Митрополит Афанасий Лимассольский. Для чего мы ходим в храм? Как организована Православная Церковь? Они верят во всякую ерунду

— Андрей, зачем православные освящают офисы, квартиры, машины?

– Обычно на данный вопрос можно услышать следующий ответ: православные освящают свои жилища и автомобили, чтобы сохранить их (или же самих себя) от действия бесовских сил. Однако такое объяснение вовсе не ограничивает всю суть указанного священнодействия. Православный христианин отличается от прочих людей прежде всего тем, что в центре его жизни всегда находится Христос. Именно поэтому православные освящают свои жилища, офисы, автомобили. Не оттого, что боятся какого-нибудь стихийного бедствия, неудачи в бизнесе или дорожного происшествия. Вовсе нет. Мы освящаем свои квартиры, так как хотим, чтобы Сам Господь, как видно это из слов молитв чинопоследования освящения, вошел в него, почтил его Своим присутствием, подобно тому, как некогда вошел в дом мытаря Закхея. И мы помним, какая разительная перемена произошла с бывшим начальником мытарей после встречи со Спасителем. Он стал другим – более человечным, когда принял Господа в свое сердце. Возможно, мы этого и не замечаем (или же не хотим замечать), но нам очень не хватает в нашей жизни ощущения Божественного присутствия. Мы настолько привыкли к суете, что зачастую боимся оставаться наедине с самими собой. Статистика показывает, что большинство людей, приходя домой, автоматически, на уровне подсознания, сразу же стараются включить телевизор, чтобы посмотреть, например, ту или иную телепередачу или же какой-нибудь фильм, другие предпочитают слушать музыку, но так или иначе немногие желают оставаться в тишине. Однако если мы живем в освященном доме, работаем в освященном офисе, ездим на освященном автомобиле, то всегда должны помнить, что мы уже не одни, что с момента освящения жилища, офиса, авто рядом с нами всегда находится Кто-то еще, и этот Кто-то желает, чтобы мы становились только лучше.

— Почему мужчины снимают головной убор, заходя в храм, а женщины должны быть с покрытой головой? Почему не наоборот?

– Для мужчины молитва в храме (то есть общественная молитва) в головном уборе издревле считалась недопустимой, неуважительной по отношению к Богу. Обнажение головы мужчинами всегда являлось признаком уважения и покорности перед начальствующими (например, при приветствии императора или царя). Данная практика укоренилась и в религиозных церемониях, ведь если человек проявляет соответствующее уважение к власти земной, то, бесспорно, подобное уважение должно быть и к Богу как Единому Истинному Царю и Владыке.

Указание же на необходимость женщине молиться с покрытой головой мы находим в Первом Послании святого апостола Павла к коринфянам. Мало кто обращает на это внимание, но апостол раскрывает и причины подобной практики. Итак, святой апостол Павел пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову… Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Кор. 11:2–10). Таким образом, мы видим, что обычай покрывать голову во время молитвы является не чем иным, как церковным преданием, на что указывают слова «все мое помните и держите предания…», которое берет свое начало еще в ветхозаветных традициях. Кроме того, следует указать, что покрытие головы, согласно мнению апостола, является обязательным только для замужних женщин, потому что покрывало – это некий образ, «знак власти» над нею мужа. Сегодня же подобный «знак» мы можем видеть в практике ношения супругами колец.

— Почему православные такие мрачные? И в храме, и в обычной жизни.

– В Новом Завете сказано: «…Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Если наша печаль действительно вызвана осознанием собственных грехов, собственного недостоинства и исполнена надежды и упования на всесильную помощь Божию, единственно могущую нас спасти, в ней нет ничего плохого. Однако если мы только создаем вид печальных, угрюмых людей, которые ни в чем не видят радости и других заражают подобным настроением, то это уже далеко не христианское состояние.

Дело в том, что практика «мрачности» и «неулыбчивости» некоторых «ультраправославных» идет вразрез со словами Священного Писания. Так, святой апостол Павел заповедует солунским христианам, а в их лице – и всем нам: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16). Но, к сожалению, не все «ультраправославные» любят читать Священное Писание. Православие, по замечанию святых отцов, и есть религия именно радости. Радости о том, что Господь спас каждого из нас от власти диавола и духовной смерти. Радости о том, что отныне мы не враги, но дети Божии (см. Гал. 3:26), усыновленные Творцу жертвой Его Единородного Сына. По словам митрополита Антония Сурожского, никто и никогда не смог бы стать христианином, если бы не увидел в глазах другого христианина свет Божественной радости. Примером данных слов может послужить великий подвижник позапрошлого века преподобный Серафим Саровский. Всякий приходящий к нему в первую очередь слышал слова: «Радость моя! Христос воскресе!», а его глаза источали такой свет Божественной благодати, что смотревшие в них сами переполнялись радостью.

— Почему больше всего людей присутствует в православных храмах на такие праздники, как Крещение, Троица, Преображение (Яблочный Спас)? Важны вещественные доказательства веры?

– Дело, скорее всего, не в необходимости каких-либо вещественных доказательств нашей веры. Такие праздники, как Крещение, Троица, Преображение, – это величайшие (двунадесятые) праздники православной традиции и потому особо почитались во все времена, не исключая и периода богоборческой власти. А то, что к этим праздникам приурочены те или иные обычаи, как, например, освящение воды или винограда и яблок, – вовсе не повод обвинить православных в некой меркантильности и приземленности. Бесспорно, плохо, когда человек идет в храм только потому, что там что-то освящается. Каждый из нас должен стремиться в храм, на Божественную литургию, но не для того, чтобы вынести оттуда что-то материальное, ту же воду или яблоки, а чтобы вселить в свое сердце Того, Кто выше любой материи.

— Зачем нужен пост?

– Пост – это некая подготовка к чему-то важному, поэтому Церковью он установлен перед особо великими праздниками, как, например, Пасха или Рождество Христово. Пост помогает человеку разобраться в себе, разложить в своей душе все, так сказать, «по полочкам». Кроме того, пост – это время усиленной молитвы, а молитва, как мы знаем, это общение с Богом. Чем чаще мы будем прибегать к молитве, тем лучше будем видеть, что с нами не так в духовной жизни. В результате, конечно же, постараемся исправиться.

— Зачем нужны церковные обряды? Возникает ощущение, что они все усложняют, куда легче бы было без них.

– Все отнюдь не так: церковные обряды вовсе не усложняют духовную жизнь человека, а как раз наоборот – помогают ему сформировать правильное отношение к тем или иным вещам. Внешний церковный обряд является, прежде всего, видимым выражением того, что несравненно больше, а именно: как Божественная благодать преподается человеку. Если бы человек был только духовным существом, то, скорее всего, благодать Божия передавалась бы ему каким-либо нематериальным, духовным способом. Однако человек – существо двусоставное, имеющее как духовную, так и материальную природу, и потому в процессе его духовного возрастания материальная составляющая не может быть исключена.

Беседовала Наталья Горошкова

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Вокруг православия накопилось столько мифов и легенд, что стыдно за неграмотность наших сограждан, с легкостью верующих в то, что священники ходят чуть ли ни в лаптях, а православные мужики все сплошь с бородами и напоминают вышедших из леса вятичей. Троллить тоже надо уметь, и на некоторые уж очень толстые обвинения так и хочется сказать - "толсто, Господа"! Предлагаю пари. Читаете статью, проверяете мои тезисы. Ловите меня на обмане - кидаете в меня лаптями.

Попы гребут бабки и церковь существует для выкачки денег

Почти все ложь. Проверяем меня. Идем в храм. Заходим. Стоим службу. Выходим. Делаем так несколько дней подряд. НИКТО не попросит у вас ни копейки. Свечи вы не обязаны покупать, никакого турникета на входе, ждущего в свою чрево монетку, тоже нету. Бабушки с подносами, иногда ходящие по храму, вовсе не вынуждают вас бросать на поднос деньги. Это добровольно.
Вы можете ходить в храм годами, не тратя ни рубля. Что точно стоит денег? Крещение. И то, сам своими глазами видел, как плохо одетая женщина уговаривала крестить сына бесплатно из-за отсутствия денег и просьба была удовлетворена.
Ну а платное крещение - это нормально. Вас крестят не на улице, не в канаве, а в теплом отапливаемом помещении, которое нужно содержать, красить, белить, убирать и мыть.

Причем стоимость крещения не запредельна и сравнима по цене со стоимостью похода в кино. Не говоря уже о том, что в стоимость входит набор для крещения (крестик, катехизационный набор). Также стоит денег отпевание умерших. Но стоимость священника и его помощи нельзя даже сравнить со стоимостью агентства ритуальных услуг. Похороны - дело дорогое.

А теперь спросите себя. Неужели кого-то ЗАСТАВЛЯЮТ креститься или отпевать дорогого Вам человека? Если некто считает крещение и отпевание не ценным, ничего не стоящим фиглярством - ему никто ничего и не навязывает. Но если человек видит в крещении и тем более отдании покойному последней дани уважения некую объективную ценность, неужели это не стоит цены, равной походу в кино с девушкой? Тем более что и крещение и отпевание у каждого отдельно взятого человека бывает лишь в раз в жизни.

Само собой, отдельно взятый священник может быть вполне состоятелен. Обычно это происходит с популярными священниками, известными своими проповедями или удачным географическим местоположением храма.

Но купола золотятся точно не на копейки бабушек. Спонсоры и чиновники часто помогают храмам в рамках программы по развитию области, да и епископ области обычно в хороших отношениях с губернатором и это дает куда большие плоды, чем те 20 рублей, которые вы вдруг потратите на церковную свечу.

Священники и бабушки в храме промоют мозги

Аналогично. Походите в храм несколько дней подряд. Вы удивитесь обратному - тактичности к вашей персоне. Служба идет, совершается некое действие, вы просто стоите и слушаете молитвы на мало понятном церковно-славянском языке. Потом столь же тихо выходите. С вами никто ни о чем не говорит и посещение храма может напомнить посещение музея с особо строгой обстановкой. Православные христиане ценят возможность побыть с Богом наедине и именно это вы сможете ощутить в строгой и тихой атмосфере внутри церкви.
Многие видят проблему в ненавязчивости Православия. Христианские протестансткие церкви уже на первом вашем визите подойдут к вам, возьмут ваш номер телефона, контакты, и вообще постараются завязать плотный диалог.

Православную церковь часто упрекают именно за отсутствие мнимого интереса к прихожанам (интерес есть, но он основан на вашем первом шаге). Так о какой промывке мозгов может идти речь, если Православие настолько ценит человеческую свободу, что в храм можно годами (!!) ходить абсолютно анонимно, не разговаривая ни с одним человеком, поверяя свои мысли и свои трудности лишь Богу?

Так может речь идет о том, что священники активно ходят и проповедуют? Я ни разу не видел священника, который бы позвонил в мою квартиру и предложил "поговорить об Иисусе". А Вы? Зато я много видел молодых ребят характерного вида, ходящих парами и предлагающих "прийти в нашу церковь" (не православную) и они-то точно активно работают. Но причем тут Православие? Да, коллеги из протестанских церквей активно ходят и проповедуют по домам, на улицах и переходах. Но ругают за навязчивость почему-то не протестантов, а Православие. Где логика?

Или кто-то перевозбудился из-за того, что священники начали довольно часто выступать по телевидению? Ну ведь пульт от телевизора остается в вашей власти, священник не претендует на контроль над вашим телевизором. Просто переключите канал, коих накопилось в некоторых телевизорах более 200.

И уж точно нельзя судить о Православии по действиям православных активистов. Православный активизм, как и любое молодежное движение, явление молодое и пока мало кто понимает, каким должен быть православный активист.

Идет активный поиск идеальной формы современного активизма и в этом поиске могут быть перегибы. Но вы не найдете в Евангелии инструкции по "вступлению в молодежную организацию". Это современный артефакт, не имеющий прямого отношения к Православию, скорее это элемент молодежного самовыражения.

Все они мракобесы...

Вы удивитесь количеству священников, способных порассуждать о двойственности Шопенгауэра, или дать развернутый анализ раннему гностицизму Платона. Да что далеко за примерами ходить. Микробиолог Гельфанд в известном диспуте с о. Андреем Кураевым убедительным не выглядел. Притом что о. Андрей вел диалог на сугубо научном языке, никакой проповеди, только исторические факты.

Насладитесь, это правда интересно:

Они верят во всякую ерунду!

Нуу... Православие верит, что 2000 лет назад на земле родился человек (это уже исторический факт), но не такой, как вы или я, Он обладал особыми способностями, которые позволяли считать Его Богом. И в конце своей земной (довольно короткой) жизни, этот Человек умер на кресте (тоже исторический факт). Православные верят, что своей смертью Иисус Христос открыл для нас необычные возможности, которые сполна раскроются после нашей физический смерти, а именно возможность жить в вечно в невероятной радости и счастье.
Поскольку историчность личности Христа для современного грамотного человека не вызывает вопросов, вопросом является скорее "кем он был на самом деле"? Просто странствующим философом с сильной и необычной судьбой, или в самом деле кем-то большим? Иными словами, это "он" или все-таки "Он" - Бог, избравший столь неожиданную для нас форму контакта?

Мы готовы с огромным удовольствием читать книги доктора Моуди "Жизнь после жизни" или "Доказательства Рая" доктора Эбена Александра. Так почему же нам так трудно поверить в божественность Иисуса Христа? Ведь, как минимум, современные книги говорят "а жизнь то после смерти, похоже, есть". Конечно, в эти книги, отпечатанные в современной типографии, мы верим лучше, как будто само прикосновение высоких технологий в виде станка и высокотехнологичных чернил придают достоверность изложенным фактам.

Папирусы и древние свитки говорят о том, о чем сейчас говорят реаниматологи. После смерти есть нечто. В этом "нечто" есть жизнь. В этой жизни довольно часто есть суд. И тут как-то невольно задумываешься "кто же будет тебя судить"?

И хотя истины православия дошли до нас в виде не особо зрелищных пергаментов, изложенные там слова не выглядят полной ерундой. Максимум их можно признать необычными для нашего современного сознания, требующего обязательно "попробовать продукт перед покупкой". Но если реклама, внушающая нам, что "мы достойны всего" испортила нас, превратив в живые машины потребления, разве от этого идеи Православия становятся менее интересными и актуальными?

Православие говорит неприятные вещи

Вот это чистая правда. Кому нравится, когда его "называют грешным и обещают передислокацию в адскую печь". Вообще, сама роль морального цензора и блюстителя нравственности (хотя по факту Православие и не накладывает на себя таких задач, у Православной веры шире и глубже глобальные цели) раздражает общество куда сильнее всех других причин и, скорее всего, является основной и единственной причиной, по которой вокруг Православия так много негативного фона.
Люди радуются сказать про Православие нечто плохое, как будто найденные пятна позволяют с облегчением вздохнуть "и они не лучше меня, а еще пытаются учить". При этом забываются такие факты, как наличие в православии святых, известных всему миру.

Весь мир знает великомученика Георгия Победоносца. Весь мир знает Николая Угодника (здравствуй, Санта Клаус, дарящий подарки хорошо ведущим себя детям). Язык не поворачивается сказать про этих знаменитых личностей плохо, а ведь они были именно Православными христианами, ставшими известными именно благодаря своей вере (задумайтесь над значением слова "Санта" - Saint - Святой). Студенты отмечают 25 января Татьянин день, почему-то забывая, что великомученица Татьяна в 4м веке умерла за веру в Христа.

Именно наличие святых, наличие праведно живущих людей, выполняющих постулаты Православия, доказывает - Православие как минимум ярко положительный элемент, не несущий в себе никакого вреда. Конечно, часто Православие пытаются использовать те или иные силы в своем стремлении решить личные задачи. Например, часто Православию навязывают функции патриотического объединения людей.

Но истины самого Православия хотя и не отрицают любви к родине, говорят о более широком поводе объединить всех людей на планете. И именно по этому Православие нельзя привязывать к патриотизму. Верующий православный из Португалии ближе неверующего русского атеиста. И в этом нет ничего удивительного (даже обычный собиратель марок из Италии будет вам ближе соседа-алкаша, если вы любите марки).

Православие - это загадка

Люди, которые начали заниматься Православием (читать литературу, Евангелие, труды Святых Отцов), очень быстро убеждаются, что имеют дело с огромной сложности историческим артефактом. Каким-то образом на протяжении вот уже 2000 лет умы человечества не отпускает вопрос "что же случилось 2000 лет назад и как простой сын плотника сумел так взбудоражить всю планету".
У богословов уходит вся жизнь на понимание того, как глубок и необъятен океан Православной веры. Читать труды древних авторов столь же интересно, сколь является подлинным откровением.

Оказывается, в своем восхищении перед загадкой мы очень близки мыслителю-философу какого-нибудь третьего века, и в таком же восхищении пытаемся постигнуть непостижимую истину. Трепет перед загадкой соединяет руки единомышленников прямо через века и тысячи километров.

Да, мы умеем разрыхлять любую мысль и делать глубокие водоемы мелкими. Мы вырубаем леса и осушаем реки. Мы богатое делаем бедным и очень редко мы поступаем наоборот. Мы можем и океан Православия превратить общими стараниями в дешевую "попсу". Для этого достаточно лишь почаще повторять, что Православие - это "попы на мерседесах", "мракобесие" и "гости из 10 века". И вот тысячи томов глубочайших человеческих мыслей, и океан пролитых в отчаянном поиске истины слез превратится в уродливую ржачную карикатуру для трех-буквенных пабликов Вконтакте.

Каковы мы, таковы и наши ценности. Кем мы хотим стать? Смешными забавными человечками с комиксов, весело и мелко подтрунивающих над высоким, или носителями божественных ликов, подражателями святых и праведных людей. А ведь когда-то за Христа умирали...

Церковь заплатила миллионы за строительство храма Христа Спасителя.

  • Заблуждение №7 . Конец света (приход антихриста) - это плохо.
  • Заблуждение №8 . О национальной идее.
  • Заблуждение №1. В церкви все "услуги" - платные.
    Даже прайс - листы висят. (с) Andrew_Rus

    Подойди к любому священнику и скажи: я хочу венчаться (креститься, причаститься, исповедоваться, освятить машину и т.д.), но за это не заплачу ни копейки. И священник исполнит для Вас Таинство, хотя может быть и поставит Вас в конец очереди ради тех, кто действительно беден.
    Какой же смысл имеет "перечень цен"? А это не перечень цен. Даже на многих "прайс - листах" так и написано: сумма пожертвования. Хочешь жертвуй, хочешь нет. Откуда взялись цифры? Это практически рассчитанные величины, ниже которых ежели пожертвования опустятся, приход загнется. Опыт показывает, что совестливые люди жертвуют всегда. И тем легче, чем более убогий храм (у-Богий).

    Заблуждение №2. Нельзя пользоваться противозачаточными средствами.

    Перво-наперво, блудить вообще нельзя. Хоть с контрацептивами, хоть без. Поэтому речь идет только о браке. А цель брака - брак. Не дети цель брака, но цель брака - именно сам брак, объединение двух людей в одно целое, в малую церковь. Будут дети - еще лучше, будет больше малая церковь. Об остальном узнай из личной беседы со священником.
    Сейчас же запомни, что в любом случае принципиальное исключение составляют абортивные контрацептивы, тем или иным способом убивающие оплодотворенную яйцеклетку (спирали, медикаменты, вызывающие искусственное разрыхление матки и кровотечение, по существу - выкидыш, и т.п.).

    Заблуждение №3. Православие лишает человека свободы.
    Ну, знамо дело - подавляет догматами, богословием и обрядами, лишает собственной воли, делает из человека марионетку, послушную охмурившим его жрецам. Но ты не Адам Козлевич, а мы - не кседзцы, у нас своя "Антилопа" есть.

    Православие запрещает исполнять чьи-либо распоряжения бессловесно, запрещает слушаться, не рассуждая, запрещает отказываться от своей свободы. Если хотите, "личность" - самое христианское слово. Как говорят военнослужащие: "Я выполню любой приказ мгновенно, но пусть мне сначала докажут".
    Православие для верующего - не авторитет. Как не авторитет любой из иерархов или даже Патриарх. Страшно сказать, но для истинного христианина Сам Иисус Христос - не авторитет.
    Почему? Авторитет предполагает безусловное подчинение и отсутствие рассуждения. Вот как у римских пап согласно синодальной формуле: "Папа сказал, вопрос закрыт".
    Христос же предлагает - смотрите, человеки, вот путь, вот жизнь, вот истина, посмотрите сами и сами убедитесь во всем. Не авторитет Христос, но Истина. И как настоящая истина - не навязывает Себя, но предоставляет все свободе воли человека. Не авторитет Христос - но Путь, Истина и Жизнь.

    Заблуждение №4. О святой воде.
    Святая вода не протухает, так как крест, погружаемый в нее на Таинстве водоосвящения - серебряный, или хранится она в серебряных чашах.

    Честно, не хотел даже и писать по этому поводу, думал, люди интеллигентные, способны отличить антинаучную пропаганду от действительности. Ан нет, слышу этот бред снова и снова. Ну, стыдно даже об этом и говорить. Очень яркий пример политически ангажированного представления о церкви. Лично в нашем приходе настоятель погружает в воду медный (!) крест, т.е. в принципе, отравляет воду медью и ее окислами. В соседнем приходе освящают гипсовым слепком. Чаши у всех - обычные баки из нержавейки или даже сварные из железных листов. Это только у архиепископов кресты серебрянные, а чаще - золотые, кстати. А в деревнях кресты, которыми освящают воду, и вовсе деревянные. У одного моего знакомого человека стоит дома крещенская вода более 18 лет. И она свежая. Была взята из речки во время похода на Иордань, когда священник освящает воду в водоеме.

    Заблуждение №5. Инфекционная опасность.
    Причастие большого количества верующих из одной Чаши, целование одних и тех же святынь (икон, рак, крестов) способствовало распространению эпидемий, и только открытия советской микробиологии и изобретение антибиотиков пресекло распространение заразы.

    В советские времена ученые - эпидемиологи пошли на большое кощунство. Была взята проба из Чаши прямо во время причастия, соскоб с руки священника, которую целовали верующие, смывы с почитаемых икон. Полученные образцы поместили в стерильную питательную среду - чтобы посмотреть, какая пакость размножится. Однако среда осталась стерильной. Тогда сделали намеренный бактериологический посев. И в этом случае никакая зараза не развивалась, болезнетворные бактерии гибли. Никто не слышал об эпидемиях среди священства, а ведь священники после службы потребляют Дары, которые остались после причастия, той же ложечкой, которой причастились 100, а может и более, человек.

    Заблуждение №6. Церковь заплатила миллионы за строительство храма Христа Спасителя.
    Строительство храма Христа Спасителя стоило бешеных денег, десятки миллионов долларов. Откуда у церкви такие деньги? Почему было построено бессмысленное кич - сооружение, а не раздали деньги нуждающимся, как церкви и положено?

    По оценке одного из ответственных работников МосжилНИИпроекта (в Москве ни одно здание не строится без визы указанного института на строительных сметах), строительство храма Христа Спасителя стоило не десятки, а около 100 млн. долларов. Финансировала ли строительство церковь? Нет. Сразу уточним - некоторое несерьезное количество денег церковь выделила, но количество именно символическое. Кто же финансировал? В основном - Москва. Были еще пожертвования, от трудовых коллективов в том числе, причем не только из России, но всё это капля в море финансирования Москвы. Итак, решение о постройке было де-факто принято светской властью (причем не единолично Лужковым), а не церковью, и тем более церковь не могла распоряжаться не принадлежащими ей деньгами (раздать нуждающимся). От церкви зависело принять или не принять такой дар. "Прекрасным" популистским решением было бы не принимать, указав тем самым на неодобрение отрыва больших денег от социальных нужд. Однако после этого:

    1. Церковь не была бы понята верующими, для которых восстановление святыни означает больше, чем прибавка к пенсии.
    2. Патриархия погубила бы с таким трудом налаженные отношения со светской властью.

    Пожалуйста, не смешивайте духовное благо от восстановленного великого символа, с расчетами по социалке. Это несоизмеримо. Несоизмеримо не в количественном отношении, как 10 и 10 000 000 000, но в качественном, как нельзя сравнить, к примеру, что тяжелее - сладкое или зелёное. Учтите так же, что церкви предложили не деньги, а готовый храм, причем от такого предложения отказываться было не только неприлично, но и неполезно.

    В заключение, чтобы окончательно закрыть тему, еще одна любопытная цитата (И.12:3-6):

    Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

    Заблуждение №7. Конец света (приход антихриста) - это плохо.

    Ну, судя по фильму с участием Шварцнеггера в роли спившегося полицейского, или по фильму "Омен", заказанному и оплаченному Ватиканом, конец света и впрямь страшная катастрофа. Но приход антихриста означает скорый приход Христа, а это большая радость. Поэтому не надо бояться конца света. Верующие молятся о конце света "Отче наш … да приидет царствие Твое…" или "да приидет благодать и да прейдет сей мир" и ждут не дождутся конца света. Да и строго говоря, это не конец света, а всего лишь конец истории и начало "будущаго века", продолжение твоей вечной жизни, которая началась у тебя в момент твоего рождения (ну, или начало вечной смерти - тут уж кому что).
    Кстати, в отношении к концу истории кроется любопытный критерий: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19). Кто страшится последних времен - тот от бесов, а кто не страшится - тот от Бога.

    Заблуждение №8. О национальной идее.
    В поисках национальной идеи делается вывод, что православие хорошо подходит для государственной религии России.

    Очень интересная мысль, конечно, но совершенно не православная. Необходимо зайти издалека. Мы начнем со слабого в твоих глазах аргумента, продолжим своими рассуждениями, а завершим словами Патриарха. Все, что будет нами сказано, выразит, как нам кажется, истинную православную позицию.
    По странному "совпадению", все социальные потрясения в истории происходят после очередных этапов обмирщения церкви и предваряются возникновением "новых" философий (цепочки типа теизм - материализм - атеизм). Православные считают, что в тех государствах, где есть церковь, судьбу церкви повторяет и судьба государства. Отступление церкви со своих позиций, ее обмирщение, немедленно отражается и на судьбах народа и государства.
    Чем характерны в истории российской церкви 18-19 века? Сращиванием государства и церкви, катастрофическое обмирщение последней (например, военнослужащим выдаются справки о причастии, монастырям иногда принадлежит до 40% земель и т.п.). Одновременно в систему духовного образования врывается западный схоластический дух. Цари и царицы на Руси в это время сплошь западные или прозападные. В духовных учреждениях перестают преподавать греческий язык, а именно на нем написаны к тому времени почти все основные работы свв. отцов и столпов церкви. Таким образом отсекается святоотеческое предание. Богословие преподается почему-то только на латинском языке, на русском преподавать запрещено, и причем по программам основного богословия (апологетики) протестантов. Следствием становится формализация веры, христиане начинают превращаться из истинно верующих в номинальных.
    Мы нисколько не сомневаемся, что именно следствием скачка в обмирщении церкви является революция 1917 г., во время которой практически уничтожается система "воспроизводства" священства через разрушение инфраструктуры, массовые расстрелы клира, разрушение системы духовного образования.
    В советские времена запрещено обучаться в духовных заведениях людям, имеющим высшее образование и наоборот. Интересна и система распределения после окончания семинарий - "западенцев" направляют служить в Российские города, а "москалей" - во Львов и Ровно (исконно "петлюровские" территории) на Украину, ни одного священника не оставляют служить по месту жительства. Чтобы воспользоваться тайной исповеди, в церковь идет массовое внедрение КГБ. Поднимают голову униаты (Украина, Беларусь) и автокефальная церковь на Украине. За рубежом эмигрантская РПЦЗ исподтишка начинает свой раскол.
    И что же, вновь становиться "государственной" религией? Чтобы опять повторился этот кошмар, к тому же связанный с кошмаром народа? Благодарим покорно. Частичное исцеление церкви после советских времен не следует понимать как возвращение православия к исполнению обязанностей государственной религии, какие были у церкви до революции 1917 г.
    Патриарх Алексий II: "Положение государственной Церкви принесло нам много бед и страданий. Церковь должна быть отделена, но подлинно отделена от государства. Она должна иметь право оценивать все события, происходящие в стране, с позиций духовности и нравственности. Она не может этого сделать, будучи государственной".
    Точно так же считают и все нормальные православные. Исключение составляют промонархически настроенные ультраправославные, по большому счету неверующие и по существу больные люди, либо политические интриганы, ожидающие дивидендов от православного электората.

    В Неделю мытаря и фарисея церковный Устав предлагает для размышления отрывок из Послания апостола Павла к Тимофею. Помимо прочего, Павел говорит своему ученику: «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14, 15).

    Согласно мысли апостола, христианин должен быть научен христианским догматам. Слова о том, что христианину в Церкви нужно учиться, в наше время удивляют многих людей. Увы, в нашем церковном сознании вера давно уже привыкла мирно уживаться с «благочестивым невежеством». Кого у нас называют церковным человеком? Того, кто ходит на службы, исповедуется и причащается. Как правило, совершенно упускается из виду, что такой человек может иметь неевангельское мировоззрение.

    Но Библия говорит о необходимости изучения христианских догматов. Апостолы уделяли катехизации новообращенных много времени и внимания. Например, первую христианскую общину в Антиохии Павел и Варнава учили целый год (см. Деян. 11:26). В беседе с пресвитерами Эфеса Павел свидетельствовал: «Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Да и в нынешнем отрывке мы видим, как первоверховный апостол напоминает Тимофею, что тот научен истинам веры Христовой лично от него.

    Из истории мы знаем, что в древней Церкви катехизация оглашенных продолжалась до трех лет! К Таинству Крещения допускались только те, кто прочно усвоил содержание церковных догматов. В случае крещения детей крестные родители перед Богом обязались обучить ребенка правильной вере.

    Благодаря такой практике уровень просвещения христиан первого тысячелетия был очень высок (по крайней мере в городах). Для примера вспомним историю установления праздника Собор трех святителей. В XI веке в Константинополе разгорелся яростный спор, из-за которого столица разделилась на три партии. Первая партия зачитывалась книгами Златоуста, вторая превозносила Григория Богослова, а третья восхищалась трудами Василия Великого. Люди успокоились лишь тогда, когда святители явились во сне одному из архиереев и засвидетельствовали, что они равны перед Богом. Удивление здесь вызывает не столько чудесная развязка спора, сколько влюбленность простых горожан в богословие такого уровня сложности, который сегодня является подъемным разве что для выпускника духовной академии.

    Священное Писание и церковный опыт свидетельствует нам: иметь простую веру хорошо, но лучше оградить ее надежной защитой и укреплением - знаниями. С такой защитой разумная вера будет гораздо крепче простой, интуитивной.

    «Пребывай в том, чему научен», - советует Павел Тимофею. Греческое слово «мено», которое переведено здесь как «пребывать», в тексте Нового Завета также используется со значением «жить», «быть». «Пребывать в том, чему научен» - значит выстраивать свою жизнь согласно христианскому учению. И здесь становится чрезвычайно важным, чему ты научен и научен ли вообще. От качества твоих знаний будет напрямую зависеть качество твоей христианской жизни.

    «И что тебе вверено», - прибавляет Павел. Точный перевод этого места такой: «И ты был сделан верный». Тогда смысл фразы приобретает другой оттенок: «Пребывай в том, чему ты был научен, и был сделан верным». Вспомним, братья и сестры, что наша Церковь допускает к Таинствам только «верных», т. е. крещеных людей. Однако в древней Церкви, как мы видим, «верным» назывался не просто крещеный, но и обученный истинам христианства человек.

    «Зная, кем ты научен». Павел имеет в виду прежде всего себя. Но апостол учит не от себя - за ним стоит Сам Христос. Так и мы научены Святой Церковью, а за ней стоят святые отцы, апостолы и Христос Господь. Он, Иисус, наш единый Учитель и Наставник, а святые лишь являют нам в жизни и разъясняют Христово учение. Человек нуждается в том, чтобы через подражание другим христианам, более опытным, учиться жизни во Христе. Как и говорит Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

    «Притом же ты из детства знаешь священные писания», - продолжает апостол. Как хорошо, как прекрасно, когда сладость божественных Писаний касается сердца человека с самых ранних лет! В наше время это большая редкость. Ребенок, интересующийся Писанием, выглядел бы сегодня юродивым в глазах окружающих. И мы, взрослые люди, в детстве не занимались чтением Библии. Сегодня перед нами стоит задача наверстывать упущенное. Ежедневный разбор хотя бы одной главы из Книги Жизни должен быть для нас постоянным правилом.

    Говоря о «священных писаниях», Павел подразумевает книги Ветхого Завета, т. к. новозаветные тексты к тому времени еще не все были написаны, не обрели статуса Священных Писаний и не были собраны в один сборник. Здесь мы видим замечательный случай свидетельства Нового Завета о Ветхом Завете. Проповедник сообщает, что эти книги «могут умудрить... во спасение верою во Христа Иисуса». И апостол не одинок в своем свидетельстве. То же пишет и Петр: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику» (2 Пет. 1:19). Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

    Новозаветные книги ясно призывают нас к изучению ветхозаветных. Они способны «умудрить во спасение», они «свидетельствуют» о Христе, они уподобляются «светильнику, сияющему в темном месте». Странно, но в нашем церковном благочестии почему-то отсутствует «графа» о необходимости изучения Библии Ветхого Завета. Распространено мнение, что эти книги не очень-то и важны, без них вполне можно обойтись, их знание не влияет на спасение и т. д. Как мы уже убедились, такая точка зрения прямо противоречит взгляду апостолов и Самого Христа. Если мы причисляем себя к Церкви Христовой, а веру нашу именуем апостольской, то и на Ветхий Завет мы должны смотреть глазами Христа и апостолов. Так и делали древние христиане. Для них все Писание было единым текстом, вызывающим интерес и любовь. Разделение текста на ветхозаветный и новозаветный было лишь формальным: все книги изучались с равным усердием. Церковь первого тысячелетия хорошо знала то, что в наши дни многие уже не осознают: Новый Завет без Ветхого не понять.

    Обратим еще раз внимание на слова Павла о том, что Библия способна «умудрить» христианина «во спасение». Дело в том, что вера может быть и не «во спасение». Например, человек ходит в храм, ставит свечи, о чем-то молится... Но вполне может оказаться, что смысл жизни христианской он полагает в борьбе с ИНН или с масонами. И только об этом и думает, и молится, и свечи ставит. Вот тут-то как раз и нужно, чтобы Писание умудрило такую веру, сделало ее библейской. Если вера не проверяется Писанием, она может стать неспасительной.

    Церковь не случайно заводит разговор об изучении Библии в преддверии Святой Четыредесятницы. В древности оглашенных крестили под великие праздники - Богоявление, Пасху, чтобы они могли причаститься с верными в самый день праздника. Время Великого поста было периодом их усиленной подготовки к Таинству. Поэтому великопостный устав заповедует особенно усердное изучение Писания в эти дни. До Вербного воскресенья в храме должны быть прочитаны: Книга Бытия, Притчи Соломона, Книга Исайи; на Страстной Седмице почти все Четвероевангелие; дважды за каждую седмицу перечитывается Псалтирь... Не только постом и молитвой, но и углублением в истины священных текстов готовила Церковь к крещению новообращенных.

    Не нужно думать, братья и сестры, что раз мы крещены, то эта сторона церковного Устава нас не касается. Мы очень плохо знаем Библию не только в сравнении с христианами древности, но даже и в сравнении с современными протестантами. Как замечательно, что перед началом Великого поста Церковь дает нам благословение на изучение ряда библейских книг. Очень хорошо будет, если пост и молитва, главные занятия Святой Четыредесятницы, примут в свое благодатное соседство и труд по изучению Священного Писания. Тогда вера наша станет разумной, молитва осмысленной, а пост наполнится библейским смыслом, который сильно отличается от распространенного сегодня отношения к посту как к голоданию.

    Пусть же сегодняшнее апостольское чтение вооружит нас самым сильным оружием - верными мыслями и умудрит нас во спасение светом евангельской веры - разумной, библейской, православной. Веры, которой мы должны учиться и в которой нам заповедано пребывать.

    Цель:

    Познакомить детей с термином - ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и уточнить знания детей о православной вере.

    Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и дополняя.

    Расширить словарный запас детей.

    Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям; воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.

    - Формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

    Оборудование: фотографии храмов, церковных богослужений, православная газета местного благочиния, иллюстрации картин: Шанькова М. Ю. «Крещение Руси», В. Васнецова «Крещение Руси», иконы «Крещение Руси»

    Раздаточный материал: альбомные листы формата А4, графитные карандаши, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски.

    Ход занятия:

    Я верю зазвонят колокола
    И на земле, поруганной когда-то,
    Поднимутся златые купола,
    Да будет это место вечно свято!
    Я верю: зазвонят колокола...
    Молебном первым стены освятив,
    Смиренно преклоним свои колени,
    И возликует в небе херувим
    Во имя всех грядущих поколений.
    Я верю: зазвонят колокола...
    "Отца и Сына и Святаго Духа".
    Под куполом сольются голоса,
    Знаменьем крестным,окрыляя руки,
    И "Верую" услышат небеса.
    Я верю, зазвонят колокола...

    Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово - православие или православная вера? Где вы слышали это слово? (ответы детей ). Скорее всего по телевизору, во время новостей или прямых трансляций служений в храме: православные храмы, православный праздник, православные обычаи, православная вера, православные христиане… Может быть, кто-либо из вас держал и газету православного издательства. Может, ваши родители часто произносят это слово и в обычные дни? Говорят ли вам о чем-то слова - православная библиотека? Вот, что говорит о ней священник Максим Козлов: « Православие - это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту радость Православия…» Вера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.

    Существует много различных религий, но нашей стране, России, самой яркой, самой светлой, самой распространенной - является православная вера! Почему, спросите вы? Эта история уводит нас глубокими корнями в наше прошлое…

    Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы - животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометан, иудеев, немцев-католиков и греков (православных). Приехавший в Киев грек показал князю Владимиру картину Страшного Суда, на которой были нарисованы по правую сторону праведники, идущие в рай, а по левую - грешники, идущие в ад на вечные мучения. Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем, которые по левую». «Крестись, - ответил ему греческий проповедник, - и ты тоже будешь с праведниками!»

    Князь отправил послов в разные страны, чтобы более основательно познакомиться с существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не встречали такого величественного богослужения, как у греков (православных). «Стоя в их храме, - рассказывали послы, - мы не знали, где находимся - на земле или на небе. Не даром приняла греческую веру княгиня Ольга, мудрейшая из людей».

    Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десятки тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.

    Крестился народ добровольно, это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и мечом; быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константинопольскую - и что они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язычеству - было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась - через эту дивную Божественную красоту.

    Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал добрым, милостивым. В народе его называли «ласковым князем Владимиром» или «Владимиром - Красное Солнышко», а православная Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.

    Физкультминутка:

    Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны )

    И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок )

    Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих

    рыбок)

    Птенчики сидят в гнезде. (присели, руки под подбородок )

    Ярко звездочки горят - (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами

    (все пальцы свели и резко развели))

    Нам о Боге говорят. (указательным пальцем показали на небо )

    Мы живем в огромном прекрасном мире. Бог дал нам эту землю со всеми богатствами. Он поставил человека хозяином над всеми растениями и животными, дал нам часть c воей власти. То, что происходит в душе человека, является источником, питающим мир. За то, что человек несет в мир - любовь или ненависть, - он должен нести ответственность, и при этом помнить, что все мы - люди, животные, растения - обязаны друг другу и не можем жить друг без друга, не можем жить и без всего мироздания. Таким единым Бог создал наш мир. Бог сотворил мир так, что ничто в нем не мешает друг другу. Нам надо только хранить и умножать эту сотворенную Богом красоту мира и благодарить Бога за жизнь.

    Богат и разнообразен мир Божий, но в то же время в этом огромном разнообразии царит стройный порядок, установленный, Богом. Всему дана определенная и разумная цель. Всему Бог дал свое время, место и назначение.

    Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это - любовь, ум, совесть, радость, добро. Бога мы тоже не видим, но Его присутствие мы можем почувствовать.

    Бог наделил нас разумом, бессмертной душой. Он дал каждому человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть становится всё лучше, добрее и наследовать Царствие Божие.

    Бог слышит нас, Бог видит нас,
    Ведь Он и там и тут.
    Даёт Он людям каждый час
    И радость, и приют.

    О добром Боге говорить
    Могу я без конца.
    Давайте все благодарить
    За милости Творца.

    Жизнь без веры, как скорый поезд без тормозов и ещё на разобранном пути. Непредсказуема и опасна наша дорога, если все спущено на самотек. Жизнь дается человеку, чтоб он, как можно скорее, обрел опору. Это и есть православная христианская вера.

    Дети! В школу собирайтесь, -
    Петушок пропел давно!
    Попроворней одевайтесь, -
    Смотрит солнышко в окно!
    Человек, и зверь, и пташка –
    Все берутся за дела;
    С ношей тащится букашка,
    За медком летит пчела.
    Ясно поле, весел луг,
    Лес проснулся и шумит,
    Дятел носом тук да тук!
    Звонко иволга кричит.
    Рыбаки уж тянут сети,
    На лугу коса звенит.
    Помолясь, за книгу, дети!
    Бог лениться не велит

    . Дети должны знать, что НЕЛЬЗЯ обижать слабых, потому что им больно и обидно.
    Нельзя обижать и бить животных кошек и собак, потому что им больно.
    Нельзя у насекомым отрывать лапки – им тоже Больно.
    Нельзя стрелять из рогатки по птицам – им Больно.
    Нельзя ломать деревья – им тоже Больно.

    Пусть дети помогают младшим братьям и сестрам, заботятся о них, играют с ними.
    Пусть дети ухаживают за животными.
    Пусть дети сажают деревья и цветы.
    Кормят -- голубей, воробьев и синичек или уток в пруду.

    Если бы ко мне подошел человек неосведомленный в основах Православия, неверующий, иноверец, или недавно крестившийся, хотящий знать о Православии, и сказал бы мне: расскажи мне о Православии, во что верят Православные, на чем основана Православная Вера, и какова цель человека, исповедующего Православие, что бы я ему ответил?

    Основываясь на Священном Писании и Священном Предании, наверное, я бы ответил ему следующее:

    Вера Православная это Вера, прежде всего, не искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит, как правильно славить Бога.

    А кто же такой Бог, и зачем нам верить в Него? Прежде всего, нужно сказать, что мы знаем о Боге. Не много, так как не можем своим умом охватить его сущность. Однако на основании того, что Бог сам изъявил нужным знать о Себе людям, мы знаем, что Бог это Личный Дух, Вечный, Всемогущий, Вездесущий, Праведный и Любящий, а также Он Творец, Источник и Податель Жизни (Патриарх Кирилл - «Слово Пастыря»).

    Бог создал время и пространство, вселенную и землю, природу и животных, и, наконец, Он создал человека. Создал человека как высшее Свое творение, потому как человек был создан по Образу и Подобию Божию. Человек был создан Богом для того, чтобы общаться с Ним, слушаться Бога, учиться от Него мудрости, и, в конце концов, для того, чтобы самому стать Богом.

    Только тогда дети -- вырастут добрыми людьми!