Мировоззрение его типы и уровни. Мировоззрение: сущность, уровни, структура, исторические типы, истор

На протяжении жизни каждый человек приобретает определенные знания различным путем. А мировоззрение является результатом процесса познания и фундаментом мышления личности. Данное понятие характеризует взаимоотношения между миром и человеческим сознанием, а также выступает определением для возможностей личности. Философия как теоретическая форма мировоззрения рассматривается в качестве основной, в процессе познания мира.

Сущность бытия с точки зрения полученных знаний

Взгляд на окружающую действительность представляет собой совокупность принципиальных мыслей, которые определяют положение личности в обществе, помогают понимать происходящее в мире, обобщают полученные знания. Философия как форма мировоззренияявляется одним из уровней видения необходимости земного существования.

Получаемые в процессе жизни убеждения и ожидания в результате соединяются в одну картину мировоззрения. А составляющими общего восприятия мира является информация различного характера:

  • повседневные знания;
  • жизненные;
  • практические;
  • научно-профессиональные.

Поэтому в каждый исторический период люди имеют разный уровень знаний.

Интеллектуальные запасы определяют мировоззрение личности на этапе становления как индивида. Правильно выбранные принципы помогают человеку гармонично развиваться и быть полноценным членом социума. Но при этом выбранные цели и устои существования у разных представителей человеческого рода могут кардинально различаться.

Ориентиры уровней мировоззрения

Выделяют два основных уровня мировоззрения:

  1. Житейско-практический. Характеризуется стихийным приобретением знаний под влиянием религиозных и национальных убеждений. Особый эффект оказывает мнение общественности и перенятие чужого опыта в свою жизнь. Все навыки приобретаются постепенно и основываются исключительно на наблюдениях и переживаниях.
  2. Теоретический. Характеризуется наличием исторически установленных знаний, которые основываются на доказательной базе. Философия как форма сознания и находится на значимом месте теоретического уровня.

Формы мировоззрения

История человечества выделяет три основные категории, отражающие мировоззрение человека. К ним относятся:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.

Как формы мировоззрения они несут различную смыловую нагрузку и обладают разной ценностью для народа.

Мифология как самая ранняя форма общественного сознания

С древних времен люди пытались найти логическое обоснование каждого процесса. Особенностями восприятия окружающей среды выступали в равной мере фантастические домыслы и реалистичные мотивы. Основной их идеей выступали:

  • попытки объяснить происхождение человеческого рода;
  • Вселенной;
  • природных процессов;
  • жизни и смерти;
  • знаков судьбы;
  • первые объяснения понятий нравственности и другие важные события.

Миф - форма мировоззрения. Философия: миф очеловечивает всех персонажей исторического периода, допускает наличие фантастических существ и обожествляет их. Рассматривает их взаимодействие с человеческими особями и оценивает уровень их взаимоотношений.

Все мифологические сюжетные линии однообразны и не имеют динамичного развития. Возникновение сказочных предсказаний имеет практическую направленность, которая определяется решением поставленных задач. Чаще всего заботились о спасении от стихийных бедствий, пытаясь защитить хозяйственные постройки, урожайные угодья и скот.

Религия как форма мировоззрения

Вера в сверхъестественные процессы, которые неподвластны человеку, породила новую форму мировоззрения - религию. Наличие фантастического подтекста во всех происходящих процессах оказывает влияние на жизненный путь человека и его мысли. Подсознание всегда находит чувственный и эмоциональный образ, отрицая рациональный подход к восприятию происходящего вокруг.

Религия, кстати, имеет не только мировоззренческую функцию, но также играет роль в объединении и консолидации общества, в целях обсуждения вдохновляющих идей. Культурологическая тематика религии способствует тотальному распространению в народные массы определенных ценностей. Ее нравственная функция отражается в культивировании в общественном сознании идеальной картинки мира, в котором царит любовь, взаимовыручка, честность, толерантность, порядочность, сострадание и уважение.

Философия как особый тип мировоззрения

Философия как самостоятельная форма сознания имеет четкие отличия от религиозного течения и мифологического, предполагая иные типы и формы мировоззрения. Философия имеет научно-теоретическую суть. Мысль рефлексивно обрабатывает сама себя, основываясь не на вымышленных знаниях, а на доказательно-сознательном уровне восприятия. Он включает в себя:

  • общие принципы существования (к ним относится онтология и метафизические знания);
  • развитие общественности (история и социум);
  • антропологическое познание;
  • творчество;
  • эстетический аспект;
  • культурологию.

Философия как особая форма мировоззрения дает миру оценку всех существующих знаний, представляя картину мира как целостную систему со взаимосвязанными параметрами. Рассматривая типы и формы мировоззрения, философия - самая наивысшая ступень, наделенная логическим мышлением, теоретическим фундаментом и систематизированным блоком знаний. Убеждения придают достоверности стремлению к истине.

Смысл философии

Формы мировоззрения глубокого духовного смысла. Почти 2,5 тысячи лет назад философское учение зародилось как самостоятельное в самых процветающих странах того времени (Индия, Китай, Греция). Именно греки позволили философии стать областью духовной жизни общества. И изначально доскональный перевод названного термина заключался в двух словах - "любовь к мудрости".

Основные формы мировоззрения - философия, религия и мифология появились в момент крайней необходимости для рационального развития общественности. Эти учения позволяли систематизировать знания и давать им четкие названия и классификацию. Когда же эволюция человеческого рода достигла определенного уровня, удалось составить целостную картину мира.

Философы стремились вобрать в себя все существующие знания, поэтому они отличались богатой эрудицией и высоким уровнем интеллекта. Первопроходцы в просвещении народа мудрости: Гераклит, Фалес, Анаксимандр.

Философия во все времена рассматривает знания о мире как о едином организме, в котором живет человек. Она выступает теоретической базой для познания окружающей действительности.

Функции философии

Впервые философия как форма мировоззрения была упомянута Пифагором. Также им были определены основные функциональные особенности этого направления:

  • Мировоззренческая . Человеческое восприятие имеет способность формировать полную картинку для осознания действительности. Мировоззрение помогает человеку определиться со смыслом жизни, ощутить принципы взаимного общения с окружающими, составить представление об устройстве планеты и условиях жизни на ней.
  • Методологическая . Благодаря философии создаются основополагающие методы для познания существования мира, определяя окружающую действительность как объект исследования.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия как форма мировоззрения учит правильному мышлению, помогая строить верные доводы на основе обобщения фактов об окружающей действительности. Способствует развитию навыков конкретизации и логических решений. Как и мифология, форма мировоззрения - философия - рассматривает взаимоотношения между существами природы.
  • Гносеологическая . Способствует развитию правильной жизненной позиции, осознания текущей действительности, разрабатывает познавательные механизмы.
  • Критическая . Исторические формы мировоззрения в философии подвергают сомнениям окружающую действительность, а также предполагают поиск противоречий и оценку качества. Основополагающей задачей этого процесса выступает возможность расширить границы знаний и увеличить процент достоверности информации.
  • Аксиологическая . Эта функция отвечает за оценку окружающего мира с позиции ценностного ориентира. Наиболее важные догмы: морально-нравственный аспект, этические нормы, социальные и идеологические. Аксиологическая функция представляет собой своеобразный фильтр, который помогает пропустить через сито знаний самое нужное и полезное, отбросив прочь разрушительное, отжившее и тянущее вниз.
  • Социальная . Предполагает попытку объяснения причин создания общества, рассмотрения социума с точки зрения эволюционного развития. Определяет силы, способные изменить и усовершенствовать существующее общественное течение.
  • Воспитательно-гуманитарная. Эта функция прививает человеческому обществу идеальные ценности, укрепляет мораль и нравственность, совершенствует процесс адаптации и помогает членам социума найти свое место в жизни.
  • Прогностическая . Позволяет определить пути дальнейшего развития на основе имеющейся информации, а также осуществить прогнозы на будущие годы. Определяет тенденцию к более доскональному изучению познавательного процесса.

Направления философии

Описываемое учение пытается охватить вопросы разного рода, как общего, так и специфического характера. Решение проблемы выделяет для крупных направления философии:

  • Материализм . Предметы рассматриваются отдельно от сознания. Предполагается их самостоятельное существование. Вещи состоят из материального образования (источника) элементарного происхождения. Возникновение охарактеризовано в виде реакции на развитие религиозного течения как одной из форм мировоззрения. Древнегреческий философ Фалес стал основоположником теории. Его продолжатели активно развивали характеристики учения. Благодаря полученным знаниям был осуществлен прорыв в изучении математических, астрономических и физических наук.
  • Идеализм . Рассматривает возникновение всего материального из духовного.

Специфика научного и философского мировоззрения

Научное мышление основывается на базовых знаниях и четко ограничено предметом изучения. Действует по точной программе без возможности малейшего отклонения от курса. Правила научного исследования имеют четкий алгоритм действий. Изученные понятия и определения значительно облегчают процесс и реализуют задачи.

Философское учение осуществляется на основе сравнения и плавания из одной области в другую, в поисках правильного решения. Формирует задачи и ценности. Философские категории нечеткие и не имеют границ, позволяя любым идеям существовать. Помогает науке в поисках правильных решений, когда привычный алгоритм не срабатывает.

Особенности философского знания

Философия как форма мировоззрения представляет собой своеобразное учение, которое наделено индивидуальными особенностями:

  • Предметом науки является постижение всего незыблемого. Первым эту теорию выдвинул Платон. Основные аспекты: бытие и познание. Философия пытается найти объяснение вечному.
  • Духовный опыт человека может храниться в нескольких состояниях: добро (в виде моральных качеств и религиозной приверженности), (научные труды, идеологические догмы), красота (различные формы искусства). Философия способна пересекаться со всеми формами проявления духовного знания.
  • Философия характеризует общественные культурные ценности, подводит итоги познавательного опыта всего человечества.
  • Стремится к обобщению результатов.
  • Учение ориентируется на изучении и доскональном исследовании внутреннего мира человека, видит целью распознавание феномена существования духовности в биологическом теле.
  • Большая часть имеет многогранный смысл и неисчерпаемый ресурс для размышления. Проблемы философии актуальны в каждом историческом периоде. Наиболее активные попытки к познанию наблюдаются во время переломных государственных или политических моментах. Извечные вопросы не решаются раз и навсегда, всегда остается недоговоренность, которую поколения стремятся разгадать.
  • Элементарными знаниями философии обладают все люди на бытовом уровне.
  • Философские знания всегда имеют отпечатки личности, разрабатывающей теории. Все великие мыслители имели разный подход с разным творческим итогом.
  • Разнообразие мнений экспертов предполагает возникновение большого количества второстепенных течений и идейных школ.
  • Живые философы вкладывают душу в свои труды, придавая своеобразный эмоциональный акцент личного восприятия и мироощущения.
  • Философия - не наука, она гораздо шире и не имеет никаких ограничений. Желание достить рациональности ставит научное и философское познание на одну ступень.
  • Принципы философского учения помогают построить путь исследования.

Чтобы понять какое-либо явление - необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты - оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

  • - Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
  • - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
  • - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
  • - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Мировоззрение – целостная система взглядов на окружающий мир, место человека в нем, на отношение чел. к миру, к самому себе и к др. людям, которая является руководящей нитью в выработке тех или иных убеждений. Это система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. М. исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Если подходить исторически, то можно выделить три типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.


М. как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего это знания - основа М. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ценности - наиболее ярко выражены в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в М. в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в М. разных людей.

Возникновение Философии. Предметная область философии.

Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»

Философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.

Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения.

Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику.

® Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы.

® Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.

Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

Как возник окружающий мир



Создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.

Изменчив ли мир

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология

Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.

Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.

В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования.

Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.

Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.

В недрах мифологии сформировалась религия.

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей Þ основной признак религии – вера в сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом ­-ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.

По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:

1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.

2) теоритический.

+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.

- не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор.

2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.

Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае

1 - ому уровню соответствует мифология и религия

2 - ому - философия.

4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.

О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

1) что первично, что вторично

2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)

Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)

3) К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кантсчитал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:

1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)

2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)

3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)(проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)

4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей)

5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)

6. Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.