Молчание тоже талант достоевского как понимать. Бесы (роман)

Серия: "Библиотека российского романа"

Основа горьковской книги, написанной в 1924-1925 годах,- история жизни трех поколений семьи Артамоновых. От отца к сыновьям, от сыновей к внукам прослеживает писатель "дело", затеянное Артамоновым-старшим. Исключительное значение в формировании замысла "Дела Артамоновых" сыграли встречи и беседы М. Горького с В. И. Лениным в 1908 и 1910 годах на острове Капри. М. Горький, говоря об этих встречах, вспоминает слова В. И. Ленина, обращенные к нему: "Напрасно дробите опыт Ваш на мелкие рассказы, вам пора уложить его в одну книгу, в какой-нибудь большой роман" . И вот родилось "Дело Артамоновых" . Казалось бы, рассказана история одной капиталистической фабрики, одной семьи, ногорьковский талант увидел и показал в частных событиях эпоху, в характерах и образах одной семьи - всю Россию. Зарождение и гибель "дела" Артамоновых - это развитие иисторически неизбежная гибель капитализма в России.

Издательство: "Современник" (1972)

Формат: 84x108/32, 272 стр.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    М. Горький "Дело Артамоновых" (1925) - семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из русских захолустных городов, которая дана на фоне общественного развития страны с 1861… - Мысль, (формат: 84x108/32, 286 стр.) 1975
    50 бумажная книга
    М. Горький "Дело Артамоновых" - семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из русских захолустных городов, которая дана на фоне общественного развития страны с 1861 по 1917… - Приволжское книжное издательство, (формат: 60x90/16, 224 стр.) Школьная библиотека 1972
    60 бумажная книга
    М. Горький "Дело Артамоновых" - семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из русских захолустных городов, которая дана на фоне общественного развития страны с 1861 по 1917… - Карелия, (формат: 84x108/32, 256 стр.) 1972
    40 бумажная книга
    М. Горький "Дело Артамоновых" - семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из русских захолустных городов, которая дана на фоне общественного развития страны с 1861 по 1917… - Художественная литература. Москва, (формат: 84x108/32, 700 стр.) 1964
    100 бумажная книга
    Максим Горький `Дело Артамоновых`(1925) - семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из русских захолустных городов, которая дана на фоне общественного развития страны с 1861 по… - Книга по Требованию, (формат: 84x108/32, 264 стр.) 2011
    2183 бумажная книга
    Максим Горький «Дело Артамоновых» – непростая история жизни трех поколений семьи фабрикантов. Это история русского капитализма, история того, как положение «хозяев жизни» уродует и духовно губит людей, превращает… - Public Domain, электронная книга 1925
    электронная книга
    Горький М. "Дело Артамоновых" - непростая история жизни трех поколений семьи фабрикантов. Это история русского капитализма, история того, как положение "хозяев жизни" уродует идуховно губит людей, превращает их… - Художественная литература. Москва, (формат: 60x84/16, 295 стр.) 1982
    360 бумажная книга
    Максим Горький «Дело Артамоновых» – непростая история жизни трех поколений семьи фабрикантов. Это история русского капитализма, история того, как положение «хозяев жизни» уродует и духовно губит людей, превращает… - Public Domain, (формат: 84x108/32, 264 стр.)
    бумажная книга
    Горький Максим "Дело Артамоновых" (1925)Максим Горький (1868-1936) написал в эмиграции, в Италии. Романное время - всего 56 лет, с 1861 по 1917 год. По меркам истории ничтожный промежуток, но для российского… - Время, (формат: 84x108/32, 264 стр.) Проверено временем 2018
    285 бумажная книга
    Горький Максим `Дело Артамоновых`(1925) Максим Горький (1868-1936) написал в эмиграции, в Италии. Романное время - всего 56 лет, с 1861 по 1917 год. По меркам истории ничтожный промежуток, но для российского… - ВРЕМЯ, (формат: 84x108/32, 264 стр.) Проверено временем 2018
    255 бумажная книга
    Максим Горький Основа горьковской книги, написанной в 1924-1925 годах,- история жизни трех поколений семьи Артамоновых. От отца к сыновьям, от сыновей к внукам прослеживает писатель "дело", затеянное… - Современник, (формат: 84x108/32, 272 стр.) Библиотека российского романа 1972
    30 бумажная книга
    Горький А. М. В 1925 году впервые был издан роман «Дело Артамоновых». В нем Горький с поразительным мастерством рисует историю вырождения представителей русского капитализма - Артамоновых, одновременно показывая… - Южно-Уральское книжное издательство, (формат: 84x108/32, 264 стр.) Школьная библиотека 1971
    140 бумажная книга
    Максим Горький Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. "Дело Артамоновых" (1925) -семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из… - Книга по Требованию, - 2011
    1741 бумажная книга
    Максим Горький Москва, 1949 год. Советский писатель. Издательский переплет. Сохранность хорошая. "Дело Артамоновых" (1925) - семейная хроника трех поколений Артамоновых, владельцев ткацкой фабрики в одном из… - Советский писатель. Москва, (формат: 84x108/32, 272 стр.) Библиотека избранных произведений советской литературы. 1917-1947 1949
    90 бумажная книга
    Максим Горький Классика – это то, что мы берём из прошлых культурных слоёв для решения насущных проблем современности. Недаром так ново и свежо звучат сегодня произведения Толстого и Достоевского, Лескова и… - МедиаКнига, аудиокнига можно скачать 1925
    94 аудиокнига

    См. также в других словарях:

      - (роман) Дело Артамоновых (фильм) … Википедия

      ДЕЛО АРТАМОНОВЫХ, СССР, Мосфильм, 1941, ч/б, 93 мин. Драма. По одноименному роману М. Горького. Первые роли в кино Сергея Ромоданова и Михаила Пуговкина. В ролях: Вера Марецкая (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна), Михаил Державин (см. ДЕРЖАВИН Михаил… … Энциклопедия кино

      У этого термина существуют и другие значения, см. Дело Артамоновых. Дело Артамоновых … Википедия

      Делать дела (дело) - Разг. Работать, трудиться, заниматься чем либо. Вы в заповеднике, вроде как на заводе. Лес ночью спит. Днём вы в нём дела делаете. Отбегал своё и домой. Баню топи… Деревья без вас до утра доживут (В. Славянин. Между небом и землёй). Баймакова… … Фразеологический словарь русского литературного языка

      Псевдоним знаменитого писателя Алексея Максимовича Пешкова (см.). {Брокгауз} Горький, Максим (наст. фам. Пешков, Алексей Максим.), известный беллетрист, р. 14 марта 1869 в Нижн. Новгороде, с. обойщика, подмастерье малярного цеха. {Венгеров} … … Большая биографическая энциклопедия - Запрос «Горький» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Максим Горький (значения). Максим Горький … - Максим Горький Фотография с автографом Имя при рождении: Алексей Максимович Пешков Дата рождения: 16 (28) марта 1868 Место рождения … Википедия

    М.Горький

    Дело Артамоновых

    РОМЕНУ РОЛЛАНУ ЧЕЛОВЕКУ, ПОЭТУ

    Года через два после воли (т.е. после отмены крепостного права в 1861 г. - Ред.), за обедней в день преображения господня (6 августа по ст. стилю, т.ж. яблочный спас - Ред.), прихожане церкви Николы на Тычке заметили "чужого", - ходил он в тесноте людей, невежливо поталкивая их, и ставил богатые свечи пред иконами, наиболее чтимыми в городе Дрёмове. Мужчина могучий, с большою, колечками, бородой, сильно тронутой проседью, в плотной шапке черноватых, по-цыгански курчавых волос, носище крупный, из-под бугристых, густых бровей дерзко смотрят серые, с голубинкой, глаза, и было отмечено, что когда он опускал руки, широкие ладони его касались колен.

    Уповательно - из дворовых людей, егерь или что другое по части барских забав.

    А суконщик Помялов, по прозвищу Вдовый Таракан, суетливый сластолюбец, любитель злых слов, человек рябой, и безобразный, недоброжелательно выговорил:

    Видали,- лапы-те у него каковы длинны? Вон как идёт, будто это для него на всех колокольнях звонят.

    Широкоплечий, носатый человек шагал вдоль улицы твёрдо, как по своей земле; одет в синюю поддёвку добротного сукна, в хорошие юфтовые (из бычьей кожи, выделанной по русскому способу, на чистом дёгте - Ред.) сапоги, руки сунул в карманы, локти плотно прижал к бокам. Поручив просвирне (женщина в каждом приходе, приставленная для печенья просвир; обычно вдова духовного звания - Ред.) Ерданской узнать подробно, кто этот человек, горожане разошлись, под звон колоколов, к пирогам, приглашённые Помяловым на вечерний чай в малинник к нему.

    После обеда другие дрёмовцы видели неведомого человека за рекою, на "Коровьем языке", на мысу, земле князей Ратских; ходил человек в кустах тальника, меряя песчаный мыс ровными, широкими шагами, глядел из-под ладони на город, на Оку и на петлисто запутанный приток её, болотистую речку Ватаракшу (устар. негодный, неуклюжий - Ред.). В Дрёмове живут люди осторожные, никто из них не решился крикнуть ему, спросить: кто таков и что делает? Но всё-таки послали будочника Машку Ступу, городского шута и пьяницу; бесстыдно, при всех людях и не стесняясь женщин, Ступа снял казённые штаны, а измятый кивер (головной убор - Ред.) оставил на голове, перешёл илистую Ватаракшу вброд, надул свой пьяный животище, смешным, гусиным шагом подошёл к чужому и, для храбрости, нарочито громко спросил:

    Кто таков?

    Не слышно было, как ответил ему чужой, но Ступа тотчас же возвратился к своим людям и рассказал:

    Спросил он меня: что ж ты это какой безобразный? Глазищи у него злые, похож на разбойника.

    Вечером, в малиннике Помялова, просвирня Ерданская, зобатая женщина, знаменитая гадалка и мудрица, вытаращив страшные глаза, доложила лучшим людям:

    Зовут - Илья, прозвище - Артамонов, сказал, что хочет жить у нас для своего дела, а какое дело - не допыталась я. Приехал по дороге из Воргорода, тою же дорогой и отбыл в три часа - в четвёртом.

    Так ничего особенного и не узнали об этом человеке, и было это неприятно, как будто кто-то постучал ночью в окно и скрылся, без слов предупредив о грядущей беде.

    Прошло недели три, и уже почти затянуло рубец в памяти горожан, вдруг этот Артамонов явился сам-четвёрт прямо к Баймакову и сказал, как топором рубя:

    Вот тебе, Евсей Митрич, новые жители под твою умную руку. Пожалуй, помоги мне укрепиться около тебя на хорошую жизнь.

    Дельно и кратко рассказал, что он человек князей Ратских из курской их вотчины на реке Рати; был у князя Георгия приказчиком, а, по воле, отошёл от него, награждён хорошо и решил своё дело ставить: фабрику полотна. Вдов, детей зовут: старшего - Пётр, горбатого - Никита, а третий - Олёшка, племянник, но - усыновлён им, Ильёй.

    Лён мужики наши мало сеют, - раздумчиво заметил Баймаков.

    Заставим сеять больше.

    Голос Артамонова был густ и груб, говорил он, точно в большой барабан бил, а Баймаков всю свою жизнь ходил по земле осторожно, говорил тихо, как будто боясь разбудить кого-то страшного. Мигая ласковыми глазами печального сиреневого цвета, он смотрел на ребят Артамонова, каменно стоявших у двери; все они были очень разные: старший - похож на отца, широкогрудый, брови срослись, глаза маленькие, медвежьи, у Никиты глаза девичьи, большие и синие, как его рубаха, Алексей - кудрявый, румяный красавец, белокож, смотрит прямо и весело.

    В солдаты одного? - спросил Баймаков.

    Нет, мне дети самому нужны; квитанцию имею.

    И, махнув на детей рукою, Артамонов приказал:

    Выдьте вон.

    А когда они тихо, гуськом один за другим и соблюдая старшинство, вышли, он, положив на колено Баймакова тяжёлую ладонь, сказал:

    Евсей Митрич, я заодно и сватом к тебе: отдай дочь за старшего моего.

    Баймаков даже испугался, привскочил на скамье, замахал руками.

    Что ты, бог с тобой! Я тебя впервые вижу, кто ты есть - не знаю, а ты - эко! Дочь у меня одна, замуж ей рано, да ты и не видал её, не знаешь какова... Что ты?

    Но Артамонов, усмехаясь в курчавую бороду, сказал:

    Про меня - спроси исправника, он князю моему довольно обязан, и ему князем писано, чтоб чинить мне помощь во всех делах. Худого - не услышишь, вот те порука - святые иконы. Дочь твою я знаю, я тут, у тебя в городе, всё знаю, четыре раза неприметно был, всё выспросил. Старший мой тоже здесь бывал и дочь твою видел - не беспокойся!

    Чувствуя себя так, точно на него медведь навалился, Баймаков попросил гостя:

    Ты погоди...

    Недолго - могу, а долго годить - года не годятся, - строго сказал напористый человек и крикнул в окно, на двор:

    Идите, кланяйтесь хозяину.

    Когда они, простясь, ушли, Баймаков, испуганно глядя на иконы, трижды перекрестился, прошептал:

    Господи - помилуй! Что за люди? Сохрани от беды.

    Он поплёлся, пристукивая палкой, в сад, где, под липой, жена и дочь варили варенье. Дородная, красивая жена спросила:

    Какие это молодцы на дворе стояли, Митрич?

    Неизвестно. А где Наталья?

    За сахаром пошла в кладовку.

    За сахаром, - сумрачно повторил Баймаков, опускаясь на дерновую скамью. - Сахар. Нет, это правду говорят: от воли - большое беспокойство будет людям.

    Присмотревшись к нему, жена спросила тревожно:

    Ты - что? Опять неможется?

    Душа у меня взныла. Думается - человек этот пришёл сменить меня на земле.

    Жена начала утешать его.

    Полно-ко! Мало ли теперь людей из деревень в город идёт.

    То-то и есть, что идут. Я тебе покамест ничего не скажу, дай подумаю...

    Через пятеро суток Баймаков слёг в постель, а через двенадцать - умер, и его смерть положила ещё более густую тень на Артамонова с детьми. За время болезни старосты Артамонов дважды приходил к нему, они долго беседовали один на один; во второй раз Баймаков позвал жену и, устало сложив руки на груди, сказал:

    Вот - с ней говори, а я уж, видно, в земных делах не участник. Дайте - отдохну.

    Пойдём-ка со мной, Ульяна Ивановна, - приказал Артамонов и, не глядя, идёт ли хозяйка за ним, вышел из комнаты.

    М.Горький

    Дело Артамоновых

    РОМЕНУ РОЛЛАНУ ЧЕЛОВЕКУ, ПОЭТУ

    Года через два после воли (т.е. после отмены крепостного права в 1861 г. - Ред.), за обедней в день преображения господня (6 августа по ст. стилю, т.ж. яблочный спас - Ред.), прихожане церкви Николы на Тычке заметили "чужого", - ходил он в тесноте людей, невежливо поталкивая их, и ставил богатые свечи пред иконами, наиболее чтимыми в городе Дрёмове. Мужчина могучий, с большою, колечками, бородой, сильно тронутой проседью, в плотной шапке черноватых, по-цыгански курчавых волос, носище крупный, из-под бугристых, густых бровей дерзко смотрят серые, с голубинкой, глаза, и было отмечено, что когда он опускал руки, широкие ладони его касались колен.

    Уповательно - из дворовых людей, егерь или что другое по части барских забав.

    А суконщик Помялов, по прозвищу Вдовый Таракан, суетливый сластолюбец, любитель злых слов, человек рябой, и безобразный, недоброжелательно выговорил:

    Видали,- лапы-те у него каковы длинны? Вон как идёт, будто это для него на всех колокольнях звонят.

    Широкоплечий, носатый человек шагал вдоль улицы твёрдо, как по своей земле; одет в синюю поддёвку добротного сукна, в хорошие юфтовые (из бычьей кожи, выделанной по русскому способу, на чистом дёгте - Ред.) сапоги, руки сунул в карманы, локти плотно прижал к бокам. Поручив просвирне (женщина в каждом приходе, приставленная для печенья просвир; обычно вдова духовного звания - Ред.) Ерданской узнать подробно, кто этот человек, горожане разошлись, под звон колоколов, к пирогам, приглашённые Помяловым на вечерний чай в малинник к нему.

    После обеда другие дрёмовцы видели неведомого человека за рекою, на "Коровьем языке", на мысу, земле князей Ратских; ходил человек в кустах тальника, меряя песчаный мыс ровными, широкими шагами, глядел из-под ладони на город, на Оку и на петлисто запутанный приток её, болотистую речку Ватаракшу (устар. негодный, неуклюжий - Ред.). В Дрёмове живут люди осторожные, никто из них не решился крикнуть ему, спросить: кто таков и что делает? Но всё-таки послали будочника Машку Ступу, городского шута и пьяницу; бесстыдно, при всех людях и не стесняясь женщин, Ступа снял казённые штаны, а измятый кивер (головной убор - Ред.) оставил на голове, перешёл илистую Ватаракшу вброд, надул свой пьяный животище, смешным, гусиным шагом подошёл к чужому и, для храбрости, нарочито громко спросил:

    Кто таков?

    Не слышно было, как ответил ему чужой, но Ступа тотчас же возвратился к своим людям и рассказал:

    Спросил он меня: что ж ты это какой безобразный? Глазищи у него злые, похож на разбойника.

    Вечером, в малиннике Помялова, просвирня Ерданская, зобатая женщина, знаменитая гадалка и мудрица, вытаращив страшные глаза, доложила лучшим людям:

    Зовут - Илья, прозвище - Артамонов, сказал, что хочет жить у нас для своего дела, а какое дело - не допыталась я. Приехал по дороге из Воргорода, тою же дорогой и отбыл в три часа - в четвёртом.

    Так ничего особенного и не узнали об этом человеке, и было это неприятно, как будто кто-то постучал ночью в окно и скрылся, без слов предупредив о грядущей беде.

    Прошло недели три, и уже почти затянуло рубец в памяти горожан, вдруг этот Артамонов явился сам-четвёрт прямо к Баймакову и сказал, как топором рубя:

    Вот тебе, Евсей Митрич, новые жители под твою умную руку. Пожалуй, помоги мне укрепиться около тебя на хорошую жизнь.

    Дельно и кратко рассказал, что он человек князей Ратских из курской их вотчины на реке Рати; был у князя Георгия приказчиком, а, по воле, отошёл от него, награждён хорошо и решил своё дело ставить: фабрику полотна. Вдов, детей зовут: старшего - Пётр, горбатого - Никита, а третий - Олёшка, племянник, но - усыновлён им, Ильёй.

    Лён мужики наши мало сеют, - раздумчиво заметил Баймаков.

    Заставим сеять больше.

    Голос Артамонова был густ и груб, говорил он, точно в большой барабан бил, а Баймаков всю свою жизнь ходил по земле осторожно, говорил тихо, как будто боясь разбудить кого-то страшного. Мигая ласковыми глазами печального сиреневого цвета, он смотрел на ребят Артамонова, каменно стоявших у двери; все они были очень разные: старший - похож на отца, широкогрудый, брови срослись, глаза маленькие, медвежьи, у Никиты глаза девичьи, большие и синие, как его рубаха, Алексей - кудрявый, румяный красавец, белокож, смотрит прямо и весело.

    В солдаты одного? - спросил Баймаков.

    Нет, мне дети самому нужны; квитанцию имею.

    И, махнув на детей рукою, Артамонов приказал:

    Выдьте вон.

    А когда они тихо, гуськом один за другим и соблюдая старшинство, вышли, он, положив на колено Баймакова тяжёлую ладонь, сказал:

    Евсей Митрич, я заодно и сватом к тебе: отдай дочь за старшего моего.

    Баймаков даже испугался, привскочил на скамье, замахал руками.

    Что ты, бог с тобой! Я тебя впервые вижу, кто ты есть - не знаю, а ты - эко! Дочь у меня одна, замуж ей рано, да ты и не видал её, не знаешь какова... Что ты?

    Но Артамонов, усмехаясь в курчавую бороду, сказал:

    Про меня - спроси исправника, он князю моему довольно обязан, и ему князем писано, чтоб чинить мне помощь во всех делах. Худого - не услышишь, вот те порука - святые иконы. Дочь твою я знаю, я тут, у тебя в городе, всё знаю, четыре раза неприметно был, всё выспросил. Старший мой тоже здесь бывал и дочь твою видел - не беспокойся!

    Чувствуя себя так, точно на него медведь навалился, Баймаков попросил гостя:

    Ты погоди...

    Недолго - могу, а долго годить - года не годятся, - строго сказал напористый человек и крикнул в окно, на двор:

    Идите, кланяйтесь хозяину.

    Когда они, простясь, ушли, Баймаков, испуганно глядя на иконы, трижды перекрестился, прошептал:

    Господи - помилуй! Что за люди? Сохрани от беды.

    Он поплёлся, пристукивая палкой, в сад, где, под липой, жена и дочь варили варенье. Дородная, красивая жена спросила:

    Какие это молодцы на дворе стояли, Митрич?

    Неизвестно. А где Наталья?

    За сахаром пошла в кладовку.

    За сахаром, - сумрачно повторил Баймаков, опускаясь на дерновую скамью. - Сахар. Нет, это правду говорят: от воли - большое беспокойство будет людям.

    Присмотревшись к нему, жена спросила тревожно:

    Ты - что? Опять неможется?

    Душа у меня взныла. Думается - человек этот пришёл сменить меня на земле.

    Жена начала утешать его.

    Полно-ко! Мало ли теперь людей из деревень в город идёт.

    То-то и есть, что идут. Я тебе покамест ничего не скажу, дай подумаю...

    Через пятеро суток Баймаков слёг в постель, а через двенадцать - умер, и его смерть положила ещё более густую тень на Артамонова с детьми. За время болезни старосты Артамонов дважды приходил к нему, они долго беседовали один на один; во второй раз Баймаков позвал жену и, устало сложив руки на груди, сказал:

    Вот - с ней говори, а я уж, видно, в земных делах не участник. Дайте - отдохну.

    Пойдём-ка со мной, Ульяна Ивановна, - приказал Артамонов и, не глядя, идёт ли хозяйка за ним, вышел из комнаты.