Мать иоанна от ангелов дневник сельского шедевры. Святые праведные иоаким и анна

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке (Москва) .

«Скажите, пожалуйста, почему у людей неверующих в жизни лучше все складывается, чем у верующих, а именно: дети учатся бесплатно, имеют достойную половинку, родители в состоянии купить детям квартиры, а верующие не могут купить квартиры и так далее, дети их учатся платно, не могут сдать зачет (молилась), нет достойной пары?.. » - такое письмо пришло в редакцию «Фомы», и меня попросили на него ответить. А мне сразу вспомнилось несколько историй. Не все о них именно о вере. Они - о мировидении, о подходе к жизни, который со стороны может показаться «лузерским».

Вот первая история. Ее мне рассказал один священник, который служит в Подмосковье. Между службами в храм приехала женщина - ухоженная красавица с большой охраной, увидела батюшку и стала говорить, что ничего в жизни не получается: дети далеко - учатся в Лондоне, муж о ней почти не вспоминает, вроде все для счастья есть, а как-то ей плохо. На все вопросы батюшки об исповеди, о молитве, о покаянии она сквозь зубы отвечала, что все это не действует. Батюшке надоели пререкания, и он сказал: «Знаешь что, милая, а сядь-ка ты в свою машину и вместе с кортежем охраны поезжай в любой детский дом и помоги там детям». Она фыркнула и ушла.

Вернулась через несколько месяцев. Другой взгляд, сияющие глаза. Пришла со словами благодарности: «Батюшка, спасибо вам! Я сначала на вас очень обиделась, а потом решила попробовать. Поехала, увидела, как живут дети без родителей и начала им помогать. Растрясла мужа на эту помощь, подруг всех своих организовала».

И как после этого утверждать, что «у неверующих все в жизни лучше складывается, чем у верующих»? Живут люди для себя, деньгами обеспечены, только вот семья разваливается, покоя нет. И тут один из них решается действовать, как «лузер»: не брать, а отдавать, переступать через себя, жертвовать. И вдруг - проблески счастья…

Вторая история. Отец мой работал в «Метрострое». И в 1968 году там, как повсюду в стране, организовали собрание: чтобы народ поддержал введение войск в Чехословакию. И мой отец чуть ли не единственный на этом собрании не поднял руку. Вместо него начальником участка поставили другого человека, который как раз все сделал «правильно» и «логично». Стал мой папа несчастней от того, что лишился выгоды? Я уверен, что все наоборот - он больше приобрел.

Третья история. К Борису Пастернаку пришел сотрудник НКВД с просьбой подписать письмо против какого-то нового «врага народа» из среды писателей. Пастернак отказался: «Я не могу это сделать. Не буду подписывать». Его жена воскликнула: «Подумай о ребенке!» На что Борис Леонидович ответил: «Если я подпишу, такой отец моему ребенку точно не нужен». Это что - логика неудачника? А может быть, просто - другая логика?

А теперь давайте вернемся к письму читателя. Мне кажется, его автор столкнулся с подобной ситуацией среди своих знакомых, но напрасно распространил ее на всех православных вообще. Я знаю много людей верующих, успешных в жизни с точки зрения материального благополучия. Как знаю и нуждающихся… И среди верующих, и среди неверующих встречаются люди с разным материальным достатком, социальным положением и так далее.

Другое дело, что вера не гарантирует успех в земной жизни. Мы не для того верим в Господа, чтобы Он нам здесь помогал. Мы любим Его, и именно поэтому стараемся жить той жизнью, какую Он нам заповедовал, ходим в храм, участвуем в таинствах, чтобы приблизиться к Нему. И мы верим, что Он складывает жизнь каждого человека в соответствии с тем, что человеку нужно, полезно, и - доверяем Ему.

Благодаря этому доверию верующий чувствует себя счастливым. Хотя понятие о счастье у всех разное. Для кого-то это именно только материальная устроенность, для кого-то - мир с собой, со своей совестью, а главное - с Богом. По-христиански состояние счастья, блаженства - это близость к Господу. Можно быть лузером в жизни и быть счастливым человеком. А можно быть очень состоятельным человеком, но абсолютно несчастным.

Конечно, легче жить, когда ты обеспечен, но на самом деле счастья это не приносит. Комфорт счастья не приносит. И люди не идут в храм за комфортом.

Верующие стремятся к самоограничению, и со стороны это может выглядеть как некое насилие над собой. Но даже усилие, связанное с самоограничением, приближает человека к Господу.

Протоиерей Федор Бородин
Журнал Фома

Просмотрено (66) раз

Новости часто описывают людей веры как безнадежно отсталых от жизни фанатиков, пикетирующих похороны, инициирующих антинаучные компании. Внецерковные люди – такие как я, детство которых не проходило в церковной среде – верят во все эти россказни масс-медиа. Когда же я вручил свою жизнь Христу, то увидел подлинную красоту Христа и понял, что многие мои представления о христианах были ошибочными.

Ниже представлены шесть самых распространенных стереотипов о христианах. Моя молитва – чтобы мы любили неверующих, несмотря на их превратные суждения о нас, и старались своею жизнью показать ошибочность их ложных представлений о последователях Христа.

1. Христиане – скучный народ

Не очень весело проводить время с теми, кто отказывается от алкоголя, курения и азартных игр – так считают неверующие. То, что мы называем святостью, они считают “лишением себя радостей жизни” . На христиан навешивают ярлык “нудных” по той причине, что ни не смотрят некоторые жанры фильмов, не слушают некоторые стили музыки и не посещают увеселительных мест, где обычно собирается честной народ – бары, ночные клубы и т.д. Именно такими (нудными) я считал христиан до своего обращения.

2. Христиане постоянно осуждают других

Людям не нравится, когда им указывают на их аморальный образ жизни. Внецерковные люди росли в обществе, где их не учили, что пьянство, нескромная одежда и беспорядочные половые связи – это плохо. Наоборот, они привыкли к тому, что все это, по сути, поощряется. Поэтому, кода они слышат, как христиане называют все эти вещи греховными, за которые “их, неверующих, ждет ад” , они объясняют это склонностью верующих осуждать других, придумывать и навязывать никому не нужные правила.

3. Христиане – лицемеры

Нередко все, что я слышал ранее о христианах, – это были какие-то последние скандальные новости. Очередной пастырь был пойман в прелюбодеянии или на краже денег; и сразу же все начинали говорить о лицемерии христиан. Мир ожидает от нас, верующих, соблюдения высоких моральных стандартов, поэтому пока наши слова не перестанут расходиться с делом, у неверующих будет предостаточно поводов считать, что все христиане – не более чем лицемеры. Достаточно одного морального падения, чтобы пятно легло на всех верующих.

4. Христиане слишком замкнуты

Если христиане не занимаются евангелизмом, у них, как правило, очень мало или совсем нет неверующих друзей. Нам постоянно твердят с кафедры, что “дружба с миром – вражда против Бога” . Однако, отвергая мирские ценности, ми нередко отвергаем и самих мирских людей. Когда неверующие видят, что мы дружим лишь с “единоверцами”, они воспринимают нас как замкнутую, гордую “касту святых”.

5. Христиане живут на другой планете

Обычные “нормальные” люди не понимают фраз типа: “Я был освящен и омыт кровью Агнца” . У некоторых от этих слов кровь стынет в жилах. Когда люди слышат такие специфические церковные фразы, им кажется, что христиане живут на другой планете. Они переживают культурный шок, слыша наши слова, музыку, христианские “остроты”, смотря наши фильмы и наблюдая наши традиции.

6. Христиане – враги в духовном смысле

Писание содержит риторический вопрос в 2 Кор. 6:14: “Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?” Иногда христиан ненавидят просто за то, что они несут свет. Христиан критикуют за плохие поступки и нередко ненавидят их за хорошие поступки. Сколько бы мы ни делали добра, сколько бы ни проявляли любви – даже если бы мы стали идеальными, – мы все равно будем врагами миру, поскольку в нас обитает Дух Святой.

Подписывайтесь:

Какой вывод?

Этот короткий список поможет вам взглянуть на себя глазами внецерковных людей. Считаю, что в деле евангелизации наилучшая стратегия должна быть следующая: своим образом жизни опровергать многие негативные представления неверующих о нас. Если мы покажем неверующим людям, что мы в действительности лучше, чем тот имидж, который у них сформировался о нас, у многих может возникнуть мысль, что и Бог в действительности намного лучше того представления о Нем, которое у них до этого было. Так оно и есть: Бог несравненно лучше!