Молитвенное правило прп серафима саровского. Молитвенное правило прп

Полное собрание и описание: серафимова правило молитва для духовной жизни верующего человека.

Преподобный старец Серафим Саровский был необыкновенным молитвенником и смиренным блюстителем Божьих законов. До сих пор он является мудрым учителем и наставником для многих православных мирян. Его молитвенное правило каждую минуту действует на тех, кто с истинным рвением выполняет его, кто по-настоящему верит в Иисуса Христа и Богородицу. Множество молитв также возносятся и к самому Серафиму Саровскому, чтобы он помог в преодолении трудностей и защитил от разных бед. Дни его памяти отмечаются Православной Церковью 15 января – когда батюшка предстал пред Господом, и 1 августа – в день обретения святых мощей.

Детство Серафима Саровского

Предложенное молитвенное правило было буквально выстрадано самим старцем, которому пришлось много претерпеть и вынести. И только по воле Божьей остаться живым. Искусителем Серафима Саровского однажды стал даже сам Дьявол, но об этом чуть позже.

Итак, родился Прохор Мошнин (так его звали в миру) 19 июля 1754 (или 1759) года в Курске в купеческой семье Мошниных. Его отец занимался разными строительными подрядами и в том числе возводил церкви.

Сегодня в Курске сохранилась церковь – Сергиево-Казанский кафедральный собор, который начал строить отец Серафима Саровского, но вскоре он умер, а руководством строительных дел церкви занялась его жена. Прохор однажды оказался на стройке вместе с матерью и случайно, по детской шалости, свалился с высокой колокольни. Однако на удивление всем он остался живым, так как совсем другую судьбу уготовил ему Бог. Сегодня в этом храме, именно на этом месте стоит памятник преподобному отцу Серафиму Саровскому.

Отрочество

С юных лет Прохор старался выполнять молитвенное правило для мирян. Он часто посещал церковные службы, научился читать и писать. Книги Житие Святых и Евангелие он часто вслух читал своим сверстникам. Когда он сильно заболел, мать приложила его голову к иконе Знамения Пресвятой Богородицы – и мальчик получил от нее исцеление. В скором времени совсем еще молодой Прохор захотел стать послушником в монастыре. Родная мать его благословила и дала ему в руки распятие, с которым он не расставался всю жизнь. Сегодня оно хранится у монашек в Серафимо-Дивеевском монастыре.

Монашество

Вскоре Прохор совершает паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там он получает благословение старца Досифея на служение и отправляется в Свято-Успенскую Саровскую пустынь. По прибытии Прохора в монастырь отец Пахомий приставил ему духовника – старца Иосифа. Прохор с огромным удовольствием и трудолюбием выполнял все свои обязанности и с большим усердием читал молитвенное правило.

Потом, по примеру других монахов, ему захотелось уединиться в лесу для Иисусовой молитвы. На это его благословил старец Иосиф.

Через некоторое время молодого послушника стала мучить водянка. Болезнь долго не отпускала его, но врачей он видеть не хотел и полностью предался воле Божьей. И вот однажды после причастия ночью он увидел Богородицу с Иоанном Богословом и апостолом Петром. Она ткнула ему в бок своим жезлом и жидкость из него тут же вытекла. С той минуты Прохор пошел на поправку.

После восьми лет пребывания в Саровской обители Прохор становится монахом с именем Серафим. Он стал жить в келье, расположенной в лесу недалеко от монастыря. Именно тогда он подвязался на иноческий подвиг, в частности телесный, так как носил одежду одну и ту же что летом, что зимой. Свое скудное пропитание он добывал себе в лесу, так как в основном держал пост. Спал он мало, проводя время в постоянной молитве и выполняя ежедневное молитвенное правило, перечитывая Евангелие и святоотеческие писания.

Он достиг такого духовного развития, что на церковных службах не раз видел помогающих служению Святых Ангелов. А однажды даже увидел самого Иисуса Христа, который вошел в образ у Царских Врат. После таких видений Серафим Саровский молился еще более усиленно. С благословения настоятеля монастыря отца Исаии, он решается на новый подвиг – уходит за несколько километров в лесную пустынную келью. В монастырь он приходит причаститься только по субботам.

В 39 лет он становится иеромонахом. Отец Серафим практически всецело посвящает себя молитве и может даже подолгу лежать неподвижно. Со временем, опять же с благословения настоятеля монастыря, он перестал принимать посетителей, тропинка к нему практически заросла, только дикие звери, которых он любил угощать хлебом, могли забредать туда.

Такие подвиги отца Серафима не нравились Дьяволу. Он решил наслать на него разбойников, которые пришли к нему и стали требовать у бедного старца деньги. Эти незваные гости практически до смерти избили Отца Серафима. Он был достаточно сильным, чтобы дать им отпор, но решил не проливать кровь, так как жил по заповедям, была сильна его вера в Господа. Денег они у него не нашли, а потому, устыдившись, ушли восвояси. Братия была просто шокирована, когда увидела раненого батюшку. Но врач старцу не понадобился, так как Сама Царица Небесная исцелила его, в очередной раз явившись к нему во сне.

Отшельничество

По истечении нескольких месяцев батюшка Серафим вернулся в свою пустынную келью. За 15 лет отшельничества он постоянно находился в Богомыслии и за это был одарен даром прозорливости и чудотворения. Когда от старости батюшка сильно ослабел, он вернулся в монастырь и стал принимать посетителей, к которым относился с огромным уважением и обращался не иначе как «Радость моя».

Именно благодаря Серафиму Саровскому мы имеем краткое молитвенное правило, которое дает возможность каждому православному христианину всегда и в любую минуту быть ближе к Богу.

Его настоящим детищем стал Дивеевский женский монастырь, на развитие которого его вдохновила сама Богородица.

Перед смертью преподобный Серафим Саровский причастился и, стоя на коленях перед своей любимой иконой Богородицы «Умиление», отошел с миром к Господу. Это произошло в 1833 году.

Канонизация святых мощей святого Серафима Саровского произошла 1 августа в 1903 году. В этом процессе участвовал российский царь Николай II.

Молитвенное правило Серафима Саровского

Своих духовных детей Серафим Саровский просил неустанно молиться, считая, что молитва необходима им как воздух. Он говорил, что молиться надо и утром, и вечером, до и после работы, и в любое время. Однако обычным прихожанам сложно читать все необходимые многочисленные молитвы, на это дело не у каждого и времени хватит из-за постоянной житейской суеты и занятости. Вот поэтому, чтобы меньше люди грешили, и появились специальные короткие молитвенные правила Серафима Саровского.

Утреннее и вечернее молитвенное правило

Эти молитвы не требуют каких-то особых усилий и трудов. Но, по словам святого, именно эти правила станут неким якорем, надежно сдерживающим корабль жизни на бушующих волнах житейских проблем. Ежедневно выполняя эти правила, можно достигнуть высокого духовного развития, так как именно молитва является главной сутью основания христианства.

Утреннее молитвенное правило говорит о том, что каждый верующий человек, просыпаясь утром, должен сначала трижды перекреститься и в определенном месте перед иконами трижды прочитать молитву «Отче наш», трижды «Богородице, радуйся» и один раз «Символ веры». И тогда можно спокойно начинать дела свои. В течение дня тоже надо периодически обращаться к Богу с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если вокруг люди, то произносить слова: «Господи помилуй».

Правило Серафима Саровского

И так до обеда, а перед ним в точности надо повторить утреннее молитвенное правило. После обеда читается краткая молитва «Пресвятая Дева Богородице, спаси мя грешнаго». Эту молитву надо читать периодически до самого вечера. В уединении от всех читать «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».

По окончании дня читается вечернее молитвенное правило. Текст его молитв абсолютно совпадает с утренними. И потом, трижды окрестившись, можно ложиться спать. Таково молитвенное правило для начинающих от самого святого старца Серафима Саровского.

Обозначение молитв

Молитва «Отче наш» является словом Господа, поставленная Им в образец. Молитва «Богородице Дева, радуйся» стала приветствием Архангела к Богородице. Молитва «Символ веры» – это уже догмат.

Однако наряду с этими молитвами необходимо произносить и другие, а также обязательно читать Евангелие, хвалебные каноны и акафисты.

Наш мудрый старец Серафим советовал, если из-за сильной занятости на работе не имеется возможности достойно читать молитвы, то это можно делать и при ходьбе, и при любом деле, даже лежа. Главное, всегда помнить его слова: «Всякий, кто призовет имя Господа, спасется».

Пророчества

Прозорливый старец мог предсказывать будущее. Так, он предсказал войну, революцию и расстрел Николая II и его семьи. Он предсказал и свою канонизацию. Но главное – он предрек возрождение России (начиная с 2003 года), что при всех тяжелых страданиях она станет великой державой, так как именно ее славянский народ стал хранителем веры в Господа Иисуса Христа. Именно Россия станем мировым лидером, ей покорятся многие народы, более сильного и могущественного государства на Земле не будет. Все, что предрекал святой отче Серафим Саровский, непременно сбывалось. А нам теперь остается только молиться Богу и святому старцу, чтобы и на сей раз сбылись все его пророчества.

Серафимова правило молитва

Многие, приходя к батюшке Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы.

Преподобный Серафим завещал таким людям молитвенное правило:

«Вставши от сна всякий христианин пусть прочтет молитву Господню: Отче наш… трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: Бого­родице Дево, радуйся… трижды и Символ веры: Ве­рую во единого Бога… единожды.

Совершив это правило, пусть занимается своим делом. Во время же работы дома или находясь в пути, пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Бо­жий, помилуй мя грешнаго ; а если окружают его другие люди, то занимаясь делом пусть говорит умом только: Господи, помилуй , и так продолжает до обеда.

Перед обедом пусть совершает вышепоказан­ное правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго , и так до самого сна.

Когда случится проводить ему время в уединении, то пусть читает: Господи Иисусе Христе, Бого­родицею помилуй мя грешнаго .

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное правило, т.е. трижды Отче наш… , трижды Богородице Дево, радуйся… и единожды Символ веры . После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

При этом святой Старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христиан­ства: первая - как слово Самого Господа и молитва, поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.

Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то богодухновенный Старец советовал читать его во всяком положении - и во время занятий, и при ходьбе, и даже лежа, помня слова Писания: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется .

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, акафисты, каноны. Читая другие молитвы, да благодарит он Господа со всяким смирением за то, что имел время принести Ему в жертву и еще нечто из священных плодов. Таким путем христианин мало-по-малу может подниматься наверх христианских добродетелей.

Молитва Господня
тче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. (Трижды)
Молитва Богородице
огородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Трижды)
Символ Веры
ерую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковью Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь. (Единожды)

* Дорогой читатель, прошу Ваших святых молитв за рр.Б.Сергия, Серафиму и сродников. Спаси Господи.

Краткое правило Серафима Саровского

В крайнем случае, если нет возможности читать утренние или вечерние молитвы, читается краткое правило преподобного Серафима Саровского.

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем. (поклон )

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся (3 раза) ;

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя, гре́шнаго. (3 раза)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, Госпоже́ю Де́вою Мари́ею Богоро́дицею поми́луй мя, гре́шнаго. (3 раза)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй нас. А ми́нь.

Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» , а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй» , и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго» , и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.

Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны.

Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,

– потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды

– и, наконец Символ Веры единожды.

Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.

– Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, - читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.

– Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

– «Держась этого правила, - говорит отец Серафим, - можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

О молитвенном правиле Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал следующее молитвенное правило: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся»также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:»Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Серафимовым правилом (3 раза «Отче наш»; 3 раза «Богородице Дево…»; 1 раз «Символ веры») предполагалось молиться в отдельных случаях, когда почему-либо нет возможности прочитать полное правило. То есть в качестве исключения.

Кроме того, прп. Серафим дал его дивеевским сестрам, которые, будучи насельницами монастыря, имели возможность часто посещать богослужения – чаще, чем миряне.

Духовная жизнь – а особенно это касается молитвы – такова, что, если себя постоянно не понуждать, успеха не будет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва требует постоянного самопонуждения, в каком бы духовном устроении человек не находился, т.е. даже святые себя на молитву понуждали. Именно труд ценен перед Богом. В труде важно постоянство.

Но есть другая сторона молитвы. Когда человек постоянно понуждает себя на нее, он вдруг открывает в молитвенном занятии особенную внутреннюю радость, так что временами хочется все бросить ради молитвы. Именно поэтому находятся люди, которые уходят в монастыри. Туда уходят не для чего иного, как для молитвы. И если бы молитва не доставляла радость, вряд ли бы кто-нибудь смог там остаться.

Что касается внимания, которое действительно является душой молитвы, оно напрямую зависит от того, какую жизнь проводит человек. Тот, кто проводит внимательную жизнь, обладает внимательной молитвой. «Невольному причина произвольное»,- сказали Отцы. Внимательная жизнь – это когда человек внимательно относится ко всему тому, что с ним происходит. Прежде всего – внутри него, а затем и вокруг: ко всем мыслям, переживаниям, желаниям, намерениям. Каждое желание и каждую мысль сравнивает с Евангелием: угодны ли они Богу? – и оставляет в сердце и в уме только богоугодное, изгоняя оттуда всякое проявление греха. Много помогает внимательной жизни, когда человек имеет духовного отца и может спрашивать у него, как поступать в той или иной ситуации, может разрешать различные недоумения, касающиеся духовной жизни и внешних обстоятельств.

Угодники Божии были людьми мудрыми. Они понимали, что приучать человека к благочестивой жизни нужно постепенно: не наливают вина нового в мехи ветхие. Поэтому вначале ученикам своим давали правила небольшие, а затем требовали большей строгости. Это непременный закон духовной жизни: забывая заднее, простираться вперед,- как сказал апостол.

Коротенькие же молитвы заповедовали они в качестве непрестанных для того, чтобы ум не рассеивался от многих слов, сохранял внимание. Непрестанная молитва совершается во время каких-либо дел, называемых в монастыре послушаниями, а в миру работой. Эти коротенькие молитвы, исполняемые по заповеди «непрестанно молитесь», не должны мешать, поэтому, если работа умственная, молитва в это время оставляется. Правило же домашнее заповедовалось индивидуально, в соответствии с духовными силами ученика. Да и богослужение, порой даже у мирян занимало значительное время. Недаром называлось оно всенощным бдением. Сокращения начались в XIX веке. На Святой Афонской горе богослужения до сих пор длятся по 13-14 часов.

Я же считаю, что необходимый минимум для любого мирянина утренние и вечерние молитвы в полном объеме.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз) .

После каждого десятка читаются дополнительные молитвы:

Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников) , а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви .
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).

Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена) .

Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена) .

Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.

Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.

Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.

Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.

Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Преподобный Серафим Саровский преподавал следующее молитвенное правило: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся»также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:»Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и это молитвенное правило, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Серафимовым правилом (3 раза «Отче наш»; 3 раза «Богородице Дево…»; 1 раз «Символ веры») предполагалось молиться в отдельных случаях, когда почему-либо нет возможности прочитать полное правило. То есть в качестве исключения.

Кроме того, прп. Серафим дал его дивеевским сестрам, которые, будучи насельницами монастыря, имели возможность часто посещать богослужения – чаще, чем миряне.

Духовная жизнь – а особенно это касается молитвы – такова, что, если себя постоянно не понуждать, успеха не будет. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва требует постоянного самопонуждения, в каком бы духовном устроении человек не находился, т.е. даже святые себя на молитву понуждали. Именно труд ценен перед Богом. В труде важно постоянство.

Но есть другая сторона молитвы. Когда человек постоянно понуждает себя на нее, он вдруг открывает в молитвенном занятии особенную внутреннюю радость, так что временами хочется все бросить ради молитвы. Именно поэтому находятся люди, которые уходят в монастыри. Туда уходят не для чего иного, как для молитвы. И если бы молитва не доставляла радость, вряд ли бы кто-нибудь смог там остаться.

Что касается внимания, которое действительно является душой молитвы, оно напрямую зависит от того, какую жизнь проводит человек. Тот, кто проводит внимательную жизнь, обладает внимательной молитвой. «Невольному причина произвольное»,- сказали Отцы. Внимательная жизнь – это когда человек внимательно относится ко всему тому, что с ним происходит. Прежде всего – внутри него, а затем и вокруг: ко всем мыслям, переживаниям, желаниям, намерениям. Каждое желание и каждую мысль сравнивает с Евангелием: угодны ли они Богу? – и оставляет в сердце и в уме только богоугодное, изгоняя оттуда всякое проявление греха. Много помогает внимательной жизни, когда человек имеет духовного отца и может спрашивать у него, как поступать в той или иной ситуации, может разрешать различные недоумения, касающиеся духовной жизни и внешних обстоятельств.

Угодники Божии были людьми мудрыми. Они понимали, что приучать человека к благочестивой жизни нужно постепенно: не наливают вина нового в мехи ветхие. Поэтому вначале ученикам своим давали правила небольшие, а затем требовали большей строгости. Это непременный закон духовной жизни: забывая заднее, простираться вперед,- как сказал апостол.

Коротенькие же молитвы заповедовали они в качестве непрестанных для того, чтобы ум не рассеивался от многих слов, сохранял внимание. Непрестанная молитва совершается во время каких-либо дел, называемых в монастыре послушаниями, а в миру работой. Эти коротенькие молитвы, исполняемые по заповеди «непрестанно молитесь», не должны мешать, поэтому, если работа умственная, молитва в это время оставляется. Правило же домашнее заповедовалось индивидуально, в соответствии с духовными силами ученика. Да и богослужение, порой даже у мирян занимало значительное время. Недаром называлось оно всенощным бдением. Сокращения начались в XIX веке. На Святой Афонской горе богослужения до сих пор длятся по 13-14 часов. Я же считаю, что необходимый минимум для любого мирянина утренние и вечерние молитвы в полном объеме.

иеромонах Сергий

Приболев, бабушка только приговаривала, мол, помолюсь батюшке Серафиму, - он поможет. О своем помощнике и заступнике набожная старушка не рассказывала. Боялась, что начну пересказывать услышанное в школе, а мы росли в период атеизма.

Когда гонения на церковь прекратились, бабушка советовала обращаться к преподобному. Она считала, что он в самых разных делах помощник. В бабулином календаре отмечены и две даты: 15 января старец предстал перед Господом, а 1 августа обретены его мощи.

Бабушка пробудила во мне интерес побольше узнать о преподобном, который всю свою жизнь провел в служении Богу. Старец уверял, что спасется всякий, кто призовет имя Господа. Ежедневная и постоянная молитва - это и есть разговор с Отцом небесным. Беседа ведется по определенным правилам. Одно из них - правило Серафима Саровского.

Молитвенное правило Серафима Саровского

Как и кому помогает

Всем, кто с искренним сердцем и чистыми помыслами обращается к Господу нашему, даруется то, с чем мы обращаемся в этих просьбах. Исцеление от болезней, обретение душевного покоя, исполнение желаний. Ведь произнесенные с верой слова обладают особым свойством, а Господь всемилостив. Батюшка Серафим говорил, что все, кто регулярно общаются с Богом, достигнут христианского совершенства.

Правила чтения

Еще при жизни старца паломники шли к нему. Люди признавались, что не всегда могут сходить в храм. Батюшка советовал им завести за правило обращаться к Богу в течение дня. Этот совет мы знаем как молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.

  • «Отче наш» (обращение Пресвятой Троице) трижды;
  • песнь «Богородице дево, радуйся» трижды;
  • «Символ веры» один раз.

Повседневные дела можно перемежать общением с Господом. По дороге, на службе до обеда негромко произносите: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (-ую). Если рядом есть посторонние, говорите мысленно «Господи помилуй».

Перед обедом и перед сном утренние молитвы снова повторите. Выполняя работу, до сна обращайтесь к Богородице «Спаси мя грешнаго (ую)». Начинайте молиться, перекрестившись.

Текст молитвы

«Отче наш» - основополагающая. С ней мы доверительно обращаемся к небесному Отцу в разных жизненных ситуациях.

Песнь «Богородице дево, радуйся». Матерь Божья является небесной заступницей для всех верующих. Хвалебное воззвание помогает справляться с невзгодами, приобщаться к радости.

«Символ веры» - краткое изложение основ православной веры. Каждая из 12 ее членов содержит один из догматов православия.


Что такое Серафимово правило

Биография

Прохор родился в 18 веке в семье богатого курского купца Мошнина. Глубоко верующие родители и сыновей воспитывали в христианских традициях. Когда 17-летний юноша решил отправиться в Киево-Печерскую лавру, мать благословила его. Женщина была уверена, что Богоматери она обязана чудесным исцелением сына после падения его с колокольни.

Из Киева путь Прохора лежал в Саровскую пустынь. Прослужив там, он стал иноком и получил имя Серафим. Монах вел аскетичную жизнь в уединенной келье в молитвах. Скудную пищу собирал в лесу да в огороде, который развел рядом.

Преподобный возродил старчество на Руси, много лет проведя в молчании. Известен и как столпник: молился по ночам на валуне, возводя руки к небу. Еще при жизни стал известен как целитель и прозорливец. Предсказал страшные испытания для России и ее возрождение в качестве сильной державы. В начале 20 века канонизирован по инициативе Иоанна Кронштадтского и императора Николая II.


История появления

Преподобный долгие годы был покровителем Дивеевской женской обители. Он оставил молитвенное правило для сестер монастыря. Утром прочесть правило как для мирян (Правильце), другие утренние молитвы. Выполнение послушания не могло мешать чтению.

Вечернее правило Дивеевского женского монастыря:

  • 12 избранных пустынниками псалмов;
  • помянник;
  • поучение;
  • по 100 поясных поклонов с молитвами: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас грешных!», «Владычица наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!» и «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас грешных!»;
  • повторить Правильце.

Другие молитвы преподобного Серафима

Примерно в 7-8 веке было известно Богородичное молитвенное правило. Оно помогало в болезнях, несчастьях. На некоторое время это правило ушло из обихода. Вернул эту сильную молитву Саровский старец.

Нужно произнести «Богородице дево, радуйся» 150 раз в сутки. После каждого десятка следует читать «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице». Затем идет тропарь в соответствии с одним из событий в ее жизни.

В Дивеевской обители прихожане с Песнью шествовали вокруг храма по благословению старца. Жива эта традиция и сегодня. Ведь в монастырь едут многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам преподобного, пройти по Богородичной канавке, набрать святой воды из источника.

При жизни батюшка помогал всем, кто обращался к нему. Не забывает и сейчас приходящих с верой, глубоким упованием. Поэтому в каждом храме есть икона преподобного, существует несколько молитв для общения с ним.

Одна из основных «Молитва Серафима Саровского на каждый день» (О пречудный отче).

Часто обращаются к старцу больные в прошении помочь победить недуг (Об исцелении и здравии).

Покровительствует святой в делах семейных. Всем девушкам, кто не нашел своей половинки после 30 лет, помогает выбрать достойного супруга. (О любви и замужестве).

С какими-либо проблемами мы не справляемся в одиночку. Тогда всякий христианин молится преподобному о помощи в делах и удаче.

Торговые люди чтят покровителя и обращаются с Молитвой батюшке Серафиму о хорошей торговле и удаче в денежных делах.

Рассказывают и такую историю. В 1928 году грозил арест одному старцу. И вот является к нему Серафим Саровский, велит записать текст молитвы Богородице «Всемилостивая» и всегда читать ее. 18 лет каторги выдержал старец.


Утренние

Проснувшись, встаньте перед иконами, перекрестившись, читайте «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Потом внимательно, не спеша произносите молитвы:

  • мытаря (стих 13. глава 18, Евангелие от Луки);
  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари Троичные;
  • ко Пресвятой Троице (с поклонами);
  • Псалом 50;
  • Символ Веры;
  • Первая, святого Макария Великого;
  • Вторая. святого Макария Великого;
  • Третья, святого Макария Великого;
  • Четвертая, святого Макария Великого;
  • Пятая, святого Василия Великого;
  • Шестая, Василия Великого;
  • Седьмая, Богородице;
  • Восьмая, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • Девятая, к Ангелу хранителю;
  • Десятая, ко Пресвятой Богородице;
  • Призывание святого, имя которого носишь;
  • Песнь Богородице;
  • Тропарь Кресту и молитва за Отечество;
  • о живых (с поклонами);
  • об усопших (с поклонами);
  • окончание молитв.


Вечерние

Перед сном мы снова встаем перед иконами и обращаемся к Господу. Зажгите свечу, забудьте о суете мирской.

Слова молитв одна за другой пойдут из вашего сердца:

  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • Трисвятое (трижды с крестным знамением и поклоном);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари;
  • 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу;;
  • 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • 3-я, ко Пресвятому Духу;
  • 4-я, святого Макария Великого;
  • 5-я, (Господи Боже Наш, еже согрешивших в дни сем словом...);
  • 6-я, (Господи Боже Наш, в Него же веровахом...);
  • 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы по количеству часов);
  • 8-я, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского;
  • 10-я, ко Пресвятой Богородице;
  • 11-я, ко святому Ангелу хранителю;
  • кондак Богородице;
  • молитва святого Иоанникия;
  • мол-ва святого Иоанна Дамаскина;
  • Честному Кресту (перекрестившись);
  • Ослаби, остави, прости, Боже...;
  • Нненавидящих и обидящих нас прости, Боже...;
  • исповедание грехов повседневное;
  • на отход ко сну.

Очистите помыслы свои и сердце перед перед молитвой, тогда ваша душа наполнится любовью, и Преподобный вас не оставит.


Видео

Видео рассказывает, как проходит праздник Успения Богородицы в Дивеево.

Краткое ежедневное молитвенное правило, завещанное Серафимом Саровским всем мирянам. Сам батюшка Серафим называл его "правильце". Еще это молитвенное правило называется: Серафимово правило.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского

Многие, приходя к о. Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотству, другие - по недосугу. О. Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:

"Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает

Молитву Господню: Отче наш - трижды, в честь Пресвятой Троицы,

Потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся - также трижды,

И, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога - единожды.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную; а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй и продолжает до обеда.

Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.

После обеда, исполняя своё дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго, и это пусть продолжает до самого сна.

Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго или грешную.

Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило, т. е. трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры. После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

"Держась этого правила, - говорил отец Серафим, - можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры."

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на хотьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Молитвы для правила

Молитва Господня: Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва: Богородице Дево, радуйся

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою:
благословенна Ты в женах,
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва: Символ Веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.