Мать артура шопенгауэра. Философия Шопенгауэра – кратко


Иван Сергеевич Тургенев - родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, Российская империя. Русский писатель, поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН. Автор книг - «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Провинциалка», «Муму», «Новь» и др. Умер 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Тургенев Иван Сергеевич

  • Добро по указу - не добро.
  • Горе сердцу, не любившему смолоду!
  • Старая штука смерть, а каждому внове.
  • Исключения только подтверждают правила.
  • Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
  • Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
  • Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
  • Слово "завтра" придумано для людей нерешительных и для детей.
  • Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
  • Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.
  • Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.
  • Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.
  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
  • Настоящий человек, тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
  • Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».
  • Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.
  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.
  • Наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие.
  • Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане Вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
  • О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.
  • У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, - и то не день, а мгновение.
  • Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
  • Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые сами не живут и другим жить не дают. Женщины большей частью принадлежат к третьему разряду.
  • Если бы с молодостью уходило одно хорошее - то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бе себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.
  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться!

Имя: Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer)

Возраст: 72 года

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Артур Шопенгауэр: биография

Крупнейший философ-иррационалист 19 века являлся крайне противоречивой натурой. Сторонник идей аскетизма ни в чем себя не ограничивал; будучи убежденным вегетарианцем – не помышлял о жизни без мяса; всем сердцем ненавидел женщин, но любил общество милых дам. По сей день это несоответствие между философией пессимизма и жадностью к наслаждениям жизни вызывает жаркие споры среди современников.


Одни видят в Шопенгауэре «мученика», пытающегося найти способ преодолеть трагизм жизни. Другие уверены, что маэстро являлся эгоистом, любящим гиперболизировать проблемы окружающей действительности, возводя их в ранг абсолюта. Но никто и не будет отрицать того, что мысли и наблюдения Артура оказали влияние на культуру философии, став отправной точкой для новых концепций.

Детство и юность

22 февраля 1788 в городе Данциг в зажиточной семье Шопенгауэров на свет появляется мальчик. Отец и мать дают имя младенцу Артур.

Генрих Флорис Шопенгауэр, отец Артура, потомственный купец, который гордился делом, доставшимся по наследству. Поддерживая репутацию семейства, он делал все возможное, чтобы бизнес процветал, и его жена с детьми ни в чем не нуждались. Генрих являлся не только грамотным коммерсантом, но и человеком богатой душевной организации.


Люди, имевшие с ним дело, отмечали присущую ему принципиальность, неподкупность и справедливость, за что отец философа заслужил уважение в родном городе. В 38 лет Генрих берет в жены 18-летнюю Иоганну-Генриетту Трозинер. Чувств в этом союзе не было, был расчет. Пытливая и холодная Генриетта верила в то, что в этом браке ей придется беспокоиться лишь о том, какое платье надеть сегодня на бал. Генрих понимал, что не вечен, и ему нужны наследники.

Артур прожил в родном городе ровно пять лет. В 1793 году Данциг подвергся блокаде прусских войск и перестал быть вольным городком. Свободолюбивое семейство не хотело пресмыкаться перед захватчиками и в марте переселилось в Гамбург. На протяжении 12 лет Шопенгауэры не меняли места жительства. Генрих мечтал дать сыну достойное образование.


В 9 лет Шопенгауэр старший отправляет Артура во Францию к своему другу в Гавр. На протяжении двух лет мальчик обучается у лучших преподавателей города. Вернувшись домой, юный Шопенгауэр в совершенстве говорил на французском, а родной немецкий язык давался будущему философу с трудом. В 11 лет мальчик поступает в гимназию Рунге, где воспитывали исключительно детей коммерсантов. В этой школе кроме общепринятых предметов преподавали фехтование, рисование, игру на флейте и танцы.

В январе 1805 года по наставлению отца Артур поступает торговую контору коммерсанта и сенатора Иениша. Там мальчик понимает, что торговля - это не то, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ко всему прочему, весной 1805 года погибает отец Артура. Генрих упал из окна чердака в водный канал и утонул. Злые языки поговаривали, что это было самоубийство. Назывались разные причины: одни утверждали, что Генрих предвидел скорое банкротство и не смирился с этой мыслью, вторые говорили, что дело в проблеме со здоровьем. Мальчик, любивший отца, тяжело переживал его смерть, и даже если бы одна из этих «причин» была правдивой - он никогда не смог бы это принять.


После смерти главы семейства, власть в доме перешла к Иоганне. Мать философа без зазрения совести окружить себя литераторами, художниками и политическими деятелями, открывает в Веймаре салон. Среди гостей женщины появлялись именитые персоны: Виланд, братья Шлегели, и даже сам Гетте. Пока Иоганна вела праздный образ жизни, Артур продолжал обучаться коммерческому делу. Обучался юноша до тех пор, пока новый друг Иоганны не убедил ее отдать сына в Геттингенский университет.

Медицинский факультет сразу привлек внимание Артура, но под влиянием преподавателя Г. Шульца юноша сфокусировался на философии, перейдя на соответствующий факультет В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 года. В 1811 году Артур переезжает из Веймара в Берлин. Там жил философ Фихте,находящийся в тот момент на пике популярности. Юный Шопенгауэр посещал лекции, коллоквиумы и не раз вступал в конфронтацию с мэтром. Со временем уважение к Фихте испарилось, зато пришли пренебрежительное отношение и насмешка.


Артур с усердием изучает естественные науки: химию, астрономию, физику, зоологию, геогнозию. Юноша прослушал курс по скандинавской поэзии, изучал творчество писателей эпохи Возрождения, тяготел к средневековой философии. Только юриспруденция и богословие не привлекали студента. Сосуд остальных наук юному Артуру хотелось осушить полностью.

В 1813 году юный мыслитель должен был получить докторскую степень в Берлине. Но его планы подкорректировала военная обстановка. Над конструкцией сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания» Артур работал на протяжении лета.

В начале октября старания Шопенгауэра были оценены по достоинству: Иенский университет провозглашает Артура доктором философии.

Литература

«Мир как воля и представление» – Центральная работа Артура Шопенгауэра. В книге собраны воззрения мэтра относительно жизни, его видение воспитания, одиночества и долга. При написании этого произведения Шопенгауэр вдохновлялся работами Эпиктета и . Мыслитель хочет донести до читателя мысль о том, что вне зависимости от внешних благ, внутренняя целостность человека и гармония с самим собой, а также физическое здоровье тела - единственной причина счастья.


Книга «Эристика или искусство побеждать в спорах» написана в 19 веке, но именно сейчас она является крайне актуальной. В книге Шопенгауэр раскрывает секреты ведения беспроигрышных диспутов. Артур объясняет, как быть правым, даже если ты не прав. По мнению автора, для того, чтобы победить в споре, нужно правильно апеллировать фактами.

В книге «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр пишет о том, что человечество находится в плену собственных желаний – с каждым днем потребности растут, ничто не в силах утолить наши страсти, каждый старый порыв рождает новый, более мощный.


Книга «Метафизика половой любви». Публикуемые тексты знакомят читателя с этическими воззрениями Шопенгауэра. Здесь преобладает сущность половой любви, принятие самого факта смерти и смертности человека. Непоколебимая жажда жизни, сила инстинктов, проявления иллюзорности мира, которые представлены в сюжетах книги, где каждый читатель сможет найти себя.

Личная жизнь

Шопенгауэр не был привлекательным: Философ был низкого роста, узкоплеч и имел непропорционально большую голову, которая из-за размеров тела смотрелась комично.

Несмотря на отсутствие внешнего лоска, парень одевался изящно. У него было собственное видение моды. Даже в подборе одежды мужчина являлся неисправимым индивидуалистом. Но мизантроп остается мизантропом, даже будучи одетым с иголочки.


Малообщительный юноша был чужд обществу и девушкам. Однако в редких беседах парень привлекал внимание не внешностью, а речами, которые, как литературный слог, были просты и точны.

Девушку, посеявшую в душе юного пессимиста зерно женоненавистничества, звали Каролина Джегерман. Шопенгауэр влюбился до беспамятства, решив создать семейный союз, навечно привязав красавицу к себе. Но возлюбленная оказалась не так проста: не захотев обременять себя узами брака, Каролина попросила юного философа оставить ее в покое. Артур не выяснял поэтапно, почему с ним так обошлись. Объяснение молнией пронеслось у него в голове: женщины по природе глупы и недалеки. Эти существа не способны строить будущее. Женщина – оплот греховности и порочности.


Молодой человек становился сексистом, но, несмотря на это прозрение, юноша проводил много времени в компании местных красавиц, флиртовал и, если повезет, предавался любовным утехам.

Каролина посеяла зерно, но корни проросли, когда в жизни Артура появилась знойная итальянка Тереза. Девушка была красива, богата и образована. Знакомство состоялось в 1822 году, в момент путешествия Шопенгауэра в Италию. Молодой человек был на седьмом небе от счастья и всерьез задумался о женитьбе. Один единственный эпизод разрушил планы философа: во время прогулки по городу влюбленные столкнулись с английским писателем лордом Байроном.


Спутница при виде именитого донжуана расчувствовалась и упала в обморок. Артур побоялся, что в будущем столь впечатлительная дама с легкостью наставит рога и поспешно отказался от свиданий с легкомысленной девушкой.

В дальнейшем Шопенгауэр встречался исключительно с легкодоступными девицами: получал то, что было нужно, и бросал их. Каждый новый «роман» был местью итальянской красавице.

Через год Артур вернулся в Дрезден и сообщил во всеуслышание, что семейная жизнь не для него и с любовью к женщинам покончено.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем. Никакая болезнь не могла с ним совладать. Поэтому учащенное "апрельское" сердцебиение 1860 года и легкий дискомфорт в области груди в тот момент не вызвали в философе и капли опасения.

Через четыре месяца, 21 сентября, врач нашел бездыханное тело Шопенгауэра: болезнь застала "врасплох", когда мужчина пил кофе в гостиной. Пневмония легких стала посмертной спутницей философа.


Тело не вскрывали, ибо при жизни Шопенгауэр в письменной форме отказался от этой процедуры. При погребении на голову был возложен лавровый венок. Останки маэстро пессимизма предали земле 26 сентября на местном кладбище во Франкфурте.

Неприметная надгробная плита, увитая плющом, украшает последнее пристанище гения. Нет точки отсчета (даты рождения), нет точки невозврата (даты смерти). Только два слова высечены на той плите: Артур Шопенгауэр.

Цитаты

«Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать».
«Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством».
«Мир - это госпиталь для неизлечимо больных людей».
«Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние».
«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет».

Библиография

  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813)
  • «О зрении и цветах» (1816)
  • «Мир как воля и представление» (1819)
  • «О воле в природе» (1826)
  • «О свободе воли» (1839)
  • «Об основе морали» (1840)
  • «Две основные проблемы этики» (1841)
  • «Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 - два тома)
  • «Новые Paralepomena» (1860)

«К пессимистическому взгляду на жизнь он пришёл ещё в юности. На этот взгляд, прежде всего его настраивали отношения, сложившиеся между его отцом и матерью. Их брак оказался неудачным. В 1803 году, когда Артуру было 15 лет, его родители развелись, а спустя два года его отец, который был коммерсантом, покончил жизнь самоубийством. Весьма сложными у Артура были и отношения с матерью - Иоганной Шопенгауэр. Она была весьма раскрепощённой и, в отличие от сына, очень жизнерадостной особой. Ей Артур был обязан своему знакомству с великими современниками - Иоганном Гёте , Фридрихом Шлегелем и др. Но всё дело было в том, что Иоганна Шопенгауэр любила в своей жизни только одного человека - самоё себя. Вот почему в 1814 г. Артур полностью прервал с нею отношения. Ему было тогда 26 лет. К пессимистическому взгляду на жизнь А. Шопенгауэра вёл и его собственный характер. Он был крайне раздражительным и злопамятным человеком. Но самое главное: он был на редкость тщеславным человеком. Больше всего он завидовал славе великого Георга Гегеля . Он не выносил оптимистического настроя его диалектики. Вот почему свой главный труд - «Мир как воля и представление» (1819), который он написал в 30 лет, он писал с мыслью о ниспровержении Г. Гегеля с пьедестала самого знаменитого в то время немецкого философа. В отличие от Г. Гегеля , который хотя и в объективно-идеалистической форме, но изображал мир в виде единой и развивающейся системы, А. Шопенгауэр объявил мир нескончаемой войной всех против всех. Другим ненавистным для него философом был Иммануил Кант . Во введении к основному труду он откровенно признавался в том, что создавал свою философию «назло несносному Канту с его критикой разума»

Даниленко В.П., Инволюция в духовной культуре: Ящик Пандоры, М., «Красанд», 2012 г., с. 372-373.