Митрополит филарет дроздов краткая биография. Святитель Филарет Московский: чем дышит «просвещения дух»? Кончина Кутузова

Великий пост - совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике . На пятой неделе Великого поста читается два евангельских отрывка, один из них читал вместе с «Фомой» Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея.

Евангелие от Луки, глава 7, 36-50

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

читать весь отрывок

39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, 42но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; 45ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; 46ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Мне кажется, что любое событие, о котором идет речь в Евангелии, имеет для христианина троякий смысл. С одной стороны, это рассказ о каком-то происшествии, случае из земной жизни Христа, который для непосвященных выглядит как обычный человек, наделенный неким пророческим даром, а на самом деле несет в себе волю и смыслы, далеко выходящие за горизонт повседневных событий. Эта смысловторная двойственность любого евангельского эпизода непременно должна быть почувствована, прожита, продуманна в деталях. Здешнее, внешнее – и его сокровенный (хотя, в конечном счете, – возможно, и очень простой) смысл.

Во-вторых, многие евангельские писания (даже если они не облечены прямо и недвусмысленно в форму притчи или проповеди) являются некими нравственными максимами, формулами, сентенциями, не просто описывающими случившееся, но имеющими смысл и облик морального императива. Облечение событий в притчу – это своеобразный переход от арифметики к математике, обобщение конкретного случая в отвлеченную формулу, подобную уравнению, воплощающему собою научный закон. Мои товарищи по первому классу рассказывали, что дома не могли решить задачу на сложение или вычитание апельсинов, а на вопросы родителей «разве вас этому не учили?» отвечали: «учили, конечно, но только там надо было сложить не апельсины, а яблоки».

Наконец, третий смысл евангельских описаний – возможность личного, персонального, непосредственного приобщения к тому, что некогда произошло со Христом. При этом «некогда» незримо превращается во «всегда». Рассказанное не просто когда-то произошло и завершилось, а продолжается, происходит сейчас, в моей жизни. Календарь, распорядок дней сегодняшних, наполненных сиюминутными происшествиями, в сознании верующего неизбежно совмещается с вечным, неисчерпаемым календарем земного пути и проповедей Иисуса.

Зачало из Евангелия от Луки, содержащее притчу о двух должниках, читается . Для всех, кто слышит в храме это чтение, становится очевидным, что каждый из них не просто продолжает свою обыденную жизнь, видя на календаре весеннюю дату, например, 2 апреля, – в этот же день, в этот же час продолжает свершаться проповедь Сына человеческого, идущего навстречу Голгофе и Воскресению.

В тексте Евангелия очень важно подчеркнуть решение грешницы прийти в дом фарисея Симона именно в тот момент, когда там находится Учитель. Этот тихий, а затем громкий и явный порыв дорогого стоит. Женщина, чувствующая бремя грехов, входит в дом фарисея скорее с осторожной надеждой, нежели с полной уверенностью в том, что грехи будут прощены. Эта надежда сменяет собою абсолютную безысходность, которая ей предшествовала. Можно предположить, что женщина пыталась сама покончить с грехом, но ей недоставало силы, да и само по себе прекращение греха на деле никак не освобождало от тяжести греховного поступка в слове и побуждении.

Эта пока еще смутная надежда указывает на абсолютную двойственность в жизни любого человека (здесь, кстати, первый шаг в направлении к будущей притче, обобщению, формуле!).

С одной стороны, с рутиной жизни ничего не поделать, ведь грешны абсолютно все! Так легко этой мыслью утешиться, примириться с собственным несовершенством и дальше двигаться к окончательной утрате себя.

Но есть и другая сторона медали: неизбежная рутина греха вдруг становится абсолютно невыносимой, требующей немедленного действия, порыва, надежды на избавление, пусть и без всяких гарантий.

Совершенно иначе ведет себя фарисей. С одной стороны он тоже стремится к спасению, понимает, неясным образом провидит особую призванность Человека, Которого он приглашает в свой дом. Однако его позиция выжидательна, рассудочна, лишена непосредственного чувства. «Я ведь и так соблюдаю все предписанные законом нормы, и так ведаю путь к спасению, но все-таки попробую взглянуть, а нет ли в проповеди этого Человека чего-нибудь еще важного для меня?» В отличие от грешницы, Симон как раз требует гарантий: «дескать, посмотрим, что Ты мне скажешь, что предложишь, и особенно – что совершишь. Покуда мне не будет явлена гарантия спасения, я буду предельно осторожен, именно поэтому я и не стану до поры до времени предлагать Ему того, что положено гостю: омовения ног, помазания волос миром» и т.д.

Примерно так мог бы, вероятно, рассуждать «сам в себе» Симон. Он находится в совершенно иной позиции по сравнению с грешной женщиной. Он преисполнен осознания собственных заслуг и полагает (а то и безмолвно требует!) должного воздаяния.

Вместо чаемой гарантии, явленного чуда Симон получает в ответ притчу Христову о двух должниках. Как уже сказано, в притче предельно обобщены изображенные события. Причем в этом обобщении есть два важных, хотя и сопряженных друг с другом акцента. С одной стороны – безмерность Господней любви к смертным, ее равномерная обращенность к праведным и грешным. С другой стороны – подчеркнутая неравномерность ответной реакции должников на это высшее милосердие. Порыв сильнее, вера прочнее у того должника, кому более прощено. Если возвращаться от отвлеченности притчи к конкретному событию (а именно это и происходит, начиная с 44-го стиха), то можно сказать, что эмоции фарисея и грешницы коренным образом отличны друг от друга не только в исходный момент принятия ими решений (соответственно, пригласить Учителя в дом на трапезу и войти в дом, где гостит Иисус), но и после завершения притчи. Женщина и фарисей реагируют на слова Учителя очень по-разному: реакция Симона остается рассудочной: согласившись с математической непреложностью притчи, он размеренно произносит: «Думаю, тот [должник более возлюбит простившего], которому более простил». Движение мысли не претворяется в чувства и поступки.

Совершенно напротив, грешница, даже безотносительно непреложной логике притчи, сердцем чувствует свою правоту, «правильность» собственного порыва омыть слезами ноги Спасителя, отереть их волосами, выказав тем самым свою безраздельную благодарность за милосердие.

Что получается в итоге? Условный притчевый смысл сложнейшим образом сопряжен и согласован с непосредственным, событийным. Контур происшедшего меняется, плоскостной почерк приобретает объем, третье, духовное измерение в тот момент, когда присутствующие задаются вопросом «кто это, что и грехи прощает?» Притчевая формула, сентенция так и остается сентенцией. Из нее становится понятным, что путь к спасению обратно пропорционален степени веры, то есть люди делятся на тех, кто, несмотря на грехи, устремлен к Господу, и на иных, которым рассудочное ощущение собственной добропорядочности, даже безгрешности, застит путь к спасению.

Конкретный, событийный смысл иной: путь к раскаянию, очищению, прощению не заказан никому , различие наличных у человека в данный момент способностей к порыву навстречу божественному благу, абсолютно ни для кого не делает этот порыв невозможным. Да, фарисей в данный момент не сделал ничего, что свидетельствовало бы о его прозрении и обращении, но это прозрение возможно и для него, как раз приглашение в свой дом божественного путника и было первым шагом.

Нельзя не сказать, что отзвуки этого фрагмента Благовествования от Луки слышны во многих произведениях русской классики, например, у . Во многих романах русского писателя говорится о сложном соотношении математической «притчевой» верности суждения и живого человеческого чувства.

«Если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной».

Математика – вещь настолько же бесспорная, насколько и опасная, фарисейски переворачиваемая, способная извратить священное. К подобной искусительной математике относится, например, известный парадокс «если Бога нет, то все позволено». Это суждение настолько же неверно, как и противоположное, экзистенциалистское «если Бог есть, то все запрещено». Истина не в математике, подлинная реальность жизни здешней и вечной начинается там, где мы оказываемся способными переступить за рамки выбора между двумя обозначенными выше противоположными суждениями. Казалось бы, они создают ситуацию, предполагаемую классическим правилом аристотелевой логики: третьего не дано, tertium non datur. Однако логика и математика ограничены, все подлинное начинается за их пределами, то есть тогда, когда и Бог есть, и все позволено, с той оговоркой, что степень дозволенности управляется способностью самостоятельного выбора пути к спасению.

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 46 - 52.

46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

(Мк. 10, 46-52)

Иерихон, большой иудейский город приблизительно в 25 километрах к северо-востоку от Иерусалима и в 8 километрах к западу от Иордана, был важен для иудеев в свете исторических воспоминаний. Недалеко от Иерихона евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта (Нав. 3, 16). Также это был первый, чудесно взятый евреями город (Нав. 6, 20). Именно здесь со временем сформировались «пророческие училища», изучающие слово Божие (4 Цар. 2, 5), здесь пророк Елисей совершил чудо, усладив горькие воды (4 Цар. 2, 21).

Когда Господь выходил из Иерихона, шествуя обычной для иудеев дорогой из Галилеи через заиорданскую область Перею, за Ним следовало множество народа, подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Выдающегося раввина или учителя в таком путешествии обычно сопровождала толпа народа и учеников, слушавших его рассуждения. Именно так они учили и учились. По иудейскому закону каждый мужчина-иудей старше двенадцати лет, живший не дальше 25 километров от Иерусалима, должен был прийти на праздник Пасхи в Иерусалим. Те же, которые не могли пойти в Иерусалим, выстраивались вдоль улиц городов и деревень, через которые проходили группы паломников на праздник Пасхи, чтобы пожелать им счастливого пути. И потому в тот момент вдоль улиц Иерихона стояло множество людей.

При дороге сидел слепой по имени Вартимей и просил милостыню. Имя Вартимей состояло из двух слов: арамейского «вар», что значит «сын», и греческого «Тимей», сокращения имени Тимофей. Сам же евангелист Марк и переводит это имя как обозначающее «сын Тимея». И вот этот слепой начал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Мк. 10, 47). Вартимей, желавший исцелится, несомненно, слышал о чудесах Спасителя и о том, что некоторые признают Его обещанным Христом, а потому и называл его титулом, который может относиться только к Мессии. Народ же заставлял его молчать, чтобы он не беспокоил Господа, вероятно, потому, что Спаситель в это время говорил какое-то поучение. Услышав его мольбу, Господь остановился и велел позвать его к Себе.

Тогда Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу (Мк. 10, 50). И здесь нужно понимать, что у нищего слепого в Иерихоне не было больше ничего. Таким образом, он оставляет свое единственное добро, чтобы прийти ко Господу, еще прежде исцеления освобождаясь от всего, что могло помешать ему.

Господь спросил Вартимея: Чего ты хочешь от Меня? (Мк. 10, 51), на что с лепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть (Мк. 10, 51).

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский поясняет: «Дорога в Иерихон — разбойничье место. Она является образом пути греха. Сейчас Господь идет из Иерихона и на Его пути сидит слепой и просит милостыню. Здесь все символично: образ души, отошедшей от греха и сидящей при Христовом пути. Евангельский рассказ и такую душу представляет слепой. Душа эта не может свободно идти по дороге. Она прикована в неподвижности и сидит просит милостыни и поддерживает себя милостыней. Вот такой-то душе Христос открывает глаза ее сердца, чтобы она загорелась, и стала жить, и озарилась лучезарным светом Христа и Его истин».

Господь, видя веру Вартимея не только в исповедании его Мессией, но также в готовности принять последствия этого исповедания, говорит ему: И ди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 52). Обретя зрение, Вартимей следует за своим Спасителем.

Вникая в смысл события, описанного в сегодняшнем евангельском чтении, нам необходимо задуматься о том, кем мы являемся на дороге жизни: следующими в Небесный Иерусалим по пути духовного развития или сидящими при дороге в состоянии духовной слепоты? И если мы чувствуем, что не продвигаемся вперед, то, подобно Вартимею, должны вознести свой глас к Богу, испрашивая Его помощи в стремлении к духовному прозрению. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Вера больного в исцеление – это одно из условий его выздоровления, – об этом свидетельствуют не только человеческий опыт, но и серьезные исследования ученых. О спасительном действии веры написано немало современных книг. Вместе с тем, Евангельские истории о Сыне Божьем Иисусе Христе, явившемся в мир 2000 лет назад, продолжают обладать духовной силой и давать надежду нынешним поколениям.

В пятой главе Евангелия от Марка повествуется о бедной женщине, которая страдала кровотечением двенадцать лет. Она обращалась ко многим врачам, потратила на лечение немалые средства, но пришла еще в худшее состояние. Врачи объявили, что ее болезнь неизлечима, и никто не мог ей помочь.

Надежда ожила, когда она услышала, что Иисус Христос совершает исцеления чудесным способом. Женщина была уверена: если ей удастся только подойти к Нему, она исцелится.

Страдая и изнемогая, она пришла на берег моря, где Он учил, и пыталась протиснуться к нему сквозь толпу, но все было напрасно. Иисуса Христа всегда окружало большое скопление людей. Она уже пришла в отчаяние, как вдруг увидела, что Спаситель направился куда-то со своими учениками и оказался недалеко от того места, где она стояла.

Вот она – благоприятная возможность! Женщина устремилась вперед, твердя: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Марка 5:28).

Когда Иисус Христос проходил мимо, она успела коснуться только края Его одежды. И вот чудо, она почувствовала, что исцелилась. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Марка 5:29). В этом единственном прикосновении сосредоточилась вся ее вера, и сразу ее немощь сменилась бодростью и совершенным здоровьем. Радостная и переполненная благодарностью, она попыталась выбраться из толпы, но неожиданно Иисус Христос остановился. Он спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики застыли в недоумении: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Марка 5:30).

Но Учитель продолжал искать глазами ту, единственное движение которой привело в действие исцеляющую силу Божью. Спаситель мог отличить прикосновение с верой от случайных толчков толпы.

Видя, что скрываться бесполезно, женщина вышла вперед и бросилась к ногам Иисуса. Со слезами благодарности она рассказала о своей болезни и чудесном исцелении. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Марка 5:34).

Вера в Иисуса Христа не имеет ничего общего с самовнушением или суеверием. Это вера в реальную Личность, обладающую силой исцелять – в Живого Бога, однажды пославшего в мир Своего Сына для спасения людей. Библия говорит, что каждый человек может прийти к Христу, поверив в Него, и эта вера становится залогом исцеления души и тела. Спасительная вера – это союз, заключенный человеком с Богом.

Подготовила А. Яковлева

Молитва царя Давида об исцелении

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою» (Библия, Псалом 6:2-11).


В сборник входят избранные письма митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова, 1782-1867), - выдающегося церковного деятеля, проповедника, пастыря и молитвенника Русский Церкви, почти полвека возглавлявшего московскую кафедру.

Переписка великого архипастыря со своими современниками, лишь небольшая часть которой публикуется в книге, разнообразно богата духовными рассуждениями, в которых и сегодняшний читатель найдет для себя ответы на многие вопросы духовной жизни. Некоторые письма полностью публикуются впервые.

Пространный Катехизис

Православный Катихизис есть «наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души», изложенное святителем Филаретом в ясной доступной форме, исключающей всякое превратное толкование.

На простые вопросы о нашей вере мы подчас даем нечеткие ответы, нередко граничащие с ересью, а ведь искаженное понимание догматов веры может привести к опасным искажениям и в духовной жизни. Поэтому Катихизис рекомендуется не только вдумчиво читать, но и заучивать наизусть.

Слова и речи. Том 1

Настоящее издание является репринтным воспроизведением первого тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В первый том вошли слова и речи, произнесенные с 1803 года, с начала церковной деятельности святителя, до 1821 года - вступления в управление московской паствой.

Слова и речи. Том 2

Настоящее издание является репринтным воспроизведением второго тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. Во второй том вошли слова и речи, произнесенные святителем с 1821 по 1826 год.

Слова и речи. Том 3

Настоящее издание является репринтным воспроизведением третьего тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В третий том вошли слова и речи, произнесенные святителем с 1826 по 1836 год.

Слова и речи. Том 4

Настоящее издание является репринтным воспроизведением четвертого тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В четвертый том вошли слова и речи, произнесенные святителем с 1836 по 1848 год.

Слова и речи. Том 5

Настоящее издание является репринтным воспроизведением пятого, заключительного тома сборника «Сочинения Филарета, митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. М., 1873-1885».

Издание имеет целью представить читателю относительно полное собрание всех его слов и речей от начала его проповеднической деятельности, которые раскрывают всю полноту и разнообразие его воззрений на предметы веры и христианской нравственности. В пятый том вошли слова и речи, произнесенные с 1849 по 1867 годы.

Учение о семейной жизни

Вопросы существенной важности, имеющие без сомнения живой интерес, например, - о браке, девстве, отношениях супругов, о направлении в воспитании и образовании детей, взаимных отношениях членов семьи, значении семейных начал для общества и государства, - решаются в настоящее время различным образом, иногда, по-видимому, и на почве христианской, но далеко не в истинно христианском и библейском духе; и понятно - односторонние и неправильные воззрения оказывают вредное влияние на саму жизнь.

Между тем, семейные начала, согласные с духом библейско-христианского учения, неизмеримо высоки, чисты и совершенны; нужно только, по возможности, понять, уяснить, «верно выразуметь» их полное значение и благотворность. И в этом отношении не бесполезно познакомиться с учением о семейной жизни великого иерарха нашей Русской Церкви, святителя Филарета, митрополита Московского.