастшера) (с. 529, 1 цв. ил.) ;

Доп.точки доступа:
Комеч, Алексей Ильич \авт. идеи\; Лащенко, Светлана Константиновна \отв. ред.\; Комаров, Александр Викторович (музыковед); Фельзер С. \авт. фот.\; Федоровский, Федор Федорович (театр. худож. ; 14(26).12.1883-07.09.1955) \авт. ил.\; Васнецов, Виктор Михайлович (худож. ; 15.03.1848-23.07.1926) \авт. ил.\; Федотов, Иван Сергеевич (театр. худож. ; 1881-1951) \авт. ил.\; Врубель, Михаил Александрович (театр. худож., живописец, график, скульптор; 05(17).03.1856-01(14).04.1910) \авт. ил.\; Егоров, Е. Е. \авт. ил.\; Тавастшерна, К. (худож.) \авт. ил.\; Римский-Корсаков, Николай Андреевич (комп. ; 6(18).03.1844-8(21).06.1908); Чайковский, Петр Ильич (комп. ; 25.04(07.05).1840-25.10(06.11).1893); Глазунов, Александр Константинович (комп., дирижер, педагог; 10.08.1865-21.03.1936); Танеев, Сергей Иванович (комп., пианист, муз. ученый, педагог; 25.11.1856-19.06.1915); Лядов, Анатолий Константинович (комп., дирижер; 29.04(11.05).1855-15(28).08.1914); Аренский, Антон (Антоний) Степанович (комп., пианист, дирижер, педагог; 30.06(12.07).1861–12(25).02.1906); Беляев, Митрофан Петрович (меценат; 22.02.1836-04.01.1904); Вагнер, Рихард (нем. комп., дирижер, муз. писатель, театр. деятель; 22.05.1813-13.02.1883); Балакирев, Милий Алексеевич (комп. ; 21.12.1836-16.05.1910); Ляпунов, Сергей Михайлович (комп. ; 18(30).11.1859–08.11.1924); Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович (комп. ; 19.11.1859 - 28.01.1935); Калинников, Василий Сергеевич (комп. ; 1866-1900); Мусоргский, Модест Петрович (комп. ; 09(21).03.1839-16(28).03.1881); Гречанинов, Александр Тихонович (комп. ; 25.10.1864-03.01.1956); Сафонов, Василий Ильич (дирижер, комп. ; 25.01(06.02).1852-14(27).02.1918); Забела-Врубель, Надежда Ивановна (оп. певица; 20.03(1.04).1868-21.06(4.07).1913); Государственный институт искусствознания(Москва); Московская частная русская опера (Москва) (1885-1904)
Нет сведений об экземплярах (Источник в БД не найден)